рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Торгово-экономическое сотрудничество между Монголией и Российской Федерацией

В частности, всесторонне рассмотрен вопрос урегулирования проблемы задолженности и кредитов в переводных рублях, предоставленных Монголии Советским Союзом. Во время обмена мнениями была достигнута договоренность о том, что при решении вопроса долга необходимо учитывать исторические условия возникновения задолженности, объективные возможности монгольской экономики и международные тенденции, а также специфику двусторонних дружественных отношений. Было выражено общее стремление позитивно решить этот затянувшийся вопрос так, чтобы он не препятствовал обновленным отношениям между Монголией и Россией.

Значение коммюнике в том, что в нем изложены общие принципы решения актуальных проблем сотрудничества.

2002 г. состоялись визиты как министров экономики и финансов, так и торговли  и промышленности, способствовавшие развитию диалога по широкому кругу вопросов монголо-российского сотрудничества, был подписан ряд новых документов, свидетельствующих о поступательном развитии двусторонних связей.

В соответствии с новыми Договорами, подписанными правительством Монголии с Россией, в последние годы предпринимались:

-     значительные усилия по возрождению двусторонних отношений и сотрудничества;

-     активизации диалога на всех уровнях;

-     повышения взаимопонимания и взаимного доверия;

-     дальнейшего укрепления правовых основ сотрудничества;

-     проведения последовательных шагов в направлении позитивного решения накопившихся актуальных проблем двусторонних связей;

-     активизации приграничного и регионального сотрудничества между Монголией и Россией;

-     экономических связей с областями, краями, республиками России;

-     ликвидации всех препятствий и трудностей, встречающихся на практике.

За истекшие после подписания договора десять лет в отношениях между Россией и Монголией достигнуто немало позитивных результатов. С расширением взаимодействия постоянно обновляется правовая база двусторонних связей.

Двустороннее взаимодействие регулируется подписанными в последние десять лет более 100 межправительственными и межведомственными договорами, соглашениями и планами. Проведена ревизия межгосударственных документов, подписанных до 1991 г., некоторые из них приведены в соответствие с новыми историческими условиями.

Все эти организационные меры привели к определенному оживлению торговли между странами (см. Приложение 2). Правительства обеих стран придают большое значение последующему развитию двусторонних торгово-экономических связей. Признано необходимым и дальше укреплять правовую базу двусторонних отношений.

1.3.   Характеристика торгово-экономических связей Монголии и России на современном этапе.

В конце 80- нач. 90-х гг. рухнула система социализма. В мире произошли кардинальные изменения, наступило время новых взаимоотношений между странами и не только бывшими противниками, но и бывшими союзниками.

На всем постсоциалистическом пространстве начался процесс реформирования, перехода к рыночным отношениям, смены модели общественного развития. В соответствии с этими глобальными изменениями произошли изменения в приоритетах и целях внешней политики Монголии, в том числе и по отношению к своему бывшему союзнику и ближайшего партнера - России.

Если раньше Россия, как правопреемница Советского Союза, имела возможность быть основным донором по отношению к Монголии, то на начальном этапе рыночных реформ она была не в состоянии оказывать Монголии кредитную, материально-техническую помощь в той степени, в какой это было раньше. В июле 1991 г. перестал существовать Совет Экономической Взаимопомощи, членом которого Монголия была с июня 1962 г. Распался Советский Союз, который был основным экономическим партнером Монголии1.

В этих условиях Монголия оказалась перед необходимостью самостоятельно решать свои проблемы. Политические и социально-экономические противоречия ускорили отказ Монголии от советской модели развития и предопределили ее вступление на путь демократизации всех сторон жизнедеятельности общества.

За годы экономической реформы произошли кардинальные сдвиги в географическом распределении внешней торговли Монголии. Географические распределения внешней торговли свидетельствуют о расширении связей с развитыми и развивающимися странами и, прежде всего, со странами Европы и Азии, доля которых во внешнеторговом обороте страны существенно увеличилась. Об изменениях в географическом распределении монгольского экспорта и импорта свидетельствуют данные Приложении 2 и 3.

В последние годы более ¾ общей стоимости экспорта Монголии приходится на сырьевые товары. Так, в 2001 г. в совокупном экспорте Монголии доля товарной группы «Минеральные товары», т.е. в основном горнодобывающей промышленности, составила 44,2 %; на текстиль и текстильные изделия – 40,0%; кожевенное сырье, пушнину и изделия из них – 10,9%, а на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 5,8%. Более полная характеристика товарной структуры экспорта Монголии представлена в Приложении 4.

Монгольский экспорт минеральных продуктов и текстильных изделий в 2001 году составил 308,7 млн. долл., что на 18% меньше уровня 2000 г. Сокращение стоимостных показателей монгольских поставок минерального сырья, и текстильных изделий главным образом было обусловлено снижением мировых цен на готовые изделия, что было связано со снижением международной инвестиционной активности вследствие азиатского кризиса, а также сопровождавшим этот процесс падением мировых цен на промышленное сырье.

В монгольском экспорте, как и ранее, доминирует медные и молибденовые концентраты и плавиковый шпат. Они являются определяющей позицией в товарной группе «Минеральные продукты». В 1999-2000 гг. из-за резкого снижения мировых цен на их долю приходилось почти 44,0% товарной структуры экспорта.

Импортные поставки традиционно играют значительную роль в решении многих жизненно важных задач социально-экономического развития страны и обеспечения как производственной сферы, так и населения теми видами продукции, которые внутри страны не производится или производится в недостаточных объемах. Проблемы индустриализации страны, исправление неблагоприятного баланса продовольственных товаров в неурожайные годы и многие другие не менее значимые задачи общенационального масштаба решались в большей степени с помощью импорта.

Товарная структура импортных поставок в течение последних десяти лет достаточно стабильна, несмотря на существенное увеличение стоимостных параметров импорта (см. Приложение 4).

Наиболее масштабной позицией монгольского экспорта, как и прежние годы, является товарная группа «Машины, оборудование и транспортные средства». Доля этой группы в импорте Монголии составила в 2001 г. 30,2%, что на 28% ниже показателя 1999г. Вместе с тем стоимостные объемы монгольского импорта этой группы товаров значительно сократились, что обусловлено сокращением объемов капиталовложений в стране.

Внешнеторговый оборот Монголии в 2002 г. составил 1159,9 млн. долл., в том числе экспорт 500,9 млн., импорт 659,0 млн. В общем объеме товарооборота первое место занимает Китай (32,2%), второе – Россия (23,1%), третье – США (15,6%), четвертое - Южная Корея (8,8%), пятое – Япония (4,0%)1. Подобная смена приоритетов представляется естественной, поскольку внешнеэкономические связи Монголии стали определяться ее геополитическим положением, сравнительными преимуществами и складывающимся спросом. Вместе с тем, несмотря на диверсификацию внешнеэкономических связей и политику открытости Россия остается одним из главных партнеров Монголии.

Товарооборот между Монголией и Россией в 2001 г. возрос на 7,7% по сравнению с предыдущим 2000 г. В целом товарооборот между Монголией и Россией в течение последних 5 лет был относительно стабильный (в среднем 235,8 млн. долл. в год), причем характерной особенностью торговли является постоянное отрицательное сальдо торгового баланса Монголии с 1992 г1.

Общий объем экспорта из Монголии в Россию  в 2002 году составил 43,0 млн. долларов, в том числе мяса и мясопродукции – более 20 тысяч тонн на сумму 17,1 млн. долл., медного концентрата – 47,1 тыс. т. (12 млн. долл.), молибденового концентрата – 57,6 тонны (195,3 тыс. долл.) и плавикового шпата – 126,7 тыс. т (10,3 млн. долл.)2.

Общий объем импорта Монголии из России в 2002 году составил 224,6 млн. долл., из них нефтепродуктов – 405,1 тыс. тонн на сумму 92,2 млн. долл., продовольственных товаров на сумму 11,8 млн. долл., машино-технической продукции на 44,6 млн. долл., 150,6 млн. кВт электроэнергии3.

В 2002 году в общем объеме товарооборота Россия заняла второе место в списке основных торговых партнеров Монголии, уступив лишь КНР, но опередив США и Южную Корею. Однако доля Монголии в товарообороте России ничтожно мала (в 2000г. в общем товарообороте – 0,2%, экспорте – 0,2%, импорте – 0,1%).

Баланс монгольско-русской торговли складывается в пользу России, и отрицательное сальдо в 2002г. составило 181,5 млн. долл. Это произошло в основном за счет резкого сокращения монгольского экспорта и роста импорта из России.

Тенденция уменьшения объема монгольского экспорта в Россию в последние годы, обусловлено следующими факторами:

- введением Россией высоких импортных тарифов на монгольские продукты;

- низкой конкурентоспособностью монгольских товаров на российском рынке;

- высокими транспортными расходами на ввозимые и вывозимые товары увеличивает конечную стоимость товара, что усложняет торговлю между нашими странами;

- переориентацией монгольского экспорта на южного соседа (резкий скачок монгольско-китайской торговли в 373 млн. долл. – 32,2% общего товарооборота Монголии);

- ухудшением условий торговли вследствие высокой инфляции;

- усложнением системы расчетов между странами;

- конъюнктурными изменениями на мировом рынке.

Экспорт Монголии в Россию на 95% был представлен минеральным сырьем. Сырьевая направленность экспорта и ориентация импортных поставок на продукцию машиностроения, на продовольствие и сырье свидетельствуют о наличии значительных проблем во внешнеторговых связях Монголии.

В последние годы меняется роль России в удовлетворении импортных потребностей Монголии в ряде товарных позиций. Что касается формирования спроса  на отдельные виды российской машинотехнической продукции, то в Монголии несколько ослабевает технологическая привязанность ее промышленности, транспорта, сельского хозяйства к российским изделиям. В то же время страна продолжает закупки в Россия запасных частей, узлов, комплектующих к энергетическому, электротехническому, горно-шахтному оборудованию. Высоки потребности в российском оборудовании для энергетической и горнодобывающей промышленности.

В последнее время с участием западных фирм на территории Монголии ведутся работы по разведке и добыче нефти с последующей ее переработкой. Однако получение Монголией собственного горючего потребует достаточно длительного времени, и в ближайшем будущем Россия сохранит роль основного поставщика нефтепродуктов.


ГЛАВА 2.  АКТУАЛЬНЫЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУ МОНГОЛИЕЙ И РОССИЕЙ.

 

2.1. Вопрос о задолженности Монголии по кредитам бывшего СССР.

Задолженность Монголии перед Россией, так называемый “большой долг”, является самой серьезной и трудноразрешимой проблемой Монгольской экономики. Размер этого долга в настоящее время составляет 11 млрд. долл. США.

По поводу этого долга в Монголии бытуют различные мнения. Монгольские демократы считают, что проблема “большого долга” должна быть решена в комплексе с другими проблемами, в том числе с вопросом  массовой репрессии в Монголии. Они, наоборот, считают, что Россия  должна Монголии – за каждого репрессированного. Поэтому, в те времена, когда Монгольские демократы были во власти, трудно было решить  эту проблему.

Пришедшая к власти Монгольская Народно-революционная партия сравнительно гибко относится к этой проблеме.

В настоящее время Правительство Монголии по поводу задолженности придерживается следующего мнения: “Рассматривая этот вопрос, мы придерживаемся четырех принципов:

а)  учитывать историю возникновения долга;

б)  он не должен стать сильным бременем для Монголии;

в) надо учитывать опыт решения Россией этой проблемы с Вьетнамом, Никарагуа и ГДР через Парижский клуб;

г) Россия будет поддерживать увеличение мощи  монгольской экономики, с тем чтобы Монголия была достаточно развитой страной, чтобы разрешить этот вопрос”1.

Несмотря на всесторонюю помощь и содействия, отношение “старшего брата” за время существования СССР невсегда были бескорыстными и добрыми.

Торговые сделки часто осуществлялись не в пользу Монголии. В качестве примера ниже приводится некоторые из многочисленных цифр, которые часто фигурируют в газетах Монголии. В 1946-1966 гг. Монголия поставила в СССР

2 876 700 коров, 35 137 000 овец по средней цене соответственно 38 и 6 рублей. Эти цены были 4-5 раза меньше  чем цены на внутренных рынках СССР. С 1970 г. коровы и овцы продавались по цене соотвественно 50,3 и 8,8 рублей, с 1975 г. – за 146-164 и 24 рублей. Из-за разницы цен только с двух наименовании товаров Монголия потеряла порядка 3 млрд. рублей.1

Однако, все эти торговые операции осуществлялись по взаимной договоренности и  конкретным соглашениям и потому Монголия в настоящее время не имеет  никакого обоснования оспаривать подобные сделки, даже если они были не особо справедливыми.  

Что касается требований о том, что долг “не должен стать тяжелым бременем для Монголии”, мягко говоря, несерьезно. Естественно, что для страны с государственным бюджетом в 400 млн. долл., и к тому же имеющей и к другим странам задолженности порядка 1,2 млрд. долл., выплата даже десятой доли задолженности к России будет стоить огромных усилий и мобилизации всех экономических мощностей Монголии. Поэтому,  выплатить долг без особой “бремени” просто невозможно. С другой стороны, затягивание долговых обязательств на десятилетия  невыгодно не только для России, но и для Монголии.

Россия, как правопреемница СССР должна нести ответственность, например, за массовую репрессию 1937 г., которая осуществлена по прямому указанию И. Сталина. Но Монгольское правительство должна иметь в виду то, что это репрессия и русскому народу нанесла неисчислимые бедствия. При таком подходе к делу, Россия вправе потребовать компенсацию за убитых солдат в ходе Халхин-гольской битвы, за уничтоженные в ходе войны военной техники, за огромные средства которые были затрачены на битву с японцами и т д.

Однако, нельзя не признать на тот факт, что огромная задолженность Монголии является прямым следствием политики СССР, и в том числе  массовой репрессии 1937 г. При населении 700 тысяч человек в ходе репрессии были уничтожены 30 тысяч человек. Число осужденных к тюремному заключению и ссылке не поддается никакому учету. Поэтому, эта крупномасштабная карательная операция привела к острой нехватке рабочей силы, упадку Монгольской экономики, что привело к иждивенческому отношению и накоплениию огромного долга.

Кроме этого существует ряд проблем  так или иначе связанных с рассматриваемой проблемой. К ним относятся исторические и археологические ценности переданные СССР, безвозмездная передача  некоторых урановых месторождении Монголии, ущерб причененный советскими воинскими частями природе Монголии и т д.

Российское Правительство как приемник СССР хорошо понимает несправедливости и произволы допущенные по отношению к Монголии за время “строительства социализма”. Об этом свидетельствует тот факт, что Российская сторона при предыдущих раундах переговора по проблеме задолженности неоднократно делала различного рода уступки. 

Данная проблема обсуждается с конца 1980-х годов.  За это время Российская сторона, с начала 1990-х годов неоднократно заявляла о приемлемости погашения определенной части задолженности. В частности, в 1995 году Россия заявляла о готовности к списанию 85% существующей задолженности. В уже 1999 году премьер министр М.Касьянов в своем официальном письме к Правительству Монголии уведомил о возможностии списания только 70% задолженности. Но при этом согласились “для пересчета задолженности в переводных рублях в доллары США применять коэффицент 1 долл. = 0,6 перев. рубля” и “в качестве дополнительной меры по облегчению долгового бремени Монголии установить коэффициент пересчета один к одному”. Но каждый раз Монгольская сторона считала неприемлемыми условия погашения долга.

Таким образом, в настоящее время проблема заключается в  окончательном согласований подлежащей к уплате суммы, срока и условии платежа.  Инструментом для разрешений данной проблемы должны стать взаимные успупки.

При мобилизации экономических ресурсов Монголия вполне в состоянии погасить задолженность такого размера. Причем, при нехватке валюты, по  договоренности с Правительством России могли бы заплатить долг другими средствами. Такими платежными средствами могут быть мясо, золото, плавиковый шпат, акции совместных российско-монгольских предприятии, в том числе определенная часть акции горно-обогатительного комбината “Эрдэнэт”. Одним из путей решения этой проблемы может быть отдача в концессию серебряного месторождения Асгат, которое располагается на российско-монгольской границе.

В связи с этим следует отметить, что худшем способом решения этой проблемы является передача задолженности третьей стороне, особенно Китае.

Финансовое положение России в последние годы довольно благополучное из-за высоких цен нефти на мировом рынке. В 2002 году Россия экспортировал 186,7 миллион тонн нефти и заработал 28.7 миллиардов долларов. Золото-валютный запас Центрального банка в этом году достиг величины 52,7 миллиардов долларов.

Поэтому, настойчивое требование России возвратить долг  продиктовано не финансовой необходимостью. Оно скорее всего является  финансовым рычагом решения другой проблемы. А именно проблемы разрешения спорных вопросов с СП “Эрдэнэт”.

2.2.  Проблема управления совместным предприятием ГОК“Эрдэнэт”.

СП ГОК ”Эрдэнэт” было создано в ноябре 1973 года для разработки месторождения медно-молибденовых руд Эрдэнэтийн-Овоо. Согласно межправительственному соглашению от 1991 года Россия получила 49%, а Монголия 51% долей совместного предприятия. В 1994-2002 годах контроль над российской долей в совместном предприятии осуществляли менеджеры компании “Зарубежцветмет”. В 2002 году переработал 23,2 млн. тонн руды, произвел   473 тыс. тонн сухого медного и 6.5 тыс. тонн молибденового концентрата.

1 января 2002 года истек срок действия межправительственного соглашения. Поэтому надежды на изменение ситуации обе стороны связывали с новым межправительственным соглашением, которое должно было вступить в силу в начале этого года. Однако переговоры по заключению этого соглашения, которые продолжается  уже год, окончательно зашли в тупик.

Рассмотрим взаимные претензии Правительства России и Монголии, и причины разногласия которые препятствуют успешной ратификации соглашения.

Материалы переговоров особо не афишируется. Но, судя по сообщениям газеты “Коммерсант”1 основной претензией  Российского Правительства заключается в нерегулярной поставке медного и молибденового концентратов Эрдэнэта в российские компании –  Уральской горно-металлургической компании (УГМК) и Кыштымскому медно-электролитному заводу (КМЭЗ).

За последние десять лет поставки медного сырья из Монголии в Россию  осуществлялись  крайне нерегулярно. В 1999-2002 годах СП  “Эрдэнэт”  должен был отправлять для российских потребителей – в УГМК и КМЭЗ, ежегодно не менее 143 тыс. тонн концентрата. Однако эти обязательства не были выполнены.  Россия получала ежегодно лишь 40-50 тыс. тонн медного сырья.  В 2002 г. в Россию ввезено не более 35 тыс. тонн концентрата, 25 тыс. тонн для УГМК и 10 тыс. тонн для КМЭЗ. В январе-феврале 2003 г. из Монголии поступила всего 1 тыс. тонн концентрата. По предварительным расчетам, общий объем поставок монгольского концентрата на КМЭЗ в этом году вряд ли составит более 10 тыс. тонн. Однако производство рафинированной меди на предприятии останется на уровне прошлого года или чуть ниже – 75-80 тыс. тонн.

В настоящее время Уральские медные месторождения сильно истощены.   Поэтому, медная промышленность России сильно зависит от монгольского сырья. Сокращение поставок монгольского медного концентрата привело к сокращению производства горно-металлургических предприятий России. Например, в этом году УГМК планирует снизить производство рафинированной меди на 6-8% (с 330 тыс. до 300-305 тыс. тонн).

Поэтому, Российское Правительство при переговорах прежде всего защищает интересы металлургических комбинатов Урала и требует  регулярную поставку монгольского медного концентрата горно-металлургическим предприятиям России.

Российская сторона также обеспокоена тем, что нынешнее руководство СП “Эрдэнэт” взяло курс  на уменьшение количества специалистов из России и стран СНГ. Если в начале 2002 г. из 6,2 тыс. работников было 635 российских, то в нынешнем году россиян составило уже 535 человек. К концу года под сокращение попадет еще 200 россиян1. Поэтому, на предстоящих переговорах,  по-видимому, будут иметь место кадровые вопросы.

Позиция Монгольского Правительства диаметрально противоположная.  Премьер министр Монгольского Правительства Н. Энхбаяр в одном из интервью сформулировал ее следующим образом: СП “Эрдэнэт”  к сожалению, не очень высоко технологическое предприятие.  75% выпускаемого концентрата – это земля и только 25% - медь. Мы же хотим, чтобы выпускал чистую медь, медные листы и, возможно, электропровода...  Поэтому мы хотим, чтобы переговоры по “Эрдэнэту” проходили не только по соотношению акции, но и касались вопросов его дальнейшего развития”2.

Монгольская сторона также потребовала увеличения своей доли в совместном предприятий с нынешних 51 до 80%, так как  в 1994-2002 гг. Россия не участвовала в работе комбината.

Прежнее соглашение было подписано в 1991 году. По мнению генерального директора ГОК “Эрдэнэт” Х. Наранхуу  “В соглашении есть много положения, которые не соответствуют рыночному механизму, действующему и в Монголии, и в России. Другая причина в том, что финансовые и экономические расчеты, необходимые для переговоров не проводились ежегодно, в том числе по методикам расчета”1.

Дело в том, что до 1990 года основной валютой расчетов между социалистическими странами был переводной рубль. Все советские кредиты рассчитаны в несуществующей ныне валюте.  Помимо валютных курсов  действовали так называемые поправочные коэффициенты. По инвестиционным поставкам был один курс, по торговым сделкам – другой.  Иногда разница в валютном курсе доходила до 10 кратного уровня2.

По некоторым устным данным, российские металлургические компании за монгольский медный концентрат предлагают  невысокую цену. Причем, задержка платежа стала обычным явлением. Поэтому продукция ГОК “Эрдэнэт”  в течении нескольких лет проходит обработку в Китае, либо через Китай поступает в третью страну.

Но в настоящее время и сами китайские производители находятся  в незавидном финансовом положении. У них не хватает оборотных средств, они не загружены на полную мощность, и к тому же многие из этих предприятий не имеют права на внешние рынки.

Поэтому, СП ГОК ”Эрдэнэт” начал  работать с трейдинговыми компаниями, у которых есть хорошие финансовые ресурсы и необходимая инфраструктура. Это фирмы “Гленкор”, “Пешине”, “Самсунг”, “Джералд металз”.

СП ГОК “Эрдэнэт” связывает планы  на будущее привлечением западных инвесторов и их технологии. Прежде основная идея заключалась в том, что плавить весь концентрат на месте и производить чистую медь. Иными словами, предполагалось выпускать более дорогую продукцию. В настоящее время на комбинате создан опытный завод, который производит чистую медь путем переработки руды слабым раствором серной кислоты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.