рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сочинение: География в жизни и творчестве А.С. Пушкина

Поэт дал описание Тифлиса, подчеркивающее торговое значение города: «Азиатские строения и базар напомнили мне Кишинев. По узким и кривым улицам бежали ослы с перекидными кор­зинами; арбы, запряженные волами, перегоражали дорогу. Армяне, грузинцы, черкесы, персияне теснились на неправильной площади...» Это на­глядно отражало то, о чем один из исследовате­лей Грузии Бурнашев писал: «Большой торг со­стоит у них с горскими и персидскими ближни­ми соседями и в их рукоделиях, то есть медною посудою, бумажными полотнами, набивными крашенными и белыми, саблями и кинжалами, мелкими железными вещами, платьем, шапками и обувью».

Из Тифлиса А.С. Пушкин послал, можно ска­зать, единственное за все время путешествия письмо — Ф.И. Толстому (между 27 мая и 10 июня 1829 г.).

Интересно замечание поэта: «Грузинские де­ревни издали казались мне прекрасными сада­ми, но, подъезжая к ним, видел я несколько бед­ных сакель, осененных пыльными тополями».

Но вот милая Грузия почти осталась позади. «Я стал подыматься на Безобдал, гору отделяю­щую Грузию от древней Армении. Широкая до­рога, осененная деревьями, извивается около горы. На вершине Безобдала я проехал сквозь малое ущелие, называемое, кажется, Волчьими воротами, и очутился на естественной границе Грузии. Мне представились новые горы, новый горизонт; подо мною расстилались злачные зе­леные нивы. Я взглянул еще раз на опаленную Грузию и стал опускаться по отлогому склонению горы к свежим равнинам Армении. С неописан­ным удовольствием заметил я, что зной вдруг уменьшился: климат был другой».

    В Армении: «Я ехал посреди плодородных нив и цветущих лугов. Жатва струилась, ожидая сер­па. Я любовался прекрасной землею, коей плодо­родие вошло на Востоке в пословицу... Перед нами блистала речка, через которую должны мы были    переправиться».

И вот вместе с русскими войсками А.С. Пушкин вступил в город, которому дал прекрасную  географическую характеристику: «Арзрум почитается главным городом в Азиатской Турции. В нем считалось до 100 000 жителей, но, кажется, число сие слишком увеличено. Дома в нем камен­ные, кровли покрыты дерном, что дает городу чрезвычайно странный вид, если смотришь на него с высоты... Климат арзрумский суров. Город выстроен в лощине, возвышающейся над морем на 7000 футов (2300 метров.). Горы, окружа­ющие его, покрыты снегом большую часть года. Земля безлесна, но плодоносна. Она орошена множеством источников и отовсюду пересечена водопроводами. Арзрум славится своею водою. Евфрат течет в двух верстах от города. Но фонтанов везде множество».

   Это путешествие поэта продолжалось почти четыре месяца— с начала мая до конца августа 1829 года- и оставило в душе поэта глубокий след. Через семь лет в одном из писем (к В.Д. Сухорукову) он писал: «В соседстве Бештау и Эльб­руса живут и досуг и вдохновение».

   «Путешествие в Арзрум»— самое географичес­кое произведение поэта— стало своего рода эта­лоном в описании путешествий. Так, например, о «Фрегате Паллада» И.И. Гончарова говорится: «По мастерству ведения, по глубине понимания того, что открывается взгляду путешественника, по какой-то волшебной естественности очерки Гон­чарова сродни «Путешествию в Арзрум А.С. Пуш­кина».

                                                Остров Буян

   С детских лет мы знаем:

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна

                В царство славного Салтана…

И, конечно, считаем этот остров сказоч­ным, мифологическим. Ведь поэтическая сказка А.С. Пушкина основана на народной сказке, сюжет которой он записал в Ми­хайловском со слов няни Арины Родионов­ны (в письме к брату Л.С. Пушкину в нояб­ре 1824г. он писал: «...Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за пре­лесть эти сказки! Каждая есть поэма!»).

«Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкин начал писать в 1824 г., а закончил — после перерыва — в 1831 г. в другом варианте, по существу, написав заново. Он писал ее в Царском Селе летом, завершив к сентяб­рю, когда работа быстро продвинулась вперед.

Основе сказочного названия лежит наимено­вание реального острова, для которого вполне подошло название Буян (остров высоко — более чем на 160м— поднимается над водами Балтики).

  География пушкинских мест в России начинается с Москвы. Почему? Пушкин родился в Москве, а потом много раз бывал в столице.

В черновиках к «Евгению Оне­гину» есть такие строки:

В изгнанье, в горести, в разлуке — Москва!

                                Как я любил тебя,

                                Святая Родина моя!

Пушкин любил свой родной город и в его произведениях Москва упоминается часто. Вспомним опять лирические стро­фы «Евгения Онегина»

Как часто в горестной разлуке,

                                  В моей блуждающей судьбе,

                                  Москва Я думал о тебе!

Москва…Как много в этом звуке

                                               Для сердца русского слилось!

                                   Как много в нем отозвалось!

   На Пушкинской площади в Москве установлен памятник А.С. Пушкину. Автор Александр Михайлович Опекушин. Открытие памятника состоялось в июне 1880 г., с тех пор он неотделим от Москвы, стал одним из ее символов.

     Пушкинские места есть и в Подмосковье.

Пушкину с детства было дорого подмосковное Захарово, имение бабушки Марии Алексеевны Ганнибал:

                                         Мне видится мое селенье,

                                       Мое Захарово: оно

       С заборами в реке волнистой,

       С мостом и рощею тенистой

                                                      Зерцалом вод отражено.

В зрелом возрасте Пушкин бывал еще в Остафьеве у Вяземского и в Архангельском у Юсупова.

Летом 1811 г. Пушкина увозят из Москвы, он поступает в Царскосельский лицей. Царское Село под Петербургом — ныне г. Пушкин.

Здесь, в Лицее распахнулась его душа впервые слава осенила его кудрявую голову, здесь верили в его блистательную будущность, здесь он узнал первую друж­бу, которой оставался верен всю жизнь.

В июне 1817г. Александр Пушкин окончил Лицей и с грустью распрощался с дру­зьями.

Промчались годы заточенья:

                                   Недолго, милые друзья,

                                   Нам видеть кров уединенья

                                   И царскосельские поля.

                                   Разлука ждет нас у порога,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит ни дорогу

 С волненьем гордых, юных дум.

После окончания Лицея жизнь Пушкина связана до самой смерти с Петер­бургом. Жизнь Пушкина его поэзия, и архитектура Петербурга — все это вместе и составляет понятие «Пушкинский Петербург»

 Вступление  к поэме «Медный всадник»:

                                     Люблю тебя, Петра творенье,

                                    Люблю твой строгий, стройный вид,

                                    Невы державное теченье,

                                    Береговой ее гранит,

                                    Твоих оград узор чугунный,

                                    Твоих задумчивых ночей

                                    Прозрачный сумрак, блеск безлунный.

                                    Когда я в комнате моей

                                    Пишу, читаю без лампады,

                                    И ясны спящие громады

                                    Пустынных улиц, и светла

                                    Адмиралтейская игла,

                                    И, не пуская тьму ночную

                                    На золотые небеса,

                                   Одна заря сменить другую

                                   Спешит, дав ночи полчаса.

                                   Красуйся, град Петров, и стой

                                   Неколебимо, как Россия.

   Через 3 года после окончания Лицея Пушкин за свои вольнолюбивые стихи и эпиграммы на властителей был сослан на юг с назначением в канцелярию генерал-лейтенанта Инзова. И с этого мо­мента начинается кочевая жизнь поэта. Пушкинская кибитка кочевая стала темой для песни «Дорога» (из цикла «Дорога к Пушкину»).

В мае 1820 г. А.С. Пушкин с семьёй генерала Н.Н. Раевского отправил­ся путешествовать по Кавказу. В письме брату Пушкин писал: «Жалею, мой друг, что ты со мной вместе не видал великолепную цепь этих гор: ледяные их вершины, кото­рые издали, на ясной заре, кажутся стран­ными облаками, разноцветными и непод­вижными». Но лучше всего Пушкин выра­зил свои впечатления в стихотворении «Кавказ».

В августе 1820г. Пушкин с Раевским морем отправились в  Крым. Сначала прибыли в Гурзуф, купались в море, объедались виноградом, потом че­рез Алупку, Севастополь и Бахчисарай про­ехали в Симферополь, а затем в Кишинев. По дороге осматривали Бахчисарайский дворец. Здесь Пушкин узнал легенду о по­хищении крымским ханом Кирим-Гиреем» польской княжны Марии Потоцкой. В честь прекрасной возлюбленной хан Гирей во дворце построил фонтан. Этот фон­тан назвали не только фонтаном любви, но и фонтаном слез.

                             Фонтан любви, фонтан живой!

                                            Принес я в дар тебе две розы.

                                           Люблю немолчный говор твой

                                           И поэтические слезы.

                                           Твоя серебряная пыль

                                           Меня кропит росою хладной:

                                           Ах, лейся, лейся, ключ отрадный

                                           Журчи, журчи свою мне быль, 

                                           Хвалу стране прочел я дальней:

                                    Но о Марии ты молчал

                    (Фонтану Бахчисарайского дворца)

Пушкин принес тогда и положил у фон­тана две розы красную и желтую, символ любви и измены. С тех пор к «Фонтану слез» приносят ежедневно две розы.

  Южная ссылка Пушкина связана с еще одним географическим местом

России — Одессой, где он жил до августа 1824 г., а уезжая, написал замечательное стихотворение — настоящий гимн Черному морю.

   В  годы южной ссылки имя Пушкина сделалось известным всей читающей России.

Он узнал, что такое успех и слава. А путь его лежал в Псковский край. Всем известны пушкинские заповедные места Псковщины: старинные парки и сады усадеб Михайловского, Тригорского, Петровского, былинная стать Святогорского монастыря, где покоится прах поэта. Здесь, на небольшом пространстве, мож­но увидеть удивительное сочетание «глу­ши лесов сосновых», и светлых, живопис­ных далей, древних городищ и небольших «озер лазурных», соединенных «тихоструй­ной речкой». Указом Елизаветы от 12 ян­варя 1742 г. прадеду Пушкина Абраму Пет­ровичу Ганнибалу была пожалована боль­шая часть Михайловской губы, в которую входила 41 деревня, где проживало 800 крепостных крестьян. Позже эти деревни были поделены между потомками.

    Впервые в Михайловском А.С. Пушкин побы­вал в 1817 году после окончания Лицея. В псков­ской деревне, в постоянном общении с природой расцвёл его поэтический талант.

Михайловский парк был любимым местом про­гулок поэта, источником его творческого вдохно­вения. В нём есть две восхитительные аллеи — еловая и липовая. Величавая еловая аллея, где растут двухсотлетние ели-великаны, соединяет лес, с парком и усадьбой. Липовая аллея, где встречались Пушкин и Анна Керн, имеет второе назва­ние — "аллея Керн". Она заканчивается полукру­жьями деревьев, образующих зелёные беседки.

В центре усадьбы над рекой Соротью стоит дом Пушкина: «скромная семьи моей обитель», как называл её поэт. Рядом с ним под сенью большо­го двухвекового клёна стоит маленький деревян­ный флигелек. Это знаменитый домик няни, уто­пающий в зелени кустов.

Парк и усадьба замыкаются прудами. В сере­дине одного из них «остров уединения»— люби­мый уголок Пушкина. Через нижний пруд, обса­женный серебристой ивой, перекинут горбатый мостик. Дорожка отсюда ведёт в яблоневые сады.

Примерно в километре от усадьбы поэта на берегу реки возвышается Савкина горка, увенчан­ная часовней. Отсюда открывается превосходный вид на озеро и парк, усадьбу и луга.

А в 1819 г. Пушкин писал в Михайлов­ском:

                         Приветствую тебя, пустынный уголок,

                         Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

                         Где льется дней моих невидимый поток

                         На лоне счастья и забвенья.

Эти строки из стихотворения «Деревня». В этом стихотворении Пушкин нарисовал незабываемые картины природы России.

Везде передо мной подвижные картины:

                               Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

                               Где парус рыбаря белеет иногда,

                                За ними ряд холмов и нивы полосаты,

                              Вдали рассыпанные хаты,

                             На влажных берегах бродящие стада,

                              Овины дымные и мельницы крылаты:

                             Везде следы довольства труда…

Пушкин любил ставшее родным Михайловское. И здесь он нашел свой последний приют. Еще в 1829г. писал поэт:

                                     И хоть бесчувственному телу

                           Равно повсюду истлевать,

                          Но ближе к милому пределу

                           Мне все б хотелось почивать.

По широким ступеням каменной мона­стырской лестницы идут и идут люди, по­читатели бессмертного гения Пушкина, к вершине холма, на котором белеет надмо­гильный памятник поэту. Здесь остро чув­ствуешь и понимаешь Пушкина, призывав­шего Отчизне посвящать «души прекрас­ные порывы».

   Среди многих памятных мест России, связанных с именем поэта, по-осо­бому примечателен уголок земли в нижегородском имении Пушкиных селе Болдино. Знаменитая Болдинская осень 1830 г. связана и с именем Натальи Николаевны Гончаровой, будущей жены поэта.

   Пушкин хорошо знал историю России и постоянно изучал подроб­ности исторических событий. Достаточно вспомнить «Полтаву», «Медного всадника», «Бориса Годунова» и др. Осенью 1833 г. Александр Сергеевич отправился в путеше­ствие по пугачевским местам Поволжья и Оренбургской губернии. Результатом этих поездок стали «История Пугачева» и «Ка­питанская дочка».

Пушкин много путешествовал по России, его кибитка кочевая многократ­но появлялась в Твери-Торжке-Грузинах-Малинниках-Берново-Павловском-Курово-Покровском, Старице у своих друзей Вульфов, Полторацких, Понафидиных. Здесь он создал свое знаменитое «Зимнее утро», здесь заканчивал поэму «Евгений Онегин».

На тверской земле поэт черпал впечат­ления от русских пейзажей, исторических памятников, от усадеб с парками и аллея­ми и неизменными преданиями и леген­дами.

   Во многих произведениях великого поэта действуют силы природы. Они становятся поэтическими образами. Это и бури завывание:

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя…

                                                                  «Зимний вечер»

    И легкий ветерок, ласкающий «листву древес» и разливающий негу:

                                      Ночной зефир

Струит эфир.

                                                        Шумит,

                                     Бежит

                                     Гвадалквивир.

                                                   «Ночной зефир»

Что значит зефир и эфир?

Зефир, по древнегреческой мифоло­гии, - это бог западного ветра, а в переносном смысле - легкий, теплый ветер, несу­щий влагу и вызывающий блаженство. «Тихо веющий зефир...» - так определил поэт его в одном из ранних стихотворений («Блаженство»). «Зефир скользит и веет», — говорит он в другом стихотворении («Зем­ля и море»). Зефир - это аллегоричное на­звание приятной свежести, прохлады:

                                      «Куда вы? за город конечно,

                                       Зефиром утренним дышать…»

                                                                  «Чиновник и поэт»

Эфир, по древнегреческой мифологии, верхний, наиболее прозрачный, луче­зарный слой воздуха на уровне вершины горы Олимп, на которой обитали боги во главе с Зевсом, богом-громовержцем. «Зе­фир струит эфир» значит легкий ветерок несет чистый свежий воздух, приятную прохладу после дневного зноя. В переносном смысле эфир — символ чистоты. «Она чиста была душою, как эфир», - говорит поэт в поэме «Анджело».

  Встречаются в стихах поэта названия  ветров - аквилон и борей.

 Аквилон - северный холодный ветер у  древних римлян (его название в латинском  имеет тот же корень — aquilo, что и слово — «орел»). Не случайно у А.С. Пушкина есть

 такие слова:                 

                                       Таков поэт: как Аквилон,

                                    Что хочет, то и носит он —

                                    Орлу подобно, он летает...

                                        «Египетские ночи»

Борей (итальянская форма - бора) -северный холодный ветер у древних гре­ков, который представлялся ими в виде крылатого седовласого старца, несущего холод и смерть. Вот строки, написанные АС. Пушкиным в Болдине:

                               Смотри, какой здесь вид:

                                                                        избушек ряд убогий,

                                За ними чернозем, равнины, скат отлогий,

                                Над ними серых туч густая полоса.

                                Где нивы светлые? где темные леса,

                                Где речка? На дворе у низкого забора

                                 Два бедных деревца стоят в отраду взора,

                                 Два только деревца, и то из них одно

                                 Дождливой осенью совсем обнажено,

                                 И листья на другом, размокнув и желтея,

                                 Чтоб лужу засорить,

                                                              лишь только ждут Борея.

                                                                            «Румяный критик мой»                                                                                      

В одном месте у А.С. Пушкина упомина­ется Эвр, как древние греки называли юго-восточный теплый ветер (то же, что у ита­льянцев широко распространившееся на­звание его - сирокко): «Порфирная колон­нада, открытая с юга и севера, ожидает дуновения Эвра; но воздух недвижим...» («Мы проводили вечер на даче».)

В стихах А.С. Пушкина встречается и общий поэтический образ ветра - эол (по­велитель ветров у древних греков, которо­го они изображали со скипетром в руке, восседающим на вершине скалы, под ко­торой в пещере были заключены ветры):

                                                     Где ныне мчится лишь Эол,    

                                        Небес жилец.

                                                                                    «Обвал»

Или:

                                            Летит, как пух от уст Эола»

                                                                        «Евгений Онегин»

В своих произведениях поэт употреблял и различные названия снежной бури-метель, вьюга, буран, вкладывая в них оп­ределенный смысл, ибо между понятиями метель и вьюга, с одной стороны, и буран -с другой, есть некоторое различие.

Метель - общее название снежной бури, как достаточно сильного ветра со снегом. Вспомним повесть «Метель», в которой можно сказать, дана классическая картина

этого явления природы: «...Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не видел. В одну минуту дорогу за­несло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели бе­лые хлопья снегу; небо слилось с землею».

   Вихревой характер снежной бури под­черкивается в другом ее названии - вьюга:«Вьется вьюга», - читаем мы в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

                               Метель и вьюга - названия-синонимы:

                        Отдайте мне метель и вьюгу

                        И зимний долгий мрак ночей.

                                                     «Весна, весна, пора любви...»

   Буран (от тюркской основы бур - кру­тить, вертеть) означает то же, что и вьюга, но это название распространено главным образом в степной полосе юго-востока (в частности, в Приуралье), откуда еще не­сколько веков назад это слово пришло в русский язык. Вспомним повесть А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка», действие кото­рой происходит под Оренбургом: «Ну, ба­рин, - закричал ямщик, - беда: буран!» Я выглянул из кибитки: все было мрак и ви­хорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным».

Образы бури в прямом и переносном  смысле не раз использовал великий поэт в своих произведениях, например, в стихот­ворении «Буря», «Зимний вечер», «Туча» и других.В стихотворе­нии о туче говорится:   

                                     Ты небо недавно кругом облегала,

                                     И молния грозно тебя обвивала;

                                И ты издавала таинственный гром

                                И алчную землю поила дождем.

                                Довольно, сокройся! Пора миновалась,

                               Земля освежилась, и буря промчалась,

                               И ветер, лаская листочки древес,

                               Тебя с успокоенных гонит небес.

Хотя над А.С. Пушкиным в жизни много промчалось бурь, но в этом стихотворении, имеющем точную дату написания — 13 апреля 1835 г., он едва ли имел в виду конфликт почти годичной давности.

Поэтический образ грозной силы при­роды появляется в последних строках пос­леднего стихотворения поэта, посвященно­го 25-й годовщине Царскосельского лицея:

«Была пора: наш праздник молодой...», ко­торое, по свидетельству очевидца, на собра­нии лицеистов первого выпуска он не мог дочитать — столь сильно был взволнован. Вот они, незавершенные строки:

                             

                               И над землей сошлися новы тучи,

                               И ураган их...

Знал А.С. Пушкин об ураганах не только вообще, но и, в частности, о страшном «аравийском урагане» (самуме), сравнимом с «дуновением чумы».

Эти примеры показывают, сколь разно­образно и органично использовал великий поэт образы сил природы, которой он посвятил немало своих стихотворений, нарисовав картины, и грозные, и идилли­ческие, в противоборстве сил и в умирот­ворении.

Обратим внимание на такой интересный факт. В «Истории села Горюхина» А.С. Пушкин устами своего пер­сонажа говорит о неких обнаруженных им бумагах, которые «заключали...неоценимый запас экономических, статистичес­ких, метеорологических и других ученых наблюдений», относящихся ко второй по­ловине XVIII в. В пушкинское время еще не проводились, за исключением Петербурга, регулярные наблюдения за погодой на метеостанциях. Они велись отдельными лицами (в Москве в 1820-1853 гг.). Одной из первых метеостанций в России вне сто­лицы стала станция в Нижнем Новгороде, организованная в 1835 г. при Нижегород­ской мужской гимназии. Постоянная же служба погоды в России была создана в  1872 г.

Географы-исследователи — друзья поэта

Пушкин обращался к гео­графическим исследованиям России и был знаком с учеными-исследователям.

Поэт был лично знаком с К.И. Арсеньевым (1789-1865). Профессор Петербургского университета Арсеньев — автор учебника «Краткая всеобщая геогра­фия». В труде «Статистические очерки Рос­сии» Арсеньев пытался обосновать эконо­мическое районирование России.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.