рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансовый контроль

Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина

Российской Федерации распространяются на финансовые средства только

федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность

исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции

не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом

самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации.

Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс,

отметим, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за

исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов,

если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50%

расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение

бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях,

когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих

долговых обязательств.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения МФРФ

соответственно их компетенции. Так, органы казначейства призваны

осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом

исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за

поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. В

связи с повышением роли налогов в доходах государства стало необходимо

выделение органов налоговой службы в особую систему. Деятельность налоговой

службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением

российского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты

и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы

ГНС наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению

мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства.

Одновременно, для обеспечения безопасности РФ и укрепления

государственной дисциплины в области налогообложения были созданы

федеральные органы налоговой полиции, которые включают в Федеральную службу

налоговой полиции, территориальные и местные органы.

Функции органов Государственного страхового надзора также

ограничены особой сферой – страховой деятельностью. Они осуществляются в

целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании,

развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых

отношений.

Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков

в значительной мере изменили функции банков (кредитных органов) в области

финансового контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит

Центральному Банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные

отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих

банков. С этой целью создано специальное подразделение – Департамент

банковского надзора. При этом ЦБР вправе применить к банкам, нарушающим

законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры

воздействия в административном порядке. ЦБР осуществляет контроль за

соблюдением законодательства о валютном регулировании.

Впервые в законодательном плане решен вопрос об обязательности

ведомственного или внутреннего контроля. Главным распорядителем и

распорядителем бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять

контроль за использованием этих средств.

Также со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРФ

существует специальное контрольное подразделение, предназначенное именно

для проведения финансового контроля – это Контрольно-ревизионное

управление. С его территориальными органами на местах.

1.4. Негосударственный контроль.

Отказ от административно-командных методов управления экономикой

повысили роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без

участия государственных органов, но в соответствии с государственными

законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового

контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим

предприятием , его экономическими службами за финансово-хозяйственной

деятельностью своего предприятия.

Новый вид финансового контроля, возникший в России в конце 80-х

годов – аудиторский. В становлении и развитии в России аудиторского

финансового контроля нашёл отражение опыт развитых зарубежных стран, где

такая форма контроля широко распространена.

Порядок проведения аудиторского финансового контроля урегулирован

Указом Президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в

Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г. Согласно этим актам аудиторская

деятельность определяется как независимый вневедомственный финансовый

контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие

государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (в том числе,

иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму,

предусмотренную Российским законодательством. После получения лицензии на

право осуществления аудиторской деятельности они включаются в

Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Организация

государственного регулирования аудиторской деятельностью возложена на

комиссию по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило отношения

аудитора и клиента оформляются договором с оплатой услуг по договорным

ценам. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения. Этот

документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц,

государственных и судебных органов.

Выделяют два вида аудита:

? внешний

? внутрифирменный.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с

государственными, налоговыми и другими органами, предприятиями, другими

пользователями – банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми

обществами т.д. Основной их задачей является установление достоверности

финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций

по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их

финансово хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

Внутрифирменный аудит осуществляется внутри фирм аудиторской

службой, функционирующей, как на уровне центрального руководства фирмы, так

и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.п. Данный аудит направлен на

повышение эффективности управленческого решения по совершенствованию

финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации

рентабельности и прибыли. В его задачи входит проверка соблюдения

принципов и правил бухгалтерского учета при подготовке ежегодной

отчетности, проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование

руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия;

проверка своевременности, надежности и точности финансовой информации.

Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы

осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово

хозяйственной деятельности и коммерческой деятельности предприятий и

организаций; контроль за правильностью определения доходов, подлежащих

налогообложению; предотвращение их занижения и возможность избежания

штрафных санкций.

В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно

отнести также постановку и организацию бухгалтерского учета; подготовку

документов, необходимых при создании акционерных обществ, посредничество в

заключении торговых сделок и др.

Профессиональные услуги аудиторских фирм являются платными, это

обеспечивает реализацию главного отличия института аудиторства от других

форм организации финансового контроля, его полную, в том числе

экономическую, независимость от государственных, ведомственных

управленческих структур.

В нашей стране аудиторство, как принципиально новая форма

организации финансового контроля, только начинает делать свои первые шаги.

В развитых странах независимое аудитоство является ведущей формой

внешнего финансового контроля. Такая форма контроля получила широкое

распространение, вплоть до создания международных аудиторских фирм.

Международная ассоциация фирм дипломированных общественных бухгалтеров

объединяет более 4,2 тыс. аудиторских фирм, функционирующих в 147 странах.

При ООН создана Международная организация высших органов государственного

финансового контроля.

Во многих государствах действуют транснациональные аудиторско-

консультационные фирмы с представительством в других странах. Кроме того

существуют малые аналогичные службы, а также структуры для оказания

индивидуальных аудиторских услуг. Во многих фирмах существует внутренний

аудит для осуществления самоконтроля за уровнем затрат, рентабельности,

соблюдением оптимального режима экономии и высокого качества оказываемых

услуг. Внутренний аудит используют и в транснациональных корпорациях.

Основная задача аудиторских служб состоит в контроле за соблюдением

законодательства, регулирующего финансовую и хозяйственную деятельность

предприятия, ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и

обеспечение государственных органов и собственников объективной информацией

о финансовом положении. В условиях бизнеса никто в деловом мире не

принимает всерьез предпринимателей, чьи отчетные данные не подтверждены

аудиторскими заключениями.

Глава 2. Организация контрольной работы органов

КРУ.

2.1. Правовая и законодательная основа.

Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов

Российской Федерации осуществляет Контрольно-ревизионное Управление.

В своей деятельности территориальные контрольно-ревизионные органы

руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральными

конституционными законами, указами и распоряжениями Президента Российской

Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской

Федерации, Положением о Министерстве финансов Российской Федерации,

приказами и инструкциями Министерства финансов Российской Федерации,

нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов

местного управления.

Документом, регламентирующим деятельность непосредственно органов

КРУ является «Положение о контрольно-ревизионном управлении Министерства

финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации»,

утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от

06.08.98г. №888. Согласно данного постановления органы КРУ подверглись

реорганизации. На базе ранее действующих аппаратов главных контролеров-

ревизоров МФРФ образованы территориальные контрольно-ревизионные органы

МФРФ.

Основной задачей деятельности территориальных управлений КРУ

является осуществление последующего контроля за своевременным ,целевым и

рациональным использованием и сохранностью федеральных средств , что

включает в себя:

? усиление контроля за целевым использованием средств федерального

бюджета;

? осуществление контроля за целевым и рациональным использованием

государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

? проведение ревизий и проверок поступления и расходования средств

федерального бюджета, использование внебюджетных средств, доходов от

имущества (в том числе от ценных бумаг), находящихся в федеральной

собственности;

? проведение документальных ревизий и проверок финансово-

хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по

мотивированным постановлениям правоохранительных органов.

Контрольно-ревизионное Управление Министерства финансов России в

субъектах Российской Федерации, помимо перечисленных задач, должны также

проводить по обращениям органов государственной власти субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления ревизии и финансовые проверки

поступлений и расходования средств соответствующих бюджетов и доходов от

имущества, находящихся в их собственности.

Органы КРУ в своей работе взаимодействуют с другими

государственными органами: Контрольным управлением Президента Российской

Федерации, Счетной палатой, органами федерального казначейства,

правоохранительными органами государственной власти субъектов Российской

Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и

другими организациями.

Во всех самых последних нормативных документах направления

деятельности в области осуществления контроля для нужд органов власти

субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления получило

современную правовую базу.

Законодательством также определены формы взаимодействия органов КРУ

с правоохранительными органами в целях усиления эффективности контроля, что

имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической

сфере.

Сегодня в России объем теневой экономики составляет 45 % ВВП

страны. Все активнее криминальные структуры протекают в легальную экономику

и финансовую систему. Невиданный размах приняли преступления в сфере

внешнеэкономической деятельности.

Для наглядности хочу привести диаграмму экономической преступности

в России с прогнозом до 2001 года.

[pic]

Динамика роста экономической преступности в России [2]

Поэтому в настоящее время вопрос взаимодействия органов КРУ с

правоохранительными органами является наиболее актуальным, поскольку вести

борьбу с коррупцией, хищениями бюджетных средств силами только

правоохранительных органов невозможно. Ни одно дело не может быть доведено

до суда без тщательной финансовой проверки.

На сегодняшний день единственной мерой к устранению выявленных

нарушений и недостатков является доведение информации о выявленных

нарушениях до руководства учреждений, а также в необходимых случаях до

органов казначейства и правоохранительных органов. При этом органы КРУ не

имеют право ни на бесспорное взыскание сумм нанесенного ущерба, ни на

начисление штрафных санкций, ни на применение каких-либо других

принудительных (карательных) мер. Таким образом, результат возмещения

ущерба, за исключением случаев когда дело передается в следственные органы,

зависит только от инициативы руководителя проверяемого учреждения. И

единственное, что могут сделать органы КРУ в случае невыполнения

предложений, данных по результатам проверок, дать новые предложения.

Осуществляя проверки органы КРУ используют различные методы

финансового контроля. Но одним из наиболее эффективных и чаще всего

используемых является ревизия.

2.2. Ревизия ассигнований и исполнения смет расходов

учреждений, финансируемых за счёт средств

федерального бюджета.

Ревизия ассигнований и исполнения сметы расходов проводится с

ведома руководителя учреждения, при котором создана централизованная

бухгалтерия. Она включает в себя проверку обоснованности расчетов сметных

назначений, исполнения смет и основных производственных показателей,

использования средств по целевому назначению, обеспечения рационального

использования средств, соблюдения финансовой дисциплины и правильности

ведения бухгалтерского учета, и составление отчетности.

Проведению проверки должна предшествовать тщательная подготовка,

изучение имеющихся плановых, отчетных данных и материалов, характеризующих

исполнение сметы.

На основе изучения перечисленных данных разрабатывается программа

ревизии, в которой определяется: за какой период проводится проверка,

основные вопросы на которых следует сосредоточить внимание.

Перед тем как приступить к ревизии руководитель ревизионной бригады

предъявляет полномочия главному бухгалтеру. После чего ревизор, выделенный

для ревизии кассы, немедленно приступает к проверке наличия денежных

средств и бланков строгой отчетности. Одновременно с ревизией кассы

необходимо организовать инвентаризационную комиссию для проверки наличия

основных средств, малоценных быстроизнашивающихся средств, материалов у

материально- ответственных лиц.

Проверка наличия денежных средств в кассе производится в

присутствии кассира и главного бухгалтера. При выявлении недостачи или

излишек ревизор должен получить от кассира объяснения о причинах их

возникновения.

Результаты ревизии кассы оформляются отдельно (промежуточным)

актом, в котором указываются фактические остатки наличных денег и их

остатки по данным учета на момент проверки, а также излишки или недостачи.

Кассовые документы подвергаются сплошной проверке. При ревизии

кассовых документов необходимо проверить соблюдается ли Положение о ведении

кассовых операций.

Проверяя кассовые операции, ревизоры должны обращать внимание не

только на формальную сторону, но и на существо этих операций, выявлять и

устанавливать их законность и целесообразность.

Ревизия движения денежных средств проводится по каждому открытому

счету в банке или отделении федерального казначейства. Проверка проводится

по первичным документам, бухгалтерским записям и выпискам банка.

В процессе проверки необходимо выяснить сколько и какие счета

открыты для данного учреждения. Соответствуют ли суммы по выпискам банка

суммам указанным в приложенных к ним первичных документах. Не допускается

ли неправильное отражение в бухгалтерском учете банковских операций.

Каждая операция в выписке банка должна быть подтверждена соответствующими

первичными документами (счета, платежные поручения, требования и другие).

Необходимо обратить внимание на законность совершения операций. Не

проводятся ли через текущие и лицевые счета операции, не соответствующие

целевому назначению.

Проверка расходования подотчетных сумм производится по карточкам,

оборотным ведомостям и авансовым отчетам. Все авансовые отчеты подвергаются

с точки зрения законности произведенных расходов и достоверности

приложенных к ним оправдательных документов. Необходимо установить, не

значатся ли за отдельными работниками длительное время крупные суммы.

Соблюдаются ли сроки своевременности возврата неиспользованных остатков и

предоставления авансовых отчетов. Нет ли случаев выдачи новых авансов до

полного расчета по ранее выданным авансам, незаконных выдач авансов и т.

д..

Кроме того следует поверить соблюдается ли установленный законом

порядок и нормы возмещения расходов на служебные командировки.

Проверка расходования фонда заработной платы и расчетов с рабочими

и служащими начинается с ознакомления с утвержденной сметой, штатным

расписанием, тарификационными списками, приказами, расчетно-платежными

ведомостями и другими документами.

При проверке правильности учета фактически отработанного времени

необходимо сопоставить табеля учета рабочего времени с графиком работы

(медицинские учреждения).

Проверить правильность начисления доплат за замещение отсутствующих

работников.

Установить не включаются ли в ведомости вымышленные лица, правильно

ли производятся подсчеты в расчетно-платежных ведомостях.

При проведении комплексной проверки, налоговым инспектором ГНС

проверяется правильность удержания из заработной платы налогов и

своевременно ли вносятся удержанные суммы в бюджет.

Проверку состояния расчетов рекомендуется начать с анализа

материалов инвентаризации расчетов. Инвентаризация расчетов заключается в

выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке

обоснованности сумм, числящихся на счетах. Необходимо также проверить

реальность отдельных долгов путем сверки расчетов с организациями, за

которыми числится значительная дебиторская и кредиторская задолженность.

При проверке устанавливаются сроки возникновения задолженности по счетам

дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков

исковой давности.

Результаты сверки расчетов с организациями оформляются актом

встречной проверки.

Изучая состояние расчетной дисциплины проверяющий должен обратить

внимание на своевременность и правильность отражения в аналитическом и

синтетическом учете операций по расчетам с дебиторами и кредиторами, так

как дебиторская задолженность может быть зафиксирована на других

синтетических счетах, в том числе нереальная к получению, по которой

истекли сроки исковой давности.

Большого внимания требует также анализ расчетов с депонентами.

Прежде всего нужно установить своевременно ли относят к депонентским суммам

неполученные в установленные сроки заработанную плату и стипендии, а также

суммы удержанные из заработанной платы по исполнительным листам и другим

документам. Тщательно проверить выплату депонированных сумм рабочим и

служащим.

В ходе проверки финансовой деятельности бюджетного учреждения

необходимо тщательно проверить сохранность и правильность использования не

только денежных, но и материальных ценностей: инвентаря, оборудования,

материалов. Для этого необходимо выяснить проводится ли инвентаризация

материальных ценностей в установленные сроки, когда была проведена

последняя инвентаризация, выделены ли должностные лица ответственные за

сохранность этих ценностей, правильно ли эти ценности списываются в расход.

Проверку фактических остатков материальных ценностей ревизор

проводит в соответствии с действующей инструкцией по инвентаризации, при

участии инвентаризационной комиссии, назначаемой приказом руководителя

проверяемого учреждения.

Проверка фактических остатков имущества и материальных ценностей

должна быть проведена, по возможности, внезапно. Перед началом

инвентаризации материально ответственное лицо дает расписку в том, что все

документы, относящиеся к приходу или расходу ТМЦ, сданных в бухгалтерию и

что никаких не оприходованных или несписанных в расход материальных

ценностей у них нет.

Результаты инвентаризации по каждому виду материальных ценностей

фиксируются в инвентаризационных описях, составляемых отдельно по местам

нахождения или хранения ценностей, должностными лицами, ответственными за

сохранность.

Если установлены излишки или недостача, материально ответственное

лицо представляет письменное объяснение.

При проверке сохранности материальных ценностей важное место

занимает проверка полноты их оприходования и правильность, и обоснованность

списания в расход.

При проверке расхода продуктов питания следует обратить особое

внимание на:

? правильность оформления меню-требований, своевременность сдачи их в

централизованную бухгалтерию и отражения их в накопительных

ведомостях;

? правильность списания продуктов по норме на одного человека;

? соответствие числа довольствующихся по детским, лечебным и другим

учреждениям, показанного в меню-требованиях, с данными о

посещаемости детей детских учреждений, сведениями о наличие больных

в лечебных учреждениях и другие;

? действенность контроля со стороны бухгалтерии за расходованием средств

на питание;

? правильность взимания платы за питание с работников детских и

лечебных учреждений.

Проверка правильности списания материалов на ремонтные работы

производится путем сопоставления количества списанных материалов с их

потребностью по нормам на объемы выполненных работ.

Особое внимание при ревизии ТМЦ должно быть обращено на

правильность оприходования, учета и списания в расход топлива, горючих и

смазочных материалов.

При наличии расходов на капитальный и текущий ремонт зданий и

сооружений необходимо проверить:

? обоснованность осуществления ремонтных работ, не допущено ли

распыления средств на капитальный ремонт по большому количеству

объектов, что удлиняет сроки проведения ремонта;

? имеются ли в наличии дефектные акты и соответствующая сметно-

техническая документация, утвержденная в установленном порядке;

? правильность списания строительных материалов.

Необходимо выяснить не было ли фактов приписок фактически

невыполненных работ. Полностью ли зачтена при расчетах с подрядчиком

стоимость материалов, полученных от разборки старых конструкций, и

предъявлены ли счета на оплату за переданные ему материалы, приобретенные

за счет сметы учреждения. Не допускались ли случаи, когда материальные

ценности, переданные подрядчикам для ремонтно-строительных работ,

списывались на расходы по смете, вместо отнесения их стоимости на расчеты с

подрядчиками.

Особенно тщательно следует проверить правильность расходования

средств на капитальный ремонт, осуществляемый хозяйственным способом.

При необходимости, к проведению проверки могут быть привлечены

специалисты узкого профиля.

Основными задачами проверки состояния бухгалтерского учета и

отчетности являются соблюдение действующих правил ведения бухгалтерского

учета и состояния отчетности по исполнению смет расходов, применение

наиболее рациональных форм и методов учета, выполнение действующих

инструкций, положений, указаний о ведении учета и составлении периодической

и годовой отчетности.

Ревизор должен выяснить, на сколько состояние учета в

централизованной бухгалтерии обеспечивает контроль за правильностью

расходования и сохранностью денежных средств, и материальных ценностей.

При проверке в централизованной бухгалтерии отчетной дисциплины

надо убедиться в следующем:

? своевременно ли составляются и предоставляются месячные, квартальные

и годовые отчеты;

? реальны ли данные отчетов, нет ли случаев представления заведомо

неправильных отчетных данных (несоответствующих данным

аналитического учета) или серьезных нарушений установленных форм

отчетности;

? правильно ли отражены в балансе сведения об остатках сумм по счетам

дебиторов и кредиторов;

? приняты ли меры к устранению недостатков, отмеченных вышестоящим

распорядителем кредитов по отчетам.

При наличие доходов от внебюджетной деятельности, оказания платных

услуг, проводится проверка законности образования внебюджетных средств и их

расходования.

Результаты проверки оформляются актом. Записи в акте излагаются на

основе проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся документов,

материалов встречных проверок, инвентаризаций, промежуточных актов и

справок, и других документальных данных.

В акте следует указать, какие вопросы подвергнуты сплошной проверке

и какие частичной. При изложении в акте выявленных ревизией фактов

нарушений необходимо указать фамилии, должности виновных лиц, а также

наименования закона, постановления или инструкции, которые нарушены. В

необходимых случаях записи в акте должны быть подкреплены копиями

документов или выписками из них.

Акт подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и

главным бухгалтером учреждения.

При наличие возражений или объяснений по акту руководитель

учреждения и главный бухгалтер обязаны подписать акт, но одновременно

сделать об этом оговорку перед своей подписью.

После ознакомления с актом ревизии и со всеми прилагающимися к

нему материалами руководитель проверяемого учреждения, не позднее чем в

двухнедельный срок с момента подписания акта должен вынести необходимое

решение по устранению вскрытых нарушений.

При выявлении серьезных нарушений государственной, финансовой

дисциплины или злоупотреблений материалы проверок передаются

правоохранительным органам.

Контроль за реализацией материалов ревизии осуществляется путем

получения от ревизуемого объекта информации об устранении выявленных

нарушений.

2.3. Контроль за бюджетными средствами.

Бюджетным Кодексом установлен принцип адресности целевого

использования бюджетных средств. Это означает, что бюджетные средства

выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления

их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к

нарушению этого принципа, являются нарушениями бюджетного законодательства

Российской Федерации.

Под использованием не по назначению (нецелевым использованием)

средств, выделенных из федерального бюджета, следует понимать такое их

использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их

предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается

действиями или событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых

актах, заключаемых договорах или решениях полномочных органов, определяющих

целевой характер выделяемых из федерального бюджета средств. [3]

Выделяют следующие виды нецелевого использования:

? размещение бюджетных средств на банковских депозитных счетах,

приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного

имущества) с целью получения дополнительных доходов;

? осуществление взносов в уставной капитал другого юридического лица;

? расходование средств при отсутствии оправдательных документов

(первичных документов на приобретение ТМЦ, документов на

расходование средств, отсутствие авансовых отчетов и т.д.);

? недостача материальных ценностей, приобретенных за счет средств

федерального бюджета;

? расходование средств сверх норм, установленных Министерством

финансов Российской Федерации (норм возмещения командировочных

расходов, нормы списания материалов и т.д.).

В учреждениях, на предприятиях, в организациях, финансируемых за

счет средств федерального бюджета, нецелевым использованием является:

а) использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов;

б) расходование средств не по коду экономической классификации, по которому

было произведено финансирование.

Согласно п. 12 «Положения о федеральном казначействе»,

утвержденного постановлением Совета Министров Правительства Российской

Федерации от 27.07.93 г. № 864, органам федерального казначейства

представлено право выдавать обязательные для исполнения предписания о

взыскании с предприятий, учреждений, организаций в бесспорном порядке

средств, выделяемых из федерального бюджета, используемых не по целевому

назначению, с наложением на предприятия, учреждения и организации,

допустившие такие нарушения, штраф в размере действующей учетной ставки

Центрального Банка Российской Федерации.

В современных условиях, нехватки средств на местах, вопрос о

нецелевом использовании бюджетных средств стоит очень остро. Сложившееся

положение толкает руководителей администраций, предприятий на финансовые

нарушения, ради решения насущных ежедневных проблем.

Приведём пример: Администрация Мурманской области из средств, выделенных на

жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера 34,5

млрд. рублей использовало на финансирование текущих расходов областного

бюджета (дотации и ссуды городам и районам, ежемесячные пособия на детей,

заработанная плата работникам учреждений и организаций финансируемых из

городского бюджета.

Рассматривая необходимость и значение финансового контроля на

современном этапе, важно отметить проблемы, стоящие как перед системой

финансового контроля в целом, так и органами КРУ в частности.

Глава 3. Пути совершенствования контрольной

работы в России.

На сегодняшний день существует целый ряд проблем, касающихся

государственного финансового контроля.

Наиболее остро стоит вопрос о законодательном регулировании

государственного финансового контроля. Главное здесь состоит в том, что

государство использует и управляет значительно большими средствами нежели

те, что мобилизуются в его бюджете. Поэтому оно должно иметь правовую базу

и соответствующий механизм обеспечения целевого и эффективного

использования всех принадлежащих ему средств и контроля за тем, как это

делается.

Для создания полноценной, отвечающей совершенным реалиям правовой

базы финансового контроля требуется законодательное определение понятия

«государственный финансовый контроль». Такое определение пока не дано.

Незавершенность в вопросах формирования правовой базы

государственного финансового контроля и отсутствия его определения привели

к тому, что на данный момент усилия контролирующих органов направлены на

осуществление контроля, в основном, в своих ведомственных интересах. Так,

например, у Счетной палаты своя контрольная компетенция, у Центрального

Банка – своя, у Госналогслужбы – своя. А на практике получается, что

фактически бесконтрольна со стороны государства вся банковская система

страны, начиная с Центрального Банка России. А также федеральные органы как

счетная палата, казначейство, служба валютного и экспертного контроля,

комиссия по ценным бумагам никак не координируют свои контрольные функции.

В свою очередь Госналогслужба России, в соответствии с законодательством,

считает своей основной задачей контроль за уплатой налогов, сбор налогов

получается не в их компетенции. Каждый стоит на границах своей

деятельности. Если возникает вопрос, требующий объединения усилий,

начинаются бюрократические согласования, увязки, перекладывание

ответственности, время уходит, нарушения либо остаются, либо наоборот

немедленно устраняются, если речь идет об ответственности. Затрагивая

вопрос о взаимодействии органов контроля, нельзя не отметить еще один

момент. Структура финансового контроля Российской Федерации отличается

весьма значительным количеством компетентных органов. Их задачи и функции в

области формирования и использования бюджетно-финансовых ресурсов очень

часто переплетены, характеризуются элементами дублирования параллелизма.

Нельзя сказать, что данные вопросы не решаются. На сегодня принят

ряд законов о государственном финансовом контроле в Российской Федерации и

об аудиторской деятельности в Российской Федерации. Так, в 1998 г. был

принят бюджетный Кодекс, в котором получили правовую основу многие вопросы

государственного и муниципального финансового контроля.

Впервые в законодательной практике в документе такого уровня

указано, какие организации являются органами государственного и

муниципального контроля. Определены основные права органов, осуществляющих

контроль и обязанности ведомственного или внутреннего контроля.

Важным новшеством стало то, что подробно расписаны контрольные

функции МФРФ и Федерального казначейства.

Новыми и принципиально важными являются повышение требования к

качеству работы контрольных органов. В частности, руководители и аудиторы

Счетной палаты Российской Федерации в случае установления фактов

недостоверности и неполноты сведений, содержащихся в заключениях палаты об

исполнении федерального бюджета, освобождаются от занимаемых должностей.

Еще одним важным моментом в процессе реформирования системы

финансового контроля является создание «Департамента государственного

финансового контроля и аудита», где были соединены в единый блок все

подразделения МФРФ, выполняющие контрольные функции.

Создание в его составе, или точнее реорганизация контрольно-

ревизионного управления МФРФ в субъектах Российской Федерации должно

улучшить вертикальную управляемость контрольных служб и повысить

эффективность проверок.

Все это позволяет утверждать, что сделан шаг вперед в формировании

правовой базы финансового контроля.

Однако, для эффективности осуществления государственного

финансового контроля требуется не только назвать контрольные органы, но и

законодательно закрепить их задачи, права, сферу действия, статус и

полномочия их работников.

Юридически не отрегулированы многие вопросы во взаимоотношениях

финансовых ревизоров, прокуроров, следователей, которые решаются в «рабочем

порядке», что вызывает различные затруднения при решении совместных задач.

Нет сегодня ясности и во взаимодействии органов государственного контроля с

институтом аудита, оперирующего вне системы государственного финансового

контроля.

Безнаказанность нарушения федерального закона влечет и нарушения

непосредственно в регионах. Когда не целевое или незаконное расходование

средств списывается на недостаточное финансирование из центра. Губернаторы

краев и областей, также как и федеральные власти прикрывают свои махинации

бумагами согласованными с вышестоящими чинами.

«Контролерам всесильный чиновник может показать разрешение самого

Правительства нарушить закон. И ни один прокурор, будь он самым

генеральным, близко не осмелиться подойти к сановному нарушителю, к его

патрону тем более».[4]

Поэтому необходимо принять все возможные меры к устранению

сложившейся ситуации и в том числе расширение прав контролирующих органов в

области возможности применения мер по устранению выявленных нарушений и

привлечению к ответственности за подобные нарушения.

Заключение

Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание

вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку

очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики

и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля.

Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль

в совершенствовании финансового контроля призвано сыграть принятию

бюджетного кодекса.

В целях наиболее полного выполнения Указа Президента Российской

Федерации от 03.03.98 г. «Об обеспечении взаимодействия государственных

органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» на основании

постановления Правительства РФ от 06 марта 1998 г. № 276 был создан

Департамент государственного финансового контроля и аудита.[5] Создание

такого органа вызвано необходимостью организации аудиторской деятельности и

соединением в единый блок всех подразделений МФ России, выполняющих

контрольные функции.

В настоящее время в Минфине активизирована работа по подготовке

проектов федеральных законов о государственном контроле в Российской

Федерации.

Для эффективного осуществления государственного финансового

контроля требуется не только назвать органы государственного контроля, что

теперь сделано в Бюджетном Кодексе, но и законодательно закрепить их

задачи, права, сферу действия.

Усилия органов власти, которым поручено выполнять функции контроля,

не координируются и осуществляют они его в основном в рамках своего

ведомства, что вызывает раздробленность финансовой системы.

Я думаю, что ещё одним важным вопросом является отсутствие закона,

определяющего возможности государственного финансового контроля в отношении

нарушителей финансового законодательства. Ведь без административных,

материально-финансовых мер воздействия на нарушителей финансового

законодательства, невозможно достичь высоких результатов в выполнении

поставленных перед органами контроля задач.

Таким образом, считаю, что сегодня, когда вся бюджетная система

России находится в стадии становления, вопрос реформирования системы

финансового контроля, является одним из наиболее важных.

Список использованных источников:

Нормативный материал:

1. Конституция РФ 1993 г., Москва: 1996 г.

2. Бюджетный Кодекс Российской федерации. Полный сборник кодексов РФ. –

М.: «Информэкспо», Воронеж, 1999. – 760 с.

3. Налоговый Кодекс Российской федерации.Ч.1. Полный сборник кодексов РФ.

– М.: «Информэкспо», Воронеж, 1999. – 760 с.

4. Сборник законов Российской федерации.

5. Справочная система «Консультант Плюс».

Монографии, научные статьи, литература:

1. Н.И. Химичева «Финансовое право» - М.: Юристъ, 2000 год.

2. А.В. Брызгалин «Налоги и финансовое право» - Москва 1997 год.

3. И.Г. Русакова «Налоги и налогообложение»: финансы «Юнити»

1998 год.

4. Сорокин « О расчёте налога на имущество»: Бухгалтерское

приложение к «Экономика и жизнь»; 1998 год № 11.

5. Т.Ф. Юткина «Налоги и налогообложение»: Инфра – М., 1998 год.

-----------------------

[1] Н.И.Химичева «Финансовое право»: Учебник – М.: Юристъ, 2000. – 600 с.

[2] Е. Леонов, «МВД дает прогноз от которого мороз…», Экономика и жизнь № 6

[3] Письмо МФРФ от 16. 04.96 г. № 3-А 2-02

[4] В. Головачев, «Минфин-авторитет, правительство в законе», Экономика и

жизнь № 6, 1999г., с.1

[5] Н.И.Химичева «Финансовое право»: Учебник – М.: Юристъ, 2000. – 600 с.

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.