рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Сравнительная характеристика тоталитарных систем Восточной Европы

Дипломная работа: Сравнительная характеристика тоталитарных систем Восточной Европы

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Белгородский Государственный Университет

Кафедра всеобщей истории

Дипломная работа

"Сравнительная характеристика

тоталитарных систем Восточной Европы

(на примере СССР и ВНР)"

                         

выполнил

студент 752 гр.

Чекрыжов Ю.И.

научный руководитель

доцент Малай В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Белгород – 1997

Содержание


I Введение                                                                                                                 с. 3

II Политическая система

               а) становление модели "партия-государство"                            с.            5

               б) борьба с оппозицией и роли политических лидеров                                 

                            в этих системах                                                                с.            13

              

III Сравнительный анализ экономического развития ВНР и СССР

      в период социалистических диктатур

                                                                                                                                    с. 20

IV Заключение                                                                                                         с.            37

V Библиография                                                                                                       с. 41

                                        Введение

   После распада тоталитарных систем социалистического лагеря, эта проблема приобрела особый интерес. В этом контексте оправдан анализ становления и функционирования тоталитарных систем в сравнении. Новизна данного исследования состоит в том, что в отечественной и зарубежной историографии отсутствуют работы посвященные сравнению тоталитарных режимов. Рассматриваются в основном только некоторые восточно-европейские страны или отдельные аспекты данной проблемы.

   Предметом исследования являются тоталитарные системы Венгерского и Советского образца, охватывающие хронологические рамки 20-80 гг. в СССР и конец 40 - начало 80-х гг. в Венгрии. 

 

   Целью данного исследования является сравнительный анализ тоталитарных систем Восточной Европы на примере Венгрии и Советского Союза. Для этого ставились следующие задачи:

1) Рассмотреть становление и социально-политические характеристики тоталитарных систем Венгерского и Советского образца, в частности на примере:

               а) складывания модели "партия-государство"

               б) борьба с оппозицией и роли политических лидеров

                        в этих системах

2) Сравнить ход экономического развития ВНР и СССР (в период социалистической диктатуры) и его итоги.

   В качестве источниковой базы дипломной работы были использованы советские документы[1] рассматриваемого периода, опубликованные и доступные венгерские документы[2].  

Отдельные аспекты темы исследуются в работах отечественных историков. Так, Исламов Т.М в работе "Краткая история Венгрии"[3],  рассматривает политические и экономические процессы с новой точки зрения, которые происходили в 40-80 гг. в Венгрии.    Показывает влияние Советского Союза не только на внутреннюю политику, но и на венгерскую экономику .Носкова А.Ф. в своем исследовании "Политические системы СССР и стран Восточной Европы 20-60 гг."[4], рассматривает процессы становления и функционирования политических систем Восточной Европы и СССР, а также анализирует причины кризиса этих систем. В коллективной работе Волокитиной Т.В., Мурашко Г.П., Носковой А.Ф. "Народная демократия: миф или реальность?"[5] ставят задачу доказать существовала или нет в Восточной Европе демократия и почему она не получила дальнейшего развития. В данной работе использованы новые архивные данные, которые трактуются с новой точки зрения.  В заключении они приходят к выводу о том, что демократия не могла развиваться дальше, при существовавшей  политической системе, которую нужно было менять коренным образом. Итальянский исследователь Боффа Д. в своей работе "История СССР"[6], рассматривает политические процессы происходившие в Советском Союзе, при этом делает попытку сравнения с некоторыми Восточно-европейскими странами.

По проблеме социализма венгерского образца, следует упомянуть работы Желицки Б.И[7]., в которых он рассматривает события 1956 г., а также причины и последствия этого кризиса.

Практическая значимость. Материалы, полученные в результате данного исследования могут быть использованы для углубленного изучения новой истории в старших классах гимназий и лицеев.    

                             Глава I. Политическая система


а) Складывание модели "партия-государство".

Создание  центральных  органов  власти Венгрии -  Временного  национального собрания и Временного правительства, затем подписание 20 января 1945 г. договора о перемирии были рубежом в развитии демократического народного движения и в отношениях между органами прямой и представительской демократии. Временное правительство в апреле 1945 г. издало указ о реорганизации государственного управления, в котором запретило национальным  комитетам вмешиваться в дела государственного управления, назначать и увольнять должностных лиц или распоряжаться полицией.  

   Летом 1945 г. в развитии народно-демократических преобразований начался новый этап. К тому времени закончилось создание государственного аппарата, была реорганизована система управления, созданы новая регулярная армия и полиция. Сложилась - практически в окончательной форме - политическая структура страны. Политическую власть прочно держали в своих  руках партии Венгерского национального фронта независимости. Национальные комитеты, вытесненные из системы государственного управления и лишенные возможности вмешиваться в вопросы организации и функционирования полиции, утратили почву под ногами; начался быстрый спад их активности. Компартия, хотя в принципе и отводила национальным комитетам важную роль, весной 1945 г. взяла курс на вытеснение их из системы государственного управления, поскольку уже на старте сумела отвоевать для себя важные посты в правительстве, государственном управлении, в полиции и армии, не говоря уже о Временном национальном собрании, где из 230 депутатов 71 (30,9%) были членами ВКП[8]. ВКП преднамеренно не ставила вопрос о реорганизации, модернизации государственного   управления и наметила своей целью восстановление старого государственного аппарата, но при условии изменения его личного состава.

   С 1946 г., борьба за перерастание народно - демократической революции в  "социалистическую" вступила в новую фазу. К этому времени компартия превратилась в массовую политическую организацию, насчитывавшую 653 тыс. членов. За коммунистами шла значительная часть трудового населения страны.

В Венгрии партии Левого блока поставили вопрос о несоответствии позиций ПМСХ в органах государственной власти тому общественному весу, который эта партия имела к середине августа 1947 г., и потребовали проведения перевыборов в парламент. В результате Национальное собрание было распущено и на 31 августа 1947 г. были назначены новые выборы. На выборах 31 августа победу одержала компартия Венгрии, получив более 1 млн. голосов (22% против 17% в 1945 г.) 3а 22 месяца ВКП увеличила число своих приверженцев почти на 40%[9]. С этого времени фактически происходит прямое установление диктатуры пролетариата и укрепление этой диктатуры путем полного вытеснения представителей буржуазии из высших органов государственной власти. Позиция коалиции в органах власти еще более  укрепилась после устранения с политической арены Венгрии Венгерской партии независимости во главе с 3олтаном Пфейффером. Избирательный суд лишил 49 представителей этой партии депутатских мандатов в государственном собрании "за обман и подтасовки в ходе выборов"[10]. Вытеснение консервативно-либеральной оппозиции с политической арены означало конец легального парламентского представительства крупной буржуазии. Начался распад и Демократической народной партии.

   12 - 14 июня 1948 г. объединительный съезд ВКП и СДП оформил создание единой рабочей марксистско-ленинской партии - Венгерской партии трудящихся (ВПТ). " Решающей предпосылкой объединения двух рабочих партий была совместная борьба Венгерской Коммунистической партии и левых социал-демократов против классовых предателей - правых социал - демократов..." (Решение объединительного съезда Венгерской коммунистической партии и Социал-демократической партии.)[11] 

Председателем ее был избран Арпад Сакашич, а генеральным секретарем Матяш Ракоши. Одним из трех его заместителей стал  Янош Кадар.

По инициативе ВПТ и ВНФН Государственное собрание 18 августа 1949 г. приняло, а через два дня обнародовало конституцию, по которой Венгрия стала  именоваться Венгерской Народной Республикой. Конституция закрепила политические завоевания рабочего класса :"В Венгерской Народной Республике вся власть принадлежит трудовому народу."

В документе подчеркивалось, что Венгерская Народная Республика стремится осуществить социалистический принцип "от каждого по его способностям, каждому по его труду."[12]

   Новый закон гласил, что высшим органом власти в республике является Государственное собрание, которое избирает Президиум ВНР и Совет министров. 22 октября 1950 г. состоялись первые выборы в местные советы. Треть избранных в советы представляли там ВПТ. Создание местных советов - органов диктатуры пролетариата - предполагало "вовлечение" широких масс трудящихся  в управление государственными делами.

_________________________________________________________

   Таким образом, начиная с осени 1947 и до весны 1949 г. - произошла полная ликвидация органов прямой демократии, что осуществлялось в целях установления диктатуры пролетариата. Все это явилось результатом предшествовавшего периода политически деятельностного, неблагоприятного состояния дел в международном рабочем движении, неправильного, одностороннего и догматического толкования диктатуры пролетариата, схематичного копирования строительства социализма в Советском Союзе, вульгаризованного применения идей марксизма-ленинизма.

 

В СССР процесс концентрации власти в руках одной партии, начался намного раньше, чем в Венгрии.

С марта 1919 г. по март 1921 г. (с VIII по X съезд) численность РКП (б) увеличилась с 313 тыс. до 730 тыс. членов[13]. Возглавив партийный аппарат, Сталин выступил в роли теоретика и создателя коммунистической номенклатуры. На XII съезде РКП (б) в апреле 1923 г. Сталин говорил о необходимости введения коммунистов во все отрасли управления и весь промышленный комсостав, при помощи которого партия сможет держать в руках аппарат и осуществлять свое руководство. Датой рождения советской номенклатуры можно считать возникшее в недрах партаппарата постановление ЦК РКП (б) от 8 ноября 1923 г., в котором определялись задачи подбора, расстановки кадров на ответственные посты[14].

   Центральные органы всячески ограничивали инициативу на местах и пытались решать все вопросы через непосредственно подчиненные им учреждения или через своих комиссаров. Наблюдалась тенденция к единоначалию, закреплению ответственности за конкретным лицом. Назначением и смещением государственных деятелей ведали не государственные, а партийные инстанции. Тем временем численность партии продолжала увеличиваться. В 1926 г. она насчитывала 1088 тыс. членов и кандидатов, в 1930 г. - около 2 млн., в начале 1934 г. - 2807,8 тыс., в феврале 1941 г. - свыше 3876,8 тыс. человек[15].

   Вместе с тем был завершен начатый в годы гражданской войны и "военного коммунизма" процесс превращения большевистской партии в главное звено государственной структуры. Наиболее значительные государственные решения принимались сначала Центральным комитетом РКП (б). Но предварительно все они проходили обсуждение в более тесном кругу большевистских лидеров - Политбюро ЦК РКП (б). И только после этого все вопросы закреплялись в решениях государственных органов.   

_________________________________________________________

   Таким образом, в конце 20-х гг. в СССР партийная и государственная власть сосредоточились в одних и тех же руках - ВКП (б). На всех "этажах" управления страной был обеспечен партийный контроль над государственными органами, армией, промышленностью. Назначением и смещением государственных деятелей ведали не государственные, а партийные инстанции. Происходило слияние родственных государственных и партийных структур (Центральной Контрольной Комиссии ВКП (б) и Наркомата Рабоче-Крестьянской Инспекции, обеспечивших в рамках единого органа - ЦКК-РКИ партийно - государственный контроль в стране). Только партийные органы решали вопросы структуры государственной системы. Суды и внесудебные органы, созданные для преследования инакомыслящих, были сформированы исключительно из членов ВКП (б) по решению соответствующих партийных органов. Можно говорить о том, что к середине 30-х гг. в СССР сложилась совершенно новая политическая система - тоталитарная. У власти находилась единственная партия - ВКП (б), была уничтожена оппозиция, произошло полное сращивание партийного и государственного аппарата, созданы массовые общественные организации, с помощью которых партия обеспечивала контроль над обществом.     

Уже с конца 40-х годов в Венгрии произошла существенная деформация принципов, теории и практики социализма.

   15 мая 1949 г. состоялись выборы в парламент. Из более 6 млн человек, имевших право голоса, 94,7% приняли участие в выборах. Из них 95,6% отдали свои голоса за кандидатов Народного фронта. В новом парламенте имелось 402 депутатских места. Среди избранных было 45% рабочих, 28% крестьян, 23% интеллигенции. 71% нового парламента являлись членами ВПТ. Продолжалось увеличение численности государственного аппарата. К весне 1949 г. он вырос на 10% ( 67% руководителей промышленных предприятий составляли бывшие рабочие). Начался процесс обновления командного состава армии и полиции за счет выходцев из рабочих и крестьян. Если в январе 1949 г. только 5,5% офицерского состава являлись выходцами из трудящихся, то к концу 1950 г. их процент составил 80,7%[16].

   К концу 1949  г. в руках государства были сосредоточены вся крупная, средняя и частично мелкая промышленность, кредитная  система, транспорт, внешняя торговля, большая часть внутренней торговли.

Последовавшая  5 марта 1953 г. смерть И. В. Сталина стала отправной  точкой попыток перемен в политическом курсе ВПТ, в партийном и  государственном руководстве. Летом того же года была предпринята попытка исправить допущенные просчеты, внести определенные коррективы в политическую линию партии и деятельность правительства.

Был упразднен пост генерального секретаря ВПТ. М. Ракоши был избран первым секретарем ЦК ВПТ. На сессии Государственного собрания 4 июля премьер-министром вместо М. Ракоши избрали И.Надя.

   В октябре 1954 г. в Венгрии состоялся I съезд Отечественного народного фронта. И. Надь к тому времени встал на позиции демократического социализма, высказывался за учет национальных особенностей, против сталинизма, как системы, за гуманизм общественного строя. М. Ракоши со своей стороны ждал подходящего момента, чтобы расправиться с политическими противниками.

Таким образом, в Венгрии налицо были две принципиально противоположные линии. Ракоши и его сторонники рассчитывали сохранить существовавшую политическую систему, произведя лишь некоторые косметические изменения. Группа И. Надя ориентировалась на далеко идущие реформы в политической, экономической и идеологической  сферах.

В 1956 г. произошла развязка событий. 23 октября 1956 г. венгерский народ вышел на улицы, чтобы выразить протест против венгерского варианта сталинизма и диктаторской системы власти, в их глазах олицетворявшейся Ракоши и его окружением, а также советскими войсками, гарантировавшими власть для этой верхушки, чтобы продемонстрировать преданность демократическим и социалистическим целям, потребовать от руководства партии и страны принять необходимые меры по обновлению социализма. Ответной акцией властей было подавление демонстрантов, которое стоило жизни тысячам невинных людей. 

В конце июня 1957 г. в Будапеште состоялась Всевенгерская конференция ВСРП. Она знаменовала собой завершение воссоздания партии рабочего класса. В ее рядах уже насчитывалось около 356 тыс. членов[17]. Конференция отклонила требования о восстановлении многопартийной системы, мотивируя это тем, что во главе партий, которые в 1944 - 1949 гг. входили в правящую коалицию, теперь стояли крайне правые элементы, а их действия ставили под угрозу даже завоевания периода коалиционного правления, не говоря уже о современном периоде.

В период строительства основ социализма коренным образом изменилась политическая система. Власть на местах осуществляли советы - сельские, районные, областные, городские. Верховным органом законодательной  власти являлось Государственное собрание, изменившее свой характер в том смысле, что оно стало полностью выражать интересы рабочего класса и всех трудящихся. Между сессиями Государственного собрания его функции выполнял Президиум ВНР, возглавляемый председателем. Совет министров (после 1956 г. правительство именовалось революционным рабоче-крестьянским), ответственный перед Государственным собранием орган, состоял из председателя, его заместителей, министров, государственных секретарей и председателя государственного планового управления.

В СССР, как и в Венгрии складывалась похожая ситуация. Затяжной характер кризиса власти 1953 г., длительная борьба за лидерство среди бывших сталинских соратников имели под собой достаточно очевидную причину: отсутствие официального (формального) лидера, обладающего реальной властью.  Власть сосредоточилась в руках "триумвирата" - Л.П. Берии, Г.М. Маленкова, и Н.С. Хрущева, занявших три ключевых поста: Маленков стал Председателем Совета Министров СССР, Берия - министром внутренних дел (МВД было объединено с МГБ), Хрущев возглавил секретариат ЦК КПСС. В 1953 Берия был обвинен в заговоре с целью установления личной власти и арестован на заседании Президиума ЦК партии. Политическая полиция была изъята из-под руководства Министерства внутренних дел и подчинена Центральному комитету. Были ликвидированы органы чрезвычайного назначения ("особые совещания"), которые действовали в рамках полицейского механизма и имели право налагать наказание в административном порядке. Однако Хрущев еще не чувствовал себя главой государства. Конечным итогом борьбы явилось отстранение Маленкова от должности премьера.

   Венгерские события 1956 г. были восприняты, как перспективная модель развития общественного движения в Советском Союзе, вызвав опасение повторения уроков Будапешта в "советском варианте". Венгерские события стали поворотным пунктом в развитии внутриполитических реформ в 1956 г. в СССР (были расширены права союзных республик в экономической и правовой сферах, ликвидированы отраслевые министерства). Пленум ЦК КПСС прошедший в 1957 г. на котором " оппозиционеры " (Молотов, Маленков, Каганович и др.) потерпели поражение, положил конец периоду " коллективного руководства", Хрущев в качестве Первого секретаря стал единоличным лидером[18]. В 1958 г. он занял пост Председателя Совета Министров СССР.

   Выборы конституционных органов, все так же проводились в форме плебисцита и остались все тем же монотонным и формальным ритуалом. После смерти Сталина партия еще больше стала отождествляться с основой государства, чем при нем. Именно на XX съезде говорилось, что нужно усилить руководящую роль партии в государстве. Важным было то, что в партию вступали не все, кто хотел: в нее отбирали. КПСС не была и не хотела быть представительной частью всего общества. Наоборот, она сохраняла сталинский характер ордена, предназначенного для руководящего ядра страны. Все остальные организации, охватывающие без различия более широкие массы граждан, - Советы, профсоюзы, комсомол - оставались ее "приводными ремнями", и ими руководили ее представители. Партия сохранила жесткую централизованную структуру, созданную Сталиным для защиты от любого центробежного движения в стране. К концу 50-х в КПСС состояло 500-700 тыс. человек[19].

   14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен со всех государственных и партийных постов и отправлен на пенсию. Официально провозглашенный после октября 1964 г. курс нового руководства на дальнейшее развитие социалистической демократии, освобождение партии от несвойственных ей хозяйственных функций был обречен на неудачу. Выдвинутый Брежневым лозунг "стабильности" означал отказ от всяких попыток радикального обновления общества. В руководстве республик и областей, министерств практически прекратились перемещения. Вновь был провозглашен принцип коллективного руководства. Министерства и ведомства работали по- старому. Их аппарат увеличился, возникали новые главки. В составе Политбюро ЦК КПСС большинство его членов находилось более 15 лет, в ЦК КПСС - более 12 лет[20].

   Смерть в ноябре 1982 г. Л.И. Брежнева и приход к власти Ю.В. Андропова пробудили в обществе надежды которым не суждено было сбыться. Попытки Андропова придать эффективность бюрократической системе без структурных изменений, не вывели страну из кризиса.

_________________________________________________________

   Таким образом, к концу 1921 г.  РКП (б) превратилась в главное звено государственной структуры (без особых препятствий). В 30-е гг. уже было совершенно невозможно разграничить, где начинается государство и где кончается партия (и наоборот). Даже партийная символика приобрела официальный статус - красный флаг большевиков стал, так же как партийный гимн "Интернационал", государственным. Помимо этого, ВКП (б) изменила и свой собственный облик, утратив остатки демократизма в своей внутрипартийной жизни. Рядовые члены партии, а в ряде случаев и члены ЦК всех выборных органов были отрешены от выработки партийной политики, которая стала уделом Политбюро и партийного аппарата.

Была сформирована совершенно новая политическая система, ядром которой стала ВКП (б).

   В Венгрии к 1949 г. вся полнота власти сосредоточилась в руках ВПТ. Она являлась самой массовой партией. Однако:

1) ВПТ пришла к власти в ходе всеобщих выборов (безальтернативная основа).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.