рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Род несклоняемых существительных и методика их изучения

·  развитие логического мышления, умения анализировать;

·  делать выводы, применять знания на практике;

·  развитие устной и письменной речи;

·  воспитание творческого воображения;

·  воспитывать доброе отношение к близким, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.

Для достижения вышеуказанных целей учитель может использовать различные традиционные методы: лекция, беседа, демонстрация, проблемно-поисковые методы, дидактические игры, диспуты, устный и письменный опрос и т.д.; а также и нетрадиционные, инновационные педагогические технологии: «Мозговая атака», стратегия «ВЕЕР», Пинбоард, дебаты, Брейн-ринги, Брейншторминги, Таблицы ЗХУ, Диаграммы Венна, Таблицы Эйлера и др., в результате использования которых, безусловно, повышается интерес к русскому языку, обогащается словарный запас учащихся, проявляется творческая активность и желание в решении языковых проблем.

Также учитель может использовать различное оборудование: словари, распечатанные тексты, компьютер, проектор, слайды, справочник, учебный словарь «Несклоняемые существительные», энциклопедию «Что такое? Кто такой?», альбом, иллюстрации и т.д.

На уроках русского при изучении темы «Несклоняемые имена существительные» мы предлагаем работу по следующей таблице:

РОД НЕСКЛОНЯЕМЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Средний род

Мужской род

Женский род

Все неодушевленные существительные

Все одушевленные существительные и слова, обозначающие лиц мужского пола

Существительные, обозначающие лиц женского пола, а также самок животных

хобби (увлечение)

ралли (соревнование)

киви (плод)

гризли (медведь),

какаду (попугай), рефери (спортивный судья),

маэстро (наставник, учитель).

добрая леди,

заботливая фру Хансен.

Исключение: существительные кофе, пенальти являются словами мужского рода;

существительные авеню (улица),

салями (колбаса), кольраби (капуста) и некоторые другие являются словами женского рода.

Учитель объясняет, что род несклоняемых существительных иноязычного происхождения определяется следующим образом:

·  Слова, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду (шерстяное кашне). Это правило имеет ряд исключений, связанных с влиянием различных аналогий: русский синоним, род слова, обозначающего родовое понятие и др. В таких случаях существительное употребляется как двуродовое. Например: эсперанто – ср. и м.р. под влиянием родового понятия – язык. Исключение – кофе – мужской род (черный кофе) (В настоящее время в разговорной речи у этого существительного наблюдаются колебания в роде, что уже отмечено некоторыми пособиями по культуре речи.)

·  Существительные, обозначающие лиц женского пола, относятся к женскому роду, а мужского пола – к мужскому (старая леди, богатый рантье); обозначающие тех и других (типа визави, протеже, инкогнито, крупье) являются двуродовыми (мой визави – моя визави).

·  Существительные, обозначающие животных, птиц и другие одушевленные предметы, относятся к мужскому роду безотносительно к полу животного (забавный пони), кроме случаев, когда имеется в виду именно самка (Шимпанзе кормила детеныша). Слово колибри является двуродовым под влиянием слова птица (В современном разговорном языке это слово все чаще употребляется в женском роде (крошечная колибри). То же относится к словам цеце (муха), киви (птица), иваси (рыба, сельдь).

·  Род существительных, обозначающих географические названия, определяется по родовому наименованию: река, город, остров и т.п. (Капри привлекал туристов – остров).

·  По родовому наименованию определяется и род названий органов печати («Дейли Уоркер» писала – газета).

Род русских имен существительных.

·  Субстантивированные несклоняемые слова относятся к среднему роду (наше завтра).

·  Сложносокращенные слова (аббревиатуры), образованные посредством соединения начальных букв от слов полного названия, определяют свой род по роду ведущего слова составного наименования (МГУ объявил прием – университет).

Род иноязычных аббревиатур определяется по смыслу (ФИДЕ утвердила – международная шахматная организация).

Иноязычные нарицательные несклоняемые имена существительные распределяются по родам следующим образом:

К мужскому роду относятся: 1) названия лиц мужского пола (денди, маэстро, портье); 2) названия животных и птиц (шимпанзе, какаду, колибри, кенгуру, пони, фламинго); 3) слова кофе, пенальти и др.

К женскому роду относятся названия лиц женского пола (мисс, фрау, леди).

К среднему роду относятся названия неодушевлённых предметов (пальто, кашне, декольте, депо, метро).

Несклоняемые существительные иноязычного происхождения, обозначающие животных и птиц, обычно относятся к мужскому роду (фламинго, кенгуру, какаду, шимпанзе, пони).

Если по условиям контекста требуется указать на самку животного, согласование осуществляется по женскому роду. Существительные кенгуру, шимпанзе, пони сочетаются при этом с глаголом прошедшего времени в форме женского рода. Например: Кенгуру несла в сумке кенгурёнка. Шимпанзе, видимо самка, кормила детёныша бананом. Пони-мама стояла в стойле с маленьким жеребёнком.

Существительное цеце является исключением. Его род определяется родом слова муха (женский род). Например: Цеце укусила туриста.

В случае, если определение рода несклоняемого существительного затруднено, целесообразным является обращение к орфографическому словарю. Например: хокку (японское трёхстишие) – ср. р., такку (японское пятистишие) – ж.р., су (монета) – ср. р., фламенко (танец) – ср. р., табу (запрет) – ср. р. Некоторые несклоняемые существительные зафиксированы только словарями новых слов. Например: суши (японское блюдо) – ср. р., таро (карты) – мн. ч. (род не определяется).

Род несклоняемых иноязычных географических названий, а также названий газет и журналов определяется по родовому нарицательному слову, например: По (река), Бордо (город), Миссисипи (река), Эри (озеро), Конго (река), Онтарио (озеро), «Юманите» (газета).

Род несклоняемых сложносокращённых слов в большинстве случаев определяется по роду стержневого слова словосочетании, например: МГУ (университет – м.р.), МФА (академия – ж.р.).

Из вышеуказанных теоретических данных по определению рода несклоняемых существительных в учебнике даны следующие определения:

К среднему роду относятся все неодушевленные существительные: хобби (увлечение), ралли (соревнование), киви (плод). Исключение: существительные кофе, пенальти являются словами мужского рода; существительные авеню (улица), салями (колбаса), кольраби (капуста) и некоторые другие являются словами женского рода.

К мужскому роду относятся все одушевленные существительные и слова, обозначающие лиц мужского пола: гризли (медведь), какаду (попугай), рефери (спортивный судья), маэстро (наставник, учитель).

К женскому роду относятся существительные, обозначающие лиц женского пола, а также самок животных: добрая леди, заботливая фру Хансен.


2. Система работы по изучению темы «несклоняемые имена существительные»

 

2.1 Календарно-тематическое планирование

Как уже было сказано в 1.3. части работы, существительные в курсе русского языка – одна из важнейших тем. Знакомство со словами, обозначающими предметы, учащиеся начинают уже в 1 классе. Понятие о несклоняемых именах существительных они получают в 5 классе. В 5 классе на изучение тем по имени существительному дается 34 часа. В 6 классе дается обобщающее повторение темы. Программа изучения существительных построена ступенчато.

Авторы учебника русского языка для 5-го класса В.И. Зеленина и М.Э. Рожнова (стр. 192–193) предлагают различные задания творческого характера по теме «Род несклоняемых имен существительных», например:

·  на карте Республики Узбекистан (карта дана на стр. 167 учебника) найдите несклоняемые имена существительные, составьте с ними предложения и запишите их;

·  определите род несклоняемых существительных, допишите окончания прилагательных и др.

Также, на наш взгляд, особый интерес для учащихся представляют маленькие тексты под рубрикой «Для тех, кто хочет знать больше»:

·  В Англии к девушке обращаются мисс, а к женщине – миссис. В Германии – фрейлейн и фрау, во Франции – мадемуазель и мадам, в Швеции – фрёкен и фрау.

·  Иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласную букву и обозначающие лиц мужского пола, склоняются, например: мистера Джонсона, мистера Кима, мистера Клинтона.

Такие же существительные, обозначающие лиц женского пола, не склоняются, например: с миссис Джонсон, о миссис Ким, у миссис Буш.

Иноязычные фамилии, оканчивающиеся на гласную букву, не склоняются, например: с мистером Ли, о мадам Долли.

Мы предложили бы грамматический материал представить в форме таблицы. Также, на наш взгляд, было бы целесообразным добавить задания по работе с различными видами словарей.

На уроках русского языка и на внеклассных занятиях при изучении темы «Несклоняемые имена существительные» мы предлагаем использовать различные приемы педагогической технологии.

Ниже мы приводим примерное календарно-тематическое планирование в 5 классе.

2.2 Конспекты уроков по изучению несклоняемых существительных

Урок 1: «несклоняемые существительные»

Цели и задачи:

·  определение рода несклоняемых существительных;

·  развитие логического мышления, умения анализировать;

·  делать выводы, применять знания на практике;

·  развитие устной и письменной речи;

·  воспитание творческого воображения.

Оборудование:

·  словари,

·  распечатанные тексты,

·  компьютер, проектор.

Ход урока

1. Постановка учебной проблемы. Формулирование темы урока.

– Все ли имена существительные склоняются? (предположения учащихся)

2. Решение проблемы.

1) Прочитать песенку.

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашны и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура,

Ходит – бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино.

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать –

Будут польта выдавать.

2) – Что вас удивило, рассмешило?

– Оправданно ли автор использует рифму?

(Это песенка про то, как не надо говорить.)

– Просклоняйте слово метро.

– Что заметили? (У слова метро не изменилась никакая часть.)

– Как бы вы назвали такие слова? (Существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму, называются несклоняемыми.)

3) Работа по учебнику: Наблюдение – упр. 409. (Прочитать отрывки из стихотворений С.М. Маршака, выписать склоняемые и несклоняемые существительные в два столбика.).

3. Развитие учебно-языковых знаний.

1) Что объединяет имена существительные? На какие группы можно разделить слова?

Кенгуру, кофе, Буратино, какао, метро, Пьеро, депо, Суок, Н МИД, Карло, панно, Родари, Пиноккио, шимпанзе, шоссе, рагу, Верди, ВВЦ, жюри.

Запись слов по группам.

Чтение сведений о несклоняемых сложносокращённых словах.

2) Распределительное списывание. В один столбик склоняемые, в другой – несклоняемые.

Эскимо, кино, ведро, метро, пианино, озеро, депо, окно, фойе, горе, море, кофе, кафе, печенье, реле, мелколесье, раздолье.

Словарная работа: проговаривание слов, определение лексических значений слов фойе, реле.

4. Проблемный вопрос.

Устно составить словосочетания типа: крепк… кофе, дорог…пианино. (Могут быть варианты окончаний).

5. Решение проблемы.

1) Наблюдение. Как согласуются глаголы и прилагательные с несклоняемыми именами существительными.

Московский ТЮЗ, МГУ подготовил, гостеприимный Осло, широкая Ориноко.

Сравнить свой вывод с выводами в учебнике.

2) Закрепление.

3) Составить и записать словосочетания, в которых данные несклоняемые имена существительные были бы согласованы с прилагательным в роде. (Словари).

Какао, пианино, тире, какаду, кофе, Сухуми, интервью, Майами, Торонто.

4) Развитие речи. Сочинение – миниатюра (повествование) с использованием несклоняемых существительных (упр. 414).

6. Подведение итогов. (Работа над устной научной речью). Подготовить связный рассказ на тему: «Что я знаю о несклоняемых существительных?».

7. Домашнее задание.

1. Упр. 416. (заполнить таблицу).

2. Задание творческим группам:

Создать станицу журнала «Несклоняемые существительные» Иллюстрировать примерами, рисунками.

1 группа. Слова, обозначающие животных, птиц (пони, шимпанзе, какаду и др.).

2 группа. Слова, обозначающие географические названия (Миссисипи – река, Капри – остров, Эри – озеро).

3 группа. Слова, обозначающие фамилии.

Урок 2: «несклоняемые имена существительные»

Цели:

1. Формировать представления у школьников о несклоняемых именах существительных, учить правильному употреблению несклоняемых имен существительных в своей речи;

2. Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление; формировать информационные компетентности (умение работать с дополнительной литературой: словарями, справочниками);

3. Воспитывать доброе отношение к близким, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, аудиозапись песни «Дорога добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова), «Если добрый ты – это хорошо…», толковый словарь С.И. Ожегова.

Ход урока:

I.  Организационный момент.

У.: Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.

II.  Минутка чистописания.

У.: Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов:

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой…

– Ребята, а что такое, по-вашему, доброта?

Д.: Доброта – это когда человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда ни с кем не ссорится, всегда улыбается. Человек добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми.

У.: Молодцы, ребята! А вот в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

– Ребята, откройте тетради и напишите число, классная работа. А с какой буквы начинается слово «доброта»? (д)

Учитель показывает каллиграфическое написание букв Дд с соединением (учащиеся прописывают у себя в тетради)

У.: А какие пословицы о доброте вы знаете?

Д.: 1. Земля согревается солнышком, а душа – добротой.

2. Доброе слово и кошке приятно.

3. Мир не без добрых людей.

4. Нет худа без добра.

5. Доброе слово лечит, злое калечит.

6. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

7. Путём зла не доходят до добра.

У.: А как вы понимаете пословицу «Жизнь дана на добрые дела»? (ответы учащихся).

У.: Запишите пословицу к себе в тетрадь.

На доске слова: доброта, добро, задобрить, добряк.

У.: Какое слово «лишнее»?

Д.: Добряк – одушевлённое слово, а остальные слова неодушевлённые, только в этом слове есть нижнее соединение букв.

Задобрить – количество звуков и букв неодинаково; оно начинается не на букву д; только в этом слове есть буква ь; в этом слове есть приставка; это слово – глагол, а все остальные слова – существительные.

III. Объявление темы урока.

У.: А по каким признакам вы определили, что все остальные слова – это существительные?

Д.: Существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет, явления природы, чувства и переживания человека.

У.: Сегодня мы с вами вспомним всё, что знаем об имени существительном, продолжим работу над склонением существительных, познакомимся с новым понятием «несклоняемые существительные».

– Ребята, я что общего у этих слов?

Д.: Эти слова однокоренные.

У.: А какие слова называются однокоренными?

Д.: Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.

Игра «Кто больше».

У.: Придумайте как можно больше однокоренных слов к слову доброта.

Дети работают самостоятельно, через 2 минуты зачитывают свои варианты.

У.: В орфографическом словаре Александра Николаевича Тихонова есть более 100 слов с корнем – добр– Вот некоторые из них: добро, добрый, добрейший, добренький, предобрый, добрячок, добреть, добродушный, добропорядочный, доброжелательный, добрососедский, добросовестный и т.д.

У.: Посмотрите внимательно на слово «добро» и скажите сколько звуков [о] вы слышите? (1, 2). У вас получились разные ответы. Давайте сделаем фонетический разбор слова и выясним: кто из вас прав?

Один ученик работает у доски.

Добро′ – 2 слога

д [д] – согл., парн., зв., тв.

о [а] – гл., безуд.

б [б] – согл., парн., зв., тв.

р [р] – согл., непарн., зв., тв.

о [о] – гл., уд.

5 б., 5 зв., 2 гл., 3 согл.

У.: Сколько же звуков [о] в слове? (один)

– Интересно, а почему мы слышим один звук [о] в слове, а пишем букву о в двух случаях?

Д.: Надо проверить безударную гласную словом добр или добрый.

IV. Физминутка.

Элетронная физминутка для глаз под песню Кота Леопольда «Если добрый ты – это хорошо…».

V. Работа по теме урока.

У.: Ребята, а о чём говорит нам эта картинка?

Д.: О том, что добрым можно быть не только по отношению к людям, но и к животным, растениям, что нужно любить не только людей, близких, но и природу.

У.: А давайте мы с вами изменим по падежам слово «природа».

Один ученик выполняет работу на доске.

И.п. есть (что?) природ

Р.п. нет (чего?) природ

Д.п. дать (чему?) природ

В.п. вижу (что?) природ

Т.п. доволен (чем?) природ

П.п. говорю (о чём?) о природ

У.: Итак, что мы сейчас делали?

Д.: Изменяли окончания существительных по падежам или по вопросам.

У.: А как это ещё называется?

Д.: Изменение окончаний имён существительных по вопросам или по падежам, называется склонением.

У.: Сколько типов склонения имеет существительное? Расскажите об их особенностях.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

я

 

а

 
ж.р. –

а

 

я

 
 

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.