рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Развитие концепции национальной безопасности в свете обеспечения обороноспособности Китайской Народной Республики на современном этапе

Китаю потребуются новые аргументы и дипломатические шаги в обеспечении национальной безопасности. Их общая логика будет такой:

для сохранения монополии КПК на власть нужна внутренняя стабильность;

для поддержания внутренней стабильности нужны экономические успехи;

для достижения экономических успехов в условиях глобализации необходима дальнейшая интеграция Китая в мировое хозяйство.

А для этого Китаю нужна не конфронтация с Западом, а сотрудничество, которое не выходит за пределы торговых и дипломатических споров. При успешном осуществлении данной концепции Китай имеет значительные шансы на превращение из "новичка" в "гранда" на мировой арене.

Военный фактор продолжает играть важную роль в мировой политике[38]. Под влиянием охватившей весь мир революции в военной области формы ведения войны претерпевают коренные изменения и характеризуются переходом от механизации к информатизации. Развитые страны вносят соответствующие изменения в свои стратегии национальной безопасности, форсируют переоснащение армий высокотехнологичными вооружениями и военной техникой, ведут разработку новых военных доктрин. В результате существующий дисбаланс в военной области между развитыми и развивающимися странами усиливается, а роль военного фактора в обеспечении национальной безопасности возрастает.

В Китае осознают, что роль отдельных стран и соотношение сил в мировой политике не остаются неизменными, поэтому следует быть готовым к любому изменению международной обстановки. Однако признают, что в настоящее время отсутствует масштабная угроза внешней агрессии, которая существовала в течение продолжительного периода после образования КНР. После холодной войны угрозу для Китая могли представлять только Россия и США[39].

Стратегия Китая в сфере военной безопасности заключается в осуществлении превентивных мер политического, дипломатического, экономического и военного характера, направленных на создание благоприятных условий вокруг Китая и уменьшение факторов нестабильности[40]. Также немалую роль играет благоприятная окружающая обстановка. Многие противоречия с соседними странами разрешены или находятся под контролем. Но не стоит забывать и о существовании внутренних и внешних проблем. Улучшение обстановки не означает, что решены все проблемы безопасности. Реально у Китая есть довольно много достаточно серьезных проблем безопасности. Конфликт могут спровоцировать тайваньские или тибетские сепаратисты, находящиеся под влиянием внешних сил. Особую озабоченность руководства страны вызывает активизация и расширение масштабов деятельности на территории Китая и за его пределами сепаратистской террористической организации "Восточный Туркестан". Развертывание по американской инициативе и с американской помощью систем ПРО ТВД на территориях Японии и Тайваня рассматриваются в Пекине как действия, наносящие ощутимый ущерб китайским интересам в сфере военной безопасности. Аналогичным образом расцениваются в Китае и планы Пентагона усиливать свои военно-морские силы в западной части Тихого океана в течение ближайшего десятилетия за счет постоянного базирования здесь дополнительно нескольких крупных авианосных групп.

Со времени начала проведения политики реформ и открытости Китай добился огромных экономических успехов. Имеющиеся экономические успехи являются материальной базой осуществления Китаем в 21 веке политики четырех модернизаций[41]. Если имеющиеся достижения будут уничтожены войной, то невозможно будет добиться реализации долгосрочных целей программы четырех модернизаций. Поэтому Китай должен защищать достижения политики реформ и открытости и свое мирное окружение, проводить стратегию обороны от противника за пределами государства, всеми силами стремится избежать войны. Цзян Цзэминь говорил:". добиться подъема экономики и создать мощную национальную оборону - вот две великие стратегические задачи в деле модернизации нашего государства"[42]. Если же говорить по существу, то эти две великие задачи стратегического характера представляют собой единое целое, однако требуется согласовать их решение с правильным подходом и осознанием того реального положения, которое существует в нашем государстве, находящемся на начальном этапе социализма. Благодаря практике, полученной за двадцать лет, у нас сформировалось следующее ответственное и важное понимание этого вопроса.

Во-первых, экономическое строительство должно рассматриваться в качестве центра, строительство национальной обороны - подчиняться обстановке, складывающейся в целом в ходе экономического строительства в государстве. Сохранность непрерывного развития экономики, в значительной степени усиление экономического потенциала государства - вот основа разрешения всех проблем, включая и вопрос о модернизации национальной обороны. Это и является ключом к повышению конкурентоспособности на международной арене, к тому, чтобы положить предел давлению со стороны гегемонизма и политики силы, к защите независимости и суверенитета государства; строительство национальной обороны должно находиться в тесном согласовании и взаимодействии с обстановкой в целом, и при этом никак нельзя допускать, чтобы оно препятствовало этой обстановке или оказывало на нее негативное воздействие"[43]. После состыковки китайской экономики с мировой, китайская экономика стала нуждаться все в большей защите. Экономическая база четырех модернизаций Китая находится главным образом в прибрежных районах, это обуславливает необходимость в стратегии безопасности ставить на первое место оборону приморских районов. Возникли проблемы контрабанды, защиты морских путей. Поэтому китайское руководство выдвинуло к армии требование: "Выполнять священную миссию защиты территории, морского и воздушного пространства, защиты единства и безопасности государства"[44].

Из этих аспектов вытекает главный принцип стратегии безопасности Китая после холодной войны - активная оборона. Дэн Сяопин так интерпретирует слово "активная": "Активная оборона не просто оборона, в ней содержится и наступление. Соединение обороны и наступления отражает развитие закона самой войны"[45]. Дэн Сяопин говорил: "активная оборона" по природе оборонительна, в то же время, по сути, она активна. Основной идеей этой стратегии является, что она включает в себя принцип обороны, самообороны и нанесение удара на стратегическом уровне только после нападения[46]. С одной стороны, Китай придерживается оборонительного характера своих целей в сфере обеспечения безопасности, с другой - активно повышает коэффициент гарантии безопасности государства. Данный принцип основывается на достижении победы в локальной войне в условиях современной техники, особенно в условиях высоких технологий. Комплексно учитывая различные факторы, угрожающие государственной безопасности, Китай надлежаще ведет работу по подготовке обороны в свете самых трудных и сложных обстоятельств[47]. Данный курс уделяет серьезное внимание сдерживанию вспышки войны. Согласно требованиям стратегии государственного развития НОАК гибко использует различные военные средства, тесно взаимодействует с политическими, экономическими и дипломатическими методами борьбы, улучшает условия стратегического окружения Китая, снижает факторы опасности и нестабильности, всеми силами сдерживает возникновение локальных войн и вооруженных конфликтов[48].

Модернизация национальной обороны, с точки зрения Цзян Цзэминя, должна быть постоянным объектом заботы руководства КПК. Решение экономических задач остается на первом месте. Цзян Цзэминь признавал: "Мы не можем сопоставлять наши вложения в дело национальной обороны с вложениями развитых стран. Тут мы должны идти по пути, который характеризуется тем, что инвестиций вкладывается относительно меньше, а эффект получается относительно больше, по пути модернизации с китайской спецификой национальной обороны и армии"[49].

Второй принцип - создание компактных вооруженных сил, их модернизация. Китайская армия насчитывает 3 млн. человек, однако по техническому оснащению она далеко отстает от развитых стран[50].

Еще одним важным принципом является укрепление сотрудничества в сфере безопасности. В этом принципе нашла отражение идея традиционного Китая: "Наилучшим вариантом является срыв стратегических планов противника, затем - нанесение удара по его стратегическим союзникам, далее - по его армии и только после этого-штурм его крепостей"[51] и ее влияние на современную китайскую стратегию безопасности.

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что Китай исходит из того, что в конце XX века вслед за завершением "холодной войны" в международных отношениях произошли глубокие перемены. Ранее мир воспринимался китайскими лидерами как потенциально враждебный, хотя и не несущий непосредственной военной угрозы безопасности Китая. Просматривался в аспекте борьбы против сил гегемонизма и, главным образом, против американского стремления к глобальному доминированию. Также существовали опасения, что близкие к Китаю страны, такие как Россия, Япония и Индия, будут развивать тенденцию к региональному доминированию. На сегодняшний день Китаем признано, что исчезла конфронтационная биполярная система, на смену которой пришла позитивная тенденция строительства многополярного мира. Не только меняются взаимоотношения между крупными государствами, в том числе между бывшими противниками в "холодной войне", но и все большее число стран приходит к общему пониманию того, что необходимы взаимное уважение, равенство и взаимная выгода, а не гегемонизм и силовая политика, диалог и сотрудничество, а не конфронтация и конфликты. В построении мирного, стабильного, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка все возрастающую роль играют региональные организации экономического сотрудничества.

Официально признается, что для Китая, на данный момент, отсутствует какая либо широкомасштабная военная угроза. Однако существует ряд внешних и внутренних очагов напряженности. Что и подвигло Китай все более быстрыми темпами развивать и улучшать свою оборонную политику.

Следуя так называемой формуле "24 иероглифа", принадлежащей Дэн Сяопину, Китай осуществляет превентивные меры политического, дипломатического и военного характера, направленные на уменьшение факторов нестабильности. В тоже время в интересах решения ближайшей стратегической задачи - урегулирования тайваньской проблемы по принципу "одного Китая" - Пекин допускает возможность применения военной силы, что содержит в себе опасность развязывания крупного вооруженного конфликта с серьезными негативными последствиями для региональной и глобальной безопасности.

В этой связи необходимо отметить, что выдвинутая Пекином новая концепция международной безопасности на основе взаимного доверия, по - видимому не распространяется на тайваньскую проблему, являющуюся внутренним делом КНР. Поэтому сдерживающим фактором для Китая может стать позиция США, Японии и стран ЕС, решительно выступающих против решения тайваньской проблемы военным путем.

Ввиду приоритетности задач экономического развития оборонительный характер военной доктрины Китая в ближайшей перспективе не претерпит существенных изменений. Политика Пекина в сфере военной безопасности будет направлена на предотвращение войны и уменьшение факторов нестабильности, с целью обеспечить внешние и внутренние условия реализации национальной стратегии Китая, направленной на достижение статуса великой державы, занимающей доминирующее положение в АТР и равной по своему политическому влиянию, экономической и военной мощи другим державам мира.

Безусловно, многие положения новой китайской концепции безопасности звучат как демонстрационные и даже пропагандистские клише. Вместе с тем, Китай в своей внешней политике в последние два десятилетия последовательно придерживается этих принципиальных положений, совершенствуя их в теоретическом и практическом плане.

1.2 Развитие оборонной политики КНР: цели, задачи, планы, перспективы

"Оборонная политика Китая исходит из коренных интересов государства, подчиняется и служит доктрине государственного развития и безопасности" - об этом говорится в опубликованной 27 декабря Пресс-канцелярией Госсовета КНР "Белой книге об обороне КНР в 2004 году"[52].

Национальная оборона должна обладать тремя особенностями. Во-первых, речь идет о модернизированной национальной обороне, то есть о модернизации вооружений, о придании вооруженным силам регулярного характера, о преобразовании вооруженных сил в компактную и оперативную оборонную армию. Что означает о необходимости выйти в этой области на мировой уровень. Во-вторых, это должна быть оборона, которая полностью соответствует реальному положению дел в Китае. Следует учитывать слабости Китая, его уязвимые места и в тоже время исходить из конкретных обстоятельств. В-третьих, национальная оборона должна отображать особенности современной эпохи, ориентироваться, прежде всего, на развитие глобальных процессов и в области экономики, и в сфере обеспечения безопасности[53].

Китайское правительство опирается на то, что особенности обеспечения строительства национальной обороны и строительства армии заключаются в усилении способности китайской армии действовать в ходе оборонительных и военных действий в условиях применения современной техники, особенно высоких технологий, делая при этом главный упор на повышение качества армии, усиливая ее совокупную эффективность.

Выделяется две стороны в деятельности вооруженных сил. Они должны быть всегда уверены, что осуществляют справедливые действия, находятся в обороне, не признавая себя ни нападающей, ни наступающей стороной. Любые операции, выполняемые по приказу руководства, нужно рассматривать и трактовать как оборонительные. При этом предполагалось, что оборона должна быть активной, а не пассивной. Далее, вооруженные силы необходимо перестроить, чтобы они могли действовать в условиях современной войны с применением высоких технологий. Ставится задача углублять научные исследования в области национальной обороны, повышать уровень модернизации китайской армии.

Модернизация национальной обороны - это важная составная часть социалистической модернизации в КНР. Усиление строительства национальной обороны - это основная гарантия безопасности государства и его экономического развития. Однако, и строительство национальной обороны, и строительство вооруженных сил необходимо осуществлять в опоре на экономическое строительство, в соответствии с экономическим потенциалом государства. Китай может предоставить мощную материально - техническую базу для модернизации национальной обороны только в том случае, если развитие национальной экономики пойдет вверх, если государство будет обладать мощным экономическим потенциалом, поэтому строительство армии должно служить общей обстановке в области строительства экономики страны. Из этого следует, что государство должно выделять на нужды вооруженных сил столько средств, сколько руководство КПК сочтет необходимым для обеспечения обороны страны от внешних противников. Могут быть выделены большие или меньшие средства - всё зависит от того, кто будет принимать решения и оценивать международную обстановку и опасность для КНР извне[54].

Большое внимание уделяется работе с населением. Правительство КНР считает, что национальная оборона - это дело всего китайского народа. Здесь речь идет о политической, идеологической пропагандистской работе с населением. Еще одной стороной укрепления национальной обороны является строительство народного ополчения, тыловых частей, совершенствовать систему мобилизации в целях национальной обороны.

Народное ополчение (около 12 млн. чел.) - массовая вооруженная организация без отрыва ополченцев от производства, резерв НОАК и основа народной войны в современных условиях. Согласно закону КНР о воинской обязанности все граждане мужского пола в возрасте 18 - 35 лет, которые соответствуют условиям несения воинской обязанности, кроме тех, кто призван на действительную воинскую службу, включаются в систему народного ополчения и состоят на службе в запасе. Отряды ополчения состоят из кадровых и обычных народных ополченцев. Кадровые народные ополченцы (4-4,5 млн. чел.) - лица в возрасте до 28 лет, включая отставных солдат, прошедших действительную воинскую службу, а также отобранные лица, прошедшие военную подготовку или намеченные для ее прохождения. Остальные мужчины в возрасте 18 - 35 лет, соответствующие условиям службы в запасе, считаются обычными народными ополченцами (7-7,5 млн. чел.). В случае необходимости в отряды кадровых народных ополченцев можно принимать и женщин[55].

Недавно принятая система организации и комплектования регулярных войск и резерва способствовала существенному росту возможностей страны по мобилизации НОАК в чрезвычайных условиях. Мобилизационные ресурсы КНР - около 350 миллионов человек, в том числе годных к военной службе - примерно 190 миллионов человек. При наличии таких людских ресурсов важнейшую роль играют командные кадры. Качественная подготовка офицеров сегодня рассматривается как радикальная мера модернизации армии.

В этой связи следует отметить, что в последние годы НОАК стремилась повышать уровень подготовки кандидатов на офицерские должности, расширяла источники получения кандидатов, создала юридическую и методическую основы для их подготовки. В настоящее время более 80 процентов офицеров окончили вузы с полным или сокращенным сроком обучения. В целях заимствования полезного опыта разных стран мира, особенно развитых, с 1996 года около тысячи человек направлены на военную учебу более чем в 20 государств. Большинство из них - командный состав и кадры технического состава полкового и дивизионного уровня[56].

Продолжается реформирование военных академий и училищ, создаются новые исследовательские центры, вводятся новые учебные дисциплины, сформирована информационная база обучения в составе около 100 тыс. компьютерных центров и терминалов сети Интернет. Около 50 вузов, в том числе Пекинский университет и Университет "Синьхуа", взяли на себя обязанности по подготовке военных кадров.

Китай проводит политику национальной обороны, носящую оборонительный характер. В Конституции КНР и разработанном в соответствии с конституцией Законе "Об обороне КНР" определено, что задачей вооруженных сил КНР является укрепление обороны страны, противодействие агрессии, защита Родины, защита мирного труда народа, участие в строительстве государства, всеми помыслами служить народу[57].

Китай всегда ставил на первое место суверенитет, единство, территориальную целостность и безопасность страны, добиваясь всеми силами благоприятной международной мирной обстановки и обстановки вблизи границ страны ради осуществления социалистической модернизации. Развитие и процветание Китая никому не создаст угрозы, но только будет способствовать миру, стабильности и развитию в мире. Никогда не претендовать на гегемонию - это торжественное обещание китайского народа миру.

В "Белой книге" подчеркивается необходимость использовать разнообразные способы нейтрализации как традиционных, так и нетрадиционных угроз безопасности для обеспечения всесторонней политической, экономической, военной и общественной безопасности страны[58].

Основными задачами обеспечения государственной безопасности, являются недопущение раскола страны, содействие мирному воссоединению Родины, предотвращение и сопротивление агрессии, защита государственного суверенитета, территориальной целостности и морских прав и интересов; обеспечение всестороннего, гармоничного и долгосрочного социально - экономического развития и непрерывное наращивание совокупной государственной мощи; создание современной системы обороны, соответствующей реалиям Китая и тенденциям развития мировой военной сферы; гарантирование политических, экономических и культурных прав населения и борьба с преступностью; проведение самостоятельной и независимой мирной внешней политики и утверждение нового взгляда на безопасность, основанного на взаимодоверии, взаимной выгоде, равенстве и взаимодействии. Оборонная политика Китая имеет следующие главные аспекты:

Укрепление национальной обороны;

Противодействие агрессии и вооруженной подрывной деятельности;

Защита государственного суверенитета, единства, территориальной целостности и безопасности[59].

Усилия Китая по модернизации своей обороны предпринимаются исключительно для целей самообороны. Китай делает всё для предотвращения войны и решения мирными средствами международных споров и проблем. Однако, в связи с тем, что гегемонизм и политика с позиции силы всё еще существуют и эксплуатируются и основа для мирного воссоединения страны подвергается серьезной опасности, Китай будет наращивать свои возможности, защищать суверенитет и безопасность военными средствами[60].

Создание и укрепление национальной обороны независимо, с опорой на собственные силы. Китай придает особое значение самообеспечению как основе сохранения безопасности государства и стремиться самостоятельно осуществлять национальную оборонную политику и разработку стратегии. КНР не стремиться к союзу с какой-либо страной или блоком стран, не участвует ни в каких военных блоках. Китай развивает свою оборонную науку, технику, промышленность и разрабатывает своё вооружение с опорой на собственные силы.

Для осуществления военной стратегии активной обороны, Китай придерживается принципов проведения главным образом оборонительных операций, самообороны и нанесения удара только после удара противника. Такой метод обороны сочетает усилия по сдерживанию войны с подготовкой к успешному ведению оборонительной войны в период мирного времени и стратегическую оборону в сочетании с проведением наступательных операций и боевых действий тактического звена во время войны. Китайский вооруженные силы, полагаясь на существующее вооружение и развивая свои славные традиции, стремятся учитывать глубокие изменения в военном деле и готовятся к оборонительным операциям в новых условиях, особенно с применением высокотехнологичного оружия.

Создание ограниченной и мощной военной силы с китайской спецификой.

В соответствии с требованиями иметь хорошую политическую подготовку, быть высококомпетентными в военном деле, владеть совершенным стилем работы, отличной дисциплиной и адекватным тыловым обеспечением вооруженные силы Китая стремятся к укреплению своего общего потенциала, чтобы представлять собой революционную, современную и регулярную народную армию с китайской спецификой.

Китай стремиться к укреплению своих вооруженных сил путём улучшения их качественных характеристик, к укреплению вооруженных сил на основе науки и техники, управлению ими в соответствии с законодательством. НОАК трансформируется от армии количественного превосходства к армии качественного превосходства, от интенсификации технического фактора, а также к подготовке высококвалифицированного личного состава и повышению уровня модернизации вооружения с целью всемерного повышения боевой эффективности вооруженных сил[61].

В последние годы была проведена реформа тылового обеспечения в НОАК, главным содержанием которой стало внедрение механизма совместного тылового обеспечения. За основу такого механизма берется военный округ, снабжение через округ сочетается со всеармейским снабжением, снабжение общего назначения - со специальным снабжением. Снабжение материалами и тыловое обеспечение общего назначения осуществляются силами военного округа, а снабжение специальными материалами и специальные статьи тылового обеспечения регулируются всеармейской системой снабжения по видам вооруженных сил и родам войск[62].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.