рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Прокуратура Российской Федерации

Прокуратура Российской Федерации

Институт:

Калининградская Высшая Школа Управления

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ

ТЕМА:

ПРОКУРАТУРА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выполнила:

студентка 1-го курса

группы 99ВМ/1

Ферафонтова Е.М.

Проверил:

Побережный

С.К.

г. Калининград.

2000 г.

Тема: ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЛАН:

1. Введение

с. 2

2. Задачи, стоящие перед органами прокуратуры с. 3-6

3. Принципы организации и деятельности прокуратуры с. 7-9

4. Система, структура и организация органов прокуратуры с. 10-13

5. Компетенция деятельности органов прокуратуры с. 14-18

6. Заключение

с. 19

7. Список используемой литературы.

с. 20

-1-

1. Введение.

Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в

Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм

государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по

укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление

принципов социальной справедливости. Важно отметить, что прокурорский

надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране

прав и законных интересов граждан.

Нормативным источником для деятельности органов прокуратуры до 1992

года являлся во всех союзных республиках общесоюзный закон о прокуратуре

СССР, в союзных республиках в силу строгой централизации органов

прокуратуры не было своих республиканских законов о прокуратуре. С

принятием Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации»

(1992 г.) Генеральная прокуратура Российской Федерации и подчиненные ей

прокуратуры приобрели ряд прерогатив, ранее им не свойственных .

Практическая необходимость принятия этого Закона обусловлена и тем, что в

условиях катастрофического роста преступности в РФ , в том числе

преступности организованной и коррумпированной, а также ухудшающейся её

криминогенной характеристики, возрастает роль органов прокуратуры в

раскрытии и расследовании каждого совершенного преступления, в обеспечении

одного из основополагающих принципов уголовного судопроизводства -

неотвратимости наказания за совершенное преступление.

Конституция РФ и Закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержат

основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры ,

содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а

также средств прокурорского воздействия как на устранение, так и на

предупреждение нарушений закона, дана классификация этих процессуальных

документов, предъявляемые к ним требования и необходимые реквизиты.

Закон «О прокуратуре Российской Федерации» сохранил традиционно

сложившиеся отрасли прокурорского надзора и основные направления

деятельности органов прокуратуры, тем не менее каждое из них претерпело

определенную трансформацию.

Следует иметь в виду, что в процессе реализации судебной реформы и

дальнейшего совершенствования всех отраслей права невозможно обойтись без

глубокого и обстоятельного познания всех нововведений в законодательстве.

-2-

2.Задачи, стоящие перед органами прокуратуры.

Прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная

централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за

соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории

РФ.*

Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными

законами.

Органы прокуратуры выполняют задачи, сформулированные в Конституции

РФ, в Законе «О прокуратуре РФ», иных нормативных актах РФ и республик в её

составе, а также в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ.

Перед Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами

поставлена задача основополагающего характера: осуществление надзора за

точным и единообразным исполнением действующих на территории РФ законов

органами местного самоуправления краев, областей, автономной области,

автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, краевой, областной

администрации, администрации автономной области и автономных округов. Сюда

же включается осуществление надзора за исполнением законов министерствами и

ведомствами, иными органами государственного и хозяйственного управления и

контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями, вне

зависимости от их подчиненности, общественными организациями и движениями,

должностными лицами и гражданами.

Эта задача, сформулированная в законе, охватывает в целом всю

деятельность органов прокуратуры по всем отраслям надзора и основным

направлениям деятельности органов прокуратуры.

Реализуя свои полномочия по осуществлению надзора за точным и

единообразным исполнением законов, прокуроры следят за тем чтобы все

перечисленные органы государственной власти и управления, общественные

формирования, должностные лица и граждане действовали на основе законности,

обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на

них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод

граждан, соблюдение требований государственной и трудовой дисциплины.

Задачи органов прокуратуры по осуществлению надзора за точным и

единообразным исполнением законов конкретизированы в Законе «О прокуратуре

РФ». В соответствии со ст.2 Закона органы прокуратуры имеют задачей

обеспечить верховенство закона, единства и укрепления законности, социально-

экономических, политических и иных прав и свобод граждан, суверенных прав

______________________________________________________________________

*Ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» (в редакции Федерального закона от 10.02.99г).

-3-

РФ и республик в составе РФ, прав других национально-государственных и

административно-территориальных образований местного самоуправления,

местных представительных органов, органов исполнительной власти,

предприятий, учреждений и организаций, общественных и политических

организаций и движений, кооперативных, акционерных объединений,

осуществляющих реализацию программы рыночной экономики в стране.

Всей своей деятельностью органы прокуратуры призваны воспитывать

должностных лиц и граждан в духе неуклонного исполнения возложенных на них

Конституцией обязанностей, строгого соблюдения предписаний законодателя.

Определяя сущность и назначение прокурорского надзора в каждой из его

отраслей, Закон «О прокуратуре РФ», Генеральный прокурор РФ в своих

приказах руководящего характера ставят перед прокурорами конкретные задачи

по выявлению, устранению и предупреждению на будущее нарушений или

отступлений от закона.

В сфере общего надзора задачи прокуроров состоят в том, чтобы

правовые акты, издаваемые указанными государственными органами власти и

управления, а также должностными лицами, соответствовали Конституции и

иным законам, а также постановлениям Правительства РФ и правительств

республик в составе РФ.

Перед органами прокуратуры поставлена также задача, чтобы общий

надзор стал надежной преградой на пути местничества и ведомственности,

подрывающих основы законности в государстве, ее единства и неуклонного

исполнения. Прокуроры призваны содействовать обеспечению твердого правового

режима переориентации экономического механизма на основы рыночной

экономики, внедрению принципов хозяйственного расчета, самофинансирования и

самоокупаемости. Особую остроту в настоящее время приобретает задача по

исполнению законов в следующих направлениях: об охране от всяких

посягательств общегосударственной собственности; о соблюдении

государственной и трудовой дисциплины; об охране природы и рационального

использования ее ресурсов; о борьбе с пьянством, алкоголизмом и

наркоманией; о защите прав и законных интересов граждан.

При осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и

предварительного следствия Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему

прокуроры строят вою работу, исходя из задач, сформулированных в Законе «О

прокуратуре РФ» и УПК.

Прокуроры должны обеспечить осуществление надзора таким образом,

чтобы каждое преступление было быстро и полно раскрыто; ни одно лицо,

виновное в совершении преступления, не избежало установленной законом

ответственности; задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления,

производилось не иначе как в порядке и по основаниям, установленным в

законе; никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к

уголовной

-4-

ответственности или иному ограничению в правах; никто не был заключен под

стражу без санкции прокурора или судебного решения; соблюдался

установленный законом порядок возбуждения уголовных дел, применения

указанных в законе мер процессуального принуждения; при расследовании

преступления неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем ,

полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выяснялись как

уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а также

отягчающие и смягчающие его ответственность; выявлялись причины совершения

преступления и способствующие им условия, принимаемые следственными

органами меры по их устранению; обеспечивались конституционные гарантии

неприкосновенности и жилища, требования принципа презумпции невиновности.

В стадии надзора за исполнением законов при рассмотрении судами

уголовных дел перед Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему

прокурорами стоят задачи следующего характера: обеспечение требований

закона о всестороннем, полном, объективном и своевременном рассмотрении

уголовных дел во всех судебных инстанциях; квалифицированное, на высоком

профессиональном уровне поддержание государственного обвинения по уголовным

делам; способствовать суду постановить по каждому уголовному делу законный,

обоснованный и справедливый приговор; обеспечить своевременное и правильное

обращение приговоров, определений и постановлений к исполнению.

В уголовно-процессуальном законе сформулированы также задачи

прокуроров в различных стадиях судебного разбирательства уголовных дел: при

принятии судом уголовных дел к производству и выполнении по ним необходимых

процессуальных действий (ст. 221-228 УПК); при поддержании прокурором

государственного обвинения по уголовным делам (ст. 248 УПК); в случаях

опротестования прокурором незаконных и необоснованных приговоров,

определений и постановлений судов (ст. 325, 342-347 УПК); при производстве

по уголовным делам в порядке надзора (ст. 371, 375 и 377 УПК); при

исполнении приговоров, определений и постановлений суда (ст. 356-370 УПК);

при возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам (ст.

384-386 УПК).

Задача прокуроров состоит в повышении воспитательного значения

судебных процессов, их предупредительного значения в отношении склонных к

правонарушениям граждан.

В стадии исполнения приговоров перед прокурорами стоят задачи,

сформулированные в Законе «О прокуратуре РФ», а также УПК и ИТК. Они

состоят в следующем: обеспечить законность и обоснованность водворения

осужденных в исправительно-трудовую колонию определенного судебным

приговором режима содержания; соблюдение закона и требований режима

осужденными в период их отбывания наказания, связанного с лишением свободы

как в рабочих, так и в жилых зонах; исполнение законодательства,

-5-

регламентирующего порядок и условия содержания и перевоспитания осужденных,

законность и обоснованность издаваемых администрацией исправительно-

трудовых учреждений правовых актов и опротестование тех из них, которые не

соответствуют закону; проверка законности дисциплинарной практики;

соблюдение установленных законом прав и обязанностей осужденных;

своевременное и обоснованное освобождение осужденных от отбыванмя

наказания, как в связи с полным отбыванием назначенного судом наказания,

так и в случаях досрочного освобождения по основаниям, указанным в законе;

давая в судебном заседании квалифицированные заключения, способствовать

суду вынести законное и обоснованное определение об условном или условно-

досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания и приносить

протесты в тех случаях, когда такие определения судов не соответствуют или

противоречат закону.

В сфере надзора в гражданском судопроизводстве перед прокурорами

стоят следующие задачи: обеспечить требования закона о всестороннем, полном

и объективном исследовании судом обстоятельств гражданского дела и

способствовать суду принять по делу законное, обоснованное и справедливое

решение (ст. 185-187 ГПК); во всех стадиях гражданского судопроизводства

своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению нарушений

закона, от кого бы эти нарушения не исходили (ст. 12 ГПК); принимать

обязательное участие в рассмотрении судами гражданских дел в случаях,

предусмотренных законом (ст. 234, 255, 261 ГПК, ст. 59 КоБС); в случаях,

требующих вмешательства прокурора, как блюстителя законности, обратиться в

суд с исковым заявлением о защите прав и законных интересов государственных

органов и общественных организаций, а также отдельных граждан (ст. 126

ГПК); своевременно опротестовать в кассационном порядке каждое незаконное и

необоснованное решение суда (ст. 282 и 315 ГПК), а также давать в

кассационной инстанции законное, обоснованное и мотивированное заключение

по кассационной жалобе участников процесса или кассационному протесту

прокурора (ст. 303 ГПК); глубоко и обстоятельно проверять жалобы на

судебные решения, вступившие в законную силу, и в случаях отказа в

принесении надзорного протеста составлять обоснованное заключение,

направляя лицу, обратившемуся с жалобой, мотивированный ответ (ст. 322

ГПК); при принесении надзорного протеста строго руководствоваться

требованиями, сформулирован-ными в ст. 324 и 328 ГПК о содержании протеста

и заключении прокурора в суде надзорной инстанции.

-6-

3. Принципы организации и деятельности прокуратуры.

Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ - это закрепленные

в Конституции РФ и в других законах основополагающие требования, которые

выражают политическое и государственное назначение прокуратуры, определяют

задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых

средств и методов по осуществлению надзора за точным и единообразным

исполнением законов в государстве, а также содержат признаки и качества,

определяющие отличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в

том числе и от правоохранительных.

Соблюдение установленных законодателем принципов позволяет

прокуратуре успешно выполнять стоящие перед ней задачи по осуществлению

надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве.

К числу принципов прокурорского надзора относятся положения, которые

основаны на Конституции РФ и Конституциях республик в составе РФ, возводят

органы прокуратуры в ранг независимого государственного органа с

предоставлением ему необходимых полномочий для успешного устранения

нарушений закона, от кого бы таковые ни исходили.

Принципы не следует смешивать с условиями и порядком выполнения

прокурорами своих функций. Условия и порядок выполнения прокурорами своих

функций относительно принципов организации и деятельности прокуратуры

всегда носят подчиненный характер. Закрепленные в законах принципы

организации и деятельности прокуратуры тесно связаны между собой и

взаимообусловлены. Их нельзя отрывать друг от друга. Только комплексное их

понимание и проведение в жизнь обеспечат деятельность прокурора, отвечающую

требованиям Конституции РФ и других законов государства.

Осуществляя надзор в конкретных отраслях права, прокурор должен

учитывать такие принципы правосудия как независимость судей и подчинение их

только закону, право подсудимого на защиту, презумпция невиновности,

состязательность, гласность, устность и непосредственность процесса,

неизменность состава судей и т.д. Если прокурор не будет соблюдать эти

принципы, он допустит нарушение служебного долга как блюститель законности,

стоящий на охране прав и законных интересов участников судебного

разбирательства.

Основополагающие принципы организации и деятельности органов

прокуратуры были выработаны еще В.И.Лениным: надзор прокурора не только за

точным, но и за единообразным исполнением законов; единство и централизация

органов прокуратуры; независимость их от местных органов власти.* Эти

принципы нашли законодательную регламентацию в Положении о прокурорском

надзоре 1922 г. По мере совершенствования государственной и политической

* В.И. Ленин. ПСС. т. 45, с. 198-203.

-7-

системы в государстве эти принципы получили свое дальнейшее развитие, они

обогащались новым содержанием. Их охрана обеспечивалась рядом гарантий, в

том числе правовых и нравственных. Практика государственного,

хозяйственного, социально-культурного строительства последних лет

выработала ряд новых принципов, являющихся в настоящее время

основополагающими. В концентрированной форме принципы организации и

деятельности советской прокуратуры нашли отражение в Законе «О прокуратуре

РФ», принятом 17 января 1992 г. В сопоставлении с Законом «О прокуратуре

СССР» (1979 г.) перечень этих принципов несколько расширен, что отражает

особенности политического и государственного строительства в современных

условиях.

Органы прокуратуры:

. составляют единую и централизованную систему - прокуратуру РФ,

возглавляемую Генеральным прокурором РФ, с подчинением нижестоящих

прокуроров вышестоящим;

. они действуют на основе законности, в соответствии с Конституцией РФ,

Конституциями республик в ее составе, иными законами и подзаконными

актами;

. осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов,

несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было

местным и ведомственным влияниям;

. принимают меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений

закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных

прав и законных интересов государства, его органов власти и управления и

привлечению виновных к установленной законом ответственности;

. взаимодействуют с местными органами самоуправления, другими

государственными органами, общественными организациями и трудовыми

коллективами, опираются на активную помощь граждан в деле укрепления

законности и правопорядка.

Прокуроры республик в составе РФ, краев, областей, городов и районов

систематически информируют соответственно Президента РФ, Федеральное

Собрание, Правительство РФ, правительства республик, местные органы

самоуправления, а также трудовые коллективы и общественные организации о

состоянии законности и правопорядка и мерах по их укреплению.

Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких

бы то ни было местных органов и должностных лиц, подчиняясь только

Генеральному прокурору РФ.

Весьма существенное положение относительно принципов организации и

деятельности органов прокуратуры содержится в действующем законе «О

прокуратуре РФ». В Законе подчеркивается, что органы прокуратуры действуют

гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране

-8-

прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой законом

тайны.

Рядом с этим принципом стоит принцип следующего содержания: создание

и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры

не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны

решениями политических партий и массовых общественных движений.

Законом «О прокуратуре РФ» возведено в ранг принципа положение о том,

что прокуроры не вправе заниматься по совместительству какой-либо

оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.*

Необходимо подчеркнуть, что закрепленные в Конституции РФ, в Законе

«О прокуратуре РФ», а также в иных законах принципы регулируют не только

порядок организации органов прокуратуры, но и деятельность прокуроров, как

по установлению, так и по устранению нарушений закона. Закрепленные в

законах принципы организации и деятельности органов прокуратуры носят

общеобязательный характер, т.е. их соблюдение, предъявляемое не только к

прокурорам, но и ко всем органам государственной власти и управления,

политическим партиям и общественным движениям, должностным лицам, за

законностью деятельности которых осуществляют надзор прокуроры. Эти

принципы обязательны и для граждан, за соблюдением законов которыми

прокуроры осуществляют надзор.

*Закон «О прокуратуре СССР» 1979 г. это положение относил к числу

требований, предъявляемых к лицам, назначаемым на должности прокуроров и

следователей, а не к принципам организации и деятельности прокуратуры.

-9-

4. Система, структура и организация органов прокуратуры.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129) и Законом «О прокуратуре

РФ» (ст. 10) органы прокуратуры составляют единую, строго централизованную

систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, а все вместе

взятые - Генеральному прокурору РФ. Прокуратура как государственный орган

строится в соответствии с административным и федеративно-государственным

устройством страны, установленным Конституцией РФ. Возглавляет систему

органов прокуратуры, с присущими только ему полномочиями, Генеральный

прокурор РФ, назначаемый на эту должность Советом Федерации по

постановлению президента Российской Федерации. Его полномочия определены

Конституцией РФ, Законом «О прокуратуре РФ», а также законодательством по

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.