рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Развитие концепции национальной безопасности в свете обеспечения обороноспособности Китайской Народной Республики на современном этапе

Постепенно реформируется система закупок вооружения и военной техники. Управления вооружений выполняют функции заказчика и руководят всеми контрактами по научным исследованиям и разработкам вооружений, их закупкам и эксплуатации. В последние годы НОАК, рассматривая конкуренцию как основу в закупках вооружений, внедряет практику объявления торгов, улучшает механизм конкуренции, оценки, контроля и стимулирования. Укрепляются подразделения военных представителей на промышленных предприятиях, совершенствуется система сертификации качества, повышается эффективность использования средств при разработке и производстве вооружения и военной техники.

В последнее время активно развивается правовая основа национальной обороны Китая. В марте 2000 года на сессии ВСНП был принят "Закон КНР о законодательстве", который впервые в форме основного закона государства четко предусматривает компетенции законотворчества Центрального Военного Света, главных управлений НОАК, видов вооруженных сил, родов войск и военных округов. С 2000 года в Китае разработаны 3 постановления, 56 законоположений и 420 подзаконных актов в области оборонного строительства и строительства вооруженных сил[63].

Согласно установкам руководства КНР, ядром оборонного воспитания является патриотизм. В апреле 2001 года был опубликован и вступил в силу Закон КНР "Об оборонном воспитании". Система военной подготовки осуществляется во всех китайских вузах, средних школах второй ступени и соответствующих им других заведениях. С 2002 года все студенты и учащиеся в обязательном порядке знакомятся с военным делом. За последние годы военную подготовку прошли около 60% студентов и учащихся.

КНР придерживается концепции народной войны в современных условиях и в области национальной обороны проводит линию на сочетание постоянной армии с мощными резервными силами. Резервные силы и народное ополчение поддерживаются на соответствующем количественном уровне, с оптимальной структурой и повышенной степенью подготовленности. В свете принципа единого планирования на мирное и военное время, единства армии и народа, Китай стремиться популяризировать и развивать оборонное обучение, совершенствовать оборонную мобилизационную систему и повышать мобилизационные возможности страны.

Подчинение национальной обороны общим задачам экономического развития страны, достижение их скоординированного развития. Развитие экономики и укрепление национальной обороны - две стратегические задачи Китая на пути модернизации страны. Правительство ставит экономическое развитие в центр свое работы, работа в области обороны носит подчиненный характер и служит высшим интересам экономического строительства. В то же время наряду с экономическим развитием государство стремиться укрепить мощь национальной обороны, эффективно поддержать вооруженные силы в работе по повышению качества, создать механизм, который позволит национальной обороне и экономике содействовать друг другу и гармонично развиваться.

Защита мира во всем мире и противодействие агрессии и экспансии. Китай решительно отвергает гегемонизм и политику с позиции силы, борется с политикой войны, агрессии и экспансии. Китай также возражает любой стране, которая навязывает другим странам свою политическую систему и идеологию в любой форме. Китай не стремится к военной экспансии, не имеет ни в одном иностранном государстве своих войск или военных баз. Китай выступает против гонки вооружений и поддерживает мировое сообщество в его усилиях по обеспечению мира, безопасности и стабильности.

Среди основных целей КНР в области оборонной политики, помимо традиционных защиты суверенитета и территориальной ценности, также называется "обеспечение интересов национального развития и интересов китайского народа"[64]. Для создания сильных вооруженных сил, способных решать эти задачи, КНР намерена продолжать их модернизацию. Китай планирует "в основном завершить процесс механизации ВС и достичь существенного прогресса в информатизации к 2020 году, завершить выполнение всех целей модернизации к середине XXI века". Он "намерен продолжать разрабатывать новые высокотехнологичные вооружения и военную технику, готовить войска к ведению боевых действий в условиях информатизации и создавать современную систему тылового обеспечения"[65].

При этом КНР не собирается делать усиление своей военной мощи приоритетом экономического развития. Китай составляет общие планы использования национальных ресурсов и находит баланс между усилением страны и наращиванием военной мощи с тем, чтобы стратегия строительства вооруженных сил отвечала стратегии национального развития. Военное строительство является органичной частью социально-экономического развития. Китай стремится к тому, чтобы оборонные ресурсы в мирное время максимально использовались для решения социальных задач[66].

Расходы КНР на оборону, несмотря на некоторый рост в последние 10 лет, по-прежнему находятся на довольно низком уровне по сравнению с другими мировыми державами[67]. Так, в 1979-1989 гг. среднегодовые темпы роста расходов на оборону составили 1,23%. Если принять во внимание, что в эти же годы индекс потребительских цен возрастал в среднем на 7,49 % ежегодно, то получается отрицательный рост оборонных расходов на 5,83 %. В 1990 - 2005 гг. среднегодовой прирост составлял формально 15,36 %, но с учетом фактора роста цен - 9,64 %[68].

В 2005 г. объем оборонных расходов КНР составил лишь 6, 19% средств, затраченных на оборону в США, 52,95% расходов Великобритании, 71,45% Франции и 67,52% Японии. В среднем, на каждого китайского военнослужащего пришлось 107607 юаней, что равняется 3,74 %американского и 7,07 % японского показателей.

В бюджете 2006 года были заложены расходы на оборону в размере 283, 829 млрд юаней. Происходит снижение их доли в ВВП и финансовых расходах страны: если в 2003 г. данные показатели составляли соответственно 1,4 и 7,74%, в 2004 г. они снизились до 1,38 и 7,72 %, а в 2005 г. - до 1,35 и 7,29 %[69].

Рост расходов на оборону обусловлен, главным образом, необходимостью повышения благосостояния военнослужащих и улучшения условий размещения войск, финансирования оснащения армии и инфраструктурного строительства, подготовки военных специалистов, компенсации потерь от роста цен и финансирования мероприятий, проводимых в рамках международного сотрудничества в борьбе с нетрадиционными угрозами безопасности. Китайским руководством была выработана новая стратегическая формула "военные - финансы - военные", означающая, что доходы от экспорта оружия будут использоваться только на разработку вооружений[70].

В настоящее время в Китае существует одиннадцать военно-промышленных корпораций, которые не только отвечают за организацию и управление разработками и производством военной продукции в рамках своей корпорации, но и как инвестиционные органы, уполномоченные государством осуществляют финансовый надзор над государственным имуществом подведомственных предприятий.

Важное экономическое, политическое и оборонное значение имеет освоение западных районов Китая. ЦВС держит этот вопрос под особым контролем и широко привлекает к его решению вооруженные силы Китая. Для помощи масштабному освоению Запада НОАК и войска вооруженной милиции направили 1,5 млн. человек командного и рядового состава, задействовали 450 тыс. машин. Силы сосредоточены на оказании поддержки строительству ключевых объектов инфраструктуры. Воинские части участвуют в реконструкции и расширении 8 аэропортов, 3 государственных шоссейных магистралей.

Белая книга "Национальная оборона КНР в 2004 году" достаточно много внимания уделяет национальной доктрине применения вооруженных сил, которая носит "исключительно оборонительных характер". "Китай следует принципу активной оборонной политики", - говорится в документе. При этом стратегия предусматривает "проведение оборонительных операций и нанесение ударов по противнику только после нападения с его стороны". Как следует из положений военной доктрины, КНР готовится к ведению "локальных войн в условиях информатизации", где ему понадобится "организовывать максимально эффективное взаимодействие различных видов вооруженных сил и родов войск, сочетать наступательные и оборонительные операции, гибко применять различные стратегические и тактические приемы"[71].

В Белой книге "Национальная оборона КНР в 2004 году" заявляется, что его доктрина использования ядерного оружия не предусматривает первого удара. "В мирное время ядерные ракетные вооружения второй артиллерии не нацелены ни на одну страну. В случае появления ядерной угрозы ядерные ракеты приводятся в состояние боевой готовности для нанесения ответного удара и сдерживания противника от применения ядерного оружия против Китая", - говорится в документе[72].

Что касается военных контактов Китая с внешним миром, то КНР соблюдая пять принципов мирного сосуществования, выступает за новую концепцию безопасности, характеризующуюся взаимодоверием, взаимовыгодностью, равенством и взаимодействием, а также за расширение военных связей, которые бы не приводили к союзам, конфронтации и не были направлены против третьей стороны.

Для дальнейшего развития национальной обороноспособности Китай принимает активное участие в миротворческих операциях ООН. Начиная с 1990 г. Китай 16 раз принимал участие в миротворческих операциях под эгидой ООН, в них участвовали 5815 китайских миротворцев-военнослужащих, при этом 8 из них погибли, несколько десятков получили ранения[73].

В Белой книге сообщается, что с 2000 года Китай направил полицейские отряды общим количеством 893 человек в 7 районов мира. В настоящее время 1487 китайских миротворцев участвуют в операциях в 9 районах в составе миротворческих сил ООН.180 китайских миротворцев выполняют свои миссии в Косово, Либерии, Судане и на Гаити.

Начиная с 1998 г. явно ускорились шаги в области военного законодательства. Постоянный Комитет ВСНП принял Закон КНР "О дислокации вооруженного контингента в Особом административном районе Аомэнь", который предоставил юридическую основу для дислокации войск в Аомэне и выполнения ими функции по обороне этого района. Благодаря внесению поправок в Закон КНР "О воинской обязанности" более совершенной стала система воинской службы, Госсовет и ЦВС внесли поправки также в Положение "О действительной службе рядового состава НОАК". ЦВС обнародовала более 40 нормативных документов, в том числе Положение "О преподавании в учебных заведениях НОАК" и "Уложение о пограничной службе НОАК". Все эти нормативные акты и инструкции составили укомплектованное правовое обеспечение в деле усиления национальной обороны и армейского строительства, продвижения военных реформ и гарантирования законных прав и интересов командно-рядового состава войск. Кроме того, главными штабами, руководством разных родов войск и военных округов были разработаны всего более 300 уставных инструкций и регламентов, которые играют свою роль в усилении военного правопорядка.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что современная военная политика Китая носит оборонительный характер и преследует следующие цели и задачи: укрепление территориальной целостности и безопасности страны, предупреждение и оказание отпора агрессору; пресечение сепаратистских тенденций и содействие полному объединению страны; предотвращение вооруженной подрывной деятельности и защита общественной стабильности; усиление оборонного строительства и осуществление модернизации национальной обороны и вооруженных сил страны, а также защита мира и противостояние агрессии и экспансионизму. При этом Китай придерживается военно-стратегического курса, основу которого составляют принципы активной обороны, отстаивает и развивает концепцию "народной войны".

1.3 Основные вызовы национальной безопасности Китая и пути их преодоления

Стремительное усиление роли и значения Китая в современном мире, наблюдаемое в течение последних десятилетий, несомненно, относится к числу наиболее выдающихся явлений глобального значения. Все это не оставляет равнодушными политические элиты не только в сопредельных с Китаем странах, но и во многих других, в том числе крупнейших государствах мира. Наряду с интересом, проявляемым в мире к внутренним политическим, идеологическим, социальным и экономическим процессам, идущим в Китае, всеобщее внимание вызывает внешняя политика Китая по обеспечению его политической, военной и экономической безопасности.

При этом объектом пристального изучения становятся не только побудительные причины и формы проявления этой политики, но и их возможные последствия, оказывающие непосредственное влияние на национальные интересы других государств[74].

Непосредственные военные угрозы безопасности Китая в настоящее время отсутствуют. Вместе тем есть ряд факторов, которые должна учитывать китайская стратегия безопасности.

Первый среди них - дисбаланс международных стратегических сил. Фундамент стратегического равновесия нарушили односторонний выход США из Договора по ПРО и начало создания американских систем противоракетной обороны.

Второй фактор - попытки США с двух сторон, с востока и запада, оказывать давление на безопасность Китая, а если добавить сюда "мягкое" присутствие США в Южной и Юго-Восточной Азии, то угроза оказывается трехсторонней. Отношение США к Китаю как к стратегическому сопернику в АТР неизменно, Штаты не способны отказаться от курса на сдерживание и ограничение Китая.

Третий фактор - растущие перемены по периферии китайских границ. В соседних с Китаем странах имеют место захваты территорий, религиозные конфликты, наркотрафик, террористические акты. Растет число ядерных держав. Япония после событий "11 сентября" может направлять свои войска за пределы страны и перешла от оборонительной ориентации к наступательной. Укрепляются вооруженные силы Индии.

Четвертый фактор - осложнение тайваньской проблемы.

Пятый фактор - угроза целостности территории Китая, создаваемая сепаратистами Синьцзяна и Тибета. Особую озабоченность Пекина вызывает активизация и расширение масштабов деятельности на территории Китая и за его пределами сепаратистской террористической организации "Восточный Туркестан", целью которой является создание на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района, а также прилегающих к нему районов Казахстана и Киргизии независимого исламского государства. В последние годы наряду с тем, что силами "Восточного Туркестана" осуществлен ряд крупных террористических актов, эта организация вошла в контакт с "Аль - Каидой", "Талибаном" и "Исламским движением Узбекистана", превратившись, таким образом, в составную часть сил международного терроризма.

Шестой фактор - нетрадиционные угрозы безопасности: организованная международная преступность, терроризм, контрабанда, коррупция, нелегальная миграция[75].

Известно, что теоретическим обоснованием внутренней и внешней политики КНР являются идеи Дэн Сяопина[76], на которого постоянно ссылаются как официальные лидеры Китая, так и ученые этой страны. Дэн Сяопин, сразу же четко оговаривает, что национальные интересы определяются "природой нашего социалистического государства" и являются "высшим критерием" во взаимоотношениях с другими государствами[77].

К национальным интересам, прежде всего, причисляются суверенитет, безопасность, экономическое развитие, международный статус и достоинство.

Среди важнейших целей в ряду национальных интересов - воссоединение с Гонконгом (осуществлено в 1998 г.) и Тайванем. При этом надо иметь в виду, что Китай не рассматривает проблему Тайваня в контексте общей безопасности в Восточной Азии. Как неоднократно подчеркивалось в Пекине, “Китай категорически против включения Тайваня в систему регионального сотрудничества по безопасности”. Проблема Тайваня относится к фундаментальному принципу, который не подлежит обсуждению. Для КНР это чисто внутренняя проблема ее отношений с одной из своих провинций.

Так же указывалось, что в области суверенитета и безопасности компромиссов быть не может. Долгосрочными интересами страны являются "наращивание возможностей", достижение "символов процветания" и реализация "этапов развития". "Национальные возможности" означают весь потенциал нации, направленный на освоение природы и противостоящий захвату страны другим государством. Более четко и подробно эти идеи передаются через категорию "комплексной мощи нации", которая складывается благодаря развитию в сфере науки и технологий, а также ее экономической мощи. Итогом правильно реализованных национальных интересов является стабильность в стране.

При осуществлении новой стратегии Китай сталкивается с противодействием признанных мировых игроков. В основе такого противодействия Китаю, сочетающегося с глубоким экономическим сотрудничеством Запада с Китаем, лежат его опасения в отношении КНР как конкурента.

Отражением таких опасений становится проявление различных теорий антикитайской направленности - таких как теории "китайской угрозы" или "Пекинского консенсуса".

Концепция "китайской угрозы" видит в усилении китайской мощи и китайских мировых позиций угрозу рыночным демократиям со стороны "недемократического Китая". Экологическая вариация данной концепции указывает на то, что рост китайской мощи сопровождается нарастающим гигантским потреблением мировых энергетических и сырьевых ресурсов и, как следствие, разрушение глобальной окружающей среды[78].

Идея "Пекинского консенсуса" родилась в среде тайваньских ученых. Ее суть в том, что Китай предлагает миру свой вариант рыночного развития - без демократических свобод, и что Китай впредь будет насаждать этот вариант в качестве "рецепта для третьего мира". Пекин в идеологическом плане отвечает теорией "мирного возвышения Китая", которая направлена на то, чтобы доказать, что развитие Китая и его новая международная активность не несут угрозы мировому развитию и что Китай не претендует на роль "модели развития" для кого бы то ни было[79].

Существует несколько приоритетных линий в области национальной безопасности Китая[80]. Устойчивая тенденция сохранения сепаратистских настроений по тайваньскому вопросу, рост технологического разрыва с ведущими странами Запада как следствие активизации процессов трансформации вооруженных сил под воздействием революции в военном деле, а также возникновение новых вызовов и угроз, связанных с продолжением экономической глобализации и стремлением США к поддержанию однополярного мира - все эти тенденции будут оказывать существенное воздействие на безопасность Китая в ближайшие десятилетия. С 2001 года китайские аналитики определяют основные угрозы внутренней безопасности как "три злых силы" - международный терроризм, национальный сепаратизм и религиозный экстремизм[81]. Пекин осознает значимость угрозы, исходящей от этнических и сепаратистских волнений в западных районах Китая и в Тибете, отмечается и причастность к этим волнениям иностранных спецслужб. Кроме того, Пекин стоит перед внутренними вызовами стабильности, связанными, прежде всего, с большим числом мигрантов внутри страны из числа наемных рабочих, демобилизованных солдат, а также политического диссидентского движения и широко распространенной сельской безработицы и неполной занятости.

В дополнение к традиционным проблемам безопасности китайские аналитики в последние годы стали уделять больше внимания отрицательному воздействию на экономическое развитие Китая и его внутреннюю стабильность со стороны глобальных и межнациональных угроз: эпидемии СПИДа; международной преступности и торговле наркотиками; быстрому распространению ядерного, химического и биологического оружия и систем его доставки; экологической деградации и терроризма[82]. Руководство Китая все более осознает угрозы экономической и информационной безопасности, а также эрозии национальной независимости как следствия глобализации. В ближайшей перспективе, по мнению китайских экспертов, эти проблемы будут только расти, что связывается со вступлением Китая во Всемирную торговую организацию.

Хотя нетрадиционные проблемы безопасности пока имеют достаточно слабое влияние на приоритеты модернизации вооруженных сил ближайшего времени, китайские эксперты признают, что если оставить эти проблемы сегодня без достаточного внимания, то в долгосрочной перспективе они могут внести свой вклад во внутреннюю или региональную неустойчивость и, возможно, привести к возникновению новых еще более острых противоречий и конфликтов.

Среди всего многообразия вызовов, направленных против Китая, следует выделить несколько основных направлений, по которым они поступают:

Во-первых, это противоречивые отношения с США. Новые и старые подходы китайского руководства к внешней политике проявляются в отношениях Пекина с США, основой которых является симбиоз взаимных опасений и взаимной выгоды. Китай усматривает угрозу своим интересам в американском военном присутствии в АТР, осуществляемом согласно представлениям Вашингтона о Китае как о главном американском сопернике в регионе. Вместе с тем, ни Китай, ни США не рассматривают друг друга в качестве прямой военной угрозы.

Главной проблемой постепенно выстраивающегося китайско-американского партнерства является отсутствие и у Китая и у США конкретных идей относительно того, как адаптировать двусторонние отношения к задачам создания новой архитектуры международной безопасности, в которой учитывалось бы и мнение Китая.

Вместе с тем, китайско-американские отношения остаются обремененными старыми проблемами. Наиболее острая из них - проблема Тайваня. Пекин рассматривает именно тайваньскую проблему как главное препятствие развитию стратегических отношений с США. США, признавая наличие "одного Китая", тем не менее, по мнению Пекина, осуществляют "неприемлемое для Китая" военное сотрудничество и высокого уровня политические контакты с островом.

Другая проблема - Фалуньгун[83], в котором Пекин видит угрозу политической стабильности страны. Китайское руководство всерьез опасается, что Фалуньгун, опирающийся, по информации китайцев, на поддержку ЦРУ США, способен сыграть такую же дестабилизирующую роль во внутриполитической жизни Китая, какую в свое время сыграла "Солидарность" в Польше. Череда "цветных революций" на постсоветском пространстве в 2004-2005 годах побуждает Пекин смотреть на проблему шире - в контексте анализа работы американской дипломатии в мире посредством поддержки благотворительных фондов и неправительственных организаций[84].

В отношениях с Россией Китай решил практически все главные спорные проблемы в результате подписания в 2001 году российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве[85]. Договор урегулировал в основном пограничное размежевание, заложил основы для долгосрочного политического и экономического сотрудничества, именуемого стратегическим партнерством.

С другой стороны, в России сохраняются антикитайские настроения и опасения действий Китая, способных, по мнению сторонников политики "сдерживания Пекина", нанести ущерб российским интересам. Отсюда в российско-китайских отношениях одновременно с положительными тенденциями появляются новые "поля напряженности". В их основе - неготовность России, уже признающей за Китаем важную мировую экономическую роль согласиться де-факто и со стремлением Пекина усилить свою политическую роль в региональной и глобальной политике.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.