рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Особенности внешней политики государства Израиль в период премьер-министерства Бениамина Нетаниягу

Б.Нетаниягу придерживался точки зрения, согласно которой мирные переговоры с Сирией не должны основываться  на принципе «мир в обмен на землю», и утверждал, что достижение мира возможно и без территориальных уступок. В ходе избирательной кампании оба кандидата обнаружили, что невозможно одержать победу придерживаясь позиций, которые составляли основу, сплотившую их электорат. Соответственно, Ш.Перес стал эволюционировать вправо, а Б.Нетаниагу- влево.8 Ш.Перес поддержал кандидатуры отставных генералов типа бывшего министра иностранных дел Йехуда Барака и стал занимать все более жесткую позицию по Иерусалиму. Б.Нетаниягу смягчил свои позиции, заявив, что Декларация принципов и Временные соглашения 1995г. 9 подписаны и будут уважаться, хотя они и являются во многом ущербными. Он также заявил, что встретится с Я. Арафатом, если будет избран премьер-министром, несмотря на свое утверждение ранее, что никогда не сделает этого.

Израильтяне направились к урнам для голосования 29 мая 1996г. поначалу Ш. Перес лидировал с небольшим преимуществом, но Б.Нетаниягу выиграл прямое голосование на пост премьер-министра, получив 50,3 % голосов против Ш.Переса, -49,7%. Свои  бюллютени опустили в урны почти 3 млн. израильтян и перевес Б.Нетаниягу над Пересом составил чуть менее 25 тыс. голосов. Партия труда выграла 34 места в Кнессете против 31, доставшегося блоку Ликуд (Б.Нетаниягу пошел на союз с другими правыми партиями, чтобы составить блок). Хотя Партия труда имела больше мест, Б.Нетаниягу был поддержан другими партиями и добился большинства после периода друдных переговоров о создании коалиции. Его поддержали религиозные партии, которые получили больше мест, чем когда либо прежде.10

Таким образом в Израиле был избран новый премьер-министр, которым стал лидер партии Ликуд-Б.Нетаниягу и также был избран новый- 14-го созыва – Кнессет.11 очевидно, что избрание нового премьера и нового Кнессета не привело к кардинальному изменению политического  курса. Нетаниягу  однозначно высказывался за продолжение  и развитие мирного процесса ещё до своего избрания. И в его позиции не было политического оппортунизма: ведь именно «Ликуд» ( а не «Авода») положил в свое время начало мирному процессу. «Ликуд» в этом  отношении не одинок: его поддерживают и другие партии израильской правой. Даже такая куда более правая партия, как «Мафтал», признает соглашения в Осло в качестве политической реальности.12

Однако курс Рабина-Переса безусловно ожидала коррекция. Мирный процесс не был заморожен, но пошел куда более медленно и осмотрительно. И позиция Израиля стала менее покладистой и более жестокой.

Определяя новую концепцию внешней политики Государства Израиль, Беньямином  Нетаниягу отметил, что первым шагом в сторону достижения идеала государства, наследованного от поколения его основателей, является строительство реального мира и безопасности в регионе. Заключение серий окончательных мирных соглашений с непосредственными соседями было определено как основная задача внешнеполитического курса нового правительства государства Израиль. Особо отмечены были напряженные отношения с Сирией и Ливаном. Нетаниягу открыто с трибуны Кнессета предложил лидерам этих стран начать прямые переговоры о мире, без каких-либо предварительных условий.13

Важнейшее место в новой концепции внешней политики государства занял вопрос отношений с властями палестинской автономии. Необходимо отметить, что в своей речи при вступлении в должность, Бениамин Нетиниягу  подчеркнуто исключил имя Ясира Арафата из списка лидеров арабского мира. Хотя, не раз косвенно подчеркивал, что согласится на встречу с ним, если она действительно будет иметь важное значение для безопасности и интересов Израиля. Именно от Арафата, Нетаниягу, как ни от кого, был готов добиваться ясных соглашений. « Правительства Израиля выполняют взятые на себя обязательства , и мы ожидаем того же от других сторон, прежде всего от палестинцев. На сегодняшний день имеются такие соглашения, как Осло и Осло . Мы готовы к дальнейшим переговорам, в том числе с палестинскими властями при условии, что они будут выполнять взятые на себя обязательства. Соглашения заключаются для того, чтобы их выполнять.»   « Если они действительно будут выполняться, -говорит Нетаниягу: мы начнем переговоры относительно будущего статуса палестинской автономии.» Так высказывался в своих поствыборных  выступлениях новый премьер-министр Израиля.14

В сфере укрепления международных связей Б.Нетаниягу особо подчеркивал отношения с Соединенными Штатами, являющиеся по его словам « основополагающимися в нашей внешней политике.»15

 И действительно, горечь поражения на выборах визионера, идеального партнера в усилиях установить мир на Ближнем Востоке, человека на которого делали ставку американцы, Шимона Переса, быстро прошла. Независимый, честолюбивый и непримиримый Биби достаточно быстро навёл мосты с заокеанским другом. Свидетельством этого является хотя бы тот факт, что сразу после выборов в Иерусалим для консультаций по вопросам ситуации в регионе прибыл государственный секретарь США Уоррен Кристофер.

Таким образом, во внешнеполитической концепции Государства Израиль, предложенной Бениамином Нетаниягу, ясно просматриваются три основополагающих направления:

1)    Заключение окончательных мирных соглашений с непосредственными соседями Израиля;

2)    Максимальная нормализация отношений с властями палестинской автономии и возможное заключение договора о мире;

3)    Продолжение активного сотрудничества с Соединенными Штатами Америки, как основными внешнеполитическим Государства Израиль.

Мир и безопасность –именно эти две категории  определялись  во внешнеполитической стратегии Государства Израиль как характеристика развития мирного процесса на Ближнем Востоке на предстоящую перспективу. « Сила, безопасность- вот основа для реального мира»,- говорил Б.Нетаниягу в первом после победы выступлении. 16

Итак, Израиль вступил в новую полосу своей истории. За плечами – наработанный позитив мирного процесса, раскрывшего перед Ближним Востоком возможности благополучия и процветания, но в это же время процесса еще хрупкого, способного стать жертвой террора, политических недопонимании и отягощенного грузом прошлых десятилетий конфронтации и глубоких национальных обид.

В самой личности израильского премьер-министра хотелось бы выделить его железную волю и непримиримость позиции во всем, что касается интересов безопасности и мирного развития Государства Израиль. Хотя следует отметить, что политические очки он набирает не столько благодаря реальным делам, сколько обладая действительным обаянием блестящего популиста и умению великолепно работать с представителями средств массовой информации.

Таким образом, формирование политических взглядов Б.Нетаниягу проходило под влиянием тех действий, которые имели место в те годы в Израиле.

Военные действия в которых участвовал Израиль оставили неизгладимый след во взглядах будущего премьера. Автор подразумевает войну в октябре1973 года в Израиле, операцию в Энтеббе, где был убит брат Нетаниягу.    Стремление участвовать в жизни любимой страны, сделало Нетаниягу «непримиримым» сторонником  мирного процесса, который он сведет на нет в своей политике безопасности. Курс Рабина-Переса  характеризовался им как проигрышный и уступчивый, готовый «продать» почти все территории Израиля в обмен на мир, который по мнению Нетаниягу был хрупким и неустойчивым.    Важнейшее место в новой концепции занял вопрос  отношений с ПНА. Этот вопрос поставил ряд проблем  разрешения мирного процесса между двумя странами. Проблема территорий-  станет ключевым моментом в распрях между Нетаниягу и Арафатом, вплоть до личной неприязни и политических уловок. Так Нетаниягу нарочно не включил имя Я.Арафата в список лидеров ближневосточного региона, во время представления на утверждение Кнессета  18 июня 1996 года.

  Отношения с мировыми державам являлись для политического курса Нетаниягу  необходимыми  для развития Израиля как с позиции коспонсорства , так и с позиций  надежной поддержке на мировой арене.

Глава II.

Новая внешняя политика Государства Израиль после прихода к власти Б.Нетаниягу.

2.1 Динамика взаимоотношений США и Государства Израиль. Партнерство во имя «мира».

Приход к власти  в Израиле Б. Нетаниягу  означал крушение американских надежд на беспрепятственное установление « окончательного мирного урегулирования». Вместо визионера, идеального партнера в усилиях установить мир на Ближнем Востоке Шимона Переса, американцы получили независимого, честолюбивого и непримиримого Биби. Но мола того, Нетаниягу отодвинул на неопределенный срок  историческое  рукопожатие Переса-Асада, о котором уже говорил Билл Клинтон: в своих выступлениях он достаточно остро реагировал на факт острой политической независимости Израиля от США. Так, в одном из своих интервью, на достаточно провокационный вопрос  об отношениях с Соединенными Штатами Биби ответил: «Независимость это право и способность сказать –«Нет»». Все это конечно не означало значительного понижения влияния США в Израиле и регионе в целом, но создало определенное напряжение на оси Вашингтон- Иерусалим.

Сразу после выборов в Иерусалим прибыл государственный секретарь США Уоррен Кристофер. Целью его визита было: подробно изложить точку зрения правительства США на процесс поддержания мира в регионе. Такое поручение мог бы выполнить сотрудник более низкого ранга, но, как было сказано одним американским дипломатом, Кристофер поехал в Израиль, чтобы продемонстрировать Нетаниягу «жест доброй воли». Вполне возможно, что госсекретарь намеривался узнать лично у нового премьера, как тот собирается исполнить свое обещание о поддержании мира и безопасности. Нетаниягу утверждает, что у него и у президента Клинтона « нет ни каких проблем по восстановлению и упрочнению того, что было в целом весьма добрыми отношениями».

Оставаясь всегда политиком,  он быстро добавляет, что ему симпатичен и Боб Доул. « Я знаю его много лет,»- говорит Нетаниягу и поддержка Доула в вопросе  о переезде американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим « явилось ложным сигналом», позволившим Израилю занять более жесткую позицию по отношению к арабам.

Вообще Б.Нетаниягу не скрывает, что разделяет в США две политические силы: демократическую исполнительную власть, лавирующую между арабами и израильтянами; и республиканский конгресс, занимающий ярковыраженную произраильскую позицию. На неком противостоянии этих двух сил построена внешняя политика Израиля по отношению к США.17

Билл Клинтон оказался в весьма сложном положении . С одной стороны он согласен, что требования Нетаниягу : отказ палестинцев от старой Национальной хартии и жесткие меры руководства автономии в отношении исламских фундаменталистов из движения «ХАМАС» и группировки « Исламский Джихад»,- законны. Но с другой стороны -неуступчивая позиция Израиля в вопросе возобновления передислокации войск на Западном берегу реки Иордан, то есть расширения зоны, находящейся под контролем властей палестинской автономии. Надо отметить, что последний вопрос стал основным в рамках ближневосточного мирного урегулирования ( т.к другой вопрос – о нормализации отношений с Сирией практически не решался).

Попытка Клинтона реанимировать мирный процесс  обернулась неудачей, хотя высоких результатов от этой встречи никто не ожидал.  Вашингтонская встреча на высшем уровне, в которой приняли участие Билл Клинтон, Ясир Арафат, Бениамин Нетаниягу и король Хуссейн, окончилась ничем.

В ходе встречи стороны рассчитывали избежать дальнейшего обострения между правительством Израиля и палестинской администрацией. Участники подтвердили свою приверженность мирному процессу. После окончания встречи президент Билл Клинтон сообщил, что глава американской группы содействия мирному процессу Денис Росс отправиться на Ближний Восток для стимуляции израильско-палестинских переговоров.

Американская администрация  предложила Израилю и палестинцам проект соглашения из пяти пунктов:

·       полное прекращение насилия и возвращение к столу переговоров на основе достигнутых ранее договоренностей;

·       установление прямой линии экстренной связи между Нетаниягу и Арафатом;

·       освобождение Израилем очередной партии палестинских заключенных;

·       отмена  внутренней блокады на контролируемых территориях (внутренняя блокада – этот запрет на перемещения местных жителей между различными населенными пунктами);

·       утверждение четкого графика вывода израильских войск из Хеврона. 18

Израиль в свою очередь потребовал предать суду всех палестинских полицейских, повернувших оружие против израильских солдат, а так же ввести более жесткий режим безопасности в палестинских анклавах. Это требование палестинцы расценили как попытку превратить зону А в зону В. разница между зонами состоит в том, что первая находится под полным контролем палестинской администрации (сектор Газа, Иерихон и др.), а во второй палестинский гражданский контроль сочетается с военной опекой израильской армии (сельские районы Иудеи и Самарии).

Палестинцы хотели, чтобы Израиль немедленно вывел войска из Хеврона без каких бы то ни было дополнительных гарантий безопасности, кроме тех, что были предусмотрены соглашением « Осло-2». Израиль расценил позицию палестинской стороны как абсолютно неприемлемую.

На протяжении многих часов в госдепартаменте шли переговоры Уоррена Кристофера с Девидом Леви, Дори Голдом, Набилем Шаатом и Ясиром Абед-Рабо- обсуждалась возможность выдвижения дополнительного варианта американского компромиссного предложения. Составленный Кристофером и Леви проект был передан Нетаниягу  в отель «Мейфлауэр».

Пресс-секретарь госдепартамента Николас Бёрнс заявил, что представители сторон, выступавшие перед журналистами, намеренно сгустили краски, с тем, чтобы извлечь из прелюдии к встрече на высшем уровне наибольшую выгоду. 19

Белый дом оказывал заметное влияние на премьер-министра Израиля с целью добиться от него согласия на вывод войск из Хеврона. Нетаниягу ответил контрприемом: объявил о своём намерении принять участие в пленарном заседании конференции президентов еврейских организаций США. В предвыборной команде  Клинтона идея Нетаниягу была воспринята болезненно, и израильский премьер отказался выступать на этой конференции, чтобы лишний раз не нервировать американского президента.

Клинтон не зря боялся этого выступления – накануне вашингтонских переговоров Роберт Доул, Ньют Гингрич и другие влиятельные республиканцы обратились к президенту США с призывом не давить на израильского премьера, дабы не вышло так, что палестинцы получили политическую выгоду от насилия.

В 19.00 по израильскому времени Бениамин Нетаниягу, Ясир Арафат и король Хусейн прибыли в Белый дом , где их ждали  президент Клинтон и обед. Эта встреча была последней возможностью для снятия разногласий и подготовки совместной пресс-конференции.

Однако после обеда израильский и палестинский лидеры неожиданно уединились. Но и этот раунд окончился ничем, и Билл Клинтон был вынужден выступить с отдельным заявлением об итогах встречи. Рядом с ним находились остальные фигуранты: Нетаниягу, Арафат и Хуссейн.

Присутствие участников переговоров при оглашении заявления президента США позволило несколько сгладить тот факт, что выработать совместное четырехсторонне заявление так и не удалось. Поэтому прямого признания в том, что вашингтонское рандеву завершилось провалом, сделано не было.

Таким образом, главным   результатом этих переговоров явились не конкретные соглашения или условия мирного сосуществования двух государств, а результат проявления деятельности,- т.е . сама  встреча Нетаниягу и Арафата.

В ходе мирного процесса  США используют различные методы давления на стороны с целью активизации переговоров или поощрения исполнения пунктов ранее достигнутой договоренности. К таким методам относятся публичные высказывания американских политиков, встречи и переписка с главами стран-участниц переговоров, выступления в ООН, а также непосредственная экономическая помощь или ее приостановка.

Очень важным является тот факт, что США оказывают помощь и поддерживают не только Израиль, но и ООП. Например, США голосуют за резолюцию ООН 1027, принятую 28 сентября 1996г., содержащую критику в адрес Израиля в связи со строительством новых поселений, и против присвоения Иерусалиму статуса оккупированных территорий. Когда в марте 1997 г. Я. Арафат приостанавливает сотрудничество в сфере безопасности и проводит  антиизраильские  демонстрации  в связи с решением премьер-министра Израиля  Б. Нетаниягу  о строительстве  квартала  Гар-Гома близ Иерусалима и принятием кабинетом министров положения от 7 марта о лишь частичном выводе войск с Западного берега р. Иордан, Белый Дом хоть и воздержался от острой критики Израиля, но оказал радужный прием Я.Арафату , когда тот прибыл в Вашингтон. Важно отметить, что в 1997 году авторитет США как арбитра мирного процесса упал и  наблюдались признаки растущего недовольства администрации Клинтона премьер-министром Биниамином Нетаниягу.

 Летом, когда мирный процесс зашел в тупик, США предпочитали оставаться в тени политических событий, решив взять на себя  «закулисные» функции на переговорах. Однако к августу США стали проявлять большую активность на открытой политической сцене. 20 возможно, причиной этому были опасения по поводу того, что авторитет США в арабских странах падает по мере нарастания трудностей в ходе мирного процесса, что представляло собой все более серьезную угрозу общим интересам США в регионе. В то же время со стороны Европейского Союза  (ЕС) предпринимались попытки принять более активное участие в мирном процессе в качестве арбитра, что было с одобрением встречено правительствами арабских государств. В ЕС многие видят возможный противовес тому, что арабские страны расценивают как явно произраильскую позицию США. Вместе с тем правительства арабских стран осознают, что ЕС не располагает столь же мощными рычагами воздействия на безопасность в регионе, какие имеются у США. ЕС играет в мирном процессе, главным образом, экономическую роль, в то же время сохраняя вспомогательные и второстепенные политические функции. 21 С помощью посланника ЕС на Ближнем Востоке Мигеля Моратиноса министр иностранных дел Израиля Давид Леви и Арафат договорились встретиться в конце июля в Брюсселе и возобновить переговоры на высоком уровне. 22

Первый признак оживления активности США на открытой политической арене появился в начале августа, когда госсекретарь США Мадлен Олбрайт впервые выступила с программной речью по проблеме мирного процесса. Она высказывалась против предложения Нетаниягу об ускорении переговоров, изложив вместо этого программу, в основу которой был положен подход к проблеме по двум направлениям: ускорение переговоров по долгосрочному урегулированию наряду с выполнением обязательств, предусмотренных Промежуточным соглашением. Олбрайт ясно дала понять, что соблюдение обеими сторонами своих обязательств имеет ключевое значение. Для палестинцев это означало решительную борьбу с террористическими организациями. Израилю, в свою очередь, было недвусмысленно дано понять, что строительство поселений должно быть прекращено. 23 Олбрайт пообещала посетить регион, если появится надежда на прогресс, и распространился слух, что разрабатывается «формула компромисса» для возобновления переговоров.

Однако ко времени визита Олбрайт на Ближний Восток новая волна терроризма вызвала нарастание напряженности. Олбрайт посетила ряд столиц в регионе и получила положительную оценку со стороны обозревателей за беспристрастный подход к стоящим на повестке дня проблемам. Впрочем, её единственным достижением было то, что ей удалось подготовить почву для встречи Леви и одного из высших палестинских должностных лиц Махмуда Аббаса ( известного как Абу Мазен),  состоявшейся вскоре после этого в Нью-Йорке.

Состоялся очередной ряд встреч, которые не увенчались сколько-нибудь значительным успехом. В преддверии ноябрьской Экономической конференции стран Ближнего Востока и Северной Африки в Дохе ( Катар) 24 CША казалось, согласились с некоторыми идеями израильского руководства о необходимости разбить имеющиеся проблемы на ряд более конкретных тем. Палестинцы заявили в ответ, что это играло бы на руку Израилю в его стремлении отделить текущие проблемы мирного процесса от фундаментальных вопросов связанных с израильскими поселениями и передислокацией войск. Арабские государства расценили этот подход как попытку со стороны США спасти экономическую конференцию, создав иллюзию достижения некоего прогресса. Ходили также слухи о том, что США стремятся на переговорах продемонстрировать успехи достигнутые на израильско-палестинских переговорах, из-за растущей конфронтации между США и Ираком. 25

В конце ноября израильский кабинет министров дал условное согласие на осуществление давно откладывавшегося второго этапа передислокации без составления графика и указания масштабов вывода войск. Этот процесс затянулся по причине непрекращающихся разногласий в правительстве по поводу принципов окончательного урегулирования, которые, в свою очередь, должны были стать основой для принятия конкретного решения о выводе войск. Согласие сопровождалось также жесткими требованиями к палестинцам относительно борьбы с терроризмом. Распространились также слухи, что Нетаниягу рассматривает вопрос о выводе войск с дополнительных 6-8% территорий Западного берега, несмотря на то, что США предлагали вывести войска, про меньшей мере, с 12% рассматриваемой территории. Палестинские представители на переговорах обвинили Нетаниягу в неискренности, заявив, что он использовал это предложение для того, чтобы попытаться отвлечь внимание от своих внутриполитических проблем( включающих общенациональную забастовку, а также угрозу отставки его  министра иностранных дел и, вслед за ним, министра обороны 26) и восстановить ухудшающиеся отношения с США.

В конце 1997 г. был проведен ряд встреч между Олбрайт и Арафатом, а также между Олбрайт и Нетаниягу. Однако при этом удалось достичь лишь незначительного прогресса, и было решено, что в середине января 1998 г. в Вашингтоне Клинтон встретится с Арафатом и Нетаниягу по отдельности. В конце года так и остались неосуществимыми надежды на то, что в решении вопросов о коридоре безопасности между сектором Газа и Западном берегом, а также открытии аэропорта и морского порта в секторе Газа будет достигнут прогресс. Неудачными оказались и попытки составить график передислокации израильских войск и достичь соглашения по вопросу о том, какое именно количество земли будет передано палестинцам.

Тем не менее, несмотря на длительные переговоры израильско-палестинские переговоры продолжались, и в ноябре 1998 г. в местечке Уэй под Вашингтоном  состоялась встреча Ясира Арафата и Бениамина Нетаниягу . Схема   встречи повторила ту, благодаря которой когда-то были выработаны сенсационные кэмп-дэвидские соглашения. 27 как тогда египетская и израильская делегации, так и сейчас палестинская и израильская остались наедине: работать. Американские официальные лица подключались к переговорам только по мере необходимости.   Однако к концу встречи эта необходимость становилась все острее. На плантации Уай стали появляться президент Клинтон, вице-президент Гор, глава государственного департамента  Олбрайт и директор ЦРУ Теннет.  Клинтон встречался с Нетаниягу и Арафатом по отдельности: сначала принимал главу израильского кабинета, а двумя днями позже почти до полуночи беседовал с патриархом ООП.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.