![]() |
|
|
Реферат: История Отечества - краткий курсОбострение социальных противоречий в начале XVII в. В 1601 г. в России шли долгие дожди, потом наступили ранние морозы, погиб урожай. В 1602 г. морозы погубили посевы, на которые возлагали надежды земледельцы. В 1603 г. уже нечем было засевать поля. Неурожай продолжался 3 года подряд, в стране начался голод. Цена на хлеб возросла в 100 раз. В Москве за эти годы от голода умерло 127000 человек. То же происходило по всей стране. Погибло огромное число людей. Повсюду бродили нищие, бездомные. Тысячи холопов, крестьян, посадских людей бежали на окраины страны. Стихийно возникали отряды, которые нападали на помещиков и бояр. Против них посылались карательные отряды. Кульминацией «голодных бунтов» стало восстание Хлопка (1603), охватившее все Подмосковье. Восставшие громили дворянские имения, лишь в конце года под Москвой повстанцы были разгромлены царским отрядом. В это же время стали распространяться слухи о том, что царевич Дмитрий не погиб, а чудесно спасен и скрывается. В распространении слухов Годунов обвинил Романовых и сослал пятерых братьев в монастырь. Старшего, Федора, под именем Филарета отправили в северный монастырь. Это имя мы еще вспомним, когда речь пойдет об избрании на царство первого из династии Романовых — Михаила Федоровича Романова. Лжедмитрий I. В 1601 г. Годунов узнал, что в Польше объявился человек, выдающий себя за царевича Дмитрия. Розыск показал, что это сбежавший в Польшу (1602) галицкий дворянин, бывший монах Григорий Отрепьев. Оказавшись в Польше, Отрепьев тайно перешел в католическую веру, пообещал ввести в России католицизм, королю Сигизмунду III отдать Черниговские земли, а воеводе Мнишеку — Новгород, Псков, другие земли. В октябре 1604 г. войско Лжедмитрия, поддержанного польскими магнатами, двинулось на Москву. Самозванец выбрал не короткий путь (через Смоленск), а длинный — через Чернигов, где скопилось много людей, недовольных Годуновым. Они видели в Лжедмитрии законного наследника престола, «доброго царя». Быстро сдались города Чернигов, Путивль, Курск, к Лжедмитрию шли запорожские казаки, многие русские дворяне, недовольные Годуновым. Войско Лжедмитрия быстро продвигалось к Москве. 13 апреля 1605 г. скоропостижно умер Борис Годунов. Царем был провозглашен его 16-летний сын Федор. В это же время самозванец присылает в Москву грамоту, в которой требует устранить Годуновых. Группа дворян убивает всех Годуновых. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий въехал в столицу — вскоре его «опознала» мать, инокиня Марфа, и 30 июля 1605 г. «Дмитрий» венчался на царство. Лжедмитрий, став царем, повел себя независимо от польского короля: не разрешил строить католические храмы, не отдал полякам Смоленск, стал именоваться императором. Он обладал блестящими способностями, был умен и сообразителен. Бояре дивились его умению быстро и самостоятельно решать трудные вопросы. Но в поведении «Дмитрия» было много необычного, как обыкновенный человек. Возникли слухи о его переходе в католичество. Особенно они усилились после официальной женитьбы Лжедмитрия на католичке Марине Мнишек. Нарастало недовольство среди бояр, дворян, простых москвичей. Возник заговор бояр во главе с Василием Шуйским. 17 мая 1606 г. при попытке скрыться от заговорщиков Лжедмитрий был убит. Два дня его тело лежало непогребенным, потом его сожгли, зарядили в пушку и выстрелили в сторону, откуда он пришел. Лжедмитрий был смелым человеком, но в основе его действий лежал авантюризм. Он не выполнил своих обещаний, им были недовольны практически все: польский король, русские дворяне, церковь, крестьяне, поэтому он так легко был свергнут. На Земском соборе царем был избран Василий Шуйский (1606—1610), лживый, подозрительный, хитрый человек. В народе опять возникли слухи, что Дмитрий спасся и скрывается в Польше. Поэтому по приказу Шуйского мощи царевича были привезены в Кремль, а сам он был объявлен святым мучеником. Интервенция, патриотический подъем народа и его освободительная борьба. Летом 1606 г. на юго-западе страны, в районе Путивля, началось восстание во главе с бывшим холопом Иваном Болотниковым. Для привлечения на свою сторону крестьян Болотников использовал имя царевича Дмитрия, который якобы не погиб в 1606 г. в Москве, а чудом спасся. От имени Дмитрия Болотников, как царский воевода, рассылал повсюду грамоты, призывая бороться с изменником Шуйским. В целом же состав участников восстания был крайне разнороден: крестьяне, кабальные холопы, посадские люди, казаки, стрельцы; на первых порах в восстании участвовали даже дворяне, недовольные Шуйским. Восставшие одержали крупные победы под Кромами и в устье реки Угры и осенью 1606 г. подошли к Москве. В решающий момент дворяне, испугавшись ширившегося народного восстания, пошли на сговор с Шуйским. В сражении у села Коломенского Болотников потерпел поражение и отошел к Туле. Стремясь консолидировать землевладельцев в борьбе с восставшими, Шуйский в 1607 г. издает указ о пятнадцатилетнем сроке сыска беглых крестьян. Одновременно перебежчики из лагеря Болотникова освобождаются от крепостной зависимости. Болотников четыре месяца держался в осажденной Туле. Шуйский пошел на обман: он заверил восставших, что сохранит им жизнь, если они сдадутся. Но как только ворота крепости были открыты, руководители восстания были схвачены. Болотникова сослали на север, в Каргополь, сначала ослепили, а потом он был утоплен. Летом 1607 г. поляки направили в Россию очередного самозванца — Лжедмитрия II, происхождение которого неизвестно. Собрав большое войско, около 40000 человек, самозванец дошел до Москвы, но не смог ее взять и обосновался лагерем в подмосковном селе Тушино, откуда пошло прозвище «тушинского вора». Из Тушина отряды самозванца грабили центральные и северные уезды. К новому царю пришли большие польские войска, его «признала» Марина Мнишек. Теперь польско-литовские войска не просто поддерживали авантюру Лжедмитрия II, а защищали «русского царя» и «русскую царицу». Положение царя Василия Шуйского в Москве было очень непрочно. Его популярность в народе падала. Не хватало войск для борьбы с противником. В то же время царь боялся привлечь для освободительной борьбы широкие народные массы. И Шуйский избирает другое решение — обратиться за военной помощью к шведскому королю Карлу IX. В 1609 г. он заключил договор со Швецией, по которому Россия отказывалась от побережья Балтики, возвращенного в 1509 г. Годуновым, соглашалась на свободное хождение на территории России шведской монеты и обязалась выплатить шведским наемникам большое жалованье. Взамен Шуйский получал военную помощь — 15000 наемников. Летом 1609 г. шведско-русские войска разгромили «тушинцев» под Тверью. Дальше шведы отказались воевать, так как им не выплатили требуемых денег. Польша, находившаяся в состоянии войны со Швецией, воспользовалась ситуацией и начала в 1610 г. открытую интервенцию против России. Польские войска подошли к столице. С началом польской интервенции лагерь Лжедмитрия II распался, он бежал в Калугу и был там убит. Авторитет Василия Шуйского продолжал падать. В этой обстановке возник заговор дворян во главе с Захаром Ляпуновым, которого поддержало посадское население Москвы. Шуйский был свергнут, насильно пострижен в монахи и вместе с братьями Дмитрием и Иваном передан в качестве заложников полякам. Власть перешла к семи московским боярам («семибоярщина»). Бояре задумали посадить на русский престол польского королевича Владислава и в сентябре 1610 г. тайно впустили польские отряды в Москву. Шведы, узнав о русско-польском сговоре, оккупировали северо-западные русские земли. Началась открытая интервенция Польши и Швеции в Россию. В Москве присягают сыну польского короля Владиславу, но в других городах не следуют примеру «семибоярщины». На борьбу с захватчиками поднимается русский народ. В Рязанской земле формируется первое ополчение во главе с дворянином Прокопием Ляпуновым для изгнания поляков из Москвы. В него входят дворяне, посадские люди, казаки. В конце марта 1611 г. первое ополчение осадило Москву, польский гарнизон отошел в пределы Китай-города и Кремля. Но в ополчении возникли серьезные расхождения между дворянской и крестьянско-казачьей частью. Ляпунов высказался за возврат беглых крестьян, за то, чтобы казаки не имели права занимать прибыльные должности. Ляпунова вызвали на казацкий круг и убили. Первое ополчение не выполнило своей задачи. Поляки остались в Москве, а шведы захватили новгородские земли и осадили Псков. России грозила потеря национальной независимости, расчленение земель. В этой обстановке осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде создается второе ополчение, во главе которого встали князь Дмитрий Пожарский и посадский староста Козьма Минин. В ночь на 20 августа 1612г. ополчение подошло к Москве. По пути в Ярославле было создано временное правительство «Совет всея земли». Поляки пытались прорваться, но, были отброшены. Гарнизон начал голодать. 22 октября 1612г. ополчение освободило Китай-город, а 26 октября поляки в Кремле сдались. Москва была освобождена. Польский король вернулся в Польшу. В памяти народа сохранились имена русских патриотов — Минина, Пожарского. Военные действия против шведов велись до 1618 г. Вопрос №14. Социально-экономическое развитие России в XVII веке. Уложение 1649 года. Окончательное оформление крепостного права и сословного строя. Социальная структура обществаСоциальная структура российского общества XVII в. соответствовала феодально-крепостнической государственности России. Важным слоем господствующего сословия было боярство - потомки бывших великих и удельных князей. Сотни боярских семей владели вотчинами, служили царю, занимали руководящие должности в государстве. Дворяне составляли высший уровень государевых служилых людей по отечеству. Они владели поместьями по наследственному праву, при условии продолжения службы их детьми; к середине века именно они стали опорой царской власти. К началу XVII в. в России сложилась строгая система иерархии высших слоев государства. Единственным дворянским наследственным титулом был титул князя, остальные чины не наследовались, а присваивались и первоначально означали должность, но постепенно утрачивали свое служебное значение. Наиболее точно отражали свое изначальное служебное (военное) значение чины стрелецкого войска: командир полка — полковник; командиры отдельных отрядов — полу полковник, голова, сотник. Офицерские звания европейского образца (капитан, генерал) встречались лишь в «полках нового строя» и присваивались офицерам-иностранцам. В XVII в. еще большинство чинов не имело четкого деления по роду деятельности. Высшими считались чины думные (приближенные царя): • думный дьяк; • думный дворянин; • окольничий; • боярин. Служебное усердие позволяло думному дворянину получить окольничество или боярство. Ниже думных находились чипы дворцовые или придворные: •стольник; • стряпчий; • военачальники, дипломаты, составители писцовых книг. К ним примыкали чины московские: • жилец - дворянин постоянно находившийся в Москве; •дворянин московский. Провинциальное дворянство получило чины городовые: • дворянин выборный (привлекающийся для службы в Москве); • дворянин дворовой. К низшему слою служилых людей относились служилые люди по прибору (или по набору). Они включали в себя стрельцов, пушкарей, мастеровых, служилых казаков, которые жили с семьями в пригородных слободах, получали жалованье или земельные наделы и имели право заниматься торговлей и ремеслом в свободное от службы время. Сельское крестьянское население состояло из двух основных категорий: владельческого черносошного крестьянства. Владельческим назвались крестьяне, жившие в вотчинах ид поместьях; они несли тягло (комплекс повинностей) в пользу государства и своего феодам Черносошное крестьянство проживало на окраинах страны - на Поморском Севере, Урале, в Сибири, на юге. Эти крестьяне несли тягло в пользу государства, и их положение было легче, чем у частновладельческих. Срединное положение занимали крестьяне дворцовые - слуги при царском дворе, Они имели собственное самоуправление и подчинялись дворцовым приказчикам. Основная масса городского населения называлась посадскими людьми (это были торговцы и ремесленники). Верхушку города составляли купцы, самые богатые, занимавшиеся заморской торговлей, объявлялись «гостями». Городские ремесленники объединялись до профессиональному признаку в слободы и сотни. Они также несли тягло в пользу государства. Духовенство составляло особое сословие. В него входили архиереи и монахи (черное духовенство) и священники (белое духовенство). Вольные люди - казаки, дети священников, служилых и посадских людей, которые не несли государственного тягла: из их числа набирались служилые люди по прибору. В XVII в. в сфере социальных отношений произошли следующие изменения: •резко увеличилась численность сословия служилых феодалов-землевладельцев; •произошла унификация феодального сословия; •увеличилось количество крупных землевладельцев за счет щедрых пожалований царем. Все это неизбежно вело к усилению эксплуатации крестьянства, усилению налогового бремени, а также унификации податных сословий. Тяжелое положение низших слоев населения привело в XVII в. к усилению социальной нестабильности общества. Экономическое развитиеРазруха и разорение времен Смуты были преодолены в середине XVII в., к тому же времени относится и появление новых явлений в экономике России: •происходит специализация сельскохозяйственных и промышленных районов; •формируются районы, производящие товарный хлеб; •растет ремесленное производство и усиливается товаро-промышленная специализация; •происходит разложение натурального хозяйства и превращение ремесла в мелкотоварное производство; •возникают новые формы организации производства: промысловые села и мануфактуры; • начинается процесс первоначального накопления капитала. Богатства накапливаются у крупных землевладельцев; • складывается всероссийский рынок с важнейшими центрами торговли – ярмарками. Отличительные особенности социально-экономического развития России в XVII в. Для социально-экономической ситуации в России XVII в. было характерно продолжавшееся поступательное развитие феодальных отношений. Главной особенностью России, в отличие от стран Западной Европы, была гипертрофированная роль государства, влияющая на все стороны жизни государства. Соборное уложение (1649 г.) В 1649 г. Земский собор, состоявший из 340 человек, принял Соборное Уложение — важнейший законодательный документ, который действовал вплоть до 1832 г., т. е. более двухсот лет. Соборное Уложение состояло из 25 глав и содержало 1000 статей, регламентировавших самые разные стороны жизни общества: несение государственной службы, таможенные правила, положение различных социальных групп и т.д. этот документ впервые был отпечатан типографским способом и переведен на европейские языки. Принятием Соборного Уложения завершился процесс юридического оформления крепостного права: • крестьяне с их семьями и имуществом становились собственностью феодала; • вводился бессрочный государственный сыск беглых крестьян и посадских людей. • подтверждался запрет Юрьева дня; • произошло юридически оформленное смешение статусов вотчины и поместья (дворяне получали право передачи поместий по наследству, при условии продолжения службы наследниками); •согласно главе «О посадских людях», все городское население должно было нести тягло на государя; • запрещались не только переходы из одного посада в другой, но даже и женитьба на женщине из чужого посада. Таким образом, все крестьянское население было прикреплено к своим владельцам, а посадские люди - к городам. Это был еще один шаг на пути установления в России абсолютной монархии. Вопрос №15. Церковная реформа середины XVII в. Раскол церкви. Конфликт светской и духовной власти. Дальнейшему укреплению государства и самодержавия должны были способствовать и церковные реформы. В 1619-1633 гг. патриарх Филарет, стремясь восстановить пошатнувшееся во время Смуты положение церкви и повысить ее самостоятельность, расширил монастырские землевладения, учредил патриарший двор, передал в ведение патриарха судебную власть над духовенством и монастырскими крестьянами. Однако в 40-е гг. XVII в. на смену этой недолговременной политике приходит традиционный курс самодержавия - повышение роли монарха в делах церкви, ограничение политического и экономического могущества духовенства. Соборное Уложение, каравшее сожжением на костре за любую критику царя, Бога и церкви, тем не менее несколько сократило церковные привилегии: • запрещало церкви приобретать новые земли, сокращая часть ее привилегий; • передавало управление церковными делами специально учрежденному монастырскому приказу. Ограничению могущества церкви должны были служить исправления богослужебных книг и церковных обрядов (инициатор - Стефан Вонифатьев). Возглавил церковные реформы сторонник греческих православных канонов патриарх Никон. Перемены были одобрены церковным Собором и царем. Однако усиление политического влиянии Никона не устроило царя и привело к падений всесильного патриарха. Реформа вызвала раскол церкви, раздела общество на ее сторонников, во главе с царем, и противников (старообрядцы) и главе с протопопом Аввакумом. Старообрядчество приобрело характер массового социального протеста отражавшего настроения различных слоев общества: •недовольство сельских и городских низов ухудшением своего положения; •неприятие обществом усиления роли государства, его вторжения в сферу духовной жизни. Это определило подход власти к старообрядцам: начались гонения на раскольников. Протопоп Аввакум был сослан в Пустозерск и в 1688 г. сожжен. Вопрос №16. Социальные движения в XVII веке. Развитие экономики страны сопровождалось крупными социальными движениями. XVII столетие не случайно получило у современников название «бунташного века». В середине столетия произошли две крестьянских «смуты» и ряд городских восстаний, а также Соловецкий бунт и два стрелецких восстания в последней четверти века. Историю городских восстаний открывает Соляной бунт 1648 г. в Москве. Участие в нем приняли различные слои населения столицы: посадские люди, стрельцы, дворяне, недовольные пробоярской политикой правительства Б. И. Морозова. Поводом для выступления послужил разгон стрельцами 1 июня делегации москвичей, пытавшихся подать челобитную царю на произвол приказных чиновников. Начались погромы дворов влиятельных сановников. Восстание в Москве получило широкий резонанс — волна движений летом 1648 г. охватила многие города. Самые упорные и продолжительные восстания были в 1650 г. в Пскове и Новгороде, они были вызваны резким повышением цен на хлеб в результате обязательства правительства поставить Швеции зерно. В обоих городах власть перешла в руки земских старост. Новгородские выборные власти не проявили ни стойкости, ни решительности и открыли ворота карательному отряду князя И. Н. Хованского. Псков же оказал успешное вооруженное сопротивление правительственным войскам в ходе трехмесячной осады города. Полновластным хозяином города стала Земская изба во главе с Гавриилом Демидовым, распределявшая среди горожан хлеб и имущество, конфискованное у богатеев. Сопротивление прекратилось после того, как все участники восстания были прощены. В 1662 г. в Москве произошел так называемый Медный бунт, вызванный затянувшейся русско-польской войной и финансовым кризисом. Денежная реформа (чеканка обесцененных медных денег) привела к резкому падению курса рубля, что прежде всего отразилось на получавших денежное жалованье солдатах и стрельцах, а также ремесленниках и мелких торговцах. 25 июля по городу были разбросаны «воровские письма» с воззванием к выступлению. Возбужденная толпа двинулась искать справедливость в Коломенское, где находился царь. В самой Москве восставшие громили дворы бояр и богатых купцов. Пока царь уговаривал толпу, а бояре отсиживались в дальних покоях царского дворца, к Коломенскому подошли верные правительству стрелецкие и «иноземного строя» полки. В результате жестокой расправы погибло несколько сотен человек, а 18 — публично повешены. Кульминацией народных выступлений в XVII в. стало восстание казаков и крестьян под предводительством С. Т. Разина. Движение это зародилось в станицах донского казачества. Донская вольница всегда привлекала беглых из южных и центральных областей Российского государства. Здесь они были защищены действием неписаного закона — «с Дона выдачи нет». Правительство, нуждаясь в услугах казаков для обороны южных границ, платило им жалованье и мирилось с существовавшим там самоуправлением. Степан Тимофеевич Разин пользовался большим авторитетом. В 1667 г. он возглавил отряд в тысячу человек, который отправился в поход «за зипунами» на Волгу, а затем на р. Яик, где с боем был занят Яицкий городок. Летом 1668 г. уже почти 2-тысячное разинское войско успешно действовало во владениях Персии (Ирана) на Каспийском побережье. Летом 1669 г. казаки разгромили у Свиного острова флот, снаряженный против них персидским шахом. Это сильно осложнило русско-иранские отношения и обострило позицию правительства по отношению к казакам. В начале октября Разин через Астрахань вернулся на Дон, где был встречен с триумфом. Окрыленный удачей, он занялся подготовкой нового похода, на этот раз «за доброго царя» против «изменников-бояр». Очередной поход казаков по Волге на север вылился в крестьянскую смуту. Военным ядром оставались казаки, а с притоком в состав отряда огромного количества беглых крестьян, народов Поволжья — мордвы, татар, чувашей — социальная направленность движения резко изменилась. В мае 1670 г. - тысячный отряд С. Т. Разина овладел городом Царицыном, в это же время были разгромлены посланные из Москвы и Астрахани отряды стрельцов. Утвердив в Царицыне и Астрахани казачье управление, Разин двинулся а север — Саратов и Самара добровольно перешли на его сторону. Разин обратился к населению Поволжья с «прелестными письмами», в которых призывал примкнуть к восстанию и изводить «изменников», т.е. - бояр, дворян, воевод, приказных людей. Восстание охватило огромную территорию. В сентябре 1670 г. войско Разина подступило к Симбирску и месяц упорно осаждало его. Напуганное правительство объявило мобилизацию — в августе 1670 г. 60-тысячное царское войско направилось в Среднее Поволжье. В начале октября правительственный отряд под началом Ю. Барятинского нанес поражение основным силам Разина и присоединился к Симбирскому гарнизону под началом воеводы князя И. Милославского. Разин с небольшим отрядом ушел на Дон, где надеялся набрать новое войско, но был предан верхушкой казачества и выдан правительству. 4 июня 1671 г. он был доставлен в Москву и два дня спустя казнен на Красной площади. В ноябре 1671 г. пала Астрахань — последний оплот восставших. Участники восстания подвергались жестоким репрессиям. Кризис социальный сопровождался кризисом идеологическим. Примером перерастания религиозной борьбы в социальную является Соловецкое восстание 1668—-1676 гг. Началось оно с того, что братия Соловецкого монастыря наотрез отказалась принять исправленные богослужебные книги. Правительство решило укротить непокорных монахов путем блокады монастыря и конфискации его земельных владений. Высокие толстые стены, богатые запасы продовольствия растянули осаду монастыря на несколько лет. В ряды восставших встали и разинцы, сосланные на Соловки. Только в результате предательства монастырь был захвачен. Вопрос №17. Внешняя политика России в XVII веке. Её итоги. Смутное время оставило много нерешённых проблем, незаживших ран в области внешней политики России. Прежде всего, это - потеря Смоленска и выхода к Балтийскому морю. По мере восстановления сил Россия, её политические руководители снова и снова возвращались к мысли о возврате утерянного, о реванше. Уже к началу 30-ых годов энергичный, хотя и немолодой уже, Филарет и другие политики сочли возможным перевести эти замыслы и расчёты в практическую плоскость. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |