![]() |
|
|
Реферат: История Отечества - краткий курс· указ об упразднении Тайной розыскных дел канцелярии; · указ о передаче в государственное управление монастырских и церковных земель (секуляризация); · запрещение покупать крестьян к мануфактурам. Но самым примечательным событием начала екатерининской эпохи, безусловно, стала работа Уложенной комиссии. Еще в молодости изучив взгляды европейских философов, и вновь вернувшись к этому занятию в качестве императрицы, Екатерина пришла к выводу о том, что порядок и стабильность в государстве, благоденствие подданных возможно обеспечить, добившись соблюдения законов. Поэтому свою непосредственную задачу она видела в создании новой, более совершенной системы законодательства взамен архаичного Соборного Уложения 1649 г. С этой целью было объявлено о созыве специальной Уложенной комиссии. Мероприятие было организовано и обставлено с размахом: 14 декабря 1766 г. вышел манифест о созыве комиссии, состоящей по образцу и подобию старинных Земских Соборов из представителей разных сословий. Работа комиссии была гласной и проходила под контролем императрицы. Депутаты наделялись целым рядом льгот и привилегий. Кроме того, совершенные во время работы комиссии ограбление, избиение и убийство депутата карались удвоенной мерой наказания. Выборы в комиссию были почти всесословными. 53% населения России - крепостные крестьяне - депутатов не выбирали (считалось, что их представляют помещики-владельцы). От дворян выбирался один депутат от уезда, от горожан - один от города (независимо от числа жителей), от государственных крестьян - один от каждой провинции. От центральных государственных учреждений также посылался один депутат. Кроме того, право выбора имели экономические (бывшие монастырские и церковные) крестьяне, оседлые «инородцы» Поволжья, Приуралья и Сибири, а также казачество. В результате большинство депутатов в комиссии составляли дворяне и горожане. Новшеством по сравнению с Земскими Соборами стало составление письменных наказов депутатам от избирателей. Хотя реального применения в работе комиссии собранный таким образом материал не нашел, в нем были представлены интересы и требования представителей различных сословий. Для работы комиссии императрица составила «Наказ», в котором излагала свои взгляды на программу действий и задачи комиссии. «Наказ» состоял из 20 глав, написанных Екатериной в течение двух лет и восходящих к трудам Монтескье и Бекариа. Комиссия начала свою работу в Москве 30 июля 1767 г. с прочтения «Наказа» Екатерины. В дальнейшем она разделилась на Большое собрание и 15 частных комиссий. Помимо вопросов законодательства, достаточно часто обсуждался и вопрос о крепостном праве, что, по мнению большинства историков, и привело в дальнейшем к ее роспуску. Большое собрание прекратило работу в январе 1769 г., частные комиссии работали до 1771 г. Проект нового Уложения так и не был принят. Еще одним интересным начинанием Екатерины II было создание в 1765 г. Вольного экономического общества, которое должно было пропагандировать рациональные способы ведения хозяйства. Для этого стали издаваться различные работы по агрономии, селекции, животноводству и пр. Вопрос №25. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII века. За время правления Екатерины II территория государства увеличилась за счет Крыма, Приазовья, части Причерноморья, Правобережной Украины, Белоруссии и Литвы. Это были районы с природно-климатическими условиями, благоприятными для ведения земледельческого хозяйства. По-прежнему большая часть населения жила в деревне, горожане составляли около 3%. А 90% населения составляли крестьяне — помещичьи и государственные. После проведения секуляризации в состав государственных вошли 1 млн. бывших церковных, или экономических, крестьян. Сельскохозяйственное производство носило экстенсивный характер, то есть развивалось за счет увеличения обрабатываемых площадей. Появились новые районы — производители хлеба: Нижний Дон, Сибирь, Черноземная зона. В оборот вводились неизвестные ранее сельскохозяйственные культуры - картофель, подсолнечник. Однако новые земли осваивались медленно - не хватало людей, поэтому правительство приглашало на поселение иностранцев, гарантировав им льготные условия переселения и налогообложения. Наибольшее развитие производительных сил во второй половине XVIII в. было связано с промышленностью. Так, количество промышленных предприятий значительно возросло. Это были достаточно крупные мануфактуры, в основном работавшие для обеспечения потребностей армии и флота. Главным центром металлургии стал Урал. Развивались кораблестроение, текстильная промышленность - новая отрасль, появившаяся в XVIII в. Мануфактуры использовали труд приписных крестьян и крепостных мастеровых. Доля вольнонаемного труда была невелика. Его использовали большей частью в мелкой промышленности. Существовала даже определенная закономерность: в вотчинных и казенных мануфактурах работали крепостные и посессионные крестьяне, в крестьянско-купеческих предприятиях - вольнонаемные. После вступления на престол Екатерины II правительство в своей экономической политике начинает постепенно отказываться от традиционного посословного «разделения труда», при котором дворяне и крестьяне должны были заниматься только земледелием, купцы -торговлей, горожане - ремеслом. Государство выступает инициатором ряда мер, направленных на развитие промышленности и торговли: · 1753 г. Отменены внутренние таможенные сборы; · 1760 г. Отменены откупа и монополии; · 1767 г. Предоставлена возможность заниматься любыми городскими промыслами; · 1766-1772 гг. Разрешен беспошлинный вывоз пшеницы из всех портов; · 1775 г. Разрешено открывать промышленные предприятия в любых отраслях; · 1775 г. Отменены государственные налоги на мелкие промыслы. Продолжало существовать и барщинное хозяйство. Во второй половине XVIII в. наблюдается тенденция к росту феодальной ренты. На барщине работали до 90% крестьян черноземной зоны и 54% - нечерноземной. Барщинные работы занимали от 3-4 до 6 дней в неделю, поэтому крестьянский труд на барщине был малопроизводительным. Феодально-крепостническое хозяйство входило в период кризиса. Дворянство, добившись от Екатерины права ссылать своих крестьян на каторгу в Сибирь и запрета последним, жаловаться на своих господ под угрозой наказания и каторги, стало полновластным хозяином жизни и судьбы крепостных и не подлежало контролю государства в этих вопросах. Вопрос №24. Внутренняя политика Екатерины II после крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва. Опыт крестьянской войны и особенно неудачи правительства в ходе борьбы с восстанием убедили Екатерину в необходимости реформ на местах. Целью реформ было создание эффективного местного управления. В конце 1775 г. она издаёт «Учреждения о губерниях». Согласно этому закону вводилось новое территориальное деление государства: вместо 23 губерний создавалось 50. Главным критерием при этом была численность населения. На территории высшего административного подразделения - губернии - проживало примерно 300-400 тысяч душ, низшего - уезда - около 30-40. Таким образом, губернии создавались без учета национальных, географических, экономических признаков. Основным показателем было удобство с точки зрения административной и налоговой сферы. Промежуточное звено между губернией и уездом - провинция - было ликвидировано. Во главе губернии стоял губернатор, назначавшийся монархом. Несколько губерний подчинялось генерал-губернатору, который мог вводить чрезвычайное положение и считался в отсутствие монарха главнокомандующим на своей территории. Губернатор возглавлял губернское правление, в состав которого входили губернский прокурор и два сотника. Губернскому правлению подчинялись все местные суды и полиция. Основными функциями правления были: · объявление законов и распоряжений правительства и надзор за их выполнением; · передача под суд правонарушителей. Финансами в губернии ведала Казенная пажа во главе с вице-губернатором. Ей подчинялись уездные казначеи. Новым учреждением был приказ общественного призрения, занимавшийся охраной порядка, народным образованием, здравоохранением, благотворительностью. Власть в низшем звене - в уезде - находилась в руках местного дворянства. На уездных дворянских собраниях выбирались уездные предводители дворянства, капитаны-исправники и заседатели нижнего земского суда, представлявшие исполнительную власть в уезде. Для выборов многочисленных должностных лиц в губернии собирались губернские дворянские собрания во главе с губернскими предводителями дворянства. По реформе 1775 г. города выделялись в качестве самостоятельных административных единиц. Все центры уездов и губерний получили городской статус. Таким образом, увеличилось число городов. В отличие от уездов, исполнительная власть в городах принадлежала не выборным магистратам, а городничему, назначавшемуся правительством. В городе создавалась сословная система выборных органов - городской магистрат, совестной суд и ратуша. В 1785 г. городское самоуправление было преобразовано. Появились новые выборные органы власти со своими полномочиями: • собрание городского общества; • общая городовая дума; • шестигласная дума. Однако наряду с ними продолжал существовать и городской магистрат, имевший судебные и административные функции. В 1789 г. в городах были созданы так называемые «управы благочиния», представлявшие собой полицейские органы. В столицах их возглавляли полицмейстеры, а в остальных городах - городничие. Они состояли из четырех человек: приставов по уголовным и гражданским делам и двух советников. Вся территория города делилась на участки и кварталы, возглавляемые приставами. В таком виде система местных органов власти оказалась очень устойчивой и просуществовала до реформ 1861 г. По реформе полностью перестраивалась судебная система. Высшей судебной инстанцией в губернии становились палаты уголовных и гражданских дел. Следующей инстанцией считался совестной суд, состоявший из представителей сословий и исполнявший роль примирителя сторон. Сами губернские суды были сословными. Дворян судил верхний земский суд в губернии и уездный суд - в уезде. Для купцов и мещан были предназначены губернский и городовой магистраты, для государственных крестьян - верхняя и нижняя земские расправы, для духовенства - особый церковный суд - консистория. В каждом их этих судов было две палаты - гражданских и уголовных дел. В таком виде судебная система функционировала до 1864 г. Реформа центральных учреждений была проведена Екатериной еще в начале царствования. Из последующих мер необходимо выделить образование Кабинета министров. В него входили статс-секретари, единолично занимавшиеся отдельными вопросами внутренней политики. Впоследствии это привело к созданию министерств. Таким образом, из-за перераспределения обязанностей между местной властью и Кабинетом, коллегии утратили большинство своих функций. Сохраняли прежнее значение лишь Синод, Военная, Адмиралтейская коллегии и коллегия иностранных дел. Важной вехой на пути законодательного оформления сословного строя в Российской империи стали принятые Екатериной II в 1785 году жалованные грамоты - дворянству и городам. «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» представляла собой общий свод всех прав и привилегий, полученных русским дворянством на протяжении XVIII в. В ней законодательно оформлялись: • освобождение дворян от обязательной государственной службы, уплаты государственных податей и повинностей, телесных наказаний; • право уходить в отставку в любое время; • подсудность только дворянскому суду - суду равных; • отказ от конфискации дворянских имений в случае нарушения закона и передача их по наследству; • монопольное право собственности на землю и крестьян. Лишить дворянского достоинства можно было только по решению Сената с последующим утверждением императором. Дворяне-владельцы населенных имений, состоявшие на государственной службе, получали право на участие в уездных и губернских дворянских собраниях, которые созывались раз в три года по решению губернатора. На выборные должности могли претендовать только лица, имевшие годовой доход не менее 100 рублей. Таким образом, законодательно было утверждено положение дворян в качестве «благородного» сословия. Другой документ, «Жалованная грамота городам», объединяла в единое целое разрозненные группы городских жителей. Все горожане были разделены на 6 разрядов. К первому относились все городские домовладельцы и землевладельцы. Вторую группу составляло купечество (все три гильдии). Был повышен до 1000 рублей имущественный ценз для перехода в разряд купечества. Первые две группы обладали рядом привилегий: освобождались от телесных наказаний, от казенных служб и от подушной подати и рекрутчины. К третьему разряду относились цеховые ремесленники, к четвертому - иностранцы и иногородние, постоянно проживавшие в городе. К пятому разряду - именитых граждан - отнесли торговцев и предпринимателей с капиталом более 50 тыс., банкиров, должностных лиц городского самоуправления, ученых и людей: творческих профессий - художников, музыкантов. Шестой разряд составила основная масса горожан — простые посадские люди. Вместе с третьим разрядом они составляли сословие мещан, имевшее ряд прав: • сохранение сословного звания и передачу его по наследству; • неприкосновенность и свободное распоряжение собственностью; • свободу промышленной деятельности. Жители всех 6 разрядов принимали участие в городском самоуправлении. Екатерина II предполагала принять также «Сельское положение» для третьей категории граждан - государственных крестьян. Его проект был подготовлен, однако не был принят из-за боязни недовольства дворян. Вопрос №26. Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Её итоги. Война с Польшей. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. В 1763 г. умер польский король Август III, сразу же началась борьба между кандидатами на престол. При поддержке России королем Польши стал Станислав Понятовский, хотя этому активно противодействовали Франция и Австрия. Польский сейм под нажимом нового короля уравнял в правах католиков и диссидентов. Но польские магнаты подняли против короля Станислава мятеж, который был подавлен русскими войсками в 1768 г. В 1768 г. турецкий султан потребовал вывода русских войск из Речи Посполитой. Получив отказ, Турция в конце 1768 г. объявила России войну. Одновременно крымские татары совершили налет на южные окраины страны. России пришлось воевать на двух фронтах — западном и южном. Военные действия 1768—1769 гг. для русской армии были неудачными. Однако в это время Османская империя постепенно приходит в упадок, ее экономика, армия, полководцы уступают русским. Поэтому было принято решение — вести войну одновременно на Дунае, в Крыму, в Закавказье, куда по приглашению Грузии вступили русские войска. В июне 1770 г. 30 000 русская армия под командованием П. А. Румянцева разгромила 80 000 турецкую армию. Русская эскадра под командованием адмирала Г. А. Спиридова совершила переход из Балтики в Средиземное море. Здесь в Чесменской бухте произошло морское сражение. Русские насчитывали 30 кораблей против 70 турецких. Отказавшись от шаблонной линейной тактики, с помощью хитрого маневра они разгромили турецкий флот. Турецкая торговля в Средиземном море была подорвана, что облегчило действия русских на суше. В 1771 г. русским войскам удалось захватить все основные центры Крыма. Турки вынуждены были пойти на переговоры, но, опираясь на поддержку Англии и Франции, предоставить независимость Крыму отказались. В 1773 г. после некоторого затишья бои возобновились, А. В. Суворов дважды разгромил турецкую армию. В июле 1774 г. в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи был подписан мирный договор, по которому: · Россия получала земли между Днепром и Южным Бугом с Кинбурном; · к России отошла Керчь, она получала право плавания торговых судов по Азовскому и Черному морям, черноморским проливам Босфор и Дарданеллы; Россия стала черноморской державой; · Россия брала покровительство над Молдавией и Валахией; · Крым становился независимым от Турции. Русско-турецкая война (1787-1791 гг.) Турция не хотела мириться с утратой своего господства на Черном море и готовилась к новой войне. В 1777 г. русские войска вторглись в Крым и поставили крымским ханом Шагин-Гирея. Однако его власть была непрочной. В 1783 г. под давлением Г. А. Потемкина Шагин-Гирей отрекся от престола, а Крым был присоединен к России, как и земли по реке Кубань. В 1783 г. по просьбе грузинского царя Ираклия II в Георгиевске был подписан трактат, по которому Россия брала Грузию под свое покровительство. Летом 1787 г. Турция предъявила России ультиматум, требуя возвращения Крыма, восстановления власти над Грузией и осмотра русских кораблей, проходящих через пролив Дарданеллы. Ультиматум был отклонен, и в августе 1787 г. Турция объявила России новую войну. А. В. Суворов уничтожил турецкий десант в районе Кинбурна. При этом России пришлось отвлечься на войну со Швецией (1788—1790), войска которой были разгромлены. Летом 1788 г. в двух морских сражениях был разгромлен турецкий флот, а в декабре 1788 г. Суворов захватил крепость Очаков, считавшуюся «ключом» к Черному морю. В 1789 г. были одержаны еще две крупные победы. Вначале Суворов разгромил турецкую армию у Фокшан. Еще важнее была победа на реке Рымник. Турки потеряли 17 тысяч человек, а русские всего 45 человек. Главным событием кампании 1790 г. стало взятие крепости Измаил в устье Дуная, считавшейся неприступной. Гарнизон Измаила составлял 35 000 человек при 250 орудиях, у русских было 30 000 человек. После отклонения ультиматума сдать город, 11 декабря 1790 г. колонны русских двинулись на приступ крепости. После 9-часового боя Измаил был взят, его гарнизон уничтожен, путь на Стамбул был открыт. В 1791 г. Кутузов одержал ряд побед на Дунае. Молодой черноморский флот под командованием Ф. Ф. Ушакова дважды в 1790 и 1791 гг. нанес сокрушительные поражения турецкому флоту. Турция запросила мира. В декабре 1791 г. был заключен Ясский мирный договор, по которому: · к России отошли земли между Южным Бугом и Днестром; · Турция признала присоединение к России Крыма, Грузии; · однако Бессарабию, Молдавию и Валахию пришлось вернуть Турции. Началось освоение новых южных районов, были построены города — Херсон, Николаев, Одесса, Севастополь, Ставрополь, Ростов-на-Дону. Разделы Польши (1772, 1793, 1795). Во второй половине XVIII в. Речь Посполитая переживала глубокий кризис. Даже избрание королем Станислава Понятовского не устранило внутренних противоречий. Пруссия и Австрия давно хотели разделить Польшу, но Екатерина II не была сторонницей раздела, хотела сохранить единую Польшу под русским контролем. Однако возникла опасность, что Австрия и Пруссия поддержат Турцию в войне против России, Тогда Екатерина приняла план Фридриха II о разделе Польши. В 1772 г. Австрия, Пруссия, Россия совершили агрессию и разделили часть польских земель. Австрия присоединила Западную Украину и Галицию, Пруссия — Поморье, Россия — Восточную Белоруссию и часть Литвы. Польский сейм был вынужден согласиться с разделом. Речь Посполитая потеряла территорию в 3800 кв. км с населением 4 млн. человек. В 1791 г. в Польше была принята новая конституция: отменялась выборность короля. Екатерина II посчитала, что польские реформы — это влияние французской революции и Польшу надо проучить. В 1793 г. произошел второй раздел Польши. Пруссия захватила Гданьск, Торунь, Познань. К России отошла центральная Белоруссия с Минском и Правобережная Украина. Это вызвало национальное восстание во главе с Тадеушем Костюшко за независимость Польши, но оно было подавлено русскими войсками, которыми командовал А.В. Суворов. Поражение восстания означало гибель Польши как самостоятельного государства. В 1795 г. был осуществлен третий раздел Польши. Австрия захватила южную часть с Люблином, к Пруссии отошла центральная часть с Варшавой. Россия получила Литву, Западную Белоруссию, Волынь, Курляндию. Таким образом, большинство украинских земель и вся Белоруссия вошли в состав России. Здесь прекратились религиозные гонения православных. Началась хозяйственная интеграция Украины и Белоруссии в российскую экономику, строились мануфактуры, росли города, развивалась торговля. Начали складываться украинская и белорусская нации. На Украине было введено крепостное право. Вопрос №27. Внутренняя политика Александра I. Попытки реформ начала XIX века. Реформа государственного управления. К началу XIX в. введенная Петром I коллегиальная система управления находилась в состоянии полного развала и нуждалась в срочной реформе. Поэтому в 1802 г. вместо прежних 12 коллегий было создано 8 министерств. Однако реформа оказалась неудачной, так как функции и структура министерств не были определены. Поэтому в 1810-1811 гг. принципы, положенные в ее основу, была скорректированы. С этого времени делами каждого министерства ведал специально назначаемый и ответственный лично перед императором министр. Все крупные отрасли управления были выделены в самостоятельнее министерства с единообразной внутренней и структурой и принципами ведения дел, кроме того, были определены взаимоотношения министерств с другими органами власти. Высшим административным органом страны стал возникший в 1802 г. Кабинет министров, реально представлявший собой место совещания императора с наиболее доверенными высшими чиновниками. Органом, объединяющим и координирующим деятельность министерств, Кабинет министров так и не стал. Эти функции сохранил за собой император как глава исполнительной, законодательной и судебной власти в стране. Дальнейшие преобразования связаны с деятельностью М.М. Сперанского, сына сельского священника, сделавшего карьеру исключительно благодаря своим способностям. При Павле I он служил в канцелярии генерал-прокурора, а затем оказался на должности статс-секретаря в Непременном совете — постоянном законосовещательном органе власти при императоре, состоявшем из высшей знати. Именно ему Александр поручает разработку реформы, которая должна была изменить государственный строй в соответствии с либеральными идеалами, привитыми молодому царю его воспитателем - швейцарцем Лагарпом. К осени 1809 г. проект преобразований был подготовлен и представлен царю. Сперанский предусматривал ряд мер, направленных на превращение России из деспотического государства в конституционное, имеющее законодательные преграды на пути возрождения самовластия. Основным средством осуществления этого была организация управления на основе разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной), а также участие общества в государственных делах путем создания выборного законосовещательного органа - Государственной Думы. Выборная система предусматривала имущественный ценз для избирателей, которые делились на три сословия: дворяне, «среднее сословие», состоявшее из купцов, мещан, государственных крестьян, и «народ рабочий» -лишенных избирательного права крепостных, прислуги, наемных рабочих. Исполнительная власть сосредоточивалась в министерствах, государственная - в реформированном Сенате. Предусматривалась выборность местных дум и Сената. Министров назначал царь, но отвечали они перед Думой. Во главе государства по-прежнему стоял монарх, которому принадлежала вся полнота власти. Связующим звеном между ним и тремя ветвями власти должен был стать Государственный Совет - совещательный орган из назначаемых царем людей, через который должны были поступать к царю все дела и в котором предполагалось обсуждать все государственные мероприятия. Таким образом, в стране вводилась конституционная монархия. Общество получало право на участие в государственном управлении. Проект был одобрен Александром I и 1 января 1810 г. начал осуществляться с создания Государственного Совета, заменившего Непременный Совет. В его состав вошли назначенные царем сановники (35 человек). Его председатель одновременно возглавлял и Кабинет министров. Задачей Государственного Совета было обсуждение всех законопроектов перед утверждением их императором. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |