рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Авторское право

    2) изготовить  копию программы  для ЭВМ  или базы  данных  при условии, что  эта копия  предназначена только для архивных целей и для замены  правомерно приобретенного  экземпляра в случаях, когда ориги­нал программы  для ЭВМ  или базы данных утерян, уничтожен или стал непригоден  для использования.  При этом  копия программы для ЭВМ или базы данных не может быть использована для иных целей, чем указано в  подпункте 1 настоящего пункта, и должна быть уничтожена в случае,  если владение  экземпляром этой  программы для  ЭВМ или базы данных пере­стает быть правомерным.

    Лицо,  правомерно владеющее  экземпляром программы для ЭВМ, вправе без  согласия автора  или иного  обладателя  исключительных прав и  без выплаты дополнительного вознаграждения воспроизвести и преоб­разовать объектный  код  в  исходный  текст  (декомпилировать программу  для  ЭВМ)  или  поручить  иным  лицам  осуществить  эти действия,  если   они  необходимы  для  достижения  способности  к взаимодействию неза­висимо  разработанной этим  лицом программы для ЭВМ с  другими  про­граммами,  которые  могут  взаимодействовать  с декомпилируемой про­граммой, при соблюдении следующих условий:

    1)  информация,   необходимая  для  достижения  способности  к взаимодействию, ранее  не  была  доступна  этому  лицу  из  других источ­ников;

    2) указанные  действия осуществляются  в отношении  только тех частей декомпилируемой  программы для  ЭВМ, которые необходимы для достижения способности к взаимодействию;

    3) информация, полученная в результате декомпилирования, может использоваться лишь  для достижения  способности к  взаимодействию не­зависимо разработанной  программы для ЭВМ с другими программами, не может передаваться иным лицам, за исключением случаев, если это необ­ходимо для  достижения способности к взаимодействию независимо раз­работанной программы  для ЭВМ с другими программами, а также не мо­жет использоваться  для разработки  программы для ЭВМ, по своему виду существенно  схожей с декомпилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления  любого другого  действия, нарушающего авторское право.

1. Допускается  без   согласия  автора  произведения,  исполнителя  и производителя  фонограммы,   но  с   выплатой  им   вознаграждения вос­произведение  аудиовизуального   произведения  или  звукозаписи произ­ведения исключительно в личных целях.

    2. Вознаграждение  за воспроизведение,  указанное в  пункте  1 на­стоящей статьи,  выплачивается  изготовителями  или  импортерами обо­рудования (аудио-  и  видеомагнитофоны,  иное  оборудование)  и матери­альных носителей  (звуко- и  (или)  видеопленки  и  кассеты, лазерные  диски,   компакт-диски,  иные   материальные  носители), используемых для такого воспроизведения.

    3.   Вознаграждение    не   выплачивается    применительно   к обо­рудованию и  материальным носителям,  указанным в абзаце первом пункта 2  настоящей статьи, которые являются предметом экспорта, а также к  профессиональному оборудованию,  не предназначенному  для использования в домашних условиях.

    Авторское  право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после  его смерти,  кроме случаев,  предусмотренных  настоящей статьей.

    Право авторства,  право на  имя и  право на  защиту  репутации ав­тора охраняются бессрочно.

    2.  Автор  вправе  в  том  же  порядке,  в  каком  назначается испол­нитель завещания,  указать  лицо,  на  которое  он  возлагает охрану права  авторства, права  на имя  и права  на  защиту  своей репутации  после   своей  смерти.   Это  лицо   осуществляет  свои полномочия пожизненно.

    При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя  и   права  на   защиту  репутации  автора  после  его  смерти осущест­вляется  его  наследниками  или  специально  уполномоченным органом Российской  Федерации, который  осуществляет такую охрану, если на­следников нет или их авторское право прекратилось.

    3. Авторское  право на  произведение, обнародованное  анонимно или под  псевдонимом, действует  в течение  50 лет  после даты его право­мерного обнародования.

    Если  в   течение   указанного   срока   автор   произведения, выпу­щенного анонимно  или под  псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется положе­ние абзаца первого пункта 1 настоящей статьи.

    4. Авторское  право на  произведение, созданное в соавторстве, дей­ствует в  течение всей  жизни и  50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

    5. Авторское  право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска.

    В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован  по­смертно, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, сле­дующего за годом реабилитации.

    В случае, если автор работал во время  Великой  Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав  увеличива­ется на 4 года.

6.   Исчисление сроков начинается с 1 января года,  следующего за годом, котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

    Истечение срока действия авторского права на произведения озна­чает их переход в общественное достояние.  Произведения,  которым на территории Российской Федерации  никогда  не  предоставлялась охрана, также считаются перешедшими в общественное достояние.     Произведе­ния, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использо­ваться любым лицом без выплаты  авторского  вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства,  право  на имя и право на защиту ре­путации автора (статья 15 настоящего  Закона "об авторском праве и смежных правах").

    Правительством  Российской  Федерации  могут  устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на  территории Российской Федерации произведений, перешедших в  общественное дос­тояние. Такие отчисления выплачиваются в  профессиональные фонды ав­торов, а также организациям,  управляющим  имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать  одного процента  от  прибыли,  полученной  за  использование  таких произведений.

    Авторское право переходит по наследству.

    Не переходит  по наследству  право авторства,  право на  имя и право на  защиту репутации  автора произведения. Наследники автора вправе  осуществлять   защиту  указанных   прав.  Эти   правомочия на­следников сроком не ограничиваются.

    При  отсутствии   наследников  автора  защиту  указанных  прав осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации.

    Имущественные права которые могут передаваться только по  дого­вору указанны в статье 16 закона "Об авторском праве и  смежных пра­вах"за исключением случаев, предусмотренных статьями 18  -  26 выше­указанного Закона.

    Условия авторского договора перечисленны в ст. 31 "Закона  об ав­торском праве и смежных правах"

    Авторский договор должен быть заключен  в  письменной  форме. Авторский договор об использовании произведения  в  периодической пе­чати может быть заключен в устной форме.

    При продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и  пре- доставлении массовым пользователям доступа к ним допускается при- ме­нение особого порядка заключения договоров, установленного  За- коном Российской Федерации "О правовой охране программ для  электронных вычислительных машин и баз данных".

    Возможно заключение между заказчиком и автором Авторского до-говора заказа. По авторскому договору заказа автор обязуется создать  произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказ­чику. А заказчик   обязан   в   счет   обусловленного   договором вознагра­ждения выплатить  автору аванс.  Размер, порядок  и  сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон.

Присоединение России к Бернской конференции

В течение многих лет Советский Союз, а потом и Россия, не могли стать участниками Бернского Союза в силу несоответствия предоставляе­мой по национальному законодательству охраны произведениям "уровню Бернской Конвенции".

Но, несмотря на то, что Закон, принятие которого позволило бы при­соединиться к Бернской Конвенции, вступил в силу только 3 августа 1993 года, некоторыми правоведами уже в 1992 году поднимался вопрос о спо­собе возможного присоединения России

13 марта 1995 года произошло долгожданное событие - Россия нако­нец стала полноправной участницей Бернской Конвенции об охране лите­ратурных и художественных произведений. При подаче дипломатической ноты о присоединении Россия уведомила других участников Конвенции о том, что "действие Бернской Конвенции не распространяется на произве­дения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской федерации уже являются на ее территории общественным достоянием".

В соответствии со статьей 28 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" произведение перестает охраняться, и переходит в об­щественное достояние, в результате истечения срока действия авторского права. Как, уже ранее отмечалось, в случае, если страна предоставляет ох­рану неопубликованным произведениям иностранных авторов, срок ох­раны истекает на момент опубликования этого произведения в стране, не связанной с ней каким-либо соглашением об охране авторских прав.

Законодательство об иностранных произведениях.

Рассмотрим, как в России решается судьба иностранных неопублико­ванных произведений.

Согласно статье 5 Закона "Об авторском праве и смежных правах", охрана по авторскому праву предоставляется неопубликованным произве­дениям иностранных авторов следующим образом:

- если они находятся в какой-либо объективной форме на территории России, то они охраняются по Российскому законодательству во всех слу­чаях;

- если они находятся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, то получают охрану на основе международных до­говоров.

Что касается первой группы неопубликованных произведений, выде­ленной законодателем, здесь ситуация вполне понятна: неопубликованные иностранные произведения, которые находятся на территории России, ох­раняются по Российскому авторскому праву. Поскольку само произведе­ние в определенной материальной форме находится на Российской терри­тории, все противоправные действия в отношении этого произведения (на­пример, обнародование без согласия автора, плагиат, переработка и пр.) также могут иметь место на ее территории, и, следовательно, попадают под Российскую юрисдикцию. Охрана, предоставленная такому произве­дению, носит условный характер, так как она поставлена в зависимость от места последующего опубликования. В случае если публикация будет иметь место в России, оно будет продолжать находиться под охраной. Если же оно будет обнародовано за рубежом, такое произведение Россий­ским авторские правом охраняться не будет вследствие истечения срока предоставляемой охраны. Следовательно, после присоединения России к Бернской Конвенции, в случае, если до 13 марта 1995 года такое произве­дение было впервые опубликовано за рубежом и вследствие этого утра­тило правовую охрану, Россия, согласно пункту 2 статьи 18 Бернской Кон­венции, не обязана вновь ставить это произведение под охрану.

Вопрос же в отношении неопубликованных произведений иностран­ных авторов, находящихся в какой-либо материальной форме за рубежом, крайне сложен. Российским Законом предусмотрено, что охрана таким произведениям предоставляется лишь на основании международных дого­воров. Если предположить, что Закон адекватно отражает российскою практику охраны неопубликованных произведений иностранцев, то все иностранные произведения, находящиеся в объективной форме за рубе­жом, независимо от того, были ли они обнародованы или нет до 13 марта 1995 года, подлежат охране на территории России с этой даты. И, следова­тельно, другие члены Бернского Союза могли бы выдвинуть справедливые возражения против участия России в Бернской Конвенции без обратной силы.

Занятая российским законодателем позиция в отношении охраны ино­странных неопубликованных произведений была подвергнута критике специалистами, которые указывали на то, что она служит источником воз­никновения множества проблем на практике. Например, будет ли охра­няться произведение, один экземпляр которого находится за границей, а другой - на российской территории? Или, с какого момента подлежат ох­ране созданные за рубежом произведения: с момента создания иди с мо­мента пересечения границы?

На последний вопрос практика, причем широко распространенная дает следующий ответ: когда неопубликованное произведение иностран­ного автора попадает на территорию России, оно подлежит охране по рос­сийскому авторскому праву с момента его создания. И, хотя подход зако­нодателя, отраженный в Законе не изменился по сравнению с позицией статьи 478 Гражданского Кодекса РСФСР и статьи 136 Основ граждан­ского законодательства 1991 года. Это не означает, что неопубликованные иностранные произведения, находящиеся в материальной форме за преде­лам Российской федерации, не охраняются по российскому законодатель­ству.

В литературе отмечалось, что "неопубликованные произведения ино­странных авторов, находящиеся за рубежом, не могут рассматриваться" в России как произведения, "постоянно находящиеся в сфере обществен­ного достояния", и, следовательно, подлежат охране наравне с произведе­ниями, находящимися на ее территории.

Необходимо также отметить, что нередко при заключении двусторон­них договоров охрана неопубликованных произведений вообще не огова­ривалась, например, статья 2 Соглашения с Польшей об охране авторских прав гласит:

"Каждая договаривающаяся Сторона признает авторские права граждан и организаций другой договаривающейся Стороны их правопре­емников на произведения науки, литературы искусства, независимо от места их первого опубликования, а также авторские права граждан третьих стран и их правопреемников на произведения, впервые выпущен­ные в свет на территории Советского Союза или Польской Народной рес­публики...". Из приведенной цитаты видно, что определяется судьбам лишь опубликованных произведений. На мой взгляд, такая формулировка - это результат того, что не было необходимости предусматривать взаимных обязанностей по охране неопубликованных произведений, так как произ­ведения иностранных авторов и так подлежали охране в обоих договари­вающихся государствах.

Итак, российское (а до 25 декабря 1991 года советское) авторское право фактически охраняло, и охраняет любые неопубликованные произ­ведения иностранных авторов с момента их создания. Но, если это произ­ведение впервые публикуется не в России и не в стране, связанной с Рос­сией международным договором, то такое произведение становится в Рос­сии общественным достоянием, так как ранее предоставленный срок ох­раны истек. Именно поэтому Россия смогла присоединиться к Бернской Конвенции. Это означает, что в отношении граждан стран, участвующих и в Бернской, и во Всемирной Конвенции, в России будут охраняться только те произведения, которые будут опубликованы после 26 мая 1973 года (дата присоединения СССР к Всемирной Конвенции). Что касается граж­дан государств, участвующих только в Бернской Конвенции, то в России будут поставлены под охрану только те их произведения,  которые впер­вые опубликованы в этих странах после 13 марта 1995 года.

Естественно, что крупным издательствам под силу выплачивать ог­ромные гонорары за приобретение исключительных прав на распростране­ние произведений иностранных авторов на территории России. Это им действительно выгодно, так как их затраты окупятся через реализацию книжной продукции, в стоимость которой включаются и суммы авторских гонораров, и передача неисключительных прав на использование другим издательствам, в конечном итоге за счет Российских читателей. Присоеди­нение с обратной силой к Конвенции, по мнению иных издателей, также не "позволило бы встать на ноги молодым издателям", не имеющим боль­шого стартового капитала. На мой взгляд, это также прекратило бы приток в Россию множества произведений зарубежной литературы, что, в конеч­ном счете, отразилось бы как на развитии только появившееся книжной индустрии, так и на культурно-духовной сфере нашего общества.

Действительно, при принятии ответственных правовых решений, ка­ким является решение о присоединении к Бернской Конвенции, необхо­димо исходить из интересов всего общества, а не отдельных его групп. Учитывая то, что нормы Конвенции действуют не в идеальных, а реальных условиях, должны приниматься во внимание и те экономические последст­вия, которые могло бы повлечь предоставление охраны произведениям, ранее считавшимся в России общественным достоянием.

Итак, постановление содержит указание на то, что произведениям, ставшим на территории российской федерации общественным настоянием не момент присоединения к Бернской Конвенции, охрана вновь предостав­лена не будет. Рассматривая обоснование возможности присоединения России без обратной силы, нами приводилось положение статьи 28 Закона РФ "Об авторском праве смежных правах", согласно которому причиной перехода произведения в общественное достояние служит истечение срока охраны. Однако статья 28 предусматривает и иную причину: перешед­шими в общественное достояние также считаются произведения, охрана которым на территории России никогда не предоставлялась. В формули­ровке, данной правительством, не указывается, по какой именно причине не будут охраняться произведения, ставшие на территории РФ обществен­ным достоянием, хотя такой причиной является истечение сроков охраны. Нами было отмечено, что на законодательном уровне охрана предоставля­ется лишь тем иностранным неопубликованным произведениям, которые находятся на российской территории, хотя практика и иначе решает этот вопрос. Однако, именно то, что на практике охранялись, и охраняются все неопубликованные произведения иностранных авторов, позволило истол­ковать статью 18 Бернской Конвенции как не обязывающую, предостав­лять охрану с обратной силой. Тем не менее, зарубежные специалисты, не знакомые с российской практикой, могут провести анализ на законода­тельном уровне и сделать вывод, что Россия, присоединяясь к Конвенции, приняла решение не охранять иностранные произведения, ставшие на ее территории общественным достоянием в силу того, что они никогда не ох­ранялись. По  такое решение противоречило бы пункту 2 статьи 18 Кон­венции, которой все причины неохраняемости, кроме истечения срока ох­раны, безразличны. Если формулировка правительства будет истолкована таким образом, это может послужить основанием возникновения споров с другими членами Конвенции по поводу применения Бернской Конвенции.

Думается, что лучшим способом устранить имеющееся противоречие до присоединения к Конвенции было бы привести действующее законода­тельство об авторском праве в соответствие с практикой, закрепив, что ох­рана по российскому законодательству предоставляется всем иностранным неопубликованным произведениям, независимо от того, на территории ка­кого государства они находятся. Это значительно упростило бы аргумен­тацию принятого Россией решения о присоединении без обратной силы. Иначе эту проблему можно было бы решить, указав при подаче ноты, что действие Бернской Конвенции не будет распространяться на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для России уже являются не ее территории общественным достоянием вследствие истечения ранее пре­доставленного срока охраны. Сегодня же, на мой взгляд, единственный способ устранить всякую возможность возникновения спорной ситуации - дополнительно уведомить страны Союза о причинах, по которым ино­странные произведения перешли в сферу общего достояния.

Заключение.

    Авторское право  регулирует отношения,  возникающие в  связи с созданием  и   использованием  произведений  науки,  литературы  и ис­кусства (авторское  право)

    Автор -  физическое лицо,  творческим трудом  которого создано произведение;

    Авторское  право распространяется  на  произведения  науки, лите­ратуры  и   искусства,   являющиеся   результатом   творческой деятельно­сти, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Необходимо акцентировать внимание на соответствие формулировки переходной нормы действительной воле, намерению законодателя. Неточ­ность формулировок порождает возможность неоднозначного толкования, что может привести не только к трудностям в практике применения автор­ско-правовых норм, но и к полному извращению воли законодателя, что в конечном итоге отразится на жизни общества в целом.

    Роль авторского права в формировании культуры  несомненна.  А ,что есть у нации кроме культуры, нет культуры нет и нации.  Люди всегда что-нибудь изобретали, и безусловно авторское  право  будет изменяться, но самое главное это осознание, что  его  надо  охранять. Тем более в на­стоящее время.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Арамеев Р. "Россия обязалась охранять права авторов", Известия, 14 марта 1995 года.

2.   Бабенко В. "Воровство как политика", Книжное обозрение, №7, 1995 год.

3.   Богуславский М. М. "Вопросы авторского права в международных отношениях", Москва, Наука, 1973 год.

4.   Быстров В. "Чего в Берне не хватает?", Книжное обозрение №6, 1995 год.

5.   Воронкова М. "Срок действия авторского права",  Российская юстиция №2, 1995 год.

6.   Воронкова М. "По сути же оказалось, что к Бернской Конвенции Россия не присоединилась", Книжное обозрение, №13, 1995 год.

7.   Гаврилов Э.П. "Об обратной силе действия международных договоров по авторскому праву", Бюллетень по авторскому праву, 1992 год.

8.   Гаврилов Э.П. "Благородство-то надо проявлять за свой счет", Книжное обозрение, №15, 1995 год.

9.   Гаврилов Э.П. "Об обратной силе действия Закона об авторском праве и смежных правах", Российская юстиция, №2, 1995 год (и другие его работы)

10.        Душенко К. "Бернский треугольник", Книжное обозрение, №52, 1994 год.

11.        Международные Конвенции об авторском праве, Комментарии, Москва, "Прогресс", 1982 год.

А так же работы: Норовицкого Б., Путиновского М., Успенского Г., Шипетина Д. и других авторов.

12.        ГК

13.        ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. От 9 июля  1993  года      N 5351-1. "ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ". С  изменениями и дополнениями на 19 июля 1995 г. N 110

14.       ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. От 23 сентября 1992  го-     да N 3523-1 "О  ПРАВОВОЙ  ОХРАНЕ  ПРОГРАММ  ДЛЯ  ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН И БАЗ ДАННЫХ"


Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.