рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Сравнительная характеристика тоталитарных систем Восточной Европы

   Успешно развивалось советско-венгерское экономическое сотрудничество. В 1962 г. доля Советского Союза во внешней торговле республики возросла до 35%. В свою очередь, СССР получал важнейшие виды венгерской промышленной и сельскохозяйственной продукции, в том числе дизель-поезда, пассажирские вагоны, речные и морские суда, портальные краны, станки, продукцию точной механики, товары легкой промышленности. Страны Восточной  Европы являлись основными потребителями изделий венгерской промышленности (около 90% экспорта венгерского машиностроения)[66]. Примером взаимовыгодного советско-венгерского экономического сотрудничества является соглашение  по бокситам и алюминию. В возросшем объеме глинозем в алюминий перерабатывался в СССР, и готовая продукция полностью возвращалась в Венгрию.

   В середине 70-х годов в связи с ухудшением позиций ВНР на внешнем рынке (подешевление экспортных товаров и подорожание импорта) стала нарушаться сбалансированность народного хозяйства. В связи с этим в пятом 5-летнем плане (1976-1980 гг.) намечались более медленные, чем в предыдущем пятилетии, темпы роста использования национального дохода ( накопления и потребления, в том числе уменьшение капиталовложений),что привело не только к сокращению национального дохода в 1980 г., но и к падению реальной заработной платы рабочих и служащих в 1979 и 1980 гг. почти на 2%. Национальный доход в расчете на душу населения увеличился в 1970 г. по сравнению с 1960 г. на 64% от 76% до 80% его расходовалось на потребление. В результате реальная зарплата рабочих и служащих в расчете на одного человека повысилась на 29%[67].

   Во второй половине 80-х годов в Венгрии накопились сложные социально-экономические и политические проблемы, вылившиеся в общенациональный кризис. Вызван он был отставанием от мирового развития и сопровождался ростом задолженности, инфляцией, сокращением реальных заработков.

   В СССР к началу 60-х гг. начинает проявляться кризис не только в сельском хозяйстве и промышленности, но и в других отраслях экономики.

В 1963 г. по сравнению с 1962 г. снизился прирост национального дохода с 5,7 до 4,0%, продукции промышленности - с 9,7 до 8,1%, а валовая продукция сельского хозяйства составила 92,5%. К середине 60-х гг. в Советском Союзе ценой огромных усилий и жертв был создан мощный индустриальный и научный потенциал. Доля населения, занятого в сельском хозяйстве, сократилась с 80% (1928) до 25% к концу 60-х гг., а в промышленности и строительстве возросла с 8 до 38%. Соответственно изменилась и структура валового национального дохода: доля промышленности и строительства увеличилась с 29 до 42%, а сельского хозяйства, наоборот, уменьшилась с 54 до 24%[68].

   Тем не менее к середине XX в. модернизирующие процессы в СССР были далеки от завершения. Экономика была плохо сбалансированной, требовала для своего роста постоянного наращивания производственных ресурсов. Тяжелая и сырьевая отрасли промышленности, а также ВПК, представлявший собой "государство в государстве", совершенно замкнутую технологическую группу, развивались успешно, чего нельзя сказать о гражданских отраслях машиностроения, практически лишенных притока новейших технологий и обреченных на отставание. Гипертрофия добычи ресурсов и первичной обработки тяжелого машиностроения определяли максимальную энергоемкость производства. Хронически отставал аграрный сектор экономики. Страна, имея более половины мировых площадей черноземов (в 1985 г. площадь всех сельхозугодий СССР составляла 607,8% млн. га, из них 227,1 млн. га пашни), не могла накормить население, создать надежную базу для развития индустрии и сферы услуг[69]. Технологическое отставание не позволило СССР быстро наладить выпуск ЭВМ.

   Необходимость кардинальных перемен в советской экономике назрела уже к концу 50-х - началу 60-х гг. Экономическая реформа 1957 г. не улучшила положение в народном хозяйстве. Главным предметом экспорта по-прежнему оставалась нефть и другие виды сырья.

В сентябре 1965 г. на пленуме ЦК КПСС была поставлена задача существенно изменить соотношение между административными и экономическими методами управления в пользу последних. Реформа не меняла основ административно-командной системы. Адресное директивное планирование не устранялось, но ограничивалось всего несколькими показателями. Выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции, т.е. учитывалось только то, что действительно было продано.

   Пленум ЦК КПСС утвердил новый порядок планирования в сельскохозяйственном производстве. Вновь были повышены закупочные цены, сокращены налоги, снимались ограничения с личных подсобных хозяйств, введенные при Хрущеве. Планы закупки стали устанавливать сразу на пять лет.

   2 октября 1965 г. был принят закон " Об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов государственного управления". "В котором постановлялось:

Статья 1. Образовать следующие союзно-республиканские министерства СССР:

Министерство черной металлургии;

Министерство цветной металлургии;....."[70]

   Но реформа была обречена, так как эти преобразования проводились в условиях экстенсивной модели хозяйствования и не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сфере.

   На рубеже 70-80-х гг. в мире начинается новый этап научно-технической революции, получивший название "микроэлектронная революция". По этому показателю СССР отставал не только от западных стран, но и от новых индустриальных стран - Южной Кореи, Тайваня на десятилетия. Экономика продолжала развиваться экстенсивно, в ее основе по-прежнему находились устаревшие, традиционные отрасли по производству продукции, в которых Советский Союз уже к 1970 г. был "впереди планеты всей". Устаревшие отрасли требовали колоссальных природных ресурсов - электроэнергии, металла, которые к тому же использовались нерационально, поэтому сырьевой сектор работал с перегрузками.

В 70-е гг. экономика страны была предельно милитаризована, "работала" в основном на ВПК. Чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство привела к колоссальным диспропорциям. В годы девятой пятилетки (1971-1975) экономический рост фактически прекратился. Видимость благополучия народного хозяйства, сохранявшаяся все 70-е гг., обеспечивалась за счет " нефтяного допинга". Именно экспорт нефти, цены на которую на мировом рынке выросли в эти годы в 20 раз, позволял стране относительно безбедно существовать, "решая" продовольственную, космическую, и другие " комплексные" программы. В начале 70-х гг. был нанесен удар по всем концепциям поворота к рыночной экономике. Шло массовое слияние официальной экономики с теневой. К началу 80-х гг. стала очевидна неэффективность попыток ограниченного реформирования советской системы.

___________________________________________________________

Таким образом в экономической жизни Венгрии, как и в политической, общим правилом стала имитация советской модели. Правительство действовало в соответствии с социалистической программой. В этом смысле оно решало важные задачи своей страны: осуществляло индустриализацию, боролось с отсталостью сельского хозяйства, распространяло образование. Но несмотря на очевидные различия в объективных условиях, отличавших одну страну от другой, социализм в Венгрии копировал советскую схему.

   В 1948 г. были принят радикальный закон о национализации. В период с 1949-1950 гг. было начато осуществление политики коллективизации сельского хозяйства. Но в Венгрии кооперирование проводилась с большей осмотрительностью и не так быстро, как коллективизация в СССР.

Развитие экономики Венгрии регламентировалось и направлялось с помощью пятилетних планов, при этом главный упор делался на тяжелую промышленность.

    Организация планирования и управления экономикой Венгрии, была централизована, производство регулировалось в основном на макроэкономическом уровне (неполная экономическая свобода, как и в СССР). Обмен осуществлялся исключительно внутри отдельных блоков и носил двусторонний характер. 

   В Венгрии успешно было  проведено кооперирование села, в основном на добровольной основе, осуществлена экономическая реформа (1966-1968 гг.), в СССР она захлебнулась, отменено директивное адресное планирование, введено индикативное планирование и внедрены экономические методы. Управление экономикой было в определенной степени демократизировано. Два вида собственности - государственная и кооперативная - уравнялись в правах. Функции министерств были ограничены, предприятия получили широкую самостоятельность. Была введена торговля средствами производства, осуществлена реформа ценообразования. Рынок быстро насытился. Чего нельзя сказать о СССР, где ни о какой самостоятельности (вспомним коллективизацию), тем более, о самоуправлении не могло идти речи. До 60% всех инвестиций уходили в ВПК, создание никому не нужных гигантских комплексов, создавались новые министерства, что влекло за собой рост аппарата; катастрофическая отсталость по использованию ЭВМ (в 1982 г. вручную работало 40% рабочих промышленности), обладая огромными площадями черноземных почв, СССР превратилась в самого крупного импортера зерна.

                                                    Глава III

 

          Внешнеполитический аспект: общее и особенное.

________________________________________________________________

ВНР.

Следуя официальному курсу правительства, провозгласившего своей целью установление дружественных отношений с СССР, 9 апреля 1946 г. премьер-министр Ференц Надь в сопровождении заместителя премьер-министра Арпада Сакашича, министра иностранных дел Яноша Дьендьеши и министра транспорта и связи Эрне Гере, представлявшего Венгерскую коммунистическую партию, прибыл в Советский Союз. Это было первое официальное посещение СССР венгерской правительственной делегацией на уровне главы правительства. Наряду с обсуждением целого ряда вопросов была достигнута очень важная для Венгрии договоренность об отсрочке выплаты репараций с 6 до 8 лет.

 В начале июля 1946 г. правительство Венгрии получило приглашение на Парижскую мирную конференцию. Главой венгерской делега,ции был назначен Янош Дьендьеши. США и Англия потребовали от Венгрии полного возмещения ущерба понесенного ими в результате войны, и восстановления своих довоенных привилегий, позволявших им вмешиваться во внутренние дела малых стран. Претензии CША и Англии в несколько раз превышали репарации, определенные перемирием в пользу СССР, Чехословакии и Югославии. В то же время США внесли предложение сократить эти репарации с 300 до 200 млн[71]. долларов. Кроме того, США и Англия настаивали на предоставлении иностранцам равных с венгерскими гражданами прав в экономической деятельности и установлении международного контроля над судоходством на Дунае с участием американских и британских представителей.

На Парижской мирной конференции венгерское правительство предъявило претензии на часть Трансильвании. По этому вопросу деятельность венгерской делегации на конференции успеха не имела.

   Мирный договор, подписанный в Париже 10 февраля 1947 г., восстанавливал государственные границы Венгрии, существовавшие на 1 января 1938 г., с изменениями на небольшом отрезке границы с Чехословакией. На правом берегу Дуная, в районе Братиславы, часть венгерской территории передавалась Чехословакии. Договор обязывал правительство Венгрии обеспечить всем ее гражданам политические права и свободы, подтвердил установленные условиями перемирия суммы репараций, определил размеры венгерской армии и вооружений и предусмотрел размещение на территории Венгрии определенных воинских контингентов СССР, необходимых для поддержания его коммуникаций с советской оккупационной зоной в Австрии.

   Мирный договор, вступивший в силу 15 сентября 1947 г., юридически закрепил выход Венгрии из войны, способствовал стабилизации международного положения страны и открывал для нее возможность самостоятельного экономического и политического развития.

   В трудных условиях 1947 г. венгерская республика продолжала расширять свои внешнеполитические связи. В начале года были установлены дипломатические отношения с Турцией, в марте посланник соседней Австрии вручил свои верительные грамоты в Будапеште, а в апреле – временный поверенный в делах Норвегии. Летом Венгрия установила дипломатические отношения с Бельгией, Болгарией и Албанией. Осенью того же года Венгрия обменялась посланниками с Чехословакией, Голландией, Румынией и Египтом. В этом же году она заключила с Югославией торговое соглашение на 5 лет, а со Швейцарией договор о товарообмене. В ноябре 1947 г. венгерская правительственная делегация во главе с премьер-министром посетила Бухарест. В ходе этого визита было подписано соглашение о культурном сотрудничестве. В конце года в Будапеште побывала югославская правительственная делегация во главе с премьер-министром.

   В течение 1957 и последующих годов были предприняты конкретные шаги в интересах дальнейшего развития политических, экономических, культурных и других связей между Советским Союзом и Венгрией.

В конце марта 1957 г. Советский Союз посетила партийно-правительственная делегация ВНР во главе с первым секретарем ЦК ВСРП, председателем революционного рабоче-крестьянского правительства ВНР Я. Кадаром[72]. В результате состоявшихся переговоров была подписана совместная советско-венгерская Декларация, подтвердившая, что отношения между обеими странами основываются на полном равноправии, искренней дружбе и тесном всестороннем сотрудничестве. В Декларации отмечалось, что временное пребывание советских войск в Венгерской Народной Республике связано с существующей угрозой социалистическим странам со стороны западногерманских реваншистов и агрессивного военного блока НАТО. В соглашении о правовом статусе советских войск, временно находящихся в Венгрии, вновь нашли полное подтверждение положения о суверенитете ВНР и невмешательстве советских войск во внутренние дела республики.

   В течение 1957– 1958 гг. Венгрия обменялась взаимными визитами партийно-правительственных делегаций на высоком уровне с Румынией, ГДР, Болгарией, Польшей и другими социалистическими странами. В 1959 г., во время посещения Китая венгерской партийно-правительственной делегацией, в Пекине был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между ВНР и КНР.

В декабре 1960 г. Будапешт посетила правительственная делегация Кубы. В результате состоявшихся переговоров была достигнута договоренность об установлении дипломатических отношений на уровне посольств между Венгрией и Кубой. Это положило начало всестороннему братскому сотрудничеству между обеими странами. Венгрия вносила солидный вклад в развитие сотрудничества социалистических стран. Являясь членом организации Варшавского Договора и СЭВ, она активно выступала за всемерное развитие и совершенствование политического, экономического и военного сотрудничества социалистических государств.

   В 1962 г. Венгрия поддерживала дипломатические отношения с 58 странами. (В 1938 г. Венгрия имела дипломатические отношения с 38 странами, в 1961 г.– уже с 53). К 1962 г. Венгрия вела регулярную торговлю более чем со 100 государствами мира. Как полноправный член она принимала участие в 437 международных организациях. В 1957–1964 гг. в Венгрии побывали 55 парламентских делегаций из 35 стран. В свою очередь, делегации Государственного собрания ВНР посетили 17 государств[73].

С июня 1967 г. по август 1970 г. партийно-правительственная делегация Венгрии участвовала в 10 совещаниях руководителей социалистических стран Европы, заседаниях Политического консультативного комитета стран – участниц Варшавского Договора. В июне 1967 г. в Москве обсуждалось положение на Ближнем Востоке. В июле 1967 г. в Будапеште руководители социалистических стран осудили агрессивные действия Израиля и заверили арабские страны в готовности помочь им в ликвидации последствий агрессии и защите национальной независимости. В марте 1968 г. в Дрездене, в мае – в Москве, в июле – в Варшаве и в августе – в Братиславе состоялись совещания в связи с положением, сложившимся в Чехословакии.

   В марте 1969 г. Политический консультативный комитет обсуждал вопросы европейской  безопасности и обратился к странам Европы с призывом созвать Общеевропейское совещание по вопросам безопасности. Тогда же совещание одобрило решения, связанные с Объединенными вооруженными силами и Объединенным командованием Варшавского Договора. На всех названных совещаниях венгерские делегации занимали позицию, разделяемую большинством социалистических стран Европы.

В октябре 1969 г. в Праге, в июне 1970 г. в Будапеште министры иностранных дел социалистических стран Европы разработали ряд предложений с целью ускорения созыва совещания по вопросам европейской безопасности. В декабре 1969 г. и августе 1970 г. в Москве партийные и государственные руководители этих стран вновь обсуждали проблемы европейской безопасности в новых условиях, возникших после подписания ФРГ договора с Советским Союзом. Совещание подчеркнуло важность этого договора (от 12 августа 1970 г.) для ослабления напряженности и нормализации положения в Европе.

   В июне 1967 г. был подписан договор между СССР, ЧССР и ВНР о наиболее эффективном использовании нефтепровода "Дружба" для поставок нефти из Советского Союза в Венгрию. В апреле 1969 г. в Москве на XXIII специальной сессии СЭВ было принято решение о разработке основных принципов дальнейшего развития экономического и научно-технического сотрудничества между странами – членами СЭВ и координации народнохозяйственных планов, специализации и  кооперирования производства, социалистической интеграции. 7 сентября 1967 г. в Будапеште партийно-правительственными делегациями СССР и ВНР был подписан новый советско-венгерский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В конце декабря 1970 г. между СССР и Венгрией подписано новое торговое соглашение на 1971–1975 гг., предусматривающее увеличение товарооборота более чем в 1,6 раза, что составило за 5 лет около 9,3 млрд. рублей[74].

СССР.

В послевоенный период центральное место во внешней политике СССР по-прежнему занимали европейские проблемы. Летом 1948 г. разразился первый берлинский кризис, когда советские войска полностью блокировали западные зоны в Берлине. 18 февраля 1948 г. был заключен договор "О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Республикой"[75]. "Утвержденный Советом Министров СССР и представленный на ратификацию Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Республикой, подписанный в Москве 18 февраля 1948 года, ратифицировать."

В 1949 г. было подписано соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве с КНДР.        

   Поддержка просоветских режимов в странах Восточной Европы, а также в КНР, КНДР, МНР, СРВ, а затем и на Кубе оставалась одним из важнейших направлений во внешней политике СССР и после смерти Сталина. В 1955 г. по инициативе советского руководства были нормализованы советско - югославские отношения. "Торговое соглашение и платежное соглашение между

СССР и Югославией"[76] подписанное в Москве 5 января 1955 г., и "Соглашение между правительством СССР и правительством Федеративной Народной Республики Югославии о воздушном сообщении"[77] подписанное 3 сентября 1955 г.   

   В 14 мая 1955 г. СССР, ГДР, ПНР, ЧССР, ВНР, РНР, НРБ, и НРА заключили в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединенных вооруженных сил и выработку единой оборонной доктрины.

30 октября 1956 г. была опубликована Декларация Советского правительства "Об основах развития и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и другими социалистическими странами"[78]. За это время (с 1957 по 1964 гг.) было подписано свыше 20 соглашений.

   К концу 60-х - началу 70-х гг., началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом.

В 1961 г. в Будапеште был подписан договор "О режиме советско-венгерской государственной границы, сотрудничестве и взаимной помощи по пограничным вопросам"[79], а 20 декабря 1962 г. "Советско-венгерское соглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения"[80].

   В августе 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательными послевоенные границы в Европе и был зафиксирован отказ от применения силы. В сентябре 1971 г. было подписано соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину.

Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 европейских государств, а также США, Канады.

   С приходом к власти в марте 1985 г. М.С. Горбачева, наметились некоторые коррективы внешнеполитического курса. Основные положения предусматривали:

- отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую);

- признание мира целостным и неделимым;

- провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами;

- объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;

- отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными[81].

Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток-Запад через разоружение; разблокирование региональных конфликтов; установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам соцлагеря.

   8 декабря 1987 г. в Вашингтоне подписано соглашение об уничтожении целого класса ядерных вооружений - ракет среднего и ближнего радиуса действия.

В июле 1991 г. в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного вооружения.

После распада СССР и провозглашения СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России.

Предпочтение во внешней политике продолжало сохраняться за западными странами, в первую очередь США. В январе 1993 г. между Россией и США был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2), согласно которому к 2003 г. должно быть достигнуто сокращение ядерного потенциала двух стран на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным договором ОСНВ-1[82].

   Наряду с укреплением отношений с Западом, Россия вела активный диалог и со странами Востока. Регулярными стали встречи и переговоры руководителей России с главами государств и правительств Японии, Индии, Китая, стран АСЕАН, Южной Кореи, государств Персидского залива.

Таким образом, до распада биполярной модели, политика проводимая СССР была направлена на социалистический лагерь. Оформление экономических основ советского блока произошло в 1949 г. с образованием СЭВ, а военно-политическое единство было достигнуто уже после смерти Сталина - в мае 1955 г. с созданием Организации Варшавского Договора. В рамках этого блока не допускалось никакой "самостоятельности". (Следствием проявления инициативы со стороны И. Броз Тито о создании балканской федерации и ее собственного пути к социализму, привело к разрыву дипломатических отношений с Югославией в октябре 1949 г. С началом распада социалистического лагеря, ориентация во внешней политике СССР была направлена на установление контактов с разными странами. В основном контакты с США и другими развитыми странами. Бывший соцлагерь оказался как бы оттесненный на задний план. Такая ориентация объясняется нестабильным экономическим положением в России, которая рассчитывает на поддержку в финансовом плане (долгосрочные кредиты). Этот же способ избрали и многие бывшие страны социалистического лагеря, в том числе и Венгрия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.