рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Социалистический тип государства

Одной из первых сфер, в которой было осуществлено зако­нодательное нормирование, были брачна-семечные отношения (семья — ячейка общества, и при перестройке последнего обя­зательно подвергается воздействию первая). В декабре 1917 г ВЦИК и СНК приняли декреты, отменявшие всякие ограни­чения (разрешение родителей на брак, различие в вероиспо­ведании брачующихся и пр.), узаконивающие только граждан­скую форму брака, устанавливающие свободу развода. В сен­тябре 1918г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах граждан­ского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В ко­дексе подчеркивалось, что церковный брак не порождает ни­каких юридических последствий; переезд одного из супругов не влечет обязанности другого следовать за ним; отменялся принцип общности имущества супругов. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не как их частное дело. Провозглашался принцип раздельно­сти имущества родителей и детей, запрещалось усыновление Законодатель опасался скрытой «социально-экономической эксплуатации трудящихся» под видом старых правовых отно­шений (наследования, завещания, усыновления, опеки и т.п.)

В декабре 1917 г. ВЦИК принял положение «О страховании на случай безработицы» и декрет «О страховании на случай бо­лезни». Эти меры социальной защиты обеспечивались из фон­дов предприятий. Весной 1918г. было сформирована новая инс­пекция труда, избираемая профсоюзными организациями.

В декабре 1918г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР, разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС и обобща­ющий все предшествующее советское законодательство о труде. Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах хозяйства (государственном, кооператив­ном, частном). В кодексе закреплялись нормы труда (продолжи­тельность рабочего дня для разных категорий трудящихся и для различных условий труда) и отдыха (отпуска, выходные дни), ус­танавливались льготы для подростков и женщин. Большая роль в разрешении вопросов о труде и отдыхе отводилась профсоюзам и инспекциям Наркомата труда. КЗоТ заменил систему социаль­ного страхования (выплат из фондов предприятий и учреждений) системой социального обеспечения (выплат из централизованных фондов государства), что было связано со структурными измене­ниями в экономике — сплошной национализацией производст­ва и централизацией управления и финансирования. КЗоТ вво­дил также трудовую повинность для лиц от 16 до 58 лет.

Сфера нового гражданского права формировалась в ходе процессов национализации. Кроме объектов промышленно­сти, транспорта и финансов национализация охватила и сфе­ру жилья. ВЦИК в апреле 1918 г. принял декрет «Об отмене наследования», по которому все виды наследования (по закону и по завещанию) отменялись, наследственная масса ограни­чивалась суммой в 10 тысяч рублей (все остальное имущество переходило в собственность государства) и поступала родст­венникам умершего в виде «меры социального обеспечения» на праве управления и распоряжения. Тем самым законода­тель стремился перекрыть еще один источник «нетрудового обогащения». Ту же цель преследовал майский 1918 г. декрет ВЦИК «О дарениях», запретивший всякое «безвозмездное предоставление (передача, переуступка и т.п.) имущества на сум­му свыше десяти тысячи рублей».

Произошло резкое сокращение торгового оборота, из кото­рого были изъяты национализированные имущества, ценные бу­маги (акции, купоны). Государственные монополии на хлеб, тек­стиль, нефть, спички и т.п. предельно сократили товарооборот Система «главкизма» исключала товарно-денежные отношения между предприятиями, монополия внешней торговли — из сфе­ры экспортно-импортных отношений частных лиц и частные ка­питалы. Натуральный продуктообмен вытеснил денежные отно­шения, на правовом уровне происходило соответствующее вы­теснение гражданско-правовых норм административно-право­вым регулированием. Нормативное запрещение частной торгов­ли привело к тому, что областью торговых отношений стал со­хранившийся подпольный «черный рынок», где эти отношения были деформированы и искажены.

В декабре 1919 г. Наркомюст принял Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, ставшие первой попыткой обобщения практики судов и трибуналов. Согласно получившей широкое распространение в этот период теории «социальных функций права», новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принци­пу законности. В законодательном корпусе проявились тенден­ции к отказу от особенной части кодекса. Предполагалось, что суды, руководствуясь «социалистическим правосознанием» и принципом целесообразности, будут решать дела на основе лишь норм общей (декларативной) части кодекса.

На этой идее базировалась структура Руководящих начал. Они состояли из введения, разделов о сущности уголовного права, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях совершения преступления, о соучастии, о видах на­казания, об условном осуждении, о пространстве действия уго­ловного права. Законодатель отказывался от исчерпывающего и полного нормирования всех отношений, полагаясь на «со­циальное чутье пролетарского суда»: «В интересах экономии сил, согласования и централизации разрозненных действий пролетариат должен выработать правила обуздания своих клас­совых врагов». Кодекс понимал под правом систему (порядок) общественных отношений. При назначении наказания суд должен был учитывать степень и характер социальной опас­ности преступника и его социальную принадлежность. При этом наказание должно основываться на целесообразности его применения.

Формы вины, необходимая оборона, крайняя необходи­мость не расшифровывались в кодексе. Недостаточное внима­ние к трактовке субъективной стороны преступления приво­дило к усилению принципа объективного вменения, когда сте­пень наказания связывалась с результатом преступления, но не с его мотивами. На меру наказания влияли социальная при­надлежность преступника («принадлежащий к имущему клас­су» или «неимущий») и социальная направленность деяния («в интересах угнетающего класса»). К смягчающим обстоятель­ствам относились принадлежность к «неимущим классам», со­стояние голода, нужды, невежество и несознательность.

Практика судебного правотворчества получила в Руководя­щих началах поддержку в виде принципа аналогии: при отсут­ствии конкретной нормы в законе, разрешающей конкретный казус, к нему могли применить аналогичную норму, и решить его по аналогии с другим казусом, урегулированным этой нор­мой. Свобода толкования на практике вела к произволу.

Система наказаний, предусмотренных кодексом, включа­ла: внушение, общественное порицание, принудительное изу­чение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллекти­ва, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфиска­цию имущества, лишение политических прав, объявление «врагом народа», принудительные работы, лишение свободы, объявление вне закона, расстрел. В период «военного комму­низма» многие из этих мер применялись в административном и внесудебном порядке (органами ВЧК). Такая мера как объ­явление вне закона применялась как к отдельным лицам, так и целым организациям (в ноябре 1917 г. партия конституци­онных демократов была объявлена «партией врагов народа»). Свободный выбор наказании предоставлялся ревтрибуналам постановлением Наркомюста в июне 1918г.

В феврале 1919 г. ВЦИК издал положение «О социалисти­ческом землеустройстве номерах перехода к социалистическо­му земледелию». Вся земля определялась в качестве единого го­сударственного фонда. Фонд находился в непосредственном заведовании и распоряжении соответствующих наркоматов. Создаются совхозы, коммуны, общества по совместной обра­ботке земли. Все формы единоличного землепользования рас­сматриваются как отживающие. Целью ставится создание единого производственного хозяйства и обобществление землепользования.

Разработка отдельных отраслей, институтов и норм права происходила на основе складывающейся судебной практики и быстро формирующейся законодательной базы (декреты СНК и постановления ВЦИК). Прежде всего законодатель стремился решить наиболее важные и актуальные (социальные, политические, экономические) проблемы. Однако в процессе законотворчества формировалась единая система права, нуждавшаяся в конституционной основе.

Создание нового социалистического федеративного государства

Декларация прав народов России в 1917г. провозгла­сила право на самоопределение для каждой нации. Конкретные обстоятельства (географическое поло­жение, международное окружение, уровень нацио­нального самосознания и пр.) создавали разные ус­ловия для реализации этого права.

Польша, Финляндия, Прибалтика, опираясь на политиче­скую подддержку западных государств, отошли от группы на­циональных государственных образований, возникших на тер­ритории бывшей Российской Империи, стали играть роль «са­нитарного кордона» для Запада, отделяя его от советской Рос­сии.

В феврале 1919 г. на съездах советов Белоруссии и Литвы был провозглашен союз двух республик. Осуществлению со­юза помешала интервенция Польши.

В апреле 1918г. была провозглашена Закавказская респуб­лика, но через месяц она распалась на три независимых госу­дарства. Летом 1918 г. на территорию Азербайджана и Арме­нии вторгаются турецкие войска, на несколько месяцев неза­висимость этих республик была утеряна. Позже в Закавказье появляются войска Англии, которые покидают его в конце гражданской войны. В апреле 1920г. Военно-революционный комитет в Баку низложил муссаватистское правительство и призвал на помощь Россию и Красную Армию. В ноябре 1920 г. советской республикой была объявлена Армения. В феврале 1921 г. Красная Армия вступила на территорию Грузии (под предлогом урегулирования конфликтов между грузинами и ар­мянами) и здесь была провозглашена советская власть.

Декларация прав народов России не сформировала идеи го­сударственного устройства (унитарное или федеративное) бу­дущего государства. Провозглашался «добровольный и чест­ный союз народов России», и « говорилось, что «Советская Рос­сийская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных ре­спублик». Федерация мыслилась как переходный этап на пути к союзу, преодолению национальных различий и к мировой революции.

С 1918 г. по 1922 г. развитие союза республик шло по пути вхождения республик и автономных областей в состав РСФСР и по пути двусторонних договоров, заключавшихся между не­зависимыми республиками и РСФСР.

В марте 1918 г. Наркомнац сделал попытку сформировать первую автономию в рамках федерации — Татаро-Башкирскую советскую республику. В мае 1920 г. огромная территория ре­спублики была разделена на две автономные республики с ог­раниченными правами.

В 1920-1922 гг. автономия предоставлялась киргизам, ма­рийцам, дагестанцам, бурятам, монголам, калмыкам, крым­ским татарам и пр. Наиболее широкая автономия была предо­ставлена Туркестану. В 1920 г. в Баку прошел съезд народов Во­стока, наметивший стратегию национально-государственно­го строительства в этом регионе мира, К концу 1922 г. в РСФСР входило десять автономных республик и одиннадцать автономных областей. В конце 1922г. правительство Дальневосточной республики сложило с себя полномочия и передало их Нацио­нальному Собранию. В ноябре 1922 г. дальневосточные тер­ритории присоединились к РСФСР, что было декретировано постановлением ВЦИК РСФСР.

Система двусторонних межреспубликанских договоров на­чала развиваться с 1920 г. В ноябре этого года был подписан договор РСФСР с Азербайджаном, предусматривавший объе­динение ведомств и функций обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. В декабре 1920 г. аналогичный договор подписали РСФСР и Украина, в январе 1921 г. — РСФСР и Белоруссия, в декабре 1920 г.— РСФСР и Армения, в мае 1921 г. — РСФСР и Грузия.

В 1921-1922 гг. были ликвидированы таможенные границы между республиками и торговое пространство стало рассмат­риваться как внутригосударственное и единое. На общих прин­ципах строилось налоговое законодательство. Республики осу­ществляли совместное финансирование многих хозяйствен­ных проектов. Бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета. Законодательство РСФСР с согласия респуб­лик действовало на их территориях.

Одну из альтернативных форм объединения республик дал опыт Закавказья. В марте 1922 г. в Тифлисе был образован Со­вет республик Закавказья, принявший в свое ведение вопросы общей обороны, финансов, внешних связей, управления эко­номикой и транспортом трех республик (Грузии, Армении, Азербайджана). Сложился территориальный союз (конфедера­ция), имевший своим высшим органом Конференцию цент­ральных исполнительных комитетов республик. В декабре 1922 г. конфедеративный союз был преобразован в Закавказскую со­ветскую федеративную социалистическую республику (ЗСФСР). Высшими органами власти стали съезд советов и ЦИК. Возникла новая (по сравнению с РСФСР) форма феде­рации, в которой составляющие ее союзные республики, об­ладали более широкими правами, чем автономные в РСФСР (в области конституционного строительства, вопросах граж­данства и т.п.)

В августе 1922 г. для разработки модели новой федерации была создана комиссия из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Предложенный для обсуждения проект Наркомаца предусматривал вхождение Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана и Армении в состав РСФСР, сохранив органы последней в качестве федеративных («проект автономизации»). Тезисы были приняты комиссией ЦК РКП(б) в конце сентября. Однако, В.И.Ленин отверг идею автономизации и предложил другой вариант: федеративные органы власти ставились над республиками, а в федерацию объединялись равноправные, а не подчинённые РСФСР республики. В октябре новый проект был одобрен ЦК РКП(б). Утверждённые в конце ноября «Основные пункты Конституции», разработанные специальной комиссией, были направлены на обсуждение в союзные республики.

Деформация политической системы и государственного аппарата в 30-40-е гг.

На рубеже 20-30-х гг. в стране формируется тоталитар­ная система власти. Предпосылкой ее возникнове­ния стала монополия РКП(б) — ВКП(б) на власть, возникшая еще летом 1918г., когда в стране осталась единственная правящая партия. После ликвидации оппозиции ее власть становится бесконтрольной (даже специаль­но созданный государственный контрольный орган — РКИ, по­зже объединенный с партийным контрольным органом, — не был в состоянии контролировать деятельность ЦК этой партии). Внут­ри самой партии после 1921 г. была запрещена деятельность вся­ких фракций. В 1924 г. Н. Бухарин заявил: «Нам для того, чтобы поддержать пролетарскую диктатуру, необходимо поддержать диктатуру партии, которая немыслима без диктатуры старой гвар­дии, которая в свою очередь немыслима без руководящей роли ЦК как властного учреждения». Такая иерархия власти неизбеж­но предполагала появление единоличной диктатуры вождя.

Партийная власть быстро срасталась с властью государст­венного аппарата и в 1939 г. И. Сталин отметил: «Кадры пар­тии — это командный состав партии, а так как наша партия сто­ит у власти — они являются также командным составом руко­водящих государственных органов». Руководители партии од­новременно занимали руководящие государственные должно­сти. Партия милитаризировалась в соответствии со сталинской идеей «партия — орден меченосцев».

В сложившейся административно-командной системе го­сударственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов и в рамках централизован­ного управления ведомственного аппарата. Сформировался привилегированный слой бюрократии, занимавшей места в партийных, советских, военных, хозяйственных, репрессив­ных и иных органах.

Борьба в руководстве партии вела к укреплению единолич­ной власти. В 1923 г. для уничтожения троцкистской «левой» оп­позиции был создан политический блок: Сталин, Зиновьев, Ка­менев. В 1925 г. Сталин поддержал «правую» позицию Бухарина против Зиновьева, который возглавил «новую оппозицию». В ап­реле 1926 г. тройственный блок распался, а Зиновьев и Каменев присоединились к Троцкому. Новое политическое объединение было пестрым по составу («демократические централисты», «рабочая оппозиция» и др.), его лозунги были нечеткими (призывы к борьбе с аппаратом, предупреждение о «термидоре», о преда­тельстве бюрократией революции). Оппозиционеры создавали сеть своих подпольных организаций. В октябре 1926 г. лидеры оп­позиции, напуганные нарастанием «левого» радикализма, обра­тились к руководству партии с покаянным заявлением. Пленум ЦК и состоявшаяся осенью 1926 г. партконференция, однако, су­рово осудили их действия. Осенью 1927 г. оппозиция решилась на новую атаку: она опубликовала свою программу реформ и ор­ганизовала в ноябре контрдемонстрации в Москве и Ленингра­де. За проведение этих акций большая часть оппозиционеров бы­ла исключена из партии, а отдельные ее члены (во главе с Троц­ким) были подвергнуты ссылке.

В ноябре 1928 г. пленум ЦК осудил «правый» уклон в пар­тии и лидеры «правой» оппозиции (Бухарин, Рыков, Томский) отмежевались от течения. В 1929 г. ЦКК и органы ГПУ прове­ли большую чистку в рядах партии. В ноябре 1929 г. на плену­ме ЦК оппозиция подвергла себя самокритике и после длитель­ного перерыва (в 1934г.) ее лидеры вместе с представителями предыдущей оппозиции (Зиновьев, Каменев) вернулись в рус­ло «партийной линии».

В январе 1934 г. на Семнадцатом съезде партии позиции Сталина окончательно укрепились, а «партийная линия» пре­вратилась в догму. К этому времени усиливаются политические репрессивные меры, завершается коллективизация индивиду­альных крестьянских хозяйств, устанавливается уголовная от­ветственность для семей репрессированных и т.п. После убий­ства в декабре 1934 г. С. Кирова были проведены аресты членов оппозиции. В 1935 г. сторонники Сталина занимают все ключевые посты в государстве.

Еще в 1924 г. Сталин сформулировал лозунг о «построении социализма в одной стране». На Четырнадцатом съезде партии в 1925г. из этого лозунга был сделан практический вывод: СССР должен завоевать экономическую самостоятельность, чтобы пре­вратиться из «страны ввозящей машины и оборудование», в стра­ну, их производящую. Это была идеологическая предпосылка ин­дустриализации. Начинался период «великого перелома».

На Семнадцатом съезде партии было отмечено, что поли­тические и другие проблемы обусловлены разрывом между «ди­рективами партийного руководства и тем, как они выполня­ются». И. Сталин дал своеобразную классификацию виновни­ков такого разрыва: «неисправимые бюрократы, обманываю­щие свое руководство», «честные болтуны, преданные власти, но неспособные руководить», «люди, ставшие вельможами ...которые считают, что партийные и советские законы писа­ны не для них». Для преодоления разрыва требовалось «уже­сточение контроля и борьбы с бюрократизмом и вредительст­вом». Съезд объявлял, что главная цель — «построение социа­лизма достигнута», а трудности — только результат некомпе­тентности или вредительства. Власть была готова к проведе­нию массовых репрессий. Установившийся режим личной вла­сти Генерального секретаря партии, ставшего одновременно главой государства, будет характерным признаком советской политико-государственной системы вплоть до середины 50-х гг. Уже в 1929 г. И. Сталин назывался самым «выдающимся теоретиком ленинизма»,«Лениным наших дней».

Основные тенденции развития советского права в 30-е гг.

На основе Конституции СССР вся полнота власти сосредотачивалась в Верховном Совете, принцип разделения властей отвергался как «буржуазный». В ряду правовых источников первенствующая роль от­водилась закону. Закон в формальном смысле — вся­кий акт, принятый представительным органом, в материаль­ном смысле — это акт, который не обязательно исходит от за­конодательной власти, но содержит в себе нормы общего зна­чения, устанавливающие определенные правила поведения. По смыслу Конституции 1936 г. формальный и материальный аспекты советского закона всегда совпадают. На практике Вер­ховный Совет делегирует свои функции (на период между сес­сиями) Президиуму. СНК также принимает постановления и решения на основании и во исполнение действующих законов. Процесс делегирования законодательной власти от одного ор­гана другому облегчался тем, что эти государственно-властные структуры были консолидированы партийно-политическим единством. Руководящие партийные органы принимали самое активное участие в их формировании. С 30-х гг. все больше по­становлений правительства стало приниматься совместно с ру­ководящим партийным органом (ЦК ВКП(б)). Партийные ре­шения приобретали фактически характер нормативных актов. Та­кая трансформация была обусловлена также представлением о праве как об инструменте государственной политики (поэтому акты, которыми регламентировались наиболее серьезные поли­тические акции, например коллективизация сельского хозяйст­ва, исходили из двух источников: правительства и ЦК).

Доктрина «социалистической законности», сложившаяся в 30-е гг. и опиравшаяся на марксистско-ленинскую идеологию, исходила из нормативистского представления о праве. Перво­начальные психологическая и социологическая теории права 20-х гг. были отвергнуты. Победа нормативизма, однако, не оз­начала установления верховенства закона: сохранялись прин­ципы целесообразности, аналогии и объективного вменения. На практике имели место многочисленные нарушения закон­ности. Вместе с тем советское право носило императивный ха­рактер, требуя толкования закона в строгом соответствии с на­мерениями его авторов, а не свободного или буквального тол­кования (как в западном праве).

Процессы концентрации политической власти внутри уз­кого круга партийных и государственных чиновников (номен­клатуры) сопровождались сужением гражданских прав для ос­новной массы населения. В сферах трудового, колхозного и уголовного права это было особенно очевидно.

Введение паспортов и института прописки усиливало адми­нистративный контроль над населением. Сельские жители, час­то не получавшие паспортов, были фактически привязаны к ме­сту проживания и ограничены в праве передвигаться по стране.

В сфере сельского хозяйства был принят ряд мер, направлен­ных на усиление плановых начал. В мае 1939 г. ЦК ВКП(б) и СН К СССР приняли постановление «О мерах охраны общественных земель колхозов от раздробления», закреплявшее колхозные зем­ли в установленных пределах и ограничивающее процесс наростания приусадебных земель колхозников. В январе 1940 г. те ж< органы принимают постановление «0б обязательной поставке шерсти государству», в марте «Об изменении в политике заготовок и закупок сельскохозяйственных продуктов». Еще в сентябре 1939 г. была изменена система сельхозналога, включавшая про­грессивно-подоходное обложение приусадебных участков и ос­вобождение от налога получаемых колхозниками трудодней. Для колхозов устанавливался погектарный принцип обложения (с ко­личества земли), стимулирующий более интенсивное использо­вание колхозами земельных владений. Одновременно с этими ме­роприятиями в апреле 1939 г. принимается постановление «О за­прещении исключения колхозников из колхозов». Государство стремилось закрепить рабочую силу на колхозных землях и в кол­хозном производстве.

Схожие процессы происходили в сфере промышленного тру­да. В декабре 1939 г. ЦК ВКП(б), СНК и ВЦСПС приняли поста­новление «О мероприятиях по упрочению трудовой дисципли­ны...», в котором устанавливались дифференцированные нормы страхового обеспечения, зависящие от стажа работы на данном предприятии (учреждении). Одновременно правительство вво­дило на производстве трудовые книжки, в которых фиксирова­лись занимаемая должность, поощрения и взыскания, налагае­мые на работника. В июле 1940 г. Указом Президиума Верховно­го Совета СССР была повышена обязательная мера труда: вме­сто существовавшего семи- и шестичасового рабочего дня уста­навливался восьмичасовой рабочий день; вместо пятидневной ра­бочей недели — шестидневная рабочая неделя. Через месяц но­вым Указом запрещался самовольный уход работников с пред­приятий и учреждений, а также переход с одного предприятия (уч­реждения) на другое. К нарушителям применялись уголовные на­казания. В октябре 1940 г. Указом Президиума Верховного Сове­та СССР наркоматам было предоставлено право переводить ра­бочих и служащих с одного предприятия на другое (независимо от их территориального расположения) в принудительном поряд­ке. В то же время принимается указ «О государственных трудо­вых резервах», на основании которого разворачивается сеть ре­месленных училищ и фабрично-заводских школ для подготовки кадров квалифицированных рабочих. Государственные резервы рабочей силы должны были находиться в непосредственном рас­поряжении правительства.

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.