рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Доклад: Элиты, общероссийские партии, местные избирательные системы

Результаты анализа


   Начнем статистический анализ с множественной регрессии, использующей в качестве зависимой переменной процентную долю партийных выдвиженцев в составе депутатского корпуса (ПД). Результаты регрессии представлены в таблице 4. Очевидно, все сформулированные выше теоретические ожидания оправдываются. Бетакоэффициенты всех независимых переменных весьма значимы и по меньшей мере вчетверо превосходят стандартные ошибки, а уравнение регрессии в целом объясняет более половины (54%) вариаций зависимой переменной. Уравнение показывает, что поражение носителя должности на выборах главы исполнительной власти региона добавляет более 11% пунктов к представительству партий в законодательном собрании. Учитывая среднее значение ПД (20%), это весьма ощутимый рост. Возрастание величины ИП на 10% ведет к увеличению партийного представительства на 8,3%. Наконец, добавив единицу к средневзвешенной величине округа, можно добиться повышения партийного представительства на 6,5%. Правда, обращает на себя внимание то, что сообщаемые в таблице 3 выборочные данные как будто предполагают более слабый эффект. Объяснение этому видимому противоречию состоит в том, что сильнейшее воздействие на развитие партий оказывает не минимальное (как предполагается в моем квазиэксперименте), а значительное возрастание величины округа. Иными словами, уравнение множественной регрессии подтверждает гипотезу о том, что наиболее благоприятной для развития партий является пропорциональная избирательная система. Ведь именно при такой системе малые величины округов исключаются по определению.
    Последний тезис позволяет мне сформулировать ситуационное решение серьезной технической проблемы, связанной с проделанным регрессионным анализом. Это воздействие так называемых "влиятельных точек", т.е. сильно отклоняющихся значений зависимой переменной, на общие результаты исследования [47]. Даже беглый взгляд на представленные в таблице 1 значения СВВО показывает, что "влиятельные точки" действительно есть - Красноярский край, Свердловская область и Краснодарский край. В свою очередь, статистический анализ позволяет заключить, что изъятие данных регионов из выборки заметно снижает как значимость переменной СВВО, так и объяснительную силу регрессионного уравнения в целом. Моя позиция, однако, состоит в том, что при решении задач настоящего исследования удаление "влиятельных точек" теоретически контрпродуктивно. Ведь в двух из этих регионов особенно много депутатов избирается по пропорциональной системе, а третий, Краснодарский край, использует полупропорциональную избирательную систему. Значит, без "влиятельных точек" уравнение регрессии просто не учитывает эффектов пропорциональности. Остающиеся после изъятия трех регионов системы со средневзвешенной величиной округа больше единицы зачастую практикуются там, где территориальная рассеянность населения не оставляет местным избирательным властям иного способа выполнить выдвигаемое Центризбиркомом требование о соблюдении "единой нормы представительства" (автономные округа). Таким образом, задачи содержательного политического анализа побуждают отвлечься от технически возможных погрешностей, связанных с "влиятельными точками". Надо, впрочем, отметить, что значения ВЭК и ИП вообще не подвержены сильным колебаниям.
    Мы видели, что эффекты всех независимых переменных статистически значимы. Но какие из этих эффектов сильнее прочих? Ответить на этот вопрос позволяют помещенные в таблице 4 стандартизированные коэффициенты. Оказывается, наибольшей объяснительной силой обладают ВЭК и СВВО (причем первая несколько сильнее), в то время как ИП заметно уступает обеим. О том же свидетельствуют парные корреляции между ПД и независимыми переменными: 0,56 и 0,48 между ПД и соответственно ВЭК и СВВО (оба коэффициента значимы на уровнях лучше, чем 0,001), но лишь 0,34 между ПД и ИП (значимо на уровне лучше, чем 0,01). Однако парные корреляции между ПК и независимыми переменными дают другую картину. Коэффициент корреляции между процентной долей партийных выдвиженцев среди кандидатов и голосованием за институционализированные партии оказывается весьма скромным (0,16) и статистически незначимым. ВЭК коррелирует с ПК значительно слабее, чем с ПД (0,38), но в то же время возрастает значение коэффициента корреляции между ПК и СВВО (до 0,54; оба коэффициента значимы на уровне лучше, чем 0,001). Таким образом, выясняется, что независимые переменные по-разному влияют на выдвижение партийных кандидатов и на их электоральный успех. О чем это свидетельствует, если учесть, что ПК и ПД, естественно, сильно статистически связаны друг с другом?
    Чтобы ответить на этот вопрос, я предпринял регрессионный анализ, в рамках которого зависимой переменной была, как и первоначально, доля партийных депутатов, но к числу независимых переменных была добавлена доля партийных кандидатов. Оказалось, что при таком подходе статистическая значимость СВВО совершенно теряется. Результаты множественной регрессии, из которой, исходя из этого обстоятельства, СВВО была исключена вовсе, представлены в таблице 5. То, что процент объясненных данным регрессионным уравнением вариаций ПД возрастает до 74, не очень важно и с содержательной точки зрения может рассматриваться как артефакт. Важно то, что сохраняют свою значимость бета-коэффициенты ВЭК и ИП. Это значит, что если воздействие средневзвешенной величины округа на долю партийных депутатов можно рассматривать как косвенное, опосредствованное долей партийных выдвиженцев среди кандидатов, то собственно политические переменные оказывают на зависимую прямой эффект. Как показывают стандартизированные коэффициенты, ВЭК при этом сильнее, чем ИП (т.е. повторяется зависимость, которую мы наблюдали и в первом регрессионном уравнении).
    В таблице 6 представлены коэффициенты корреляции между процентными долями представителей отдельных партий в региональных законодательных собраниях и независимыми переменными, причем ИП заменена на доли голосов, поданных в 1995 году за соответствующие партии или их предшественниц. Как видно, мое ожидание относительно особого характера двух партий (КПРФ и "Яблока") вполне подтверждается данными. Именно они способны повторять свои успехи, достигнутые на общенациональных выборах, на региональных политических аренах. Особенно отчетливо это прослеживается у "Яблока", хотя надо отметить, что здесь сказывается эффект "влиятельных точек" - Камчатской области и Санкт-Петербурга. Результаты корреляционного анализа по КПРФ более скромные, но и эффект "влиятельных точек" гораздо слабее. Средневзвешенная величина округа почти не оказывает воздействия на электоральные шансы двух партий. Единственная переменная, по-разному влияющая на представительство КПРФ и "Яблока" в региональных законодательных собраниях, - это ВЭК: если коммунисты при ее возрастании выигрывают, и очень сильно, то для "Яблока" этот фактор совершенно безразличен. Оно и понятно. Взаимоотношения между региональными организациями КПРФ и местным начальством лишь в редких случаях можно охарактеризовать как мирное, но отстраненное сосуществование (правда, именно такая картина наблюдается в обоих городах федерального значения). В большинстве регионов коммунисты либо активно сотрудничают с главами исполнительной власти, либо пытаются им противостоять. Поэтому КПРФ и оказывается активной участницей конфликтов внутри региональных элит. Напротив, имидж "демократической оппозиции", тщательно культивируемый "Яблоком" на федеральном уровне, не препятствует ни его сотрудничеству с одними губернаторами (хотя оно никогда не бывает слишком тесным), ни умеренной оппозиционности по отношению к другим.
    Несколько неожиданное, но явное сходство между собой обнаруживают другие партии - НДР и организации, связанные с Лебедем. В прямую противоположность институционализированным партиям, они почти не воспроизводят на региональных выборах свои прежние электоральные достижения: корреляции зависимой переменной с величинами Сп и Окр крайне слабые. Интересно, что при этом наблюдается некоторая связь между представительством обеих партий в законодательных собраниях и ВЭК. В случае с Лебедем, риторика которого всегда имела оппозиционный оттенок, это еще поддается прямолинейному объяснению, однако случай с НДР требует особого комментария. Судя по всему, на региональном уровне НДР выступал не просто как "партия власти" (и действительно,болыпинству губернаторов такая партия просто ни к чему), а как "партия власти под угрозой": главы исполнительной власти начинают заниматься партийной политикой лишь тогда, когда оказываются перед ясной перспективой лишиться власти в результате выборов. Это дополнительное подтверждение гипотезы о воздействии конфликтов внутри региональных элит на партийное развитие. Но, как показывают данные, главным стимулом к электоральному успеху НДР и связанных с Лебедем организаций служила избирательная система. Почему? Возможное объяснение состоит в том, что, хотя они и оставались в течение рассматриваемого периода наименее институционализированными как политические партии, доступные им ресурсы непартийного характера (административная мощь исполнительной власти и харизма Лебедя) были весьма значительными. Препятствуя институционализации, эти ресурсы сами по себе конвертировались в электоральный успех, но лишь при определенных условиях. Одним из таких условий, как видно, является избирательная система. И действительно, к тому, что способно побудить местного начальника или общероссийского харизматического лидера обратить внимание на партийное строительство, относится необходимость участвовать в выборах по пропорциональной списочной системе.
    Представительство трех других партий (Аграрной, радикальных коммунистов и ЛДПР) не подвержено воздействию выделенных мною факторов. Каждая из них имеет за спиной довольно длительную организационную историю, но, следуя реализованной выше объяснительной логике, можно предположить, что институционали-зироваться как партии они не смогли, а обзавестись дополнительными ресурсами, которые позволили бы выгадывать на избирательной системе, не сумели. Несколько выделяется на этом фоне лишь радикальная коммунистическая партия, обнаруживающая сходство в голосовании за своих кандидатов (но не за список) на выборах разных уровней. Это не удивительно, принимая во внимание тот факт, что РКРП - хоть и маргинальная, но все же организационно автономная партия, обладающая собственной идеологией. Оценивая результаты корреляционного анализа в целом, следует обратить внимание на небольшие значения коэффициентов корреляции между зависимыми переменными и значениями Сп и Окр. Такое отсутствие преемственности еще раз свидетельствует о крайне низком уровне развития партий в регионах России.

Заключение


    Проделанный анализ позволил идентифицировать ряд факторов, благоприятствующих развитию партий в регионах России. Прежде всего получила статистическое подтверждение гипотеза, согласно которой одним из таких факторов являются конфликты внутри региональных элит, протекающие на электоральных аренах при использовании партий как средства мобилизации избирателей. Этот фактор, как выяснилось, оказывает самое сильное по сравнению с прочими и прямое воздействие на партийное развитие. Показано, что партии, достигшие сравнительно высокого уровня институционализации, способны переносить на региональный уровень свои достигнутые в общероссийском масштабе успехи. Это дает избирателям возможность влиять на композицию представительной власти в соответствии со своими политическими предпочтениями. Возможность эта, однако, весьма ограниченная, и главным ограничителем оказывается недоразвитость самих партий. Наконец, весьма ощутимое воздействие на развитие партий оказывают избирательные системы. Однако в первую очередь плоды этого воздействия пожинают партии, замещающие собственное организационное развитие внешними ресурсами. А такие партии обычно нестабильны. Кроме того, воздействие избирательной системы на электоральный успех партийных кандидатов не носит прямого характера.
    Каковы перспективы развития партий на региональном уровне? Исходя из результатов проделанного анализа, эти перспективы следует оценивать без особого оптимизма. Как показано В. Гельманом, формирование "сообществ элит" и консолидация закрытых политических режимов в большинстве регионов России оставляет мало возможностей для проявления внутриэлитных конфликтов на электоральной арене и, следовательно, для партийной активности [48]. Разумеется, эта ситуация может измениться вследствие каких-то широкомасштабных политических сдвигов в стране, однако сегодня такая возможность остается гипотетической, пусть и достаточно высокой. Кроме того, направление этих сдвигов не обязательно будет благоприятным для партийного развития. Едва ли стоит связывать развитие партий и с "электоральной инженерией" на местах. Несомненно, повсеместное введение пропорциональных избирательных систем послужило бы толчком к столь же повсеместному форсированному развитию партий. Однако следует учитывать, что роль "электоральных инженеров" пришлось бы выполнять депутатам законодательных собраний, избранным по ныне действующим правилам. И едва ли эта роль для них привлекательна: ведь сами-то они добились успеха без партийных списков. Что касается глав исполнительной власти, то они, как правило, не заинтересованы во введении пропорциональных систем на выборах законодательных собраний. С их точки зрения, "губернаторским спискам" лучше оставаться виртуальными. Такая позиция вполне разумна: в условиях президентской системы многопартийный парламент - это, как правило, оппозиционный парламент [49]. К числу немногих регионов России, законодательно утвердивших пропорциональную систему, относится Омская область. Выборы по этим правилам не состоялись: официально - "в связи с отсутствием финансовых средств", а фактически - потому что пропорциональная система, по некоторым оценкам, примерно в полтора раза увеличила бы представительство оппозиционной КПРФ в законодательном собрании региона [50].
    Таким образом, выясняется, что перспективы развития партий на региональном уровне следует связывать не с политической жизнью самих регионов, а с одним из аспектов политического процесса страны в целом - с институционализацией общероссийских партий. Мы видели, что пока влияние этого фактора остается слабым. Развитие общероссийских партий систематически подрывают две фундаментальные характеристики институционального строя современной России - президентская система и жесткий федерализм [51]. Подобно многим новым демократиям Россия не избежала засилья политического персонализма, тоже не способствующего инсти-туционализации партий. Однако сравнительный анализ показывает, что она возможна и при сочетании президентской системы с федерализмом (США), и при господстве харизматических лидеров на политической арене (Франция). Думается, что особо неблагоприятный фон для развития партий в России создает колоссальная роль административных ресурсов в реализации практик соревновательной демократии. Эта роль проявляется в многочисленных попытках создания "партии власти". Именно она, как показала вся история думских выборов в России, и является основным институциональным носителем электоральной неустойчивости и политической фрагментации в России. В основе данного феномена лежат, в частности, особенности экономического строя страны, которые не могут быть предметом обсуждения в рамках настоящей статьи. Можно лишь констатировать, что административное строительство искусственных, лишенных четких программных ориентиров "партий" и "блоков" - это фактор, не только не преодолевающий недоразвитость российской партийной системы, но и закрепляющий ее. Альтернативой такому положению дел служит, разумеется, развитие общероссийских партий, которые в России иногда называют "гражданскими", т.е. партий в собственном смысле слова.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

Уровень партийного представительства в российской региональной политике

Регионы ПД ПК ВЭК ИП СВВО
Адыгея 48,9 45,0 0 75,9 1,4
Республика Алтай 4,9 13,9 1 40,1 1,0
Башкортостан 1,1 2,2 0 45,2 1,8
Бурятия 0,0 0,0 0 49,7 0,5
Дагестан 0,0 0,0 0 58,2 0,3
Кабардино-Балкария 7,0 17,0 0 32,4 2,0
Калмыкия 0,0 2,2 0 23,4 0,6
Карачаево-Черкесия 20,5 13,8 0 74,2 1,0
Карелия 27,9 23,8 1 36,5 1,6
Коми 8,0 23,8 0 18,6 1,0
Марий Эл 10.6 12,2 1 21,4 1,0
Саха-Якутия 7,5 8,1 0 50,1 1,0
Северная Осетия 9,6 19,7 1 67,4 0,5
Татарстан 10,0 35,6 0 46,7 0,5
Тыва 27,3 42,1 0 19,1 0,5
Удмуртия 37,0 41,6 2 26,0 1,0
Хакасия 5,3 15,6 1 39,4 0,5
Чувашия 14,1 12,8 0 34,8 1,0
Алтайский край 44,0 38,9 2 46,5 1,0
Краснодарский край 78,0 35,2 2 55,1 3,9
Красноярский край 80,5 89,8 2 29,5 10.0
Приморский край 0,0 6,4 0 51,3 ,0
Ставропольский край 40,0 17,0 2 62,7 ,0
Хабаровский край 34,8 23,4 0 43,8 ,0
Амурская обл. 0,0 0,0 1 38,2 2,0
Архангельская обл. 2,9 5,9 0 32,9 ,0
Астраханская обл. 28,6 31,2 0 28,1 ,0
Белгородская обл. 40,0 28,8 0 76,4 ,0
Брянская обл. 48,0 32,5 2 . 72,6 ,0
Владимирская обл. 13,5 17,1 1 41,7 ,0
Волгоградская обл. 62,5 20,3 2 71,0 ,0
Вологодская обл. 6,7 6,9 0 27,4 ,0
Воронежская обл. 26,7 16,6 2 56,5 ,0
Ивановская обл. 20,0 32,4 0 46,8 1.0
Иркутская обл. 22,7 23,6 0 22,3 1,0
Калининградская обл. 34,4 50,3 2 41,6 1,6
Калужская обл. 45,0 31,5 1 44,6 1.0
Камчатская обл. 46,5 38,6 0 54,3 3,0
Кемеровская обл. 57,1 44,4 2 69,7 1,0
Кировская обл. 31,5 26,5 21,5 2.0
Костромская обл. 0,0 12,1 28,3 1,0
Курганская обл. 3,0 13,1 25,4 1,9
Курская обл. 13,6 8,8 68,2 1,0
Ленинградская обл. 2,0 7,8 39,2 1,0


Регионы ПД ПК ВЭК ИП СВВО
Липецкая обл. 18,4 17,6 1 67,2 1,0
Магаданская обл. 0,0 5,8 1 27,5 1,0
Московская обл. 12,0 33,1 0 57.6 1,0
Мурманская обл. 16,7 20,2 1 33,1 2,3
Нижегородская обл. 2,2 19,3 0 47,0 1,0
Новгородская обл. 0,0 31,4 0 39,9 1,0
Новосибирская обл. 55,1 53,0 1 41,2 1,0
Омская обл. 33,3 21,1 0 41,6 1,0
Оренбургская обл. 19,1 13,1 0 58,6 1,9
Орловская обл. 24,0 38,7 0 81,6 1,0
Пензенская обл. 37,8 25,3 1 79,4 1,0
Пермская обл. 0,0 11,3 0 22,0 1,0
Псковская обл. 27,3 31,2 2 32,0 1,2
Ростовская обл. 26,7 21,3 0 62,4 1,0
Рязанская обл. 52,0 41.7 2 51,2 1,0
Самарская обл. 8,0 14,1 0 45,2 1,0
Саратовская обл. 8,6 26,0 0 62,6 1,0
Сахалинская обл. 11,1 9,5 0 55,2 3,0
Свердловская обл. 73,5 69,2 2 40,3 6,4
Смоленская обл. 33,3 31,8 1 70,6 ,1
Тамбовская обл. 28,3 26,4 1 84,1 ,0
Тверская обл. 3,0 4,2 1 64,2 ,4
Томская обл. 7,1 32,0 0 49,9 2,0
Тульская обл. 22,9 18,6 1 33,9 ,0
Тюменская обл. 4,0 18,4 0 32,1 ,0
Ульяновская обл. 20,0 21,6 0 43,8 ,0
Челябинская обл. 0,0 15,8 1 40,1 ,0
Читинская обл. 0,0 1,7 0 24,1 ,0
Ярославская обл. 10,0 19,7 0 63,9 ,0
Москва 22,9 27,6 0 46,5 ,0
Сан кт-Петербург 28,0 13,4 1 46,2 0,5
Еврейская авт.обл. 26,7 36,7 0 51,0 3,0
Агинский Бурятский 0,0 11,3 1 19,2 1,0
АО
Коми-Пермяцкий АО 0,0 0,0 0 13,8 1,0
Корякский АО 44,4 61,4 1 19,4 2,7
Ненецкий АО 0,0 0,0 1 15,5 2,3
Таймырский АО 0,0 0,0 0 12,3 1,2
Усть-Ордынский 21,1 42,9 1 24,9 1,6
Бурятский АО
Ханты-Мансийский 0,0 0,0 0 17,9 2,0
АО
Чукотский АО 0,0 0,0 0 40,5 1,0
Эвенкийский АО 0,0 0,0 1 18,7 1,0
Ямало-Ненецкий АО 4,8 9,3 0 11.9 1.1


Таблица 2

Представительство политических партий в региональных законодательных собраниях

Регионы Доля представителей партий (в %)
Адыгея

КПРФ (33,3), АПР( 15,6)

Республика Алтай Русский центр (2,4), Общественно-политическая организация коренных
малочисленных народов РА (2,4)
Башкортостан Трудовая Башкирия" (0,5), КПО (0,5)
Кабардино-Балкария ^/7РФ (5,6), НДР (1,4)
Карачаево-Черкесия

Коммунистическим партия КЧР (19,2), КПО (1,4)

Карелия

ЛДПР (11,5), КПРФ (8,2), Яблоко (4,9), НДР (3,3)

Коми

КПРФ (2,0), "Гражданская позиция" (2,0), КПО (4,0)

Марий Эл

КПРФ (9,1), Экологическая партия России "Кедр" (1,5)

Саха-Якутия

Коммунистическая партия PC (6,0), КПО (1,5)

Северная Осетия

КПРФ (2,7), Стыр Ныхас (2,7), Народовластие и социальная

справедливость (1,4), Наша Осетия (1,4)
Татарстан

Коммунистическая партия РТ(3,\), Партия национальной независимости

Татарстана "Иттифак" (0,8), Единство и прогресс (0,8), КПО (5,4)
Тыва

Солидарность Домнежилге (9,1), КПРФ (4,5), ЛДПР (4,5), За прогресс (4,5)

Удмуртия

Удмуртия (20,0), КПРФ (8,0), РКРП (3,0), Республиканский центр

поддержки самоуправления (3,0), Свобода, законность и согласие (2,0),
КПО (1,0)
Хакасия А77/'Ф(1,3),КПО(4,0)
Чувашия

КПРФ( 12,5), НДР (1,6)

Алтайский край

За подлинное народовластие, гражданский мир и интересы человека

труда (40,0), Яблоко (2,0), Народная партия России (2,0)

Краснодарский край

Отечество (76,0), Яблоко (2,0)

Красноярский край

Коммунисты и аграрии - за нласть народа (29,3), Союз дела и порядка-

Будущее края2 (24,4), Честь и Родина - Александр Лебедь3 (17,1). Яблоко
(4,9), КПО (4,9)
Ставропольский край

КПРФ (40,0)

Хабаровский край

КПРФ (30,4), Союз труда (4,3)

Архангельская обл. Явлинский-Федоров-Лебедь3 (2,9)
Астраханская обл.

КПРФ (17,9), Объединенный фронт трудящихся России' (3,6), КПО (7,1)

Белгородская обл.

КПРФ (37,1), Областной совет рабочих, крестьян и трудовой

интеллигенции' (2,9)
Брянская обл.

Патриотическая Брянщина (48,0)

Владимирская обл.

КПРФ (10,8), Владимиро-Суздальская Русь (2,7).

Волгоградская обл.

КПРФ (62,5)

Вологодская обл. КПО (6,7)
Воронежская обл.

КПРФ (24,4), РКРП (2,2)

Ивановская обл.

Народно-патриотический союз (11,4), ЛДПР (5,7). Союз за правду и

порядок3 (2,9) ,
Иркутская обл. КПО (22,7)
Калининградская обл.

Янтарный край России2 (15,6), КПРФ (9,4), Сторонники А. Лебедя,

С. Федорова, С. Глазьева - за региональное развитие3 (9,4)
Калужская обл.

АПР (20,0), КПРФ (5,0), ЛДПР (2,5), КПО (17,5)

Камчатская обл.

Товарищ (23,3), Яблоко (20,9), КПО (2,3)

Кемеровская обл.

Народовластие-Блок Амана Тулеева (52,4), Трудовой Новокузнецк' (4,8)

Кировская обл.

КПРФ (18,5), АПР (7,4), Яблоко (1,9), Партия самоуправления трудящихся

(1,9), КПО (1,9)


Таблица 2 (окончание)

Регионы Доля представителей партий (в %)
Курганская обл. Трудовой Курган' (3,0)
Курская обл. ЧиР (4,5), РКРП (4,5), КПО (4,5)
Ленинградская обл. НДР (2,0)
Липецкая обл. /<77/'Ф(18,4)
Московская обл.

Коммунисты, аграрии и другие патриотические силы (12,0)

Мурманская обл.

КПРФ (4,2). НДР (4,2), КПО (4,2)

Нижегородская обл.

Народно-патриотический союз России (2,2)

Новосибирская обл.

КПРФ (34,7), АПР (6,1), Лебедь-Явлинский3 (6,1), Третья сила (4,1),

Отчизна (2,0), КПО (2,0)
Омская обл.

КПРФ (33,3)

Оренбургская обл.

За социальную справедливость (14,9), НДР (2,1), АПР (2,1)

Орловская обл.

КПРФ (20,0), Российская народно-республиканская партия3 (2,0), КПО

(2,0)
Пензенская обл.

Народно-патриотический сон>я России (37,8)

Псковская обл.

Народовластие (18,2), ЛДПР (9,1)

Ростовская обл.

КПРФ (15,6), Яблоко (6,7), КПО (4,4)

Рязанская обл.

КПРФ (32,0), АПР (16,0), Союз офицеров (4,0)

Самарская обл.

КПРФ (4,0), За социальную справедливость (4,0)

Саратовская обл. Саратовский земский союз (2,9), КПО (5,7)
Сахалинская обл. Л'Л/'Ф(11,1)
Свердловская обл.

Преображение Урала (41,2), Наш дом - наш город (14,7), Коммунисты

Свердловской области (8,8), Горнозаводской Урал (8.8)

Смоленская обл.

КПРФ (33,3)

Тамбовская обл.

КПРФ (28,3)

Тверская обл. ЧиР (3,0)
Томская обл.

Народно-патриотический союз России (4,8), ЧиР (2,4)

Тульская обл.

КПРФ (12,5), РКРП (4,2), Российский ученые социалистической

ориентации (2,1), Коммунистический союз молодежи г. Тулы (2,1), Тульс
кая партия "Возрождение Отечества" (2,1)
Тюменская обл.

РКРП (4,0)

Ульяновская обл.

КПРФ( 16,0), КПО (4,0)

Ярославская обл.

КПРФ (10,0)

Москва Яблоко (8,6), Демократический выбор России (5,7), НДР (2,9), Партия
конституционных демократов (2,9), За справедливость (2,9)
Санкт-Петербург

Яблоко (16,0), Коммунисты Ленинграда (4,0), Согласие-Объединенные

демократы Санкт-Петербурга (2,0), Граждане за справедливость (2,0),
КПО (4,0)
Еврейская авт.обл.

КПРФ (13,3), Межрегиональная ассоциация депутатов (6,7), КПО (6,7)

Корякский АО

КПРФ (22,2), НДР (11,1), Коренные малочисленные народы севера КАО

(11,1)

Усть-Ордынский Бурятский КПРФ (10,5), НДР (5,3), КПО (5,3)

АО
Ямало-Ненецкий АО Ямал - потомкам (4,8)


Примечание. Названия КПРФ и связанных с ней организаций выделены курсивом; названия партий, в которых состояли или которыми выдвигались на свой пост бывшие, действующие или будущие главы исполнительной власти, - жирным шрифтом; жирный курсив означает совпадение этих характеристик.

' Связь с РКРП.

2 Связь с НДР.

3 Связь с ЧиР.

Таблица 3

Доли партийных выдвиженцев среди победителей и кандидатов, вышедших на второе место (в Санкт-Петербурге - участвовавших во втором туре), по итогам выборов (в %)

Регионы Победители Второе (Регионы Победители Второе
место место
Приморский край 0,0 2,6 Самарская обл. 8,7 20,0
Белгородская обл. 40,0 45,7 Саратовская обл. 8,6 8,6
Новосибирская обл. 55,1 55,1 Санкт-Петербург 30,0 58,0
Ростовская обл. 28,9 37,8


Таблица 4

Регрессионная статистика (зависимая переменная - ПД)

Независимые переменные Нестандартизированные коэффициенты Стандартизированные коэффициенты Значимость
Бета Стандартная ошибка
ВЭК ИП СВВО У-пересечение /?2 = 0,54 11,21 0,37 6,47 -12,36 2,14 0,08 1,25 4,38 0,411 0,342 0.406 0,001 0,001 0,001 0,01


Таблица 5

Регрессионная статистика (зависимая переменная - ПД)

Независимые переменные Нестандартизированные коэффициенты Стандартизированные коэффициенты Значимость
Бета Стандартная ошибка'

ПК ВЭК ИП

У-пересечение

R1 = 0,74

0,77 7,89 0,22 -11,48 0,07 1,66 0,06 3,08 0,648 0,289 0,203 0,001 0,001 0,001 0,001


Таблица 6

Коэффициенты корреляции между процентными долями представителей отдельных партий в региональных законодательных собраниях и независимыми переменными

Партии ВЭК Сп Окр СВВО
АПР 0,11 0,01 0,12 r0,04
КПРФ 0,47*" 0,41"* 0,34" 0,18
ЛДПР 0,10 0,12 0,16 -0,04
НДР 0,26* 0,08 0,19 0,б3***
РКРП/КТР 0,15 0,17 0,31" -0,08
ЧиР/КРО 0,25* 0,18 0,25* 0,58***
Яблоко 0,00 0,71*" 0,63"* 0,20


Статистическая значимость:

_ при;) <0,05;

> пртлр <0,01;

**_ при р < 0,001.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бадовский Д., Шутов А. Региональные элиты в постсоветской России: особенности политического участия // Политические исследования. 1995. № 6.

2. Gnlosov G. New Russian Political Parties and the Transition to Democracy // Government and Opposition. 1995. V. 30. № 1.

3. Гельман В., Сенатот О. Политические партии в регионах России: динамика и тенденции//Власть. 1995. №5.

4. Brown R. Party Development in the Regions: When Parties Start to Play a Role in Politics //Journal of Communist Studies and Transition Politics. 1998. V. 14. № 1/2.

5. Институт губернатора в России: традиции и современные реальности. М., 1997.

6. Колосов В., Туровский Р. Осенне-зимние выборы глав исполнительной власти в регионах: сценарии перемен //Политические исследования. 1997. № 1.

7.I.SolnickS. Gubernatorial Elections in Russia, 1996-1997//Post-Soviet Affairs. 1998. V. 14.№ 1.

8. Sakwa R. Parties and the Multiparty System in Russia // RFE/RL Research Report. 1993. V. 2. №31.

9. Fish S. The Advent of Multipartism in Russia // Post-Soviet Affairs. 1995. V. 11. № 4.

10. Urban M., Gei'man V. The Development of Political Parties in Russia // Democratic Changes and Authoritarian Reactions in Russia, Ukraine, Belarus' and Moldova. Cambridge, 1997.

11. Golosov G. Who Survives? Party Origins, Organisational Development and Electoral Performance in Post-Communist Russia//Political Studies. 1998. V. 46. № 3.

12. Петров Н. Выборы органов представительной власти регионов // Мировая экономика и международные отношения. 1995. 3,4.

13. Slider D. Elections to Russia's Regional Assemblies // Post-Soviet Affairs. 1996. V. 12.№3.

14. Golosov G. Russian Political Parties and the "Bosses": Evidence from the 1994 Provincial Elections in Western Siberia // Party Politics. 1997. V. 3. № 1.

15. Matsuzafo K. The Split and Reconfiguration of Ex-Communist Party Factions in the Russian Oblasts; Chelyabinsk, Samara. Ulyanovsk, Tambov and Tver (1991-95) // Demokratizatsiya. 1997. V. 5. №1.

16. Гельман В., Голосов Г. Политические партии в Свердловской области // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 5.

17. Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. М., 1998.

18. Выборы в Российской Федерации, 1991-1998: электронный справочник (Федеральный центр информатизации и MERCATOR Group). М., 1999.

19. Политический мониторинг ИГПИ. 1998. № 3.

20. Выборы законодательных собраний субъектов Российской Федерации (http://www.glasnet.ru/~panorama/IZBIR).

21. Sartori G. Parties and Party Systems: A Framework for Analysis. Cambridge, 1976.

22. Jackman R. Cross-National Statistical Research and the Study of Comparative Politics // American Journal of Political Science. 1985. V. 24. № 1.

23. Golosov G. Quasi-Political Organisations in the Process of Post-Communist Transformation // Research Support Scheme Network Chronicle 5. Prague, 1998.

24. Schmitter P. Intermediaries in the Consolidation of Neo-Democracies: The Role of Parlies, Associations and Movements // ICPS Working Paper. 1997. № 130.

25. Gei'man V., Golosov G. Regional Party System Formation in Russia: The Deviant Case of Sverdlovsk Oblast//Journal of Communist Studies and Transition Politics. 1998. V. 14. № 1/2.

26. Шугарт М., КэриД. Президентские системы // Современная сравнительная политология. М.,1997.

27. Bihby J. et al. Parties in State Politics // Politics in the American States. Glenview (111.), 1992.

28. Выборы глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 1995-1997: электоральная статистика. М.,1997.

29. Wyman M. Developments in Russian Voting Behaviour: 1993 and 1995 Compared // Journal of Communist Studies and Transition Politics. 1996. V. 12. № 3.

30. Muller W., Steininger В. РаПу Organisation and Party Competitiveness: The Case of the Austrian People's Party, 1945-1992 // European Journal of Political Research. 1994. V. 26. № 1.

31. Panehianco A. Political Parties: Organisation and Power. Cambridge, 1988.

32. Smith G. In Search of Small Parties: Problems of Definition, Classification and Significance // Small Parties in Western Europe: Comparative and National Perspectives / Muller-Rommel F., Pridham G. (eds.). London-Newbury Park (Cal), 1991.

33. Norris P. Second-Order Elections Revisited // European Journal of Political Research. 1997. V. 31. №1/2.

34. Sartori G. Comparative Constitutional Engineering: An Inquiry into Structures, Incentives and Outcomes. New York, 1994.

35. Taagepera R., Shugart M. Seats and Votes: The Effects and Determinants of Electoral Systems. New Haven-London, 1989.

36. Munck G. Democratic Stability and Its Limits: An Analysis of Chile's 1993 Elections // Journal of Inter-American Studies and World Affairs. 1994. V. 36. № 2.

37. Reynolds A., Reilly В. The International IDEA Handbook of Electoral System Design. Stockholm, 1997.

38. Curlis G. The Japanese Way of Politics. New York, 1988.

39. DuvergerM. Political Parties. New York, 1963.

40. Rae D. The Political Consequences of Electoral Laws. New Haven, 1967.

41. Lijphart A. Electoral Systems and Party Systems: A Study of Twenty-Seven Democracies, 1945-1990. Oxford, 1994.

42. Neto О., Сох G. Electoral Institutions, Cleavage Structures, and the Number of Parties // American Journal of Political Science. 1997. V. 41. № 1.

43. Coppedge M. District Magnitude, Economic Performance, and Party-System Fragmentation in Five Latin American Countries // Comparative Political Studies. 1997. V. 30. № 2.

44. Shugart M. The Inverse Relationship Between Party Strength and Executive Strength: A Theory of Politicians' Constitutional Choices // British Journal of Political Science. 1998. V. 28. № 1.

45. Умнова И. Разделение законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: правовые аспекты // Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. M.,1998.

46. Выборы депутатов Государственной Думы, 1995- электоральная статистика. M., 1996.

47. Bollen К., Jackman R. Regression Diagnostics: An Expository Treatment of Outliers and Influential Cases // Modem Methods of Data Analysis. Newbury Park (Cal), 1990.

48. Гельман В. Региональные режимы: завершение трансформации? // Свободная мысль. 1996. №9.

49. Шевченко Ю. Конфликт между ветвями власти и электоральное поведение в России // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 1.

50. Новиков С. Омская область: выборы-1998 (Черные страницы российской демократии). Омск,1998.

51. Голосов Г. Партийные системы России и стран Восточной Европы: генезис, структуры, эволюция. M., 1999.


Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.