рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Расул Гамзатов

обобщений, дробится на лирические отрывки или бытовые сцены и

концентрирует внимание на образе. Идея поэмы, рожденный потребностью

заполнить пустоту, которая образовалась после смерти матери, утолить жажду

памяти и выразить чувство безнадежно неоплаченного долга перед ней, не

сводится к одному конкретному образу - в поэме глубокое и взволнованное

раздумье о жизни всех матерей и сыновей, их отношениях, о своем прощании

с матерью, прощание всех матерей и сыновей.

Идейно-нравственное содержание поэмы обогащает введение в ее

художественную систему фольклорных национальных традиций, фольклорной

образности. Духовный и психологический портрет матери, проживший жизнь

полную труда, забот, горя, но и радостей и счастья тоже, портрет человека,

сумевшего выстоять.

Это все замечательно определен и выражен одним единственным, но

чрезвычайно емким образом шали. Древний и обязательный , как закон, обычай

ношения платка - шали сделал его широким национальным символическим

образом. Белый платок горянки в фольклоре - символ чистоты и непорочности,

черный -знак траура и печали; снятый головы и брошенный к ногам враждующих,

он орудие миротворчества, потеря его - позор навеки и т.д.

Прямой и непосредственный свидетель и участник всех событий в жизни

матери, шаль становится эмоциональным заинтересованным рассказчиком, ибо

все драмы судьбы ее хозяйки вносили в ее «жизнь» коренные изменения.

Отражая смену волн, царивших в жизни матери - шире в человеческом вообще, -

менялись ее краски: веселые сменялись печальными, и, наоборот:

Какой только я не была!

И зеленой.

Как в Африке знойной могучий банан

Лиловой была, как преторы полян,

Что в мае коврами фиалок одеты.

Была и кофейного теплого цвета,

Оранжево-желтой была, как закат,

Была золотистою, как листопад,

И серой, как надпись на старом кинжале, -

Цвета перемены судьбы отражали.[38]

Глава III. Новаторство творчества Расула Гамзатова.

В предыдущей главе мы попытались определить степень приверженности

Р.Гамзатова к традициям национальной поэзии как народной, так и

профессиональной, а теперь попробуем найти в творчестве Р.Гамзатова

обновление традиций. Одно из достоинств литературы - ее связь с

современностью. Она выражается в обращении к насушим задачам человечества,

идеям гуманизма и демократизма, в видении мира, его прошлого, настоящего,

будущего глазами современного художника , современности художественного

языка, изобразительно-выразительных средств. По определению В.В.Гринина и

А.Б.Ладыгина «Современность в искусстве - это новый современный герой ,

новые человеческие характеры и принципиальное новое восприятие мира ровно

как и творческие находки воплощении замысла».[39]

Относительно российской многонациональной литературы термины и

понятия, современность и новаторство воспринимаются как синонимы, так как

лучшие художники - наши современники являются подлинными новаторами в

области художественного творчества.

К плеяде таких мастеров искусства мы относим Гамзатова, с творчеством

которого начинается новый более зрелый период развития аварской да и всей

дагестанской литературы, когда «она разрабатывает более глубокие пласты

национальной действительности, когда расширяются поэтические пашни, когда

художники слова все смели и чаще обращаются к общечеловеческим

проблемам».[40]

Нельзя пройти мимо одного из ранних стихотворений Р.Гамзатова «Иной

чем у предков любовью», в которой поэт говорит о новом качестве патриотизма

советских людей.

Да, его предки - поэты и труженики горячо любили свою Родину и народ,

жили и творили ради их блага и процветания. Но любовь - это была иного

качества, так как страна сама напоминала орла, не раскрывавших своих

крыльев:

Иной, чем у предков любовью,

Люблю тебя, дорогая отчизна моя.

Люблю за твою весну, за твое солнце

Особенно, за пятиконечную твою звезду. [41]

Родина свободных от векового угнетения кабалы горцев и горянок,

республика строящая в большой семье народов советской страны счастливую

жизнь - предмет особой любви и восхищении.

Как пишет Хайбуллаев: «Чувство семьи еденной, понимание своей

причастности в великой созидательной деятельности советских народов

значительно расширили поэтические дали творчества Расула Гамзатова и стали

ведущей темой всего творческого, определили его обращение к судьбам людей

нашей многоликой планеты.»

Буквально с каждым новым сборником поэт все сильнее и сильнее тянется

к проблемам вечным и не приходящим : проблеме добра, справедливости,

человечности, внимательности, чуткости к заботам и нуждам народов стран

близлежащих и отделенных. Разрабатывая дагестанскую национальную тему, поэт

приходит к масштабным выводам, обобщениям злободневным для человечества

...».[42]

Поэзия и проза Гамзатова охватывает все грани жизни народов Дагестана.

В центре поэтического восприятия Гамзатова - Дагестан. Он - колыбель его

поэзии, его вдохновение. От него тянутся нити к самым отдаленным уголкам

России , оттуда еще шире к странам и континентам планеты.

Объясняя замысел многих своих произведений, созданных зарубежом или на

зарубежную тематику, их идейно-тематическую направленность, поэт пишет: «Я

не хочу все явления мира искать в моей сакле, в моем ауле, в моем

Дагестане, в моем чувстве Родины. Наоборот, чувство Родины нахожу во всех

явлениях мира, во всех его уголках». И в этом смысле моя тема - весь

мир».[43]

В этом сплаве общенациональных и общечеловеческих мотивов видит Чингиз

Айтматов силу воздействия поэзии Расула Гамзатова на читателя. Он пишет:

«Практика Гамзатова дает полное основание судит благотворности творчеству

сочетания национального и интернационального в искусстве и в литературе.

Постоянно опираясь на Дагестан, утверждая слово «Дагестан», утверждая

гражданское национальное самосознание своего народа, Гамзатов творит

широкий, общечеловеческий путь поэзии, осваивая опыт и достижения русской и

мировой литературы, смело вторгаясь в диалектику современной жизни,

проблемы современного века. Этим и объясняется широкая известность,

популярность Гамзатова, любовь многонациональных читателей к его стихам и

прозе, ибо видят они в нем своего современника, одинаково близкого всем

большого советского писателя».[44]

Знакомясь с жизнью разных стран и народов, убедила поэта, что люди

всей земли живут одинаковыми заботами о мире, о хлебе и тепле. Эти мысли и

заботы связывают их. В современном мире люди, где бы они не жили, не могут

думать о завтрашнем дне человечества и нашей многострадальной земли. Эти

мысли получают воплощение в конкретном поэтическом материале.

«Поэзия Расула Гамзатова отличается масштабностью мысли. Конкретность

образов и глубина обобщения - вот присущие ей качества».

Каким бы явлением и фактам национальной и интернациональной

деятельности он не обратился, поэт умеет вложить в этот поэтический

материал заряд большого эмоционального и художественного воздействия.[45]

В своей поэзии Расул Гамзатов стремится найти созвучное для людей иных

стран и языков. Обращается к большим и важным вопросам современности, и

вводит это общечеловеческое, общезначимое в дагестанскую действительность.

Ценность и необходимость поставленных проблем, умения связывать

национальные проблемы с общечеловеческими, высокая художественность сделала

поэзию Расула Гамзатова понятной и близкой людам планеты, благодаря ей он

приобрел миллионы друзей и единомышленников среди людей доброй воли. Своим

творчеством Расул Гамзатов поднял дагестанскую литературу на небывалую

высоту, придал ей новые качества, сделал достоянием поэзии многие проблемы

современности, одинаково важные и близкие для его родного народа, родной

страны. Он сумел перекинуть мосты дружбы между народами, укрепить их

взаимное доверие.

Расул Гамзатов рассказал людям земли об удивительной республике

Дагестан и его людях. А горцам открыл необычайно пестрый мир стран и

континентов.

В творчестве Расула Гамзатова прослеживаются самый разнообразный

подход наследию национальной художественной культуры. Он выражен «Во-

первых, в использовании традиционных поэтических жанров и видов,

художественных форм для отображения новой действительности, нового

человека, новой психологии.

Во-вторых, существенном обновлении и введении в творческую практики

прививных, но выпавших в предельном этапе литературного развития

художественных форм.

В-третьих, в ломке прививных эстетических представлений о природе

того или иного жанра, обогащении его новыми критериями, т.е. новыми

содержательными или формообразующими признаками, компонентами.

В-четвертых, в введении национальную художественную систему

непривычных ей жанров и видов, широко бытующих в мировой художественной

практике».[46]

Новое у Расула Гамзатова, как нам кажется, выражении новых черт

народного духа, каких не могла открыть поэзия его отцов. Речь идет,

конечно, не о степени таланта - среди предшественников предшественников

Гамзатова были великие поэты. Но он олицетворил иной новый день страны,

сроившей коммунизм. Новых людей, новую любовь, новые песни, новый пейзаж,

Дагестан победивших творцов и строителей, Дагестан множеством путей

связанный не только жизнью соседей, но с современностью самых дальних стран

и народов, частица могучей державы, - в полный голос первый об этом сказал

он. Новизна не принесла ему потерь самобытности своего горского. Но и

самобытность его - новое. Мелодия Аварии в его стихах о Кубе, об Африке

или Японии. Понятно, он - поэт «общий» применяя определение С.Стальского,

т. советский.

Но общесоветское и общечеловеческое (потому что и оно богатство его

таланта) не умолили национального в его поэзии. Напротив, сделали

национальное более высоким, зорким, могущественным. Вспомним слова А.Блока:

«Страсть всякого поэта ... насыщена духом эпохи ... ибо в поэтическом

ощущении мира нет разрыва между личным и общим ...». Личное (свое) и общее

(общественное) в каждый момент творческого акта не могут не соприкасаться,

не координироваться между собой.

Нация, голосом которой говорит поэт, не может быть выключена из

исторической жизни. И разве восьмистишие или надписи аварской поэзии

Гамзатова не подтверждает этого?

Чем шире круг раздумий, чем значимее эти раздумья, чем глобальнее

география стихов Расула Гамзатова, тем с годами все охотнее прибегает он к

источнику, который назвал чистым и вечным, - к горской поэтической

традиции. Пролистаем «Четкий лет» горская песня, легенда, сказка, не только

как одно из слагаемых, а и в первородном, так сказать, в виде вошли в

книгу. Они блестяще служат замыслам поэта.

У лезгин есть придание о богатыре Шарвили. Этот горский герой

подобно Антею, терял силу, стоило оторваться ногам от родной земли. Шарвили

был побежден, когда на месте поединка рассыпали горох и покрыли его

коврами. Может быть, в наш век для поэта горох - это опасность рассыпаться

в мелкотемье, а ковры - равнодушие и успокоенность?

Слава богу, ни то, ни другое никогда не коснулись Расула Гамзатова.

Сулу поэта удесятеряет родная земля. Его все более видимое родство с

народной дагестанской традицией.

В творчестве Расула Гамзатова наряду с унаследованной кровью горской

поэзии есть и свежая плазма, вливающаяся в плод современной и советской

поэзии, рядом с проторенными дорогами дагестанской поэзии он прокладывает

новые магистрали, по которым идут поколения молодых и признанных поэтом

Страны гор.

Большой знаток и ценитель в поэзии Кавказа Н.С.Тихонов вечно подметил

эту новаторскую роль дагестанского поэта:

«Много до него было в Дагестане хороших и разных поэтов, и даже

чрезвычайно значительных, но он принес новое в мир преображенных гор, нанял

самое широкое слово для выпадения не только всего того, что говорило бы о

родном аварском крае и о своих земляках, он стал поэтом новых чувств,

нового человека-строителя, для которого чуждо все отжившее, обветшалое,

близкое все, стремящееся в высоту, все, что украшает человека нашего

времени ».[47]

Р. Гамзатов один из многочисленных художников, - который пишет в

широком творческом диапазоне. Он объемлет в своем творчестве почти все роды

и виды искусства слова. Одни из них он унаследовал от национально-

художественной традиции, другие были предоставлены опытом мирового

литературного процесса.

С другой стороны, в творчестве Расула Гамзатова мы встречаем как

отмечает Хайбуллаев: «... обновление традиционного жанрового арсенала

аварской поэзии или обогащение определенных жанров новыми качествами,

которые не были им присущи в ранней, привычной, художественной

практике».[48]

В фольклоре народов Дагестана, да и в профессиональной литературе,

широко бытовали и бытуют малые художественные формы, как четверостишие,

восьмистишие, надписи, являющиеся миниатюрами.

Гамзатов все чаще и чаще обращается к этим громким локаничным формам.

В творчестве Расула Гамзатова эти лирические миниатюры отчасти были

заготовками или же набросками для больших поэтических вещей. Сам поэт так

определяет творческую историю этих произведений.

«Говорили о том, что я пришел к жанру «восьмистишие», следуя горской

поэтической традиции. Мне трудно с этим согласится. Я начал писать

восьмистишие, потому что в них мне тогда мне удобно было высказаться. И

«заготовки» на большие вещи не редко находили сове полное и законченное

воплощение в этом коротком жанре».[49]

Жанр восьмистиший и четверостиший поэта следует рассматривать как

синтез многих традиционных явлений и новаторских поисков.

Несмотря на глубокие исторические корни лирических миниатюр, их связь

с опытом предшествующей литературой и на их вспомогательную роль в

творческих замыслах поэта можно сказать, что лирические миниатюры - это

поэтическое открытие Расула Гамзатова, оживление им в новых условиях

традиций этого жанра.

«Миниатюры - не побочный продукт или же издержки поэтического

творчества, а оригинальная и вполне самостоятельная форма художественного

изображения и выражение. [50] «Восьмистишие» и «надписи» составлены из

блистательных миниатюр, образцы для которых поэт искал в народной речи. В

них он вложил не только свой жизненный опыт, но и опыт многих поколений

своего народа. Этих предельно-сжатых стихотворениях он выступает как

опытный и мудрый гранильник. Чувство, воплощенное слово, встает перед нами

очищенным от всего косного или лишнего».[51]

В овладении жанром лирических миниатюр проявилась закономерность

творческого процесса, которая точно подмечена и названа Р. Гамзатовым.

Есть момент, когда границу художественного опыта прошлого незаметно

проходишь в поисках нового. Сохраняя старое в себе, идешь к новому.

В результате такого движения происходило обновление жанров:

Напишите на своем кинжале

Имена детей, чтоб каждый раз

Вспыльчивые люди вспоминали

То, что забывается подчас.

На ружейном вырежьте прикладе

Лица матерей, чтобы каждый раз

С осужденьем иль мольбой во взгляде

Матери смотрели бы на вас.[52]

Поэт заново открыл жанр лирических миниатюр, показал его богатейшие

художественные возможности, соответствующие его эстетическим запросам

времени, поэтому к нему стали обращаться и другие поэты.

Если восьмистишием и четверостишием, надписям можно найти аналогии и

исходные формы в народной и профессиональной поэзии аварцев, то такие

жанры, как эпиграммы сонет, сказание, утвердившиеся в творчестве

Р.Гамзатова, являются жанрами новыми и необычными для поэзии народов

Дагестана.

Поиски новых форм, широкое внедрение их в творческую практику

обусловлены индивидуальностью самого художника, его мирововидением,

эстетическими представлениями, широтой творческих поисков, своеобразием

поэтического мышления, интересами склонностями , профессиональным уровнем

и подготовкой.

Дореволюционные поэты Дагестана в лучшем случае могли опираться на

традиции и достижения восточной поэзии близкой и доступной им, тогда как

современному художнику доступен весь творческий опыт мировой художественной

культуры, ее завоевания.

Одним из жанров, вызванных к жизни более зрелым уровнем

художественного мышления народов Дагестана, является сонет.

Твои глаза.

Я видел разными твои глаза:

Когда затишье в них, когда гроза,

Когда они светлы, как летний день

Когда они темны, как ночи тень

Когда они , как горные озера,

Из под бровей глядят прозрачным взором

Я видел их когда им что-то снится

Когда их прячут длинные ресницы,

Смягчающимися видел их, бывало,

Печальными глядящими устало ...

Склонившимися над моей строкой ...

Они забрали ясность и покой

Моих невозмутимых раньше глаз, -

А я чудак, пою их сотый раз.[53]

Лучшие поэты всех времен и народов со средневековья обращались к

сонету.

На нем проверили свой творческие возможности и поэтическую силу

Петрарка, Данте, Микеланджело, Л. Роксор, В. Шекспир, Гете, А. Пушкин, М.

Лермонтов, А. Мицкевич, А. Фет, А. Блок, В. Брюсов, А Ахматова, и. Бехлер и

многие другие признанные мастера художественного слова.

Поэзия Гамзатова воспринимает современный мир во всей его сложности

противоречивости, она обнажает его раны, ставит жгучие для человечества

проблемы и поэтому не оставляют равнодушных, приковывают внимание и интерес

многомиллионных.

Истинные новаторы не опровергают а продолжают лучшие традиции родной

культуры углубляя и обогащая эти традиции в новых исторических условиях. На

такой трудный, но плодотворный путь встал Гамзатов с самого начала своего

творческого пути.

Лучшие писатели всегда смотрят на мир трезво открытыми глазами потому

и видят вещи такими, какими они есть на самом деле.

Расул Гамзатов, чье творчество следует за лучшими традициями русской и

мировой литературы, всегда ратовал за правдивое отображение

действительности. В стихах о счастье Гамзатов изображает человеческое

счастье , которого человек добивается в непрерывных трудах и боях.

Гамзатовское понимание счастья, его отношение к жизни вообще ,

представляется прямым продолжением и дальнейшим развитием лучших традиций

мировой поэзии.

В его «Стихах о счастье » воедино слились подлинно патриотические

чувства и постоянная тревога за судьбы мира. Расула Гамзатова в этих стихах

продолжает лучшие традиции революционной поэзии и в первую очередь В.В.

Маяковского.

«Стихи о счастье» Расула Гамзатова необычайно раздвинули границы его

поэтической лирики . Она стала явлением мировой поэзии. [54]

Гамзатов на фоне аварского национального быта сумел воспеть

гостеприимство как явление общечеловеческое.

Хоть дом мой в стороне

Но все же сделай крюк

И загляни ко мне,

Мой незнакомый, друг.

Полемично не только политическая, но и любовная лирика Гамзатова. В

Гамзатовских стихах о любви мысли и чувства , слитые воедино ,

переливаются , словно краски на солнце. Чувства привязанности к

возлюбленной передаются в них с благородной сдержанностью.

Как пишет Камиль Султанов «Молитвы нежного отношения к женщине,

возвышение и воспевание ее с огромной политической силой, выраженные в

любовной лирике Гамзатова, его последних по времени от стихах о любви,

воплощенные в совершенной художественной форме. Знаменательно, что в

гамзатовских стихах, воспевающих возвышенные чувств безграничной любви, нет

слова «любовь». Поэт воспевал любовь не употребляя самого этого слова».[55]

Буду я ночью осеннею длинной

Молча хранит твой покой

Кленом, склоненным над спящей долиной,

Тихой скалой над рекой.

Лирика Гамзатова коренным образом изменило представление горских

читателей о лирическом жанре, научила их быть более требовательными и не

принимать легковесное стихотворение за истинную поэзию.

Поэзия молодого Гамзатова не могла не быть полемической. Ведь Гамзатов

пришел в литературу, как отмечал Мустай Карим, «... в годы наивысшего

«расцвета» бездумной риторики в поэзии, ханжества в лирике, когда со

страниц поэтических книг почти ушли нежность, любовь, тоска. Лирические

герои многих и многих книг были одинаково безлики лишены сомнений , тревог,

боли, в конечном счете - плоти. Конечно, это значит, что в то время совсем

оскудела советская поэзия, - она жила и служила народу, но слишком уж

много было ней пены. А ведь пена скорее всего бросается в глаза».[56]

Заключение

Рассматривая и анализируя творчество Расула Гамзатова в нашей научной

работе мы пришли к следующим выводам.

Исследование художественного опыта показывают, что в его поэзии

выработались все формы литературных связей. Даже последовательное

осмысление не всех высказываний Расула Гамзатова о великой русской

литературе и его замечательных мастеров прошлого и настоящего, чья личность

особенно ему дорога, вызывает научный интерес, как одна из форм

литературных связей.

Его высказывания пронизаны высоким и трепетным отношением к русской

литературе, учат не только творческому подходу по опыту, но и

свидетельствует о благотворном воздействии русской литературы на

формирование эстетических взглядов поэта.

Широкое развитие у Расула Гамзатова получают и такие формы конкретных

связей, как творческое переосмысление мотивов и образные аналогии из

отдельных произведений русских классиков, по разному отзываясь в его

творческих устремлений. Но основная суть традиций русской литературы поэзии

Расула Гамзатова не во внешне ощутимых точек соприкосновения, а глубоком

творческом освоении его опыта, в принципах типизации действительности,

реалистическом и многомерном изображении человека , его связи с обществом,

с миром, в историзме раскрытия ведущих тенденций времени, что позволило ему

создать новаторские произведения.

Пушкинские традиции получают в творчестве Расула Гамзатова развитие.

Существенное значение имело его переводческая деятельность. Благодаря

кропотливой работе над переводом поэм Пушкина, он постигает «секреты»

художественности, меткой наблюдательности, отточенной простоты и

выразительности слова, умения в отдельных явлениях увидеть глубинный смысл

жизни.

Пушкинские традиции через века получают новое наполнение в

гамзатовском восприятии философии, бессмертия жизни, пронизанном моралью

личности современной эпохи. Многие его произведения перекликаются с

пушкинскими.

Однако, перекличка стихами Пушкина, не повторение его темы или формы

образца лирики, а рассказ о гражданских чувствах героя нового советского

борца. Таким образом, обращение к опыту и образам великих гениев русской

литературы обогащает художественное видение дагестанским поэтом времени и

приближает их к нашей современности.

«Исследования последовательного исторического пути зарождения, становления,

формирования аварской литературы, как эстетической системы позволяет

утверждать, что творчество Расула Гамзатова, будучи новой, более высокой

ступенью его развития, в то же время является естественным и закономерным

продолжением традиции национальной художественной культуры».[57]

Национальная культура дал ему энергию и силу для дальнейшего

творческого взлета. Гамзатов по достоинству оценил творчество каждого

дореволюционного поэта, определил его вклад в развитии национальной

культуры. И на основе всего этого он создал довольно сложную картину

развития литератур народов Дагестана. И в то же время он , раскрывая свое

отношение к культурному наследию предков, объясняет, что он мог черпать из

него, что он приобрел, что продолжил от чего отказался, в какой области

пришлось продолжить новые пути.

Литературоведческие и критические работы позволяют ему повести

читателей в свою творческую лабораторию и показать «чудо рождение песенного

слова».

Расул Гамзатов отобрал все лучшее от своих предшественников,

продолжил дополнение и обновил традиции дагестанских классиков.

Лирические начала Расул Гамзатов унаследовал от легендарного

аварского поэта - певца-поэта, творившего в конце XIX века Махмуда из Кахаб-

Росо. Махмуд из Кахаб-Росо - поэт любви и романтик. Романтизм Махмуда

сменила реалистическая сатира самобытного поэта Гамзата Цадасы. Он

правильно оценил происходящие в жизни процессы и отразил их правдиво,

поднял актуальные для общества вопросы.

Расул Гамзатов позаимствовал и соединил в своем творчестве

романтические традиции лирики Махмуда из Кахаб-Росо и реалистические

тенденции своего отца и наставника Гамзата Цадасы.

3. Расул Гамзатов определяет значение новаторства так:

«Искусство чуждо новаторство. Это все выдумано. Не потерять того , что

создано Пушкиным и Махмудом, - вот суть новаторства».[58]

Поэзия Расула Гамзатова отличается масштабностью мысли. Новое Расула

Гамзатова проявляется выражении тех черт народного духа, каких не могла

открыть поэзия его отцов. Мелодия гор его стихах о Кубе, об Африке и

Японии. Общечеловеческие вопросы, молитвы не умолили национального в его

поэзии. Напротив, сделал национальное более высоким и могущественным.

Он обновил жанры поэзии: восьмистишие, четверостишие, надписи,

эпиграммы, сказания и т.д.

Такие жанры литературы, как сонет, эпиграмма, сказания ,

утвердившиеся в творчестве Расула Гамзатова являются жанрами новыми и

необычными для поэзии народов Дагестана.

Поиски новых форм, широкое внедрение их в творческую практику, обусловлены

индивидуальностью самого поэта, его мировидением, эстетическими

представлениями, широтой творческих поисков, своеобразием поэтического

мышления.

Впервые в дагестанской литературе Расул Гамзатов обращается к форме

сонет, позаимствовав у европейской литературы. Творчество Расула Гамзатова

является сконцентрированным выражением потенциала духовной культуры народов

Дагестана. Оно не только вывело поэзию народов Страна гор на новые более

высокие позиции, но и оказало сильное и благотворное влияние на все сферы

искусства. Наряду с обогащением традиционных видов искусства Дагестана -

музыки, хореографии, театрального искусства, творчество поэта дала мощный

толчок зарождению новых видов искусств, как эстрада, балет, кино.

В советскую многонациональную культуру творчества Расула Гамзатова

вошло еденным могучим потоком, представляя собою широчайшую панораму

человеческой жизни, обращенную в слове, звуке, цвете, материале.

Расул Гамзатов - поэт и общественный деятель. Он достойно

представляет нашу многонациональную литературу зарубежом. Его поэзия

воспринимает современный мир во всей его сложности, противоречивости. Он

ставит в своем творчестве волнующие человечества проблемы.

Расул Гамзатов был и остается любимым поэтом всего мира. Его поэзия

как и великого русского поэта Пушкина останется всегда актуальной и никогда

не потеряет своего значения.

Библиография

1. Буков К. Расул Гамзатов: 70 лет. Махачкала: 1993, с.24.

2. Абашидзе И. Слово о поэте. //Мастерство Расула Гамзатова . Махачкала:

1986, с.164.

3. Антопольский Л.Б. У очага поэзии: Очерк творчества Расула Гамзатова.

4. Айтматов Ч. Да будет урожайной страда. //Расул Гамзатов - поэт и

гражданин. Махачкала: 1976, с.271.

5. Аминов М.З. Великий национальный поэт.//Расул Гамзатов и современный

литературный процесс. Махачкала: 1995, с.152.

6. Бушмин. Методологические вопросы литературных исследований. М.: с.167.

7. Гамзатов Р. Поэмы. Верность таланту. Махачкала: 1982, с.575.

8. Гамзатов Р. Берегите матерей. Поэма. Махачкала: 1981, с.144.

9. Гамзатов Р. Восьмистишия и надписи. М.: Правда, 1962, с.32.

10. Гамзатов Р. Восьмистишия , эпиграммы. М.: Молодая гвардия, 1964, с.262.

11. Гамзатов Р. Мулатка. М.: Советский писатель, 1966, с.135.

12. Гамзатов Р. Собрание сочинений. В 3-х томах. М.: 1964, с.527.

13. Гамзатов Р. Мой Дагестан. М.: Правда, 1969, с.64.

14. Гамзатов Р. Две шали. М.: Советская Россия, 1971, с.366.

15. Гамзатов Р. Избранные произведения. Т. I. Махачкала: 1970, с.495.

16. Гамзатов Р. Покуда вертится земля. Махачкала: 1976, с.319.

17. Гамзатов Р. По земному беспокоюсь. Махачкала: 1987, с.203.

18. Гамзатов Р. Искусство неподдельно: Беседа с Антопольским.//Верность

таланту. М.: Советская Россия, 1970, с.11.

19. Гамзатов Р. Сонеты. М.: Советский писатель, 1973, с.71.

20. Гринын В.В. Искусство.//Диалектика преемственности. Минск: 1979, с.179.

21. Карим М. Жизни суть. //Литературная газета. Махачкала: 1962.

22. Лодыгин А.Б. Искусство неподдельно.//Диалектика преемственности. Минск:

1979, с.179.

23. Мусаханова Г.Б. Сонеты Расула Гамзатова.//Художественные искания в

современной дагестанской литературе. Махачкала: 1983, с.57.

24. Мусаханова Г.Б. Традиции Пушкина. В творчестве Расула

Гамзатова.//А.С.Пушкин и художественная культура Дагестана. Махачкала:

1988, с.43.

25. Наровчатов С. Слово о Расуле Гамзатове.//А.С.Пушкин. Сочинения , Т.I.

М.: 1985, с.352.

26. Огнев В. Расул Гамзатов. М.: 1964 , с.140.

27. Ромашко К.И. Традиции и современность. Минск: 1974, с.237.

28. Султанов. Поэт - полемист.//Этюды о литературах Дагестана. М.%

Советский писатель, 1978, с.270.

29. Тихонов Н.С. Старый друг, дорогой Расул. //Слово о Расуле Гамзатове.

Махачкала: 1973, с.227.

30. Тихонов Н.С. Самый острый ум современной Аварии.//Гамзат Цадаса в

воспоминаниях современников. Махачкала: 1983, с.192.

31. Хайбуллаев. Наследие и открытия. Махачкала: 1983, с.192.

32. Цадаса Г. Пушкину. Избранное. М.: 1977, с.235.

33. Юсуфов Р.Ф. Пушкин и духовная культура многонациональной

России.//Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский

период. М.: 1985, с.297.

-----------------------

[1] Аминов М.З. Великий национальный поэт.//Расул Гамзатов и современный

литературный процесс. Махачкала: 1998, с.117.

[2] Мраклий Абашидзе. Слово о поэте. //Мастерство Расула Гамзатова.

Махачкала: 1986, с.11.

[3] С.Хайбуллаев. Наследия и открытия. Махачкала: 1983.

[4] Р. Гамзатов. Верность таланту. М.: Советская Россия. 1970.

[5] Гамзат Цадаса. Пушкину. Избранное. Москва: 1977, с.235.

[6] Р.Гамзатов. Навстречу современности.

[7] Г.Б.Мусаханова. Пушкинские традиции в творчестве Расула

Гамзатова.//А.С.Пушкин и художественная культура Дагестана. Махачкала:

1988, с.128.

[8] Г.Б.Мусаханова. Традиции Пушкина в творчестве Р.Гамзатова. //А.С.Пушкин

и художественная культура Дагестана. Махачкала: 1988, с.35-36.

[9] В.Коркин. Диалог с Р.Гамзатовым. Литературное обозрение. М.: 1977, №1,

с.8-12.

[10] Гамзатов Р. Навстречу современности.//Литература Дагестана и жизнь.

Махачкала: 1969, с.18.

[11] Гамзатов Р. Верность таланту.

[12] Гамзатов Р. Две шали. М.: Советская Россия, 1971, с.117.

[13] А.С.Пушкин. Сочинения. Т.1. Москва, 1985, с.352.

[14] Р.Гамзатов. Высокие звезды. М.: Советский писатель, 1962. с.5.

[15] Р.Гамзатов. Высокие звезды. М.: Советский писатель, 1962. с.5.

[16] Мусаханова Г.Б. Традиции русской литературы и поэзия Расула

Гамзатова.//Мастерство Р.Гамзатова. Махачкала: 1986, с.125.

[17] Мусаханова Г.Б. Пушкинские традиции в творчестве Р.Гамзатова.

//А.С.Пушкин и художественная культура Дагестана. Махачкала: 1988, с.35.

[18] Вл.Коркин. Диалог с Р.Гамзатовым. Литературное обозрение. М.: 1977,

№1, с.8-12.

[19] Мусаханова. Пушкинские традиции в творчестве Р.Гамзатова.

[20] Юсуфов Р.Ф. Пушкин и духовная культура многонациональной России.

//Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период. М.:

Наука, 1985. с.97.

[21] А.С.Пушкин. Сочинение. Т.II. Москва: 1986, с.21.

[22] Гамзатов Р. Искусство наподдельно: Беседа с А.Антопольским .//Верность

таланту. М.: Советская Россия, 1970, с.117.

[23] Гамзатов Р. Сонеты. М.: Советский писатель, 1973, с.7.

[24] Хайбуллаев. Творческое освоение литературного наследия. //Наследия и

открытия. Махачкала: 1983, с.60.

[25] Тихонов Н.С. Старый друг, дорогой Расул. //Слово о Расуле Гамзатове.

Махачкала: 1973, с.54-55.

[26] Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований.

М.: с.167

[27] Гамзатов Р. Верность таланту. Махачкала: 1982, с.54.

[28] Хайбулаев Г. Творческое освоение литературного наследия. //Наследия и

открытия. Махачкала: 1988, с.65.

[29] Ромашко Н.И. Традиции и современность. Минск: Изд-во БГУ, 1974, с.9.

[30] Тихонов Н.С. Поэты старого Дагестана. Махачкала: 1973, с.11.

[31] Тихонов Н.С. Самый острый ум современной Аварии. //Гамзат Цадаса в

воспоминаниях современников. Махачакла: Дагкнигиздат, 1967, с.7.

[32] Гамзатов Р. О любви. //Две шали. М.: Советская Россия. 1971, с. 38.

[33] Гамзатов Р. //Две шали. М.: Советская Россия. 1971, с. 52.

[34] Гамзатов Р. Берегите матерей. М.: Советская Россия, 1983, с.163.

[35] Гамзатов Р. Собрание сочинений . В трех тоиах. М.: 1969, с.231.

[36] Р.Гамзатов. Две шали. 1983. М.: Советская Россия, 1971, с.50.

[37] Р.Гамзатов. Две шали. 1983. М.: Советская Россия, 1971, с.24.

[38] Гамзатов Р. Поэмы. Собранные сочинения в 3-х томах. Т.2. М.: 1969,

с.150.

[39] Гринин В.В., Лодыгин А.Б. Искусство.//Диалектика преемственности.

Минск: 1979, с.179.

[40] Хайбуллаев С. Наследия и открытия. Махачкала: 1983, с.119.

[41] Гамзатов Р. Избранные произведения. Т.I.. Махачкала: 1970, с.60.

[42] Хайбуллаев С. Наследия и открытия. Махачкала: 1983, с.120.

[43] Гамзатов Р. Мой Дагестан. Махачкала: 1969, с.92.

[44] Айтматов Ч. Да будет урожайный страда. //Расул Гамзатов - поэт и

гражданин. Махачкала: 1976, с.92.

[45] Хайбуллаев С. Наследия и открытия. Махачкала: 1983, с.128.

[46] Хайбуллаев С. Наследия и открытия. Махачкала: 1988, с.146.

[47] Тихонов Н.С. Широкое слово. //Расул Гамзатов - поэт и гражданин.

Махачкала: 1976, с.15.

[48] Хайбуллаев С. Наследие и открытия. Махачкала: 1988, с.147.

[49] Гамзатов Р. Верность таланту. М.: Советская Россия. 1970, с.118.

[50] Наровчатов С. Слово о Расуле Гамзатове. Махачкала: 1973, с.63.

[51] Гамзатов Р. Верность таланту. М.: Советская Россия. 1970, с.118.

[52] Гамзатов Р. Две шали. М.: Советская Россия. 1971, с.21.

[53] Гамзатов Р. Две шали. М.: Советская Россия. 1971, с.62.

[54] Камиль Султанов. Поэт - полемист . //Этюды о литературах Дагестана.

М.: Советский писатель. 1978, с.157.

[55] Камиль Султанов. Поэт - полемист . //Этюды о литературах Дагестана.

М.: Советский писатель. 1978, с.162.

[56] Мустай Карим. Жизни суть. «Литературная газета», 15 ноября 1962.

[57] Хайбуллаев С. Творческое освоение литературного наследия. //Наследие и

открытия. Махачкала: 1983, с.60.

[58] Гамзатов Р. Верность таланту. М.: 1982, с.215.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.