рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Доклад: Кочевые народы Средней Азии по сведениям историков

Слова из речи Александра во время бунта в Описе о том, что он «победил персов, мидян, бактрийцев и саков; 6. Покорил уксиев, арахотов и дрангов, завоёвывая парфиеев, хорасмиев и гирканиев до Каспийского моря, перешёл через Кавказ за Каспийскими воротами» (VII, 20, 5-6) не имеют соответствий среди реальных событий похода, как их излагает Арриан, в тех моментах, которые касаются упоминаемых здесь саков и хорасмиев. Возможно, что эти детали были заимствованы Аррианом из некого общегеографического описания, не связанного с походом Александра, и через Эратосфена восходящего к ранним источникам (Гекатею?)[129]. Но, судя по тому, что здесь все народы перечисляются явно в контексте событий похода, упоминание саков и хорасмиев указывает на то, что в сочинении Птолемея (?)[130] присутствовали некие связанные с ними эпизоды, видимо, аналогичные изложенным у Клитарха – посольство хорасмиев и поход против саков[131], которые были опущены Аррианом.


Этногеографические концепции среднеазиатских кочевников у историков Александра

Подводя итоги, суммируем наши выводы относительно представлений историков Александра о расселении кочевых народов Средней Азии.

Серьёзная попытка сформулировать концепцию расселения народов эпохи Александра предпринималась только И.В. Пьянковым[132]. Согласно его гипотезе, Клитарх (и за ним Аристобул) и Птолемей являются авторами двух принципиально разных этногеографических концепций: у Клитарха (и Аристобула) все народы фигурировали исключительно под их условными «географическими» обозначениями (европейские скифы, азиатские скифы, скифы выше Боспора), а у Птолемея – только под их собственными именами (даи, массагеты, саки)[133]. Смешение элементов этих двух систем происходит уже в результате контаминации данных Клитарха и Птолемея последующими авторами, что, видимо, связано с гипотезой И.В. Пьянкова об «источнике Спитамена», через который все сведения Курция о Спитамене и союзных с ним кочевниках восходит к Птолемею. При сопоставлении обеих этих концепций, по мнению И.В. Пьянкова, оказывается, что европейские скифы тождественны даям, азиатские скифы – либо сакам, либо массагетам, а скифы выше Боспорамассагетам.

Нам представляется, что этногеографические концепции Клитарха и Птолемея были значительно сложнее и разнообразнее, и что как «реальные» этнонимы, так и условные «географические» определения равным образом содержались в сочинениях обоих названных авторов.

Так, Клитарх, несомненно, говорил о трёх следующих народах: дахах (первая и вторая экспедиции Спитамена, его последнее убежище, посольство хорасмиев), массагетах (вторая экспедиция и посольство хорасмиев) и саках (их посольство и поход против них).

И.В. Пьянков также высказывал предположение, что упоминания дахов у Курция вызваны влиянием некого позднего автора[134]. Надо полагать, что имелись в виду восходящие к Аполлодору сведения о даях-основателях парфянской державы, приводимые Помпеем Трогом, сочинение которого широко использовал Курций[135]. Однако в тех фрагментах, которые определённо восходят к Помпею Трогу, ничего не говорится о даях, а основатели Парфии названы просто скифами. В то же время, несомненно, по данным Клитарха «неукротимых дахов» упоминает Вергилий (Aen., VIII, 724-728). Да и общая целостность и гармоничность сведений Курция о дахах не даёт повода для сомнений в том, что о них упоминал уже Клитарх. При этом дахи Клитарха, определённо, никак не были связаны с европейскими скифами, а обитали на территории Прикаспия к югу от хорасмиев.

Массагетов Клитарх помещал, вероятно, на северной границе хорасмиев и согдийцев, а саков – в Фергане, к югу от Сырдарьи и к востоку от Ходжента, и в Алайской долине. Саки, видимо, воспринимались Клитархом как азиатский народ, однако он ни разу не применял к ним термин азиатские скифы. Что касается массагетов, то Клитарх вообще не связывал их локализацию с Азией или Европой. Использование «географической» системы этнонимов засвидетельствовано у Клитарха только в отношении европейских скифов и скифов выше Боспора (последние характеризуются им как «азиатские» всего один раз, и то в качестве пояснения), в основном же он оперировал «реальными» этнонимами, что исключает предположение о неком исключительном значении для него «географической» системы.

Птолемей сообщал об азиатских скифах, которые, однако, никак не были связаны с саками, а соответствовали им же упоминаемым даям с Танаиса и европейским скифам Клитарха. Также не исключено, что Птолемей сообщал и о саках и о даях «не с Танаиса», но это было опущено Аррианом.

Таким образом, рассматриваемые авторы упоминали следующие кочевые народы:

Клитарх

Аристобул

Птолемей

скифы с Танаиса даи с Танаиса
абии-скифы абии-скифы
европейские скифы европейские скифы азиатские скифы
скифы выше Боспора ?
саки ? ? саки
дахи дахи ? даи
массагеты массагеты массагеты
хорасмии хорасмии (массагеты) ? хорасмии
апасии (массагеты)

Такая пестрота в представлениях о среднеазиатских кочевниках у античных авторов вполне закономерна и связана с наличием почти для каждого из этих народов отдельных самостоятельных источников информации, которые, по сути, так и не были объединены в какую-нибудь общую концепцию. Тем не менее, можно попытаться составить схему этногеографических представлений этих авторов (см. карту 2).

Заключение

В результате проделанной работы удалось реконструировать представления первых историков Александра Македонского (Клитарха, Птолемея, Аристобула) о кочевых народах Средней Азии и об их участии в событиях, связанных с македонским завоеванием.

Прежде всего, следует отметить, что наши источники рисуют достаточно сложную и многогранную картину расселения кочевых народов и их взаимоотношений. Наиболее достоверную информацию о кочевниках сообщают Клитарх и Птолемей, причём сведения Клитарха в ряде моментов более точны и подробны (только он рассказывает о двух визитах посольств кочевников об участии дахов и саков в событиях похода).

В целом, объединяя данные наших источников, можно говорить о том, что в Средней Азии существовали четыре основные группы кочевников:

1.        даи с Танаиса (европейские скифы Клитарха, азиатские скифы Птолемея, скифы из-за Танаиса и самые северные кочевники Аристобула), которые занимали территории по среднему течению Сырдарьи около современных Ходжента и Ташкента. При этом они контролировали не только области по правому берегу реки, как принято считать, но и значительную часть левобережья;

2.        саки, занимающие территорию Ферганы к югу от Сырдарьи и Алайскую долину;

3.        дахи, обитающие в юго-восточном Прикаспии. Необходимо особо подчеркнуть, что первую волну переселения дахов из-за Сырдарьи в Прикаспий следует датировать временем, предшествующим походу Александра, то есть серединой IV в. до н.э., а не рубежом IV-III вв.—первой четвертью III в. до н.э., как принято считать.

4.        массагеты, занимающие территорию среднеазиатского междуречья от северо-западных границ Согдианы до Аральского моря;

К числу массагетских народов также, видимо, относились ещё три кочевые общности: скифы-абии, скифы выше Боспора и апасии, а также оседлый народ хорасмиев в низовьях Амударьи.

Три группировки кочевников, перечисленных выше – массагеты, саки и дахи Прикаспия являлись союзниками персов и, таким образом, входили в сферу влияния персидской державы. Такая этнополитическая ситуация является непосредственным продолжением отношений между персидской властью и кочевниками, сложившихся в период становления империи в конце VI- начале V вв. до н.э.

С другой стороны, в рассматриваемую эпоху сильнейшим объединением кочевников и главным противником Александра в среднеазиатском регионе являлись даи с Танаиса. Судя по всему, эти даи были основным очагом военной напряженности, представляя собой прямую угрозу независимости таких народов, как хорасмии, скифы-абии, скифы выше Боспора и, видимо, все массагетские народы в целом и саки. Кроме этого даи с Танаиса контролировали значительные территории на левом, персидском берегу Сырдарьи и, видимо, стремились расширить своё влияние в Согдиане, претендуя на политическую гегемонию в этой области. Битва на Танаисе и возникновение военной коалиции македонцев, хорасмиев и скифов-абиев явились серьёзными военным и дипломатическим поражениями даев, что, видимо, значительно умерило их амбиции

В данной работе также удалось реконструировать версии наших первоисточников о согдийском восстании Спитамена и об участии в нём кочевых народов. При этом данные Клитарха и Птолемея серьёзно расходятся: Клитарх называет союзниками Спитамена, прежде всего дахов, а также – массагетов, а Птолемей – только массагетов. В этой ситуации, видимо, следует отдать предпочтение более точным сведениям Клитарха, хотя версия Птолемея не менее достоверна. Следует подчеркнуть, что, по сути, основной движущей силой сопротивления македонцам являлись кочевники, а главным образом – дахи, а не народные массы, как обычно считается. При этом кочевники пользовались колоссальным влиянием на власть имущие слои Согдианы. Создаётся впечатление согласованности действий даев с Танаиса и дахов Прикаспия, которые одинаково рассматривали Согдиану, как зону своего влияния. Всё это делает необходимым как коренной пересмотр традиционных представлений о причинах и характере восстания Спитамена, так и о социальной структуре среднеазиатского общества, так и об этнополитической ситуации в этом регионе в эпоху Александра.

После окончания среднеазиатского похода Александр сохранил традиционные союзнические отношения только с массагетами и с дахами Прикаспия, а также заключил с хорасмиями, скифами-абиями и скифами выше Боспора союз против даев с Танаиса, с которыми он, по сути, намеренно сохранил отношения войны. Традиционный союз с саками был по не ясным до конца причинам вероломно нарушен Александром, совершившим военную экспедицию против этого народа.

В заключении отметим, что данная работа является, по сути, только наброском для более широкого исследования среднеазиатского похода Александра, и поэтому все сделанные нами сейчас выводы требуют более серьёзного обоснования.

Приложения

Таблица № 1

Сопоставление списка народов армии Дария по Птолемею

 и диспозиции персов при Гавгамелах по Аристобулу

Список народов армии Дария

По Птолемею

Диспозиция персов при Гавгвмелах

по Аристобулу

Бактрийцы                     Б

инды                              Е

согдиане                        С

саки                                С

арахоты

горные инды (Барзаент)

бактрийская конница

скифская конница

около 1000 бактрийцев

даи

арахоты

Арии (Сатибарзан)

персы (пехота и конница)

сусии

кадусии

персы носители «айвы»

инды

карийцы-выселенцы

марды

парфиены

гирканцы

тапуры (Фратаферн)

парфиены

саки

гирканцы

тапуры

мидяне

кадусии

албаны

сакесины (Атропат)

 албаны

сакесины

Люди с Красного моря

(Оронтобат, Ариобарзан, Орксин)

люди с Красного моря

сусианы

уксии (Оксафр)

уксии

вавилоняне

карийцы-выселенцы

ситакены (Бупар)

вавилоняне

ситакены

армяне (Оронт, Мифравст)

армянская

Каппадокийцы (Ариак)

и каппадокийская конница

Сирийцы Келесирии

и Междуречья (Мазей)

солдаты из Келесирии

и Междуречья

мидяне

В списке Птолемея народы перечисляются в том же порядке, что и в источнике. В диспозиции Аристобула народы перечисляются с нарушениями точного порядка; неизменным сохраняется только их ближайшее окружение Курсивом обрзначены те народы, которые содержатся в обоих списках и при этом сохраняют своё положение относительно других народов, упоминающихся рядом с ними. Жирным шрифтом обозначены те народы, которые содержатся в обоих списках, но при этом находятся в разном окружении. Подчёркнуты те народы, которые содержатся только в одном из списков.

Таблица №2

Сопоставление диспозиций персов при Гавгамелах

по Арриану, Клитарху и Курцию Руфу

Диспозиция Аристобула

у Арриана

Диспозиция

Курция Руфа

Диспозиция

Диодора

*около 1000 бактрийцев

*1000 бактрийских всадников

Даи

*1000 дахов

Арахоты

4000 арахосиев

и сузиан

*бактрийская конница

*8000 бактрийских всадников (Бесс)

*скифская конница

*2000 массагетов

*персы (пехота и конница)

сусии

кадусии

*персы носители «айвы»

«родственники»

*инды

*карийцы-выселенцы

*марды

*персы           (Ариобарзан,

марды                   Оронтобат,

согдийцы                 Орксин)

*персидская конница

*«родственники»

носители «айвы»

коссеи

дворцовая охрана

инды

марды

Уксии

Вавилоняне

Неизвестные племена

Каспии          (Фрадат)

люди с Красного

моря

ситакены

инды  и

жители берегов Красного моря

Чужеземные солдаты

Албаны

и сакесины

Армяне Малой Армении

?армяне

Тапуры

и гирканы

Вавилоняне

Белиты, жители Косских гор

Гортуи с Эвбеи

Фригийцы

и катаоны

*парфиены

* ?саки

Парфиены,

Вышедшие из Скифии

*скифы

солдаты из Келесирии и Междуречья

мидяне

*?армянская и

*?каппадокийская конница

Армяне Великой Армении

*кадусии

каппадокийцы

сирийцы

мидийцы

*кадусии

 В таблице все народы перечисляются в той последовательности, в которой они следуют в источнике. Курсивом отмечены народы, упоминаемые и Аррианом и Курцием Руфом, сведения о которых восходят к Аристобулу. Жирным шрифтом выделены народы, упоминаемые только Курцием, сведения о которых предположительно восходят к Клитарху. Подчёркнуты те народы, которые независимо друг от друга упоминаются Аристобулом и Клитархом. Звёздочкой отмечены те народы, которые затем фигурируют в описаниях событий битвы у соответствующих авторов

Таблица № 3

Участие кочевых народов Средней Азии в событиях

похода Александра согласно версиям первоисточников

Клитарх

Аристобул

Птолемей

Армия Дария III в битве при Гавгамелах

скифы

саки

скифы  =  массагеты

даи  =  дахи

саки (азиатские скифы)

скифы

Армия Александра при Гидаспе

скифы

дахи

скифы

даи-гиппотоксоты

Кочевники – союзники Бесса

скифы по ту сторону Танаиса

скифы-союзники

даи по эту сторону Танаиса

Первый визит посольств кочевых народов

скифы-амбии

европейские скифы

скифы выше Боспора

скифы-абии

европейские скифы

План скифского похода Александра

на самых северных

скифов-кочевников

на скифов (из-за Танаиса)

Битва на Танаисе

азиатские скифы европейские скифы

Посольство скифского царя после битвы на Танаисе

скифы

Посольство саков после битвы на Танаисе

саки

Второй визит посольств кочевых народов

? хорасмии ?

европейские скифы

хорасмии, соседи

колхов

и амазонок

? массагеты

(рядом с хорасмиями)

? европейские скифы

скифы выше Боспора

хорасмии, соседи

дахов

и массагетов

Экспедиция Александра на саков

? саки ? саки

Первая экспедиция Спитамена

600 скифов-кочевников скифы дахи

Действия отряда Кена против скифов

скифы

Бегство Спитамена

к скифам

(в пустыню)

к хорасмиям и апасиям

(массагетским народам)

в Бактры

Вторая экспедиция Спитамена

600 скифов-массагетов

1000 массагетов

800 массагетов

1000 дахов

?? массагеты

? 1000 дахов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.