рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: История развития Лесотехнической академии СПб в 19 веке

В 1857 г. Лесной институт окончил Валерий Врублевский, ставший видным деяте­лем международного революционного движения, героическим участником национально-освободительного движения в Польше 1863 г., генералом Парижской коммуны 1871 г.

Огромное влияние на лучшую часть сту­денчества оказывали идеи Н. Г. Чернышев­ского и Н. А. Добролюбова. Пробуждению общественного сознания студентов Лесного института способствовала педагогическая де­ятельность Н. В. Шелгунова, вернувшегося в институт и служившего вначале в Лисинском лесничестве, а затем в самом инсти­туте (1856—1861). Если написанное им неле­гальное воззвание «К молодому поколению» оказало огромное революционизирующее воздействие на широкий круг студенческой молодежи, то непосредственное общение со студентами Лесного института, безуслов­но, влияло на формирование их взглядов и убеждений. В своих лекциях Н. В. Шелгунов, излагая специальный предмет, стремился связать его с современной жизнью, донести до слушателей передовые идеи своего вре­мени.

В первую половину 60-х годов институт пережил ряд преобразований; в 1860 г. было упразднено межевое отделение, в 1861 г. рассмотрен вопрос о создании Лес­ной академии — учебного заведения осо­бого типа с целью подготовки кадров для лесного управления из лиц с высшим обра­зованием. В 1863 г. академия была открыта, но в этом же году последовало повеление царя о переводе в Петербург Земледель­ческого института из Горы-Горок, вызван­ное чрезвычайными обстоятельствами. Ин­ститут в Горы-Горках Могилевской губернии существовал с 1840 г. Уже в первые годы после его образования в институте началось революционное брожение. В конце 40-х го­дов за преподавателями и студентами был установлен постоянный полицейский над­зор. В донесениях, поступавших в губерн­ское жандармское управление, не раз упоминалось о постоянных сборищах студен­тов, на которых пелись революционные песни и польские гимны, велись предосуди­тельные разговоры.

В западных губерниях, откуда в основном набирались учащиеся Горы-Горецкого зем­ледельческого института, проживало много поляков, сочувствовавших нараставшему в Польше в начале 60-х годов национально-освободительному и антифеодальному движению. В январе 1863 г., когда вспыхнуло польское восстание, охватившее также Бе­лоруссию и Литву, часть студентов и преподавателей института оказалась связанной с повстанцами. В последних числах апреля Горки были захвачены одним из повстанческих отрядов под руководством Людвига Топора. К «мятежникам» примкнуло более 50 воспитанников института и 6 преподава­телей. Через несколько дней отряд был разбит правительственными войсками. До­знания специально созданной следственной комиссии привели к многочисленным аре­стам. Преподаватели института, «вошедшие в сношение со студентами, поднявшими оружие против правительства», были пре­даны военному суду.

Царское правительство, опасаясь повторения свершившихся событий, решило перевести институт в Петербург. Оставлены были опытные поля и питомники института, животноводческие фермы и конный завод, пасеки и мастерские земледельческих ору­дий. Так Земледельческий институт начал свою новую жизнь вблизи III отделения. Характерно, что из 219 студентов института в Петербург было переведено только 33. Несмотря на тщательный отбор, эти моло­дые люди принесли с собой свободолюби­вые настроения, вызывавшие у студентов-лесников чувство солидарности с польскими революционерами.

С.-Петербургский земледельческий инсти­тут, занятия в котором начались в октябре 1864 г., сочетал в себе лесное и агрономи­ческое образование. Экономическое поло­жение большей части студентов института было трудным. Стипендии получали немно­гие. Число казенных стипендий было неве­лико, правда, существовали еще стипендии от частных лиц и от земств, но общее их количество было незначительным и не могло удовлетворить всех нуждающихся. Необходимость платы за обучение приво­дила к тому, что часть студентов оказыва­лась совсем без средств к существованию. Удаленность института от центра лишала возможности побочного заработка в виде переписки, уроков и т. п. Трудности мате­риальной жизни заставляли студентов со­здавать на общественных началах различ­ные объединения: бюро по труду, кассу взаимопомощи, библиотеку студенческих руководств, столовую, хотя организация подобных учреждений запрещалась прави­лами высших учебных заведений.

С осени 1868 г. появились признаки подъ­ема студенческого движения в высших учебных заведениях Петербурга. С исто­рией студенческих волнений 1868—1869 гг. связано имя С. Г. Нечаева, вольнослуша­теля университета, пытавшегося использо­вать студенческое движение и подчинить его своим планам создания заговорщиче­ской организации. Активный участник «бес­порядков» - студент-лесник В. И. Ковалев­ский скрывал Нечаева осенью 1868 г. несколько дней в своем номере в Земле­дельческом институте, где Нечаев нашел себе единомышленников. Наиболее дея­тельными из них были студенты В. И. Святский и П. А. Топорков, которые за пропа­ганду идей Нечаева среди студенческой молодежи были впоследствии арестованы.

Под влиянием Нечаева была выпущена прокламация «К обществу», написанная сту­дентом университета П. Ткачевым, которая

была напечатана в типографии Дементьевой, известной современникам своей яркой речью, произнесенной на суде по делу нечаевцев. В этой прокламации, к печатанию которой был причастен студент-лесник С. Чубаров, говорилось о жестокости и преследованиях, которым подвергается моло­дежь, и звучал призыв поддержать протест студентов. В марте 1869 г. начались волне­ния в университете и Технологическом ин­ституте. Из-за беспорядков закрыли Меди­ко-хирургическую академию. В официаль­ном сообщении в газете «Голос» было сказано, что «заперты двери и в Земледель­ческом институте». Хотя это известие было опровергнуто департаментом земледелия и сельского хозяйства, брожение в инсти­туте было и едва не перешло в «явные беспорядки».

В этом же году был арестован П. А. Костычев, недавно окончивший институт и оставленный в нем в должности лаборанта. Арест последовал вслед за тем, как поли­цией было установлено, что он совместно со своими товарищами по лаборатории и учебе составил и распространил листовку, характеризующую положение студенчества того времени.

Общественное движение 70-х годов в Пе­тербурге и во всей России тесно связано с деятельностью революционных народни­ков, являвшихся решительными врагами су­ществующего политического строя, но ве­ривших в то, что Россия минует стадию капиталистического развития и перейдет к со­циалистическим или приближающимся к ним формам общественного устройства через крестьянскую общину. Революционное под­полье этих лет выдвинуло много смелых и энергичных деятелей, сыгравших видную роль в освободительном движении. К ним принадлежат М. А. Натансон, С. М. Кравчинский, С. Л. Перовская, Д. М. Рогачев, Д. А. Клеменц и другие.

Большое влияние на идейные настроения студенческой молодежи оказал петербург­ский кружок революционных народников, названный по фамилии одного из его чле­нов кружком «чайковцев» (хотя организо­вал его не Чайковский). Это объединение было создано в результате слияния кружка студентов Медико-хирургической академии, где главным его организатором был М. А. Натансон, и кружка С. Л. Перовской и сестер А. и В. Корниловых.

Многих студентов-медиков и студентов-лесников издавна объединяла дружба, вызванная отчасти территориальной близостью учебных заведений. Кружок М. На­тансона был связан с отдельными револю­ционно настроенными студентами Земле­дельческого института. Позднее, в октябре 1871 г., АЛ. Натансон перешел в Земледель­ческий институт и числился студентом ин­ститута до ноября 1872 г. С. Л. Перовская во время ее жительства на Кушелевке, неподалеку от Земледельческого института, была препаратором в химической лабора­тории института, работая там по предложе­нию профессора А. Н. Энгельгардта, пре­доставившего временный заработок четы­рем слушательницам Аларчинских женских курсов, на которых он читал лекции по химии.

Первоначальная  деятельность  кружка была направлена на революционную про­паганду и политическое самообразование учащейся молодежи, на распространение среди передовой части студенчества тен­денциозно подобранной легальной литера­туры, к которой присоединялись по воз­можности и запрещенные издания. Кружок стремился к тому, чтобы самообразование молодежи шло по единой в общих чертах программе с тем, чтобы готовить таким путем молодое поколение для будущей ре­волюции.

1 декабря 1870 г. был арестован и заклю­чен в Петропавловскую крепость профес­сор Земледельческого института А. Н. Энгельгардт. Вместе с ним были арестованы профессор П. А. Лачинов, студенты Ни­колай и Петр Чирвинские, В. Карпека, Г. Софийский, К. Щербак и еще несколько человек. Началось особое следствие III от­деления по поводу беспорядков в Земле­дельческом институте.

В материалах специально назначенной царем следственной комиссии, расследо­вавшей дело, говорится «о вредном и опас­ном политическом настроении воспитанни­ков Земледельческого института, о бывших в нем противозаконных сходках и собра­ниях, имевших характер агитационных сбо­рищ». По отзывам агентов III отделения, в Земледельческом институте господствует такой дух и такое напряженное состояние, что можно ожидать серьезных беспоряд­ков от самой маловажной причины. Поли­тические взгляды студентов в высшей степени неудовлетворительные. Число студентов, выражающих самые крайние убеж­дения, велико.

Следствие обнаружило, что воспитанники института имеют кассу взаимопомощи, сту­денческую библиотеку, кухмистерскую, мелочную лавочку; существуют комиссии: экзаменационная, по распределению посо­бий и др. Это сплотило студентов в самостоятельную корпорацию со своего рода самоуправлением и вызвало необходимость сходок для обсуждения и решения возникающих вопросов. Все это происходит, го­ворится далее в следственных документах, на глазах у директора института Е. А. Петерсона и его помощника декана А. Н. Эн­гельгардта вопреки существующим универ­ситетским правилам, распространяющимся на все высшие учебные заведения, а также вопреки временным правилам, изданным в самом институте. Обыском в студенче­ской библиотеке (заведовавший ею студент К. Щербак был арестован) ничего запре­щенного не было обнаружено, однако установлено, что для библиотеки в последнее время приобретались не учебники, необхо­димые для занятий, а преимущественно книги социально-политического содержа­ния. Почти у всех обысканных студентов были найдены сочинения политико-социаль­ного и экономического характера.

Директор института Е. А. Петерсон объяснил комиссии, что он считает суще­ствование названных учреждений с само­стоятельным ведением дел в них студен­тами «полезным и необходимым для них практическим упражнением, незаменимым никаким слушанием лекций». Кроме того, следствием было выявлено, что на ходатай­ство студентов перед руководством инсти­тута о разрешении вечеров с музыкой, танцами и чтением директор заявил, что в аудиториях и залах вечера не разрешены, но в собственных номерах общежития им не запрещается принимать гостей. Такое попустительство привело к тому, что сту­денты устраивали по субботам вечера, для чего выбирали два-три соседних номера, из которых в одном танцевали и пели, в дру­гом находился буфет, в третьем читались статьи и обсуждались разные вопросы. Ве­чера посещались студентами и других учеб­ных заведений, а также некоторыми служа­щими института, бывали на них и профес­сора А. Н. Энгельгардт и П. А. Лачинов.

Самая примечательная особенность ве­черов состояла в чтении статей и обсужде­нии вопросов, имевших исключительно политический и социальный характер. На вече­рах были прочитаны статьи Ф. Лассаля «Программа работников» и «О сущности конституции», «Очерки по истории труда» Д. И. Писарева, «Цена прогресса» П. Л. Лав­рова и другие произведения. Чтения сопровождались прениями, в которых при­нимали участие и посторонние. Часто случа­лось, что студенты пели революционные песни. На одном вечере был провозглашен тост: «За Французскую республику, за ус­пех красного знамени, за революцию!»

Временные правила института, изданные в 1868 г., вызвали после их опубликования большое недовольство, вылившееся в шум­ные студенческие сходки, на которых было принято решение: правил не подписывать, а в случае принуждения подать всем про­шения об увольнении из института. По этому поводу профессор А. Н. Энгельгардт предупредил студентов, что правила не мо­гут быть отменены, а подача прошений об увольнении приведет их подателей к безо­говорочному исключению из института. После этого студенты правила подписали, предполагая, что строго применять их на деле институтское начальство не будет (так оно и было). Кроме знакомства с по­литической литературой, на субботних вече­рах, по инициативе студента Петра Чирвинского осенью этого же года было органи­зовано чтение лекций самими студентами. Многие из них были посвящены Н. Г. Чер­нышевскому, некоторые излагали содержание книги А. П. Щапова «Социально-пе­дагогические условия умственного развития русского народа», давали обзор современ­ных конституций по книге А. Лохвицкого и т. д. Следует отметить, что обсуждав­шиеся темы и названия политических книг, обнаруженных при обыске у студентов и в студенческой библиотеке, совпадали с программой самообразования и перечнем книг, рекомендованных чайковцами.

У П. Чирвинского при обыске были ото­браны его заметки и записки «о покуше­ниях разных лиц на жизнь коронованных особ, о казни декабристов, о больших ре­волюциях». В III отделении имелись сведе­ния о его «в высшей степени дерзких и преступных суждениях о правительственных лицах и даже о священной особе государя».

В итоге проведенного следствия Алек­сандр II повелел А. Н. Энгельгардту, «при­нимавшему участие в студенческих сбори­щах и внушавшему воспитанникам института безнравственность и демократические идеи, воспретить педагогическую деятельность и учредить за ним полицейский надзор. Ввиду же вредного его направления и прежних предосудительных поступков, удалить его из Петербурга и, воспретив выезд за гра­ницу, предоставить ему избрать себе место жительства внутри империи за исключением столиц, столичных городов и губерний, где находятся университеты». Профессора П. А. Лачинова «за необнаружением вины» от ареста освободить. Семь студентов были исключены из института и высланы из Пе­тербурга на родину. Среди них К. Щербак, М. Девель, А. Коленко, Г. Софийский и др., отправлен в ссылку в Холмогоры П. Чирвинский,  восемь студентов  взяты  на «замечание».

Е. А. Петерсон был отстранен от долж­ности директора института. Нельзя не отме­тить прогрессивность взглядов Е. А. Петерсона, его принципиальность и доброжела­тельное отношение к молодежи. В эти годы Егор Андреевич Петерсон был уже пожи­лым человеком. В прошлом воспитанник Лесного института, затем преподаватель, один из первых ученых лесничих и позднее профессор, он, по воспоминаниям Н. В. Шелгунова, слушавшего в студенческие годы его лекции, «был новатор, и прогрессист… Только ему мы были обязаны тем, что у нас читалась политическая экономия, из­гнанная в то время даже из университе­тов..., называлась она у нас официально «энциклопедией камеральных наук». Свои взгляды и убеждения Е. А. Петерсон сохра­нил до преклонных лет и какое-либо откло­нение от них считал невозможным.

В августе 1871 г. на агрономическое отде­ление института был принят С. М. Кравчинский, ставший вскоре видным деятелем революционного народнического движения. Среди студентов он выделялся начитан­ностью, большими способностями к наукам. Это был юноша с уже сложившимися ре­волюционными взглядами. До поступления в институт он окончил столичное артил­лерийское училище и, прослужив один год в чине подпоручика в Киевской батарее, навсегда оставил военную службу. На 1 курс было выделено несколько стипендий для особо нуждающихся студентов, но стипен­дия назначалась лишь выдержавшим осо­бые конкурсные испытания на ее получе­ние. Из 12 студентов, державших экзамены, самая высокая сумма баллов была у С. Кравчинского. По свидетельству Л. Шишко, члена кружка чайковцев и друга С. Кравчинского еще по артиллерийскому училищу, последний вступил в кружок чайковцев осенью 1871 г. К этому периоду относятся первые попытки перехода кружковцев к ре­волюционной агитации среди петербургских рабочих. С самого начала своей деятель­ности в кружке С. Кравчинский вел пропа­ганду революционных идей среди учащейся молодежи, читал лекции по истории и поли­тической экономии, рабочим на Выборгской стороне, причем излагал им в популярной форме первый том сочинений К. Маркса. В. И. Ковалевский, живший некоторое время в одном номере с С. М. Кравчинским, вспо­минает, что он вместе с ним часто разносил нелегальную литературу, и вечерами они неоднократно вдвоем отправлялись пешком в город «с нелегальщиной». В номере сту­дента Кравчинского бывал Г. В. Плеханов.

В начале лета 1873 г. С. М. Кравчинский поселился вместе с Д. А. Клеменцом на рабочей окраине Петербурга для ведения пропаганды среди рабочих Невской за­ставы. По личной просьбе он был уволен 25 июля из Земледельческого института. Конец июля и август С. М. Кравчинский на­ходился в Новоторжском уезде в имении отставного поручика А. Ярцева (вольнослу­шателя Земледельческого института), где намеревался устроить тайную типографию.

По возвращении в Петербург он первый решил «идти в народ». Это решение озна­чало отречение от привычной обстановки, отказ от возможности продолжать образование. Начинался новый этап жизни в усло­виях незнакомых и заведомо тяжелых. Осенью этого же года С. М. Кравчинский вместе  с  революционером-народником Д. М. Рогачевым под видом пильщиков от­правились в Тверскую губернию. С этого времени С. М. Кравчинский всецело от­дается революционной работе и переходит на нелегальное положение. Идея хождения в народ была подхвачена кружком москов­ских студентов, руководимым Ф. В. Волхов­ским и Г. А. Лопатиным, и нашла отклик среди студенчества в других городах.

Самоотверженная борьба революцион­ных народников не имела и не могла иметь успеха в народе, но «...их проповедь будила все же чувство недовольства и про­теста в широких слоях образованной молодежи».

Спустя несколько лет С. Кравчинский, бу­дучи деятельным членом тайного револю­ционного общества «Земля и воля», по по­ручению его комитета убил шефа жандар­мов начальника III отделения Мезенцева. Смертельный удар кинжалом, нанесенный Мезенцеву на Михайловской площади в ав­густе 1878 г., был актом возмездия за издевательства над политическими заключен­ными, за смертные казни революционеров, санкционированные главой III отделения. О яркой жизни, революционной и литера­турной деятельности С. М. Кравчинского (Степняка) написано очень много.

Кружок чайковцев и связанные с ним ра­бочие кружки были разгромлены весной 1874 г. Последовали многочисленные аресты учащейся молодежи. Большинство аресто­ванных пропагандистов после нескольких лет заключения судились по известному «процессу 193-х». Среди лиц, привлеченных за революционную пропаганду, встречаются бывшие студенты-лесники, в частности Г. Софинский, исключенный из института в 1871 г. за участие в беспорядках, связанных с де­лом А. Н. Энгельгардта.

В ноябре 1874 г. на специальном совеща­нии министров под председательством ми­нистра государственных имуществ Валуева, в ведении которого находился Земледель­ческий институт, в присутствии градоначаль­ника Трепова обсуждался вопрос о принятии необходимых мер для предотвращения беспорядков в учебных заведениях. Сове­щание считало одной из причин беспорядков большое количество необеспеченных молодых людей в высших учебных заведе­ниях. С этих пор прием в Лесной институт по каждому прошению был возможен лишь с согласия министра Валуева. Подбор сту­дентов велся им весьма тенденциозно. Так, например, он отказывает в приеме 12 воспитанникам Гатчинского сиротского института, подавшим прошение о приеме, и одновременно дает разрешение на прием сыновьям привилегированных лиц. Это способство­вало определенному социальному подбору учащихся, но не спасало положения. Во второй половине 70-х годов в Земледельче­ском институте (вновь переименованном в 1877 г. в Лесной институт), хотя и не было «открытых   беспорядков»,  но были сходки, случаи коллектив­ного   обсуждения   различных вопросов, касающихся внутрен­ней жизни института. Студенты-лесники принимали участие в сходках, происходивших в Медико-хирургической академии.

В 1876 г. петербургскому гра­доначальнику  поступил  донос о том, что в политической де­монстрации на площади у Ка­занского   собора   принимали участие, студенты Лесного инсти­тута (указаны фамилии студентов), где они «больше всех драли горло против правительства и царя». Подобные донесения на отдельных студентов и слу­жащих Лесного института были неодно­кратными. Все это говорило о непрекра­щающейся революционной деятельности в институте.

В 80-х годах на арену общественно-поли­тической жизни России вышел рабочий класс. Начался новый этап революционно-освободительной борьбы, связанный с по­явлением первых марксистских кружков и организаций, с распространением марксизма в России.

В ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ (1880—1900)

После падения крепостного права в России сравнительно быстро стал развиваться капитализм. Развитие капитализма происходило за счет эксплуатации трудящихся.

Но чем невыносимей становилась жизнь, тем сильнее росло в народе стремление изменить ее. В. И. Ленин в «Проекте про­граммы нашей партии» (1899) указывал, что рост нищеты, гнета, порабощения, унижения и эксплуатации трудящихся «...является одним из главных условий, порож­дающих рабочее движение и социализм в России». На арену политической борьбы вышел российский пролетариат. Возникли первые марксистские организации в России, еще не связанные с рабочим движением. И только в середине 90-х годов эта связь была осуществлена.

Революционную борьбу народа против самодержавия активно поддерживала про­грессивная часть студенчества.

Лесной институт считался одним из демо­кратических высших учебных заведений, однако и в нем дети трудящихся составляли небольшой процент. В 1881 г. по социаль­ному положению студенты института рас­пределялись следующим образом (в %):

детей дворян 45; военных 24; духовенства 5; купцов 6; мещан 12; крестьян 8. Таким образом, 80% составляли выходцы из господствующих классов. В 90-е годы в усло­виях известного расширения высшего обра­зования происходит некоторая демократизация студенчества: процент учащихся из мещан, крестьян и детей солдатского про­исхождения поднимается до 35.

Обучение в институте было платным. Плата за обучение в год составляла 50 рублей и за место в общежитии — 40 рублей. В число слушателей принима­лись только «по внесении следуемой платы и по явке в форменной одежде», что, есте­ственно, не всякому было доступно. Стипендией обеспечивались немногие: лишь 18—20% студентов. В условиях реакционной политики царской России студенчество, как и весь народ, страдало от бесправия и политического произвола, от унизительных порядков в стенах учебных заведений. На­пример, студентам высших учебных заведений запрещалось «принимать участие в ка­ких-либо сообществах, кружках, землячествах». При поступлении в Лесной институт каждый молодой человек давал письменное обязательство, что он будет следовать этому распоряжению. Ущемлялись личные права студенчества, в частности студентам запрещалось вступать в брак во время пре­бывания их в институте.

Передовая часть студенчества увлекалась прогрессивными демократическими идеями, активно  участвовала  в  народничестве, а с распространением марксизма и появле­нием первых марксистских кружков в Рос­сии — в социал-демократическом движе­нии.

Одной из первых марксистских групп в России, была «Партия русских социал-де­мократов», организованная в Петербурге зимой 1883/84 г. студентом университета, болгарином Д. Н. Благоевым (основатель и вождь Болгарской коммунистической пар­тии). В эту группу входили в основном сту­денты университета, Технологического и Лесного институтов.

«Партия  русских  социал-демократов» развернула большую революционную работу среди рабочих Выборгской и Петро­градской стороны, Васильевского острова, за Невской заставой, а также среди воен­ных. В 1884 г. ею была создана первая не­легальная типография, в которой стали пе­чатать подпольную газету «Рабочий».

Группа Благоева приняла проект про­граммы, составленный группой «Освобож­дение труда». Несмотря на арест Д. Н. Благоева 1 марта 1885 г., после трехмесячного тюремного заключения высланного из России как иностранного подданного, благоевцы продолжали заниматься пропагандой среди рабочих, укрепляли связь с группой «Освобождение труда», готовили очеред­ной номер газеты «Рабочий».

Из студентов Лесного института в социал-демократическую группу Благоева входили В. Кугушев, С. Платунов, А. Герасимов, В. Мутных, В. Симановский, В. Голошейкин, И. Иванов, Д. Гофман.

В. А. Кугушев (род. в 1863 г.), сын уфим­ского губернского предводителя дворян­ства, входил в руководящее ядро благоевской группы, проводил занятия в четырех рабочих кружках Выборгской стороны, вел переписку с социал-демократами за грани­цей, закупал там литературу, привез из Вильно станок для первой типографии благоевской организации. В. А. Кугушев прини­мал активное участие в устройстве вечеров, лотерей, часть средств от которых посту­пала в помощь политическим ссыльным, за­ключенным и на организацию рабочих кружков.

В. С. Мутных и В. Е. Голошейкин, вышед­шие из разночинной среды, окончили Ека­теринбургское реальное училище, затем учились в Лесном институте, в общежитии жили в одной комнате. Они руководили сбором средств для помощи политическим ссыльным и заключенным, вели пропаганду среди рабочих, размножали на гектографе различные прокламации, хранили у себя и распространяли   социал-демократическую литературу. В марте 1887 г. при обыске у них были обнаружены части гектографа, штемпели,  печати,  отчеты,  ведомости, бланки ведомостей и издания С.-Петербург­ского общества помощи политическим ссыльным и заключенным и большое коли­чество марксистской литературы.

Д. И. Гофман также был активным чле­ном благоевской группы. Вместе с И. И. Ивановым он проводил работу среди воен­ных, и принимал участие в подготовке тре­тьего номера газеты «Рабочий». При обыске у него была отобрана рукописная про­грамма пропаганды среди военных и марк­систская литература. Студенты С. Платунов, А. Герасимов, В. Симановский наряду с другими благоевцами занимались пропа­гандой среди рабочих, собирали пожертво­вания в пользу политических ссыльных и заключенных, хранили у себя и распростра­няли социал-демократическую литературу.

В 1886 г, были арестованы В. А. Кугушев, Д. И. Гофман и другие. Спустя два года благоевская группа подверглась оконча­тельному разгрому. Участники ее были осуждены и после тюремного заключения сосланы.

В 1885—1886 гг., еще до разгрома бла­гоевской группы, в Петербурге возникла новая социал-демократическая организация под названием «Общество содействия под­нятию материального, интеллектуального и морального уровня рабочего класса в России», переименованная затем в «Товарище­ство петербургских мастеровых», организа­тором которой был известный деятель революционного движения П. В. Точисский. Общество состояло из группы рабочих и группы интеллигентов. Большая пропагандистская деятельность организации среди рабочих Петербурга сыграла важную роль в дальнейшем развитии социал-демократи­ческого движения. Группа имела свою ти­пографию, библиотеку, склад нелегальной литературы и кассу помощи рабочим, по­страдавшим за политические убеждения.

Студент Лесного института Василий Чешихин был связан с группой интеллигентов и выполнял ее задания. После окончания в 1888 г. Петербургского университета В. Чешихин поступил в Лесной институт. Еще в университете он примыкал к пе­редовой части студенчества, был близко знаком с известным революционером В. К. Курнатовским—тогда тоже студентом университета. Департамент полиции констатировал, что «между В. Чешихиным и В. Курнатовским всегда происходит обмен мыслей по поводу возрождения... тайного кружка для низвержения существующего государственного строя». Василий Чешихин был также близко знаком с Марией Точисской и ее подругами — активными участницами группы П. В. Точисского, выполнял поручения группы. В частности, он собирал деньги в помощь политическим ссыльным, привлекая к этому других студентов Лес­ного института.

После разгрома благоевской организа­ции, а затем и группы Точисского в Петербурге сохранились и продолжали действовать социал-демократические круж­ки. Осенью  1889 г. студент-технолог М. И. Бруснев объединил эти кружки в об­щегородскую организацию.

Программа брусневской группы в марк­систском отношении была более зрелой, чем проект программы благоевской группы.

В 1891 г. члены брусневской организации устроили во время похорон Н. В. Шелгунова политическую демонстрацию, на кото­рой, кроме интеллигентов, присутствовали рабочие. В демонстрации участвовало 50 студентов Лесного института. Произошло столкновение с полицией. Наиболее актив­ные участники демонстрации были аресто­ваны, среди них большинство составляли студенты Лесного института. Впоследствии за это они были исключены из института.

Брусневская организация, состоявшая из рабочих, интеллигентов, студентов универ­ситета и Технологического института, была связана с группой «Освобождения труда» и получала от нее социал-демократическую литературу. Из студентов Лесного института в нее входили: Н. Сивохин, Ф. Шевелев, М. Маслов, А. Разумовский, Н. Булич, А. Серебрянников, А. Голубев, С. Дмитриев, К. Волосович и др.

Н. П. Сивохин был активным членом исполнительного комитета организации, за­нимался пропагандой среди рабочих, руко­водил рабочим кружком, хранил и распро­странял социал-демократическую литературу. 0н возглавлял кампанию за открытие студенческой столовой в Лесном институте. Однако хозяйственный комитет института не разрешил открыть столовую, мотивируя свой отказ тем, что подобные столовые яв­ляются местом сходок студентов.

Пропагандой среди рабочих занимались и другие брусневцы-лесники. Они имели в общежитии гектограф, на котором размножали революционную литературу и рас­пространяли ее среди студентов и рабочих.

26 апреля 1892 г. был арестован М. Егупов — руководитель одной из групп брусневской организации. На допросах в поли­ции он предал организацию, назвав всех ее участников, в том числе Н. Сивохина, К. Волосовича, С. Дмитриева и А. Серебрянни­кова (последний к тому времени уже окон­чил Лесной институт). Последовали массо­вые аресты. Большинство арестованных было приговорено к тюремному заключе­нию и ссылке на разные сроки в Восточную Сибирь.

Однако репрессии царизма не были в со­стоянии задержать рост социал-демократического движения. Вокруг уцелевших от арестов членов брусневской организации (С. И. Радченко, Л. Б. Красин) в Петербурге образовалась в 1893 г. марксистская группа «стариков», в которую, кроме Радченко и Красина, вошли студенты-технологи Г. М. Кржижановский, В. В. Старков, А. А. Ванеев, П. К. Запорожец, студент Петербург­ского университета М. А. Сильвин, учитель­ница Н. К. Крупская и др. В Петербурге существовали и другие кружки, часть, из ко­торых еще не порвала с народничеством, другие носили общеобразовательный или культурнический характер. Студенты Лес­ного института, объединившиеся в кружки, были связаны с кружками других инсти­тутов.

В 90-х годах развернулась острая борьба марксистов против народников, которую с осени 1893 г. возглавил В. И. Ленин, приехавший в Петербург. Эта борьба захватила интеллигенцию, студентов, рабочих. В нее активно включились и студенты Лесного ин­ститута. Полиция была обеспокоена собра­ниями молодежи и давала указания своим тайным агентам наблюдать за ними. Так, агент-провокатор Михайлов-Московский до­носил начальству, что 21 февраля 1894 г. в Лесном институте назначается вечеринка, на которой должна состояться дискуссия между марксистами и народниками. Позд­нее он доносил, что эта вечеринка состоя­лась и в прошедшей дискуссии «марксисты победили».

Студенты знакомились с марксизмом не только во время подобных дискуссий, но и самостоятельно изучая марксистскую лите­ратуру. Об этом свидетельствует очеред­ное донесение полицейского агента, сооб­щавшего о широком распространении среди студентов Лесного института «Мани­феста Коммунистической партии», а также произведений Г. В. Плеханова «Наши разногласия», «Социализм и политическая борь­ба» и др. Что касается народнической литературы, то в сообщении назывался только «Листок от группы народовольцев» в количестве 50 экземпляров, имевшийся у двух студентов.

Сторонники марксизма из числа студен­тов Лесного института вели активную борьбу против народников не только в сте­нах института, но и среди рабочих.

Борьба марксистов против народников закончилась победой марксизма. В этом величайшая заслуга В. И. Ленина, который идейно разгромил народничество и тем са­мым обеспечил дальнейшее распростране­ние марксизма в России. В результате этой борьбы марксистские кружки окрепли. В 1895 г. они были объединены В.И.Лениным в единую организацию — «Петербургский союз борьбы за освобождение рабочего класса», осуществившую переход к массо­вой политической агитации среди рабочих, соединившую социализм с рабочим движением.

В Лесном институте в середине 90-х го­дов существовала социал-демократическая группа. В нее входили студенты: И. Шестопалов, Е. Выходцев, С. Харченко, Д. Суптельский, Н. Строгальщиков, А. Разумов­ский, Н. Куделянский, А. Гойжевский, А. Тайрьянц, Г. Бернацкий, С. Билибин, Ф. Чиликин, С. Левитин, М. Куровцев, Я. Ярошевич, Н. Петров, П. Августинович, Н. Тихомиров, В. Килианский и др. Эта группа была связана с «Союзом борь­бы за освобождение рабочего класса», а И. А. Шестопалов входил в его руководя­щий центр.

После ареста В. И. Ленина, А. А. Ванеева и других (в 1895 г.) И. А. Шестопалов руко­водил марксистскими рабочими кружками на Резвоостровской мануфактуре Воронина на Шлиссельбургском тракте. Один из кружков занимался у него на квартире. Он был тесно связан с передовыми рабочими заводов Леснера на Выборгской стороне, Российской бумагопрядильной мануфак­туры, бумагопрядильной фабрики Штигли­ца, Калининской бумагопрядильни. И. А. Шестопалов писал листовки антиправительственного содержания и вместе со студентом Е. Выходцевым распространял их среди рабочих и студентов.

Особенно активна была деятельность членов «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» в период летней заба­стовки 1896 г. Ежедневно собирались све­дения о ходе стачки по заводам, распространялись прокламации, в которых выдви­гались требования рабочих, и освещалось положение дел.

И. А. Шестопалов и Е. Выходцев были непосредственно связаны с Лахтинской типо­графией. 17 июня 1896 г. И. А. Шестопалов был арестован. После отбытия тюремного заключения он в 1897 г. был сослан на три года.

Н. Строгальщиков как член «Союза» за­нимался пропагандой среди рабочих, руко­водил марксистским кружком, распростра­нял прокламации и воззвания. С. Харченко по заданию «Союза» печатал на гектографе и распространял воззвания и прокламации;

в частности, им было напечатано воззвание к рабочим фабрики Торнтона.

А. Гойжевский, Н. Куделянский, Г. Бер­нацкий, А. Тайрьянц были руководителями марксистских кружков на фабриках и заво­дах. В 1896—1897 гг. среди колпинских ра­бочих пропагандой марксизма занимались Кучинский (под кличкой Михаил Осипович) и А. Сафонов (под кличкой Виктор Данило­вич). Там же работал студент В. Килианский.

В самом институте студенты социал-де­мократы принимали активное участие в об­щественно-политической жизни, возглав­ляли студенческую читальню, студенческую кассу, организовывали студенческие балы и концерты. Вырученные от балов и концер­тов деньги шли на приобретение социал-демократической литературы, в помощь стачечникам, политическим ссыльным и за­ключенным.

В 1895 г. среди студентов социал-демо­кратов Лесного института начались аресты. Были арестованы А. Разумовский, А. Гой­жевский, Г. Бернацкий, А. Тайрьянц, Н. Куделянский; в 1896 г. были арестованы Н. Строгальщиков и С. Харченко. Продол­жались аресты и в 1897 г. Особенно много было арестовано (52 человека) за участие в ветровской демонстрации. Несмотря на репрессии царизма, социал-демократиче­ское ядро в Лесном институте продолжало существовать и укрепляться. В период об­разования партии оно влилось в состав РСДРП.

VI. Заключение

За 114 лет своего существования до Октября 1917 года Лесной институт прошел славный путь, тесно связанный с общеисторическим процессом развития страны. Бо­лее ста лет институт развивался в условиях крепостничества и капитализма, но, несмотря на тяжелую обстановку самодержавного строя, угнетавшего живую творческую мысль, сумел стать крупным учебным заве­дением, давшим дореволюционной России 4300 специалистов. Институт воспитал бле­стящую плеяду ученых, создававших русскую науку о лесе и вносивших значитель­ный вклад в развитие естествознания.

Многим ученым института принадлежит большая заслуга в широком распростра­нении естественнонаучных знаний, в популяризации науки.

Лучшие представители профессуры и студенчества были связаны с формирова­нием и развитием демократического и ре­волюционного движения в России.  С начала распространения марксизма и вплоть до победы Великого Октября наиболее передовая часть студенческой молодежи принимала активное участие в революционной борьбе против царского самодержавия.


ЛИТЕРАТУРА

1.   В.И. Шарков «Крупнейший лесной ВУЗ СССР»

2.   «Лесотехник» //№3, 30.01.91

3.   «Лесотехник» //№22, 20.10.92

4.   «Лесная газета» //№123, 31.10.95


Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.