рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Семья как важнейший социальный институт

 5. По однородности социального состава.

·социально гомогенные( однородные ). Таких у нас, по данным социологических исследований, примерно 70% от общего числа семей. В этих семьях муж и жена, и их родители принадлежат к одинаковым слоям общества: все они рабочие или все служащие. Принадлежность к одному культурно-профессиональному слою обеспечивает лучшее взаимопонимание и между супругами, и между ними и родителями, оттого атмосфера в таких семьях обычно спокойная. Но эта же общность происхождения, интересов, места работы не даёт людям отключится в семье от производственных проблем после трудового дня.

·социально гетерогенные( разнородные ). Их насчитывают 30% от общей массы семей. Супруги в них имеют неодинаковое образование, различные профессии, общих интересов производственного плана здесь обычно гораздо меньше. Эгалитарные отношения тут встречаются меньше, преобладают авторитарные. Да и с родителями каждого из супругов отношения обычно складываются негладко. В то же время здесь очень высокая семейная активность, чаще наблюдается стремление к самообразованию супругов, потому что неодинаковость образовательного уровня стимулирует отстающего.

 6. По качеству отношений в семье.

· благополучные, которые, по словам Толстого, все < похожи друг на друга > .

· устойчивые

· проблемные. Тут частенько нет взаимопонимания, вспыхивают ссоры и конфликты.

· конфликтные, где семьи не удовлетворены своей семейной жизнью, и оттого эти семьи не стабильны.

· социально неблагополучные, в которых культурный уровень достаточно низкий, распространено пьянство.

· дезорганизованные семьи, где процветает культ силы, господству- ющим чувством является страх, каждый член семьи живёт сам по себе.

 7.По типу потребительского поведения.

· с физическим уклоном, где на первом месте обычно стоят проблемы биологического существования: пища, одежды занимают все интересы членов семьи не от её нищеты, а от уровня значимости для них этих ценностей

· с интеллектуальным типом поведения – эти семьи по материальной обеспеченности могут совершенно не отличаться от первого типа семьи, но их члены гораздо чаще предпочитают иметь хорошую книгу, чем лакомое блюдо.

· смешанный тип семьи, в котором гармонично сочетаются интересы, потребности материальные и даже физиологические с интересами духовными.

 8.По особым условиям семейной жизни.

· студенческая жизнь. Особенность такой семьи – отсутствие жилья у молодых супругов, хронический недостаток денег, почти полная материальная зависимость от родителей. В то же время эти семьи отличаются большой сплочённостью, активностью. Здесь твёрдо верят в лучшее будущее.

· дистантные семьи. О них уже упоминалось выше, когда речь шла о существовании брака без семьи. Это, например, семьи моряков, крупных спортсменов, артистов. Здесь семья в значительной мере номинальна, поскольку супруги большую часть времени не живут вместе. Тут гораздо больше опасности супружеской неверности и развала семьи на этой основе. Хотя иногда такие семьи оказываются на редкость устойчивыми.

Конечно же, приведённый перечень далеко не исчерпывает все разновидности семей. Наибольший интерес представляет патриархальная семья.[5]

3.2 Патриархальная семья.

Это наиболее архаичный тип семьи. Ведущее отношение – кровнородственное, явная зависимость жены от мужа , а детей от родителей. Главенство мужа осуществляется благодаря сосредоточению в его руках экономических ресурсов и принятию основных решений, в связи с чем происходит жесткое закрепление ролей. Социолог Ф. Ле Пле наблюдал такие отношения у башкир, русских, южных славян.

Семья югославянских народов патриархальна. Сыновья, женатые и неженатые, в подавляющем большинстве случаев оставались в родительском доме, а дочери жили в нём до тех пор, пока не выходили замуж, после чего переселялись в общину мужа. В экстроординарных случаях этот порядок нарушался. В родительский дом могла вернуться овдовевшая дочь со своими детьми. Численность семейных кланов не регламентировалась. Нередко встречались семейства , насчитавшие по пятьдесят и более человек.

Фактическими собственниками имущества выступали мужчины, так как девушка, вы-ходя замуж, лишалась права на наследство. Главой задруги был старший по возрасту мужчина – дед или отец. Круг его обязанностей был весьма разнообразен. Он выплачивал налоги и долги, отвечал перед обществом за нравственные поступки всех членов семьи.

В этой общине царила строгая иерархия. Слово главы задруги было законом для каждого её члена. В патриархальной семье наиболее уважаемые были пожилые люди, с мнением которых всегда считались. Повсеместно закрепились обычаи вставать при входе в дом более старшего, не курить в присутствии отца. Женщина же была лишена правом голоса и находилась в подчинённом положении. Женщины ели во вторую очередь, после того как мужчины закончат трапезу. Особым бесправием отличалось положение младших невесток. Среди женщин существовала своя иерархия, во главе которой стояла бабушка, мать и старшие невестки. Все они, независимо от статуса и возраста, не могли в присутствии других членов задруги выражать свои чувства.

Трудовая деятельность регламентировалась возрастом и полом. Уход за птицей, свиньями поручался детям. Старики и больные выполняли более мелкую работу. Женские работы сосредотачивались вокруг обслуживания членов задруги – забота о пище, уборка дома и двора. Работа расписывалась между женщинами. Они, разумеется, принимали участие в сельскохозяйственном труде – пололи, жали, убирали урожай. Им принадлежало первенство в занятии домашними ремеслами – прядение, вязание.[3]

4.Социальные функции семьи.

Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы, помимо всего прочего, предписывают число супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных партнёров, роль главы семейства и права и обязанности родственников.

Универсальность семьи как института раскрывается в понятии < функции семьи > . Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. На каждом историческом этапе та или иная функция семьи обретала различную значимость – большую или меньшую. В то же время все функции постоянно находились во взаимосвязи, часто помогая одна другой, а иногда, впрочем, и мешая друг другу. Очень трудно разграничить одну семейную функцию от другой. Например, выполнение материальных функций оказывается в определённых условиях необходимым для осуществления семьёй духовных функций ( обучение, воспитание детей ), но реализация духовных функций является непременным условием осуществления материально-производственных функций.

Материальная деятельность семьи на разных этапах её развития выражалась через такие функции, как организация непосредственного процесса производства, накопления частной собственности, организация потребления. Вместе с тем экономи-ческая, материально-производственная, хозяйственно-бытовая функцияна разных стадиях развития общества в значительной мере выступала также средством социального, профессионального, нравственного, политического и правового воспитания подрастающего поколения. Производственный труд в то время не выходил ещё за рамки семьи, происходил на глазах детей. Поэтому уже сама трудовая деятельность родителей резко повышала родительский авторитет в глазах детей. Следующая функция, присущая ей с древнейших времён,- репродуктивная функция, то есть функция деторождения, воспроизводства населения. Прежде всего, естественно, биологического его производства. Собственно, даже внебрачное рождение женщиной ребёнка уже создаёт семью – пусть и не полную. Однако воспроизводство населения имеет не только биологический, но и социальный момент, то есть не только рождение, но и воспитание и обучение его. Данная функция является функциясоциализации. Новое поколение, приходящее на смену старого, способна научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам. Именно в тёплой благоприятной атмосфере семьи ребёнок естественным образом получают первую социализацию своей личности, обретает основы собственной личности. Конечно же, ныне редко какая семья может дать своему ребёнку ту подготовку, какую может дать ему общество, социальные институты. И потому уже с шести-семи лет наш ребёнок уходит в школу, потом в техникум или в высшее учебное заведение. Но, как правило, тот нравственно-психологический потенциал, который заложен ребёнку семьёй, остаётся на долгие годы и играет заметную роль в дальнейшем профессиональном росте.[10]

Следующая функция – регулирование сексуальных отношении. Брак и семья упорядочивают сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких условиях должны вступать в половые отношения.

К функциям семьи относят воспитательную. Она тесно связана с репродуктивной, когда речь идёт о социальном воспроизводстве населения. Семья прививает ребёнку основы определённых идейно-политических взглядов, мировоззренческих установок, в семье он познаёт и осваивает нравственные нормы, здесь у него вырабатываются первичные навыки и образцы поведения. Да и фундамент физического здоровья и развития закладываются в семье. Это происходит прежде всего благодаря воспитательной деятельности семьи, т.е. целенаправленному воздействию на ребёнка с целью привития ему определённых заранее заданных качеств с учётом требований общества. Воспитание осуществляется в процессе повседневного общения ребёнка с членами семьи. Да и в период учёбы ребёнка в школе, затем в высшем или среднем учебном заведении, во время работы на производстве воспитательная функция семьи не отмирает, воспитательное воздействие семьи на юное поколение не прекращается.

Семья обеспечивает своим членам опёку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, им необходима эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех, кто по инвалидности, старости или юным годам не может позаботиться о себе. Таким образом ещё одна функция семьи - это забота и защита.[8]

Следующая функция семьи – рекреативная.( восстановительная ). Известно, что сформировавшаяся личность реализует себя, прежде всего в общественно полезной деятельности. Повседневным, основным рекреационным институтом является всё-таки семья. Здесь мы получаем и физическую, и материальную, и моральную, и психологическую помощь друг от друга, сбрасываем с себя то напряжение, которым зарядились в обществе, в своём личностном, должностном, профессиональном функционировании. Именно от семьи, прежде всего, зависит наше социальное здоровье.

Коммуникативная функция семьи заключается в удовлетворении потребности человека в двух противоположных явлениях – общении и уединении. Извне навязанное, вынужденное общение ( на улице, на работе ) чаще всего не столько удовлетворяет наши потребности в общении, сколько перегружает их. В обыденной жизни индивид очень часто испытывает дискомфорт от необходимости общения с несимпатичными ему людьми. Иное дело домашняя обстановка, где мы общаемся с людьми социально и психологически близкими, и где более деликатно относятся к нашей личности. Здесь удовлетворяется потребность в желательном общении. Само собой понятно, что такую функцию может выполнять только здоровая семья.

Некоторые социологи выделяют так же регулятивную функцию семьи. Она включает в себя систему регуляции отношений каждого члена семьи друг с другом, с другими людьми, со всем обществом. Уже чувство принадлежности семье в значительной мере корректирует поведение взрослых людей на работе. Семейный человек более осмотрителен в своих действиях, таким его делает чувство ответственности за семью[6].

Также семье характерна функциясоциального самоопределения. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество. Он принадлежит тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья.

Кроме перечисленных важнейшими функциями семьи считаются организация быта, личного потребления, психологическая поддержка и материально-бытовая пожилых, инвалидов, нетрудоспособных членов семьи.[8]

5. Какой тип личности наиболее подходит для семейной жизни?

В социологии предпринимаются попытки выявить такие типы личности, которые наиболее оптимально вписываются в супружескую жизнь. В частности, известный чешский социолог семьи Карел Витек в своей книге < Проблемы супружеского благополучия > выделяет следующие типы личности:

1. Демократ. Это человек уравновешенный, реалистически относящийся к жизни, к людям. Личность сильная, наделённая высокоразвитым чувством ответственности перед семьёй и обществом, всегда готовая бескорыстно прийти на помощь нуждающемуся; человек обязательный, умеющий держать своё слово, и в то же время человек деликатный.

2. Труженик. Это чрезвычайно старательный, самоотверженный трудяга, который и не очень умеет, и не особенно желает слишком много говорить, больше любит конкретное дело, исключительно добросовестно выполняет возложенные на него обязанности. Занятый своим делом, он мало уделяет внимания многим другим сторонам жизни.

3. Добряк. Это самоотверженный, скромный, терпимый ко многим вещам человек, практически лишенный чрезмерных амбиций, всегда склонный услужить. Он нередко пассивен и наивен.

4. Раб. Человек абсолютно самоотверженный, не умеющий даже подумать о себе. Он готов терпеть что угодно и бесконечно благодарен за малейшую благосклонность к нему со стороны опекаемого им человек. Он пойдёт на полное отрицание себя, лишь бы сохранить совместную жизнь со своим избранником.

5. Эгоист. Это человек, который легко и с удовольствием пользуется бескорыс-тием других как чем-то естественным, избегая каких либо усилий для того, чтобы хотя бы в ответ сделать что-то приятное для других. Он печется только о своих удобствах, думает лишь о своих благах.

6. Романтик. Люди подобного типа живут чаще всего своими мечтаниями, нереальными идеалами, мало приспособлены к обыденной жизни.

7. Авантюрист. Основные интересы данного типа людей направлены чаще всего на постоянный поиск любовных приключений, любовных переживаний. Они веселы, беззаботны, не очень задумываются о будущем.

8. Индивидуалист. Это такой человек, который не склонен жить среди других людей. Его нельзя назвать ни злым, ни добрым, потому что он вообще не хочет вмешиваться в чужие дела. Вместе с тем не терпит и никакого вмешательства со стороны других людей в его дела. Он – сам по себе, ничуть не готов терпеть какие-то неудобства со стороны других людей, их недостатки.

9. Сварливый. Люди такого типа никак не могут удержаться от вмешательства в дела других и неизбежно вносят постоянное беспокойство в любую группу. Они, кажется, только и ждут конфликтов, раздоров, обычно всем недовольны, вздорны и по самому мелкому поводу вступают в перепалку с другими людьми.

10.Калькулятор. Это предельно расчётливый человек, не приученный, не привыкший делать что-либо задаром. Что бы не делал такой человек, он дол-жен обязательно иметь какую-то выгоду от другого человека. Он не может, не умеет дарить бескорыстно, а может только продавать.

11.Догматик. Люди такого типа производят впечатление чего-то роботообразного, заряженного на всю жизнь одной единственной и довольно примитивной программой. Обычно это негибкий по своей натуре человек, действующий подобно бездушному автомату, не способный на изменения, на уступки, очень жёсткий в своих привычках. Если он общителен, то крайне нуден, но нередко это люди довольно замкнутые.

12.Диктатор. Это человек, главная цель которого повелевать другими людьми, подавлять их страсти, подчинять их свое воле. В крайнем случае, хотя бы воспитывать, поучать других людей. Он не терпит никаких возражений со стороны партнёра.

С уверенностью можно сказать, что все эти типы нам знакомы, с каждым из них мы не раз встречались. Я считаю, что наилучшим для брака является демократ, в гармоничных отношениях могут жить представители тружеников и добряков. К. Витек считает, что большая часть представителей выше перечисленных типов рассчитывать на прочное супружеское счастье не могут. Но всё-таки основная масса людей вполне может уживаться со своими домочадцами, поэтому нельзя строго разграничить все эти типы на положительные и отрицательные.[5]

6.Тенденции развития современной семьи.

Закономерные и случайные сдвиги в развитии общества ( урбанизация и т.д. ) подрывают устои традиционной семьи, характеризуют направленность семейной жизни. Современная семья отличается от традиционной социально-демографичес-кими характеристиками, социокультурными прблемами, психологическими особенностями. Новые количественные и качественные параметры семьи, обуславливают и специфику выполняемой семьёй функций, особенно репродуктивной и воспитательной.

Экономические реформы, свобода индивидуальной деятельности меняют общество. Появляются богатые, бедные, нищие, безработные. И если для старого общества характерны были такие типы семьи, как семья рабочего, семья колхозника, семья интеллигента, так в современном обществе можно выделить много новых типов: семья миллионера, бизнесмена, уличных торговцев, безработного, в которых с традиционными семейными проблемами ( воспитание детей, главенство в семье ) появляются новые проблемы социокультурного, психологического плана. Дети в семье коммерсантов имеют достаточную материальную обеспеченность, много карманных денег, но зачастую остаётся без присмотра взрослых, лишены духовно-нравственного общения с родителями в силу отсутствия у них времени. В семье безработного свои проблемы: резкое падение авторитета отца в глазах детей, т.к. он не может содержать семью и уже не кажется сильным  человеком. У ребёнка разрушается чувство безопасности. В семье воцаряются неуверенность, страх за будущее. Большой интерес представляют собой семьи фермеров, где дети раньше, чем в другой семье, вовлекаются в трудовую деятельность. Каждый новый тип семьи порождает свои специфические проблемы.

В своём развитии семья стремительно идёт от многодетности к малодетности. После 1987 года рождаемость стала резко падать, смертность населения стала увеличивать-ся. Появилось много бездетных семей. В настоящее время в России преобладает однодетная семья. Малодетная семья, особенно однодетная, уникальна. В ней возникают многие трудности и, в первую очередь, связанные с воспитанием единственного ребёнка. Однодетность негативно влияет на характер ребёнка, на детско-родительские отношения.

С начала 70-х годов наблюдается отчетливая тенденция увеличение числа детей рождённых вне зарегистрированного брака. В 1970 каждый 10 новорождённый появлялся вне брака. У женщин до 20 лет каждое 5 рождение – вне брака. В стране увеличилось число внебрачных связей, семей одиноких матерей, где отсутствует один из важнейших факторов воспитания – отец. Высокая доля внебрачных рождений характерна для Сибири, Чечено-Ингушетии.

Новая структура семьи обуславливается чётко проявляющимся процессом её нуклеа-ризации. От 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от родителей. С од-ной стороны это благотворно сказывается на молодой семье, т.к. в ней быстро идёт адаптация к новым ролям, условиям жизни, меньшая зависимость от родителей, способствует формированию ответственности. Но с другой стороны такая семья лишается систематической помощи родителей, особенно в период рождения ребёнка, когда она особенно необходима.

Нуклеаризация характерна для развития семьи во всём мире. Например, английские, американские семьи неолокальны, т.е взрослые дети почти всегда отдельны от родителей. В семье наблюдается процесс эгалитаризации семьи и демократизации внутрисемейных отношений между супругами, родителями и детьми.

Появились и другие (альтернативные) семьи. Это семья, где мужчина, имея жену и детей и поддерживая их, в то же время имеет ещё и любовницу и так же её содержит. Обе семьи знают о существовании друг друга. Такая форма семьи получила название семья – конкубинат. Нередки, стали семьи, где муж и жена живут в отдельных квартирах. Это так называемый годвин – брак.

Хотя в современной семье отношения между мужем и женой строятся по принципу взаимозаменяемости, где отсутствует жесткое закрепление обязанностей, в ней намечается тенденция традиционализации семейных ролей в патриархальном их значении: закрепление за женщиной роли только хранительницы домашнего очага, матери, а отца – ролью кормильца, добытчика. Это связано с двумя моментами: во-первых, появившиеся в обществе богатые мужчины могут содержать безбедно свою семью, а жена становится лишь хозяйкой дома, во-вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив их без работы. Закрывающиеся повсеместно детские дошкольные учреждения заменяются полностью материнским уходом, сфера обслуживания, разваливаясь, компенсируется всё расширяющимися домашними обязанностями у женщин, привязывая их к семье и отнимая всё свободное время.

Повышение общего уровня благосостояния общества, налаживание всех отраслей индустрии потребления, совершенствование детских дошкольных учреждений и т.д. позволит не уйти в сторону деэмансипации женщины, вынужденной традиционализации семьи. При этом семья должна иметь все условия для свободного выбора формы своей жизнедеятельности.

Анализируя жизнедеятельность семьи в современной ситуации, необходимо отметить некоторую формализацию семейных отношений, когда семейная жизнь строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, когда акцентируются в семье материальные проблемы, когда в общении семьи нет теплоты, заботы, внимания. Формализация отношений сопровождается эмоциональным отторжением родителей от детей, которое проявляется как нравственно-психологическое противостояние отцов и детей.

В настоящее время в обществе можно зафиксировать разные формы семей. Широкое распространение получили семьи, в которых брак юридически не оформлен. Молодые люди живут вместе, ведут одно хозяйство, но брак не регистрируют. В лучшем случае брачные отношения юридически оформляются, когда появляются дети.

Вообще, несмотря на разного рода трудности, семья в жизни человека является одной из главных ценностей. Так, согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, 65% опрошенных отметили, что основную роль в их жизни играет семья, 26% назвали эту роль семьи достаточно значимой. Далее следует деньги, работа. Но с другой стороны, растёт и число одиноких людей.[9]

Заключение.

В данное время тема семьи до конца не изучена и полностью изучена быть не может, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом. Но главный вывод, с которым согласны социологи любого периода времени это то, что семья является основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Роль семьи не исчерпывается только воспроизводством населения, семья способствует развитию общества и его прогрессу.

Создание благополучной семейной обстановки для каждого человека общества способствует снижению негативных явлений в обществе, таких как наркомания, преступность, так как личностные качества человека формируются семьёй.

Но в данный период времени у молодых людей наблюдаются огромные трудности в создании и сохранении семьи. Так тяжёлая социальная и экономическая обстановка в стране тормозит рост семей и количество рождаемых детей. Особенно эта проблема актуальна в России, где спад рождаемости настолько велик, что не может обеспечить воспроизводство населения. Поэтому одним из путей выхода из сложившейся ситуации является оказание материальной помощи многодетным семьям, малоимущим и молодым семьям, повышение уровня жизни населения, финансирование государством детских дошкольных учреждении и общеобразовательных, так как материально-бытовые проблемы семьи оказывают на неё дестабилизирующее действие. Большое значение имеют в сохранении семьи имеет культурный уровень её членов. Грубость, нетерпимость, пьянство хотя бы одного из супругов ведут к разрушению семьи.

Мне кажется, что проблемы распада семьи, негативной семейной обстановки, а в результате и отсутствие положительного воспитания детей связаны с отсутствием внимания и поддержки со стороны государства, низким уровнем культуры у современной молодёжи и порой не понимание молодыми, что создание семьи, это задача не из лёгких и требует от человека больших эмоциональных затрат.

Список литературы

1.Витек К. Проблемы супружеского благополучия.- М.,1988

2.Гаспорян Ю.А. Семья на пороге 21 века: социологические проблемы.- Спб.,1999

3.Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ.- Спб.,1998

4.Голод С.И. Стабильность семьи: социально-демографические аспекты.- Л.1984.

5.Дементьева И.Ф. Первые годы брака: проблемы становления молодой семьи.- М.,1991

6.Зацепин В.И. Молодая семья: социально-экономические, правовые, морально-психологические проблемы.- Киев,1991

7.Здравомыслова О.М. Российская семья на европейском фоне.- М., 1998

8.Кравченко А.И. Социология: учебное пособие.- М.,2002

9.ОщепковаА.П. Сибирская семья: особенности развития и формирования нравственности, культуры личности.- Томск,1996

10.ЧуркинИ.Ю. Семья как важнейший социальный институт || Социология и современное общество || учебное пособие.- Н.,1999.- Ч.3- С.62-73.


Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.