![]() |
|
|
Латыньспособ-ти. 4.пед техника. 1 и 2 считают оставом, скелетом. 3- дрожжи, 4- техника, ее роль: связать знания и способ-ти в единый комплекс мастерства. Деятельность учителя складывается из целей и средств ее достижения, программы, объекта (у) и субъекта (возможности самого У), результата. Цель У всегда требует поправки на цели учеников, они не совпадают с результатом деятельности. Специфика цели педагога в том, что она должна стать целью ученика, не совпадая с ней, но непременно соотносясь. Средства У так же должны совпадать со сред-ми ученика. У как бы подлаживает свою программу к детской программе. Объект (у) это уже 3-й элемент в сис-ме деятельности. Он должен быть доведен до состояния деятельности. Субъект (У) озабочен своим нравственным статусом, в нравственном случае он не станет примером для учеников, следовательно не реализует свои возможности. Результат деятельности У предполагает несовпадение его с деятельностью у. Системный подход. Сп – это расширение рамок аналитического подхода. Он требует указания а структуру. Системообразующие компоненты: 1. гуманистическое сознание – знание и опыт, выражаемые в принципах отношения к пед действительности 2. знания – проф знания предмета, дидактики (частной и общей) и психологии 3. пед-ка и псих-я позволяет осмыслить на теоретическом уровне практические действия, рекомендованные методикой. Псих-я – это дополнительные знания индивидуальных особенностей ребёнка и умение их применять. Очевидна необходимость этих знаний. Важной чертой проф мастерства выступает личность учителя, т.е. выражение своего отношения к предмету изучения. Проф знания должны формироваться сразу на уровнях: методологическом, теоретическом, методическом и технологическом. Педагогические способности и техника. Генеральная сп-ть – чувствительность к ребёнку. А остальные – комуникативные: общительность. Корцентивные сп-ти (восприятие): зоркость, интуиция, динамизм личности (воздействие на другого), эмпатия (спос-ть сопереживать, понимать чел-ка), эмоциональная устойчивость (владение собой) оптимистическое прогнозирование. Пед техника – умения и навыки. Умения: 1. Управлять собой (речь, состояние, позы); 2. Взаимодействовать в уч процессе. Урок как форма и отрезок процесса обучения. Урок как форма появился в 17 веке. Развитие общ-ва к периоду Возрождения потребовало большое кол-во образованных людей. Это привело к появлению классно-урочной формы обучения. Обосновал ее Каменский в 17 веке «Великая дидактика». Особенности классно-урочной сис-мы со стороны формы. Урок и форма: 1.фронтальная, групповая и индивид форма работы. 2.временный и организационный (кол-во учеников одинаково) режим. 3.к форме относят и порядок общения У-у (опосредованный и прямой). Кроме урока есть формы: семинар, практич занятие, экскурсия, практика, факультатив, экзамен… Формы влияют на содержание образования как и методы, а именно: надо дать знания и др. эл-ты содержания для рационального проведения занятий в разных формах. %для семинара- умение работы с книгой, конспектами. Для дом работы- умение запоминать. Формы играют не главную роль. Урок как отрезок процесса обучения рассматривается с точки зрения звеньев процесса (их 5). Все пять присутствуют на комбинированном уроке. Звенья: 1.постановка цели и задач. 2.восприятие, осмысление. 3.закрепление. 4.обощение. Типы уроков по дидактическим целям: 1.предъявление и усвоение нового учебного материала. 2.применение знаний и формирование навыков и умений. 3.проблемные уроки с творческим применением знаний. 4.обобщающие повторение и систематизация. 5.закрепление 6.контроль знаний и умений. Анализ урока (по Скаткину) Дидактика является методологией для методики. (Методология- принцип совершенствования дидактической тактики). Поэтому дидактический анализ урока позволяет совершенствовать методический анализ и учитывать как достижение пед науки и конкретные условия обучения: 1.Создание необходимого эмоцион климата 2.Осознание У компонентов содержания образования и его видов в учебном материале. 3.Соответствия методов к приемов. 4.Уровни достигнутого усвоения. 5.Какие качества знаний достигнуты. Качества различают на уровни восприятия, написания и запоминания фактов и на уровни понимания понятий. 6.Степень осознанности знаний и дей-й учащихся. 7.Оснощенность средствами обучения. 8.Логическое внутреннее единство урока. 9.Связь с системой уроков (принцип систематичности и последовательности). 10.Воспитательный урок. Учебный план. Содержание образования находит свое выражение в таких нормативных документах, как учеб планы, учеб программы, учебники, учеб пособия. УП- распределение учеб времени м-ду предметами и курсами по годам обучения. Важнейшие отличия новых планов, рекомендованных с конца 89 года (28 декабря в учительской газете): 1.выделение трех компонентов содержания образования (общегосударственного, регионального, школьного). 2.ориентация плана на гуманитаризацию школы, индивидуализацию, демократизацию и т.д. 1й компонент- должен обеспечить эквивалентность уровня образов в разных регионах страны (должен утверждаться как гос стандарт).Основные уч предметы для такой реализации: естествознание, математика, лит-ра и рус яз, история, география… Выделение школьного компонента- направлено на адаптацию содержания к конкретным особенностям школы и микрорайона. Обязательная для уч-ся часть школьного компонента складывается из курсов по выбору профилного обучения в школе. Они начинаются с 8-го класса, но могут и раньше, для формирования интереса с целью дальнейшего профилного обучения с 10 класса. Программы разрабатываются в школе, но утверждаются органами образования. Факультативы и доп занятия- в распоряжении совета школы. 2-й компонент- это мотивация посредством добровольного выбора, забота о здоровье, индивидуализация, внутренняя дифференциация. Гуманитаризация- в перераспределении нагрузки в пользу гуманитарных наук. Именно они развивают интуицию и совершенствуют мышление. Школа по зак-ну об образовании имеет право на перераспределение учебного времени. Школьный учебный предмет. Каждый уч предм представляет собой более широкое понятие, чем соотв наука или соотв иск-во. В него входят основы этой науки: факты и их объяснения, понятия, законы, теории, методы, язык науки, её проблемы и применения. В некоторых предметах это научное содержание не главное или отсутствует %языки, черчение, рисование, физ-ра. Но во всех преметах обязательно представлены: способы деятельности, система поисковых задач, заимствование из др наук, %в биологии - из анатомии, физиологии, гигиены, медицины. Общими чертами всех предметов являются соц опыт, логика построения уч предмета (от конкретно чувственного – к абстрактному – к конкретно- понятийному); содержание обусловленное процессами обучения (методами, формами, деятельностью); уч материал воспитательного хар-ра, коммуникативная деятельность. Основные направления развития педагогики. Основные направления развития определены в «Законе об образовании» и в др директивных док-тах о школе. В условиях смены идеологических вех в нашем обществе важнейшим направлением выступает демократизация школы. Она означает исследования возможностей сложившегося уч-воспит процесса в традиционной школе и ориентировке на самостоятельность учителей и учащихся в вопросах организации содержательной и процессуальной сторон образования. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ- это право родителей на экспертизу обучения. Обеспечивается гуманизацией и реализмом цели образования, как основные направления развития отечеств пед-ки. Выражается в праве У и у на свои правила внутрен распорядка (организац моменты). Правила уточняются в уставе школы. Уставом определяется статус школы, а также указывается на право самоуправления. Совет школы формируется на равных правах учителей, уч-ся, родителей, общ- ти, р-на. По 25% от каждой группы. Это даёт право на экспертизу школы. Д. выражается в праве учеников на переход из класса в класс с отриц оценкой. ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ- развитие общекультурных компонентов в содержании школьного образования. Г.- это умение устанавливать межпредметные связи, ведение интегративных курсов для достижения целостного представления о природе, обществеи чел-ке; и отказ от схематичности катехизисного способа образования и использование вариативного содержания и использования вариатиного содержания уч материала. Г.- это персонализация обучения, повышение возможностей учителя как носителя сознания образования (не учебник, а учитель должен быть главным). Направление реализма цели образования наряду с другими было зафиксировано в концепции общего среднего образования в 88г. оно означает отказ от процентомании, приведение в соответствие содержания образования и возможности учеников. Отказ от всеобщего обучения. РЕАЛИЗМ ЦЕЛИ- отказ от всестороннего развития ученика. Р.ц.- право уч-ка выбирать форму образования в т.г. форму домашнего образования. Все эти направления не сломают отечеств традицию отношений к школе как к базовому институту образования, обеспечивающей способность на его продолжение, т.е. непрерывное образование. Понятие гуманитаризация шире чем гуманизация. Гуманизация образования- широкий социально-нравствен процесс, предстающий перед учителем в форме долженствования. 2 направления гуманизации: 1.переконструирование соджержания образования с усилением его гуманитарной направленности. 2.установление нравственно-гуманистич отношений между участниками пед процесса.Отношения- сис-ма индивидуальных связей чел-ка с миром и др. людьми. Знание- способ существования сознания. Гуманизм- изменяющаяся сис-ма воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие. Считает благо критерием оценки соц институтов, а принципы равенства, справедливости- жедаемой нормой отношений м-ду людьми. Педагогика о сущности воспитания. Одно из направлений развития пед-ки (реализм целей образования) предполагает отказ от утопической идеи всестороннего развития личности и утверждения в качестве цели разностороннее развитие на основе психолого-пед- кой диагностики его индивидуальных особенностей. Ориентируясь на чел-ка, а не на соц заказ, пед-ка сохраняет свою соц функцию. Задача школы- соединить интересы каждого человека в образовании с общественными интересами. Это обеспечивает воспитание как передачу наиболее ценного опыта поколений. Соц функция традиционна для пед-ки, но она была интерпретирована в советское время. В этой связи важно осмыслить понятие объекта и субъекта воспитания. ОБЪЕКТ- растущий чел-к, который путем сотрудничества стимулируется к становлению в кач-ве субъекта воспитания. СУБЪЕКТ- воспитывающий себя чел- к. Воспитание- как развитие в направлении физич роста, психологического(умствен),нравственного и эстетического. ЦЕННОСТЬ- нравственные и эстетические требования общества. Нравственное- воспитание свойственное традиции, моральное- государству. Эстетические- научные, художественные- ненаучн., разные в зависимости от идеологического подхода. Результаты школьного воспитания обусловлены природой человека и внешними воздействиями (условия материальной жизни). Методы стимулирования и мотивации. Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Понятие метод употребляется как философское направление, исходное для ученого и для учителя. В традиционной школе это всегда диалектический материализм. Сейчас метод выбирается индивидуально. Диалектика- наука о всеобщих связях и развитии. Диалектич метод- конкретный подход ко всему. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала. Деятельность- целенаправленное отношение к деятельности с точки зрения приспособления ее к жизни в своих интересах. На основе теории деятельности Бабанский систематизировал методы обучения. Исходя из данных психологии, что мышление тоже деятельность, разделил методы на 3 основные группы. На основе деятельности опосредования выведена группа методов организации и осуществления учебно-позновательной деятельности. На основе деятельности регулирования- методы стимулирования и мотивации. На основе деятельности контроля- вывел группу методов контроля и самоконтроля. Методы стимулирования и мотивации: познавательные игры (викторины, конструкторы, путешествия), учебные дискуссии, методы анализа жизненной ситуации. Сюда же относят методы поощрения и порицания, предъявление учебных требований, разъяснение личной значимости уч материала. При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями: *Соответствие методов принципам обучения. *Соответствие целям и задачам обучения. *Соответствие содержанию данной темы. *Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития). *Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения. *Соответствие возможностям самих преподавателей. Методы по источникам знаний. Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Понятие метод употребляется как философское направление, исходное для ученого и для учителя. В традиционной школе это всегда диалектический материализм. Сейчас метод выбирается индивидуально. Диалектика- наука о всеобщих связях и развитии. Диалектич метод- конкретный подход ко всему. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала. Деятельность- целенаправленное отношение к деятельности с точки зрения приспособления ее к жизни в своих интересах. На основе теории деятельности Бабанский систематизировал методы обучения. Исходя из данных психологии, что мышление тоже деятельность, разделил методы на 3 основные группы. На основе деятельности опосредования выведена группа методов организации и осуществления учебно-позновательной деятельности. На основе деятельности регулирования- методы стимулирования и мотивации. На основе деятельности контроля- вывел группу методов контроля и самоконтроля. Словесные методы: рассказ, лекция, беседа и др. Рассказ: Устное повествование материала, не прерываемое вопросами к ученикам. Приемы: изложение информации, приемы ускорения запоминания, активизации внимания. +++ краткость, разный временной характер, эмоциональность, занимательность. Лекция: Устное изложение материала, более емкое чем рассказ, с более сложными логическими построениями образов, доказательств, обобщений. Приемы: устное изложение информации, поддержание внимания учеников в течении длительного времени, активизация мышления, приемы логического запоминания. +++ емкость, сложность, доказательность, экономичность. Беседа: разговор У с у, организуемый с помощью системы вопросов, подводящих к усвоению фактов. Приемы: постановка вопросов, обсуждение ответов и мнений учеников, формулирование выводов. +++ подведение к выводам, активизация внимания, развития речи. – неэкономичность, одни и те же отвечают. Все словесные методы работают на слух. Наглядные методы: методы иллюстрации (показ иллюстраций, плакатов, карт, зарисовок на доске) и демонстрации (демонстрац приборов, опытов, технич установок, препаратов). Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предлагаются, в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Приемы: показ, обеспечение лучшей видимости, обсуждение результатов. Занков изучил несколько форм сочетания наглядности и слова: слово руководит наблюдением, слово помогает осмыслению увиденного, наглядность конкретизирует слово. Практические методы. (письмен упражнения, лабораторн опыты, работа на компьютере). Приемы: постановки задания, планирования его выполнения, стимулирования, контроля, анализа итогов. Практич методы применяются в тесном сочетании с наглядными и словесными. При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями: *Соответствие методов принципам обучения. *Соответствие целям и задачам обучения. *Соответствие содержанию данной темы. *Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития). *Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения. *Соответствие возможностям самих преподавателей. Методы контроля и самоконтроля. Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Понятие метод употребляется как философское направление, исходное для ученого и для учителя. В традиционной школе это всегда диалектический материализм. Сейчас метод выбирается индивидуально. Диалектика- наука о всеобщих связях и развитии. Диалектич метод- конкретный подход ко всему. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала. Деятельность- целенаправленное отношение к деятельности с точки зрения приспособления ее к жизни в своих интересах. На основе теории деятельности Бабанский систематизировал методы обучения. Исходя из данных психологии, что мышление тоже деятельность, разделил методы на 3 основные группы. На основе деятельности опосредования выведена группа методов организации и осуществления учебно-позновательной деятельности. На основе деятельности регулирования- методы стимулирования и мотивации. На основе деятельности контроля- вывел группу методов контроля и самоконтроля. Методы контроля и самоконтроля в обучении. (устный, письменный, лабораторный, машинный, самоконтроль). Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса на занятиях. Методы машинного контроля наиболее распространенный в дистанционном обучении. Программы для контроля могут быть нескольких видов контролирующие, тренажерные и обучающе-контролирующие. Программы для контроля составляют, как правило, по методике контрольных программированных упражнений. Методы письменного контроля предполагают проведение контрольных работ, сочинений, письменных зачетов. При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями: *Соответствие методов принципам обучения. *Соответствие целям и задачам обучения. *Соответствие содержанию данной темы. *Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития). *Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения. *Соответствие возможностям самих преподавателей. Закон дидактики. З.Д.- это внутренняя, объективная, существенная, необходимая, повторяющаяся связь явлений обучения, которая обуславливает проявление и развитие этих явлений. (если начался процесс обучения- начался и процесс воспитания). В социальных и гуманитарных дисциплинах законы принято называть закономерностями. Для этих дисциплин они всегда статистические (не динамические). Статистические законы предполагают различную степень отклонения результатов при одинаковых условиях (исходных данных). Специфика дидактич законов- отражение зависимости между всеми тремя элементами обучения (деятельностью преподавания, учения и содержания преподавания). Например: психологические закономерн- это указания на зависимость м-ду деятельностью усвоения и содержанием учебного материала. Различают 2 вида закономерностей: объективные и субъективно-оврашенные. Объективные- воспитывающий характер обучения. Обучение предполагает взаимоде-е трех элементов: учитель, ученик, содержание. Обучение возможно при условии активной деятельности учащихся. Обучение осуществляется при соответствии целей учащихся целям учителя. Суб-окрашенные- понятие усваиваются при условии их соотнесения с др понятиями. «повторение- мать учения», наглядное преподавание. Вариативность занятий формирует готовность переноса знаний. Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя. Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Понятие метод употребляется как философское направление, исходное для ученого и для учителя. В традиционной школе это всегда диалектический материализм. Сейчас метод выбирается индивидуально. Диалектика- наука о всеобщих связях и развитии. Диалектич метод- конкретный подход ко всему. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала. Деятельность- целенаправленное отношение к деятельности с точки зрения приспособления ее к жизни в своих интересах. На основе теории деятельности Бабанский систематизировал методы обучения. Исходя из данных психологии, что мышление тоже деятельность, разделил методы на 3 основные группы. На основе деятельности опосредования выведена группа методов организации и осуществления учебно-позновательной деятельности. На основе деятельности регулирования- методы стимулирования и мотивации. На основе деятельности контроля- вывел группу методов контроля и самоконтроля. Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя. Они выделены на основе оценки меры самостоятельности учеников. Эти методы включают в себя все предыдущие методы, но чаще всего это методы работы с учебником и учебными пособиями. Учитель не должен заставлять учеников закрывать учебники во время объяснения материала, наоборот, они должны следить за ним, задавать вопросы, после- делать выводы из прочитанного. +++ ученик ставит цели, делает выводы, правильно говорит, много работает самостоятельно. При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями: *Соответствие методов принципам обучения. *Соответствие целям и задачам обучения. *Соответствие содержанию данной темы. *Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития). *Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения. *Соответствие возможностям самих преподавателей. Звенья процесса обучения. 5-е звено рассматривают не только как обобщение на уровне систематизации учебного материала, для чего есть уроки обощения, но и как выполнение необходимых по теме творческих заданий. Педагогика пришла к выводу о недостаточности характеристики процесса обучения только по звеньям. Цель- дать базовую культуру личности. Базовая культура- это и психологическая, и педагогическая, любая, связанная с общим образованием. Ее смысл- найти человеку нишу в обществе. Нормативный характер педагогики предполагает рассмотрение процесса обучения в продолжении его на внеурочную фазу. Разработано положение об этапности процесса обучения. Урочная фаза (в стенах школы) включает этапы: *1 организации (и самоорганизации), ознакомление учащихся с фрагментом содержания образования. Звенья 1,2,3. *2. Организац (и самоорганизац) применения содержания в учебной практике. Звенья 4,5. *3 внеурочная фаза. Это организация и самоорганизац применения содержания в жизненной практике. Этой внешней стороне процесса соответствует внутренняя- его логика, которую принято делить на 3 ступени в соответствии с этапами: 1. Включение учащихся в содержание образования. 2. Формирование индивидуализированной модели содержания образования. 3. Формирование общезначимой модели содер образов. Этапы и логика как нормативные категории пед-ки расширяют сферу действия звеньев обучения, т.е. делается попытка приблизиться к решению проблемы формирования базовой культуры личности. ПЕРВЫЙ КУРС Методы научно-педагогических исследований. Методология- это исследование не урока, а того, с помощью чего исследуется урок. Методология- учение об методологических уровнях, о принципах построения и способах научно-позновательной деятельности. Говоря о М, речь идет о научно-позновательной или исследовательской деятельности, но не о практической. Действие начинается когда произошел сдвиг мотива на цель. Мотив- опредмеченная потребность. Педагогика изучает деятельность как результат. С развитием науки появляются частные науки, а следовательно частные деятельности. Так появились: теория деятельности воспитания, обучения, образования… Методология призвана исследовать методы и средства исследовательской деятельности в педагогике. Она выполняет нормативную и регулятивную функции. И методологическое знание может выступать либо в дескриптивной (описательной), либо в прескриптивной (предписательной, нормативной, направлена на регуляцию деятельности, разработка рекомендаций) формах. Методология делится на 4 уровня: 1.философский: составляет общие принципы познания и категориальный строй науки. Методологич функцию выполняет всё философское знание в целом. 2.общенаучная: уровень содержательных общенаучных концепций, воздействующих на большую совокупность научных дисциплин. Это например системный подход. 3.конкретно-научная: совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в спец научной дисциплине. Это проблемы специфические для научного познания конкретной облатси. Это уровень педагогики. 4.методика и техника исследования: т.е. набор процедур, обеспечиваю щих получение единообразного и достоверного эмпирического материала, его первичную обработку, после чего он может включаться в собственные теории. Связь педагогики с другими науками. Совершенствование пед деятельности предполагает ее знание др наук о человеке, его развитии и формировании. П тесно связана с социологией, биологией, философией, психологией, экономикой. При создании гос стандартов учитываются психологические особенности возраста детей, при разработке содержания образования используется весь комплекс наук о человеке, природе, обществе. Связь П с социологией отражается в социальной педагогике, что привело к появлению новой специальности социальный педагог, как организатор воспитательной деятельности детей, просветительской работы с родителями, поддержание связей с др воспитательными учреждениями, знакомство с культурой. Возрастает удельный рост комплексных исследований, когда ученые, работающие в различных областях, сообща изучают проблему воспитания и обучения. % социологи изучают общественные условия, экономисты- экономич основу для развития образования, кибернетики- систему управления, биологи и психологи- особенности развития и мышления. Т.о. необходимо осознать как непедагогические знания ассимилировались педагогикой. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |