![]() |
|
|
Курсовая работа: Механизм поворота руки промышленного робота (модуль М4)2.2 Расчет волновой передачиПри конструировании модуля поворота руки робота необходимо выдержать ряд требований: 1. Большое передаточное отношение при сравнительно небольшом количестве деталей. 2. Высокая нагрузочная способность зацепления. 3.
Сравнительно высокий КПД ( 4. Высокая кинематическая точность и плавность хода. Эти требования привели к необходимости использования волновой передачи как основного механизма обеспечения требуемых показателей. Исходные данные:
возможная перегрузка по Мт в 2.5 раза. Расчет волновой зубчатой передачи выполняется в 2 этапа: первый - проектировочный, второй - проверочный. Проектировочный расчет заключается в предварительном определении размеров гибкого колеса: диаметра, длины, ширины, толщины стенок, ширины зубчатого венца. При проектировочном расчете удобно исходить из критерия износостойкости боковых поверхностей зубьев в связи с тем, что удельное давление на зубья зависит от основных конструктивных параметров гибкого колеса. Проверочный расчет сводится к проверке удовлетворения волновой передачи критериям работоспособности. На первом месте по значению стоит критерий прочности. По этому критерию должны проверяться все волновые передачи. Остальные критерии должны учитываться в зависимости от условий работы ВЗП. Проектировочный расчет Кинематическая схема передачи соответствует схеме, показанной на рис.1 Рис.1 Принимаем где
Определяем диаметр делительной окружности гибкого колеса: где Определяем приближенное значение модуля зацепления:
принимаем ближайшее стандартное значение Определяем диаметры делительных окружностей гибкого и жесткого колес:
Принимаем в соответствии с рекомендациями Определяем коэффициент смещения гибкого и жесткого колес:
Определяем максимально возможную высоту захода зубьев: Определяем диаметры окружностей впадин и вершин гибкого колеса:
Окончательное значение диаметра окружности вершин принимается после проверок: ·
Высота зуба не должна быть больше, чем у производящего исходного контура:
·
Высота зуба не должна быть больше толщины оболочки гибкого колеса
под зубчатым венцом Определяем диаметры окружностей вершин и впадин жесткого колеса:
где Определяем наличие радиального зазора между вершинами зуба гибкого колеса и впадиной жесткого колеса по большой оси генератора:
подставляем значения и получаем 16,621>0.075 - условие выполняется. Определяем основные окружности гибкого и жесткого колес:
Определяем толщины зубьев гибкого и жесткого колес по делительным окружностям:
Определяем размеры по роликам:
где D - диаметр мерительного ролика,
берется в пределах (1,7.2) *m из набора для измерения резьбы: 0.572, 0.796, 1.008,
1.157, 1.302 и т.д. или по ГОСТ 2475-62; Определяем конструктивные размеры гибкого и жесткого колес: a) Гибкое колесо:
b) Жесткое колесо:
Проверочный расчет Проверка по критерию прочности Определяем амплитудные нормальные (изгибные) напряжения в гибком колесе ненагруженной ВЗП:
где
Определим амплитудные нормальные напряжения в гибком колесе при действии крутящего момента:
где Определяем средние напряжения:
Определяем максимальные касательные напряжения в гибком колесе ненагруженной волновой передачи:
Определяем максимальные касательные напряжения в гибком колесе нагруженной волновой передачи:
где Определяем амплитудные и средние касательные напряжения:
Определяем эффективные коэффициенты концентрации напряжений:
где Определяем запас прочности гибкого колеса:
Условие n>1.3 выполняется. Проверка по критерию "ресурс подшипника генератора волн". Определяем основные геометрические и конструктивные параметры кулачкового генератора волн: ·
·
·
·
·
·
·
·
·
Определяем максимальную деформацию по генератору:
Определяем располагаемую динамическую грузоподъемность шарикоподшипника генератора:
Определяем потребную динамическую грузоподъемность: Проверка по критерию жесткость звеньев. Определяем предельный крутящий момент, передаваемый волновым зубчатым редуктором:
где Принимаем радиальное биение вала Определяем максимальный крутящий момент:
где Проверка по критерию "теплостойкость". Определяем количество тепла, образующегося в результате потерь мощности:
Определяем количество тепла, отводимого в окружающую среду от передачи:
где Так как А1>А, то условие выполняется. 3. Конструирование механизма Механизм в данном проект можно оставлять стандартным (протоколом М4), но учитывая особенности расчётов. Конструкция механизма поворота руки робота показана на формате А1 в приложении к курсовой работе. Конструкция выполняется по расчетам, но выбирается по конструктивным соображениям и стандартами с явным запасом прочности. Это облегчает задачу проектирования механизма, но этот проект даёт только навыки к проектированию. На самом деле при более серьезной проектировке надо рассчитывать каждый элемент механизма и, по возможности, выбирать таковой согласно стандартом. 4. Расчёт на прочность валов Расчёту подлежат те валы, которые в данном механизме воспринимают нагрузки. Определим потребный диаметр вала на ведущем шкиве учитывая прочностные характеристики. Это является проектировочным расчётом. где Т - крутящий момент на валу, [tкр] - допускаемое напряжения при кручении. Так как расчётная величина является очень малой конструктивно для удобства и возможности шпоночного соединения выбираем вал с d = 18 мм., при этом выигрывая большой запас прочности и такой же диаметр имеет вал электрического двигателя, а это упрощает задачу конструирования. Определим потребный диаметр вала на ведомом шкиве учитывая прочностные характеристики. Это является проектировочным расчетом. Принимаем диаметр вала d=15 мм, это нам даст большой запас прочности и облегчит задачу проектирования. Принимаем диаметр вала d=45 мм, это нам даст большой запас прочности и облегчит задачу проектирования. Проверочный расчет Материал вала - сталь 45, нормализация, σв=590Нмм2. предел выносливости при симметричном цикле изгиба:
предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений:
Сечение А-А. Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки. Принимаем κτ=1.58, кσ=1б49, масштабный фактор εσ=ετ=0.82, ψτ=0.1; Крутящий момент М=210·103Нм. Изгибающий момент в горизонтальной плоскости:
Изгибающий момент в вертикальной плоскости:
Суммарный изгибающий момент в сечении А-А.
Момент сопротивления изгибу:
Момент сопротивления кручению: Амплитуда нормальных напряжений изгиба:
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения А-А
5. Расчёт подшипников По динамической грузоподъемности подбирают подшипники качения при п=> 10 мин. - Ä1 Подшипник подбирается по условию: Сп<=Ср, где Сп - потребная динамическая грузоподъемность, Ср - располагаемая динамическая грузоподъемность. Динамическую грузоподъемность определяют по формуле: где а1 = 0.44, а23=1 - коэффициенты, учитывающие качество материалов подшипника, смазку и условия эксплуатации: промышленный робот модуль Эквивалентную нагрузку F для различных типов подшипников определяют по формуле: в частности для радиальных. F=VÄFaÄKdÄKT V = 1 (вращается внутреннее кольцо); KdÄ = 1 (спокойная нагрузка); KT = 1 (температурный коэффициент). Fr = 31.62Н FВ = (FrÄ50) /700= 2.26Н FА= Fr+FВ => FА = 34Н F = 1Ä34Ä1Ä1 = 34Н Находим Выбираем стандартный подшипник №1000905 Внутренний диаметр d = 20мм; Внешний диаметр D = 37мм; Ширина В = 9мм; Радиус округления r = 0,5мм; Грузоподъемность С = 574Н; Статическая грузоподъемность С = 375Н; Шарики DT = 5мм; Число шариков Z = 12шт; Масса 0.042кг. 6. Расчет болтов крепления двигателя к корпусу Tкр = Tдв. Мтр > Tдв. Мтр = кÄTдв Мтр =FзатÄfÄZÄD/2 К - коэффициент запаса; Tдв - крутящий момент двигателя; f = 0.15…0.2 коэффициент трения в стыке деталей Z - количество болтов соединения Определим диаметр болтов из условия прочности на срез: Материал болта: Ст.3 sв = 380 МПа sТ = 220 МПа s-1 = 130 МПа Определим допускаемое напряжения [sр] =0.3ÄsТ=0.3Ä220=66МПа Выбираем болт М10 относительно габаритов двигателя. 7. Проверочный расчет шпонки Призматическую шпонку, применяемую в проектируемом механизме, проверяют на смятие. Проверка шпонки производится из условия прочности. Где а) Ft = 445.2H - окружная сила на валы б) Асм = (0.94h-t1) lр - площадь смятия мм2 Здесь lр - рабочая длина шпонки скругленными торцами l, h, b, t1 - стандартные размеры шпонки. l = 15 мм, h = 6 мм, b = 6 мм, t1 = 4,4 мм, lр =64,4 мм, Асм = (0.94Ä6-4,4) Ä64,4 = 79,86 мм2. Проверка на прочность: Проверка шпонки из условия прочности соответствует значению sсм<= [s] см. 8. Смазывание подшипников и передач Смазка подшипников качения предназначена для уменьшения потерь мощности на трения, демпфирование нагрузки, снижения риска износа и коррозии контактирующих поверхностях, уменьшения шума и лучшего отвода теплоты, заполнения зазоров в уплотнениях, обеспечивая этим герметичность подшипникового узла. Применяют жидкие (минеральные масла и др.) и пластичные (солидолы, консталины и др.) смазочные материалы. На практике стремятся смазывать подшипники тем маслом, которым смазывают детали передач. При внутренней смазки колёс подшипники качения смазывают брызгами масла. При окружной скорости колёс u= 1 м/с брызгами масла покрывают все детали передачи и внутренние поверхности стенок корпуса. Стекающее с колес, с валов и со стенок корпуса масло попадает в подшипники. Минимальный уровень масляной ванной ограничивают центром нижнего тела качения подшипников. В ряде случаев для обеспечения надежного смазывания зацепления шестерню или червяк и подшипник быстроходного вала погружают в масло. В этом случае избегание попадания продуктов износа передачи зубчатых колес, червяков и др., а также излишнего пожива маслом подшипники защищаются маслозащитными кольцами и мембраной. Особенно если на быстроходном валу установлены косозубые или шевронные колёса либо червяк, т.е. когда зубья колес или витки червяка гонят масло на подшипник и заливают его, вызывая разогрев последнего. Добавления жидкого масла производят не реже одного раза в месяц, а через каждые 3…6 месяцев полностью заменяют. Пластичные смазные материалы применяют при окружной скорости колёс u= 1 м/с для смазывания опор машин, работающих в среде, содержащей вредные смеси и примеси, и там, где необходима работа машин (в химической, пищевой и текстильной промышленности). Учитывая все вышесказанное для нашего механизма мы выбираем такую смазку как ”Солидол С”. ГОСТ 4366-64 Предельная прочность на сдвиг, г/см2. 20Å - 2-6 50 2-4 Вязкость при tÅ 0Å <= 2000 20Å <=400-1000 водостойкость - хорошая tÅ применяемая - 30Å - 70Å Вывод При выполнении данного курсового проекта мы приобрели навыки в проектировании и конструировании механизмов и деталей машин, а также навыки в использовании справочной литературой. Рассчитывались волновая и зубчатая ременная передачи. Все параметры были рассчитаны и подобраны в соответствии с ГОСТами, что несомненно облегчит сборку данного модуля на производстве и обеспечит качественную его работу. Такая схема модуля поворота руки робота применяется часто. Зубчатая ременная передача в совокупности с волновой передачей позволяет обеспечить высокую точность позиционирования, тихоходность и сравнительно небольшие потери мощности. При более глубоком подходе к проектированию механизма нужно пересмотреть корпусные детали, направляющие и соединительные элементы и детали. Список использованной литературы 1. Проектирование механизмов роботов: учебное пособие, В.И. Назин 2. Справочник конструктора-машиностроителя том2 В.И. Анурев. 3. Детали машин.Д.Н. Решетов. 4. Детали машин. Курсовое проектирование М.Н. Иванов В.Н. Иванов. 5. Инженерные расчеты подшипников и валов: учебное пособие, В.И. Назин. 6. Волновые зубчатые передачи: учебное пособие, А.И. Полетучий. 7. Расчет и проектирование волновых передач: учебное пособие. Харьков 1973. |
Страницы: 1, 2
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |