![]() |
|
|
Правовой режим особо охраняемых территорий и объектовдля природных парков, однако использует словосочетание «и иные функциональные зоны», что предоставляет возможность расширительного толкования текста закона, практически переводя все вышеперечисленные зоны национальных парков в плоскость природных парков. «На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: разведка и разработка полезных ископаемых; работы, влекущее за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; предоставление на их территориях садовых и дачных участков и т.д. … На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры».[13] В ч. 4 ст. 12 Закона «Об особо охраняемых территориях» говорится, что в отдельных случаях в границах национальных парках могут находиться участки других пользователей, а также собственников. Но опять же цели деятельности этих собственников не должны противоречить целям, в связи с которыми организуется национальный парк. Примером тому может служить вышеупомянутое Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков на территории национального парка. Так, в соответствии с п. 18 этого Положения появляются специальные обязанности арендаторов, такие как ведение работ способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими их отрицательное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние земель, водоемов, других природных объектов и объектов историко-культурного наследия; соблюдение санитарных правил, выполнение других требований, установленных правилами, регулирующими порядок пользования природными ресурсами в национальных парках, а также предписания должностных лиц государственных органов управления лесным хозяйством, специально уполномоченных органов в области использования и охраны окружающей природной среды, изданные в пределах их компетенции. Итак, «правовое положение национального парка характеризуется двойственностью. С одной стороны, это государственное учреждение, выполняющее научные и туристические функции, занимающиеся просветительством. В этом качестве оно наделяется правами юридического лица и полномочиями субъекта права пользования землей, полученной из федеральной собственности. С другой стороны, это природный комплекс, изъятый из хозяйственного оборота, сочетающий в себе решение экологических, рекреационных и просветительских задач».[14] Дуализм проявляется и в правовом режиме земель, выделяемых под национальные и природные парки – это территории, отведенные под национальный или природный парк, и охранные зоны, расположенные за его границами. Часть 4. Правовой режим памятников природы. Памятниками природы считаются отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, экологическое значение и нуждаются в особой охране. В зависимости от значения природные объекты объявляются памятниками природы федерального, республиканского, областного, краевого и местного значения. «В нашей стране взяты под охрану разнообразные памятники природы. Среди них участки леса с ценными древесными породами, вековые деревья, кустарники, участки территории с особо ценной растительностью, отдельные виды исчезающих растений местной флоры, произведения садово-паркового искусства (сады, парки, дендрарии, аллеи и др.). Законом охраняются памятники неживой природы (пещеры, валуны, скалы, обнажения ледниковых отложений и коренных пород и др.), различные гидрологические объекты (водопады, водные источники, озера, болота и др.) и другие достопримечательности природы. Охрана устанавливается и над природными объектами, имеющими культурное и историко-мемориальное значение».[15] Основной целью объявления природных образований памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии для научных, культурно- просветительских и эстетических целей. Для этого на территории расположения памятника природы запрещается всякая деятельность, угрожающая его сохранению, приводящая к деградации или изменению первозданного вида ландшафта, состава фауны и флоры. Специальными нормативными актами, регулирующими отношения в области охраны памятников природы являются Положение о памятниках природы федерального значения в РФ, утвержденное Приказом Минприроды от 25.01.1993 г. № 15 и Постановление Совета Министров РСФСР «О порядке признания водных объектов памятниками природы и культуры» от 12.09.1974 г. № 501. В соответствии с п. 2 Положения о памятниках природы к ним не могут быть отнесены природные объекты и комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников, заповедных зон национальных природных парков, памятников истории и культуры, а также входящие в состав природных комплексов уже объявленных памятниками природы. Если ранее я говорила о многозадачности создания заповедников, заказников, национальных и природных парков, то, рассматривая памятники природы, можно указать их не единственную, но основную и законодательно определенную цель – это сохранение памятников природы в их естественном состоянии. Сама цель их создания является особенностью правового режима памятников природы, так как она представляет собой внутреннюю направленность и обусловлена самим существованием памятника природы, а никак не желанием создать такой памятник. На мой взгляд, в отличие от вышеуказанных категорий особо охраняемых земель, создание памятника природы – это его законодательное закрепление, а сам памятник не создается, он объективно существует. К памятникам природы относятся участки суши и пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе: участки живописных местностей, эталонные участки нетронутой природы, участки с преобладанием культурного ландшафта (древние копи, старинные парки), эталонные участки нетронутой природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т.п.); места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов; лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений и т.п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики; небольшие дендрологические парки; природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима; уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, карровые поля, группы пещер, гигантские наледи, гидролакколиты и т.п.); геологические обнажения, имеющие научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых, известные в крайне ограниченном числе); геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особенно выразительными следами сейсмических явлений, а также обнаружения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород; местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов; участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды; природные гидроминеральные комплексы; термальные источники, месторождения лечебных грязей; береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, бухты, лагуны и т.п.); отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, воклюзы, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и т.п.). Частью правового режима памятников природы является также и то, что органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства и паспорта осуществляются Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. Памятники природы полностью изымаются из хозяйственного использования. «Особенности правового режима земель, занятых памятниками природы, прежде всего, определяются классификацией этих памятников: небольшие урочища (рощи, озера, участки долин и побережий, достопримечательные горы и т.д.); отдельные объекты (редкие и опорные геологические обнажения, эталонные участки месторождений полезных ископаемых, водопады, пещеры, минеральные источники, живописные скалы, метеоритные карьеры и т.д.)».[16] Итак, подводя итог этой части курсовой работы, следует отметить важные особенности правового режима самих памятников природы, которые выражаются в том, что, во-первых, памятники природы имеют различный правовой статус в зависимости от своей уникальности, научной или эстетической ценности и подразделяются на памятники федерального, регионального (субъектов РФ) и местного значения; во-вторых, каждый памятник удостоверяется особым правовым документом – паспортом, в котором закрепляются правила содержания памятника; в-третьих, каждый памятник обозначается на местности знаками в соответствии с границами, нанесенными на карту пользователей земли; в-четвертых, на территории расположения памятника природы запрещается всякая деятельность, угрожающая их сохранности. Общим в правовом режиме особо охраняемых природных территорий вообще является то, что землепользователи, если таковые могут быть с в силу закона, на участках которых находятся памятники природы принимают на себя обязательства по обеспечению их охраны. Часть 5. Правовой режим иных особо охраняемых природных территорий. В этой части курсовой работы я предполагаю рассмотреть правовые режимы дендрологических парков, ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Ч. 1 ст. 28 ФЗ «Об особо охраняемых территориях» определяется дендрологические парки и ботанические сады как природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады. Дендрологические парки и ботанические сады могут быть как федерального, так и регионального значения и образуются соответственно решениям представительных и исполнительных органов власти РФ или субъектов РФ. Следовательно, финансирование дендрологических парков и ботанических садов осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджетов субъектов РФ соответственно. Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, например, на: 1) Экспозиционную, предполагающую посещение, разрешенное в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов; 2) Научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков и ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений; 3) Административную. «Задачи, научный профиль, юридический статус, организационное устройство, особенности режима конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются Положениями, утвержденными для них соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об их образовании».[17] В категорию правовой режим учреждений оздоровительного назначения входят правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и правовой режим курортов. В преамбуле к ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 г. говорится, что «природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов РФ, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите». Цель придания специального статуса данной категории объектов – особая охрана для сохранения природных свойств земель и лечебных средств курортов и лечебно-оздоровительных местностей для профилактики и лечения населения. В Законе дается определение рассматриваемых объектов. Лечебно- оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Я полагаю, что в качестве основного и конечного объекта экологического права в этом случае будет выступать именно курорт, так как организация курорта предполагает наличие лечебно- оздоровительной местности, хотя не исключается и самостоятельное существование последней. На основании вышеупомянутого Закона курорты могут быть федерального, регионального, местного и районного значений. В зависимости от значения курорта определяется порядок его образования. Так, курорты федерального значения образуются по решению Правительства РФ, регионального значения – по решению органа исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, а местного и районного – в порядке установленном правовыми актами субъекта РФ. По этой же схеме происходит и финансирование курортов, то есть курорты федерального значения получают основные средства из федерального бюджета; регионального, местного, районного значений – из бюджетов субъектов РФ. Запрещается строительство на курортах новых и расширение действующих промышленных предприятий и других объектов, не связанных непосредственно с удовлетворением нужд лиц, прибывающих на курорт для лечения и отдыха и местного населения. Основными элементами правового режима курортов являются: санитарная охрана их как природного комплекса и общекурортный режим. «Общекурортный режим, предусматривающий, в частности, мероприятия по борьбе с шумом и по регулированию работы транспорта, внешней радиотрансляционной сети, зрелищных, торговых и иных предприятий, устанавливается в целях обеспечения условий для лечения и отдыха граждан на курортах».[18] Для предохранения лечебно-оздоровительных местностей и курортов от порчи и преждевременного истощения, в них устанавливаются округа санитарной охраны. Они устанавливаются на всех курортах. В границы округов санитарной охраны входят территории лечебно-оздоровительных местностей, а также территории, необходимые для санитарной охраны лечебных средств курортов. В пределах округов санитарной охраны запрещаются всякие работы, загрязняющие почву, воздух, воду, наносящие ущерб лесам и другим зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозийных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные средства и состояние курортов. В округах санитарной охраны выделяется до трех зон. «На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы культурного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением».[19] При использовании одного или нескольких связанных между собой месторождений минеральных вод, смежных пляжей и других природных лечебных средств несколькими курортами для них может устанавливаться единый округ санитарной охраны. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог курсовой работы можно сказать, что Земельный Кодекс РСФСР 1991 г. впервые выделил в самостоятельную категорию земли, отведенные под особо охраняемые территории. Действующее законодательство под такими территориями понимает земли, изъятые из экономического оборота и выполняющие специальные народнохозяйственные, экологические, историко- культурные функции. К особо охраняемым природными территориям и объектам относятся природно-заповедный фонд, включающий в себя природные заповедники, природные заказники, национальные парки, природные парки, памятники природы, а также лечебно-оздоровительные местности, дендрологические и ботанические парки, курорты. Территории заповедников и памятников природы полностью изъяты из хозяйственного и рекреационного использования. Заказники и национальные парки характеризуется частичным изъятием отведенных им территорий из хозяйственного и рекреационного использования. Заповедники и национальные парки могут выступать в качестве самостоятельных землепользователей, в то время как заказники и памятники природы таковыми не являются. Дендрологические и ботанические сады, лечебно-оздоровительная местность, курорты не являются составляющими природно-заповедного фонда, тем не менее, особенности правового режима этих объектов позволяют относить их к особо охраняемым природным территориям и объектам, поэтому в своей курсовой работе я сочла нужным уделить им внимание. Список использованной литературы. 1. Демина С.А. Закон на страже природы. – М.,1987. 2. Емельянова В.Г. Охрана заповедников, заказников, памятников природы. – М.,1975. 3. Ерофеев Б.В Экологическое право. – М.,1996. 4. Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998. 5. Земельное право (под ред. В.В. Петрова). – М.,1995. 6. Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы (под ред. В.В. Петрова). – М.,1990. 7. Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые территории. – М.,1978. 8. Советское земельное право (под ред. Н.И. Краснова). – М.,1981. 9. Транин А.А Перспективы развития законодательства об особо охраняемых территориях. // Советское государство и право,1990. - № 5. 10. Транин А.А. Национальные парки СССР: проблемы и перспективы. – М.,1991. Нормативно-правовые акты. 1. Земельный Кодекс РСФСР 1991 г. 2. ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях». // СЗ РФ, 1995. - № 12. – ст. 1013. 3. ФЗ от 23.02.1995 г. «О природных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». // СЗ РФ, 1995. – № 9. – ст. 713. 4. Закон РФ от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей природной среды». // Российская газета,1992. - № 51 (3 марта). 5. Положение о государственных природных заповедниках РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.12.1991 г. № 48. // Собрание Постановлений Правительства РСФСР, 1992. - № 4. #P 3 0 1 1 9038578 0100010000001010000000000C000000C7C0CFCEC2C5C4CDC82A200001000000000001000 100#E 6. П#P 3 0 1 1 9038578 0100010000001010000000000C000000C7C0CFCEC2C5C4CDC82A200001000000000001000 100#Eоложение о порядке добывания диких животных в регуляционных и научно-исследовательских целях на территории государственных заповедников РФ, утв. Приказом Минприроды от 08.12.1992 г. № 24. // Сб. руководящих документов по заповедному делу. – М.,1996. 7. Типовое Положение о государственных природных заказниках в РФ, утв. Приказом Минприроды РФ от 14.12.1992 г. № 33. 8. Общеее Положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в РФ, утв. Приказом Минприроды РФ от 25.01.1993 г. 9. Положение о памятниках природы федерального значения в РФ, утв. Приказом Минприроды от 25.01.1993 г. № 15. // Российские вести,1993. - № 33. 10. Постановление Совета Министров РСФСР «О порядке признания водных объектов памятниками природы и культуры» от 12.09.1974 г. № 501. // Сборник Постановлений Правительства РСФСР,1974. - № 23. 11. Положение о национальных природных парках, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.08.1993 г. № 769. // Собрание актов Президента и Правительства РФ,1993. - № 34. 12. Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г. № 926. // СЗ РФ,1996. - № 33. ----------------------- [1] Транин А.А. Перспективы развития законодательства об особо охраняемых природных территориях. // Советское государство и право,1990. - № 5. – с. 61. [2] Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998. – с. 465. [3] Земельное право России (под ред. В.В. Петрова). – М.,1995. – с. 289. [4] Емельянова В.Г. Охрана заповедников, заказников, памятников природы. – М.,1975. – с. 19. [5] Транин А.А. Национальные парки в СССР: проблемы и перспективы. – М.,1991. – с. 15. [6] Там же. – с. 17. [7] Там же. – с. 18. [8] Емельянова В.Г. Охрана заповедников, заказников, памятников природы. – М.,1975. – с. 14. [9] Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые территории. – М.,1978. – с. 258-259. [10] Демина С.А. Закон на страже природы. – М.,1987. – с. 66. [11] Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998. – с. 471. [12] Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы (под ред. В.В. Петрова). – М.,1990. – с. 304-305. [13] Ерофеев Б.В. Экологическое право России. – М.,1996. – с. 485-487. [14] Земельное право России (под ред. В.В. Петрова). – М.,1998. – с. 293. [15] Емельянова В.Г. Охрана заповедников, заказников, памятников природы. – М.,1975. – с. 23. [16] Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998. – с. 472. [17] Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998. – с. 473. [18] Советское земельное право (под ред. Н.И. Краснова). – М.,1981. – с. 269. [19] Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998. – с. 474. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |