рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Торгово-экономическое сотрудничество между Монголией и Российской Федерацией

Центральный вопрос приграничного сотрудничества – необходимость обустройства и развития инфраструктуры КПП на границах двух стран и придание в дальнейшем им международного статуса. Это могло бы стать важным условием создания в дальнейшем свободной экономической зоны на приграничных территориях наших стран. Нам представляется важным начать организацию сезонных приграничных ярмарок, которые содействовали бы свободному обмену товаров и услуг между жителями и хозяйственными единицами приграничных районов двух стран.

Немаловажно и создание правовых основ для приграничного сотрудничества, где будут отражены, цель, принципы и охват территории, на которые распространяется такое сотрудничество. При этом большое значение придается Соглашению о принципах сотрудничества между субъектами РФ и аймаками Монголии, которое было подписано во время визита президента России В.В. Путина в ноябре 2000 г.

Создание свободной экономической зоны на границе двух стран. Из них самым подходящим для создания экономической зоны является Кяхта – Алтанбулаг (около Наушки). Шоссейная дорога соединяет крупнейшие города Монголии, т.е. Улан-Батор, Эрдэнэт, Дархан, Иркутск, Улан-Удэ. Монголия собирается участвовать, например, в Туманганском проекте. Это проект создания зоны свободной торговли в Северо-Восточной Азии в районе реки Туманган. В нем должны принять участие Южная Корея, Америка, Япония, Монголия и Россия. 

Участие российских организаций в модернизации и технологическом обновлении базовых отраслей экономики (энергетика, транспорт, углубления переработка минерального и животноводческого сырья и др.), а также агропромышленного комплекса, горнорудной, нефтедобывающей промышленности, реализацией совместно с третьими странами международных донорских программ и проектов. Россия заявила о своей готовности оказать содействие в сооружении в Монголии объектов электроэнергетики, в строительстве газопроводов и дорог при условии, что Москва получит часть акций новых энергетических компаний.

Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), рассматривая идею участия Монголии в транспортных и энергетических проектах АТР в качестве важнейшего инструмента интеграции Улан-Батора в региональные организации. В частности, в целях оптимизации транспортных маршрутов между Европой и АТР предлагается использовать возможности Транссибирской магистрали и Монгольской железной дороги. Ранее Владимир Путин заявил, что "перспективной областью деятельности, в которой Россия как евразийская страна могла бы играть особую роль в АТЭС, является транспорт".

Несомненно, наибольшие выгоды сулит двустороннее сотрудничество в области энергоресурсов. Так, российские компании "Газпром", "Итера" намерены осуществить проект газификации Монголии. Дочернее предприятие "Газпрома" - "Востокнефтегаз" - планирует создать в Монголии производство по переработке сибирского газового конденсата. Стоимость этого проекта - около 70 млн. долларов.

В долгосрочной перспективе Москва и Улан-Батор для экспорта нефтегазовых ресурсов Дальнего Востока и Сибири рассматривают возможность строительства магистральных трубопроводов в Северо-Восточной Азии (РФ, Китай, Япония, Республика Корея, КНДР, Монголия). По мнению экспертов, реализация этих проектов могла бы обеспечить надежную основу для экономической интеграции России и Монголии в АТР.

Есть также возможности сотрудничества в геологоразведке, добыче золота и других полезных ископаемых, а также участие в строительстве трансмонгольской автомагистрали "Дорога тысячелетия". В радиусе 200 км от столицы проект охватывает 1/3 территории страны, на которой живет 80% ее населения и находится 72% населенных пунктов. Дорогу планируется проложить за 8 лет. Ее строительство обойдется в 200 млн. долл. Проект «Дорога тысячелетия» уже начат, проведены предварительные технические и экономические расчеты, с апреля 2001 года приступили к работе. В случае своевременного начала работ к 2004 г. откроется возможность движения по основным трассам «Дороги тысячелетия»1 (см. Приложение 8).

 В 7-10 июля 2003 года в Улан-Баторе пройдет первая Монгольско-Российская Ассамблея по развитию экономического сотрудничества под названием «Монголия и Россия. Перспективы сотрудничества». Она организуется при поддержке Правительства Монгольской Республики, Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), Торгово-промышленной палаты России и Монгольской Республики, Российской Академии Бизнеса и Предпринимательства, Международной ассамблеи экономического, культурного и научного сотрудничества «Global World», Международной ассоциации журналистов «АСМО-пресс».

Цель форума — формирование благоприятной среды для создания устойчивых торговых и производственных связей между Россией и Монголией, восстановление инвестиционного сотрудничества, а также участие российских компаний в реализации крупных программ и проектов в Монгольской Республике.

Основное внимание в работе форума будет уделено сотрудничеству в таких областях, как торговля, сельское хозяйство, банковское дело, горно-энергетический комплекс, геологоразведка и добыча полезных ископаемых, развитие регионального взаимодействия между приграничными областями Монголии и России1.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Специальное изучение торгово-экономических отношений Российской Федерации и Монголии на протяжении 10 лет (1992-2002) позволяет сделать ряд важных, на взгляд автора, выводов и обобщений.

В ходе анализа автор аргументирует вывод о том, что назрела необходимость  создания нового механизма экономического сотрудничества между Россией и Монголией. Этот механизм, с одной стороны, должен учитывать традиционную роль государства, но и одновременно должен соответствовать условиям рыночной экономики.

1. Торгово-экономическое сотрудничество Монголии с Российской Федерацией осуществляется на протяжении более 80 лет. Двухсторонние отношения традиционно характеризовались духом добрососедства, сотрудничества. Следует отметить, что благодаря экономической помощи СССР в Монголии была создана национальная промышленность, достигнуты успехи в решении социальных проблем населения. В частности, при технико-экономическом содействии бывшего СССР были построены почти все ныне действующие предприятия, которые и сегодня составляют основу экономики Монголии.

2. На рубеже 80-х и 90-х гг. во взаимоотношения России и Монголии наших стран произошли коренные перемены, связанные  с распадом СССР и переходом  России и Монголии к принципам рыночной экономики и демократии. В новых исторических условиях, был подписан Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Россией и Монголией.  В соответствии с данным Договором Россия и Монголия решили проводить в отношении друг друга открытую экономическую политику, продолжать развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество. Данный подход определил характер торгово-экономических связей двух стран на перспективу.

3. В настоящее время Россия является вторым (после КНР) торговым партнером Монголии. При этом сохраняется сырьевая направленность взаимной торговли. Так, в монгольском экспорте превалируют две товарные группы (минеральные продукты – 70%, сельскохозяйственное сырье – 25%). В монгольском импорте товаров из России также превалируют две товарные группы (до 50% приходится на нефтепродукты, 20% на продовольственные товары). Представляется, что странам следует акцентировать внимание на развитие торговли машинно-технической продукцией, тем более что российский экспорт в Монголию по данной статье в последние годы стабильно растет, и достиг уровня в 25%. Дополнительным стимулом к расширению взаимной торговли продукцией с высокой степенью обработки может стать обмен в рамках совместных предприятий.

3. В настоящее время в отношениях между Россией и Монголией существует ряд нерешенных проблем экономического характера. Центральными проблемами, оставшимися со времен бывшего СССР, являются задолженность Монголии перед Россией и проблема управления совместным предприятием ГОК «Эрдэнэт». Успешное решение данных проблем во многом будет способствовать восстановлению взаимного доверия и успешному развитию торгово-экономических отношении России и Монголии. Автор полагает целесообразным активизировать двусторонний диалог по решению данных проблем, в том числе через создание двусторонних рабочих групп, с обязательным участием представителей деловых кругов, под руководством министров двух стран. Возможным путем решением данных проблем могло бы стать решение о запуске двусторонних инвестиционных проектов с последующем погашением части долга поставками продукции, произведенной на новых российско-монгольских СП.

4. Обе стороны возлагают большие надежды на активизацию работы подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству. Ведь более 70% общего товарооборота Монголии с Россией приходится на субъекты, входящие в Сибирский федеральный округ РФ. Номенклатуру, как и объемы монгольской продукции, поставляемой в Россию реально увеличить именно через более полное использование потенциала приграничной торговли. Аналогичные процессы можно будет запустить и для российских товаров.

5. Иностранные инвестиции играют весомую роль в социально-экономическом развитии Монголии. С участием российского капитала в Монголии создано около 260 совместных предприятий в сфере строительства и инфраструктуры, в торговле и общественном питании. Ведутся геологические разведки и инженерные изыскания. На наиболее крупные совместные предприятий, такие как, ГОК «Эрдэнэт», «Монголросцветмет» и «УБЖД» приходится более 60% валютных поступлений в страну и 16% доходной части госбюджета Монголии. Автор полагает целесообразным на регулярной основе проводить рассмотрение данного вопроса на уровне Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, в том числе и в плане определения шагов по созданию новых совместных предприятий в различных отраслях.

6. Потенциал торгово-экономического сотрудничества с Россией далеко не исчерпан. При экономически грамотной организации этой работы Россия может значительно увеличить объемы взаимного обмена товарами и услугами с Монголией, в том числе за счет увеличения поставок высокотехнологичной продукции. Россия для Монголии может быть интересна, прежде всего, как огромный рынок для реализации широкой гаммы монгольских товаров, в первую очередь, мясо и продуктов животноводства (кожа, шерсть, конский волос, войлок и др.).

7. Перечисленные наработки и предпосылки расширения и углубления внешнеэкономических связей Монголии с Россией могут быть реализованы только при выполнении ряда важных условий: отыскания источников финансирования, урегулирования платежно-расчетных отношений, решения многочисленных проблем транспортного обеспечения взаимного товарооборота, совершенствования правовой базы внешнеэкономических связей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Официальные документы:

1.      Выступление В.В. Путина в Великом Государственном Хурале Монголии 14 ноября 2000 г. – Дипломатический вестник, 2000, №12, с.26.

2.      Гадаад харилцааны яамны 2002 оны уйл ажиллагааны тайлан. №6, 06.03.2003. УБ., с.25-27.

3.      Гадаад Харилцаа. №2(126), январь 2003.

4.      Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве от 14 января 1993 г.

5.      Монгол улсын статистикийн эмхтгэл = Статистический ежегодник Монголии. – УБ.: Монгол Улсын Ундэсний Статистикийн Газарт, 2002. – С.200.

6.      Пресс-релиз Посольства Монголии в РФ. Март 2003 (на монг. яз. перевод автора).

7.      Улан-Баторская декларация. – Дипломатический вестник, 2000, №12, с.27-28.

8.      International Financial Statistics Yearbook 2002. – N.Y., UN, p.700.

9.      International Financial Statistics. – May 2003, International Monetary Fund, p.668-671.

10.    Monthly Bulletin of Statistics. – UB.: National Statistical Office of Mongolia. – 2003. January. – p.78.

Монографии:

11.    Андрианов В.Д. Россия. Экономический и инвестиционный потенциал /В.Д. Андрианов. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 450 с.

12.    Белов Е.А. Россия и Монголия (1911-1919 гг.) /Е.А. Белов. – М.: Институт востоковедения РАН, 1999. – 234 с.

13.    Буглай В.Б. Международные экономические отношения: Учебник для вузов /В.Б. Буглай, Н.Н. Ливенцев. – М.: Финансы и Статистика, 2001. – 256 с.

14.    Булатов А.С. Мировая экономика/А.С. Булатов. – М.: Юристь, 1999. – 650 с.

15.    Бурмистров В.Н. Внешняя торговля Российской Федерации: Учебник для вузов /В.Н. Бурмистров, К.В. Холопов. – М.: Юристь, 2001. – 384 с.

16.    Виноградов В.В. Экономика России: учебное пособие /В.В. Виноградов. – М.: Юристь, 2002. – 320 с.

17.    Гольман М.И. Изучение истории Монголии на Западе XIII – середина XX в. /М.И. Гольман. – М.: Наука, 1988. – 250 с.

18.    Емельяников С.П. Советско-монгольские отношения, 1921-1974 гг. В 2т. /С.П. Емельяников. – М.: МО: Улсын хэвлэлийн газар, 1979.

19.    Курс экономической теории: Учебник для вузов/ М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева, С.Н. Ивашковский и др.; Под ред. М.Н. Чепурина. – М.: Киров: «АСА», Киров: Кировская областная типография, 1996. – 320 с.

20.    Мирская И.И. Экспортеры и импортеры России: справочник фирм /И.И. Мирская, И.Р. Ашурбейли. – М.: Социум ИнфоПолис, 1999. – 480 с.

21.    Международные экономические отношения/ Н.Н. Ливенцев, А.В. Аникин, Э.П. Бабин и др.; Под ред. Н.Н. Ливенцева. – М.: РОССПЭН, 2001. – 512 с.

22.    Основы теории переходной экономики: Учебное пособие для вузов/ М.Н. Чепурин, Г.Н. Котов, Е.А. Киселева и др.; Под ред. М.Н. Чепурина. – Киров: Кировская областная типография, 1996. – 320 с.

23.    Устинов И.Н. Мировая торговля: Статистическо-энциклопедический справочник /И.Н. Устинов. – М.: Экономика, 2002. – 848 с.

24.    Устинов И.Н. Внешнеэкономические связи России: Статистическо-аналитический справочник /И.Н. Устинов. – М.: Международные отношения, 2000. – 500 с.

25.    Чимитдоржиев Ш.Б. Исследования по истории и культуре Монголии /Ш.Б. Чимитдоржиев; Бурятский институт общественных наук. – Новосибирск: Наука, 1989.

26.    Яскина Г.С. Монголия и внешний мир /Г.С. Яскина. – М.: Институт востоковедения РАН, 2002. – 370 с.

27.    Ганзориг Д. К вопросу об урегулировании задолженности Монголии перед Российской Федерацией /Д. Ганзориг. – Россия и Монголия: новый взгляд на историю взаимоотношений в ХХ веке. М.: ИВ РАН, 2001.

28.    Монголын эдийн засаг: шилжилтийн эдин засгийн гарын авлага = Экономика Монголии: пособие по переходной экономике/Б. Вальтерс, П. Лувсандорж, Ф. Никсон и др.; Под ред. Б. Вальтерс. – Улаанбаатар, Манчестер: Адмон, 1999. – 379 с.

29.    Эрдэнбат Э. Рыночные реформы и открытая политика Монголии (1990-1997). /Э. Эрдэнбат. – М., 1997. – с.74.

30.    Manly D. Doing Business in Mongolia: a guide for European companies /D. Manly, B. Hurenbaatar. – Mongolia, Ulan-Bator: MBDA & Tacis, 1996. – p.159.

31.    Griffin, K. Poverty and the Transition to a Market Economy in Mongolia. /K. Griffin. – Report for UNDP, 1998.

32.    Koch, E. Report of Small and Medium Size Business in Mongolia /E. Koch. – UB.: TACIS SMENON Report, 1997.

33.    Lavigne M. The economic of Transition: Form Socialist Economy to Market Economy / M. Lavigne – London: Macmillan, 1995.

Аналитические статьи:

34.    Ермаченков И.Ф. Монголия – наш деловой партнер /И.Ф. Ермаченков, Б.П. Булгаков // КОРИНФ. – 2001. – №26. – С.2-24.

35.    Гольман М. И. Весна обновления /М. И. Гольман // Азия и Африка сегодня. – 1999. – №11. – С.18-23.

36.    Грайворонский В.В. Новая концепция национальной безопасности Монголии и России. – Монголия – актуальные вопросы национальной безопасности. Сб. ст. М.: Российский институт стратегических исследований, 1998.

37.    Грайворонский В.В. Десять лет по пути реформ /В.В. Грайворонский // Азия и Африка сегодня. – 2001. – №1. – С.12-17.

38.    Лузянин С. Еще не утраченный партнер /С. Лузянин // Независимая Газета. – 2002. – 25 марта.

39.    Моисеев Л. Россия и Монголия становятся ближе друг к другу /Л. Моисеев // Проблемы Дальнего Востока. – 2001. – №1. – С.15-19.

40.    Скосырев В. Интернационал сокращают /В. Скосырев // Время. – 2003. – 19 марта.

41.    Скосырев В. Мы много должны друг другу /В. Скосырев, Керженцев Н. // Время. – 2003. – 12 марта.

42.    Соколинский В. Трансформация восточного общества: опыт Монголии /В. Соколинский, Н. Сонинтамир // МЭ и МО. – 2001. – №3. – С.104-110.

43.    Соколинский В. Перестройка в соседней стране: опыт, проблемы, перспективы /В. Соколинский, Н. Сонинтамир // Азия и Африка сегодня. – 2000. – №12. – С.8-13.

44.    Пономарев Д. Российских металлургов зовут в Монголию приватизировать «Эрдэнэт» /Д. Пономарев // Коммерсантъ. – 2003. – 25 апреля.

45.    Пономарев Д. Россия нашла аргументы для монголов /Д. Пономарев // Коммерсантъ. – 2003. – 3 апреля.

46.    Пономарев Д. Россия теряет «Эрдэнэт» /Д. Пономарев // Коммерсантъ. – 2003. – 9 марта.

47.    Шинкарев Л. Лучше по своей прихоти нуждаться, чем по чужой воле преуспевать /Л. Шинкарев // Известия. – 2003. – 22 февраля.

48.    Яскина Г.С. Прагматизм – основа обновления отношений /Г.С. Яскина // Азия и Африка сегодня. – 2002. – №6. – С.16-21.

Интернет-источники:

49.    Официальный сайт МИД Монголии.

       http://www.extmin.mn/

50.    Официальный сайт МИД РФ.

       http://www.mid.ru/

51.    Страницы Посольства РФ в Монголии.

       http://www.ln.mid.ru/ns-rasia.nsf/

52.    Страницы, посвященные Монгольско-Российской Ассамблеи по развитию экономического сотрудничества. http://www.ex.ru/mongolia_assembly.html

53.    Обзор российских СМИ: Россия – Азия.

       http:|//www.russiananalitica.ru/


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

УЛАН-БАТОРСКАЯ  ДЕКЛАРАЦИЯ

По приглашению Президента Монголии Н.Багабанди Президент Российской Федерации В.В.Путин 13-14 ноября 2000 года совершил официальный визит в Монголию.

Руководители двух государств провели, обстоятельный обмен мнениями по широкому кругу вопросов двусторонних отношений и по представляющим взаимный интерес международным проблемам. Состоявшиеся в Улан-Баторе встречи и переговоры руководителей Российской Федерации и Монголии являются важным этапом в развитии традиционно дружественных отношений между двумя странами.

1. Россия и Монголия подтверждают приверженность Договору о дружественных отношениях. и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией от 20 января 1993 года. Они едины в понимании того, что поступательное продвижение российско-монгольского сотрудничества в начинающемся столетии в различных сферах должно строиться в соответствии с положениями Устава ООН, нормами международного права и справедливости, на принципах уважения суверенитета, равноправия, взаимной выгоды, территориальной целостности, а также на основе сформировавшихся в течение многих десятилетий традиций дружбы и добрососедства.

Исходя из убеждения в необходимости построения многополюсной структуры мира и подчеркивая особую важность безблокового развития межгосударственных отношений в Азии, Стороны вновь подтверждают, что не будут участвовать в каких-либо военно-политических союзах, направленных друг против друга, и обязуются не заключать с третьими странами каких-либо договоров и соглашений, противоречащих интересам суверенитета и независимости другой Стороны. 

Ни одна из Сторон не допустит, чтобы ее территория была использована третьим государством в целях агрессии или иных насильственных действий, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и общественному порядку другой Стороны.

2. Стороны придают важное значение поддержанию в дальнейшем регулярных встреч на высшем и высоком уровнях и сотрудничеству между правительственными органами, в том числе в рамках Российско-Монгольской Межправительственной Комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

3. Стороны приветствуют развитие региональных и приграничных контактов и приложат усилия для совершенствования правовых основ дальнейшего их расширения и углубления. Монгольская Сторона заинтересована в активном взаимодействии с региональными структурами Российской Федерации, в том числе с Межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение».

4. Констатировав наличие значительного потенциала для наращивания торгово-экономического сотрудничества, президенты России и Монголии поручили соответствующим органам исполнительной власти в своих странах в конструктивном ключе рассмотреть вопросы либерализации и расширения взаимной торговли, включая установление льготных железнодорожных тарифов, таможенных пошлин и других сборов, в рамках начатых переговоров по этим вопросам с тем, чтобы завершить их в 2001 году.

5. Рассматривая экономическое сотрудничество друг с другом как составную часть налаживающегося регионального взаимодействия в Северо-Восточной Азии, в Москве и Улан-Баторе большое значение придают устремленным в XXI век крупным энергетическим проектам в регионе - сооружению магистральных газо- и нефтепроводов и линий электропередач. Российская Сторона выступает за участие Монголии, в таких проектах, с учетом экономических и географических факторов. Важнейшим направлением Стороны считают сотрудничество стран-членов ЭСКАТО в области транспорта и в этой связи приглашают все заинтересованные стороны к использованию Транссибирской магистрали и Монгольской железной дороги в целях оптимизации транспортных маршрутов между Европой и Азиатско-тихоокеанским регионом. Стороны согласились продолжить трехсторонние экспертные консультации по заключению основного (рамочного) Соглашения о транспортных перевозках между Российской Федераций, Монголией и Китайской Народной Республикой, понимая при этом необходимость совершенствования существующих механизмов в области транспортных перевозок на национальном, двустороннем и международном уровнях.

6. Стороны высказались за повышение эффективности работы и модернизацию крупнейших совместных российско-монгольских предприятий - «Эрдэнэт», «Монголросцветмет» и «УБЖД», составляющих жизненно важную часть монгольской экономики. Они также условились всячески поощрять взаимные инвестиции путем создания новых               совместных предприятий на основе различных форм собственности, а также через участие хозяйствующих субъектов обеих стран в приватизационных проектах в России и Монголии. Стороны сочли целесообразным разработать программу развития сотрудничества в области промышленности, возобновить взаимовыгодное сотрудничество в развитии сельскохозяйственного производства Монголии.

7. Стороны рассмотрели вопросы сотрудничества в области поставок российских энергоносителей в Монголию с учетом необходимости придания им стабильного характера на основе ежегодных Протоколов о торгово-экономическом сотрудничестве.

8. Важным направлением сотрудничества двух стран в контексте современного мирового развития являются охрана природы и экологическая безопасность. Стороны будут активно взаимодействовать в борьбе против лесных и степных пожаров, стихийных бедствий и возможных техногенных катастроф.

9. Россия и Монголия привержены сохранению и упрочению традиционных уз духовной и культурной близости между народами двух стран. Они будут поощрять контакты между людьми, общественными, научными, спортивными, и молодежными организациями двух стран. Российская Сторона будет и впредь оказывать содействие в подготовке монгольских национальных кадров в российских высших учебных заведениях. Стороны будут поддерживать сотрудничество в деле изучения русского и монгольского языков, исторического и культурного наследия друг друга.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.