![]() |
|
|
Расул Гамзатовобобщений, дробится на лирические отрывки или бытовые сцены и концентрирует внимание на образе. Идея поэмы, рожденный потребностью заполнить пустоту, которая образовалась после смерти матери, утолить жажду памяти и выразить чувство безнадежно неоплаченного долга перед ней, не сводится к одному конкретному образу - в поэме глубокое и взволнованное раздумье о жизни всех матерей и сыновей, их отношениях, о своем прощании с матерью, прощание всех матерей и сыновей. Идейно-нравственное содержание поэмы обогащает введение в ее художественную систему фольклорных национальных традиций, фольклорной образности. Духовный и психологический портрет матери, проживший жизнь полную труда, забот, горя, но и радостей и счастья тоже, портрет человека, сумевшего выстоять. Это все замечательно определен и выражен одним единственным, но чрезвычайно емким образом шали. Древний и обязательный , как закон, обычай ношения платка - шали сделал его широким национальным символическим образом. Белый платок горянки в фольклоре - символ чистоты и непорочности, черный -знак траура и печали; снятый головы и брошенный к ногам враждующих, он орудие миротворчества, потеря его - позор навеки и т.д. Прямой и непосредственный свидетель и участник всех событий в жизни матери, шаль становится эмоциональным заинтересованным рассказчиком, ибо все драмы судьбы ее хозяйки вносили в ее «жизнь» коренные изменения. Отражая смену волн, царивших в жизни матери - шире в человеческом вообще, - менялись ее краски: веселые сменялись печальными, и, наоборот: Какой только я не была! И зеленой. Как в Африке знойной могучий банан Лиловой была, как преторы полян, Что в мае коврами фиалок одеты. Была и кофейного теплого цвета, Оранжево-желтой была, как закат, Была золотистою, как листопад, И серой, как надпись на старом кинжале, - Цвета перемены судьбы отражали.[38] Глава III. Новаторство творчества Расула Гамзатова. В предыдущей главе мы попытались определить степень приверженности Р.Гамзатова к традициям национальной поэзии как народной, так и профессиональной, а теперь попробуем найти в творчестве Р.Гамзатова обновление традиций. Одно из достоинств литературы - ее связь с современностью. Она выражается в обращении к насушим задачам человечества, идеям гуманизма и демократизма, в видении мира, его прошлого, настоящего, будущего глазами современного художника , современности художественного языка, изобразительно-выразительных средств. По определению В.В.Гринина и А.Б.Ладыгина «Современность в искусстве - это новый современный герой , новые человеческие характеры и принципиальное новое восприятие мира ровно как и творческие находки воплощении замысла».[39] Относительно российской многонациональной литературы термины и понятия, современность и новаторство воспринимаются как синонимы, так как лучшие художники - наши современники являются подлинными новаторами в области художественного творчества. К плеяде таких мастеров искусства мы относим Гамзатова, с творчеством которого начинается новый более зрелый период развития аварской да и всей дагестанской литературы, когда «она разрабатывает более глубокие пласты национальной действительности, когда расширяются поэтические пашни, когда художники слова все смели и чаще обращаются к общечеловеческим проблемам».[40] Нельзя пройти мимо одного из ранних стихотворений Р.Гамзатова «Иной чем у предков любовью», в которой поэт говорит о новом качестве патриотизма советских людей. Да, его предки - поэты и труженики горячо любили свою Родину и народ, жили и творили ради их блага и процветания. Но любовь - это была иного качества, так как страна сама напоминала орла, не раскрывавших своих крыльев: Иной, чем у предков любовью, Люблю тебя, дорогая отчизна моя. Люблю за твою весну, за твое солнце Особенно, за пятиконечную твою звезду. [41] Родина свободных от векового угнетения кабалы горцев и горянок, республика строящая в большой семье народов советской страны счастливую жизнь - предмет особой любви и восхищении. Как пишет Хайбуллаев: «Чувство семьи еденной, понимание своей причастности в великой созидательной деятельности советских народов значительно расширили поэтические дали творчества Расула Гамзатова и стали ведущей темой всего творческого, определили его обращение к судьбам людей нашей многоликой планеты.» Буквально с каждым новым сборником поэт все сильнее и сильнее тянется к проблемам вечным и не приходящим : проблеме добра, справедливости, человечности, внимательности, чуткости к заботам и нуждам народов стран близлежащих и отделенных. Разрабатывая дагестанскую национальную тему, поэт приходит к масштабным выводам, обобщениям злободневным для человечества ...».[42] Поэзия и проза Гамзатова охватывает все грани жизни народов Дагестана. В центре поэтического восприятия Гамзатова - Дагестан. Он - колыбель его поэзии, его вдохновение. От него тянутся нити к самым отдаленным уголкам России , оттуда еще шире к странам и континентам планеты. Объясняя замысел многих своих произведений, созданных зарубежом или на зарубежную тематику, их идейно-тематическую направленность, поэт пишет: «Я не хочу все явления мира искать в моей сакле, в моем ауле, в моем Дагестане, в моем чувстве Родины. Наоборот, чувство Родины нахожу во всех явлениях мира, во всех его уголках». И в этом смысле моя тема - весь мир».[43] В этом сплаве общенациональных и общечеловеческих мотивов видит Чингиз Айтматов силу воздействия поэзии Расула Гамзатова на читателя. Он пишет: «Практика Гамзатова дает полное основание судит благотворности творчеству сочетания национального и интернационального в искусстве и в литературе. Постоянно опираясь на Дагестан, утверждая слово «Дагестан», утверждая гражданское национальное самосознание своего народа, Гамзатов творит широкий, общечеловеческий путь поэзии, осваивая опыт и достижения русской и мировой литературы, смело вторгаясь в диалектику современной жизни, проблемы современного века. Этим и объясняется широкая известность, популярность Гамзатова, любовь многонациональных читателей к его стихам и прозе, ибо видят они в нем своего современника, одинаково близкого всем большого советского писателя».[44] Знакомясь с жизнью разных стран и народов, убедила поэта, что люди всей земли живут одинаковыми заботами о мире, о хлебе и тепле. Эти мысли и заботы связывают их. В современном мире люди, где бы они не жили, не могут думать о завтрашнем дне человечества и нашей многострадальной земли. Эти мысли получают воплощение в конкретном поэтическом материале. «Поэзия Расула Гамзатова отличается масштабностью мысли. Конкретность образов и глубина обобщения - вот присущие ей качества». Каким бы явлением и фактам национальной и интернациональной деятельности он не обратился, поэт умеет вложить в этот поэтический материал заряд большого эмоционального и художественного воздействия.[45] В своей поэзии Расул Гамзатов стремится найти созвучное для людей иных стран и языков. Обращается к большим и важным вопросам современности, и вводит это общечеловеческое, общезначимое в дагестанскую действительность. Ценность и необходимость поставленных проблем, умения связывать национальные проблемы с общечеловеческими, высокая художественность сделала поэзию Расула Гамзатова понятной и близкой людам планеты, благодаря ей он приобрел миллионы друзей и единомышленников среди людей доброй воли. Своим творчеством Расул Гамзатов поднял дагестанскую литературу на небывалую высоту, придал ей новые качества, сделал достоянием поэзии многие проблемы современности, одинаково важные и близкие для его родного народа, родной страны. Он сумел перекинуть мосты дружбы между народами, укрепить их взаимное доверие. Расул Гамзатов рассказал людям земли об удивительной республике Дагестан и его людях. А горцам открыл необычайно пестрый мир стран и континентов. В творчестве Расула Гамзатова прослеживаются самый разнообразный подход наследию национальной художественной культуры. Он выражен «Во- первых, в использовании традиционных поэтических жанров и видов, художественных форм для отображения новой действительности, нового человека, новой психологии. Во-вторых, существенном обновлении и введении в творческую практики прививных, но выпавших в предельном этапе литературного развития художественных форм. В-третьих, в ломке прививных эстетических представлений о природе того или иного жанра, обогащении его новыми критериями, т.е. новыми содержательными или формообразующими признаками, компонентами. В-четвертых, в введении национальную художественную систему непривычных ей жанров и видов, широко бытующих в мировой художественной практике».[46] Новое у Расула Гамзатова, как нам кажется, выражении новых черт народного духа, каких не могла открыть поэзия его отцов. Речь идет, конечно, не о степени таланта - среди предшественников предшественников Гамзатова были великие поэты. Но он олицетворил иной новый день страны, сроившей коммунизм. Новых людей, новую любовь, новые песни, новый пейзаж, Дагестан победивших творцов и строителей, Дагестан множеством путей связанный не только жизнью соседей, но с современностью самых дальних стран и народов, частица могучей державы, - в полный голос первый об этом сказал он. Новизна не принесла ему потерь самобытности своего горского. Но и самобытность его - новое. Мелодия Аварии в его стихах о Кубе, об Африке или Японии. Понятно, он - поэт «общий» применяя определение С.Стальского, т. советский. Но общесоветское и общечеловеческое (потому что и оно богатство его таланта) не умолили национального в его поэзии. Напротив, сделали национальное более высоким, зорким, могущественным. Вспомним слова А.Блока: «Страсть всякого поэта ... насыщена духом эпохи ... ибо в поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим ...». Личное (свое) и общее (общественное) в каждый момент творческого акта не могут не соприкасаться, не координироваться между собой. Нация, голосом которой говорит поэт, не может быть выключена из исторической жизни. И разве восьмистишие или надписи аварской поэзии Гамзатова не подтверждает этого? Чем шире круг раздумий, чем значимее эти раздумья, чем глобальнее география стихов Расула Гамзатова, тем с годами все охотнее прибегает он к источнику, который назвал чистым и вечным, - к горской поэтической традиции. Пролистаем «Четкий лет» горская песня, легенда, сказка, не только как одно из слагаемых, а и в первородном, так сказать, в виде вошли в книгу. Они блестяще служат замыслам поэта. У лезгин есть придание о богатыре Шарвили. Этот горский герой подобно Антею, терял силу, стоило оторваться ногам от родной земли. Шарвили был побежден, когда на месте поединка рассыпали горох и покрыли его коврами. Может быть, в наш век для поэта горох - это опасность рассыпаться в мелкотемье, а ковры - равнодушие и успокоенность? Слава богу, ни то, ни другое никогда не коснулись Расула Гамзатова. Сулу поэта удесятеряет родная земля. Его все более видимое родство с народной дагестанской традицией. В творчестве Расула Гамзатова наряду с унаследованной кровью горской поэзии есть и свежая плазма, вливающаяся в плод современной и советской поэзии, рядом с проторенными дорогами дагестанской поэзии он прокладывает новые магистрали, по которым идут поколения молодых и признанных поэтом Страны гор. Большой знаток и ценитель в поэзии Кавказа Н.С.Тихонов вечно подметил эту новаторскую роль дагестанского поэта: «Много до него было в Дагестане хороших и разных поэтов, и даже чрезвычайно значительных, но он принес новое в мир преображенных гор, нанял самое широкое слово для выпадения не только всего того, что говорило бы о родном аварском крае и о своих земляках, он стал поэтом новых чувств, нового человека-строителя, для которого чуждо все отжившее, обветшалое, близкое все, стремящееся в высоту, все, что украшает человека нашего времени ».[47] Р. Гамзатов один из многочисленных художников, - который пишет в широком творческом диапазоне. Он объемлет в своем творчестве почти все роды и виды искусства слова. Одни из них он унаследовал от национально- художественной традиции, другие были предоставлены опытом мирового литературного процесса. С другой стороны, в творчестве Расула Гамзатова мы встречаем как отмечает Хайбуллаев: «... обновление традиционного жанрового арсенала аварской поэзии или обогащение определенных жанров новыми качествами, которые не были им присущи в ранней, привычной, художественной практике».[48] В фольклоре народов Дагестана, да и в профессиональной литературе, широко бытовали и бытуют малые художественные формы, как четверостишие, восьмистишие, надписи, являющиеся миниатюрами. Гамзатов все чаще и чаще обращается к этим громким локаничным формам. В творчестве Расула Гамзатова эти лирические миниатюры отчасти были заготовками или же набросками для больших поэтических вещей. Сам поэт так определяет творческую историю этих произведений. «Говорили о том, что я пришел к жанру «восьмистишие», следуя горской поэтической традиции. Мне трудно с этим согласится. Я начал писать восьмистишие, потому что в них мне тогда мне удобно было высказаться. И «заготовки» на большие вещи не редко находили сове полное и законченное воплощение в этом коротком жанре».[49] Жанр восьмистиший и четверостиший поэта следует рассматривать как синтез многих традиционных явлений и новаторских поисков. Несмотря на глубокие исторические корни лирических миниатюр, их связь с опытом предшествующей литературой и на их вспомогательную роль в творческих замыслах поэта можно сказать, что лирические миниатюры - это поэтическое открытие Расула Гамзатова, оживление им в новых условиях традиций этого жанра. «Миниатюры - не побочный продукт или же издержки поэтического творчества, а оригинальная и вполне самостоятельная форма художественного изображения и выражение. [50] «Восьмистишие» и «надписи» составлены из блистательных миниатюр, образцы для которых поэт искал в народной речи. В них он вложил не только свой жизненный опыт, но и опыт многих поколений своего народа. Этих предельно-сжатых стихотворениях он выступает как опытный и мудрый гранильник. Чувство, воплощенное слово, встает перед нами очищенным от всего косного или лишнего».[51] В овладении жанром лирических миниатюр проявилась закономерность творческого процесса, которая точно подмечена и названа Р. Гамзатовым. Есть момент, когда границу художественного опыта прошлого незаметно проходишь в поисках нового. Сохраняя старое в себе, идешь к новому. В результате такого движения происходило обновление жанров: Напишите на своем кинжале Имена детей, чтоб каждый раз Вспыльчивые люди вспоминали То, что забывается подчас. На ружейном вырежьте прикладе Лица матерей, чтобы каждый раз С осужденьем иль мольбой во взгляде Матери смотрели бы на вас.[52] Поэт заново открыл жанр лирических миниатюр, показал его богатейшие художественные возможности, соответствующие его эстетическим запросам времени, поэтому к нему стали обращаться и другие поэты. Если восьмистишием и четверостишием, надписям можно найти аналогии и исходные формы в народной и профессиональной поэзии аварцев, то такие жанры, как эпиграммы сонет, сказание, утвердившиеся в творчестве Р.Гамзатова, являются жанрами новыми и необычными для поэзии народов Дагестана. Поиски новых форм, широкое внедрение их в творческую практику обусловлены индивидуальностью самого художника, его мирововидением, эстетическими представлениями, широтой творческих поисков, своеобразием поэтического мышления, интересами склонностями , профессиональным уровнем и подготовкой. Дореволюционные поэты Дагестана в лучшем случае могли опираться на традиции и достижения восточной поэзии близкой и доступной им, тогда как современному художнику доступен весь творческий опыт мировой художественной культуры, ее завоевания. Одним из жанров, вызванных к жизни более зрелым уровнем художественного мышления народов Дагестана, является сонет. Твои глаза. Я видел разными твои глаза: Когда затишье в них, когда гроза, Когда они светлы, как летний день Когда они темны, как ночи тень Когда они , как горные озера, Из под бровей глядят прозрачным взором Я видел их когда им что-то снится Когда их прячут длинные ресницы, Смягчающимися видел их, бывало, Печальными глядящими устало ... Склонившимися над моей строкой ... Они забрали ясность и покой Моих невозмутимых раньше глаз, - А я чудак, пою их сотый раз.[53] Лучшие поэты всех времен и народов со средневековья обращались к сонету. На нем проверили свой творческие возможности и поэтическую силу Петрарка, Данте, Микеланджело, Л. Роксор, В. Шекспир, Гете, А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Мицкевич, А. Фет, А. Блок, В. Брюсов, А Ахматова, и. Бехлер и многие другие признанные мастера художественного слова. Поэзия Гамзатова воспринимает современный мир во всей его сложности противоречивости, она обнажает его раны, ставит жгучие для человечества проблемы и поэтому не оставляют равнодушных, приковывают внимание и интерес многомиллионных. Истинные новаторы не опровергают а продолжают лучшие традиции родной культуры углубляя и обогащая эти традиции в новых исторических условиях. На такой трудный, но плодотворный путь встал Гамзатов с самого начала своего творческого пути. Лучшие писатели всегда смотрят на мир трезво открытыми глазами потому и видят вещи такими, какими они есть на самом деле. Расул Гамзатов, чье творчество следует за лучшими традициями русской и мировой литературы, всегда ратовал за правдивое отображение действительности. В стихах о счастье Гамзатов изображает человеческое счастье , которого человек добивается в непрерывных трудах и боях. Гамзатовское понимание счастья, его отношение к жизни вообще , представляется прямым продолжением и дальнейшим развитием лучших традиций мировой поэзии. В его «Стихах о счастье » воедино слились подлинно патриотические чувства и постоянная тревога за судьбы мира. Расула Гамзатова в этих стихах продолжает лучшие традиции революционной поэзии и в первую очередь В.В. Маяковского. «Стихи о счастье» Расула Гамзатова необычайно раздвинули границы его поэтической лирики . Она стала явлением мировой поэзии. [54] Гамзатов на фоне аварского национального быта сумел воспеть гостеприимство как явление общечеловеческое. Хоть дом мой в стороне Но все же сделай крюк И загляни ко мне, Мой незнакомый, друг. Полемично не только политическая, но и любовная лирика Гамзатова. В Гамзатовских стихах о любви мысли и чувства , слитые воедино , переливаются , словно краски на солнце. Чувства привязанности к возлюбленной передаются в них с благородной сдержанностью. Как пишет Камиль Султанов «Молитвы нежного отношения к женщине, возвышение и воспевание ее с огромной политической силой, выраженные в любовной лирике Гамзатова, его последних по времени от стихах о любви, воплощенные в совершенной художественной форме. Знаменательно, что в гамзатовских стихах, воспевающих возвышенные чувств безграничной любви, нет слова «любовь». Поэт воспевал любовь не употребляя самого этого слова».[55] Буду я ночью осеннею длинной Молча хранит твой покой Кленом, склоненным над спящей долиной, Тихой скалой над рекой. Лирика Гамзатова коренным образом изменило представление горских читателей о лирическом жанре, научила их быть более требовательными и не принимать легковесное стихотворение за истинную поэзию. Поэзия молодого Гамзатова не могла не быть полемической. Ведь Гамзатов пришел в литературу, как отмечал Мустай Карим, «... в годы наивысшего «расцвета» бездумной риторики в поэзии, ханжества в лирике, когда со страниц поэтических книг почти ушли нежность, любовь, тоска. Лирические герои многих и многих книг были одинаково безлики лишены сомнений , тревог, боли, в конечном счете - плоти. Конечно, это значит, что в то время совсем оскудела советская поэзия, - она жила и служила народу, но слишком уж много было ней пены. А ведь пена скорее всего бросается в глаза».[56] Заключение Рассматривая и анализируя творчество Расула Гамзатова в нашей научной работе мы пришли к следующим выводам. Исследование художественного опыта показывают, что в его поэзии выработались все формы литературных связей. Даже последовательное осмысление не всех высказываний Расула Гамзатова о великой русской литературе и его замечательных мастеров прошлого и настоящего, чья личность особенно ему дорога, вызывает научный интерес, как одна из форм литературных связей. Его высказывания пронизаны высоким и трепетным отношением к русской литературе, учат не только творческому подходу по опыту, но и свидетельствует о благотворном воздействии русской литературы на формирование эстетических взглядов поэта. Широкое развитие у Расула Гамзатова получают и такие формы конкретных связей, как творческое переосмысление мотивов и образные аналогии из отдельных произведений русских классиков, по разному отзываясь в его творческих устремлений. Но основная суть традиций русской литературы поэзии Расула Гамзатова не во внешне ощутимых точек соприкосновения, а глубоком творческом освоении его опыта, в принципах типизации действительности, реалистическом и многомерном изображении человека , его связи с обществом, с миром, в историзме раскрытия ведущих тенденций времени, что позволило ему создать новаторские произведения. Пушкинские традиции получают в творчестве Расула Гамзатова развитие. Существенное значение имело его переводческая деятельность. Благодаря кропотливой работе над переводом поэм Пушкина, он постигает «секреты» художественности, меткой наблюдательности, отточенной простоты и выразительности слова, умения в отдельных явлениях увидеть глубинный смысл жизни. Пушкинские традиции через века получают новое наполнение в гамзатовском восприятии философии, бессмертия жизни, пронизанном моралью личности современной эпохи. Многие его произведения перекликаются с пушкинскими. Однако, перекличка стихами Пушкина, не повторение его темы или формы образца лирики, а рассказ о гражданских чувствах героя нового советского борца. Таким образом, обращение к опыту и образам великих гениев русской литературы обогащает художественное видение дагестанским поэтом времени и приближает их к нашей современности. «Исследования последовательного исторического пути зарождения, становления, формирования аварской литературы, как эстетической системы позволяет утверждать, что творчество Расула Гамзатова, будучи новой, более высокой ступенью его развития, в то же время является естественным и закономерным продолжением традиции национальной художественной культуры».[57] Национальная культура дал ему энергию и силу для дальнейшего творческого взлета. Гамзатов по достоинству оценил творчество каждого дореволюционного поэта, определил его вклад в развитии национальной культуры. И на основе всего этого он создал довольно сложную картину развития литератур народов Дагестана. И в то же время он , раскрывая свое отношение к культурному наследию предков, объясняет, что он мог черпать из него, что он приобрел, что продолжил от чего отказался, в какой области пришлось продолжить новые пути. Литературоведческие и критические работы позволяют ему повести читателей в свою творческую лабораторию и показать «чудо рождение песенного слова». Расул Гамзатов отобрал все лучшее от своих предшественников, продолжил дополнение и обновил традиции дагестанских классиков. Лирические начала Расул Гамзатов унаследовал от легендарного аварского поэта - певца-поэта, творившего в конце XIX века Махмуда из Кахаб- Росо. Махмуд из Кахаб-Росо - поэт любви и романтик. Романтизм Махмуда сменила реалистическая сатира самобытного поэта Гамзата Цадасы. Он правильно оценил происходящие в жизни процессы и отразил их правдиво, поднял актуальные для общества вопросы. Расул Гамзатов позаимствовал и соединил в своем творчестве романтические традиции лирики Махмуда из Кахаб-Росо и реалистические тенденции своего отца и наставника Гамзата Цадасы. 3. Расул Гамзатов определяет значение новаторства так: «Искусство чуждо новаторство. Это все выдумано. Не потерять того , что создано Пушкиным и Махмудом, - вот суть новаторства».[58] Поэзия Расула Гамзатова отличается масштабностью мысли. Новое Расула Гамзатова проявляется выражении тех черт народного духа, каких не могла открыть поэзия его отцов. Мелодия гор его стихах о Кубе, об Африке и Японии. Общечеловеческие вопросы, молитвы не умолили национального в его поэзии. Напротив, сделал национальное более высоким и могущественным. Он обновил жанры поэзии: восьмистишие, четверостишие, надписи, эпиграммы, сказания и т.д. Такие жанры литературы, как сонет, эпиграмма, сказания , утвердившиеся в творчестве Расула Гамзатова являются жанрами новыми и необычными для поэзии народов Дагестана. Поиски новых форм, широкое внедрение их в творческую практику, обусловлены индивидуальностью самого поэта, его мировидением, эстетическими представлениями, широтой творческих поисков, своеобразием поэтического мышления. Впервые в дагестанской литературе Расул Гамзатов обращается к форме сонет, позаимствовав у европейской литературы. Творчество Расула Гамзатова является сконцентрированным выражением потенциала духовной культуры народов Дагестана. Оно не только вывело поэзию народов Страна гор на новые более высокие позиции, но и оказало сильное и благотворное влияние на все сферы искусства. Наряду с обогащением традиционных видов искусства Дагестана - музыки, хореографии, театрального искусства, творчество поэта дала мощный толчок зарождению новых видов искусств, как эстрада, балет, кино. В советскую многонациональную культуру творчества Расула Гамзатова вошло еденным могучим потоком, представляя собою широчайшую панораму человеческой жизни, обращенную в слове, звуке, цвете, материале. Расул Гамзатов - поэт и общественный деятель. Он достойно представляет нашу многонациональную литературу зарубежом. Его поэзия воспринимает современный мир во всей его сложности, противоречивости. Он ставит в своем творчестве волнующие человечества проблемы. Расул Гамзатов был и остается любимым поэтом всего мира. Его поэзия как и великого русского поэта Пушкина останется всегда актуальной и никогда не потеряет своего значения. Библиография 1. Буков К. Расул Гамзатов: 70 лет. Махачкала: 1993, с.24. 2. Абашидзе И. Слово о поэте. //Мастерство Расула Гамзатова . Махачкала: 1986, с.164. 3. Антопольский Л.Б. У очага поэзии: Очерк творчества Расула Гамзатова. 4. Айтматов Ч. Да будет урожайной страда. //Расул Гамзатов - поэт и гражданин. Махачкала: 1976, с.271. 5. Аминов М.З. Великий национальный поэт.//Расул Гамзатов и современный литературный процесс. Махачкала: 1995, с.152. 6. Бушмин. Методологические вопросы литературных исследований. М.: с.167. 7. Гамзатов Р. Поэмы. Верность таланту. Махачкала: 1982, с.575. 8. Гамзатов Р. Берегите матерей. Поэма. Махачкала: 1981, с.144. 9. Гамзатов Р. Восьмистишия и надписи. М.: Правда, 1962, с.32. 10. Гамзатов Р. Восьмистишия , эпиграммы. М.: Молодая гвардия, 1964, с.262. 11. Гамзатов Р. Мулатка. М.: Советский писатель, 1966, с.135. 12. Гамзатов Р. Собрание сочинений. В 3-х томах. М.: 1964, с.527. 13. Гамзатов Р. Мой Дагестан. М.: Правда, 1969, с.64. 14. Гамзатов Р. Две шали. М.: Советская Россия, 1971, с.366. 15. Гамзатов Р. Избранные произведения. Т. I. Махачкала: 1970, с.495. 16. Гамзатов Р. Покуда вертится земля. Махачкала: 1976, с.319. 17. Гамзатов Р. По земному беспокоюсь. Махачкала: 1987, с.203. 18. Гамзатов Р. Искусство неподдельно: Беседа с Антопольским.//Верность таланту. М.: Советская Россия, 1970, с.11. 19. Гамзатов Р. Сонеты. М.: Советский писатель, 1973, с.71. 20. Гринын В.В. Искусство.//Диалектика преемственности. Минск: 1979, с.179. 21. Карим М. Жизни суть. //Литературная газета. Махачкала: 1962. 22. Лодыгин А.Б. Искусство неподдельно.//Диалектика преемственности. Минск: 1979, с.179. 23. Мусаханова Г.Б. Сонеты Расула Гамзатова.//Художественные искания в современной дагестанской литературе. Махачкала: 1983, с.57. 24. Мусаханова Г.Б. Традиции Пушкина. В творчестве Расула Гамзатова.//А.С.Пушкин и художественная культура Дагестана. Махачкала: 1988, с.43. 25. Наровчатов С. Слово о Расуле Гамзатове.//А.С.Пушкин. Сочинения , Т.I. М.: 1985, с.352. 26. Огнев В. Расул Гамзатов. М.: 1964 , с.140. 27. Ромашко К.И. Традиции и современность. Минск: 1974, с.237. 28. Султанов. Поэт - полемист.//Этюды о литературах Дагестана. М.% Советский писатель, 1978, с.270. 29. Тихонов Н.С. Старый друг, дорогой Расул. //Слово о Расуле Гамзатове. Махачкала: 1973, с.227. 30. Тихонов Н.С. Самый острый ум современной Аварии.//Гамзат Цадаса в воспоминаниях современников. Махачкала: 1983, с.192. 31. Хайбуллаев. Наследие и открытия. Махачкала: 1983, с.192. 32. Цадаса Г. Пушкину. Избранное. М.: 1977, с.235. 33. Юсуфов Р.Ф. Пушкин и духовная культура многонациональной России.//Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период. М.: 1985, с.297. ----------------------- [1] Аминов М.З. Великий национальный поэт.//Расул Гамзатов и современный литературный процесс. Махачкала: 1998, с.117. [2] Мраклий Абашидзе. Слово о поэте. //Мастерство Расула Гамзатова. Махачкала: 1986, с.11. [3] С.Хайбуллаев. Наследия и открытия. Махачкала: 1983. [4] Р. Гамзатов. Верность таланту. М.: Советская Россия. 1970. [5] Гамзат Цадаса. Пушкину. Избранное. Москва: 1977, с.235. [6] Р.Гамзатов. Навстречу современности. [7] Г.Б.Мусаханова. Пушкинские традиции в творчестве Расула Гамзатова.//А.С.Пушкин и художественная культура Дагестана. Махачкала: 1988, с.128. [8] Г.Б.Мусаханова. Традиции Пушкина в творчестве Р.Гамзатова. //А.С.Пушкин и художественная культура Дагестана. Махачкала: 1988, с.35-36. [9] В.Коркин. Диалог с Р.Гамзатовым. Литературное обозрение. М.: 1977, №1, с.8-12. [10] Гамзатов Р. Навстречу современности.//Литература Дагестана и жизнь. Махачкала: 1969, с.18. [11] Гамзатов Р. Верность таланту. [12] Гамзатов Р. Две шали. М.: Советская Россия, 1971, с.117. [13] А.С.Пушкин. Сочинения. Т.1. Москва, 1985, с.352. [14] Р.Гамзатов. Высокие звезды. М.: Советский писатель, 1962. с.5. [15] Р.Гамзатов. Высокие звезды. М.: Советский писатель, 1962. с.5. [16] Мусаханова Г.Б. Традиции русской литературы и поэзия Расула Гамзатова.//Мастерство Р.Гамзатова. Махачкала: 1986, с.125. [17] Мусаханова Г.Б. Пушкинские традиции в творчестве Р.Гамзатова. //А.С.Пушкин и художественная культура Дагестана. Махачкала: 1988, с.35. [18] Вл.Коркин. Диалог с Р.Гамзатовым. Литературное обозрение. М.: 1977, №1, с.8-12. [19] Мусаханова. Пушкинские традиции в творчестве Р.Гамзатова. [20] Юсуфов Р.Ф. Пушкин и духовная культура многонациональной России. //Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период. М.: Наука, 1985. с.97. [21] А.С.Пушкин. Сочинение. Т.II. Москва: 1986, с.21. [22] Гамзатов Р. Искусство наподдельно: Беседа с А.Антопольским .//Верность таланту. М.: Советская Россия, 1970, с.117. [23] Гамзатов Р. Сонеты. М.: Советский писатель, 1973, с.7. [24] Хайбуллаев. Творческое освоение литературного наследия. //Наследия и открытия. Махачкала: 1983, с.60. [25] Тихонов Н.С. Старый друг, дорогой Расул. //Слово о Расуле Гамзатове. Махачкала: 1973, с.54-55. [26] Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. М.: с.167 [27] Гамзатов Р. Верность таланту. Махачкала: 1982, с.54. [28] Хайбулаев Г. Творческое освоение литературного наследия. //Наследия и открытия. Махачкала: 1988, с.65. [29] Ромашко Н.И. Традиции и современность. Минск: Изд-во БГУ, 1974, с.9. [30] Тихонов Н.С. Поэты старого Дагестана. Махачкала: 1973, с.11. [31] Тихонов Н.С. Самый острый ум современной Аварии. //Гамзат Цадаса в воспоминаниях современников. Махачакла: Дагкнигиздат, 1967, с.7. [32] Гамзатов Р. О любви. //Две шали. М.: Советская Россия. 1971, с. 38. [33] Гамзатов Р. //Две шали. М.: Советская Россия. 1971, с. 52. [34] Гамзатов Р. Берегите матерей. М.: Советская Россия, 1983, с.163. [35] Гамзатов Р. Собрание сочинений . В трех тоиах. М.: 1969, с.231. [36] Р.Гамзатов. Две шали. 1983. М.: Советская Россия, 1971, с.50. [37] Р.Гамзатов. Две шали. 1983. М.: Советская Россия, 1971, с.24. [38] Гамзатов Р. Поэмы. Собранные сочинения в 3-х томах. Т.2. М.: 1969, с.150. [39] Гринин В.В., Лодыгин А.Б. Искусство.//Диалектика преемственности. Минск: 1979, с.179. [40] Хайбуллаев С. Наследия и открытия. Махачкала: 1983, с.119. [41] Гамзатов Р. Избранные произведения. Т.I.. Махачкала: 1970, с.60. [42] Хайбуллаев С. Наследия и открытия. Махачкала: 1983, с.120. [43] Гамзатов Р. Мой Дагестан. Махачкала: 1969, с.92. [44] Айтматов Ч. Да будет урожайный страда. //Расул Гамзатов - поэт и гражданин. Махачкала: 1976, с.92. [45] Хайбуллаев С. Наследия и открытия. Махачкала: 1983, с.128. [46] Хайбуллаев С. Наследия и открытия. Махачкала: 1988, с.146. [47] Тихонов Н.С. Широкое слово. //Расул Гамзатов - поэт и гражданин. Махачкала: 1976, с.15. [48] Хайбуллаев С. Наследие и открытия. Махачкала: 1988, с.147. [49] Гамзатов Р. Верность таланту. М.: Советская Россия. 1970, с.118. [50] Наровчатов С. Слово о Расуле Гамзатове. Махачкала: 1973, с.63. [51] Гамзатов Р. Верность таланту. М.: Советская Россия. 1970, с.118. [52] Гамзатов Р. Две шали. М.: Советская Россия. 1971, с.21. [53] Гамзатов Р. Две шали. М.: Советская Россия. 1971, с.62. [54] Камиль Султанов. Поэт - полемист . //Этюды о литературах Дагестана. М.: Советский писатель. 1978, с.157. [55] Камиль Султанов. Поэт - полемист . //Этюды о литературах Дагестана. М.: Советский писатель. 1978, с.162. [56] Мустай Карим. Жизни суть. «Литературная газета», 15 ноября 1962. [57] Хайбуллаев С. Творческое освоение литературного наследия. //Наследие и открытия. Махачкала: 1983, с.60. [58] Гамзатов Р. Верность таланту. М.: 1982, с.215. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |