рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Налоговая полиция и её роль в системе правоохранительных органов

представляет собой систему государственных мер, направленную на охрану

экономических интересов субъектов права - граждан, юридических лиц,

государства.

Обеспечением экономической безопасности государства в Российской

Федерации занимаются правоохранительные органы, к которым закон относит и

федеральные органы налоговой полиции. В частности, Закон “О федеральных

органах налоговой полиции”, принятый законодательным органом России 24 июня

1993 года, в ст. 1 установил, что федеральные органы налоговой полиции

являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения

экономической безопасности Российской Федерации.

Экономическая безопасность государства может обеспечиваться самыми

разнообразными способами. Изучив материалы, изложенные в работе

В.И.Гуреева[10], автор полагает, что эти способы можно разделить на

следующие группы - организационные, правовые, технические и др.

Под организационными способами обеспечения экономической безопасности

государства понимают, различные приемы, используемые для организации

данного процесса. К основным таким приемам можно отнести:

- координацию деятельности налоговой полиции с другими правоохранительными

органами по обеспечению экономической безопасности государства;

- структуризацию управления, представляющую собой внутреннюю форму

организации федеральных органов налоговой полиции;

- организацию социальных связей, характеризующуюся формами работы с

населением (например, средствами пропаганды).

Все эти и другие приемы должны использоваться только в рамках

действующего законодательства, что позволит не допускать произвольного их

применения.

Правовые способы обеспечения экономической безопасности государства

предполагают наличие правовых основ организации и деятельности

соответствующих органов государства, в том числе правоохранительных.

Практически это означает, что в государстве приняты и действуют законы и

подзаконные нормативные акты, регулирующие отношения в рассматриваемой

сфере.

Под техническими способами обеспечения экономической безопасности

государства понимают, различные технические средства (компьютеры,

транспортные средства, средства связи и т.д.), с помощью которых

достигается решение задач, поставленных перед федеральными органами

налоговой полиции.

По своему статусу ФСНП России является федеральным органом

исполнительной власти (Указ Президента РФ от 14 августа 1996 года №1177),

который осуществляет свои правоохранительные функции в сфере обеспечения

экономической безопасности государства, защиты ее интересов. Иными словами,

налоговая полиция такой же федеральный правоохранительный орган, как

Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба

безопасности Российской Федерации, другие силовые структуры государства,

выполняющие определенные законом задачи и наделенные для этого

соответствующими полномочиями. В Законе Российской Федерации “О федеральных

органах налоговой полиции” также говорится, что федеральные органы

налоговой полиции являются правоохранительными органами, частью сил

обеспечения экономической безопасности государства.

Статус и полномочия деятельности федеральных органов налоговой полиции

регламентируется целым комплексом законодательных и иных нормативных актов.

Правовыми основами деятельности федеральных органов налоговой полиции

являются Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе

Российской Федерации, уже упомянутый Закон “О федеральных органах налоговой

полиции” и иные законодательные акты Российской Федерации, правовые акты

автономных образований, краев, областей, регулирующих отношения в области

налогообложения. Поскольку органы налоговой полиции - это

правоохранительные органы, то в своей деятельности они руководствуются

актами, регулирующими правоотношения по осуществлению охраны

государственного и общественного порядка. К числу таких актов относятся:

Федеральный закон от 12 августа 1995 года “Об оперативно-розыскной

деятельности”, Уголовный кодекс РФ. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и

Кодекс об административных правонарушениях РСФСР.

Выступая участниками налоговых правоотношений федеральные органы

налоговой полиции вправе пользоваться полномочиями, предоставленными

законодательством налоговым органам при исполнении служебных обязанностей,

т.е. в рамках возложенных на них задач по выявлению, предупреждению и

пресечению налоговых преступлений и правонарушений.

Как известно деятельность правоохранительных органов связана, как

правило, с вторжением в сферу конституционных прав и свобод граждан,

поэтому осуществление ими своих полномочий должно происходить только в

рамках задач и на основе принципов деятельности налоговой полиции, что

служит гарантией от неоправданного нарушения прав физических и юридических

лиц.

Соответственно задачам, автор считает, что можно выделить и три группы

полномочий. При этом важно отметить, что одни из полномочий практически

аналогичны полномочиям налоговых органов, другие направлены на содействие

органам налоговой службы в исполнении ими своих обязанностей, третьи

являются узкоспециальными правомочиями органов налоговой полиции, что

позволяет ей контролировать не только налогоплательщиков, но и должностных

лиц госналогинспекций[11].

На налоговую полицию возложено четыре основные задачи:

1. Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и

правонарушений

2. Обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты их

должностных лиц от противоправных посягательств при исполнении

служебных обязанностей.

3. Государственная защита должностных лиц налоговых органов, федеральных

органов налоговой полиции и их близких.

4. Выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах и

федеральных органов налоговой полиции.

Федеральные органы налоговой полиции выполняют функции

правоохранительных органов, но так же в ряде случаев и функции

государственных налоговых инспекций[12]. В соответствии с п.2 ст. 11 Закона

“О федеральных органах налоговой полиции” налоговая полиция вправе

пользоваться полномочиями, предоставленными законодательством должностным

лицам налоговых органов, только в рамках возложенных на них задач по

выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и

правонарушений. Они не вправе выполнять функции налоговых инспекций, не

вытекающие из налоговых отношений. Так, например, в компетенцию налоговой

полиции не входит проверка исполнения Закона Российской Федерации “О

применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с

населением” и наложение на хозяйствующие субъекты штрафов за нарушение

этого закона.

2.2. Принципы деятельности органов налоговой полиции Российской Федерации

Деятельность органов налоговой полиции осуществляется на основе следующих

принципов:

- законности

- уважения прав и свобод человека и гражданина

- подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и

исполнительной властей Российской Федерации

- сочетания гласных и негласных форм деятельности

- единства и централизации органов налоговой полиции

- независимости и конфиденциальности.

- взаимодействия с другими органами, налоговыми службами других

государств, гражданами и организациями.

Создание и деятельность политических партий и других общественных

объединений в федеральных органах налоговой полиции не допускается.

Сотрудники федеральных органов налоговой полиции не могут быть ограничены в

своей служебной деятельности решениями политических партий и других

общественных объединений, преследующих политические цели. Речь идет о таком

принципе, как подчинение только закону, выведение государственных

правоохранительных органов из-под контроля партий и иных общественных

организаций[13].

Федеральные органы налоговой полиции должны осуществлять свою

деятельность во взаимодействии с другими государственными органами,

общественными объединениями и гражданами, а также с налоговыми службами

других государств на основе международных договоров и обязательств

Российской Федерации, что позволяет на практике реализовать такой принцип,

как комплексный подход к решению задач по обеспечению экономической

безопасности государства.

Обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства,

правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в

соответствующие бюджеты налогов, сборов и других обязательных платежей -

это основная цель взаимодействия федеральных органов налоговой полиции,

налоговых органов и иных государственных учреждений.

Условия, формы и порядок взаимодействия органов налоговой полиции с

Государственной налоговой службой регулируются Законом РФ "О федеральных

органах налоговой полиции", совместным приказом ДНП и ГНС от 14 марта 1994

г. № 67-3-14/18/77 "Об организации взаимодействия органов Государственной

налоговой службы Российской Федерации и Федеральной службы налоговой

полиции Российской Федерации", а также приложением к этому приказу,

определяющим порядок проведения налоговыми органами и органами налоговой

полиции мероприятий по контролю за соблюдением налогового законодательства.

В соответствии с указанными правовыми актами руководители органов ФСНП

и ГНС Российской Федерации обязаны постоянно координировать действия

соответствующих служб и подразделений по своевременному выявлению и

пресечению нарушений налогового законодательства, а также решению других

вопросов, представляющих взаимный интерес. В этих целях должны создаваться

рабочие группы, проводиться регулярные встречи представителей

заинтересованных подразделений для согласования действий, а наиболее важные

проблемы выноситься на рассмотрение совместных заседаний коллегий.

По итогам совместной проверки юридических и физических лиц

составляется единый акт, который подписывается, с одной стороны,

работниками налоговой инспекции и, органа налоговой полиции, а с другой –

руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия, учреждения,

организации либо гражданином, занимающимся предпринимательской

деятельностью.

Решение по результатам совместной проверки принимается руководителем

налогового органа по согласованию с руководством органа налоговой полиции.

Если налогоплательщики, не согласные с результатами совместных

проверок, подали исковые заявления в суд, то при их рассмотрении органы

налоговой полиции и налоговой службы обеспечивают участие своих

представителей в судебных заседаниях.

Налоговые инспекции при выявлении фактов сокрытия доходов (прибыли)

или иных объектов налогообложения в крупных и особо крупных размерах

обязаны в трехдневный срок направить необходимые материалы в

территориальные органы налоговой полиции для проведения дознания и принятия

решения по ним в соответствии с действующим законодательством.

В свою очередь органы налоговой полиции обеспечивают налоговые

инспекции информацией о вскрытых фактах уклонения от уплаты налогов и

других обязательных платежей.

В ходе взаимодействия руководители обеих служб должны обмениваться

информацией по вопросам, касающимся форм и методов уклонения

налогоплательщиков от налогообложения, фактов коррупции и других

правонарушений, а также аналитической информацией по результатам проверок и

методическими рекомендациями по общим проблемам деятельности. Большие

возможности заложены во взаимодействии информационных компьютерных систем

налоговой полиции и налоговой службы. К. настоящему времени проведен ряд

экспериментов и теоретических проработок, позволивших, в частности,

подтвердить возможность автоматизированного выявления признаков уклонения

от уплаты налогов (имеются в виду условия России – на Западе подобные

системы давно используются). С другой стороны, накопление информации в

компьютерных системах налоговых служб расширяет возможности ее

конспиративного получения и специфической обработки, к примеру, службами

собственной безопасности. Вместе с тем, компьютеризация налоговых инспекций

ставит перед подразделениями налоговой полиции ряд новых проблем, связанных

с необходимостью обеспечения безопасности этих компьютерных систем. Как

известно, внедрение компьютерных технологий сопровождается появлением

дополнительных каналов утечки информации, а также ряда способов умышленного

или неумышленного ее искажения.

Взаимодействие государственных органов в налоговой сфере состоит во

взаимном содействии в решении стоящих перед налоговой службой и налоговой

полицией задач.

Федеральная служба налоговой полиции содействует налоговым службам по

мотивированному запросу ГНС РФ, ГНИ на местах, других органов выделяют

сотрудников налоговой полиции для проверки фактов налоговых правонарушений.

Федеральные органы налоговой полиции извещают налоговые органы о

реализации оперативных мероприятий по фактам выявлений и пресечения

налоговых преступлений, контрольных проверках налогоплательщиков.

По мотивированному запросу Госналогслужбы РФ, государственных

налоговых инспекций федеральные органы налоговой полиции на местах

обеспечивают личную безопасность сотрудников налоговых органов и членов их

семей. Кроме того, ГНС РФ, ГНИ на местах иные государственные органы по

мотивированному запросу федеральных органов налоговой полиции выделяют

своих специалистов для проведения совместных проверок по данным оперативных

материалов, а также контрольных проверок правильности уплаты налогов,

сборов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами.

ФСНП России имеет следуюшую структуру:

ФСНП Российской Федерации на правах государственного комитета

Российской Федерации (далее - Федеральная служба налоговой полиции); органы

Федеральной службы налоговой полиции по республикам, краям, областям,

городам федерального значения, автономной области, автономным округам

(управления, отделы) - территориальные органы;

органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт -

Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов Федеральной

службы налоговой полиции - местные органы налоговой полиции. (Приложение 1)

Глава 3. Обязанности и права органов налоговой полиции в Российской

Федерации

3.1. Обязанности органов налоговой полиции Российской Федерации

Федеральные органы налоговой полиции имеют достаточно широкий круг

полномочий. Налоговая полиция наделена правами, предоставленными

законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного

контроля, но и правами присущими милиции, органам дознания и

предварительного следствия, а также органам прокуратуры.

Проанализировав и обобщив изложенные в учебном пособии

A.В.Брызгалина[14] нормативные документы и материалы, считаю, что

обязанности налоговой полиции могут быть разделены на следующие группы:

1) обязанности по выявлению и пресечению налоговых правонарушений:

- проводить в соответствии с законодательством оперативно-

розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в целях

выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц,

совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а

также принимать меры по возмещению нанесенного государству ущерба;

- осуществлять в пределах своей компетенции производство по

делам о налоговых преступлениях и нарушениях;

- принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную

информацию о налоговых преступлениях и нарушениях и осуществлять в

установленном порядке их проверку;

2) обязанности по охране налоговых органов:

- обеспечивать безопасность деятельности государственных

налоговых инспекций, защиту их сотрудников при исполнении ими служебных

обязанностей и собственную безопасность;

3) обязанности по борьбе с коррупцией:

- проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции в

налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции;

4) обязанности по взаимодействию:

- исполнять в пределах своей компетенции определения судов,

постановление судей, письменные поручения прокуроров, следователей о

производстве розыскных и иных предусмотренных законом действий, оказывать

им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;

- оказывать содействие налоговым органам, органам прокуратуры,

предварительного следствия, государственной безопасности, внутренних дел и

другим государственным органам в выявлении предупреждении и пресечении

преступлений и нарушений в области налогового законодательства;

- осуществлять сбор и анализ информации об исполнении налогового

законодательства, прогнозирование тенденций развития негативных процессов,

связанных с налогообложением юридических лиц, а также информировать высшие

органы государственной власти и управления Российской Федерации о

характерных процессах в обществе, связанных с сокрытием доходов (прибыли)

от налогообложения;

5) обязанности по охране тайны:

- сотрудники налоговой полиции обязаны сохранять

государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах

физических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении служебных

обязанностей.

3.2. Права органов налоговой полиции Российской Федерации

Федеральным органам налоговой полиции для выполнения возложенных на

них задач предоставляется право[15]:

1) проводить в соответствии с законодательством оперативно -

розыскные мероприятия список которых определен Федеральным законом “Об

оперативно-розыскной деятельности” от 12 августа 1995 г.[16]

К таким мероприятиям относятся:

. опрос граждан;

. наведение справок;

. сбор образцов для сравнительного исследования;

. проверочная закупка;

. исследование предметов и документов;

. наблюдение;

. отождествление личности;

. обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности,

транспортных средств;

. контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

. прослушивание телефонных переговоров; (Приложение 2)

. снятие информации с технических каналов связи;

. оперативное внедрение;

. контрольная поставка;

. оперативный эксперимент.

2) пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами,

предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и

агентам валютного контроля. В случае выявления нарушений валютного

законодательства органы налоговой полиции должны направлять материалы в

соответствующие учреждения. Как следует из Постановления Президиума Высшего

Арбитражного Суда РФ от 9 июля 1996 года №7127/95[17], органы налоговой

полиции наделены правами агентов валютного контроля, но поскольку агенты

валютного контроля не вправе применять санкции за нарушения валютного

законодательства, то и органы налоговой полиции такими правами не обладают.

Постановлением Конституционного суда от 17 декабря 1996 года №20-П

была дана оценка конституционности положений 2 и 3 ч.1 ст. 11 Закона РФ “О

федеральных органах налоговой полиции”[18], согласно которым федеральные

органы налоговой полиции на основании ст.7 (п.8 и 9) и ст.8 Закона РСФСР от

21 марта 1991 года “О государственной налоговой службе РСФСР” и ст. 13

Закона об основах налоговой системы могут производить взыскание с

юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного

дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия. Эти положения были

признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст.35 (ч..3), 45 и 46 (ч..1

и 2). Следовательно, органы налоговой полиции вправе производить взыскание

в бесспорном порядке только сумм недоимки и пени.

3) осуществлять при наличии достаточных данных проверки

налогоплательщиков (в том числе контрольные проверки после проверок,

проведенных налоговыми органами) в полном объеме с составлением актов по

результатам этих проверок. Принятие решений по актам проверок и применение

соответствующих санкций осуществляются начальником органа налоговой полиции

или его заместителем;

4) приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и

кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления

документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Решение о

приостановлении операций по указанным счетам принимает начальник органа

налоговой полиции или его заместитель;

5) беспрепятственно входить в любые производственные, складские,

торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их

нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов

(прибыли), и обследовать их.

О всех случаях проникновения в жилые помещения, используемые для

индивидуальной и предпринимательской деятельности, против воли проживающих

в них граждан орган налоговой полиции уведомляет прокурора в течение 24

часов с момента проникновения. Необходимо отметить, что данное право не

освобождает сотрудников налоговой полиции от необходимости получения

разрешения судьи или в соответствующих случаях извещения судьи о проведении

такой операции, поскольку в соответствии со ст. 25 Конституции Российской

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.