|
Курсовая работа: Расчет и проектирование механизма поворота руля3. Расчет конической прямозубой передачи Привод от электродвигателя . Мощность, подводимая к валу шестерни . Частота вращения шестерни . Срок службы . Принимаем число зубьев шестерни равное . По заданному передаточному отношению вычисляем число зубьев колеса: . Определяем частоты вращения и угловые скорости валов: — ведущего:
— ведомого: . 3.1 Проектировочный расчет Определение числа циклов перемены напряжений колеса и шестерни и числа зубьев эквивалентных цилиндрических колес Числа циклов перемены напряжений шестерни и колеса: где и - количество контактов зубьев шестерни и колеса соответственно за один оборот (принимаем их равными 1). Определим числа зубьев эквивалентных цилиндрических колес: ; . Определение допускаемых напряжений Определение контактных допускаемых напряжений , где - предел контактной выносливости - коэффициент безопасности при объемной закалке равен 1,1. - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности сопряженных зубьев, принимают в зависимости от класса шероховатости: для 8-го класса - . - коэффициент долговечности, так как и , то Принимаем окружную скорость , тогда для открытых передач для . . В качестве расчетного значения принимаем . Определение изгибных допускаемых напряжений , так как и , то . Коэффициент безопасности при работе зубьев на изгиб , где - коэффициент, учитывающий нестабильность свойств материала зубчатого колеса и степень ответственности передачи; (для поковок) - коэффициент, учитывающий способ получения заготовки колеса. Тогда . - коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности зуба. Для шлифованных и фрезерованных зубьев при классе шероховатости не ниже 4-го . - коэффициент, учитывающий упрочнение переходной поверхности зуба. При отсутствии упрочнения . - коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки: - при работе зубьев одной стороной по . Определение предельных допускаемых напряжений . Определение коэффициентов расчетной нагрузки Коэффициенты расчетной нагрузки соответственно при расчетах на контактную и изгибную выносливость,где и - коэффициенты неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий ; - коэффициенты динамичности нагрузки . Определение среднего диаметра шестерни по начальному (делительному) конусу где по- коэффициент ширины шестерни относительно ее диаметра; - для стальных колес при 20-градусном зацеплении без смещения рекомендуется принимать при расчете прямозубых конических передач. Вращающий момент на валу колеса: . Таким образом, . Из конструктивных соображений принимаем . Определение модуля в среднем сечении зуба, конусного расстояния и внешнего окружного модуля Модуль в среднем сечении зуба . Конусное расстояние , где - ширина зубчатого венца. Внешний окружной модуль Округляя это значение до ближайшего стандартного по ГОСТ9563-60, получаем . Уточняем и : ; 3.2 Проверочный расчет Проверка передачи на контактную выносливость ,
- коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев;
- коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных колес;
- коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий. Уточняем окружную скорость: . Уточняем коэффициент расчётной нагрузки: ,
- удельная окружная динамическая сила; - коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля зубьев; - коэффициент, учитывающий влияние разности основных шагов зацепления зубьев шестерни и колеса;
- удельная расчётная окружная сила в зоне наибольшей концентрации;
- полезная окружная сила. Cследовательно, ; ; . Определю удельную расчётную окружную силу: , , таким образом, недогрузка 3,2%. Проверка зубьев передачи на изгибную выносливость Определю коэффициенты формы зубьев шестерни и колеса: для для , , так как 84,7<90,6 проверяем зуб шестерни: . , где - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев, при 5-й степени точности ; ; - коэффициент, учитывающий наклон зубьев . Определение геометрических и других размеров колеса и шестерни Половины углов при вершинах делительных (начальных) конусов шестерни и колеса находим из равенства Конусное (дистанционное) расстояние . Диаметры вершин зубьев по большому торцу равны: ; . Диаметры окружностей впадин по большому торцу равны: ; . Углы головок и ножек зубьев шестерни и колеса соответственно равны Половины углов конусов вершин зубьев (конусность заготовок) шестерни и колеса соответственно равны: Определяем диаметр отверстия под вал в колесе: , , . Принимаем из конструктивных соображений . 4. Проектировочный и проверочный расчет некоторых деталей и узлов 4.1 Тепловой расчет Необходимо провести проверку температуры масла в редукторе, которая не должна превышать допускаемую . Температура воздуха вне корпуса редуктора . Температура масла в корпусе цилиндрической передачи при непрерывной работе без искусственного охлаждения определяется по формуле: , где - площадь теплоотдающей поверхности корпуса редуктора; =9…17Вт/()- коэффициент теплопередачи. <. 4.2 Проверка по критерию "теплостойкость"Определение количества тепла, образующегося вследствие потерь мощности. , где h=0,918% – КПД редуктора; – мощность на ведущем вале: . Таким образом, . двигатель передача редуктор шкив 4.3 Расчет валовОсновными условиями, которым должна отвечать конструкция вала являются достаточная прочность, обеспечивающая нормальную работу зацеплений и подшипников; технологичность конструкции и экономию материала. В качестве материала для валов используют углеродистые и легированные стали. Расчет вала выполняется в четыре этапа: · Ориентировочный расчет на кручение; · Расчет на сложное сопротивление (кручение, изгиб); · Расчет на выносливость. За материал валов принимаем сталь 12ХН3А, с характеристикой: - временное сопротивление разрыву; - предел выносливости при симметричном цикле напряжений изгиба; - предел выносливости при симметричном цикле напряжений кручения; -коэффициенты чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений соответственно при изгибе и кручении. Ориентировочный расчет валов на кручение Определим потребный диаметр вала на ведущем шкиве учитывая прочностные характеристики.
где Т – крутящий момент на валу [tкр] – допускаемое напряжения при кручении.
Так как расчётная величина является очень малой конструктивно для удобства и возможности шпоночного соединения выбираем вал с d=10 мм, при этом выигрывая большой запас прочности и такой же диаметр имеет вал электрического двигателя, а это упрощает задачу конструирования. Определим потребный диаметр вала на ведомом шкиве учитывая прочностные характеристики.
Принимаем диаметр вала d=15 мм, это нам даст большой запас прочности и облегчит задачу проектирования. Определим потребный диаметр тихоходного вала конического редуктора учитывая прочностные характеристики. Принимаем диаметр вала d=20 мм, это нам даст большой запас прочности и облегчит задачу проектирования. Расчет валов на сложное сопротивлениеДля расчета вала на сложное сопротивление необходимо составить его расчетную схему: - разметить точки, в которых расположены условные опоры; - определить величину и направление действующих на вал сил: окружной , радиальной , осевой . А также точки их приложения. Приведем расчет тихоходного вала (поз.13): Рис.3 – Расчетная схема тихоходного вала на сложное сопротивление Длины расчетных участков находятся после предварительного проектирования: Реакции опор для входного вала: Определим реакции опор: . . . Построим эпюры моментов для тихоходного вала: Изгибающие моменты в горизонтальной плоскости: . . Рис.5 – Эпюра изгибающего момента в горизонтальной плоскости для тихоходного вала Максимальный изгибающий момент действует в сечении III – . Изгибающие моменты в вертикальной плоскости . . Максимальный изгибающий момент действует в сечении II –. Рис.6 – Эпюра изгибающего момента в вертикальной плоскости для тихоходного вала Построим эпюру крутящего момента для быстроходного вала. . Рис.7 – Эпюра крутящего момента для тихоходного вала Приведенный момент Максимальный приведенный момент ; . Наиболее опасным является третье сечение. Рис.8 – Эпюра приведенного момента для тихоходного вала Расчет валов на выносливость[1] Для примера будем рассчитывать тихоходный вал. Определим коэффициент запаса прочности быстроходного (рис.13) вала двухступенчатого цилиндрического редуктора. Рис.9 – Расчетная схема тихоходного вала на выносливость 1.а) Проверяем запас прочности по пределу выносливости в сечении I-I. Концентрация напряжений в этом сечении обусловлена наличием шестерни. Находим эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении от шестерни. При , ; масштабный коэффициент для вала ; коэффициент состояния поверхности при шероховатости . Эффективный коэффициент концентрации напряжений для данного сечения вала при изгибе и кручении в случае отсутствия технологического упрочнения: б) Находим запас прочности для касательных напряжений. Напряжение кручения . Амплитуда и среднее значение номинальных напряжений кручения . Запас прочности для касательных напряжений . 2. Определяем эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении вала в сечении II-II, вызванные посадкой внутреннего кольца подшипника на вал. Для вала с , . Определяем запас прочности для касательных напряжений: , здесь напряжение кручения:,амплитуда и среднее значение номинальных напряжений кручения.4.4 Расчет подшипников на долговечность Основные критерии работоспособности подшипников качения – его динамическая и статическая грузоподъемности. Метод подбора по динамической грузоподъемности применяют в случаях, когда частота вращения кольца превышает . Исходя из конструкции механизма, подбираем: 1) шариковый однорядный подшипник (поз.18) номер 1000904 ГОСТ 8338-75: Необходимо обеспечить номинальную долговечность при условии, что а) Выбираем коэффициенты X и Y. Отношение этому соответствует [7, табл. 12.26] . Поскольку , то . б) Определяем эквивалентную нагрузку . в) Определяем расчетную долговечность по формуле: , где - показатель степени: - для шарикоподшипников; - для роликоподшипников. Такая расчетная долговечность приемлема. 4.5 Расчет шпоночного соединения Рис.9 – Призматическая шпонка Принимаем на быстроходном валу призматическую шпонку с размерами , длина шпонки по ГОСТ 23360-78 (поз.16). Выбранную шпонку проверяем на смятие: , где - передаваемый момент; - диаметр вала; - допускаемое напряжение на смятие: при стальной ступице и спокойной нагрузке ; при чугунной – вдвое меньше. В случае неравномерной или ударной нагрузки на 25-40% ниже. Проверим на смятие призматические шпонки на тихоходном валу. а) призматическая шпонка с размерами , длина шпонки по ГОСТ 23360-78 (поз.43): . б) призматическая шпонка с размерами , длина шпонки по ГОСТ 23360-78 (поз.39): . 4.6 Проверочный расчет болтов крепления двигателя к корпусу Tкр = Tдв. Мтр > Tдв. Мтр = кÄTдв Мтр =FзатÄfÄZÄD/2 К – коэффициент запаса; Tдв – крутящий момент двигателя; f = 0.15…0.2 коэффициент трения в стыке деталей Z – количество болтов соединения Определим диаметр болтов из условия прочности на срез: Материал болта: Ст. 3 sв = 380 МПа sТ = 220 МПа s-1 = 130 МПа Определим допускаемое напряжения [sр]=0.3ÄsТ=0.3Ä220=66МПа Выбираем болт М8 относительно габаритов двигателя. 5. Смазывание подшипников и передач Смазка подшипников качения предназначена для уменьшения потерь мощности на трения, демпфирование нагрузки, снижения риска износа и коррозии контактирующих поверхностях, уменьшения шума и лучшего отвода теплоты, заполнения зазоров в уплотнениях, обеспечивая этим герметичность подшипникового узла. Применяют жидкие (минеральные масла и др.) и пластичные (солидолы, консталины и др.) смазочные материалы. На практике стремятся смазывать подшипники тем маслом, которым смазывают детали передач. При внутренней смазки колёс подшипники качения смазывают брызгами масла. При окружной скорости колёс u= 1 м/с брызгами масла покрывают все детали передачи и внутренние поверхности стенок корпуса. Стекающее с колес, с валов и со стенок корпуса масло попадает в подшипники. Минимальный уровень масляной ванной ограничивают центром нижнего тела качения подшипников. В ряде случаев для обеспечения надежного смазывания зацепления шестерню или червяк и подшипник быстроходного вала погружают в масло. В этом случае избегание попадания продуктов износа передачи зубчатых колес, червяков и др., а также излишнего пожива маслом подшипники защищаются маслозащитными кольцами и мембраной. Особенно если на быстроходном валу установлены косозубые или шевронные колёса либо червяк, т.е. когда зубья колес или витки червяка гонят масло на подшипник и заливают его, вызывая разогрев последнего. Добавления жидкого масла производят не реже одного раза в месяц, а через каждые 3…6 месяцев полностью заменяют. Пластичные смазные материалы применяют при окружной скорости колёс u= 1 м/с для смазывания опор машин, работающих в среде, содержащей вредные смеси и примеси, и там, где необходима работа машин (в химической, пищевой и текстильной промышленности). Учитывая все вышесказанное для нашего механизма мы выбираем такую смазку как ”Солидол С”. ГОСТ 4366-64 Предельная прочность на сдвиг, г/см2. 20Å - 2-6 50 - 2-4 Вязкость при tÅ 0Å <= 2000 20Å <=400-1000 водостойкость - хорошая tÅ применяемая -30Å - 70Å 6. Компоновка и разработка чертежа редуктора Размеры валов и подшипников в значительной мере определяются компоновочными размерами прямозубых цилиндрических и конических передач, взаимным расположением агрегатов привода, заданными габаритными размерами привода. Поэтому после расчета передач и установленных размеров их основных деталей приступают к составлению компоновочных чертежей узлов, агрегатов и всего привода. Компоновка привода определяется его назначением, предъявленными к нему требованиями, зависит от компоновки отдельных агрегатов. Механизм в данном проект можно оставлять стандартным (протоколом М2), но учитывая особенности расчётов. Конструкция механизма поворота руля робота показана на формате А1 в приложении к курсовой работе. Конструкция выполняется по расчетам, но выбирается по конструктивным соображениям и стандартами с явным запасом прочности. Это облегчает задачу проектирования механизма, но этот проект даёт только навыки к проектированию. На самом деле при более серьезной проектировке надо рассчитывать каждый элемент механизма и, по возможности, выбирать таковой согласно стандартом. Рассчитывались коническая и зубчатая ременная передачи. Все параметры были рассчитаны и подобраны в соответствии с ГОСТами, что несомненно облегчит сборку данного модуля на производстве и обеспечит качественную его работу. Такая схема модуля поворота руля применяется часто. Зубчатая ременная передача в совокупности с конической передачей позволяет обеспечить высокую точность позиционирования, тихоходность и сравнительно небольшие потери мощности. При более глубоком подходе к проектированию механизма нужно пересмотреть корпусные детали, направляющие и соединительные элементы и детали. Список используемой литературы 1. Киркач Н.Ф., Баласанян Р.А. Расчет и проектирование деталей машин, Х.: Основа, 1991, 276с. 2. Анурьев В.И. «Справочник конструктора-машиностроителя» (3 тома). М.,1980. 3.Назин В.И. Проектирование механизмов роботов.- Х: «ХАИ», 1999 – 136с. 4.Бейзедьман Р. Д., Цыпкин Б. В., Перель Л. Я. ”Подшипники качения” (справочник),М. “Машиностроение”,1975, 574с. 5. Иванов М.Н. Детали машин. Учебн.М.: Высшая школа, 1984, 336с. 6. Чернин И.М., Кузьмин А.В., Ицкович Г.М. «Расчеты деталей машин» (справочное пособие). Издание 2-е, переработанное и дополненное. – Минск: «Высшая школа», 1978 – 472с. 7. Чернавский С.А., Снесарев Г.А., Боков К.Н. «Проектирование механических передач». Учебно-справочное пособие по курсовому проектированию механических передач. Издание пятое, переработанное и дополненное. – Москва: «Машиностроение», 1984 – 560с. |
Страницы: 1, 2
НОВОСТИ |
ВХОД |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |