рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Борьба женщин России на предоставление гражданских и политических прав

В конце 1890-х г. происходит установление связей "Русского женского взаимно-благотворительного общества" с международным, которое в свою очередь сыграло важную роль в установлении женского движения в России, особенно в годы репрессий и запретов властей. В 1899 г. делегация от "Русского женского взаимно-благотворительного общества" присутствовали на Съезде Международного Союза женщин в защиту женского равноправия в Лондоне, а А.П. Философова была избрана почётным вице-президентом этой организации. Где была сделана попытка создать русский национальный совет женщин как филиал Международного Союза в защиту женского равноправия. Но эта попытка закончилась неудачей, поскольку проект был запрещён правительством.

Новые перспективы перед женским движением открылись с началом Первой Российской революции и активизации всех демократических сил. Революция 1905 г. совершенно изменила ситуацию в стране. Мужская сторона населения после публикации Манифеста 17 октября получила определённые гражданские и политические права и свободы. А женщины гражданского признания не получили и сразу же начали требовать и добиваться его. В понимании женщин Манифест разрушил все надежды на равноправие и не признал их за население [47].

В этот самый момент появляются новые женские организации, и продолжает своё существование и развитие "Русское женское взаимно-благотворительное общество", но уже с иными требованиями. К примеру, был выдвинут вопрос об участии женщины в политической жизни страны[48]. Что касается новых организаций, то в 1905 г. был создан "Союз равноправия женщин", который включился в политическую жизнь параллельно с "Русским женским взаимно-благотворительным обществом". Как отмечали сами женщины, "Союз равноправия женщин" возник с ростом революционной волны. И объединил в первую очередь социально мыслящих интеллигенток с более правыми элементами. Эта сильная и серьезная организация сыграла главную роль в широком движении 1905 года, когда не осталось, кажется, уголка в России, где бы так или иначе не раздавался голос женщины, напоминавшей о себе, требовавшей себе гражданских прав[49].

Союз установил тесные контакты с более радикальной международной феминистской организацией - Международным Женским Суфражистским Союзом (МЖСС) [50]. Что в иной раз подтверждает значение и особое влияние зарубежных организаций на формирование отечественного женского движения. В программе Союза содержались такие требования, как немедленный созыв Учредительного собрания на основе всеобщего прямого, тайного избирательного права без различия пола, веры, национальности. Признание прав народов, входящих в состав Российской империи, на политическую автономию и национально-культурное самоуправление; уравнение в политических и гражданских правах женщин с мужчинами во всех областях жизни и соях общества без ограничения прав замужних женщин. "Равноправки", как называли себя участницы "Союза равноправия женщин", требовали также уравнение прав крестьянок с правами мужчин при аграрных реформах; охраны труда женщин и проституции, унижающих достоинство женщин[51].

В 1906 г. первая делегация "Союза равноправия женщин" присутствовала на конференции МЖСС в Копенгагене, где была тепло встречена.

Наряду с участием в деятельности международных организаций русские женщины стали налаживать связи с феминистским движением в отдельных странах. А с 1904 г. в России начинается издаваться общественно-политический журнал "Женский вестник", где стали широко освещаться проблемы и успехи женского движения в разных странах мира. В итоге это играло огромную роль в пропаганде отечественного движения. Активистки "Союза равноправия женщин" по всем регионам страны читали лекции о положении женщин, как в России, так и за рубежом: "Равноправки" пользовались моментом, чтобы укрепить раз пробудившееся любопытство, развить его до степени уже сознательного интереса. Провинция, притихшая и придавленная, вообще нуждается в лекциях, и на них охотно идут. Приходили и военные, и чиновники, учащаяся молодежь и так называемые городские дамы, конторщицы, телеграфистки, работницы, даже священники. Словом, приходилось говорить при самой смешанной, пестрой аудитории, где на несколько сот слушателей вряд ли было несколько десятков людей, серьезно задумывавшихся когда-нибудь над серьезностью женского вопроса[52]. В целях просветительства стали регулярно издавать многочисленные публицистические материалы по проблемам равноправия полов. Известно, что Н. Мирович читала лекции "Женское движение в современной Великобритании" в Москве и Смоленске. Такое внимание объясняется тем, что Н. Мирович, одна из руководительниц Союза провела значительную часть жизни в Англии и сотрудничала с членом Национального Союза женских обществ, а также с Женской лигой свободы во главе с Шарлотой Деспард[53]. Не меньший интерес у русских женщин вызывало движение феминисток в США. Целые разделы женских журналов были посвященными рассказам о положении женщин в США, а деятельность американских феминисток рассматривалась как образец для подражания.

В 1906 г. всеобщее внимание приковывало феминистского движения в Финляндии, которая в то время была частью Российской империи. С конца XIX в. за права женщин в Финляндии вели две организации: умеренная Финская женская ассоциация и более радикальный Союз женских прав. Первоначально, как и в других странах, они состояли из представительниц верхних слоёв, которые занимались просветительством и благотворительностью, но с началом революции эти организации включились в борьбу против царского режима, за предоставление Финляндии собственной Конституции и объединились со всеми оппозиционными силами. В результате этой борьбы в 1905 г. Финляндия получила конституцию, а в мае 1906 г. финский парламент принял новый избирательный закон, предоставлявший всем гражданам независимо от пола, избирательное право[54]. Это в свою очередь вызвало дискуссии в обществе. А русские феминистки вообще это рассматривали как результат объединённых действий всех классов и прежде всего как образец для подражания. Сам факт предоставления финским женщинам избирательных прав вызвал широкий международный резонанс и, конечно это могло сподвигнуть и русских женщин, но в самой России с завершением революционного подъёма в 1907 г. и наступлением полосы реакции вновь пришли запреты со стороны власти. Так в 1908 г. под воздействием репрессий прекратил своё существование "Союз равноправия женщин", водились запреты на деятельность многих женских организаций в городах и провинциях.

Так закончился второй этап женского движения и начался новый, третий период - 1907-1917 гг., который можно охарактеризовать как этап зрелости. Кульминационным моментом развития женского движения в эти годы стал I Всероссийский женский съезд - событие уникальное в общей истории женского движения России. Съезд проходил в Санкт-Петербурге с 10 по 16 декабря 1908 г. Инициатива его проведения принадлежала "Русскому женскому взаимно-благотворительному обществу". Он собрал более 1000 участников - делегаток от различных женских организаций, объединений, групп, от женских фракций в политических партиях, а также исследователей, журналистов, представителей общественности, политических и государственных деятелей. Этот Съезд представил всей стране и миру что такое русский феминизм и в частности, что такое женское движение в России[55]. Что это не просто сумма женских объединений. В разной степени отстаивающих права женщин, но в том числе это и интеллектуальное течение, внесшее значительный вклад в пересмотр многих современных взглядов на развитие общества и государства. Тем самым женское движение это не просто самостоятельная инициатива, а прежде всего это процесс общественной активности.

Русский феминизм был представлен на съезде во всём многообразии его подходов, оценок, определений. На Съезде высказались все: и те, кто был занят благотворительностью или просвещением и те, кто отстаивал право женщин на труд и социальную защиту. Особенностью этого Съезда было то, что с докладами высказывались представительницы как умеренного, так и их противники радикального толка. Таким образом, женский вопрос был обсуждаем. Говорили о социально-политическом статусе женщины, об экономическом и правовом положении в семье и обществе, об итогах и задачах женского движения, о перспективах социального освобождения женщин. Тем сам идея борьбы за общее дело стала довлеть над внешне частными вопросами признания проблематики прав женщин: Феминизм стремился не увеличить существующую обособленность мужчин от женщины, но уничтожить её. Феминистки хотели просто иметь одинаковые с мужчинами права по закону, на такое же образование, на труд и общественную деятельность[56].

Таким образом, женское движение в России прошло несколько этапов. Первый этап 1860 - 1895 гг., обозначен как этап благотворительной деятельности, характеризующий возникновение идей о равноправии мужчин и женщин. Создаются отдельные замкнутые общества, связанные с повседневными нуждами женщин: просвещение женщин, обучение грамоте, где использовались различные средства для финансовой базы через сотрудничество с прогрессивно мыслящей интеллигенцией, общественными и государственными деятелями. Второй этап 1895 - 1906 гг. - этап политизации, где основным лозунгом женского движения было "Свобода и равенство всех перед законом, без различия и пола". Стали создаваться крупные политические структуры: "Русское взаимно-благотворительное общество" и "Союз равноправия женщин". Где прослеживается трансформация благотворительности в организации, требующие гражданских и политических прав для женщин. Эти организации оставались ведущими до конца 1917 г. Третий этап 1907 - 1917 гг. - этап формирования массового движения с уже разветвлённой инфраструктурой. Количество и разнонаправленность женских организаций продолжают возрастать. В целом, не смотря на препятствия, движение разрасталось. Важным в истории движения был I Всероссийский женский съезд, поскольку он получил широкий резонансом как внутри страны, так и за её пределами. По словам А.Н. Шабановой, "после съезда русская женщина вошла в семью культурных женщин мира не в качестве отдельной личности, а в качестве коллективной общественной силы"[57].


Глава III. Борьба женщин России за предоставление гражданских и политических прав

Важнейшей группой прав, обеспечивающей участие женщин в общественно-политической жизни, являются гражданские и политические права. Это, прежде всего, права женщин в области образования, право участия в местном самоуправлении, в области наследования, территориального передвижения, избирательное право. Уровень политических прав и свобод личности определяется свободой общества в целом, а также политической свободой той социальной общности, представителем которой она выступает. Важными предпосылками реализации политических прав гражданина являются сложившиеся на данном историческом этапе в государстве тип политического режима, уровень самоуправления, процедуры формирования всех структур власти и степень участия в них членов общества.

Поскольку в конце XIX - начале XX в., и вплоть до 1905 г., стержнем государственного устройства Российской Империи была самодержавная власть, органы представительной власти, а значит, и избирательные права населения отсутствовали, женские организации того периода были исторически не готовы к борьбе за политические права. Поэтому на первом этапе, 1860 - 1895 гг., женские организации сосредоточили внимание на отстаивание своих социально-экономических прав. Важнейшим событием этого периода стала борьба женщин за предоставление высшего образования, которое в итоге стало отправной точкой для решения женского вопроса. И тем самым явилась толчком к становлению и созданию женского движения в России в конце XIX - начале XX в. Такое стремление возникло в среде образованных женщин-дворянок, и только им было доступно образование, хотя и ограниченное. И тем самым можно отметить, что изначально женский вопрос заключался именно в решении проблемы женского образования и улучшении его, и лишь позднее развился во всеобъемлющую антропологическую дискуссию об индивидуальной одаренности и особенной судьбе женщины, где выявились потребности в приобретении иных гражданских и политических прав. Поэтому необходимо рассмотреть ход борьбы женщин за предоставление образовательных прав.

Путь женщин к высшему образованию и науке в дореволюционной России был достаточно труден. Настоятельные высказывания о необходимости расширения прав женщин в области просвещения слышались давно. Требования признать за женщиной право участвовать в этой сфере последовали сразу после отмены крепостного права. Освободительная эпоха 1860-х гг. явилась как нельзя благоприятствующей для решения этого вопроса.

Широкий размах требования равноправия женщин в области получения знаний приобрело в конце 1860-х - начале 1870-х гг. Проявилось это в первую очередь после того как в 1859 г., впервые в истории женского высшего образования женщины стали сами посещать лекции в Петербургском университете. Поскольку в университетах были разрешены публичные лекции, и их стали посещать гимназисты, чиновники, офицеры, дамы из общества, юные девушки разных сословий.

Но действовало это только до 1863-1864 гг., так как позже был создан Университетский устав 1863 г., который запрещал обучение женщин и к 1864 г. все женщины были удалены из университетов. Это побудило женщин через прошение получить право посещать университетские лекции. Первое такое прошение было подано ректору Петербургского университета в мае 1868 г. Среди подписавших его значились дочь военного министра Д.А. Милютина, графиня А.Н. Толстая, жена главного военного прокурора А.П. Философова и другие[58]. И только после этого прошения в России женщины смогли получить образование только с конца 60-х гг., с созданием в Петербурге Аларчинских высших женские курсов (1870), которые работали до 1875 г. Активными деятелями этих курсов были Н.В. Стасова, М.В. Трубникова, А.П. Философова, Е.Н. Воронина и профессор А.Н. Бекетов. Именно эти люди стояли у истоков создания других курсов, о которых речь пойдёт ниже. Тем самым начало постановки проблемы о женском образовании имело место.

Сама эпоха показала, что с отменой крепостного права, а затем последовавшего за ним развитием промышленности требовалось вовлечение женщин в изменившуюся систему производства не только бедных слоёв, но и представительниц дворянского происхождения. Эта смена просто напросто оставила без средств к существованию многих дворянок. А в России эта ситуация осложнилась тем, что круг профессий, которыми могла заниматься женщина был ограничен. А как женщина могла участвовать в системе производства, если она не имела места в жизни общества? И ее залогом и главным местом в жизни была семья и домашний очаг? Эти и многие другие вопросы встали ребром перед обществом. Поэтому первоочередной задачей среди женщин встала потребность в получении прав в области образования и его реализации в сфере производства. Всё началось с простого желания посещать высшие учебные заведения. И это право они завоевывали явочным путём. Присутствовали на занятиях в университетах, создавали кружки, где читались лекции по естественным науками и медицине[59]. Но царская семья не симпатизировала университетскому образованию девушек. Например, императрица не считала подходящим для женщины изучение естественных наук, заявив однажды делегации женщин, что они должны оставаться дома и вязать[60].

Но, не смотря на это, был поставлен вопрос о предоставлении высшего женского образования, в частности, медицинского, который возник в 1870-е гг. среди женщин, желающих посвятить себя повивальному искусству и врачебному образованию. Именно в медицинском образовании был достигнут наиболее быстрый успех в силу двух обстоятельств: во-первых, врачей, в том числе военных, катастрофически не хватало, и, во-вторых, после педагогики профессия врача казалась наиболее подходящей для женщины. Но для решения этого вопроса сначала требовалось предоставить эту деятельность через допуск женщин к высшему образованию, так как женщина не имела элементарного права получать его. Проблема заключалась в том, что для данного этапа развития вопроса он едва ли мог существовать. Поскольку в стране не было высших учебных заведений для женщин, а в существовавшие мужские их не допускали. Только в 1871 г. по высочайшему утверждению от 14 января, положением Комитета министров было постановлено "… содействие распространению для женщин врачебных курсов с привлечением на оные…"[61]. И в 1872 г. женщины всё - таки были допущены к занятиям в Военно-медицинской академии, при которой в качестве опыта были открыты Женские врачебные курсы. Но до этого положения в силу запретов получать образование русские женщины выезжали на учёбу заграницу. Только за период с 1864 по 1872 г. в Цюрихском университете училось 200 женщин, из которых три четверти составляли студентки из России[62]. И как раз большинство из них изучали медицину, некоторые философию. В ответ на это в 1873 г. последовало высочайшее распоряжение о запрещении русским женщинам учиться в Швейцарии[63]. Женщины, которые сумели получить высшее образование за границей, как правило, возвращались либо на родину, либо просто напросто перешли в другие европейские университеты. Но были и те, кто, получив образование в Европе, возвращались на родину и хотели получить доступ к работе по полученной специальности. Но первые женщины начали работать, не имея на это никакого юридического права. Так, к примеру, женщины-врачи до 1883 г. не были включены в списки врачей и даже в течение пяти лет служили в земских и городских больницах без официального документа[64].

Запреты, связанные с высшим образованием женщин, вызвали рост частной инициативы, под влиянием которой правительство пошло на уступки, а именно, дало разрешение на открытие различных частных женских курсов.

В 1872 г. были открыты первые Высшие женские курсы В.И. Герье в Москве[65]. Они сыграли важную роль в судьбе учрежденных курсов. Прежде всего, следует указать, что энергичная организаторская деятельность, развернутая В.И. Герье находила полное понимание со стороны многих его коллег, в том числе ректора Московского университета, историка С.М. Соловьева. По замыслу основателя, слушательницы должны были получать университетское, но в то же время и энциклопедическое образование, поэтому в учебной программе курсов с историей и литературой соседствовали и астрономия и энциклопедия естественных наук и гигиена[66]. Курсы В.И. Герье явились первым высшим учебным заведением в России, где женщины получали высшее историческое образование[67]. Получается, правительство дало согласие и разрешило женщинам посещать лекции и в последствии снова выезжать за границу и получать диплом[68], но проблема состояла в том, что прав как таковых с юридической точки зрения в Российской империи не было. Женщина по-прежнему оставалась в своей стране всё в том же бесправном положении.

В таких условиях, женщины в России не останавливались и решительно настаивали на продолжении вести начавшуюся борьбу за право на высшее женское образование. И объединёнными усилиями всё тех же незаурядных личностей М.В. Трубниковой, А.П. Философовой, Н.В. Стасовой были учреждены общеобразовательные курсы, которые привлекали массу слушательниц и послужили преддверием к открытию в 1878 г. Высших Женских курсов в Петербурге[69]. Они были учреждены уже по решению министра народного просвещения графа Д.А. Толстого, который вынужден был признать данную форму образования женщин, указав и дав понять, что эти курсы могут быть созданы на общественные средства, но при условии, если их официальным учредителем будет один из авторитетных профессоров[70].

Петербургские Высшие женские курсы, носившие название Бестужевских, по имени первого директора профессора К.Н. Бестужева-Рюмина, не давали никаких прав вплоть до 1889 г., а лишь удовлетворяли потребность в высшем образовании, поскольку Министерство внутренних дел не утвердило устав. К тому же государство практически не осуществляло их финансирование. Эту задачу взяло на себя Русское женское взаимно-благотворительное общество, которое в течение 12 лет материально обеспечивало работу курсов. Как отмечала организатор этой работы А.П. Философа, начав с капитала 222 руб.25 коп. Высшие женские курсы стали располагать имуществом на сумму 1005100 руб. [71]. Все хозяйственные хлопоты этого дела лежали на плечах, как профессоров, так и на самих организаторах. Система преподавания на них носила университетский характер. Лекции читали профессора Петербургского университета К.Н. Бестужев-Рюмин, С.М. Соловьёв, Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, А.М. Бутлеров и др.

За период с 1878 по 1886 г. на курсах училось около 3 тысячи человек. Полный курс окончили 1014 человек[72]. Анализ показывает, что для достижения данной цели выбирались разнообразные пути. Наиболее распространённой формой являлись комитеты содействия материальной поддержке курсисток, первыми организаторами которых выступали М.В. Трубников и А.П. Философова[73]. Распорядительницы в течение 10 лет обеспечивали функционирование учебного процесса и создавали все необходимое для пополнения материальной базы. Члены общества вносили немалые средства. На собранные средства в 1884 г. был куплен участок земли, а в 1885 г. построен учебный корпус, где стали располагаться лаборатории, библиотеки и общественные места. Все это свидетельствует об огромном энтузиазме и простого желания получить образование и конечно об огромном потенциале общественной инициативы. Женщины стремились соединить потребность общества с деятельностью власти для продвижения вперед, для прогресса. И это могло быть огромным стимулом в развитии социальной сферы. Однако, не смотря на, казалось бы, общественное признание и социальную значимость женских курсов, государственная политика в этом отношении была непоследовательной. Россия была на данный момент традиционным, скорее консервативно-патриархальным обществом и для женщины того периода не было отведено место как в обществе, так и тем более в лабиринте русской образовательной системы. Поэтому решение этого вопроса было достоянием самих женщин, которые стремились показать необходимость в этой потребности, показав тем самым изменение самого общества. Но государство не стремилось поддерживать общественное мнение.

Вскоре были открыты высшие женские курсы в Казани, Киеве, Харькове и других городах[74]. Стоит заметить, что почти везде инициаторами и организаторами являлись сами женщины. Высшая женская школа в России создавалась подлинными энтузиастами, убеждёнными в её огромном значении для настоящего и будущего страны, вопреки неблагоприятным обстоятельствам, грозившим свести на нет результаты их усилий.

Во второй половине 1880-х гг. совсем неожиданно Министерством народного просвещения была предпринята попытка остановить процесс развития высшего женского образования. Это было выражено особым циркуляром министерства, по которому прием слушательниц на высшие женские курсы был прекращён[75]. Военный министр обратил внимание на ненормальность существования курсов и с 6 августа 1882 г. приём на курсы был прекращён. В конце 1880-х гг. свои двери закрыли московские, казанские и киевские курсы. Несмотря на прекращение приема в бестужевские курсы им все же посчастливилось более чем другим, поскольку их правление, состоящее из старых феминисток сумело доказать, что если курсы закроют, то русские девушки вновь отправятся за границу. Правительство, хотя и с неохотой, но все, же позволило курсам возобновить свою деятельность, но на новых условиях. Теперь курсы лишились автономии, следовательно, повысилась плата за обучение, и были введены ограничения. Ограничения касались как организаторов, так и участниц, слушательниц. Некоторые из директоров, включая и Надежду Стасову, были уволены, надзор был усилен, но курсы спасены. И во вторых институт должен был содержаться на частные средства, а в слушательницы принимались лица только христианского исповедания. Лишь в 1900 г. в сходной ситуации в Москве были открыты новые женские курсы. Других курсов не было вплоть до 1905 г. [76].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.