рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правовое положение участников рынка ценных бумаг

бумаг, так и на сам рынок непосредственно.

Регулирование фондового рынка происходит извне – государственными

органами и изнутри - фондовыми биржами, саморегулируемыми организациями.

Одним из органов государства регулирующих фондовый рынок является

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Она принимает решения (в

форме постановлений) по вопросам регулирования как самого рынка ценных

бумаг, так и деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых

организаций, а также по вопросам контроля за соблюдением законодательства

РФ и нормативных актов о ценных бумагах.

Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных

бумаг действуют в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»

и функционируют на принципах некоммерческой организации. Эти организации

устанавливают для своих членов формальные правила в ведении

профессиональной деятельности, во многом способствуют проведению

специальных предупредительных мероприятий, направленных на снижение

правонарушений.

Фондовая биржа – является организованным рынком ценных бумаг, где

собираются покупатели и продавцы для осуществления торговых операций по

определенным установленным правилам: строго определенные правила проведения

торгов; открытость в осуществлении торговых операций; официальный порядок

установления курсов и котировок; наличие оборудованных торговых площадей,

складских и офисных помещений; система связи и информации.

Вот об этих участниках рынка ценных бумаг и пойдет далее речь.

Параграф 2.1. Фондовая биржа.

В настоящее время фондовые биржи занимают важное место в системе

рыночных отношений. Они считаются барометром экономической и политической

жизни страны, а биржевая информация относится к числу наиболее объективной

и ценной.

Особенностью биржевой торговли является то, что биржа создает четкую

организационную структуру, четкий механизм заключения и исполнения сделок с

биржевыми ценностями и высоконадежную систему контроля за ходом исполнения

сделок.

В настоящее время в России насчитывается более 60 фондовых и товарно-

фондовых бирж.

В мировой практике существуют различные организационно-правовые формы

деятельности бирж. В основным биржи создаются в форме ассоциаций,

акционерных обществ, либо действуют как публично-правовые (государственные)

институты. В случае организации биржи в форме ассоциации или

государственного учреждения с самого начала ее создатели не ставят своей

целью получение прибыли. Если биржа существует в форме акционерного

общества, то и в этом случае в уставе биржи может быть прямо указано, что

биржа не преследует цели получения прибыли, и дивиденды по акциям не

выплачиваются.

В России фондовые биржи создаются в форме некоммерческого партнерства.

Кроме того, в члены правления биржи могут включаться представители

эмитентов и инвесторов, а иногда и государственных органов. Государство же

с помощью нормативных актов, регламентирующих деятельность бирж, принимает

меры, направленные на осуществление полной гласности деятельности бирж.

Деятельность фондовых бирж в России ранее регулировалась «положением о

выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР», утвержденным

постановлением Правительства РФ от 28.12.91 г. № 78. После принятия

Федерального закона «О рынке ценных бумаг» она осуществляется в

соответствии с положениями данного закона.

«Фондовой биржей может признаваться только организатор торговли на

рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с

иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и

деятельности по определению взаимных обязательств»[15].

Фондовая биржа организует торговлю только между членами биржи. Другие

участники рынка ценных бумаг могут совершать операции на бирже

исключительно через посредничество членов биржи.

Служащие фондовой биржи не могут быть учредителями и участниками

профессиональных участников рынка ценных бумаг - юридических лиц, а также

самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности

фондовой биржи.

Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники

рынка ценных бумаг. Порядок вступления в члены фондовой биржи, выхода и

исключения из членов фондовой биржи определяется фондовой биржей

самостоятельно на основании ее внутренних документов.

Фондовая биржа вправе устанавливать количественные ограничения числа ее

членов.

Основные права и обязанности фондовой биржи.

Фондовая биржа самостоятельно устанавливает размеры и порядок взимания:

отчислений в пользу фондовой биржи от вознаграждения, получаемого ее

членами за участие в биржевых сделках; взносов, сборов и других платежей,

вносимых членами фондовой биржи за услуги, оказываемые фондовой биржей;

штрафов, уплачиваемых за нарушение требований устава биржи, правил биржевой

торговли и других внутренних документов фондовой биржи.

Фондовая биржа самостоятельно устанавливает процедуру включения в

список ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, процедуру листинга и

делистинга.

Фондовая биржа обязана обеспечить гласность и публичность проводимых

торгов путем оповещения ее членов о месте и времени проведения торгов, о

списке и котировке ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, о

результатах торговых сессий, а также предоставить другую информацию,

указанную в статье 9 настоящего Федерального закона.

Фондовая биржа не вправе устанавливать размеры вознаграждения,

взимаемого ее членами за совершение биржевых сделок.

Устанавливает порядок допуска ценных бумаг к биржевой торговле.

Споры между членами фондовой биржи, членами фондовой биржи и их

клиентами рассматриваются судом, арбитражным судом и третейским судом.

Высшим органом биржи является общее собрание ее членов, которое решает

общие финансовые и организационные вопросы и определяет правила внутреннего

распорядка. В промежутках между собраниями высшим органом управления

является биржевой совет (комитет, наблюдательный совет), который

контролирует текущую деятельность биржи. Оперативное руководство

осуществляет исполнительная дирекция.

Помимо названных выше органов управления на бирже создаются отделы,

каждый из которых выполняет специфические функции. К ним относятся

операционный или торговый отдел, в котором непосредственно заключаются

сделки; регистрационный отдел, где все заключенные сделки регистрируются;

расчетный отдел, где осуществляются все необходимые расчеты по заключенным

сделкам. Могут быть и другие отделы, например, информационно-справочный,

издательско-статистический, отдел внешних связей и др.

Таким образом, назначение фондовой биржи состоит в том, что обеспечить

концентрацию спроса и предложения ценных бумаг, обеспечивать их

сбалансированность путем биржевого ценообразования.

Параграф 2.2. Саморегулируемые организации.

Помимо государственных органов управление рынком ценных бумаг

осуществляют и так называемые саморегулируемые организации. Согласно закону

«О рынке ценных бумаг» это добровольное объединение профессиональных

участников рынка ценных бумаг.

Само регулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных

бумаг является созданная на членстве некоммерческая организация, созданная

профессиональными участниками рынка ценных бумаг и осуществляющая свою

деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности в качестве

саморегулируемой организации.

Целями деятельности саморегулируемой организации являются:

- развитие и совершенствование системы функционального регулирования рынка

ценных бумаг;

- установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами,

обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг;

- осуществление контроля и надзора за деятельностью профессиональных

участников рынка ценных бумаг;

- защита интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных

участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой

организации;

- повышение стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг,

включая стандарты профессиональной этики на рынке ценных бумаг;

- обеспечение условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Саморегулируемая организация не вправе осуществлять предпринимательскую

деятельность, в том числе профессиональную деятельность на рынке ценных

бумаг или являться участником юридического лица, осуществляющего такую

деятельность, за исключением случаев, установленных законодательством

Российской Федерации о ценных бумагах и нормативными актами Федеральной

комиссии.

Саморегулируемая организация устанавливает обязательные для своих

членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных

бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами (далее - внутренние

документы), а также осуществляет контроль за их исполнением.

Уровень стандартов и требований, предъявляемых саморегулируемой

организацией к деятельности ее членов, закрепленных в ее внутренних

документах, должен быть не ниже уровня стандартов и требований,

устанавливаемых Федеральной комиссией для осуществления профессиональной

деятельности на рынке ценных бумаг.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг может быть членом

нескольких саморегулируемых организаций в соответствии с условиями

совмещения видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Число членов саморегулируемой организации не может быть менее десяти.

Функции, права и обязанности саморегулируемой организации.

1. Функции:

- устанавливает правила и стандарты осуществления профессиональной

деятельности на рынке ценных бумаг и операций с ценными бумагами для

своих членов;

- выдает ходатайства для получения в лицензирующих органах лицензий на

право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

- налагает санкции и применяет меры воздействия к своим членам, нарушающим

требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а

также устава и внутренних документов саморегулируемой организации;

- направляет в Федеральную комиссию предложения по совершенствованию

законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также

анализирует практику реализации законодательства Российской Федерации о

ценных бумагах;

- в соответствии с квалификационными требованиями Федеральной комиссии

разрабатывает учебные программы и планы, осуществляет подготовку

руководителей и сотрудников организаций, осуществляющих профессиональную

деятельность на рынке ценных бумаг, определяет квалификацию указанных лиц

и выдает им квалификационные аттестаты.

2.Обязанности:

- выполнять требования Федеральной комиссии, направленные на поддержание

высоких стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

- создавать и поддерживать эффективные системы контроля и надзора за

деятельностью своих членов, а также своевременно выявлять и пресекать

нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных

бумагах, а также устава и внутренних документов саморегулируемой

организации;

- участвовать в системах раскрытия информации, реализуемых Федеральной

комиссией;

- вести базы данных, содержащие информацию о ее членах;

- создавать третейские суды, рассматривающие споры между членами

саморегулируемой организации или заключать соответствующие договоры с

постоянно действующими третейскими судами;

3. Права:

- вправе требовать от своих членов представления отчетности и информации,

необходимой саморегулируемой организации для выполнения ее функций;

- создает для реализации своих полномочий на территории субъектов

Российской Федерации свои филиалы и представительства.

Саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью

своих филиалов и представительств и несет ответственность за их

деятельность.

Официальными российскими саморегулируемыми организациями сегодня

являются Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) и

Профессиональная ассоциация регистраторов трансфер-агентов и депозитариев

(ПАРТАД). Эти организации имеют широкую сеть филиалов и представительств в

регионах страны.

В начале 1999 г. в НАУФОР входили более 1 000 профессиональных

участников фондового рынка. Членами ПАРТАД являлись более 250 депозитариев

и регистраторов.

Регулирование деятельности участников осуществляется с помощью

специальных документов и органов, создаваемых организациями по согласованию

с ФЦРБ. В конце 90-х гг. введен в действие Дисциплинарный кодекс НАУФОР и

Кодекс мер дисциплинарного воздействия ПАРТАД. Эти документы устанавливают

ответственность участников за различные нарушения федерального

законодательства в части фондового рынка, неисполнение предписаний органов

государственного регулирования и внутренних решений саморегулируемых

организаций.

Эффективным инструментом регулирования является также Третейский суд

НАУФОР, позволяющий оперативно разрешать конфликты, возникающие между

профессиональными участниками рынка ценных бумаг. «Споры между членами

саморегулируемой организации, а также между членами саморегулируемой

организации и их клиентами могут разрешаться по соглашению сторон в

постоянно действующем третейском суде, создаваемом саморегулируемой

организацией или в постоянно действующем третейском суде, с которым

саморегулируемая организация заключила соответствующий договор»[16].

Предписания саморегулируемых организаций имеют характер соглашения с

участниками и обязательны для исполнения. Санкции за нарушение белее

строги, нежели государственное воздействие. Такими санкциями являются:

«письменное предложения члену саморегулируемой организации устранить

нарушение.

Наложения штрафа на члена саморегулируемой организации, руководителей и

специалистов.

Направления представления в лицензирующий орган о приостановлении

действия или аннулировании лицензии на право осуществления профессиональной

деятельности на рынке ценных бумаг.

Исключения из числа членов саморегулируемой организации и иных

мер»[17].

В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»

деятельность саморегулируемых организаций может быть приостановлена ФКЦБ

путем отзыва лицензии.

Параграф 2.3. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

Для эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в

экономику, правового обеспечения и контроля за деятельностью складывающейся

на рынке ценных бумаг органы государственной власти наделяются

определенными полномочиями для реализации данных задач.

Главными органами государственного регулирования современного

российского рынка ценных бумаг являются:

- Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ);

- Министерство финансов РФ;

- Банк России;

- Комитет по управлению государственным имуществом РФ;

- Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке

предпринимательства;

- Министерство по налогам и сборам и т. д.

Они призваны выполнять следующие функции:

- Регистрацию участников рынка;

- Обеспечение достоверной информации о выпуске и обращении ценных бумаг;

- Контроль и поддержание правопорядка на рынке.

Деятельность государственных органов власти на рынке ценных бумаг будет

рассмотрена на примере Федеральной комиссии по ценным бумагам.

Для координации деятельности государственных органов по управлению

ценными бумагами в конце 1992 г. при Президенте была организована Комиссия

по ценным бумагам и фондовым биржам, наделенная консультативными и

координационными функциями. В середине 1996 г. эта комиссия была

преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг которая

«является федеральным органом исполнительной власти по проведению

государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за

деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через

определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии

ценных бумаг»[18].

Правовое положение ФКЦБ регулируется Федеральным законом «О рынке

ценных бумаг» и Указом Президента РФ от 01.07.96 г. № 1009 «О Федеральной

комиссии по рынку ценных бумаг».

ФКЦБ имеет широкие полномочия в части регулирования деятельности на

рынке ценных бумаг:

1) разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг и

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по

вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

2) утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии

ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих

эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядка

регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

3) установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами;

4) установление порядка лицензирования и осуществление лицензирования

различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а

также приостановление или аннулирование указанных лицензий;

5) выдача генеральных лицензий на осуществление деятельности по

лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг,

а также приостановление или аннулирование указанных лицензий;

6) определение стандартов деятельности инвестиционных (в том числе

паевых), негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих

компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

7) осуществление контроля за соблюдением эмитентами, профессиональными

участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями

профессиональных участников рынка ценных бумаг законодательства Российской

Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ

России;

8) обеспечение создания общедоступной системы раскрытия информации на

рынке ценных бумаг;

9) утверждение квалификационных требований, предъявляемых к лицам и

организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными

бумагами, к персоналу этих организаций, организация исследований по

вопросам развития рынка ценных бумаг;

10) разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых

актов по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования

деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций

профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением

законодательных и иных нормативных правовых актов о ценных бумагах,

проведение их экспертизы и т.д.

При ФКЦБ функционирует Экспертный совет, в который входят представители

государственных органов и организаций, деятельность которых связаны с

регулированием финансового рынка и рынка ценных бумаг, профессиональных

участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций

профессиональных участников рынка ценных бумаг, их союзов, ассоциаций, иных

общественных объединений и независимые эксперты.

В его компетенцию входят вопросы подготовку и предварительное

рассмотрение вопросов, связанных с исполнением полномочий Федеральной

комиссии; разработку предложений по основным направлениям регулирования

рынка ценных бумаг; предварительное рассмотрение проектов постановлений,

принимаемых Федеральной комиссией, и их публикацию по требованию любого

члена Экспертного совета при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

В главе 2 были рассмотрены правовые основы деятельности фондовой биржи,

главная функция которой заключается в обеспечении концентрации спроса и

предложения ценных бумаг, обеспечивать их сбалансированность путем

биржевого ценообразования. Освещены цели деятельности саморегулируемых

организаций профессиональных участников, которые разрабатывают внутри

корпоративные правила поведения и деятельности на рынке ценных бумаг,

приближая деятельность российских бирж к иностранным аналогам и

международным правилам. Нужно отметить тот факт, что регулирование

фондового рынка осуществляется на основании Федерального закона «О рынке

ценных бумаг», что является явно не недостаточным. В современных условиях

при бурном развитии рынка ценных бумаг и биржевой деятельности в целом,

необходимо принятие специального закона, который бы регулировал данную

сферу правоотношений белее конкретно, раскрывая специфику каждого вида бирж

существующих в данный момент в России.

Деятельность ФКЦБ как одного из институтов государства имеет огромное

значение и то место, которое отведено в данной работе освещению правового

положения ФКЦБ было просто необходимо, чтобы очертить круг правомочий ФКЦБ.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Основным приемом проведения научного исследования в объеме

представленной работы, было проведено с позиций государственного

регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных

бумаг.

Государство как непосредственный участник указанных правоотношений

играет доминирующую роль на рынке ценных бумаг и от него во многом зависит

то положение, которое займет рынок ценных бумаг в России и на международной

арене.

Основной целью государственного правового регулирования является

установление конкретных критериев деятельности профессиональных участников

рынка ценных бумаг.

Государство определяет виды профессиональной деятельности на рынке

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.