![]() |
|
|
Реферат: История развития Лесотехнической академии СПб в 19 веке(1902-1917) Период с 1902 по 1917 гг. характеризуется бурными событиями в жизни нашей страны. Продолжая проводить реакционную политику в интересах буржуазии и помещиков, царское правительство повело наступление на экономические и политические права трудящихся. Ухудшение положения рабочих и крестьян привело к росту стачечной борьбы в городах и массовым выступлениям крестьян против помещиков. Революционное брожение в стране приняло огромный размах. Обстановка еще больше обострилась в связи с русско-японской войной, отвечавшей интересам захватнической политики царского и японского империализма. Небывалым народным взрывом против самодержавия была первая русская революция эпохи империализма—революция 1905 г. С подавлением революции начались безудержные репрессии царских властей против революционных элементов в стране и, прежде всего против партии рабочего класса—российской социал-демократической рабочей партии (большевиков). Тяжелое положение трудящихся, вызванное первой мировой войной и наступившей хозяйственной разрухой, способствовало новому мощному подъему революционного движения. Завершился этот подъем февральской революцией 1917 г.- свержением самодержавия, нарастанием и приближением пролетарской революции. Дворянская и буржуазная культура в это бурное время переживала кризис и упадок. Стремясь предотвратить революцию, реакционные ученые проповедовали невозможность познания мира, отрицали закономерности общественного развития, призывали к отказу от проникновения в тайны природы, от классовой борьбы. Начинает зарождаться новая социалистическая культура. В творчестве передовых деятелей русской науки и культуры чувствуется влияние передовой материалистической теории. Несмотря на все препятствия, передовая русская наука пробивает себе дорогу, глубже проникает в тайны природы. Этому во многом способствуют труды таких корифеев отечественной науки и техники, как К. А. Тимирязев, И. П. Павлов, Н. Е. Жуковский, А. С. Попов. На основе передовых материалистических положений создавали свои теоретические работы и такие ученые Лесного института как Г. Ф. Морозов, В. Н. Сукачев, М. Е. Ткаченко, Н. А. Холодковский, К. К. Гедройц и др. Несмотря на общий упадок, передовым деятелям лесной науки удается добиться существенного улучшения подготовки специалистов лесного дела. В 1902 г. было введено новое Положение об институте. Учебный план института, рассчитанный на 4 года, пополнился новыми дисциплинами. В новом учебном плане был сделан упор на лесоводство путем разделения его на общее и частное; расширился цикл инженерных наук вследствие включения прикладной механики и строительного искусства, введен отдельный предмет лесоуправления; добавлены основы сельского хозяйства, плодоводство и огородничество. Увеличился объем зимних практических занятий, особенно по специальным лесным предметам; летняя учебная практика на I и II курсах увеличилась за счет каникул. Предусматривалась следующая организация летних практических экзаменов, в конце мая, в течение 10 дней должны были проводиться экскурсии в Лисинское, Охтинское и Сестрорецкое лесничества с участием профессоров специальных лесных и общеобразовательных предметов. Затем студенты 1 и II курсов с 1 по 15 июля проходили практику по геодезии, потом их отпускали на каникулы. Студенты III курса проводили летние практические занятия по общему и частному лесоводству и лесной таксации в Лисинском лесничестве в течение июня и июля; август посвящался практически занятиям по ботанике, дендрологии, прикладной зоологии, почвоведению и другим предметам. Студенты IV курса отправлялись на квалификационную практику в лесничества по назначению совета института. Вместо прежних (по Положению 1880 г.) восьми кафедр новым Положением предусматривалось двенадцать кафедр, возглавляемых профессорами. Значительно увеличились штаты ассистентов. Возросшие средства на содержание института (220—240 тыс. руб. в год) слагались из сумм, отпускаемых ежегодно по штату из государственного казначейства в размере 185000 руб., специальных средств—платы студентов за обучение и пользование общежитием, дохода от питомников, садов и других хозяйственных учреждений института, дохода от продажи издаваемых институтом сочинений и др. Около 25% штатных средств института ежегодно предназначалось для стипендий и пособий студентам. Кроме того, при институте были учреждены стипендии, выплачиваемые за счет отдельных ведомств, обществ и частных лиц. Студенты, получавшие казенные стипендии, были обязаны прослужить в лесном ведомстве по одному году за каждый год получения стипендии. Совету института предоставлялось право оставлять при институте ученых лесоводов 1 разряда для подготовки их к научно-учебной деятельности по специальным лесным предметам. Эти лица зачислялись стипендиатами высшего оклада (аспирантами) на срок не более двух лет. Для поощрения студентов к научным занятиям совет института ежегодно предлагал темы и за лучшие сочинения назначал золотые или серебряные медали. Эти главные пункты Положения 1902 г. и дополнительные к нему правила легли в основу деятельности института до начала первой мировой войны. Учебный план института за эти годы не претерпел существенных изменений. Однако дополнительно к обязательным дисциплинам с 1902/03 учебного года читались лекции об охоте, о водном хозяйстве, о рыбах и рыболовстве. С 1904/05 г. был введен необязательный курс — учение о географическом распространении лесных пород. Революция 1905 г. сильно отразилась на учебной жизни института. В течение всего 1905 и до 1 сентября 1906 г. учебные занятия в институте не проводились. Вследствие революционных выступлений студенчества распоряжением министерства институт был закрыт на весь учебный год. В 1906/07 году в институте вместо курсовой была введена предметная система преподавания. Однако крупные недостатки этой системы вскоре обнаружились весьма ярко. Резко сократилась посещаемость лекций, невозможно стало регулировать нагрузку учебно-вспомогательных учреждений и лабораторий, накопилась академическая задолженность, снизилось качество обучения. Ввиду этого с 1908/09 г. институт постепенно стал возвращаться к курсовой системе преподавания, которая к 1912/13 учебному году полностью была восстановлена на всех четырех курсах. Эти перемены вызывали недовольство студентов, которые требовали улучшения преподавания и материального состояния, а также открытия лесотехнического и лесоинженерного отделений. В связи с этим против студенчества были приняты строгие меры: в течение всего первого семестра 1908/09 учебного года институт был закрыт, и более 100 студентов было исключено из института. Большая часть исключенных была вновь зачислена лишь в следующем учебном году. Волнения среди студентов продолжались и в 1911 г. Численность студентов института за рассматриваемый период значительно выросла. Если до 1908/09 учебного года в институт ежегодно поступало 100—150 человек, то в последующие годы прием составлял 225—250 человек. Это было вызвано крайним недостатком в специалистах с высшим лесным образованием. Несмотря на значительный отсев, число студентов в институте возросло с 522 на 1 января 1902 г. до 628 на 15 сентября 1912 г. и до 765 на 15 сентября 1915 г. Ежегодный выпуск в среднем составлял около 80 человек. С целью ускорения подготовки специалистов с 1912 по 1914 г. в Лесном институте проводились 3-месячные дополнительные (повторительные) курсы для лесничих. Организатором этих курсов был проф. Г. Ф. Морозов. За десять лет, с 1902 по 1912 г., удельный вес низших сословий увеличился почти вдвое; крестьяне и мещане стали преобладающей частью студенчества вместо дворян и военных. Материальная база института за эти годы значительно укрепилась. Так, в течение 1902—1904 г. институту было отпущено 612000 рублей на строительство новых зданий и капитальный ремонт. Кабинеты и лаборатории пополнялись оборудованием и приборами. Вырос фонд библиотеки. Мировая война привела к постепенному свертыванию учебной и научной деятельности института. Студенты и преподаватели соответствующих возрастов были призваны на военную службу. Для оставшихся в институте студентов были установлены жесткие сроки окончания курса. Лица, не защитившие в срок квалификационных работ, выпускались со званием «зауряд-лесовода». Оканчивающих институт направляли на работу в соответствии с нуждами военного времени и в первую очередь на заготовку леса и обработку древесины. Тогда-то и обнаружилось, что подготовка студентов на биологической базе не соответствует предъявляемым к ним требованиям. Актуальным стал вопрос о реорганизации структуры Лесного института. В связи с этим в 1916 г. директором института была составлена записка об учреждении при институте лесотехнических отделений: технологического — по механической и химической обработке дерева и торфа и инженерного — по заготовке и транспорту леса и мелиорации. Всероссийский съезд представителей промышленности и торговли, состоявшийся в августе 1916 г., поддержал это предложение. Был составлен проект реорганизации института в составе трех отделений. Однако из-за недостатка средств этот проект не был осуществлен. Дело ограничилось тем, что в 1917 г. был лишь увеличен штат педагогического персонала, главным образом ассистентов. В том же году был сделан первый шаг к приобщению преподавателей и студентов к активному участию в организации учебной жизни института, в частности им было предоставлено ограниченное право посещения заседаний совета института. За тринадцатилетний период (1902—1914) Лесной институт окончило 1033 человека, в том числе со званием ученого лесовода 1 разряда 411 и II разряда 622. В этот последний предоктябрьский период всей научной и учебной работой института руководила большая группа выдающихся ученых. Среди них профессора Г. А. Любославский и В. Н. Оболенский (физика и метеорология), М. Г. Кучеров и Е. В. Бирон (химия), Н. А. Холодковский (зоология), академик И. П. Бородин и профессор Л. А. Иванов (ботаника), профессора П. С. Коссович и К. К. Гедройц (почвоведение), И. И. Померанцев (геодезия), Г. Ф. Морозов (общее лесоводство), А. Н. Соболев и В. Д. Огиевский (частное лесоводство), М. М. Орлов (лесоустройство и лесная таксация), Д. Н. Кайгородов и Н. А. Филиппов (лесная технология), С. В. Ведров, Н. И. Фалеев и Э. Э. Керн (законоведение, лесные законы и лесоуправление), Л. В. Ходский (политическая экономия и статистика) и т. д. В эти годы из числа питомцев Лесного института выросла большая плеяда выдающихся ученых, впоследствии внесших огромный вклад как в развитие отечественной науки и техники, так и в дело расширения лесотехнического образования. Это крупнейший советский ботаник В. Н. Сукачев, классик лесоводства профессор М. Е. Ткаченко, основоположник лесоэкономического образования в стране профессор С. А. Богословский, крупнейшие ученые в области лесных культур профессор Н. П. Кобранов и почетный академик ВАСХНИЛ Н. И. Сус, виднейшие ученые в области лесной таксации профессора А. В. Тюрин и Н. В. Третьяков, выдающийся советский химик член-корреспондент АН СССР профессор Н. И. Никитин, автор капитальных научных трудов и учебников по древесиноведению и фитопатологии, заслуженный деятель науки и техники профессор С. И. Ванин. ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ— КРУПНЕЙШИЙ УЧЕБНЫЙ И НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА Учреждение Лесного института, как это подчеркнуто во всех положениях о нем, имело целью обеспечить нужды казенного лесного хозяйства в квалифицированных специалистах для управления этим хозяйством в центре и на местах — в лесничествах. Наряду с этим институт должен был готовить кадры для учета и устройства обширных лесов страны. Из воспитанников института предполагалось комплектовать педагогический персонал лесных учебных заведений по специальным дисциплинам, а также персонал исследовательских учреждений по лесной части. Как Лесной институт справился с этой задачей, видно хотя бы из того, что более чем за столетний период (1807—1914) институт окончило 3790 специалистов. Ученых лесоводов в царской России выпускали три высших учебных заведения: С.-Петербургский лесной институт, Ново-Александрийский институт сельского хозяйства и лесоводства (Люблинская губерния) и Петровская земледельческая и лесная академия в Москве. Петровская академия была основана в 1865 г., а Ново-Александрийский институт в 1869 г. Таким образом, С.-Петербургский лесной институт до 70-х годов XIX столетия был единственной высшей лесной школой, из которой пополнялся аппарат управления лесным хозяйством страны. Небольшое количество ученых лесоводов было выпущено в 1840—1857 гг. Маримонтским институтом сельского хозяйства и лесоводства близ Варшавы. За 1870—1890 гг. ежегодный выпуск ученых лесоводов из Петербургского лесного института составлял в среднем 35 человек, из Ново-Александрийского института — 20, из Петровской академии — 15, итого — 70 человек. Следовательно, в эти годы из Петербургского лесного института выходило 50% всех специалистов с высшим лесным образованием. В конце 90-х годов XIX века в казенном лесном хозяйстве имелось всего около 700 лесничеств. Во главе этих лесничеств должны были стоять лица с высшим образованием. Если принять во внимание, что в аппарате центрального управления лесным хозяйством, включая лесоустройство, работало почти 400 специалистов высшей квалификации, то можно прийти к выводу, что в эти годы Лесной институт и два других учебных заведения были в состоянии не только обеспечивать более чем скромные нужды казенного лесного хозяйства в специалистах, но в некоторой степени и удовлетворять потребности крупного помещичьего лесовладения. С конца XIX века и до первой мировой войны число лесничеств в казенных лесах систематически росло и к 1913 г. достигло 1532. Одновременно расширялась программа лесоустроительных работ. В 1913 г. чинов лесоустройства уже было более 700, имелось около 300 специалистов по укреплению песков и оврагов. Увеличилась численность персонала управления казенными лесами: всего чинов местного и центрального управления в казенном лесном хозяйстве к 1913 г. насчитывалось около 5300, в том числе лесных кондукторов с низшим образованием более 2000. Что касается подготовки специалистов высшей квалификации, то положение в эти годы было таково. Петровская академия с 90-х годов прекратила подготовку и выпуск ученых лесоводов, Ново-Александрийский институт продолжал выпускать в среднем 25 человек в год, С.-Петербургский лесной институт ежегодно оканчивало 70— 80 человек, т. е. каждый год лесное хозяйство получало около 100 специалистов. Сопоставление потребностей с ежегодным выпуском показывает, что, хотя число оканчивающих С.-Петербургский лесной институт и возросло более чем в два раза, однако возможности института стали уже явно недостаточными для удовлетворения потребностей в ученых лесоводах даже одного казенного лесного хозяйства, не говоря уже о лесном хозяйстве в обширных частновладельческих лесах страны. Недостаток в высококвалифицированных кадрах лесное ведомство стремилось восполнить воспитанниками учрежденных с 1888 г. 2-летних низших лесных школ, выпуск которых в 1913 г. составил около 390 человек. Таких низших школ существовало 43 в различных городах страны. В этом ярко сказалась общая политика казенного лесного управления, которое больше заботилось о лесных доходах, чем о подготовке высококвалифицированных кадров для лесного хозяйства. Роль Лесного института в лесном хозяйстве страны наряду с подготовкой кадров определялась тем вкладом, который внесли профессора и воспитанники института в развитие отечественной лесной науки. IV. Вклад учёных лесного института в развитие отечественной науки Ученым Лесного института принадлежит заслуга не только в развитии науки о лесе. Их трудами развивались и даже зачинались многие другие отрасли науки. Невозможно говорить о русской науке, не назвав имен И. П. Бородина, П. А. Костычева, П. С. Коссовича, Н. И. Кокшарова, Д. А. Лачинова, Г. Ф. Морозова, Н. А. Холодковского и других крупных ученых в области естествознания, работавших в институте в разные периоды. Петербургский лесной институт был первым специальным лесным высшим учебным заведением не только в стране, но и в Европе. Понятно, почему ученые именно этого старейшего вуза закладывали основы русской лесоводственной науки и развивали ее отдельные отрасли. Большой вклад в развитие науки внесли также ученые Петровской земледельческой и лесной академии, Ново- Александрийского института сельского хозяйства и лесоводства и ученые практики. Как в период становления, так и на дальнейших этапах развития русской науки о лесе ученые института не замыкались в своей узкой специальности. Подлинно крупные ученые всегда отличались большой широтой научных интересов. Выдающиеся лесоводы вели исследования и во многих других смежных отраслях науки. Этим вызвана необходимость упоминания одних и тех же имен в разных отраслях науки, в связи с развитием различных направлений науки о лесе, тем более что современное молодое поколение лесоводов недостаточно знакомо со многими из тех, кто создавал и развивал русскую науку, являя пример самоотверженного служения интересам народа, сочетания успешной научной работы с активной практической деятельностью и высоким педагогическим мастерством. V. Из революционного прошлого лесного института НА ЗАРЕ СТУДЕНТЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ (до 80-х гг. XIXв) Сведения о жизни и быте студентов Лесного института в самом раннем периоде его существования сохранились весьма скудные. Установить досконально, как велось преподавание в образованном в 1803 г. Царскосельском училище, каких успехов достигали его воспитанники, каковы были проявления их общественных взглядов и настроений, к сожалению, не представляется возможным. Распорядок жизни учащихся определялся «Правилами» училища, очень строгими, рассчитанными на безоговорочное повиновение директору. Однако можно полагать, что должного соблюдения правил не было, так как уже в 1806 г. потребовалось издать дополнения, которыми вводились более тяжелые меры наказания за отклонение от установленных в правилах норм поведения. Бедны и материалы, по которым можно судить о студенческой жизни впервые два десятилетия после перевода в Петербург Царскосельского училища и образования С.-Петербургского практического лесного института. На пробуждение общественного сознания учащейся молодежи большое влияние оказала Отечественная война 1812 г. Не могло не встретить отклика в среде студенческой молодежи и восстание декабристов, положившее начало революционно - освободительному движению в России. В 1825 г. к следствию по делу декабристов был привлечен член тайного общества, один из бывших питомцев Лесного института Петр Иванович Фаленберг. Осужденный как государственный преступник, он был отправлен в Читинский острог, откуда в 1833 г. сослан на поселение в Минусинский округ и освобожден в числе других декабристов лишь в 1856 г. О положении воспитанников, институтских порядках и учебных занятиях в 30-х годах прошлого столетия рассказывает в своих воспоминаниях Н. В. Шелгунов: «Лесной институт был заведением штатским — и нас держали очень свободно… Все было у нас просто, по-домашнему». Тепло вспоминает он об учителях русского языка А. А. Комарове (друге В. Г. Белинского) и Сорокине, прививавших ученикам интерес к чтению, знакомивших их с событиями русской жизни. От А. А. Комарова услышали они в феврале 1837 г. волнующий рассказ о дуэли и смерти А. С. Пушкина. С добрым чувством говорит он о преподавателе Е. А. Петерсоне (в 1864 г. директор института). Хорошее впечатление оставляли практические занятия, на которых учащиеся должны были проявлять большую самостоятельность. Свободное время посвящалось играм, чтению, которое хотя и было беспорядочным, служило приобретению разносторонних знаний и общему развитию воспитанников. Однако официальная система воспитания, рассчитанная на подготовку из молодежи верноподданных чиновников, подавляла у воспитанников какое-либо проявление недовольства существующими порядками или попытку протеста против несправедливых действий начальства. По субботам провинившихся в течение недели наказывали розгами — телесное наказание было узаконенным методом воспитания. Сохранился документ, рассказывающий о том, как осенью 1836 г. более 20 воспитанников старших классов явились в министерство государственных имуществ, в ведении которого был тогда Лесной институт, с жалобой на то, что их плохо кормят, скверно одевают, что директор невнимателен к их просьбам. Проверка состояния института подтвердила правильность жалобы, но все жалобщики были наказаны. В годы царствования Николая I большинство специальных высших учебных заведений было перестроено по образцу кадетских корпусов. Еще в 1834 г., глядя на марширующих студентов Горного института, превращенного в Корпус горных инженеров, царь воскликнул: «Наконец-то я привел все корпуса к одному знаменателю!» В 1837 г. Лесной институт был передан в ведение V отделения императорской канцелярии и по «высочайшему повелению» превращен в военно-учебное заведение — Лесной и межевой институт. Начальник отделения министр Киселев, рапортуя царю о выполнении его воли, выразил уверенность в том, что «военное устройство укоренит в питомцах дух подчиненности, что необходимо при самом воспитании и полезно в служебном отношении». Лично царем в институт были назначены «для восстановления порядка в нравственном отношении и для введения надлежащей дисциплины» новый директор, полковник Ламсдорф и капитан Каменский. Именно последнему поручалось нравственное и физическое образование учащихся. В институте появились офицеры, барабанщики, горнисты. Совершенно иным стало положение воспитанников. Были уволены преподаватели Сорокин и Комаров. Программа воспитания, проводимая в институте после его преобразования, по воспоминанию Н. В. Шелгунова, «состояла из трех пунктов: поведение, учение, фронт... Каменский кричал на всех без разбора, а Ламсдорф сек, торжественно, при фронте, сопровождаемый большой свитой… Официально нас не воспитывали, а дрессировали; официальная наука была тоже дрессировкой...» Малообразованное военное начальство не признавало книг для свободного чтения, да и досуга для него не оставалось, так как все время после учебных занятий заполнилось военной муштрой. Такая система воспитания, безусловно, возбуждала недовольство у воспитанников «... - постоянно подавляемое чувство свободы и жизнь под мелочными запрещениями вызывали в нас самую опасную идею — неповиновения...». Но неповиновение, проявление свободою мыслия в военном учебном заведении каралось самым беспощадным образом. Так было на протяжении всех лет его военного устройства. Вот один из примеров. В июне 1849 г. в институтской церкви был отслужен молебен в честь победы русской армии, направленной Николаем I на разгром венгерской революции. После молебна воспитанник первого года обучения В. Карпович выразил возмущение по поводу начавшейся «резни», его поддержал один из его товарищей К. Козелло. Во «всеподданнейшем» докладе, направленном царю, институтское начальство сообщало об этом факте вольнодумства. В ответ император «высочайше повелеть соизволил: воспитанников Валериана Карповича и Костана Козелло исключить из института и определить на службу рядовыми под строжайший надзор в разные оренбургские линейные батальоны». Подобные примеры, конечно, не были единичными. По социальному составу студенчество Лесного и межевого института было неоднородным. Если на лесное отделение (в лесную роту) принимались преимущественно дети чиновников лесного ведомства и дворянские дети, то на межевое отделение (в межевые роты) наряду с детьми дворян, чиновников, священнослужителей, купцов принимались дети канцелярских служителей, не имевших чинов; кроме того, на это отделение ежегодно присылались воспитанники из различных сиротских домов. Так, с 1836 по 1841 г. были приняты 223 воспитанника из детских приютов. Принимаемые в институт сироты должны были быть физически здоровыми, способными к учению и обязательно законнорожденными, о чем даже требовалась специальная справка из сиротского дома. Отсутствуют данные о наличии каких-либо студенческих объединений в институте 40—50-х годов. Возможно, что кружки и какие-либо общества не могли возникнуть в суровых условиях военного режима, господствовавшего в Лесном и межевом институте. Однако студенты общались с молодежью других высших учебных заведений — Технологического института, университета, Медико-хирургической академии и др. У передовой части студенчества формировалось демократическое мировоззрение, основой которого была сама русская действительность с ее классовыми противоречиями, нараставшим кризисом крепостничества, непомерными страданиями народа, ростом крестьянских волнений. Довольно неоднородная по социальному составу студенческая среда института была тесно связана с жизнью различных слоев русского общества. В Лесном институте училось несколько студентов из Польши, видевших у себя на родине произвол и жестокость самодержавия при подавлении польского восстания в 1830—1831 гг. С появлением поляков в институте часто возникали разговоры на темы, расширявшие политический кругозор студентов. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |