рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сочинение: География в жизни и творчестве А.С. Пушкина

Сочинение: География в жизни и творчестве А.С. Пушкина

Дмитровская школа №10

с углублённым изучением предметов

 

Реферат

По предмету: «Литература»

На тему: География в жизни и  творчестве А.С. Пушкина.

                          ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса.

                       преподаватель: Кузнецова Любовь Борисовна.

июнь 2001 год

Содержание

1.   Введение………………………………………………………. 3

2.   А.С. Пушкин «великий путешественник»……..…………… 5

3.   «Россия слишком мало известна русским»…………………..6

4.   Путешествие в Арзрум………………………………………...7

5.   Петербург, Москва, Подмосковье ………………..………….11

6.   Южная ссылка…………………………………………………13

7.   Михайловское………………………………………………….14

8.   Географы-исследователи—друзья Пушкина……..………….18

9.   «И друг степей калмык»………………………………………19

10.       Топонимика пушкинских мест

Псковская область…………..…………………….………………23

11.Приложение……………………………………………...…….26

12.Список использованной литературы…………………………28

                                                                        Есть два разряда путешествий:

Один — пускаться с места вдаль,

                                                                      Другой — сидеть себе на месте,

                                                                Листать обратно календарь.

А.Т. Твардовский

Путешествие — литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.

Основная задача таких произведений прежде всего познавательная, но автор может ставить фи­лософские, публицистические, психологические и

другие задачи. Это могут быть также повествова­ния о вымышленных, воображаемых странствиях (утопия, фантастика).

   Корни жанра в мифологии и фольклоре, где странствие героя становится для него испытанием.

    Исторические вехи развития.

а) Странствующий герой ак­тивно перемещается в пространстве как наблю­датель чужого мира, о котором он (потом) рассказывает читателям (слушателям):

— Марко Поло, сын венецианского купца. «Книга о разнообразии мира» (1298) — о путешествии на Восток, в Китай.

— Афанасий Никитин, тверской купец. «Хожение за три моря», XV век — об индийских впечатлениях.

— Тур Хейердал, норвежский учёный-путе­шественник. «Путешествие на Кон-Тики», 1950-е годы — о культуре о. Пасхи.

б) При восприятии читате­лем литературного путешествия его внимание пе­реместилось на чувства и переживания стран­ствующего, внешние элементы перемещения в про­странстве уже не имели решающего значения.

—   Карамзин. «Письма русского путешественника»; Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

—   Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда»;

           Лермонтов. «Мцыри». Это лирические путешествия, в которых культ экзотики, а «духовные ски­тания» романтического героя показаны как «бегство»  из неволи.         

— Лермонтов. «Герой нашего времени»;

Ч.Айтматов. «Плаха». Путешествие воплощает идею духовного поиска, мотив странствия становится одним из способов раскрытия характера героя.

Почти каждое литературное путешествие рано или поздно пародируется.

— Сервантес. «Дон Кихот» — пародия на рыцарское путешествие.  

—   В.Ерофеев в поэме «Москва—Петушки» пародирует Радищева.

Многообразие жанровых форм.

1. Собственно путешествие (путевой дневник).

—   Гомер. «Одиссея». «Сказание о Гильгамеше» (шумеро-аккадский эпос).

2. Разновидность поэмы, сюжетной и компози­ционной основой которой становится путешествие.

—   Данте. «Божественная комедия»; Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».

3. Роман.

—   М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

4. Основная часть произведения.

—   «Путешествие Онегина» в романе Пушкина «Евгений Онегин».

5.  Очерк

—   Пушкин. «Путешествие в Арзрум».

6. Свободное повествование.

Оно может включать в себя письмо и дневник, повесть и автобиографию, новеллу и исповедь, ав­торские размышления и поток сознания героя.

Основные элементы путешествия.

Что является необходимым, обязательным ат­рибутом перемещения в пространстве и времени?

—   Маршрут, транспортные средства, дороги;

—   пейзаж, архитектура и достопримечатель­ности городов и селений, интерьеры домов;

— люди: этнографические наблюдения, диа­логи, лица, рассказы, исповеди;

—   сценки:

вкусовые ощущения.

— Внешние впечатления — чувство, оценка увиденного-общечеловеческий (публицистический) вывод.

Следовательно, литературное путешествие отно­сятся к художественно-публицистическим жанрам.

    Писатель выбирает из своего путешествия наиболее яркие элементы, та­кие, которые важны ему и которые, вероятно, заин­тересуют читателя. При этом странствующий в своем движении вперёд в пространстве сворачивает на историческую тропу, в прошлое, а то и вовсе останавливается полюбоваться чем-то и поразмышлять. Именно эти моменты становятся наиболее публицистическими.

Чем можно объяснить столь частое обращение различных авторов к жанру литературного путе­шествия?

— Универсальностью данного жанра, богатыми возможностями формы;

— возможностью непосредственного выражения своих мыслей и чувств.

                                                                                                  С детских лет путешествия                               

                                                                          Были моею любимой мечтой

                                                                                                          А.С.Пушкин

 

«Способность Пушкина свободно переноситься во все сферы жизни,во все века и страны…».Эти слова В.Г.Белинского о великом поэте приходят на ум, когда соприкасаешься с его творчеством.

   Пушкин-целый мир, неиссякаемый кладезь для исследователей разных специальностей: для литературоведов и языковедов или историков и искусствоведов, для географа, и для топонимиста.

   Вся жизнь поэта была наполнена вольными и невольными путешествиями. Справедливо замечено исследователем его путешествий П.П. Померанцевым: «Значение путешествий Пушкина для развития его творчества чрезвычайно велико,хотя,может быть, оно ещё не всеми достаточно оценено. А ведь именно благодаря путешествиям было создано большое число творений великого поэта,благодаря им Пушкин нашёл много новых сюжетов и      образов…Сколько же наездил наш великий поэт?.. 34750км!(это вкючая 20 поездок в Москву, в Болдино, в Боровичи, в Торжок, в Старицу, в Ярополец, на Полотняный Завод под Калугой и прочие места, входящие в обычные его поездки.) Пусть даже 34000км-цифра даже для профессионала-путешественика значительная, почти окружность земного шара… Пржевальский за свои центрально-азиатские странствия совершил около 30000км. Разве после этого мы не  назовем нашего гениального поэта путешественником? Он был действительно настоящим и замечательным путешественником».

   И его творения содержат немало географических понятий и описаний, пестрят географическими названиями, а некоторые произведения имеют непосредственно географический характер.Академик Л.С.Берг считал, что это даёт «нам право причислить к семье географов великого поэта». У него, можно сказать, душа лежала к географии, недаром слова «география», «географический», «географ» многократно встречаются в пушкинских произведениях.

   Имя поэта увековечено во множестве географических названий, и не только географических.

   Ему воздвигнуты памятники во многих местах страны-в больших и малых городах, в посёлках и сёлах.Установлены они и за рубежом. И это тоже заслуживает изучения, ибо все, что относится к памяти поэта, вызывает широкий общественный интерес его почитателей.

   О Пушкине известно, кажется, все, но далеко не всё осмыслено.

   У каждого есть свой Пушкин,и каждый его по своему любит. Один больше в нём любит одно, другой -другое. Меняется любовь к Пушкину и с возрастом человека-она становится глубже, осознанней, если так можно сказать, мудрее.

   В литературе освещены многие стороны пушкинского гения. И все же можно слышать (даже от людей достаточно эрудированных): Пушкин-поэт, и об этом надо писать, этим, главным в нём, и надо заниматься. Но это в корне не- правильное мнение, просто заблуждение. Если В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни, то Пушкина можно назвать русской энциклопедией-столь широк был его кругозор. Недаром П.Я. Чаадаев после кончины Пушкина назвал его «грациозным гением» и поставил рядом со «всеобъемлющим умом Ломоносова».

  

               

«Россия слишком мало известна русским»

   Что русским Россия мало известна- в этом А.С. Пушкин был глубоко убеждён. Не случайно готовил и помещал в своём «Современнике» статьи, в том числе свои, популяризировавшие географические и исторические знания, расширявшие представления читателей о стране.

   А.С. Пушкин, будучи осведомлён и в истории и в географии, знал, что в царствование Бориса Годунова был исправлен и дополнен при участии его сына Федора «Большой чертёж»-первая географическая карта Русского государства.

   Это нашло отражение в одной из сцен трагедии «Борис Годунов».

          Царь. А ты, мои сын, чем занят? Это что?

         Федор. Чертеж земли московской; наше царство

     Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

     Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,

     Вот пермские дремучие леса.

     А вот  Сибирь.

     Царь. А это что такое узорам здесь виется?

     Федор. Это Волга.

        Царь. Как хорошо! Вот сладкий плод учения!

        Как с облаков ты можешь обозреть

        Все царство вдруг: границы, град, реки.

        Учись, мой сын: наука сокращает

        Нам опыт быстротекущей жизни.

         Когда-нибудь, и скоро, может быть,

       Все области, которые ты ныне

      Изобразил так хитро на бумаге,

      Все под руку достанутся твою.

      Учись, мой сын, и легче и яснее

    Державный труд ты будешь постигать

Пушкин устами царя Бориса выразил, чем география может помочь государ­ственному мужу: «обозревать все царство вдруг» (т.е. одновременно), чтобы лучше понять его.

За «географическим» монологом царевича стоит не только Пушкин-писатель, но и тонкий историк. Недаром в первом табеле лицеиста Пушкина 1812 г. его занятия гео­графией и историей были оценены высо­ко: «Очень хорошие успехи, довольно при­лежен. Очень хороших дарований».

    Поэт и сам знал карты и умел их составлять. Карту он приложил к своей "Истории Пугачева" и, отвечая на критику, что нагрузка этой карты неве­лика, объяснил: "Карта далеко не полна; оная была необходима, и я не имел возможности составить другую, более совершенную" ("Замечания о бунте").

 Географию, в частности экономическую, или, как ее в прошлом

 называли, статистику, А.С. Пуш­кин считал одной из важнейших наук

 в системе образования. В записке "О народном воспитании" он делится

 такими соображениями: "Россия слишком мало известна русским; сверх

 ее исто­рии, ее статистика, ее законодательство требуют особенных

 кафедр. Изучение России должно бу­дет преимущественно занять в

 окончательные годы умы молодых дворян..." "Занять умы" изуче­нием

 страны, которой "определено было высо­кое предназначение..."!

 Пушкин писал в статье "О ничтожестве литературы русской": "Ее

 необозри­мые равнины поглотили силу монголов и оста­новили их

 нашествие на самом краю Европы... Образующееся просвещение было

 спасено растерзанной и издыхающей Россией... Россия вошла в Европу,

 как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек".

    А.С.Пушкин ставил географию рядом с грам­матикой: "...изучать грамматику да географию" ("Дубровский").

 Любовь к географии в широком смысле, мож­но сказать, была заложена в нем самой приро­дой. В начале обучения поэта в Лицее, в одной из первых его табелей, составленной в марте 1812 года, в части географии было записано: "В гео­графии и истории: 1) Очень хорошие оценки. 2) Довольно прилежно. 3) Очень хороших даро­ваний".

Для познания России и вообще для его любознательной натуры А.С. Пушкину необходимы были путешествия. В этом он признавался в письме к П.В. Нащокину 25 февраля 1833 года. Именно  в тот год он совершил путешествие в Поволжье и Приамурье.

А.С. Пушкин был великим патриотом свое страны, простершейся «от финских хладных скал до пламенной Колхиды», и окажись «под небо Африки моей», он вздыхал бы о «сумрачной России». Своим творчеством поэт вызывал ответны патриотические чувства читателей, призывал изучать отечество и, говоря по современному, совершать туристические походы:

                            

                       

                               Друзья мои! Возьмите посох свой,

                              Идите в лес, бродите по долине…

                                                                               «Сон»

    Как будто сказано сегодня!

   В то же     А.С. Пушкин выступал   против тех людей, которые  «не заботятся ни о славе, ни бедствиях отечества, его историю знают только со времён кн. Потемкина, имеют понятия о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем  тем почитают себя

патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке».

   Теперь, когда более половины населения нашей страны имеет высшее и среднее образование,

 можно утверждать: Россия немало известна русским.

А.С. Пушкин хорошо знал не только Россию,но имел обширные познания о других странах, знал,как говорится, чем они дышат, чем примечательны их города:

                                К чему им сукна Альбиона

                                И пышные чехлы Лиона…

                                             «Послание к Юдину»

  Подобные замечания  можно встретить  в ряде  его произведений.

                          Путешествие в Арзрум.

Александр Сергеевич Пушкин мог бы сказать О себе так, как говаривал Иван Петрович Белкин:

«...В течение двадцати лет сряду изъездил я Рос­сию по всем направлениям; почти все почтовые трактиры мне известны; нередко смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел дела...» («Станци­онный смотритель»).

Как подсчитали исследователи, по 120 марш­рутам проехал поэт.

В своем «Путешествии в Арзрум» А.С. Пушкин сообщает: «…Долго вел я потом жизнь кочующую, скитаясь то по югу, то по северу и никогда еще не вырывался из приделов необъятной России". А так хотелось поэту совершить далекое путеше­ствие!

     Живя в Одессе, он, по свидетельству жены П.А. Вяземского, подолгу пропадал на кораблях среди моряков. В январе 1824 года писал брату Льву, что ему хотелось «взять тихонько трость и шляпу и поехать посмотреть на Константинополь». А 7 января 1830 года А.С. Пушкин обращал­ся к Бенкендорфу: «Покамест я еще не женат и не зачислен на службу, я бы хотел совершить путе­шествие во Францию или Италию. В случае же, если оно не будет мне разрешено, я бы просил соизволения посетить Китай с отправляющимся туда посольством».                       

Но этим желаниям А.С. Пушкина не суждено было сбыться — выезд из России ему был запре­щен, хотя для поэта было важно заграничное путешествие.                             

Но все же однажды во время путешествия в Арзрум А.С. Пушкин государственную границу пересек.

Путешествие на Кавказ, в действующую армию, он предпринял в 1829 году как говорится, на свой страх и риск после очередных осложнений в жиз­ни: первое сватовство к Н.Н. Гончаровой оказалось неудачным, хотя прямого отказа поэт не получил. В автобиографическом наброске «Участь моя ре­шена» поэт признавался: «...если мне откажут, ду­мал я, поеду в чужие края». А кроме того: «Снова тучи надо мною...»(«Предчувствие»).

АС. Пушкин обладал тонкой наблюдательнос­тью, и многие его путевые заметки могут считать­ся образцами географического описания. Напри­мер, он с замечательной точностью улавливает смену природных зон: «Переход от Европы к Азии делается час от часу чувствительнее: леса исчеза­ют, холмы сглаживаются, трава густеет и являет большую силу растительности; показываются птицы, неведомые в наших лесах...»

«Дорога наша сделалась живописна. Горы тя­нулись над нами. На их вершинах ползли чуть видные стада и казались насекомыми... На скале видны развалины какого-то замка: они облепле­ны саклями мирных осетинцев, как будто гнезда­ми ласточек».

«Чем далее углублялись мы в горы, тем уже становилось ущелие. Стесненный Терек с ревом бросает свои мутные волны через утесы, переграждающие ему путь... Я отстал от конвоя, зас­мотревшись на огромные скалы, меж коими хле­щет Терек с яростью неизъяснимой».

Здесь сразу видно, что пишет не просто гео­граф, но и замечательный мастер слова, — столь высокохудожественно его описание,  нео­жиданных сравнений.

«Дорога шла через обвал, обрушившийся в конце июня 1827 года. Таковые случаи бывают обыкновенно каждые семь лет. Огромная глыба, свалясь, засыпала ущелие на целую версту и зап­рудила Терек. Часовые, стоявшие ниже, слышали ужасный грохот и увидели, что река быстро ме­лела и в четверть часа совсем утихла и истощи­лась. Терек прорылся сквозь обвал не прежде, как через два часа. То-то был он ужасен!»

Это грозное явление в снежных горах прекрасно запечатлел в стихотворение «Обвал», написанном в год путешествия:            

                                Дробясь о мрачные скалы,

                    Шумят и пенятся валы,

                    И надо мной кричат орлы,

                                                 И ропщет бор,

                             И  блещут сквозь волнистой мглы

                                                    Вершины гор. 

                           

                            Оттоль сорвался раз обвал,

                            И с тяжким грохотом упал,

                            И всю   теснину между скал

                                                            Загородил,

                             И Терека могущий вал

                             Остановил.

                          Вдруг, истощась и присмирев,

                          О Терек, ты прервал свой рев;

                          Но задних волн  упорный гнев

                                                   Прошиб снега…

                          Ты затопил, освирепев,

                                                        Свои брега.

                    

                          И долго прорванный обвал

                          Неталой грудою лежал,

                            И Терек злой под ним бежал,

                                                   И пылью вод

                            И шумной пеной орошал

                        Ледяный свод.

                              И путь по нем широкий шел:

                И конь скакал, и влекся вол,

                И своего верблюда вел

                                            Степной купец,

                    Где нынче мчится лишь Эол,

                                               Небес жилец.

    Кавказские впечатления, как и впечатления других путешествий А.С. Пушкина, нередко слу­жили темами для создания поэтических произ­ведений (их перечень дается в приложении).

            Еще прекрасный пример этого. Вот прозаическая запись виденного поэтом: «Утром, проезжая мимо Казбека, увидел я чудесное зрелище: белые, оборванные тучи перетяги­вались через вершину горы, и уединенный мона­стырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками».

                               

                                 А вот стихи, навеянные этим зрелищем:

                               Высоко над семьею гор,

                               Казбек, твой царственный шатер

                               Сияет вечными лучами.

                               Твой монастырь за облаками,

                               Как в небе реющий ковчег.

                               Парит, чуть видный над горами.

                                               "Монастырь на Казбеке".

О красоте снежных хребтов Кавказа А.С. Пуш­кин восторженно писал брату еще во время пер­вого путешествия на Кавказ в 1820 году: «Жалею, мой друг, что ты со мною вместе не видел вели­колепную цепь этих гор; ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странны­ми облаками, разноцветными и недвижными;

жалею, что не всходил со мною на острый верх пятихолмного Бешту (по-современному Бештау, что по-тюркски значит «пять гор»,— Машука, Железной горы, Каменной и Змеиной. Кавказс­кий край, знойная граница Азии, — любопытен во всех отношениях» (письмо от 24 сентября 1820 г.).

При этом надо подчеркнуть, что поэта дикая природа больше привлекала, чем окультуренная. Девять лет он не был на кавказских водах, и мно­гое за это время изменилось: «Нынче выстроены великолепные ванны и дома. Бульвар, обсажен­ный липками, проведен по склонению Машука...

Признаюсь: Кавказские воды представляют ныне более удобностей; но мне было жаль кру­тых каменных тропинок, кустарников и неого­роженных пропастей, над которыми, бывало, я карабкался».

Здесь интересно обратить внимание на то, сколь скрупулезно, оттачивая фразы, работал АС. Пушкин над «Путешествием в Арзрум», в основе которого лежали его дневниковые записи. Вот так выглядел последний абзац в дневнике: «Конечно, Кавказские воды нынче представляют более удоб­ностей, более усовершенствования.— Таков Есте­ственный ход вещей.— Но признаюсь: мне было бы жаль прежнего дикого, вольного состояния.— Мне было жаль наших крутых каменистых тро­пинок, кустарников и неогражденных пропастей, по которым бродили мы в прохладные кавказс­кие вечера»

Северокавказская часть трудного горного пути пройдена: «Пост Коби находился у самой подо­швы Крестовой горы... Мы достигли самой вер­шины горы. Здесь поставлен гранитный крест, старый памятник, обновленный Ермоловым».

   «Мгновенный переход от грозного Кавказа к миловидной Грузии восхитителен. Воздух юга вдруг начинает повевать на путешественника. С высоты Гут-горы открывается Кайшаурская долина с ее обитаемыми скалами, с ее садами, с ее светлой Арагвой, извивающейся, как серебря­ная лента, — и все это в уменьшенном виде, на дне трехверстной пропасти, по которой идет опасная дорога... Светлые долины, орошаемые Арагвою, сменили мрачные ущелия и грозный Терек».

 Вот и главный город Грузии — Тифлис. Он «находится на берегах Куры, в долине, окружен­ный каменистыми горами. Они укрывают его со всех сторон от ветров и, раскаляясь на солнце, не нагревают, а кипятят недвижный воздух. Вот причина нестерпимых жаров, царствующих в Тифлисе, несмотря на то, что город находится только еще под 41-м градусом широты» Поэто­му северянину Пушкину жара казалась нестерпи­мой.

«В Тифлисе главную часть народонаселения составляют армяне: в 1825 году было их здесь до 2500 семейств. Во время нынешних войн число их еще умножилось. Грузинских семейств счита­ется до 1500».

Заметим, в начале XIX века в Тифлисе было всего около 15 тысяч жителей.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.