рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Внутренний и внешний аспекты социально-экономических, политических и культурных реформ стран Ближнего Востока

В документе о Партнерстве подчеркивается, что индустриально развитые государства считают необходимым, чтобы развитие реформ осуществлялось не только правительствами государств РБВСА, но чтобы в этом процессе активное участие принимали деловые круги и гражданское общество этих стран. Поэтому в нем содержатся ссылки как на документы по продвижению реформ, принятые на правительственном уровне (в частности, на саммите ЛАГ в Тунисе), так и на решения форумов, проведенных общественными организациями и деловыми кругами стран региона, состоявшихся в Александрии, в районе Мертвого моря, Сане и Акабе. Поддержка со стороны предпринимателей и широких слоев общественности должна способствовать успешному развитию демократии и стать залогом долговременного продвижения реформ. Не случайно в документе (пункт 5.8) говорится о том, что поддержка реформ является долгосрочной программой и требует принятия "Группой восьми" и странами региона обязательств, длительность которых была бы рассчитана на жизнь целых поколений. Это замечание свидетельствует о понимании странами "восьмерки" того, что результаты реформ скажутся не скоро, а, скорее всего, коренные изменения в странах региона произойдут только тогда, когда управление в них перейдет в руки следующего поколения, которое будет разделять общечеловеческие ценности и воспринимать себя как часть мирового сообщества.

Лидеры "Группы восьми" считают необходимым для успешного осуществления реформ содействовать урегулированию арабо-израильского конфликта. Их подход к этой проблеме заключается в следующем: основой урегулирования являются резолюции Совета Безопасности ООН 242, 338 и 425 и деятельность "четверки" международных посредников по Ближнему Востоку, которые руководствуются положениями "дорожной карты", получившей статус международно признанного документа в соответствии с резолюцией 1515 Совета Безопасности ООН. Кроме того, страны "восьмерки" делают акцент на необходимости проведения реформ в Палестине. Они призывают поддержать работу Международной целевой группы по палестинским реформам, Временного координационного комитета и Трастового фонда Всемирного банка. Решение конфликта, таким образом, тесным образом увязывается с подъемом экономики в Палестине и демократизацией ее политической системы. Налицо приверженность неолиберальному подходу к решению конфликтов, основанному на утверждении, что их успешное разрешение возможно только между демократическими государствами, которые по своей природе невоинственны и готовы к компромиссам.

Необходимым условием для действенного осуществления реформ "Группа восьми" также считает поддержку усилий по восстановлению Ирака. Лидеры призывают мировое сообщество оказать содействие экономическому возрождению Ирака, поддерживают усилия доноров, а также программу МВФ и Парижского клуба по сокращению его внешней задолженности. Успех демократических реформ в Ираке может стать наглядным подтверждением позитивных изменений в арабском мире, на которые нацелены индустриально развитые государства и арабские страны в своих коллективных усилиях по переустройству страны.

На совещании в Си-Айленде был также принят План "Группы восьми" по поддержке реформ. Он содержит конкретные задачи по разным направлениям, по которым осуществляются реформы в РБВСА, а также перечень стран, участвующих в их реализации.

В области образования была поставлена цель – обучить к 2015 г. грамоте дополнительно 20 млн. чел. и снизить вдвое уровень неграмотности в течение следующего десятилетия, подготовить к 2009 г. 100 тыс. преподавателей6. Было решено также усилить поддержку программам профессионально-технического образования, изучения коммерции и предпринимательства (специальные программы для освоения 250 тыс. молодых людей основ предпринимательства). Алжир и Афганистан взяли на себя финансирование инициативы по борьбе с неграмотностью, Бахрейн и Марокко – по предпринимательству и профессионально-техническому образованию. "Группа восьми" также заявила о своей готовности оказать помощь в совершенствовании систем образования, повышении его качества и строительству новых школ. В реализации этой программы принимают участие Канада (поддержка реформы образования в Иордании), Германия (улучшение системы образования в Египте, Иордании, Йемене и на Палестинских территориях), Япония (строительство 30 начальных и средних школ в Йемене), Великобритания (совершенствование общенациональной египетской программы ликвидации неграмотности взрослого населения), США (повышение качества начального и среднего образования в Марокко, Тунисе, Омане и Катаре).

В плане по поддержке реформ особое внимание уделено помощи странам региона в расширении объема знаний в области цифровых технологий, включая расширение доступа к компьютерам, проведение демонстрации инновационных обучающих методик, внедрение компьютерных технологий в учебные планы и поддержку инициатив в области электронных методов государственного управления. Реальное участие в выполнении этого пункта плана пока что невелико: только Канада выразила готовность поддержать министерство образования Иордании по разработке и внедрению информационных и коммуникационных технологий в национальную систему образования.

Кроме того, ряд стран оказывает конкретную помощь в расширении доступа к учебным пособиям, литературе региона и мировой литературе путем содействия книгоиздательству и переводам. Япония, в частности, поддерживает выпуск школьных учебников в Йемене, обеспечивая печатным оборудованием, выпускающим 10 млн. учебников в год. США же финансируют перевод с английского восьмидесяти наименований детских книг, пособий для учителей в Иордании, Бахрейне и Ливане, а также программы перевода американских книг в Египте и Иордании.

Реализация программы будет содействовать воспитанию подрастающего поколения на принципиально иных основах, чем прежде. Следующее поколение, более образованное и начитанное, должно будет разделять общемировые ценности, иметь более широкое представление о мире, легче адаптироваться к современным политическим реалиям.

В экономической области план по содействию реформам предполагает создать устойчивую систему микрофинансирования для расширения финансовых возможностей мелких предпринимателей в странах РБВСА. В плане предусматривается осуществление пилотных программ в целях оказания помощи при открытии или расширении малых предприятий, а также при создании новых рабочих мест. Конкретной задачей в этой области было обозначено оказание содействия более чем 2 млн. потенциальных предпринимателей путем предоставления им микрозаймов на срок более 5 лет. Страны "восьмерки" поддерживают развитие малых и средних предприятий, в том числе путем расширения программ целевого кредитования и оказания технической поддержки. В этом направлении предприняты следующие шаги: Германия помогает Алжиру, Египту, Ливану, Марокко, Тунису, Йемену и Палестинской Национальной Администрации укреплять конкурентоспособность малых и средних предприятий через целевое кредитование, обучение и совершенствование регулирующих механизмов. Европейский союз помогает Фонду социального развития в Египте в создании им 25 тыс. новых предприятий и 95 тыс. рабочих мест, а также в повышении деловой активности 2,1 тыс. предпринимателей, выделяя им микрокредиты. Италия поддерживает финансирование малых и средних предприятий в Египте, Алжире, Иране, Иордании, Тунисе, Палестине и Пакистане. Иордания выразила готовность организовать Центр обучения с использованием лучших программ по микрофинансированию, а Йемен взял на себя обязательство провести первую пилотную программу по микрофинансированию.

Кроме того, предполагается привлечь международные финансовые институты для инвестирования в программы реформ в РБВСА. Страны "восьмерки", в частности, предложили создать при Международной финансовой корпорации (МФК) Фонд развития частного предпринимательства в регионе для поддержки усилий его стран в области улучшения делового и инвестиционного климата и расширения финансовых возможностей для малых и средних предприятий. Для решения этой задачи предполагается объединить и расширить финансовый потенциал и географический охват двух региональных фондов МФК и создать на этой основе новый фонд с капиталом в 100 млн. долл., который будет финансироваться странами "восьмерки" и другими донорами, в том числе из стран региона. Было также предложено создать региональную "сеть фондов", которая объединит представителей различных региональных институтов, занимающихся вопросами развития, а также международных финансовых учреждений. Их цель – координация существующих программ и ресурсов, улучшение инвестиционного климата, поиск резервов для обеспечения целевого финансирования малых и средних предприятий и осуществления крупных трансграничных проектов. Страны "восьмерки" выдвинули еще одно предложение, направленное на ускорение реформ в странах РБВСА. Речь идет о создании целевой группы по инвестициям в составе лидеров делового мира из стран "восьмерки" и стран региона. Она призвана осуществлять мониторинг за ходом реформ и разрабатывать конкретные предложения по внесению необходимых изменений. Кроме того, в ее задачу входит добиваться совершенствования работы финансового сектора и интеграции региона в глобальную финансовую систему. Для этого страны "восьмерки" готовы оказать техническую поддержку для модернизации финансовых служб, а также совершенствования управления финансовыми органами, включая борьбу с коррупцией и отмыванием денег. В реализации этих целей участвует Великобритания, помогающая Министерству финансов Йемена в формировании и выполнении бюджета, а также США, осуществляющие обучение банковских контролеров, оказывающие техническую поддержку коммерческим банкам и рынкам капиталов в Марокко, Иордании и Египте.

Одной из форм помощи в финансовой сфере, которая предусматривается "Группой восьми", является упрощение переводов денежных средств из зарубежных стран. В частности, Италия помогает упрощению процедуры перевода денежных средств из зарубежных стран в Марокко. Для многих государств РБВСА денежные переводы от тех, кто работает за рубежом, составляют немалую часть бюджета семей, оставшихся на родине, поэтому они заинтересованы в совершенствовании этого процесса.

"Группа восьми" проявила заинтересованность в укреплении основ либеральной экономики в странах РБВСА. Ею была выдвинута задача поддержать усилия по созданию честной, безопасной и хорошо функционирующей системы собственности, в том числе улучшить составление регистров собственности. Для становления открытой экономики Канада готова финансировать Тунис и Алжир.

Одной из задач "восьмерки" стало координирование усилий различных структур, оказывающих помощь отдельным странам региона. В контексте Барселонского процесса ЕС содействует заключению средиземноморского соглашения о свободной торговле, что было включено в общий план по поддержке реформ. Кроме того, "Группа восьми" намерена способствовать межрегиональной торговле и расширению торговых возможностей стран региона на мировых рынках, в том числе путем обеспечения поддержки для вступления их в ВТО. В этом направлении странами "восьмерки" предприняты следующие шаги: Франция совместно с Еврокомиссией оказывает поддержку Евро-Средиземноморскому плану действий по развитию торговли и инвестиций, принятому в 2002 г., по модернизации таможенной службы, поддержке иностранных инвестиций, содействию стране, желающей стать членом ВТО, в процессе ее вступления в эту организацию, а также поддерживает реализацию договора о свободной торговле в регионе до 2010 г. Германия помогает партнерам в Алжире, Ливане, Иордании, Марокко, Тунисе и Палестине в реализации соглашений о свободной торговле, способствует их вступлению в ВТО и оказывает помощь местным торговым палатам.

Япония оказывает помощь Международному торговому центру в Египте, призванному увеличить торговый потенциал деловых людей.

США помогают в осуществлении задач Договора о свободной торговле по Ближнему Востоку к 2013 г., содействуют вступлению Алжира, Саудовской Аравии и Йемена в ВТО, а также помогают Иордании, Марокко и Бахрейну воспользоваться преимуществами их участия в зоне свободной торговли с США.

В политической сфере "Группа восьми" намерена уделять особое внимание стимулированию процесса демократизации. Одним из главных направлений в этой области стала поддержка усилий стран региона по проведению свободных и транспорентных выборов, помощь избирательным комиссиям и содействие программам информационно-пропагандистской работы среди гражданского населения, Страны "восьмерки" участвуют в реализации следующих конкретных проектов: Канада оказала поддержку проходящей в Афганистане кампании регистрации избирателей с целью обеспечения свободных выборов; ЕС оказал помощь в подготовке выборов в Палестине, направив туда международных экспертов по выборам и оказав финансовую поддержку независимой Палестинской центральной избирательной комиссии; Франция и Италия оказывали поддержку проведению парламентских выборов в Йемене, Италия, кроме того, помогала при проведении выборов в Афганистане.

Страны "восьмерки" к тому же помогают развитию парламентской жизни в странах региона. Они способствуют парламентским обменам и подготовке парламентариев, проведению законодательных реформ. В частности, Великобритания взялась за осуществление в Бахрейне проекта, рассчитанного на три года, по расширению роли парламента, включая молодежный парламент.

Одним из заметных направлений деятельности "восьмерки" в странах РБВСА является помощь в расширении прав женщин и их привлечении к общественно-политической и экономической жизни. Франция совместно с Фондом развития для женщин ООН участвует в реализации программ расширения прав женщин в Марокко, Алжире, Тунисе, Иордании, Палестине и Ливане. Германия поддерживает партнеров в Иордании, Марокко и Йемене в продвижении идеи равенства полов, включая увеличение доступа женщин к профессиональной и общественной деятельности. Канада содействует организациям Египта, работающим над проблемой развития начального образования, включая проблему наиболее полной вовлеченности девочек и женщин в образовательные программы и программы по созданию рабочих мест. Япония помогает женщинам Иордании, Египта и Палестины повысить их роль в обществе. США финансируют региональные женские институты в странах Северной Африки, восточной части Средиземноморья и Персидского залива, которые обеспечивают политическую подготовку женщин и оказывают содействие женщинам, выдвигающим свои кандидатуры на выборах.

Одной из важных составляющих реформ должна стать судебная реформа и создание независимой судебной системы, а также подготовка судей и адвокатов и учреждение общественных юридических консультаций. Страны "восьмерки" взяли на себя обязательства содействовать этому процессу. В частности, ЕС оказывает содействие в учреждении Палестинского Конституционного суда и Национального юридического института. Франция разрабатывает специальную программу сотрудничества с Сирией по реформированию ее административной и судебной систем. Италия помогает восстановлению судебной системы Афганистана, созданию выездных судов, подготовке судей и адвокатов в этой стране. Великобритания участвует в усовершенствовании судебной системы Иордании, чтобы более эффективно бороться с насилием в семье, жестоким обращением с детьми и фактами изнасилований.

Страны "восьмерки" также оказывают странам региона помощь в укоренении свободы слова и вероисповедания, в развитии независимых средств массовой информации, в том числе путем их финансирования, обмена опытом и подготовки журналистов. В реализации этого проекта участвует Франция, которая помогает модернизировать национальное радио в Ливане, готовить журналистов в этой стране и в Египте. Великобритания поддерживает трехгодичный учебный проект по СМИ совместно с Трастовыми фондами телекомпании Би-Би-Си в Сирии, Ливане, Египте и Марокко.

Еще одним направлением деятельности "Группы восьми" является поддержка усилий по повышению роли всех элементов гражданского общества, включая НПО, в процессе реформ в регионе, в том числе путем привлечения к их деятельности всех слоев общества, поощрения обменов между гражданскими организациями, включая профсоюзы, а также сотрудничество в проектах и программах в сфере культуры.

В соответствии с планом поддержки реформ был создан "Форум для будущего", который должен обеспечить возможность вести диалог по продвижению политических, экономических и социальных реформ. Форум проводится на регулярной основе, и в нем принимают участие министры иностранных дел, министры экономики и другие министры стран "восьмерки" и региона, а также представители деловых кругов и гражданского общества с обеих сторон.

Кроме того, была создана организация, получившая название "Диалог по содействию демократии". Ее цель – объединить усилия правительств, гражданского общества, различных организаций из стран "восьмерки", ЕС и других заинтересованных сторон, а также стран региона, направленные на координацию деятельности по осуществлению демократических программ, принимая во внимание особенности каждой из стран региона. Эта организация также стремится расширить существующие программы по развитию демократии, инициировать новые, поощрять совместные проекты, а также осуществлять обмены между группами гражданского общества и другими организациями, работающими над программами в регионе. Италия, Йемен и Турция выступили в качестве ко-спонсоров этой организации. На первом "Форуме для будущего", который состоялся в Рабате в декабре 2004 г., была принята программа деятельности на первый год, а также сформулированы его основные принципы. На втором "Форуме", проходившем в Бахрейне в ноябре 2005 г., организация "Диалог по содействию демократии" представила отчет о проделанной работе и определила свои задачи на будущее. Она должна стать координатором всей деятельности в области развития демократии в странах РБВСА, аккумулировать информацию, оценивать результаты проделанной работы и намечать перспективы на будущее.

"Диалог по гражданскому обществу" стал еще одной организацией, которая также должна способствовать развитию демократии. Ее основными направлениями деятельности являются следующие: транспорентность и борьба с коррупцией, которые курируются Великобританией, верховенство закона – США, участие женщин в экономическом развитии – Бахрейн и права человека – Катар. Страны "восьмерки" предлагают для повышения транспорентности и принятия мер по борьбе с коррупцией в регионе присоединиться к Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, а также усилить борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Несмотря на то, что существуют определенная инерция и опасения в отношении возможных негативных результатов реформ, прежде всего смена существующих режимов, в арабском мире идея развития партнерских отношений с индустриально развитыми странами, направленная на развитие реформ в регионе РБВСА, не встречает возражения у значительного числа представителей властных структур и общественно-политических организаций этого региона. Подтверждением этого может служить тот факт, что на последнем "Форуме для будущего", который проходил в Манаме в ноябре 2005 г., присутствовали представители подавляющего большинства арабских государств (кроме Ливии, Мавритании, Сомали, Джибути и Коморских островов), а также представители всех региональных объединений, существующих в арабском мире, таких как Лига арабских государств, Совет сотрудничества арабских государств Залива и Союза арабского Магриба. В то же время, хотя признание необходимости реформ, как и участия западных государств в их реализации и находит поддержку во все большем числе арабских государств, однако степень этой поддержки различна.

Дифференцированный подход арабских государств к этим двум сторонам процесса проведения реформ объясняется следующими факторами. Во-первых, уровнем стабильности внутриполитической ситуации в той или иной стране. Опасения правящих кругов арабских стран в отношении того, какие новые социально-политические группы будут претендовать на активное участие в управлении государством, существуют повсеместно. Отказ большинства арабских стран поддержать принятие на Форуме в Манаме Бахрейнскую Декларацию, в которой содержалось упоминание о том, что создаваемый "Фонд для будущего" будет оказывать финансовую поддержку неправительственным организациям, лишний раз подтверждает этот тезис. В то же время заинтересованность арабских стран в реформах и в сотрудничестве с Западом приобретает приоритетное значение и содействует поиску приемлемых компромиссов, которые бы позволили двигаться дальше.

Среди арабских государств сформировалась группа активных участников процесса развития партнерских отношений с "Группой восьми", направленных на проведение реформ в РБВСА, а также группа стран, которые занимают выжидательную позицию. Активно включились в этот процесс такие страны, как Иордания, Марокко, Алжир, Бахрейн, Катар. Позиция Египта не столь однозначна. С одной стороны, Египет заявил о своей готовности участвовать в целом ряде проектов. Кроме того, он выдвинул идею о создании у себя Исследовательского центра, который будет призван оказывать содействие как процессу реформ, так и взаимодействию государств РБВСА и стран "восьмерки". С другой, именно египетские представители артикулируют те опасения, которые у них вызывают эти инициативы. Египет, традиционно претендующий на лидерство в арабском мире, берет на себя ответственность по отстаиванию арабских интересов.

В то же время Саудовская Аравия – одна из ведущих арабских стран сегодня – занимает умеренную позицию. Ее традиционное стремление к тому, чтобы любые изменения осуществлялись постепенно и носили взвешенный и продуманный характер, по всей вероятности, находит отражение и в ее политике в отношении этого процесса.

Несмотря на некоторые различия в позициях отдельных арабских стран, можно с уверенностью сказать, что партнерские отношения с "Группой восьми" по проведению реформ в РБВСА будут развиваться, и они имеют перспективный и долговременный характер. Не оспаривая лидирующую роль, которую в этом процессе играют США, необходимо отметить усиление внимания к реформам со стороны европейских государств. О расширении числа заинтересованных государств Европы свидетельствует участие во втором заседании "Форума для будущего" в Манаме таких стран, как Дания, Нидерланды, Швейцария, Венгрия, не входящих в "Группу восьми". По всей вероятности, в ближайшем будущем европейские государства будут более активно влиять на развитие реформ в этом регионе, который их привлекает экономически и политически. После событий во Франции стремление к ускорению реформ на Ближнем Востоке, включая страны Северной Африки, из которых направляются основные потоки эмигрантов в Европу, будет возрастать. Основанием к осознанию этого остается нерешенность социальных и экономических проблем в этих странах, а также сохранение высоких темпов эмиграции. Для того, чтобы коренным образом поменять сложившуюся ситуацию, необходимо проводить серьезные реформы в странах – поставщиках рабочей силы в индустриально развитые государства.

Поддержка реформ в странах РБВСА со стороны высокоразвитых индустриальных государств будет, по всей вероятности, определяться их заинтересованностью в обеспечении безопасности, так как только путем решения острых экономических проблем, а также через ускоренное развитие в социальной и политической сфере можно обеспечить стабильность стран этого региона. Позитивные изменения, которые произойдут в результате реформ, также позволят эффективно противодействовать экстремистским организациям, привлекающим в свои ряды наиболее обездоленную часть населения стран РБВСА.

Деятельность индустриально развитых государств, направленная на поддержку реформ в регионе РБВСА, представляется многоплановой и масштабной. Однако ее целью не являются структурная перестройка экономики в странах региона или же серьезные изменения в их политической системе. Но даже те ограниченные цели, которые были поставлены, встречают неоднозначную реакцию со стороны тех стран, где эти реформы должны проводиться. Поддержка реформ, связанных с созданием новых рабочих мест, усовершенствованием системы подготовки кадров, ликвидацией неграмотности, развитием малого и среднего бизнеса, встречает поддержку и одобрение. В то же время страны РБВСА не хотят форсирования темпов реформ в политической сфере и стремятся к тому, чтобы сохранить свои независимые позиции по важным проблемам и избежать навязывания им чуждых моделей развития.

реформационный арабский демократизация торговля социальный


Литература

1.  Аш-Шарк Аль-Аусат, 24.05.2004.

2.  http://mepi.state.gov/mepi/

3.  http://www.g8.utoronto.ca/summit/2004seaisland/partnership.html.

4.  http://www.g8.utoronto.ca/summit/2004seaisland/reform.htlm.


Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.