рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Правовое регулирование гражданства Российской Федерации

Дипломная работа: Правовое регулирование гражданства Российской Федерации

Содержание

Введение

1. Общая характеристика института российского гражданства

1.1 История развития российского законодательства о гражданстве

1.2 Определение понятия и содержания гражданства Российской Федерации

1.3 Принципы гражданства

2. Порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации

2.1 Признание и восстановление в гражданстве

2.2 Прием в гражданство

2.3 Прекращение гражданства

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

Актуальность. Право на гражданство является одним из важнейших неотъемлемых прав и занимает особое место среди основных прав человека. Это связано, прежде всего, с тем, что гражданство представляет собой системообразующий элемент правового статуса лица, определяющий принципиальные начала взаимоотношений государства и личности. Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные конституцией и другими законами, отвечает за их нарушение, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе за пределами государства, гражданином которого оно является.

Гражданство как одно из основных прав человека нашло отражение в международных нормативных правовых актах. В ст. 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. говорится, что каждый человек имеет право на гражданство; никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Право на гражданство Российской Федерации занимает особое место среди основных прав человека в Российской Федерации, а его реализация гарантируется Конституцией Российской Федерации. Провозглашая приоритетом соблюдение и охрану прав и свобод человека и гражданина как одну из важнейших основ конституционного строя, Конституция Российской Федерации устанавливает основополагающие нормы по вопросам гражданства Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его без его согласия.

На современном этапе развития Российской Федерации институт гражданства призван обеспечить стабильность и сплоченность общества, укрепить российскую государственность, сбалансировать интересы личности, общества и государства. Однако практика реализации Закона о гражданстве свидетельствует, что процесс формирования института гражданства в Российской Федерации нельзя признать сложившимся и завершенным. Имеющие место пробелы и коллизии законодательства в этой области отрицательно сказались па соблюдении прав и социальной защищенности отдельных групп населения России и ряда категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, переселенцев из республик бывшего СССР. Прежде всего, это относится к той многочисленной группе граждан, бывшего СССР, которые прибыли в Россию до принятия Закона о гражданстве 2002 г. и даже до принятия Закона о гражданстве 1991 г.

Закон о гражданстве 2002 г. сделал более сложным получение гражданства лицами, имевшими гражданство СССР, переехавшими на постоянное место жительство в Российскую Федерацию из государств, входивших ранее в состав СССР, в период до принятия закона, но не использовавших по тем или иным причинам возможность оформления российского гражданства в порядке регистрации. Упрощенный порядок приобретения гражданства Российской Федерации, предусмотренный Законом о гражданстве, не может обеспечить право на гражданство всех категорий бывших российских соотечественников. Отдельной проблемой реализации права на гражданство в Российской Федерации стало увеличивающееся количество случаев изъятия органами Федеральной миграционной службы паспортов гражданина Российской Федерации как необоснованно выданных. Вместе с российскими паспортами переселенцы из числа граждан бывшего СССР получали права и принимали. Далее – Закон о гражданстве, обязанности, вытекающие из принадлежности к гражданству Российской Федерации, между тем как изъятие документа, удостоверяющего личность, ведет к ограничению прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Таким образом, становление института гражданства как основы государственности, нестабильность законодательства, его регулирующего, а также многогранность проблемных вопросов, связанных с реализацией права на гражданство в Российской Федерации, свидетельствуют об актуальности исследуемой темы.

Цель исследования – провести комплексный анализ правового регулирования гражданства Российской Федерации, выявить существующие проблемы и выработать практические рекомендации.

Предмет исследования – нормы Конституции РФ, международных документов и других нормативных правовых актов, регламентирующие вышеназванные отношения, практика их применения, работы ученых и специалистов.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с гражданством Российской Федерации, его приобретением и прекращением

Задачи исследования:

–  рассмотреть историю развития отечественного законодательства о гражданстве;

–  определить содержание понятия «гражданство»;

–  установить принципы гражданства РФ, закрепленные в Конституции и Законе 2002 г. и раскрыть их содержание;

–  охарактеризовать признание и восстановление в гражданстве;

–  исследовать основания приобретения гражданства Российской Федерации;

–  проанализировать предусмотренные в Законе 2002 г. основания прекращения гражданства Российской Федерации.

Теоретической и практической основой работы послужили нормативно-правовые акты и научная литература.

Нормативные акты:

Принципы гражданства осуществляются в соответствии с действующим законодательством: Действующая Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст. 6) закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, Конституция Российской Федерации 1993 г., Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 г. // СЗ РФ. 1999. №26. Ст. 3175.; Федеральный закон РФ "О беженцах" от 19.02.1993 г. // СЗ РФ. 1997. №26. Ст. 2956.; Федеральный закон РФ "О вынужденных переселенцах" от 19.02.1993 г. // СЗ РФ. 1995. №52. Ст. 5110.; Федеральный закон РФ “О гражданстве Российской Федерации” от 19.04.2002 г. №62-ФЗ // РГ. №1. 11.01.2006.

Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" от 18.06.2006 г. №109-ФЗ; Указ Президента РФ от 14.11.2002 г. №1325 “Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ” (вместе с Положением) (в ред. от 03.11.2006 г.) // СЗ РФ. 2002 г. №46. Ст. 4571.; Указ Президента РФ от 14.11.2002 г. №1325 “Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ” (вместе с Положением) // СЗ РФ. 2002 г. №46. Ст. 4571.

Работы указанных ниже авторов послужили теоретической основой настоящего исследования:

С.А. Авакьян[1], известный российский ученый-конституционалист, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, автор множества публикаций по различным проблемам конституционного права, научных статей, учебников и учебных пособий, а также составитель авторитетнейшей библиографии по конституционному праву: «Библиография по конституционному и муниципальному праву»; автор книги «Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция»[2], где освещаются вопросы гражданства Российской Федерации, правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, специфика положения беженцев, других лиц, ищущих убежища на территории РФ, вынужденных переселенцев, порядок въезда.

В 2010 году вышел обновлённый курс "Конституционное право России"; Н.В. Витрук[3], автор более 350 научных работ, каждая из которых свидетельствуют о нем как о видном и ярком представителе гуманистического, прогрессивного направления отечественной юриспруденции, создатель оригинальной теории правового положения личности, предложивший понятийный аппарат, юридический механизм обеспечения и реализации, охраны и защиты прав, свобод и обязанностей граждан, закономерностей и тенденций развития правового статуса личности, участвовал в разработке ряда законопроектов, посвященных гражданству Российской Федерации, правовому положению иностранных граждан в Российской Федерации, Конституционному Суду Российской Федерации.

О.Е. Кутафин[4], российский юрист, специалист в области конституционного права, академик и член президиума РАН, почётный член РАО, ректор, а затем президент Московской государственной юридической академии, автор большого количества монографий и учебников по конституционному и муниципальному праву, считал что главная проблема в том, что права иностранных граждан, временно находящихся на территории России, не обеспечиваются в должной мере нашим внутренним законодательством – вот поэтому все надежды люди невольно возлагают на новый (или старый) закон о гражданстве… Поэтому и такая цель – во что бы то ни стало быть гражданином России – рассматривается людьми как единственная правовая форма защиты, а точнее, самозащиты, если учесть все реалии нашей российской жизни. В своей монографии раскрыл содержание понятия гражданства, об основных исторических этапах становления и развития законодательства о российском гражданстве, дал политическую и правовую характеристику важнейших законодательных актов о гражданстве. Основываясь на большом фактическом материале, рассматривает вопросы, связанные с признанием гражданства, приемом в него, восстановлением, прекращением гражданства и т.д.

Как часть правового статуса и как государственно-правовое явление гражданство изучалось такими современными учеными, как А. Авакьян, М.В. Баглай, Н.В. Витрук, Б.Н. Габричидзе, И.Н. Глебов, Л.Д. Воеводин, Ю.А. Дмитриев, В.Я. Кикоть, И.Ш. Килясханов, Н.В. Козлова, В.М. Курицын, О.Е. Кутафин, Е.А. Лукашева, С. Маилян, В.П. Малахов, Г.В. Мальцев, О.О. Миронов, Н.А. Михалева, А.В. Мицкевич, А.С. Прудников, В.Д. Самойлов, Б.А. Страшун, Б.Н. Топорнин, В.В. Чиркин, Б.С. Эбзеев и др.

При рассмотрении исторического аспекта исследуемой проблемы были использованы дореволюционные и советские нормативные правовые акты.

В работе использованы следующие статьи из периодической печати: Блинов А.Б., Чаплин Н.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы[5]

В данной статье освещаются наиболее острые аспекты развития института гражданства в России, оцениваются тенденции и перспективы развития, выявляются основные проблемы правового регулирования и вопросы совершенствования процедур прекращения и приобретения гражданства.

Козлова Н.В. Многонациональные основы российского гражданства[6]

В данной статье рассматриваются проблемы миграционных процессов, связанные с приобретением и прекращением гражданства, поскольку все-таки это процессы взаимосвязанные и очень много проблем в процедурах гражданства возникает из-за тех же гастройбайтеров. Также были использованы труды других ученых, освещающих вопросы гражданства в РФ.

Методы. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.

Гражданство является важнейшим государственно-правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, первоосновой правового статуса личности. Обусловлено это, прежде всего тем, что закрепленный конституцией и действующим законодательством объем прав, свобод и обязанностей личности непосредственно связан с гражданством. Во всей полноте лицо может их использовать, только будучи гражданином соответствующего государства.

Вследствие закрепления юридической принадлежности лица к определенному государству, справедливо отмечает Н.В. Витрук, личность приобретает новое юридическое качество – гражданина государства. Поскольку по отношению к государству личность выступает в специфическом качестве гражданина именно этого государства, поскольку последнее адресуется к нему не как к человеку вообще, а как к своему гражданину или, если речь идет об иностранце либо лице без гражданства, как к субъекту иного правового (гражданского) состояния.


1. Общая характеристика института российского гражданства

 

1.1 История развития российского законодательства о гражданстве

Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для этого важно проследить динамику развития правового регулирования различных сторон отношений гражданства.

В царской России существовало подданство, а не гражданство, причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых феодальных начал и, в отличие от законодательства демократических государств того времени, не обеспечивало юридического равенства подданных.

В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

а) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись:

- дворяне;

- духовные лица;

- городские обыватели и сельские обыватели;

б) инородцы;

в) финляндские обыватели.

Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами.

С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.[7]

Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г. В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания, титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование – гражданин Российской Республики.

1 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Конституция РСФСР 1918 г. отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики. За местными Советами Конституция закрепила полномочия предоставлять права российского гражданства тем иностранцам, которые проживали в РСФСР либо принадлежали к рабочему классу или к трудовому крестьянству.

С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7 Конституции СССР 1924 г. закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик. К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось «основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев». 29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним, правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР.

Утратившими советское гражданство считались:

- лица, лишенные его на основании законов, принятых до Конституции СССР 1924 г.;

- не возвратившиеся из-за границы;

- лишенные гражданства по приговору суда.

Положение регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей.

Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и было закреплено Положением о гражданстве Союза ССР 1931 г. Это Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного гражданства, детализировало урегулирование вопросов, связанных с признанием лица гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство и выхода из него, с гражданством детей.

Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином Союза ССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в пределах которой постоянно проживает. Если же он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.

В соответствии с Положением 1931 г. принятие иностранных граждан в гражданство одной из союзных республик и тем самым в гражданство СССР осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать в гражданство СССР иностранных граждан, проживающих за границей, если от них поступали заявления в эти органы. Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и президиумами ЦИК союзных республик.[8]

Согласно Положению 1931 г., иностранные граждане – рабочие и крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР. Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и выхода из него в отношении:

а) иностранцев – рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся правом политического убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность;

б) лиц, меняющих гражданство в связи с вступлением в брак.

В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР или исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на территории СССР.

Конституция СССР 1936 г., как и предшествующая, закрепила принцип единого союзного гражданства. Она сохранила отнесение к ведению Союза ССР законодательства о союзном гражданстве и о правах иностранцев. В соответствии с Конституцией СССР 1936 г., Верховным Советом 19 августа 1938 г. был принят закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя сложившиеся принципы гражданства, закон закрепил ряд новых положений.

Он установил, что гражданами СССР являются:

а) все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г. в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства;

б) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке.

Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами). Считалось, что такое изменение оснований для признания гражданства СССР было направлено на повышение политического и правового значения статуса гражданина СССР. Закон изменил и порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Это отражало развивающиеся процессы усиления централизма советского союзного государства. В последующие годы принимались многочисленные акты, связанные с решением отдельных вопросов приобретения гражданства СССР и восстановления в гражданстве.

В 1993 г. после прекращения деятельности Союза ССР принимается новая Конституция нового государства – Российской Федерации, объявившего себя демократическим федеративным правовым (ст. 1) и социальным (ст. 7). Согласно ст. 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации», а это означает, что глава 2 Конституции РФ (ст. 17-64) имеет прямое отношение и к иностранным гражданам.

Наибольшую значимость в системе законодательных актов, регламентирующих институт гражданства РФ, правовое положение иностранных граждан, имеет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ.

Согласно ст. 1 данным законом определены:

- правовое положение иностранных граждан;

- порядок их взаимоотношений с органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами названных органов;

- основания и порядок их пребывания, проживания и механизм участия в трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной деятельности.

Во второй статье представлены основные понятия, в целом составляющие полное представление о статусе, правах, обязанностях, свободах, законных интересах, ответственности, порядке получения необходимых документов. В ст. 5 и 6 ФЗ №115-ФЗ представлен обязательной для выполнения механизм временного пребывания и временного проживания иностранных граждан на территории Российской Федерации. Срок временного пребывания иностранных граждан определяется сроком действия выданной им визы, в то время как безвизовое пребывание возможно сроком не более трех месяцев, точнее 90 суток. Временное проживание допускается согласно выданной квоты, но не более чем три года, которые выдаются Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Выдача Правительством РФ квоты на временное проживание не требуется в следующих случаях:

- лицам, родившимся на территории РСФСР, состоявшим ранее в гражданстве Союза ССР либо родившимся на территории РФ;

- признанным нетрудоспособными, но имеющими дееспособных сына либо дочь – граждан Российской Федерации;

- имеющим нетрудоспособного родителя – гражданина России;

- состоящим в браке с гражданином России и имеющим место жительства;

- поступившим на военную службу на ее срок и осуществившим инвестиции в РФ в размере, установленном Правительством России.

Ст. 7 ФЗ закреплены основания, порядок и особенности отказа либо аннулирования разрешения на временное проживание, а ст. 9 – вида на жительство. Согласно ст. 10 иностранные граждане обязаны иметь следующие документы, удостоверяющие их личность: документ, удостоверяющий личность как иностранного гражданина либо лица без гражданства; разрешение на временное проживание, вид на жительство и иные документы, предусмотренные российскими законами либо международными договорами.

Ст. 13 ФЗ закрепляет условия, порядок и особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности, участия в трудовых правоотношениях, основанием для чего является разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Возникающие в процессе трудовой деятельности проблемы разрешаются в том же порядке, как это установлено трудовым законодательством, Конвенциями МОТ либо международными договорами Российской Федерации.[9]

В соответствии со ст. 30 ФЗ органы и их должностные лица, уполномоченные обеспечивать порядок пребывание, перемещения, проживания, участия в соответствующих видах разрешенной деятельности, обязаны осуществлять контроль и надзор за соблюдением содержания рассматриваемого нами федерального закона и иных нормативных актов, входящих в систему законодательной базы, относящейся к регламентации правового положения иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.