|
Сочинение: География в жизни и творчестве А.С. ПушкинаПоэт дал описание Тифлиса, подчеркивающее торговое значение города: «Азиатские строения и базар напомнили мне Кишинев. По узким и кривым улицам бежали ослы с перекидными корзинами; арбы, запряженные волами, перегоражали дорогу. Армяне, грузинцы, черкесы, персияне теснились на неправильной площади...» Это наглядно отражало то, о чем один из исследователей Грузии Бурнашев писал: «Большой торг состоит у них с горскими и персидскими ближними соседями и в их рукоделиях, то есть медною посудою, бумажными полотнами, набивными крашенными и белыми, саблями и кинжалами, мелкими железными вещами, платьем, шапками и обувью». Из Тифлиса А.С. Пушкин послал, можно сказать, единственное за все время путешествия письмо — Ф.И. Толстому (между 27 мая и 10 июня 1829 г.). Интересно замечание поэта: «Грузинские деревни издали казались мне прекрасными садами, но, подъезжая к ним, видел я несколько бедных сакель, осененных пыльными тополями». Но вот милая Грузия почти осталась позади. «Я стал подыматься на Безобдал, гору отделяющую Грузию от древней Армении. Широкая дорога, осененная деревьями, извивается около горы. На вершине Безобдала я проехал сквозь малое ущелие, называемое, кажется, Волчьими воротами, и очутился на естественной границе Грузии. Мне представились новые горы, новый горизонт; подо мною расстилались злачные зеленые нивы. Я взглянул еще раз на опаленную Грузию и стал опускаться по отлогому склонению горы к свежим равнинам Армении. С неописанным удовольствием заметил я, что зной вдруг уменьшился: климат был другой». В Армении: «Я ехал посреди плодородных нив и цветущих лугов. Жатва струилась, ожидая серпа. Я любовался прекрасной землею, коей плодородие вошло на Востоке в пословицу... Перед нами блистала речка, через которую должны мы были переправиться». И вот вместе с русскими войсками А.С. Пушкин вступил в город, которому дал прекрасную географическую характеристику: «Арзрум почитается главным городом в Азиатской Турции. В нем считалось до 100 000 жителей, но, кажется, число сие слишком увеличено. Дома в нем каменные, кровли покрыты дерном, что дает городу чрезвычайно странный вид, если смотришь на него с высоты... Климат арзрумский суров. Город выстроен в лощине, возвышающейся над морем на 7000 футов (2300 метров.). Горы, окружающие его, покрыты снегом большую часть года. Земля безлесна, но плодоносна. Она орошена множеством источников и отовсюду пересечена водопроводами. Арзрум славится своею водою. Евфрат течет в двух верстах от города. Но фонтанов везде множество». Это путешествие поэта продолжалось почти четыре месяца— с начала мая до конца августа 1829 года- и оставило в душе поэта глубокий след. Через семь лет в одном из писем (к В.Д. Сухорукову) он писал: «В соседстве Бештау и Эльбруса живут и досуг и вдохновение». «Путешествие в Арзрум»— самое географическое произведение поэта— стало своего рода эталоном в описании путешествий. Так, например, о «Фрегате Паллада» И.И. Гончарова говорится: «По мастерству ведения, по глубине понимания того, что открывается взгляду путешественника, по какой-то волшебной естественности очерки Гончарова сродни «Путешествию в Арзрум А.С. Пушкина». Остров Буян С детских лет мы знаем: Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна В царство славного Салтана… И, конечно, считаем этот остров сказочным, мифологическим. Ведь поэтическая сказка А.С. Пушкина основана на народной сказке, сюжет которой он записал в Михайловском со слов няни Арины Родионовны (в письме к брату Л.С. Пушкину в ноябре 1824г. он писал: «...Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»). «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкин начал писать в 1824 г., а закончил — после перерыва — в 1831 г. в другом варианте, по существу, написав заново. Он писал ее в Царском Селе летом, завершив к сентябрю, когда работа быстро продвинулась вперед. Основе сказочного названия лежит наименование реального острова, для которого вполне подошло название Буян (остров высоко — более чем на 160м— поднимается над водами Балтики). География пушкинских мест в России начинается с Москвы. Почему? Пушкин родился в Москве, а потом много раз бывал в столице. В черновиках к «Евгению Онегину» есть такие строки: В изгнанье, в горести, в разлуке — Москва! Как я любил тебя, Святая Родина моя! Пушкин любил свой родной город и в его произведениях Москва упоминается часто. Вспомним опять лирические строфы «Евгения Онегина» Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва Я думал о тебе! Москва…Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! На Пушкинской площади в Москве установлен памятник А.С. Пушкину. Автор Александр Михайлович Опекушин. Открытие памятника состоялось в июне 1880 г., с тех пор он неотделим от Москвы, стал одним из ее символов. Пушкинские места есть и в Подмосковье. Пушкину с детства было дорого подмосковное Захарово, имение бабушки Марии Алексеевны Ганнибал: Мне видится мое селенье, Мое Захарово: оно С заборами в реке волнистой, С мостом и рощею тенистой Зерцалом вод отражено. В зрелом возрасте Пушкин бывал еще в Остафьеве у Вяземского и в Архангельском у Юсупова. Летом 1811 г. Пушкина увозят из Москвы, он поступает в Царскосельский лицей. Царское Село под Петербургом — ныне г. Пушкин. Здесь, в Лицее распахнулась его душа впервые слава осенила его кудрявую голову, здесь верили в его блистательную будущность, здесь он узнал первую дружбу, которой оставался верен всю жизнь. В июне 1817г. Александр Пушкин окончил Лицей и с грустью распрощался с друзьями. Промчались годы заточенья: Недолго, милые друзья, Нам видеть кров уединенья И царскосельские поля. Разлука ждет нас у порога, Зовет нас дальний света шум, И каждый смотрит ни дорогу С волненьем гордых, юных дум. После окончания Лицея жизнь Пушкина связана до самой смерти с Петербургом. Жизнь Пушкина его поэзия, и архитектура Петербурга — все это вместе и составляет понятие «Пушкинский Петербург» Вступление к поэме «Медный всадник»: Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный. Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла, И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса. Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия. Через 3 года после окончания Лицея Пушкин за свои вольнолюбивые стихи и эпиграммы на властителей был сослан на юг с назначением в канцелярию генерал-лейтенанта Инзова. И с этого момента начинается кочевая жизнь поэта. Пушкинская кибитка кочевая стала темой для песни «Дорога» (из цикла «Дорога к Пушкину»). В мае 1820 г. А.С. Пушкин с семьёй генерала Н.Н. Раевского отправился путешествовать по Кавказу. В письме брату Пушкин писал: «Жалею, мой друг, что ты со мной вместе не видал великолепную цепь этих гор: ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и неподвижными». Но лучше всего Пушкин выразил свои впечатления в стихотворении «Кавказ». В августе 1820г. Пушкин с Раевским морем отправились в Крым. Сначала прибыли в Гурзуф, купались в море, объедались виноградом, потом через Алупку, Севастополь и Бахчисарай проехали в Симферополь, а затем в Кишинев. По дороге осматривали Бахчисарайский дворец. Здесь Пушкин узнал легенду о похищении крымским ханом Кирим-Гиреем» польской княжны Марии Потоцкой. В честь прекрасной возлюбленной хан Гирей во дворце построил фонтан. Этот фонтан назвали не только фонтаном любви, но и фонтаном слез. Фонтан любви, фонтан живой! Принес я в дар тебе две розы. Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы. Твоя серебряная пыль Меня кропит росою хладной: Ах, лейся, лейся, ключ отрадный Журчи, журчи свою мне быль, Хвалу стране прочел я дальней: Но о Марии ты молчал (Фонтану Бахчисарайского дворца) Пушкин принес тогда и положил у фонтана две розы красную и желтую, символ любви и измены. С тех пор к «Фонтану слез» приносят ежедневно две розы. Южная ссылка Пушкина связана с еще одним географическим местом России — Одессой, где он жил до августа 1824 г., а уезжая, написал замечательное стихотворение — настоящий гимн Черному морю. В годы южной ссылки имя Пушкина сделалось известным всей читающей России. Он узнал, что такое успех и слава. А путь его лежал в Псковский край. Всем известны пушкинские заповедные места Псковщины: старинные парки и сады усадеб Михайловского, Тригорского, Петровского, былинная стать Святогорского монастыря, где покоится прах поэта. Здесь, на небольшом пространстве, можно увидеть удивительное сочетание «глуши лесов сосновых», и светлых, живописных далей, древних городищ и небольших «озер лазурных», соединенных «тихоструйной речкой». Указом Елизаветы от 12 января 1742 г. прадеду Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу была пожалована большая часть Михайловской губы, в которую входила 41 деревня, где проживало 800 крепостных крестьян. Позже эти деревни были поделены между потомками. Впервые в Михайловском А.С. Пушкин побывал в 1817 году после окончания Лицея. В псковской деревне, в постоянном общении с природой расцвёл его поэтический талант. Михайловский парк был любимым местом прогулок поэта, источником его творческого вдохновения. В нём есть две восхитительные аллеи — еловая и липовая. Величавая еловая аллея, где растут двухсотлетние ели-великаны, соединяет лес, с парком и усадьбой. Липовая аллея, где встречались Пушкин и Анна Керн, имеет второе название — "аллея Керн". Она заканчивается полукружьями деревьев, образующих зелёные беседки. В центре усадьбы над рекой Соротью стоит дом Пушкина: «скромная семьи моей обитель», как называл её поэт. Рядом с ним под сенью большого двухвекового клёна стоит маленький деревянный флигелек. Это знаменитый домик няни, утопающий в зелени кустов. Парк и усадьба замыкаются прудами. В середине одного из них «остров уединения»— любимый уголок Пушкина. Через нижний пруд, обсаженный серебристой ивой, перекинут горбатый мостик. Дорожка отсюда ведёт в яблоневые сады. Примерно в километре от усадьбы поэта на берегу реки возвышается Савкина горка, увенчанная часовней. Отсюда открывается превосходный вид на озеро и парк, усадьбу и луга. А в 1819 г. Пушкин писал в Михайловском: Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья. Эти строки из стихотворения «Деревня». В этом стихотворении Пушкин нарисовал незабываемые картины природы России. Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крылаты: Везде следы довольства труда… Пушкин любил ставшее родным Михайловское. И здесь он нашел свой последний приют. Еще в 1829г. писал поэт: И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать. По широким ступеням каменной монастырской лестницы идут и идут люди, почитатели бессмертного гения Пушкина, к вершине холма, на котором белеет надмогильный памятник поэту. Здесь остро чувствуешь и понимаешь Пушкина, призывавшего Отчизне посвящать «души прекрасные порывы». Среди многих памятных мест России, связанных с именем поэта, по-особому примечателен уголок земли в нижегородском имении Пушкиных селе Болдино. Знаменитая Болдинская осень 1830 г. связана и с именем Натальи Николаевны Гончаровой, будущей жены поэта. Пушкин хорошо знал историю России и постоянно изучал подробности исторических событий. Достаточно вспомнить «Полтаву», «Медного всадника», «Бориса Годунова» и др. Осенью 1833 г. Александр Сергеевич отправился в путешествие по пугачевским местам Поволжья и Оренбургской губернии. Результатом этих поездок стали «История Пугачева» и «Капитанская дочка». Пушкин много путешествовал по России, его кибитка кочевая многократно появлялась в Твери-Торжке-Грузинах-Малинниках-Берново-Павловском-Курово-Покровском, Старице у своих друзей Вульфов, Полторацких, Понафидиных. Здесь он создал свое знаменитое «Зимнее утро», здесь заканчивал поэму «Евгений Онегин». На тверской земле поэт черпал впечатления от русских пейзажей, исторических памятников, от усадеб с парками и аллеями и неизменными преданиями и легендами. Во многих произведениях великого поэта действуют силы природы. Они становятся поэтическими образами. Это и бури завывание: То как зверь она завоет, То заплачет как дитя… «Зимний вечер» И легкий ветерок, ласкающий «листву древес» и разливающий негу: Ночной зефир Струит эфир. Шумит, Бежит Гвадалквивир. «Ночной зефир» Что значит зефир и эфир? Зефир, по древнегреческой мифологии, - это бог западного ветра, а в переносном смысле - легкий, теплый ветер, несущий влагу и вызывающий блаженство. «Тихо веющий зефир...» - так определил поэт его в одном из ранних стихотворений («Блаженство»). «Зефир скользит и веет», — говорит он в другом стихотворении («Земля и море»). Зефир - это аллегоричное название приятной свежести, прохлады: «Куда вы? за город конечно, Зефиром утренним дышать…» «Чиновник и поэт» Эфир, по древнегреческой мифологии, верхний, наиболее прозрачный, лучезарный слой воздуха на уровне вершины горы Олимп, на которой обитали боги во главе с Зевсом, богом-громовержцем. «Зефир струит эфир» значит легкий ветерок несет чистый свежий воздух, приятную прохладу после дневного зноя. В переносном смысле эфир — символ чистоты. «Она чиста была душою, как эфир», - говорит поэт в поэме «Анджело». Встречаются в стихах поэта названия ветров - аквилон и борей. Аквилон - северный холодный ветер у древних римлян (его название в латинском имеет тот же корень — aquilo, что и слово — «орел»). Не случайно у А.С. Пушкина есть такие слова: Таков поэт: как Аквилон, Что хочет, то и носит он — Орлу подобно, он летает... «Египетские ночи» Борей (итальянская форма - бора) -северный холодный ветер у древних греков, который представлялся ими в виде крылатого седовласого старца, несущего холод и смерть. Вот строки, написанные АС. Пушкиным в Болдине: Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогий, За ними чернозем, равнины, скат отлогий, Над ними серых туч густая полоса. Где нивы светлые? где темные леса, Где речка? На дворе у низкого забора Два бедных деревца стоят в отраду взора, Два только деревца, и то из них одно Дождливой осенью совсем обнажено, И листья на другом, размокнув и желтея, Чтоб лужу засорить, лишь только ждут Борея. «Румяный критик мой» В одном месте у А.С. Пушкина упоминается Эвр, как древние греки называли юго-восточный теплый ветер (то же, что у итальянцев широко распространившееся название его - сирокко): «Порфирная колоннада, открытая с юга и севера, ожидает дуновения Эвра; но воздух недвижим...» («Мы проводили вечер на даче».) В стихах А.С. Пушкина встречается и общий поэтический образ ветра - эол (повелитель ветров у древних греков, которого они изображали со скипетром в руке, восседающим на вершине скалы, под которой в пещере были заключены ветры): Где ныне мчится лишь Эол, Небес жилец. «Обвал» Или: Летит, как пух от уст Эола» «Евгений Онегин» В своих произведениях поэт употреблял и различные названия снежной бури-метель, вьюга, буран, вкладывая в них определенный смысл, ибо между понятиями метель и вьюга, с одной стороны, и буран -с другой, есть некоторое различие. Метель - общее название снежной бури, как достаточно сильного ветра со снегом. Вспомним повесть «Метель», в которой можно сказать, дана классическая картина этого явления природы: «...Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не видел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею». Вихревой характер снежной бури подчеркивается в другом ее названии - вьюга:«Вьется вьюга», - читаем мы в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». Метель и вьюга - названия-синонимы: Отдайте мне метель и вьюгу И зимний долгий мрак ночей. «Весна, весна, пора любви...» Буран (от тюркской основы бур - крутить, вертеть) означает то же, что и вьюга, но это название распространено главным образом в степной полосе юго-востока (в частности, в Приуралье), откуда еще несколько веков назад это слово пришло в русский язык. Вспомним повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», действие которой происходит под Оренбургом: «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!» Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным». Образы бури в прямом и переносном смысле не раз использовал великий поэт в своих произведениях, например, в стихотворении «Буря», «Зимний вечер», «Туча» и других.В стихотворении о туче говорится: Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем. Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес. Хотя над А.С. Пушкиным в жизни много промчалось бурь, но в этом стихотворении, имеющем точную дату написания — 13 апреля 1835 г., он едва ли имел в виду конфликт почти годичной давности. Поэтический образ грозной силы природы появляется в последних строках последнего стихотворения поэта, посвященного 25-й годовщине Царскосельского лицея: «Была пора: наш праздник молодой...», которое, по свидетельству очевидца, на собрании лицеистов первого выпуска он не мог дочитать — столь сильно был взволнован. Вот они, незавершенные строки:
И над землей сошлися новы тучи, И ураган их... Знал А.С. Пушкин об ураганах не только вообще, но и, в частности, о страшном «аравийском урагане» (самуме), сравнимом с «дуновением чумы». Эти примеры показывают, сколь разнообразно и органично использовал великий поэт образы сил природы, которой он посвятил немало своих стихотворений, нарисовав картины, и грозные, и идиллические, в противоборстве сил и в умиротворении. Обратим внимание на такой интересный факт. В «Истории села Горюхина» А.С. Пушкин устами своего персонажа говорит о неких обнаруженных им бумагах, которые «заключали...неоценимый запас экономических, статистических, метеорологических и других ученых наблюдений», относящихся ко второй половине XVIII в. В пушкинское время еще не проводились, за исключением Петербурга, регулярные наблюдения за погодой на метеостанциях. Они велись отдельными лицами (в Москве в 1820-1853 гг.). Одной из первых метеостанций в России вне столицы стала станция в Нижнем Новгороде, организованная в 1835 г. при Нижегородской мужской гимназии. Постоянная же служба погоды в России была создана в 1872 г. Географы-исследователи — друзья поэта Пушкин обращался к географическим исследованиям России и был знаком с учеными-исследователям. Поэт был лично знаком с К.И. Арсеньевым (1789-1865). Профессор Петербургского университета Арсеньев — автор учебника «Краткая всеобщая география». В труде «Статистические очерки России» Арсеньев пытался обосновать экономическое районирование России. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |