рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Мир и Россия: Основные тенденции истории

Сельское хозяйство при Петре развивалось медленно, в основ­ном экстенсивным путем (расширение посевных площадей за счет освоения новых районов, проникновения земледельческой колониза­ции в Поволжье, Урал и Сибирь). В деревне укреплялись и расши­рялись крепостнические отношения. Крепостное право было распро­странено на лично свободных "гулящих людей", а также на холопов, часть из которых до этого имела формальную возможность освобо­диться после смерти хозяина. При всем при этом сельское хозяйство в целом удовлетворяло возросшие внутренние и экспортные запросы.

Северная война, активная внутренняя и внешняя политика уси­ливают потребность государства в деньгах, которые оно получало за счет расширения косвенных (рыбный, медовый, банный, на бороды, на гробы и т.д.) и увеличения прямых (рекрутский, драгунский, кора­бельный, особые "сборы") налогов. Поиски новых источников дохо­дов привели к коренной реформе всей налоговой системы. После проведения в 1718-1724 гг. переписи населения подворное обложение было заменено подушной податью. Перепись учла 5,6 млн. податных душ, в том числе 5,4 млн. крестьян. Была установлена единая подать: с помещичьих крестьян - 74 коп., с государственных крестьян 1 руб. 14 коп., с посадских (ремесленников и купцов) -1 руб. 20 коп. К 1725 г. государственные доходы, по сравнению с 1701 г., выросли в 4 раза и составили 3,5 млн. руб., из которых 4,6 млн. руб. проходилось на подушную подать.

Государственное насилие, налоги, жесткий контроль вызывали довольно многочисленные выступления народных масс. Число бег­лых крестьян к концу царствования Петра 1 достигло 200 тысяч. В 1705-1706 гг. произошло восстание стрельцов в Астрахани, поводом для которого послужило насильственное брадобритие и обязательное ношение иноземной одежды. Наиболее мощным народным движени­ем петровского времени считается восстание казаков под руково­дством К. Булавина в 1707-1708 гг. Это выступление охватило Дон, Слободскую Украину и Поволжье.

В то же время серьезной оппозиции петровским реформам в вы­сших слоях российского общества не было. Историки насчитывают всего 3-4 заговора против царя среди поборников старины. Это го­ворит о том, что необходимость реформ осознавали многие. Правда, на стороне тех, кто отстаивал традиции Московского царства, был сын царя Алексей, погибший в борьбе с отцом. В целом, жесткая го­сударственная система контролировала ситуацию в обществе.

Важнейшим направлением преобразований Петра I было ре­формирование государственного управления, носившее всеобъем­лющий характер. В 1711 г. вместо Боярской думы был образован Правительствующий Сенат - высшее правительственное учреждение с судебными, административными, а иногда и законодательными функциями. Сенат состоял из 9 человек, назначенных лично Петром. Хотя Сенат был руководящим контролирующим органом, но и за его деятельностью был установлен контроль в лице генерал-прокурора. Ему подчинялись прокуроры, назначаемые во все правительственные учреждения.

Для тайного надзора за управлением и особенно за сбором и расходованием казенных сумм были введены должности фискалов. Ими руководил обер-фискал, входивший в состав Сената.

Взамен сложного и неповоротливого аппарата приказов (44 к концу XVII в.) в 1718-1720 гг. были учреждены коллегии по образу существовавших тогда в Швеции и некоторых других европейских странах. Всего было создано 11 коллегий со строгим разделением функций: Коллегия иностранных (чужестранных) дел. Военная, Ад­миралтейская, Вотчинная, Юстиц-коллегия, Камер-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Берг-мануфактур-коллегия. На правах коллегии действовал основанный в 1720 г. Главный магистрат, руководивший работой городовых маги­стратов. Задачей новых учреждений, сменивших земские избы, явля­лось исполнение административно-полицейских и судебных функ­ций, развитие городских ремесел и торговли.

25 января 1721 г. Петр утвердил "Духовный регламент". На его основе была проведена коренная церковная реформа, ликвидировав­шая автономию церкви и полностью подчинившая её государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церко­вью учреждена специальная духовная коллегия, преобразованная вскоре в Святейший правительствующий Синод. В его ведении нахо­дились чисто церковные дела: толкование церковных догм, борьба с ересями, смещение церковных должностных лиц, цензура духовных книг и т.д. С 1722 г. надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор Синода, который назначался из светских лиц и фактически возглав­лял Синод, Это завершило церковную реформу и превратило Синод в составную часть государственного аппарата.

Особое место среди центральных учреждений занимал Преоб­раженский приказ, занимавшийся политическим сыском.

Созданную Петром систему государственного управления объе­динял новый порядок прохождения службы, который определяла "Табель о рангах" принятый в 1722 г.. Новый закон разделил службу на гражданскую, военную и придворную. Иерархическая лестница состояла теперь из 14 классов или рангов. "Табель о рангах" постави­ла во главу угла не знатность происхождения, а личные достоинства дворян, расширила доступ к государственной службе представителей других сословий. Всякий, получивший чин 8-го класса, становился дворянином.

Привлечению дворян к службе способствовал и принятый в 1714 г. указ о единонаследии, приравнявший поместья к вотчинам.” Поместные и вотчинные земли были объявлены "недвижимой" собст­венностью, которую нельзя было продавать, закладывать или делить на части. Вся недвижимая собственность могла быть передана только одному из наследников, а движимое имущество получали остальные дети и вдова, что мотивировалось необходимостью предотвращения измельчания помещичьих хозяйств. Однако главная цель указа 1714 г. состояла в том, чтобы принудить молодых дворян "хлеба своего искать службою, ученьем, торгами и прочим".

Наряду с укреплением центрального аппарата управления ещё раньше началась реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации с 1708 г. вводится губернская система управления. Первоначально страна была разделена на 8 губерний. Во главе их стояли губернаторы, в руках которых находилась вся полнота адми­нистративно-полицейской и судебной власти. В 1719 г. структура об­ластной администрации вновь изменилась. Основной административ­ной единицей становится провинция (их было около 50) во главе с воеводой. Губернии сохранились, но во власти губернаторов осталось управление губернским городом, и командование войсками, расквар­тированными на территории губернии. По остальным вопросам про­винциальные власти сносились непосредственно с коллегиями и Се­натом.

Итогом административных преобразований стало оформление в России абсолютной монархии. Петр I, принявший в 1721 г., после подписания Ништадского мира со Швецией, титул императора, полу­чил возможность неограниченно управлять страной при помощи пол­ностью зависимые от него чиновников.

Важнейшим результатом реформ Петра I стало создание совре­менной регулярной армии и флота. Реорганизация армии началась уже в 1698 г.. когда стали распускаться стрелецкие и создаваться ре­гулярные полки, с единообразной структурой, вооружением, обмун­дированием, дисциплиной, уставами. Армия пополнялась за счет рек­рутских наборов, проводимых из крестьян и других податных сосло­вий. Офицерский состав набирался из дворян, обучавшихся в рядах гвардейских полков (Семеновский и Преображенский) или в специ­ально организованных школах (Навигацкой, Артиллерийской и др.). К концу правления Петра в Русской армии числилось 130 тысяч че­ловек. Кроме того, около 70 тысяч находилось в гарнизонных войсках и свыше 100 тысяч - в нерегулярном войске, состоявшем преимуще­ственно из казаков.

Важным шагом было и создание отечественного военно-морского флота, начатое ещё зимой 1696 г. со строительства судов на реке Воронеж. На строительство флота в Воронеже было мобилизо­вано несколько десятков тысяч человек. И уже весной 1696 г. были готовы около 30 морских судов и более 1000 речных барж для пере­возки войск. Именно с их помощью Россия овладела в июле 1696 г. турецкой крепостью Азов, получив выход в Азовское море. В годы Северной войны основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота. В 1708 г. был спущен первый 28-пушечный фре­гат на Балтике, а через 20 лет российский флот на Балтийском море был самым мощным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 85 галер и других судов.

В результате военных реформ уже при жизни царя российская армия зарекомендовала себя одной из сильнейших в Европе, а оте­чественный флот стал господствовать на Балтике. Россия превраща­ется в европейскую державу, без участия которой отныне не может решаться ни один важный вопрос международной жизни.

Преобразования, охватившие все стороны жизни России в Пет­ровскую эпоху, не могли быть проведены без подъема общего культурного уровня населения, прежде всего господствующего класса. Активно вводится светское образование, появляются медицинские, инженерные, горные, военные, ремесленные и другие школы. В 1725 г. в Петербурге создана была Академия наук, бывшая не только об­щенациональным научным центром, но и базой для подготовки научных кадров. При ней был открыт университет и гимназия. Осуществ­лен переход от церковнославянского на гражданский шрифт. Развер­нуто издание светских книг, прежде всего учебных. В жизнь общест­ва входят светская живопись, театр, архитектура. Преодолевалась на­циональная замкнутость русской культуры.

В эпоху Петра I коренной ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке вводит бритье бород, европейскую одежду, обя­зательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновни­ков. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в книге "Юности чест­ное зерцало".

Петровские преобразования в сфере культуры, быта носили яр­ко выраженный политический характер, вводились зачастую насиль­ственными методами. Учеников в школы набирали с трудом. Про­свещение и культура светского характера во времена Петра охваты­вали очень узкий круг людей - 0,5 % населения. Подавляющее боль­шинство продолжало жить в традициях старины.

Таким образом, за чрезвычайно короткий срок в результате ре­форм Петра I Россия модернизируется, превращается в европейскую державу, которая по своей промышленной и военной силе не уступа­ла самым развитым странам того времени. Однако, оценка в целом деятельности Петра I, результатов и цены его преобразований уже с XVIII в. служит предметом острых дискуссий в обществе и историче­ской науке. Взгляд на реформы Петра как на глубокий поворот в жиз­ни общества, обновивший русское общество сверху до низу, придер­живается большинство ученых и общественных деятелей. Только од­ни из них (западники) считают этот переворот, "воссоединивший" Россию с Европой, великой заслугой Петра. А другие (русофилы, славянофилы или почвенники) утверждают обратное. По их мнению, Петр I изменил национальному началу в истории России и нанес вред естественному ходу развития страны. Даже среди тех, кто признает прогрессивность петровских реформ, многие считают, что она не стоила тягот и страданий, перенесенных Россией. Так, историк и один из лидеров кадетской партии П. Н. Милюков писал, что "ценой разорения Россия возведена была в ранг европейской державы". Эта неоднозначность оценок сохраняется и до сих пор.

В январе 1725 г. Петр I умирает. Ещё в 1722 г. он издал указ, по которому престол наследовал человек, названный в завещании им­ператора. Однако назвать своего наследника он не успел. С этого момента престол становится объектом борьбы различных придворных группировок. В результате история России с 1725 по 1762 год. харак­теризуется полосой дворцовых переворотов, в которых огромную роль играла гвардия. В условиях частых дворцовых переворотов и смены лиц, стояв­ших во главе государственного правления, конечно, не могло идти речи о продолжении и развитии крупных реформ, осуществленных в царствование. Петра I. Правительства, сменявшие друг друга, огра­ничивали свою деятельность мероприятиями частного характера. Так, дворянство добилось смягчения жестких петровских рамок пожиз­ненной государственной службы (до 25 лет), им разрешалось заво­дить свои мануфактуры, винокурение было объявлено дворянской монополией. Важные преобразования в сфере образования произош­ли в царствование дочери Петра 1 - Елизаветы. В 1741 г. в Академии наук появились национальные кадры. В 1755 г. при непосредствен­ном участии первого русского академика М.В. Ломоносова был от­крыт Московский университет с тремя факультетами - медицинским, юридическим и философским.

Как бы по инерции продолжалось развитие и русской экономи­ки. Это не значит что в хозяйстве России наблюдался застой. В это время феодально-крепостнический строй вступил в стадию разложе­ния, в его недрах начал складываться капиталистический уклад. Ут­рачивалась такая характерная черта феодального хозяйства как нату­ральная замкнутость. Крестьянское и помещичье хозяйство уста­навливают более или менее прочные связи с рынком. Развивается дворянское и купеческое предпринимательство в области промыш­ленности. Определенным критерием приспособления крестьянского хозяйства к товарно-денежным отношениям является развитие про­мыслов и уход крестьян на неземледельческие заработки. И, наконец, важнейшим показателем формирования капиталистического уклада считается появление капиталистической мануфактуры (особенно в легкой промышленности) с преобладанием вольнонаемного труда.

Но свидетельств таких существенных преобразований в эконо­мической и социально-политической жизни, которые были характер­ны для правления Петра I, практически не было. Непрерывная борьба за власть, внутриполитическая нестабильность снижали также эффек­тивность и внешней политики.

28 июля 1762 г. на русский престол в результате очередного дворцового переворота взошла Екатерина П, правившая 34 года. Это была высокообразованная, умная, деловая, энергичная, честолюбивая и лицемерная правительница. Уже первые годы царствования Ека­терины свидетельствовали о том, что она желает править самовлас­тно, но в то же время учитывать общественное мнение в стране и за рубежом. В 1763 г. Екатерина лишает Сенат законодательных прав, превращая его в чисто административный орган. В следующем году ликвидируется гетманство на Украине. 26 февраля 1764 г. был принят указ о секуляризации духовных владений и переводе монастырских крестьян в категорию государственных.

Около 2 млн. крестьян были переданы в управление коллегии экономии и обложены подушной податью.

Вместе с тем Екатерина, не желая существенно ограничивать свою власть, чувствовала потребность страны в преобразованиях ли­берального направления. Попытки либеральных реформ были осуще­ствлены на принципах "Просвещения" - идейного течения, возникше­го в Европе в ХVII в. Историческая и философская наука характери­зовали Просвещение как эпоху безграничной веры в человеческий ра­зум, в возможность перестроить общество на разумных основаниях. На основе идей Просвещения во второй половине ХVIII в. рядом ев­ропейских стран проводится политика просвещенного абсолютизма. Как явление, просвещенный абсолютизм характерен для стран со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений, где дворянство сохраняло свои политические права и экономические привилегии. Сущность политики просвещенного абсолютизма за­ключалось в стремлении укрепить неограниченную власть монарха, сохранить самодержавный строй, права и привилегии дворянства. А, с другой стороны - облегчить приспособление дворянства к новым буржуазным отношениям, поиск новых форм взаимоотношений гос­подствующего класса с государственной организацией.

Своеобразной идеологической основой просвещенного абсолю­тизма являлись идеи французских (Монтескье, Дидро, Руссо, Воль­тер) и других просветителей, в основе которых лежали принципы "естественного права", признававшего равенство и свободу всех лю­дей от рождения и, следовательно, их одинаковые права. Нынешнее же человеческое общество, неразумное и несправедливое должно быть уничтожено; Существует оно только потому, что непросвещен­ный народ не понимает всей его несправедливости. Следовательно, требуется просвещение народа, а преобразования в обществе на разумных основаниях осуществит просвещенный монарх.

В практическом плане идеи просвещенного абсолютизма наи­более четко проявились в правовой области: в отделении суда от администрации и более правильном устройстве судебных органов; в признании принципа "презумпции невиновности"; в законодательном закреплении прав и привилегий сословий и общесословных органи­заций; в оформлении позитивного государственного права как суммы определенных юридических положений о полномочиях верховной власти и компетенции высших органов управления.

Просветительские идеи широко распространялись в Европе, и некоторые государи претендовали на роль "философа на троне". В их числе была и Екатерина II , объявившая себя последовательницей идей французских философов.

Политика просвещенного абсолютизма была достаточно проду­манной и гибкой. На либеральных идеях, по словам историка В. О. Ключевского, строилась проектированная система законодательства, они проводились как принципы в отдельных узаконениях, вводились в ежедневный оборот мнений, допускались как украшения правитель­ственного делопроизводства, проводились в частных беседах импе­ратрицы, в великосветских гостиных, в литературе и даже в школе как образовательное средство. К удивлению Европы, некоторые пе­чатные издания осмеливались даже критиковать императрицу. Вслед за веком, веря во всемогущие законы, Екатерина в каждый год своего царствования издавала их в среднем по 12 в месяц.

Одним из первых примеров либеральных начинаний Екатерины II стало учреждение в 1765 г. Вольного Экономического общества, призванного популяризировать передовые экономические знания и содействовать помещичьим нововведениям.

Но наиболее ярким воплощением принципов и пожеланий про­свещенного” абсолютизма стал "Наказ" Екатерины II Уложенной ко­миссии, написанный в 1765-1767 гг. Созыв комиссии был обусловлен необходимостью кодификации законов, так как действовавшее Со­борное Уложение 1649 г. устарело. А неоднократно предпринимав­шиеся попытки составления нового Уложения в первой половине ХVIII в. не были завершены.

В "Наказе" императрица высказывала мысли, навеянные идеями просветителей: об искоренении беззакония, жестокости, деспотизма, о распространении просвещения, об умножении народного благо­состояния. В то же время в "Наказе" обосновывалась "естествен­ность" неограниченного самодержавия в России и общественного не­равенства. Как и Петр I, Екатерина считала, что главное орудие пре­образования - власть, государство. Ставила Екатерина и проблему крепостничества. Но в окончательной редакции "Наказа" какие-либо конкретные подходы к решению крестьянского вопроса от­сутствовали.

Уложенная комиссия начала свою работу летом 1767 г. В ней было представлено 564 депутата от всех сословий, кроме крепостных крестьян. Поднимавшиеся в наказах и выступлениях депутатов воп­росы, как правило, не выходили за рамки сословных нужд. Дворян­ство требовало ограничения вмешательства государства в дела соб­ственников, отмены "Табели о рангах", утверждения своего исключи­тельного права на владение землей и крестьянами. Купечество доби­валось монополии на торгово-промышленную деятельность и раз­решения на использование крепостного труда в промышленности.

Наказы, которые шли от горожан, сельских обществ, были го­раздо прогрессивнее. В них звучали такие требования: учреждения академий, университетов, гимназий, городских и сельских школ; обеспечения веротерпимости; всесословного участия в местном са­моуправлении; ликвидации сословных различий.

Вопросом, вызвавшим оживленные прения, был крестьянский. Раздавались голоса о передаче помещичьих крестьян в управление особой коллегии, которая бы взимала с них подати и оброк в пользу помещиков, об установлении фиксированной законом феодальной ренты, предоставлением крепостным крестьянам права собственнос­ти на землю. Характер обсуждения вопроса о положении крестьян был неожиданным для правительства, встревожил его.

В декабре 1768 г., под предлогом войны с Османской империей, Уложенная комиссия, начавшая тяготить Екатерину, была распущена. Новый свод законов так и не был создан, хотя отдельные идеи, вы­сказывавшиеся в комиссии, использовались в правительственной практике 70-80 годов.

В контексте рассматриваемой проблемы отметим, что идеи уме­ренных просветителей разделяла в России не только императрица.

 Либерализм второй половины ХVIII в., представленный такими именами, как А. П. Сумароков, Н. И. Панин, М. М. Херасков, А. Р. Воронцов и др., стремился усовершенствовать монархическое прав­ление путем реорганизации центральных государственных учрежде­ний, смягчения отношений между дворянством и крестьянством. Сторонниками радикальных преобразований европейского типа в России выступали А. Н. Радищев, Н. Н. Новиков. Вдохновленные идеями просветителей и Французской революции, они призывали к коренной ломке российского общества.

Таким образом, в общественно-политической мысли России второй половины XVIII в. были высказаны различные предположе­ния по вопросам дальнейшего развития государства. Консерваторы твердо стояли на позициях сохранения самодержавия и крепостниче­ства. К ним примыкали либерально настроенные дворяне, предла­гавшие, правда, меры смягчения абсолютной власти монарха и при­способления существующего строя к новым, развивавшимся в недрах феодализма капиталистическим отношениям. Наиболее последова­тельные просветители выступали с предположениями, реализация ко­торых должна была, по их мнению, положить конец крепостному праву, создать государство, основанное на действии твердых и не­преложных законов, обеспечивающих благоденствие граждан.

Но пойти по этому пути Россия не могла. Екатерина П, хотя и объявила себя последовательницей идей просветителей, на деле оста­валась самодержавной царицей крепостнической страны. В годы её царствования помещики ссылали своих крестьян в Сибирь, отправ­ляли на каторгу за дерзость. По указу 1767 г. крестьянам запрещалось жаловаться на помещиков. Крепостные крестьяне по-прежнему не являлись гражданами и не имели гражданских прав. Помещики при­сваивали себе даже права выдавать замуж и женить своих крестьян.

Усиление крепостнического гнёта обусловило обострение соци­альных противоречий в стране. Крестьяне, доведенные до отчаяния, бунтовали; убивали своих господ. Очень часты были в середине XVIII в. побеги крепостных. Своего апогея социальный кризис достигает в крестьянской войне 1773 -1775 гг. под предводительст­вом Е. Пугачева. Это была последняя и самая крупная крестьянская война в российской истории. И хотя она заметно отличалась от дви­жений Болотникова, Разина, Булавина, однако не утратила черт, при­сущих крестьянским войнам: стихийности, локальности, отсутствия четких представлений о будущем устройстве общества.

Восстание Е. Пугачева потрясло Екатерину II, способствовало изживанию у нее либеральных иллюзий. В последней четверти XVIII в. она укрепляла государственный аппарат, усиливала единоличие на всех ступенях государственного управления. Большое значение при­обрел Совет при высочайшем дворе, превратившийся в высший сове­щательный и распорядительный орган. Сенат был отодвинут на вто­рой план.

В 1775 г. особым "Учреждениям для управления губерний Рос­сийской империи" была проведена губернская реформа. Губернии были разукрупнены. К концу правление Екатерины их было 50. Гу­бернии делились на уезды. Промежуточная административная едини­ца -провинция, была ликвидирована. Во всех губернских и уездных учреждениях закреплялось привилегированное положение дворян-чиновников, судей, администраторов, избираемых дворянскими со­словными организациями или назначаемых свыше. Данная реформа имела значение и в экономическом плане. Губернские учреждения стали обладать столь обширными функциями, что отпала необходи­мость в ряде коллегий, и все они, кроме Военной, Морской, Ино­странной и Коммерц-коллегии, были упразднены.

Важной стороной губернской реформы стали судебные вопросы. Суд был отделен от администрации и полиция получила самостоя­тельное значение. Создана разветвленная система судов: граждан­ских, уголовных, сословных и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.