рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов

для природных парков, однако использует словосочетание «и иные

функциональные зоны», что предоставляет возможность расширительного

толкования текста закона, практически переводя все вышеперечисленные зоны

национальных парков в плоскость природных парков.

«На территориях национальных парков запрещается любая деятельность,

которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

разведка и разработка полезных ископаемых; работы, влекущее за собой

нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; предоставление на

их территориях садовых и дачных участков и т.д. … На территориях природных

парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически

сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических,

эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима

содержания памятников истории и культуры».[13]

В ч. 4 ст. 12 Закона «Об особо охраняемых территориях» говорится, что

в отдельных случаях в границах национальных парках могут находиться участки

других пользователей, а также собственников. Но опять же цели деятельности

этих собственников не должны противоречить целям, в связи с которыми

организуется национальный парк. Примером тому может служить вышеупомянутое

Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков на

территории национального парка. Так, в соответствии с п. 18 этого Положения

появляются специальные обязанности арендаторов, такие как ведение работ

способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или

ограничивающими их отрицательное воздействие на состояние и воспроизводство

лесов, а также на состояние земель, водоемов, других природных объектов и

объектов историко-культурного наследия; соблюдение санитарных правил,

выполнение других требований, установленных правилами, регулирующими

порядок пользования природными ресурсами в национальных парках, а также

предписания должностных лиц государственных органов управления лесным

хозяйством, специально уполномоченных органов в области использования и

охраны окружающей природной среды, изданные в пределах их компетенции.

Итак, «правовое положение национального парка характеризуется

двойственностью. С одной стороны, это государственное учреждение,

выполняющее научные и туристические функции, занимающиеся

просветительством. В этом качестве оно наделяется правами юридического лица

и полномочиями субъекта права пользования землей, полученной из федеральной

собственности. С другой стороны, это природный комплекс, изъятый из

хозяйственного оборота, сочетающий в себе решение экологических,

рекреационных и просветительских задач».[14] Дуализм проявляется и в

правовом режиме земель, выделяемых под национальные и природные парки – это

территории, отведенные под национальный или природный парк, и охранные

зоны, расположенные за его границами.

Часть 4. Правовой режим памятников природы.

Памятниками природы считаются отдельные уникальные природные объекты

и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое,

экологическое значение и нуждаются в особой охране. В зависимости от

значения природные объекты объявляются памятниками природы федерального,

республиканского, областного, краевого и местного значения.

«В нашей стране взяты под охрану разнообразные памятники природы.

Среди них участки леса с ценными древесными породами, вековые деревья,

кустарники, участки территории с особо ценной растительностью, отдельные

виды исчезающих растений местной флоры, произведения садово-паркового

искусства (сады, парки, дендрарии, аллеи и др.). Законом охраняются

памятники неживой природы (пещеры, валуны, скалы, обнажения ледниковых

отложений и коренных пород и др.), различные гидрологические объекты

(водопады, водные источники, озера, болота и др.) и другие

достопримечательности природы. Охрана устанавливается и над природными

объектами, имеющими культурное и историко-мемориальное значение».[15]

Основной целью объявления природных образований памятниками природы

является сохранение их в естественном состоянии для научных, культурно-

просветительских и эстетических целей. Для этого на территории расположения

памятника природы запрещается всякая деятельность, угрожающая его

сохранению, приводящая к деградации или изменению первозданного вида

ландшафта, состава фауны и флоры.

Специальными нормативными актами, регулирующими отношения в области

охраны памятников природы являются Положение о памятниках природы

федерального значения в РФ, утвержденное Приказом Минприроды от 25.01.1993

г. № 15 и Постановление Совета Министров РСФСР «О порядке признания водных

объектов памятниками природы и культуры» от 12.09.1974 г. № 501.

В соответствии с п. 2 Положения о памятниках природы к ним не могут

быть отнесены природные объекты и комплексы, находящиеся на территории

государственных природных заповедников, заповедных зон национальных

природных парков, памятников истории и культуры, а также входящие в состав

природных комплексов уже объявленных памятниками природы.

Если ранее я говорила о многозадачности создания заповедников,

заказников, национальных и природных парков, то, рассматривая памятники

природы, можно указать их не единственную, но основную и законодательно

определенную цель – это сохранение памятников природы в их естественном

состоянии. Сама цель их создания является особенностью правового режима

памятников природы, так как она представляет собой внутреннюю

направленность и обусловлена самим существованием памятника природы, а

никак не желанием создать такой памятник. На мой взгляд, в отличие от

вышеуказанных категорий особо охраняемых земель, создание памятника природы

– это его законодательное закрепление, а сам памятник не создается, он

объективно существует.

К памятникам природы относятся участки суши и пространства, а также

одиночные природные объекты, в том числе: участки живописных местностей,

эталонные участки нетронутой природы, участки с преобладанием культурного

ландшафта (древние копи, старинные парки), эталонные участки нетронутой

природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки,

аллеи, каналы, древние копи и т.п.); места произрастания и обитания ценных,

реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в

том числе на границах их ареалов; лесные массивы и участки леса, особо

ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность,

генетические качества, строение насаждений и т.п.), а также образцы

выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики; небольшие

дендрологические парки; природные объекты, играющие важную роль в

поддержании гидрологического режима; уникальные формы рельефа и связанные с

ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и

троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, карровые поля,

группы пещер, гигантские наледи, гидролакколиты и т.п.); геологические

обнажения, имеющие научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы

редких минералов, горных пород и полезных ископаемых, известные в крайне

ограниченном числе); геолого-географические полигоны, в том числе

классические участки с особенно выразительными следами сейсмических

явлений, а также обнаружения разрывных и складчатых нарушений залегания

горных пород; местонахождения редких или особо ценных палеонтологических

объектов; участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ,

морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;

природные гидроминеральные комплексы; термальные источники, месторождения

лечебных грязей; береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова,

бухты, лагуны и т.п.); отдельные объекты живой и неживой природы (места

гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное

значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и

реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники,

истоки рек, воклюзы, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры,

гроты и т.п.).

Частью правового режима памятников природы является также и то, что

органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов

РФ утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий

памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и

их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление

охранного обязательства и паспорта осуществляются Министерством охраны

окружающей среды и природных ресурсов РФ.

Памятники природы полностью изымаются из хозяйственного

использования.

«Особенности правового режима земель, занятых памятниками природы,

прежде всего, определяются классификацией этих памятников: небольшие

урочища (рощи, озера, участки долин и побережий, достопримечательные горы и

т.д.); отдельные объекты (редкие и опорные геологические обнажения,

эталонные участки месторождений полезных ископаемых, водопады, пещеры,

минеральные источники, живописные скалы, метеоритные карьеры и т.д.)».[16]

Итак, подводя итог этой части курсовой работы, следует отметить

важные особенности правового режима самих памятников природы, которые

выражаются в том, что, во-первых, памятники природы имеют различный

правовой статус в зависимости от своей уникальности, научной или

эстетической ценности и подразделяются на памятники федерального,

регионального (субъектов РФ) и местного значения; во-вторых, каждый

памятник удостоверяется особым правовым документом – паспортом, в котором

закрепляются правила содержания памятника; в-третьих, каждый памятник

обозначается на местности знаками в соответствии с границами, нанесенными

на карту пользователей земли; в-четвертых, на территории расположения

памятника природы запрещается всякая деятельность, угрожающая их

сохранности. Общим в правовом режиме особо охраняемых природных территорий

вообще является то, что землепользователи, если таковые могут быть с в силу

закона, на участках которых находятся памятники природы принимают на себя

обязательства по обеспечению их охраны.

Часть 5. Правовой режим иных особо охраняемых природных территорий.

В этой части курсовой работы я предполагаю рассмотреть правовые

режимы дендрологических парков, ботанических садов, лечебно-оздоровительных

местностей и курортов.

Ч. 1 ст. 28 ФЗ «Об особо охраняемых территориях» определяется

дендрологические парки и ботанические сады как природоохранные учреждения,

в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях

сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также

осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории

дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для

выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в

бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим

садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в

ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

Дендрологические парки и ботанические сады могут быть как

федерального, так и регионального значения и образуются соответственно

решениям представительных и исполнительных органов власти РФ или субъектов

РФ. Следовательно, финансирование дендрологических парков и ботанических

садов осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств

бюджетов субъектов РФ соответственно.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть

разделены на различные функциональные зоны, например, на:

1) Экспозиционную, предполагающую посещение, разрешенное в порядке,

определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов;

2) Научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные

сотрудники дендрологических парков и ботанических садов, а также

специалисты других научно-исследовательских учреждений;

3) Административную.

«Задачи, научный профиль, юридический статус, организационное

устройство, особенности режима конкретного дендрологического парка и

ботанического сада определяются Положениями, утвержденными для них

соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об их

образовании».[17]

В категорию правовой режим учреждений оздоровительного назначения

входят правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и правовой режим

курортов. В преамбуле к ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-

оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 г. говорится, что

«природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты

являются национальным достоянием народов РФ, предназначены для лечения и

отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным

объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите».

Цель придания специального статуса данной категории объектов – особая

охрана для сохранения природных свойств земель и лечебных средств курортов

и лечебно-оздоровительных местностей для профилактики и лечения населения.

В Законе дается определение рассматриваемых объектов. Лечебно-

оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными

ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а

также для отдыха населения.

Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях

особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными

ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями,

включая объекты инфраструктуры. Я полагаю, что в качестве основного и

конечного объекта экологического права в этом случае будет выступать именно

курорт, так как организация курорта предполагает наличие лечебно-

оздоровительной местности, хотя не исключается и самостоятельное

существование последней.

На основании вышеупомянутого Закона курорты могут быть федерального,

регионального, местного и районного значений. В зависимости от значения

курорта определяется порядок его образования. Так, курорты федерального

значения образуются по решению Правительства РФ, регионального значения –

по решению органа исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с

федеральными органами исполнительной власти, а местного и районного – в

порядке установленном правовыми актами субъекта РФ. По этой же схеме

происходит и финансирование курортов, то есть курорты федерального значения

получают основные средства из федерального бюджета; регионального,

местного, районного значений – из бюджетов субъектов РФ.

Запрещается строительство на курортах новых и расширение действующих

промышленных предприятий и других объектов, не связанных непосредственно с

удовлетворением нужд лиц, прибывающих на курорт для лечения и отдыха и

местного населения.

Основными элементами правового режима курортов являются: санитарная

охрана их как природного комплекса и общекурортный режим.

«Общекурортный режим, предусматривающий, в частности, мероприятия по

борьбе с шумом и по регулированию работы транспорта, внешней

радиотрансляционной сети, зрелищных, торговых и иных предприятий,

устанавливается в целях обеспечения условий для лечения и отдыха граждан на

курортах».[18]

Для предохранения лечебно-оздоровительных местностей и курортов от

порчи и преждевременного истощения, в них устанавливаются округа санитарной

охраны. Они устанавливаются на всех курортах. В границы округов санитарной

охраны входят территории лечебно-оздоровительных местностей, а также

территории, необходимые для санитарной охраны лечебных средств курортов. В

пределах округов санитарной охраны запрещаются всякие работы, загрязняющие

почву, воздух, воду, наносящие ущерб лесам и другим зеленым насаждениям,

ведущие к развитию эрозийных процессов и отрицательно влияющие на природные

лечебные средства и состояние курортов. В округах санитарной охраны

выделяется до трех зон.

«На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды

хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с

исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и

оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и

рациональных технологий. На территории второй зоны запрещается размещение

объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием

сферы культурного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих

окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их

истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение

промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на

осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением

окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их

истощением».[19]

При использовании одного или нескольких связанных между собой

месторождений минеральных вод, смежных пляжей и других природных лечебных

средств несколькими курортами для них может устанавливаться единый округ

санитарной охраны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог курсовой работы можно сказать, что Земельный Кодекс

РСФСР 1991 г. впервые выделил в самостоятельную категорию земли, отведенные

под особо охраняемые территории. Действующее законодательство под такими

территориями понимает земли, изъятые из экономического оборота и

выполняющие специальные народнохозяйственные, экологические, историко-

культурные функции.

К особо охраняемым природными территориям и объектам относятся

природно-заповедный фонд, включающий в себя природные заповедники,

природные заказники, национальные парки, природные парки, памятники

природы, а также лечебно-оздоровительные местности, дендрологические и

ботанические парки, курорты.

Территории заповедников и памятников природы полностью изъяты из

хозяйственного и рекреационного использования. Заказники и национальные

парки характеризуется частичным изъятием отведенных им территорий из

хозяйственного и рекреационного использования. Заповедники и национальные

парки могут выступать в качестве самостоятельных землепользователей, в то

время как заказники и памятники природы таковыми не являются.

Дендрологические и ботанические сады, лечебно-оздоровительная

местность, курорты не являются составляющими природно-заповедного фонда,

тем не менее, особенности правового режима этих объектов позволяют относить

их к особо охраняемым природным территориям и объектам, поэтому в своей

курсовой работе я сочла нужным уделить им внимание.

Список использованной литературы.

1. Демина С.А. Закон на страже природы. – М.,1987.

2. Емельянова В.Г. Охрана заповедников, заказников, памятников природы. –

М.,1975.

3. Ерофеев Б.В Экологическое право. – М.,1996.

4. Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998.

5. Земельное право (под ред. В.В. Петрова). – М.,1995.

6. Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы

(под ред. В.В. Петрова). – М.,1990.

7. Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые территории. – М.,1978.

8. Советское земельное право (под ред. Н.И. Краснова). – М.,1981.

9. Транин А.А Перспективы развития законодательства об особо охраняемых

территориях. // Советское государство и право,1990. - № 5.

10. Транин А.А. Национальные парки СССР: проблемы и перспективы. – М.,1991.

Нормативно-правовые акты.

1. Земельный Кодекс РСФСР 1991 г.

2. ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях». // СЗ

РФ, 1995. - № 12. – ст. 1013.

3. ФЗ от 23.02.1995 г. «О природных ресурсах, лечебно-оздоровительных

местностях и курортах». // СЗ РФ, 1995. – № 9. – ст. 713.

4. Закон РФ от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей природной среды». //

Российская газета,1992. - № 51 (3 марта).

5. Положение о государственных природных заповедниках РФ, утв.

Постановлением Правительства РФ от 18.12.1991 г. № 48. // Собрание

Постановлений Правительства РСФСР, 1992. - № 4. #P 3 0 1 1 9038578

0100010000001010000000000C000000C7C0CFCEC2C5C4CDC82A200001000000000001000

100#E

6. П#P 3 0 1 1 9038578

0100010000001010000000000C000000C7C0CFCEC2C5C4CDC82A200001000000000001000

100#Eоложение о порядке добывания диких животных в регуляционных и

научно-исследовательских целях на территории государственных

заповедников РФ, утв. Приказом Минприроды от 08.12.1992 г. № 24. // Сб.

руководящих документов по заповедному делу. – М.,1996.

7. Типовое Положение о государственных природных заказниках в РФ, утв.

Приказом Минприроды РФ от 14.12.1992 г. № 33.

8. Общеее Положение о государственных природных заказниках

общереспубликанского (федерального) значения в РФ, утв. Приказом

Минприроды РФ от 25.01.1993 г.

9. Положение о памятниках природы федерального значения в РФ, утв. Приказом

Минприроды от 25.01.1993 г. № 15. // Российские вести,1993. - № 33.

10. Постановление Совета Министров РСФСР «О порядке признания водных

объектов памятниками природы и культуры» от 12.09.1974 г. № 501. //

Сборник Постановлений Правительства РСФСР,1974. - № 23.

11. Положение о национальных природных парках, утв. Постановлением

Правительства РФ от 10.08.1993 г. № 769. // Собрание актов Президента и

Правительства РФ,1993. - № 34.

12. Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков,

природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных

парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого

туризма и отдыха, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г.

№ 926. // СЗ РФ,1996. - № 33.

-----------------------

[1] Транин А.А. Перспективы развития законодательства об особо охраняемых

природных территориях. // Советское государство и право,1990. - № 5. – с.

61.

[2] Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998. – с. 465.

[3] Земельное право России (под ред. В.В. Петрова). – М.,1995. – с. 289.

[4] Емельянова В.Г. Охрана заповедников, заказников, памятников природы. –

М.,1975. – с. 19.

[5] Транин А.А. Национальные парки в СССР: проблемы и перспективы. –

М.,1991. – с. 15.

[6] Там же. – с. 17.

[7] Там же. – с. 18.

[8] Емельянова В.Г. Охрана заповедников, заказников, памятников природы. –

М.,1975. – с. 14.

[9] Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые территории. – М.,1978. –

с. 258-259.

[10] Демина С.А. Закон на страже природы. – М.,1987. – с. 66.

[11] Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998. – с. 471.

[12] Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы

(под ред. В.В. Петрова). – М.,1990. – с. 304-305.

[13] Ерофеев Б.В. Экологическое право России. – М.,1996. – с. 485-487.

[14] Земельное право России (под ред. В.В. Петрова). – М.,1998. – с. 293.

[15] Емельянова В.Г. Охрана заповедников, заказников, памятников природы. –

М.,1975. – с. 23.

[16] Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998. – с. 472.

[17] Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998. – с. 473.

[18] Советское земельное право (под ред. Н.И. Краснова). – М.,1981. – с.

269.

[19] Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998. – с. 474.

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.