|
Сочинение: География в жизни и творчестве А.С. ПушкинаСочинение: География в жизни и творчестве А.С. ПушкинаДмитровская школа №10с углублённым изучением предметов РефератПо предмету: «Литература» На тему: География в жизни и творчестве А.С. Пушкина. ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса. преподаватель: Кузнецова Любовь Борисовна. июнь 2001 год Содержание1. Введение………………………………………………………. 32. А.С. Пушкин «великий путешественник»……..…………… 5 3. «Россия слишком мало известна русским»…………………..6 4. Путешествие в Арзрум………………………………………...7 5. Петербург, Москва, Подмосковье ………………..………….11 6. Южная ссылка…………………………………………………13 7. Михайловское………………………………………………….14 8. Географы-исследователи—друзья Пушкина……..………….18 9. «И друг степей калмык»………………………………………19 10. Топонимика пушкинских мест Псковская область…………..…………………….………………23 11.Приложение……………………………………………...…….26 12.Список использованной литературы…………………………28 Есть два разряда путешествий: Один — пускаться с места вдаль, Другой — сидеть себе на месте, Листать обратно календарь. А.Т. Твардовский Путешествие — литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее. Основная задача таких произведений прежде всего познавательная, но автор может ставить философские, публицистические, психологические и другие задачи. Это могут быть также повествования о вымышленных, воображаемых странствиях (утопия, фантастика). Корни жанра в мифологии и фольклоре, где странствие героя становится для него испытанием. Исторические вехи развития. а) Странствующий герой активно перемещается в пространстве как наблюдатель чужого мира, о котором он (потом) рассказывает читателям (слушателям): — Марко Поло, сын венецианского купца. «Книга о разнообразии мира» (1298) — о путешествии на Восток, в Китай. — Афанасий Никитин, тверской купец. «Хожение за три моря», XV век — об индийских впечатлениях. — Тур Хейердал, норвежский учёный-путешественник. «Путешествие на Кон-Тики», 1950-е годы — о культуре о. Пасхи. б) При восприятии читателем литературного путешествия его внимание переместилось на чувства и переживания странствующего, внешние элементы перемещения в пространстве уже не имели решающего значения. — Карамзин. «Письма русского путешественника»; Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». — Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда»; Лермонтов. «Мцыри». Это лирические путешествия, в которых культ экзотики, а «духовные скитания» романтического героя показаны как «бегство» из неволи. — Лермонтов. «Герой нашего времени»; Ч.Айтматов. «Плаха». Путешествие воплощает идею духовного поиска, мотив странствия становится одним из способов раскрытия характера героя. Почти каждое литературное путешествие рано или поздно пародируется. — Сервантес. «Дон Кихот» — пародия на рыцарское путешествие. — В.Ерофеев в поэме «Москва—Петушки» пародирует Радищева. Многообразие жанровых форм. 1. Собственно путешествие (путевой дневник). — Гомер. «Одиссея». «Сказание о Гильгамеше» (шумеро-аккадский эпос). 2. Разновидность поэмы, сюжетной и композиционной основой которой становится путешествие. — Данте. «Божественная комедия»; Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». 3. Роман. — М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна». 4. Основная часть произведения. — «Путешествие Онегина» в романе Пушкина «Евгений Онегин». 5. Очерк — Пушкин. «Путешествие в Арзрум». 6. Свободное повествование. Оно может включать в себя письмо и дневник, повесть и автобиографию, новеллу и исповедь, авторские размышления и поток сознания героя. Основные элементы путешествия. Что является необходимым, обязательным атрибутом перемещения в пространстве и времени? — Маршрут, транспортные средства, дороги; — пейзаж, архитектура и достопримечательности городов и селений, интерьеры домов; — люди: этнографические наблюдения, диалоги, лица, рассказы, исповеди; — сценки: — вкусовые ощущения. — Внешние впечатления — чувство, оценка увиденного-общечеловеческий (публицистический) вывод. Следовательно, литературное путешествие относятся к художественно-публицистическим жанрам. Писатель выбирает из своего путешествия наиболее яркие элементы, такие, которые важны ему и которые, вероятно, заинтересуют читателя. При этом странствующий в своем движении вперёд в пространстве сворачивает на историческую тропу, в прошлое, а то и вовсе останавливается полюбоваться чем-то и поразмышлять. Именно эти моменты становятся наиболее публицистическими. Чем можно объяснить столь частое обращение различных авторов к жанру литературного путешествия? — Универсальностью данного жанра, богатыми возможностями формы; — возможностью непосредственного выражения своих мыслей и чувств. С детских лет путешествия Были моею любимой мечтой А.С.Пушкин
«Способность Пушкина свободно переноситься во все сферы жизни,во все века и страны…».Эти слова В.Г.Белинского о великом поэте приходят на ум, когда соприкасаешься с его творчеством. Пушкин-целый мир, неиссякаемый кладезь для исследователей разных специальностей: для литературоведов и языковедов или историков и искусствоведов, для географа, и для топонимиста. Вся жизнь поэта была наполнена вольными и невольными путешествиями. Справедливо замечено исследователем его путешествий П.П. Померанцевым: «Значение путешествий Пушкина для развития его творчества чрезвычайно велико,хотя,может быть, оно ещё не всеми достаточно оценено. А ведь именно благодаря путешествиям было создано большое число творений великого поэта,благодаря им Пушкин нашёл много новых сюжетов и образов…Сколько же наездил наш великий поэт?.. 34750км!(это вкючая 20 поездок в Москву, в Болдино, в Боровичи, в Торжок, в Старицу, в Ярополец, на Полотняный Завод под Калугой и прочие места, входящие в обычные его поездки.) Пусть даже 34000км-цифра даже для профессионала-путешественика значительная, почти окружность земного шара… Пржевальский за свои центрально-азиатские странствия совершил около 30000км. Разве после этого мы не назовем нашего гениального поэта путешественником? Он был действительно настоящим и замечательным путешественником». И его творения содержат немало географических понятий и описаний, пестрят географическими названиями, а некоторые произведения имеют непосредственно географический характер.Академик Л.С.Берг считал, что это даёт «нам право причислить к семье географов великого поэта». У него, можно сказать, душа лежала к географии, недаром слова «география», «географический», «географ» многократно встречаются в пушкинских произведениях. Имя поэта увековечено во множестве географических названий, и не только географических. Ему воздвигнуты памятники во многих местах страны-в больших и малых городах, в посёлках и сёлах.Установлены они и за рубежом. И это тоже заслуживает изучения, ибо все, что относится к памяти поэта, вызывает широкий общественный интерес его почитателей. О Пушкине известно, кажется, все, но далеко не всё осмыслено. У каждого есть свой Пушкин,и каждый его по своему любит. Один больше в нём любит одно, другой -другое. Меняется любовь к Пушкину и с возрастом человека-она становится глубже, осознанней, если так можно сказать, мудрее. В литературе освещены многие стороны пушкинского гения. И все же можно слышать (даже от людей достаточно эрудированных): Пушкин-поэт, и об этом надо писать, этим, главным в нём, и надо заниматься. Но это в корне не- правильное мнение, просто заблуждение. Если В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни, то Пушкина можно назвать русской энциклопедией-столь широк был его кругозор. Недаром П.Я. Чаадаев после кончины Пушкина назвал его «грациозным гением» и поставил рядом со «всеобъемлющим умом Ломоносова».
«Россия слишком мало известна русским» Что русским Россия мало известна- в этом А.С. Пушкин был глубоко убеждён. Не случайно готовил и помещал в своём «Современнике» статьи, в том числе свои, популяризировавшие географические и исторические знания, расширявшие представления читателей о стране. А.С. Пушкин, будучи осведомлён и в истории и в географии, знал, что в царствование Бориса Годунова был исправлен и дополнен при участии его сына Федора «Большой чертёж»-первая географическая карта Русского государства. Это нашло отражение в одной из сцен трагедии «Борис Годунов». Царь. А ты, мои сын, чем занят? Это что? Федор. Чертеж земли московской; наше царство Из края в край. Вот видишь: тут Москва, Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море, Вот пермские дремучие леса. А вот Сибирь. Царь. А это что такое узорам здесь виется? Федор. Это Волга. Царь. Как хорошо! Вот сладкий плод учения! Как с облаков ты можешь обозреть Все царство вдруг: границы, град, реки. Учись, мой сын: наука сокращает Нам опыт быстротекущей жизни. Когда-нибудь, и скоро, может быть, Все области, которые ты ныне Изобразил так хитро на бумаге, Все под руку достанутся твою. Учись, мой сын, и легче и яснее Державный труд ты будешь постигать Пушкин устами царя Бориса выразил, чем география может помочь государственному мужу: «обозревать все царство вдруг» (т.е. одновременно), чтобы лучше понять его. За «географическим» монологом царевича стоит не только Пушкин-писатель, но и тонкий историк. Недаром в первом табеле лицеиста Пушкина 1812 г. его занятия географией и историей были оценены высоко: «Очень хорошие успехи, довольно прилежен. Очень хороших дарований». Поэт и сам знал карты и умел их составлять. Карту он приложил к своей "Истории Пугачева" и, отвечая на критику, что нагрузка этой карты невелика, объяснил: "Карта далеко не полна; оная была необходима, и я не имел возможности составить другую, более совершенную" ("Замечания о бунте"). Географию, в частности экономическую, или, как ее в прошлом называли, статистику, А.С. Пушкин считал одной из важнейших наук в системе образования. В записке "О народном воспитании" он делится такими соображениями: "Россия слишком мало известна русским; сверх ее истории, ее статистика, ее законодательство требуют особенных кафедр. Изучение России должно будет преимущественно занять в окончательные годы умы молодых дворян..." "Занять умы" изучением страны, которой "определено было высокое предназначение..."! Пушкин писал в статье "О ничтожестве литературы русской": "Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы... Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией... Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек". А.С.Пушкин ставил географию рядом с грамматикой: "...изучать грамматику да географию" ("Дубровский"). Любовь к географии в широком смысле, можно сказать, была заложена в нем самой природой. В начале обучения поэта в Лицее, в одной из первых его табелей, составленной в марте 1812 года, в части географии было записано: "В географии и истории: 1) Очень хорошие оценки. 2) Довольно прилежно. 3) Очень хороших дарований". Для познания России и вообще для его любознательной натуры А.С. Пушкину необходимы были путешествия. В этом он признавался в письме к П.В. Нащокину 25 февраля 1833 года. Именно в тот год он совершил путешествие в Поволжье и Приамурье. А.С. Пушкин был великим патриотом свое страны, простершейся «от финских хладных скал до пламенной Колхиды», и окажись «под небо Африки моей», он вздыхал бы о «сумрачной России». Своим творчеством поэт вызывал ответны патриотические чувства читателей, призывал изучать отечество и, говоря по современному, совершать туристические походы:
Друзья мои! Возьмите посох свой, Идите в лес, бродите по долине… «Сон» Как будто сказано сегодня! В то же А.С. Пушкин выступал против тех людей, которые «не заботятся ни о славе, ни бедствиях отечества, его историю знают только со времён кн. Потемкина, имеют понятия о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке». Теперь, когда более половины населения нашей страны имеет высшее и среднее образование, можно утверждать: Россия немало известна русским. А.С. Пушкин хорошо знал не только Россию,но имел обширные познания о других странах, знал,как говорится, чем они дышат, чем примечательны их города: К чему им сукна Альбиона И пышные чехлы Лиона… «Послание к Юдину» Подобные замечания можно встретить в ряде его произведений. Путешествие в Арзрум. Александр Сергеевич Пушкин мог бы сказать О себе так, как говаривал Иван Петрович Белкин: «...В течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые трактиры мне известны; нередко смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел дела...» («Станционный смотритель»). Как подсчитали исследователи, по 120 маршрутам проехал поэт. В своем «Путешествии в Арзрум» А.С. Пушкин сообщает: «…Долго вел я потом жизнь кочующую, скитаясь то по югу, то по северу и никогда еще не вырывался из приделов необъятной России". А так хотелось поэту совершить далекое путешествие! Живя в Одессе, он, по свидетельству жены П.А. Вяземского, подолгу пропадал на кораблях среди моряков. В январе 1824 года писал брату Льву, что ему хотелось «взять тихонько трость и шляпу и поехать посмотреть на Константинополь». А 7 января 1830 года А.С. Пушкин обращался к Бенкендорфу: «Покамест я еще не женат и не зачислен на службу, я бы хотел совершить путешествие во Францию или Италию. В случае же, если оно не будет мне разрешено, я бы просил соизволения посетить Китай с отправляющимся туда посольством». Но этим желаниям А.С. Пушкина не суждено было сбыться — выезд из России ему был запрещен, хотя для поэта было важно заграничное путешествие. Но все же однажды во время путешествия в Арзрум А.С. Пушкин государственную границу пересек. Путешествие на Кавказ, в действующую армию, он предпринял в 1829 году как говорится, на свой страх и риск после очередных осложнений в жизни: первое сватовство к Н.Н. Гончаровой оказалось неудачным, хотя прямого отказа поэт не получил. В автобиографическом наброске «Участь моя решена» поэт признавался: «...если мне откажут, думал я, поеду в чужие края». А кроме того: «Снова тучи надо мною...»(«Предчувствие»). АС. Пушкин обладал тонкой наблюдательностью, и многие его путевые заметки могут считаться образцами географического описания. Например, он с замечательной точностью улавливает смену природных зон: «Переход от Европы к Азии делается час от часу чувствительнее: леса исчезают, холмы сглаживаются, трава густеет и являет большую силу растительности; показываются птицы, неведомые в наших лесах...» «Дорога наша сделалась живописна. Горы тянулись над нами. На их вершинах ползли чуть видные стада и казались насекомыми... На скале видны развалины какого-то замка: они облеплены саклями мирных осетинцев, как будто гнездами ласточек». «Чем далее углублялись мы в горы, тем уже становилось ущелие. Стесненный Терек с ревом бросает свои мутные волны через утесы, переграждающие ему путь... Я отстал от конвоя, засмотревшись на огромные скалы, меж коими хлещет Терек с яростью неизъяснимой». Здесь сразу видно, что пишет не просто географ, но и замечательный мастер слова, — столь высокохудожественно его описание, неожиданных сравнений. «Дорога шла через обвал, обрушившийся в конце июня 1827 года. Таковые случаи бывают обыкновенно каждые семь лет. Огромная глыба, свалясь, засыпала ущелие на целую версту и запрудила Терек. Часовые, стоявшие ниже, слышали ужасный грохот и увидели, что река быстро мелела и в четверть часа совсем утихла и истощилась. Терек прорылся сквозь обвал не прежде, как через два часа. То-то был он ужасен!» Это грозное явление в снежных горах прекрасно запечатлел в стихотворение «Обвал», написанном в год путешествия: Дробясь о мрачные скалы, Шумят и пенятся валы, И надо мной кричат орлы, И ропщет бор, И блещут сквозь волнистой мглы Вершины гор.
Оттоль сорвался раз обвал, И с тяжким грохотом упал, И всю теснину между скал Загородил, И Терека могущий вал Остановил. Вдруг, истощась и присмирев, О Терек, ты прервал свой рев; Но задних волн упорный гнев Прошиб снега… Ты затопил, освирепев, Свои брега.
И долго прорванный обвал Неталой грудою лежал, И Терек злой под ним бежал, И пылью вод И шумной пеной орошал Ледяный свод. И путь по нем широкий шел: И конь скакал, и влекся вол, И своего верблюда вел Степной купец, Где нынче мчится лишь Эол, Небес жилец. Кавказские впечатления, как и впечатления других путешествий А.С. Пушкина, нередко служили темами для создания поэтических произведений (их перечень дается в приложении). Еще прекрасный пример этого. Вот прозаическая запись виденного поэтом: «Утром, проезжая мимо Казбека, увидел я чудесное зрелище: белые, оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками».
А вот стихи, навеянные этим зрелищем: Высоко над семьею гор, Казбек, твой царственный шатер Сияет вечными лучами. Твой монастырь за облаками, Как в небе реющий ковчег. Парит, чуть видный над горами. "Монастырь на Казбеке". О красоте снежных хребтов Кавказа А.С. Пушкин восторженно писал брату еще во время первого путешествия на Кавказ в 1820 году: «Жалею, мой друг, что ты со мною вместе не видел великолепную цепь этих гор; ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и недвижными; жалею, что не всходил со мною на острый верх пятихолмного Бешту (по-современному Бештау, что по-тюркски значит «пять гор»,— Машука, Железной горы, Каменной и Змеиной. Кавказский край, знойная граница Азии, — любопытен во всех отношениях» (письмо от 24 сентября 1820 г.). При этом надо подчеркнуть, что поэта дикая природа больше привлекала, чем окультуренная. Девять лет он не был на кавказских водах, и многое за это время изменилось: «Нынче выстроены великолепные ванны и дома. Бульвар, обсаженный липками, проведен по склонению Машука... Признаюсь: Кавказские воды представляют ныне более удобностей; но мне было жаль крутых каменных тропинок, кустарников и неогороженных пропастей, над которыми, бывало, я карабкался». Здесь интересно обратить внимание на то, сколь скрупулезно, оттачивая фразы, работал АС. Пушкин над «Путешествием в Арзрум», в основе которого лежали его дневниковые записи. Вот так выглядел последний абзац в дневнике: «Конечно, Кавказские воды нынче представляют более удобностей, более усовершенствования.— Таков Естественный ход вещей.— Но признаюсь: мне было бы жаль прежнего дикого, вольного состояния.— Мне было жаль наших крутых каменистых тропинок, кустарников и неогражденных пропастей, по которым бродили мы в прохладные кавказские вечера» Северокавказская часть трудного горного пути пройдена: «Пост Коби находился у самой подошвы Крестовой горы... Мы достигли самой вершины горы. Здесь поставлен гранитный крест, старый памятник, обновленный Ермоловым». «Мгновенный переход от грозного Кавказа к миловидной Грузии восхитителен. Воздух юга вдруг начинает повевать на путешественника. С высоты Гут-горы открывается Кайшаурская долина с ее обитаемыми скалами, с ее садами, с ее светлой Арагвой, извивающейся, как серебряная лента, — и все это в уменьшенном виде, на дне трехверстной пропасти, по которой идет опасная дорога... Светлые долины, орошаемые Арагвою, сменили мрачные ущелия и грозный Терек». Вот и главный город Грузии — Тифлис. Он «находится на берегах Куры, в долине, окруженный каменистыми горами. Они укрывают его со всех сторон от ветров и, раскаляясь на солнце, не нагревают, а кипятят недвижный воздух. Вот причина нестерпимых жаров, царствующих в Тифлисе, несмотря на то, что город находится только еще под 41-м градусом широты» Поэтому северянину Пушкину жара казалась нестерпимой. «В Тифлисе главную часть народонаселения составляют армяне: в 1825 году было их здесь до 2500 семейств. Во время нынешних войн число их еще умножилось. Грузинских семейств считается до 1500». Заметим, в начале XIX века в Тифлисе было всего около 15 тысяч жителей. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |