|
Дипломная работа: Особенности развития лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровняГлава П. Констатирующий эксперимент и его анализ 2.1 Организация и методика исследования Исследование словарного запаса детей проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «детского сада комбинированного вида №321» г. Крсаноярска. В эксперименте участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста, имеющие заключение психолого – медико - педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них общего недоразвития речи (III уровень) с различной структурой речевого нарушения. С целью сравнительного анализа дети были поделены на две группы: 10 детей вошло в экспериментальную группу (ЭГ) и 10 в контрольную группу (КГ). Средний физиологический возраст участников эксперимента от 5 до 6,5 лет. (Приложение №2). Для исследования особенностей словарного запаса детей с ОНР старшего дошкольного возраста необходимо было установить первоначальный контакт, познакомиться с имеющейся документацией. По сравнению с группами, где речь детей в норме, безусловно, присутствовало резкое отличие. Мальчиков в речевых группах оказалось намного больше, чем девочек. В речи детей было множество дефектов. Сама речь, особенно у мальчиков была очень громкой и трудноразборчивой (во многих словах искажались и пропускались звуки). У многих детей наблюдался повышенный уровень тревожности, неуверенность в себе. У других наоборот, преобладала гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном или двигательном беспокойстве. В характеристиках большинства детей отмечалась быстрая утомляемость, низкая работоспособность, нарушения внимания и памяти, неумение регулировать свою эмоциональную деятельность, слабо развитая общая и мелкая моторика. Проанализировав речевые карты детей данных групп, можно сделать вывод, что почти у всех детей нарушено звукопроизношение, не сформирован словарный запас, грамматический строй, слабо развита связная речь. При исследовании словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием III уровня использовалась методика Т.В.Тумановой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной [1.С.209]. Учитывая особенности развития этих детей, данная методика была адаптирована для дошкольников старшего возраста, было произведено сокращение объёма и наполняемости заданий, широко применялся наглядный материал и игровые приёмы. Она позволяет решить следующие задачи: -выявить особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста (ОНР III уровень); -отследить индивидуальные особенности словообразования каждого ребёнка; -учесть результаты диагностики для выбора направления дальнейшей коррекционной работы. При выборе комплекса упражнений использовались следующие принципы: - методика должна преподноситься детям в определённой системе и последовательности; - содержание и объём методики должны соответствовать возрасту и умственному развитию детей; - -при диагностике должны применяться наглядность и игровые приёмы. При проведении исследования использовались: -метод опроса, преимущественно в форме беседы (это вопросно-ответный метод исследования). Данный метод применялся с целью изучения состояния навыка словоизменения испытуемых, они должны были дать определенный ответ на задаваемый вопрос по каждому заданию; -объяснение (истолкование отдельных понятий, явлений, правил, содержания наглядных пособий и правил их применения, а также слов и терминов). Этот метод использовался для разъяснения заданий в ходе экспериментальной работы; - наглядный метод (суть этого метода заключалась в том, что детям предлагалось рассмотреть опорные картинки на соответствующее задание); - игровой метод (задания проводились в игровой форме для вызывания интереса у испытуемых, например, при подборе синонимов и антонимов - «Скажи по-другому», «Скажи наоборот»). Методика исследования словарного запаса детей с общим недоразвитием речи (III уровень) I. Исследование пассивного словаря Цель: определить объём пассивного словаря. Материал для исследования: сюжетные и предметные картинки.
Критерии оценки: 4 балла — всё задание выполнено правильно. 3 балла - задание выполнено в пределах 75%. 2 балла - задание выполнено в пределах 50% 1 балл - задание выполнено в пределах 25% О баллов - задание не выполнено. Максимальная оценка за задание - 4 балла. II. Исследование активного словаря Цель: Определить объём активного словаря. Материал для исследования: предметные, сюжетные картинки.
Критерии оценки: 4 балла - всё задание выполнено правильно. 3 балла - задание выполнено в пределах 75%. 2 балла - задание выполнено в пределах 50% 1 балл - задание выполнено в пределах 25% О баллов - задание не выполнено. Максимальная оценка за задание - 4 балла. III. Исследовании семантической структуры слова 1). Подбор синонимов к словам. Материал для исследования: слова различных частей речи, картинки.
2). Подбор антонимов к словам. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |