рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи III уровня

Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (скажем, честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.)

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

Игровые правила

Основная цель правил игры в группах старшего дошкольного возраста – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. «чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее… факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактом»: - Л.С. Выготский.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Игровые действия

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки педагога. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «давайте я считалкой выберу водящего!», «помните, когда мы играли «горячо – холодно!», как интересно было!».

Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

Организация дидактических игр логопедом в группе старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. ОНР IIIуровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники.

Основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР IIIуровня при коррекции лексико-грамматических нарушений:

- научить правильному образованию множественного числа существительных;

- научить самостоятельному образованию новых форм слова;

- научить правильному образованию трудных форм повелительного наклонения глаголов;

- научить правильному образованию притяжательных и относительных прилагательных;

- научить правильному согласованию существительных с прилагательными, числительными, местоимениями;

- научить правилам согласования слов в предложениях с использованием предлогов

- научить детей грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненные и сложноподчиненные);

- формировать навыки связной речи.

Формирование словообразования глаголов рекомендуется осуществлять в следующей последовательности.

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

А) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:

-с- (играть – сыграть, петь – спеть, есть – съесть, делать - сделать),

-на- (рисовать – нарисовать, колоть – наколоть, писать - написать),

-по- (обедать – пообедать, сеять – посеять, ужинать – поужинать),

-про- (читать - прочитать);

Б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов –ива-, –ыва-, -ва- (застегнуть – застегивать, умыть – умывать, заталкивать - затолкнуть).

2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

3. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: -в- -вы-, под – от-, при-, у-, пере-, за- - от-, на- -вы-:

Входит – выходит, подходит – отходит,

Влетает – вылетает, подлетает – отлетает,

Въезжает – выезжает, подплывает – отплывает,

Прибегает – убегает, подъезжает – отъезжает,

Приезжает – уезжает, закрывает – открывает,

Прилетает – улетает, наливает – выливает,

Приходит – уходит, насыпает – высыпает

Продолжая работу над словом, выделяя и называя свойства, признаки предмета, называя действия, которые может совершать тот или иной предмет, логопед стимулирует употребление (и формирование) слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Слова, полученные на одном материале, можно автоматически переносить на другой материал (если кубик красный, то какие еще предметы бывают красными; если собака бежит, то кто еще умеет бегать). При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения.

Главная задача на этом этапе обучения научить детей старшего дошкольного возраста с ОНР IIIуровня правильному согласованию прилагательных с существительными и местоимениями в роде, числе и падеже. Основное внимание направляется на смысловую сочетаемость слов, на обозначение словом, как признака данного предмета, так и общих признаков, по которым можно группировать предметы. «кто первый узнает?», «кто скорее соберет игрушки?», «что такого же цвета?», «овощи», «угадай, что это?», «найди 2 слова неприятеля» и др.

Игры «слушай команду», «холодно - жарко», «когда это бывает?», «что справа?», «найди игрушку», « куда пойдешь?», «найди флажок» помогают детям понимать и правильно использовать наречия в речи. В этих играх не только закрепляется правильное употребление местоимений и наречий, но и понятия о расположении частей своего тела (правая рука, левая рука и т.д.) И направления собственных движений. Эти игры формируют и закрепляют в слове пространственно-временные отношения. Отработка этих понятий до занятий по теме «предложение» уменьшает в дальнейшем количество структурных и лексико-семантических ошибок в предложении.

При работе над простым предложением, основной акцент делается на составление предложений и определение количества слов. Предложение составляется с опорой на картинку и даётся его схема. Работа с предложением должна быть для ребенка осознанной, а игровая форма помогала варьировать задания и ситуацию при сохранении одного и того же речевого действия. В работе с простым предложением учитывается, что в процессе обучения дети должны овладеть, умением развертывать, распространять предложение, перестраивать его структуру при одном и том же содержании в зависимости от интонации.

Далее детям предлагается распространить простое предложение. Отрабатывая на занятиях при помощи таких игр, как «чья вещь?», «чей хвост?», «составь предложение», «чем?» и др., дети знакомятся с различными падежными конструкциями, на основе этих словосочетаний, предлагается детям самим придумать предложения. Эти игры учат детей пользоваться простым распространенным предложением с прямым дополнением. Так в игре «человек и животные», дети при инсценировке сказки имитируют голоса животных, за которых они говорят, в этой игре закрепляется умение детей пользоваться простым распространенным предложением с прямым дополнением.

Работая над предлогами в предложениях, основной нашей задачей является: научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение и пользоваться ими в собственной речи. Предлоги, как известно, помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов, и строится высказывание. Дети с нарушениями речи, как выяснилось на констатирующем этапе, опускают предлоги или воспринимают их как часть слова. Здесь важно для ребенка понять, что предлог – хоть и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это в свою очередь, изменяет действие с предметом. Поэтому на занятиях предлагается детям выполнить, например поручения: положить предмет внутрь чего-то и ответить, куда положен предмет (конструкции с предлогом «в»), или поместить предмет на поверхности чего-то (конструкции с предлогом «на»), спрятать предмет подо что-то (предлог «под») и т.п. А также детям предлагается поиграть в загадки, отвечая на вопрос «у кого?» например: «у кого рога? У кого длинные уши? У кого быстрые ноги? У кого острые когти? У кого большие зеленые глаза и длинные усы? У кого длинный пушистый хвост?» и т.д. Игры «когда это бывает?», «найди такое дерево», «ключи» и др., помогают детям правильно употреблять в речи предлоги «за, в, с, у, на».

Также в работе можно использовать сказочных героев, литературных персонажей, которые помогают создать эмоционально положительный настрой. Участниками занятий становятся незнайка, петрушка, карлсон, пингвиненок лоло, солнечный зайчик. Игровая ситуация создается путем введения сказочного героя.

Общее недоразвитие речи iii уровня характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.

К сожалению, помимо речевого недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР IIIуровня имеется ряд других проблем: трудности формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Общее недоразвитие речи iii уровня сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. Итак, у детей старшего дошкольного возраста с ОНР IIIуровня значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Основной задачей логопеда является преодоление речевого недоразвития у ребенка. Значительным потенциалом в этом направлении обладает дидактическая игра. Особое значение имеют игры на развитие речевой деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР IIIуровня, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. В играх создается необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка.

При условии правильной методической инструментовки игра пробуждает у детей «усилие мысли», легко и свободно стимулирует их к познанию мира. Дидактическая игра в работе логопеда является действенным средством совершенствования таких значимых для будущей учебной деятельности функций и процессов, как пространственная ориентация, восприятие, внимание, память, речь, зрительно-моторные координации, мыслительные операции и др.

Вывод по 1 главе

По результатам изучения психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, можно сделать следующие выводы.

Сила родного языка как средство, развивающего интеллект, речевую деятельность и воспитывающего эмоции и волю, заключена в самой его природе: в его свойстве быть средством связи между человеком и окружающим миром, или, как говорят языковеды, внеязыковой реальностью. Свойство это объясняется знаковой сущностью языка. [5, 13]

Возникновение речи и схема порождения речевого высказывания трудна и требует зрелых психических процессов. Ребенок овладевает ей не сразу, а постепенно - в процессе речевого развития. Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в дошкольном обучении. Вопрос о развитии речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с онр iii уровня – это серьёзная научно-методическая проблема, которой уделяется большое внимание в психолого-педагогической литературе. Изучая особенности развития речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи нужно отметить, что необходимо проведение специальных коррекционных занятий по формированию умений и навыков построения речевого высказывания и развития речи в целом.

Рассматривая особенности развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста, безусловно, основополагающая роль здесь принадлежит процессу непосредственного эмоционального общения с взрослыми, ведь в этот период развития у малыша закладывается основы будущей связной речи, нарушения речевой деятельности при онрiii уровня у детей старшего дошкольного возраста затрагивают все стороны: и фонетико-фонематическую, и лексико-грамматическую.

Основной задачей логопеда является преодоление речевого недоразвития у ребенка. Значительным потенциалом в этом направлении обладает дидактическая игра, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. Немаловажную роль играет здесь и работа логопеда по привлечению к процессу развития речи детей их родителей. В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают чувства, а не мысли. Постепенно отношения взрослого и ребенка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Исходя из этого следует, что на развитие ребенка уже с рождения влияют окружающие его люди и их речевое поведение. При благоприятном воздействии на ребенка, он развивается воспитанной, умной и гармоничной личностью


2 глава. Экспериментальная работа по профилактике нарушений речи старшего дошкольного возраста

2.1 организация и методика проведения экспериментальной работы

Цель исследовательской деятельности состояла в том, чтобы проверить достоверность выдвинутых нами теоретических положений, а именно, что возможно систематизация теоретического материала и эмпирического исследования позволит разработать и поэтапно реализовывать комплекс дидактических игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Задачами исследовательской деятельности являются диагностика речевая деятельность детей, составления комплекса дидактических игр в целях эксперимента, а также вторичная диагностика речи детей по окончании эксперимента и сравнительный анализ результатов экспериментального исследования. Наш эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 11 «ромашка» муниципального района Мелеузовский район республики Башкортостан с сентября 2009 года до апреля 2010 года.

В экспериментальной работе участвовало группа в составе 9 человек (100%) в возрасте от 5 до 6 лет, имеет следующие показатели:

Фамилия, имя ребёнка Дата рождения Диагноз

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Августинович андрей

Бикмухаметов ансар

Вагина дарья

Романов костя

Шагманов вадим

Багаев тимур

Султанов инзиль

Хисамов нияз

Мурашкин данил

1.04. 03г.

28.05.04г.

14.08.03г.

3.09.03г.

17.09.03г.

22.10.04г.

24.11.04г.

15.12.03г.

23.01.04г.

Онр-iii уровня

Онр-iii уровня

Онр-ш уровня.

Онр-iii уровня

Онр-iii уровня

Онр-iii уровня

Онр-iii уровня

Онр-iii уровня

Онр-iii уровня


Обследование речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня проходило по методике И.Д.Коненковой «обследование речи дошкольников. Методика обследования».диагностический материал использован с соблюдением основных диагностических принципов, сформулированных Л.С. Выготским и развитых другими исследователями (С.Я. Рубинштейн, 1970; А.Р. Лурия, 1973, 1979;, А.Н. Леонтьев, 1965 и др.):

-  Принцип системного изучения;

-  Принцип комплексного подхода;

-  Принцип динамического изучения (базируется на концепции Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития»);

-        принцип качественного анализа результатов обследования.

Технология обследования опирается на известный в патопсихологии метод «обучающего эксперимента» (А.Я. Иванова, 1976; И.Ю. Левченко, 2000 и др.).

Прежде, чем проводить обследование ребенка, необходимо:

-  Изучить медицинскую документацию;

-  Уточнить сведения о его раннем речевом развитии, а также выяснить, замечает ли ребенок свой речевой дефект, как к нему относится, обращались ли родители раньше к логопеду и каков результат;

-  Собрать сведения о семье, речевой среде;

- проанализировать данные психолого-педагогического обследования.

Исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком по нескольким направлениям:

-  Изучение коммуникативно-речевых умений;

- лексическое развитие (словарь предметный, глагольный, признаков, наречий, притяжательных местоимений; многозначность слова, подбор синонимов, антонимов; дифференциация близких по смыслу понятий; уровень обобщений);

-  Изучение сформированности грамматического строя речи(проверка общего уровня языковой компетенции, умения конструировать предложения, навыков правильного употребления существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, сравнительную степень прилагательных, усвоения предложнопадежных форм существительных, умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, навыков словообразования);

-        обследование строения и моторики артикуляционного аппарата;

-  Изучение звукопроизносительной стороны речи;

- изучение сформированности фонематического слуха (отраженное воспроизведение рядов или пар слогов, различение на слух оппозиционных фонем на материале слов, дифференциация звуков в произношении);

-        изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов;

-  Изучение навыков фонематического анализа;

-  Исследование связной речи.

Обследование речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня проводится с соблюдением определенной последовательности этапов и включает анализ основных составляющих речевую систему компонентов. К каждому заданию дается инструкция, в которой детям показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности и способ достижения этого результата, то есть дается образец. Это обеспечивает расширение ориентировочной части, что важно для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. При затруднении ребенку оказывается помощь в виде побуждающих или уточняющих вопросов, контекстной подсказки, повторения инструкции, разбора образца.

Оценка уровня речевого развития представлена по балльной системе. Результаты выполнения заданий предлагается оценивать по 5-балльной системе. Каждое задание оценивается отдельно и может быть представлено графически. Это дает возможность выяснить сильные и слабые стороны речевой деятельности ребенка, сравнить его результаты с результатами других детей.

Критерии оценки отражают правильность выполнения задания и особенности процесса выполнения задания (принятие и понимание инструкции, принятие и использование помощи, возможность исправления ошибок).

Критериями оценки связной речи при пересказе текста повествовательного характера послужили: понимание текста (выделение действующих лиц, понимание фактов, событий, возможность адекватно оценить поступки персонажей) и успешность пересказа (последовательность и структурное оформление, полнота использования авторской лексики, соблюдение грамматических норм, самостоятельность, эмоциональное отношение к описываемым событиям).

Количественно-качественный анализ результатов обследования позволяет не только выяснить степень речевого нарушения у одного ребенка, но и определить типичные показатели для данной группы детей в целом.

Учитывая особенности речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, были использованы разнообразные методы, побуждающие познавательную активность: дидактические игры, упражнения, наглядный материал (картины, игрушки, схемы). Подходящий картинный материал можно найти в известных дидактических пособиях (Т.Б. Филичева, А.В. Соболева, 1996; О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова, 1994 и др.).

Речевой материал подобран с учетом возрастных показателей развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Сами задания доступны по сложности и по объему для ребенка 5-го года жизни с общим недоразвитием речи, предполагают наличие у него развернутой фразовой речи.

При этом для выполнения большинства заданий от ребенка не требуется развернутых речевых объяснений.

Результаты обследования заносятся в речевую карту (образец карты дан в приложении № 1).

Для оценки динамики логопедической работы и.д.коненкова предлагает обследовать ребенка в начале и в конце учебного года.

Использование предлагаемых материалов позволяет решить следующие вопросы:

-  Учесть особенности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;

-  Сделать вывод о степени сформированности всех сторон речевой деятельности в количественном и качественном отношении (учет допускаемых ошибок, сам процесс выполнения заданий и другие характеристики);

-  Выявить потенциальные возможности ребенка;

-  Спланировать коррекционно-развивающую работу в соответствии с реальными потребностями ребенка;

-  Осуществить индивидуальный подход;

-  При составлении результатов, полученных в разные периоды, выявить динамику и определить дальнейшие направления в работе;

-        снизить влияние таких факторов, как недостаточная компетенция, предвзятость и другие индивидуальные особенности экспериментатора.

Исходя из материалов книги И.Д.Коненковой, использовались данные материалы и для обследования испытуемых детей.

Методы организации дидактических игр в старшем дошкольном возрасте детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Богуславская З.М., Бондаренко А.К. указывают, что организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.