рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Социалистический тип государства

Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР на пять лет. В его задачи входили надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по при­менению законодательства (разъяснения Пленума Верховного су­да были обязательны для всех организаций и должностных лиц).

Закон о прокуратуре расширял сферу прокурорского над­зора, включив в нее государственные комитеты, исполнитель­ные и распорядительные органы местных советов. Кроме кол­легий в прокуратурах союзных республик и прокуратуре СССР, образованных по закону 1959 г., с 1979 г. стали образовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур ав­тономных республик, краев, областей, городов, автономных областей. В состав коллегий входили руководящие работники прокуратур, состав утверждался прокурором вышестоящей ин­станции. Этой мерой предполагалось развить принцип колле­гиальности в правоохранительных органах.

Деятельность арбитражных органов регламентировалась Законом об арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйствен­ных споров и Положением о Госарбитраже при Совете Мини­стров СССР (аналогичные положения были приняты в союз ных республиках). Кроме этих высших органов в систему ар­битражных судов входили арбитражи автономных республик, краев, областей, города, автономных областей и округа.

На основании Закона об адвокатуре и республиканских по­ложений об адвокатуре ее организационной формой была кол­легия адвокатов, объединившая на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью К функциям ад­воката были отнесены: защита обвиняемого; представительств во интересов потерпевшего, истца, ответчика; участие в рас­смотрении дел в суде и на предварительном следствии; оказа­ние юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций.

В 1960 г упраздняется МВД СССР, а его функции переда­ются МВД союзных республик, в 1962 г. переименованным в министерства охраны общественного порядка. Для координа­ции их работы в 1966 г. было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В ноябре 1968 г оно вновь переименовывается в Министерство внутрен­них дел СССР (МВД СССР). Соответственно переименовы­ваются министерства союзных и автономных республик и уп­равления краевых (областных) исполкомов. В 1962 г. утверж­дается новое Положение о советской милиции, в ноябре 1968 г — постановление правительства «О мерах по дальнейшему укреплению советской милиции», в июне 1973 г указ Прези­диума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах советской милиции». В указе подчеркивалась необ­ходимость вести широкую профилактическую работу по пре­дупреждению преступлений, устанавливать связи с обществен­ностью; милиция осуществляла действия по дознанию, розы­скные и следственные действия по поручениям и под контро­лем прокуратуры. С марта 1959 г. постановлением правитель­ства в помощь милиции были переданы добровольные народ­ные дружины.

В 1957 г. Министерство государственного контроля преоб­разуется в Комиссию советского контроля Совета Министров СССР Аналогичные комиссии были образованы в союзных ре­спубликах. Органы советского контроля должны были проверять работу государственного аппарата и исполнение решений правительства. Для централизации этой деятельности в 1961 г комиссии союзного и республиканского уровней преобразу­ются в союзно-республиканские органы, а в автономных ре­спубликах, краях и областях создаются группы государствен­ного контроля.

В 1962 г. создается смешанная система партийно-государ­ственного контроля, возглавленная Комитетом партийно-го­сударственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР (произошло воссоздание партийно-государственной контрольнай системы типа ЦКК-РКИ 20-х гг.). На местах ра­ботали комитеты партийно-государственного контроля и груп­пы содействия. В декабре 1965 г. все контрольные органы пе­реименовываются в органы народного контроля, что более со­ответствовало доктрине общенародного государства. В декаб­ре 1968 г. правительство утверждает Положение об органах на­родного контроля, в сеть которых оказались включенными Ко­митет народного контроля СССР, комитеты союзных и авто­номных республик, краев, областей, автономных областей и округов, районов, городов, группы народного контроля при по­селковых и сельских советах, на предприятиях, колхозах, уч­реждениях, организациях и воинских частях. Была создана раз­ветвленная сеть контрольных органов. В ноябре 1979 г. был принят закон, определивший функции и структуру органов на­родного контроля. Они осуществляли свою деятельность во всех структурах исполнительной власти, во всех государствен­ных органах управления, учреждениях и организациях.

Комитеты народного контроля СССР, союзных и автоном­ных республик работали под руководством верховных советов и Правительства, комитеты на местах — под руководством ме­стных советов и вышестоящих комитетов народного контро­ля. Одна из основных особенностей этой организации — ее массовость и широкий охват вопросов и проблем. Система на­родного контроля существовала как параллельная прокурату­ре система органов, контролирующих соблюдение законности.

Развитие конституционного законодательства

В 1962 г. была сформирована конституционная комис­сия, призванная выработать проект нового Основно­го Закона для общества «развитого социализма» Идея скорого перехода к коммунистическому обще­ству к концу 60-х гг. постепенно растворилась в но­вых формулировках. Все настойчивее стали подчеркиваться та­кие моменты, как укрепление законности, активное включение граждан в управление общественными делами, возрастание ро­ли общественных организаций, укрепление сплоченности граж­дан и рост общественного самоуправления. Работа над Консти­туцией заняла долгие годы, окончательный проект был подготов­лен в мае 1977 г. Тогда же проект был одобрен Пленумом ЦК КПСС. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О про­екте Конституции СССР», на основании которого проект выно­сился на обсуждение общественности, а на октябрь была назна­чена сессия Верховного Совета, призванная окончательно рас­смотреть исправленный и дополненный проект. На седьмой вне­очередной сессии Верховный Совет принял Декларацию о при­нятии и объявлении Конституции СССР. Был также принят за­кон о порядке введения в действие Конституции.

Конституция подчеркивала свою преемственность с предше­ствующими ей конституциями (1918, 1924, 1936 гг.). Констати­ровалось построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства». В качестве цели указы­валось на построение «бесклассового коммунистического обще­ства», базирующегося на общественном самоуправлении. Осно­вой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы — советы. В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии. В тексте по­явились новые разделы: о политической системе общества, со­циальном развитии и культуре, о внешней политике, статусе на­родного депутата, вводная часть (преамбула). В целом Конститу­ция состояла из девяти разделов: I. Основы общественного строя и политики; II. Государство и личность; III. Национально-госу­дарственное устройство; IV. Советы народных депутатов и поря­док их избрания; V Высшие органы власти и управления; VI. Основы построения органов государственной власти и управ­ления в союзных республиках; VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор; VIII . Герб, флаг, гимн и столица; IX. Действие Конституции и порядок ее применения.

Конституция закрепляла новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должност­ных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и досто­инство и на критику действий государственных и общественных организаций и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здо­ровья, жилище, на пользование достижениями культуры, свобо­ду творчества. В законе подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей. Конституция закрепляла за каждой союзной ре­спубликой право выхода из состава СССР, а также право законо­дательной инициативы в высших органах власти Союза. Консти­туция с большей определенностью подчеркивала значение лич­ности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.

В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР. Эта Конституция, как и другие республиканские конституции, в значительной степени повторила все основные положения союзного Основного закона. В республиканских конституци­ях устанавливалось право республик участвовать в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза (в Верховном Совете, Президиуме Верховного Совета и Правительстве СССР). Са­мо определение Союза ССР как «единого союзного многона­ционального государства» указывало на стремление усилить федеральные нейтралистские начала.

Изменения в политической системе периода «перестройки»

С 1982 г. делается ряд попыток осуществить частичные реформы системы. С середины 70-х гг. «теневая эко­номика» проникает во все сферы экономической жизни, в 1980 г. ЦК КПСС принимает меры, направ­ленные на борьбу с коррупцией, ив 1981-1982 гг. про­ходит несколько громких судебных процессов. Одновременно были сделаны попытки укрепить трудовую дисциплину и по­высить производительность труда. Эти меры проводились на фоне радикальных рыночных преобразований в Венгрии, ус­тановления в конце 1981 г. военного режима в Польше, про­должающейся с 1979 г. войны в Афганистане. Вновь начало подниматься подавленное в середине 70-х «диссидентское» и «неформальное» движения.

Радикальная реформа общества, начавшаяся сверху в 1985 г., проходила под лозунгами: «Гласность», «Ускорение», «Пере­стройка». Начавшееся движение было призвано реформировать существующую систему, по привело к ее разрушению (это напо­минало реформы середины XIX в.). Реформы вышли из-под кон­троля их инициаторов. «Гласность», открывшая доступ к ранее закрытой информации и породившая плюрализм рецептов со­циальной и национальной реконструкции, дала результаты уже к середине 1986 г. В июле 1988 г. на XIX партийной конференции было заявлено, что «гласность не должна наносить ущерба инте­ресам государства, общества и правам человека». Но «гласность» привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. Критика сталинизма инспирировала крити­ку порожденной им «административно-командной системы уп­равления», социализма как системы в целом. С 1986 г. начинает ограничиваться роль цензуры, в организациях либеральной и творческой интеллигенции (Союз кинематографистов, Союз те­атральных деятелей, Союз писателей и др.), в прессе и органах печати стали разворачиваться острые идеологические дискуссии по политическим вопросам. Быстро происходило размежевание общества на демократов, национал-патриотов и коммунистов.

В республиках СССР нарастала национальная напряжен­ность. Выдвигались требования о признании государственного статуса национальных языков, возвращения на историческую ро­дину депортированных народов, вывода российских войск и «миг­рантов» из России с территорий республик. С 1988 г. начинается череда межнациональных вооруженных столкновений.

Проблемы возникали и в сфере экономики. Сокращались по­казатели прироста промышленности и сельскохозяйственного производства, с 1991 г. быстро нарастали инфляционные тенден­ции. Реформы предполагали расширить права предприятий и тру­довых коллективов, шире развернуть частную предприниматель­скую инициативу. В июне 1987 г. принимается Закон «О государ­ственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 г), предусматривавший новые начала хозрасчета и само­финансирования. Предприятия получали право самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать прямые горизон­тальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов. Централизо­ванные инвестиции и директивы плановых органов существен­но сокращали свою сферу действия. На практике государствен­ные монополии (госзаказ, ценообразование, снабжение, налого­обложение находились в ведении центральных органов) ограни­чивали область коммерческой деятельности предприятий. Сис­тема субсидий, получаемых предприятиями в централизованном порядке, значительный дефицит и «теневая экономика» также не позволяли наладить новую систему ценообразования. Становле­ние рынка проходило с огромными трудностями.

В ноябре 1986 г и мае 1988 г. закон легализует частную пред­принимательскую деятельность в ряде производственных и сервисных областей. Быстро стал развиваться кооперативный сектор экономики и индивидуальная трудовая деятельность. Вместе с тем в легализованном частном секторе происходила «отмывка» капиталов, заработанных в сфере «теневой эконо­мики». Сложились четыре уровня цен (государственные, до­говорные, кооперативные, черного рынка), что также вело к усложнению экономической ситуации. Развитие частного предпринимательства наталкивалось на организационные, фи­нансовые, идеологические и психологические (неприятие) препятствия. Формирующаяся рыночная экономика в значи­тельной степени стала носить спекулятивный характер, ори­ентируясь в своей работе на сиюминутную выгоду.

Расширение сферы частной инициативы в аграрном секторе начинается в 1988 г., когда введение арендных договоров на зем­лю (на срок до 50 лет) заложило основу для формирования фер­мерства. В новом положении о колхозах (1988 г.) предусматрива­лось установление размеров приусадебного участка и поголовья скота в личном хозяйстве на основе решений коллектива каждо­го колхоза. Однако арендное движение так и не получило широ­кого развития. Даже признанное право свободно приобретать зем­лю при отсутствии развитой инфраструктуры и сельхозтехники у крестьян не изменило положения. Контроль местных властей за колхозами (выделение и определение размеров приусадебных участков, заключение договоров аренды и т.п.) также не способ­ствовал быстрому росту фермерских хозяйств.

Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно настроенные лидеры и руководящий орган пополнялся новыми людьми. Смена составов происходила на каждом новом этапе перестройки. Происходило обновление всех руководящих партийных структур. Для эффективности преобразований было признано необходимым полностью восстановить рол советов, как «органов социалистической власти», роль, которую присвоили себе партийные органы. При этом руководящая рол партии должна сохраняться. Для легитимизации этой роли были предприняты разные политические и организационные меры альтернативные выборы и тайное голосование при выборах ответственных партийных работников.

В июне 1988 г. XIX партийная конференция выдвинула идеи конституционной реформы, проект которой был принят Верховным Советом в октябре 1988 г. Была восстановлена (по образец Конституции 1918 г.) двухуровневая система представительны органов: Съезд народных депутатов и Верховный Совет, избранный из депутатов съезда. Кроме того, учреждался пост Президент СССР, наделенного широкими полномочиями. Часть народны: депутатов избиралась в избирательных округах по стране, част — партией, профсоюзами и общественными организациями Президент избирался съездом, а затем сам назначал премьер-министра. В марте 1990 г. на пост Президента был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М. Горбачев. Выборы народных депутатов (1989 и 1990 гг.) привели к созданию парламентского органа нового типа (хотя они не были ни прямыми, ни равными), н» легитимность президентской власти не была полной (поскольку он избирался не народом, а опосредованно парламентом).

XIX партийная конференция отметила, что новое право должно служить не государству, а обществу и осудила административно-командный метод руководства, подчеркнув необходимость создания правовой базы для проведения экономических реформ и защиты прав граждан.

В 1988-1990 гг. в развитие этих положений принимается ряд законов и указов: о праве граждан на судебное обжалование не правомерных решений администрации; о государственной без опасности; о прессе и средствах массовой информации; об общественных организациях; о въезде и выезде из СССР и др Сформировалась концепция «социалистического правовой государства», в которой подчеркивались приоритет права и принцип разделения властей (законодательной, исполнитель­ной, судебной). Эти преобразования предполагалось осущест­влять в рамках общего реформационного процесса.

Политическая либерализация привела к росту числа нефор­мальных группировок, с 1988 г. включившихся в политическую деятельность. Прообразами будущих политических партий ста­ли союзы, ассоциации и народные фронты разных направле­ний (националистические, патриотические, либеральные, де­мократические и т.п.). Возникали разного рода собрания тру­довых коллективов, советы предприятий, стачечные комите­ты, независимые профсоюзы.

В ряде российских городов были образованы Народные фронты, весной 1988 г. формируется Демократический союз, в который вошли троцкисты, еврокоммунисты, социал-демок­раты, либеральные группировки. Осенью 1989 г. многие заба­стовочные комитеты шахтеров преобразуются в региональные союзы и летом 1990 г. объединяются в Конфедерацию труда. В Верховном Совете сложилась оппозиционная Межрегиональ­ная депутатская группа. В январе 1990 г. внутри КПСС сложи­лась оппозиционная демократическая платформа, члены ко­торой стали выходить из партии.

В ноябре 1990 г. образовалась Республиканская партия, с марта 1990 г. стала формироваться Демократическая партия, почти одновременно с ней Конституционно-демократическая и Либерально-демократическая партии. Формирующиеся по­литические блоки размежевались на два крыла: либерально-западническое (на крайнем фланге оказалась «Демократиче­ская Россия») и национально-патриотическое. В центре ока­зались Социал-демократическая партия, «технократические» и «экологические» партии и группы.

Традиционные политические институты утрачивали свою власть, отдавая ее этим новообразованиям. Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности. Эти процессы протекали на фоне «бархат­ной революции» в Чехословакии (1989 г.), объединения Герма­нии и исчезновения ГДР (1990 г.), реформ в Венгрии, Польше и Болгарии. «Социалистический лагерь» распадался.

Проблемы, которые намеревались решить реформаторы по­сле 1985 г. (политический плюрализм, создание рыночной эко­номики) к 1990 г. не были решены. В июле 1990 г. российское правительство пыталось провести некоторые радикальные меры в сфере экономики (освобождение цен, приватизация государ­ственной собственности), но не смогло этого выполнить. В то же время был разработан проект нового союзного договора, значи­тельно расширяющего права республик. В апреле 1991 г. союз­ный центр и девять республик (за исключением прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламента­ми СССР и России, превратившейся в «войну законов».

В октябре 1990 г. во время обсуждения альтернативных про­ектов экономической реформы Президент СССР поддержал про­ект союзного Совета министров против более радикального про­екта, уже одобренного российским парламентом. В ноябре Вер­ховный Совет РСФСР принял закон, гарантирующий экономи­ческие основы суверенитета РСФСР (о природных ресурсах). Со­юзное правительство предприняло ряд ответных мер: перемеще­ния в руководстве, призывы к «борьбе с центробежными и наци­оналистическими тенденциями». Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР.

Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Руха была провозглашена «борь­ба за независимость Украины»; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты из «Свободной Грузии», принял программу «перехода к суверенной Грузии». В Прибал­тике сохранялась политическая напряженность.

В ноябре 1990 г. республикам был предложен новый вари­ант союзного договора, в котором вместо Союза Советских Со­циалистических Республик упоминался Союз Советских Су­веренных Республик. Но одновременно были подписаны дву­сторонние соглашения между Россией и Украиной, взаимно признавших суверенитет друг друга, независимо от центра, между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная мо­дель союза республик.

В январе в Вильнюсе и Риге произошли столкновения с уча­стием военных, что привело к еще большей поляризации там политических сил. Союзное правительство в ряде крупных го­родов вводит (под предлогом усиления борьбы с преступно­стью) военно-милицейское патрулирование улиц.

В январе 1991 г. проводится денежная реформа, направлен­ная на борьбу с «теневой экономикой», но вызвавшая допол­нительное напряжение в обществе.

В феврале 1991 г. на референдуме в Литве большая часть насе­ления проголосовала на «независимую и демократическую ре­спублику». Тогда же в Москве, Ленинграде и других крупных го­родах прошли демонстрации и контрдемонстрации. Пленум ЦК КПСС осудил «антикоммунистическую истерию, разжигаемую врагами перестройки», председатель Верховного Совета РСФСР Б. Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и рос­пуска Верховного Совета СССР. На март был назначен референ­дум по вопросу о сохранении СССР (противники Союза подвер­гли еголегитимносгь сомнению, призывая к передаче власти Со­вету Федерации, состоящему из первых лиц республики).

В начале марта шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты на­чали забастовку, требуя отставки Президента СССР, роспуска Верховного Совета СССР, многопартийности, национализа­ции имущества КПСС. Официальные власти не могли оста­новить начавшийся процесс. Проведенный 17 марта 1991 г. ре­ферендум подтвердил политический раскол общества, а вско­ре проведенное резкое повышение цен усилило социальную напряженность и пополнило ряды бастующих. Одной из мер приостановки забастовок стала передача предприятий в ре­спубликанскую юрисдикцию и прекращение перечисления их прибылей в союзный бюджет. В июне 1991 г. проходили выбо­ры Президента РСФСР. Был избран Б. Ельцин.

Продолжалось обсуждение проектов нового союзного до­говора: одни участники совещания в Ново-Огареве настаива­ли на конфедеративных принципах, другие на федеративных. Предполагалось подписать договор в июле 1991 г. В ходе пере­говоров республикам удалось отстоять многие свои требова­ния: русский язык перестал быть государственным языком, главы республиканских правительств участвовали в работе со­юзного кабинета министров с правом решающего голоса, пред­приятия ВПК переходили в совместное ведение Союза и ре­спублик. Много вопросов как о международном, так и внутри­союзном статусе республик оставались нерешенными. Неяс­ными оставались вопросы о союзных налогах и о распоряже­нии природными ресурсами, а также статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские ре­спублики заключали между собой двухсторонние договоры, а Украина воздерживалась от подписания соглашения, вплоть до принятия своей Конституции.

В июле 1991 г. был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях. 19 августа 19,91 г. создается Государственный ко­митет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), заявив­ший о намерении «восстановить порядок в стране и предотвра­тить развал СССР». Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. Президент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные ука­зы и распоряжения. Вслед за провалом «путча» восемь республик заявили о своей независимости, а три вновь образованные при­балтийские республики в сентябре были признаны СССР

Генеральный секретарь ЦК КПСС оставил свой пост и рас­пустил ЦК. Деятельность КПСС была приостановлена, а по­зже запрещена Президентом России. Сократился аппарат КГБ. Одновременно союзный парламент вернул себе ряд особых экономических полномочий, ранее предоставленных им Пре­зиденту СССР. Стремясь сохранить центр, последний предла­гает республикам новый вариант союзного договора. Но союз уже окончательно распадается. В начале декабря Украина объ­явила о своей независимости (после референдума), и вслед за этим президенты России, Украины и Белоруссии в Минске за­явили о том, что «Советский Союз более не существует» и что ими образовано «Содружество Независимых Государств» (СНГ), открытое для всех государств бывшего Союза. Позже в СНГ вступили еще восемь республик, после чего Горбачев объ­явил о прекращении исполнения им

функций Президента СССР.

Обновление законодательства в период кризиса

Кодификационная работа разворачивается с конца 50-х — начала 60-х гг. В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял Основы уголовного законода­тельства СССР и союзных республик, законы об уго­ловной ответственности за государственные и воин­ские преступления. Основы уголовного судопроизводства, Ос­новы законодательства о судоустройстве. Положение о воен­ных трибуналах.

В 1959-1961 гг. в союзных республиках были приняты уго­ловные и уголовно-процессуальные кодексы (в РСФСР УК и УПК были приняты в октябре 1960г.). В 1961-1964 гг. в респуб­ликах принимаются гражданские и гражданско-процессуаль-ные кодексы, принятые на базе Основ гражданского законо­дательства и Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик (утвержденные Верховным Советом СССР в декабре 1960 г.). ГК и ГПК РСФСР были приняты в июне 1964 г

В октябре 1959 г. принимается закон «О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик», составивший основу фи­нансового законодательства

В июне 1968 г. принимаются Основы законодательства Со­юза ССР и союзных республик о браке и семье, в 1969 г. ре­спубликанские кодексы.

В декабре 1968 г. были приняты Основы земельного законо­дательства, в 1970 г. — земельные кодексы союзных республик. В конце 1969 г. был принят новый Примерный Устав колхоза.

В 1970 г Верховный Совет СССР утвердил Основы зако­нодательства Союза ССР и союзных республик о труде.

Наряду с кодификацией традиционных отраслей права про­ходила работа по формированию новых отраслей: в декабре 1970 г утверждаются Основы водного законодательства, в 1969 г Ос­новы законодательства о здравоохранении, в 1973 г. Основы за­конодательства о народном образовании, в 1976 г. закон об охра­не и использовании памятников истории и культуры, в 1975 г. Ос­новы законодательства о недрах, в 1977 г. Основы лесного зако­нодательства, в 1980 г. Основы законодательства об администра­тивных правонарушениях. Характерно, что кодификация новых отраслей права осуществлялась на союзном уровне.

В сентябре 1976 г. ЦК КПСС, Президиум Верховного Со­вета СССР и Совет Министров СССР приняли постановление <0 подготовке и издании Свода законов СССР». В Свод долж­ны были войти все законодательные акты и постановления пра­вительства, имеющие общенормативный характер. В марте 1978 г. была одобрена схема Свода, включающая семь разде­лов законодательства: об общественном и государственном ус­тройстве, о социальном развитии, культуре и социально-эко­номических правах граждан, о рациональном использовании в охране природных ресурсов, о народном хозяйстве, о между­народных отношениях и внешних экономических связях, об обороне страны и охране государственных границ, о правосу­дии, прокурорском надзоре и охране правопорядка. Подготов­ку Свода должно было осуществлять Министерство юстиции СССР через посредство специальной комиссии и научно-исс­ледовательского института. Работу предполагалось закончить к 1985 г. Соответствующие своды должны были быть подго­товлены в каждой союзной республике.

В декабре 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР из­дал постановление об организации работы по приведению за­конодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией. Вслед за этим принимаются законы о Верховном суде СССР, Прокуратуре СССР, Государственном арбитраже, адвокатуре, народном контроле, местных органах государственной власти, охране атмосферного воздуха, охране животного мира, а так­же Основы жилищного законодательства. Во всех актах учи­тывались новые положения Конституции.

Параллельно проводилась инкорпорация законодательст­ва: отменялись акты, противоречащие друг другу, поглощен­ные другими или утратившие силу, устранялась многочислен­ность актов по одним и тем же проблемам. До 1970 г. работу по инкорпорации проводила Юридическая комиссия при прави­тельстве, затем министерства юстиции республик.

Для проведения кодификационных работ на союзном и ре­спубликанском уровне в качестве подготовительного этапа со­ставлялись систематические собрания действующего законо­дательства (историческую аналогию можно провести с состав­лением Полного Собрания законов и Свода законов, осущест­вленным в начале XIX в. комиссией М. Сперанского).

Большое число законодательных изменений происходило в период перестройки. В системе актов, регламентирующих си­стему высших органов власти наиболее важным новшеством стал Закон (март 1990 г.) об учреждении поста Президента СССР. Его положения были включены в Конституцию. Пре­зидент избирался на основе всеобщего, равного и прямого из­бирательного права. Кандидат, получивший больше полови­ны голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считался избранным. Президент представляет Верховному Со­вету кандидатуры главы Правительства, Генерального проку­рора, Председателя Верховного суда, по согласованию с Пра­вительством освобождает и назначает его членов. Президент возглавляет Совет Федерации, в который входят высшие должностные лица союзных республик. При Президенте действу­ет совещательный Президентский Совет. Президент на осно­ве законов издает указы.

В декабре 1990 г. принимается Закон «О всенародном го­лосовании (референдуме СССР)», предусматривающий новую форму непосредственного участия народа в осуществлении го­сударственной власти. Предметами референдума могли быть принятие новых или изменение действующих законов СССР, выявление общественного мнения по наиболее важным воп­росам. Право назначить референдум принадлежало Съезду или Верховному Совету СССР.

В апреле 1990 г. был принят Закон «О разграничении пол­номочий между Союзом ССР и субъектами федерации», под­черкивающий право союзной республики на выход из СССР, решение о чем может быть принято на референдуме. Права со­юзных республик (внешнеполитические, экономические и др.) существенно расширялись. Функции, не входившие в исчер­пывающий перечень исключительных полномочий Союза, презюмировались закрепленными за союзной республикой. Порядок выхода союзной республики из состава СССР регла­ментировался Законом (апрель 1990 г.) «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Одновременно принимается Закон «О правовом ре­жиме чрезвычайного положения», в котором устанавливался порядок введения чрезвычайного положения, круг органов, имеющих на это право (Президент СССР, верховные советы СССР и республик) и чрезвычайные полномочия на период введения этого положения.

Основные изменения происходили в сфере «переходной < экономики. В феврале 1990 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства СССР и союзных республик о зем­ле. Определялось, что «земля является достоянием народов, проживающих на данной территории». Граждане получали право приобретать землю в пожизненное наследуемое владе­ние или в аренду. Подробно регламентировался режим предо­ставления земель физическим и юридическим лицам. Конт­роль за землепользованием возлагался на местные советы.

В марте 1990 г. был принят Закон «О собственности в СССР», в котором перечислялись ее три основные формы:

«собственность граждан», коллективная и государственная. Кроме того, допускается существование в СССР собственности иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан. Собственность может быть долевой или совместной (общая собственность нескольких лиц) и смешанной (совместная собственность советских и иностранных субъектов). Формами собственности граждан являются собственность трудового хозяйства, крестьянского и личного подсобного хозяйства. Формами коллективной собственности — собственность арендного предприятия, кооператива, хозяйственного общества, товарищества, акционерного общества, хозяйственной ассоциации, общественной организации и фонда, религиозной организации. Государственная собственность подразделяется на общесоюзную, союзных, автономных республик, автономных областей и округов, собственность административно-территориальных образований (коммунальная), государственных предприятий, трудовых коллективов, государственных учреждений.

В апреле 1990 г. был принят Закон «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», разграничивающий полномочия Союза и республик в сфере экономики и финансов. В законе закреплялось понятие «общесоюзный рынок», основой формирования и функционирования которого признавалась «самостоятельность предприятий, объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей», действующих в условиях равноправия и состязательности всех форм собственности и в сфере действия антимонопольного законодательства.

В июне 1990 г. был принят Закон «О предприятиях в СССР направленный на развитие хозяйственной самостоятельности предприятия и хозяйственного расчета. Перечислялись виды предприятий: индивидуальные, кооперативные, в форме акционерного или иного хозяйственного общества или товарищества, принадлежащие общественным или религиозным организациям. Государственные предприятия делились на союзные, республиканские, областные, окружные и коммунальные. Предполагалось создание совместных предприятий, арендных и малых государственных предприятий. Предприятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и иным признакам. Чистая прибыль предприятий (после уплаты налогов и других платежей в бюджет) поступала в их полное распоряжение. Основу планов предприятия составляют договоры, заключенные с потребителями, договор стал основой всех отношений, в кото­рые вступало предприятие. Предприятие само устанавливало цены на свою продукцию.

Государство обязано было обеспечивать предприятию не­зависимо от форм собственности равные правовые и эконо­мические условия хозяйствования, способствовать развитию рынка и при регулировании использовать лишь экономические рычаги. Само предприятие несет за все свои действия полную имущественную ответственность.

В декабре 1990 г. Верховным Советом СССР были приня­ты Основы законодательства об инвестиционной деятельно­сти в СССР, перечислявшие в качестве объектов такой деятель­ности вновь создаваемые и модернизируемые основные фон­ды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническую продукцию, интеллектуальные ценности, имущественные права и др. Субъектами (инвесто­рами и участниками) могут быть советские и иностранные граждане, юридические лица, государства.

Демократизация социальных структур отразилась в содер­жании новых законов «Об общественных объединениях» (ок­тябрь 1990 г.) и «О профессиональных союзах» (декабрь 1990 г.). К общественным объединениям закон относил политические партии, массовые движения, профсоюзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские, на­учные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие со­юзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан. В законе о профсоюзах наряду с общими правами сою­зов перечислялись их имущественные права: как юридические ли­ца они «владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащи­ми им на праве собственности имуществом и денежными сред­ствами», могут участвовать во внешнеэкономической деятельно­сти, создавать банки, страховые и акционерные общества, совме­стные коммерческие предприятия, заниматься издательской де­ятельностью, формировать различные фонды.

В области уголовного права внимание законодателя вновь привлекла спекуляция: «в связи с усилившимися негативны­ми явлениями на потребительском рынке и использованием этих обстоятельств в целях извлечения незаконных доходов... при переходе к рыночной экономике...» Законом СССР (ок­тябрь 1990 г.) под спекуляцией понималась скупка товаров, на которые установлены государственные розничные цены в предприятиях торговли, продажа товаров со складов, баз и т.д. в нарушение установленных правил, сокрытие товаров от покупателей, уклонение от регистрации. Дальнейшее развитие рыночных отношений изменило представления о спекуляции и о ее соотношении с легальной торговой деятельностью.

В целом законодательство периода перестройки заложило правовую основу для радикальных социально-экономических преобразований последующих лет.


Заключение

В основу советской концепции государственной власти были поло­жены взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, которые рас­сматривали механизм государственной власти в качестве «работающей корпорации, в одно и то же время и законодательствующей, и исполня­ющей законы». В России принцип полновластия трудящихся предпола­галось воплотить в форме полновластных и единовластных Советов, в работе которых происходит «слияние управления с законодательст­вом». Таким образом, государственная власть понималась как единое целое; систему государственных органов должны были возглавить «пол­новластные Советы».

Долгое время теория разделения властей рассматривалась советской наукой исключительно как буржуазная (реакционная), как «нелепость вроде квадратуры круга» и по этой причине отрицалась. Государствен­ная власть, реализуемая как единое целое (здесь и единая компетенция Советов и их органов), с необходимостью приводила к абсолютному доминированию исполнительной (партийно-административной) власти и ее аппарата, сосредоточению в последнем всех функций государствен­ной власти (законодательной, исполнительной, судебной) и в конечном счете к диктаторской узурпации власти особым слоем людей. Сказанное не означает, что рассматриваемая концепция отрицает необходимость разделения труда, функций между различными органами государства. Но это именно «прозаическое деловое разделение труда» (Энгельс), которое приводит к формированию различных групп органов.

В связи с этим не случайно соответствующие классификации под­меняли основополагающую категорию государственной власти поняти­ем государственного органа, и только при характеристике компетенции последнего возникала потребность в использовании категории «власт­ные полномочия». Иными словами, власть трактовалась исключительно в структурно-функциональном плане, в аспекте разделения труда по ее осуществлению. Тем самым из всестороннего и углубленного научного анализа исключалась сама потребность в самостоятельном исследова­нии законодательной, исполнительной и судебной властей.

В середине 80-х годов по инициативе партийно-государственных ру­ководителей началось обновление экономических основ, политического устройства и духовной жизни общества. Коренные изменения условий развития производства и методов руководства экономикой, преобразова­ния в общественно-политической сфере вышли за пределы, намечаемые "перестройкой". Они привели к распаду существовавшей на протяже­нии семи с лишним десятилетий советской системы.


Список литературы

1.    Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910.

2.    Захаров А. Ещё раз о теории формации //Общественные науки и современность. 1992. №2.

3.    Зуев В.И. «Власть» в системе политических категорий // Советское государство и право. 1992. №5.

4.    Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность. Екатеринбург, 1994.

5.    Ленин В.И. Государство и революция // Полн. Собр. Соч. Т.33.

6.    Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. Л., 1977.

7.    Самыгин Е.Н. Теократическое государство. М., 1999.

8.    Черкин В.Е. Три ипостаси государства // Государство и право. 1993. №8.

9.    Черкин В.Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма // Государство и право. 1997. №1.

10.  Самыкин С.С. Охранительная функция права в сфере экономики. Автореф… Дис. Канд. Юрид. Наук. М., 1994.

11.  Тихомиров М.Ю. О механизме обеспечения законности в управлении экономикой // Сов. Гос-во и право 1990. №2.


Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.