![]() |
|
|
Реферат: Калуга. Правобережье (Гамаюнщина)В 1782 г. началась продажа недвижимого имения дворянина Алексея Никитича Демидова, описанного за долги, состоящего «в Калужском уезде в селах Чижовке, Рождествене и деревнях Верховой, Квани, Шопиной и Боровой, которое, по описям, оценено в семь тысяч пятьсот двадцать один рубль и в семьдесят копеек». Продавалось и село Ромоданово, но Алексею Никитичу удалось отложить его продажу. «Алексей Никитич Демидов в конце жизни расстроил свои дела, принял к себе в товарищи сроком на десять лет Калужского купца Илью Назарова Коробова. Через два года Демидов Коробова от товарищества отрешил и из завода выгнал, не отдав деньги. Во время тяжбы Демидов умер в 1786 г.». В 1812 г. эта местность принадлежала помещику Олонкину, у которого пребывал преосвященный отец Евлампий, выехавший со свитой в село Ромоданово в ту ночь, когда Калужская губерния была объявлена на военном положении и калужане ожидали нападения наполеоновских войск на город. В 1838 г. вдова обер-провиантмейстера Олонкина в связи с погашением госкомиссией долгов за забранные в 1812 г. российскими войсками припасы покорнейшее прошение выслала на имя предводителя калужского дворянства. Там же говорится, что за обер-про-виантмейстершей Настасьей Михайловной Олонкиной состоит имение в Калужском уезде в селах Ромоданове, Никольском (Чижовка тож) и Рождествене, в дер. Квани, Верховой, Боровой, Шопине, Еловке, Пучкове, селе Покровском (Игумново тож) и Сикиотове (во вновь поселенной дер. Грачи); в Перемышльском уезде имение состоит в деревнях Колюпановой, Животинкиной, Горенской, Сивковой, Верхней Вырки и Нижней Вырки, которое в 1812 г. состояло за покойным мужем ея обер-провиантмейстером Иваном Мало-феевым Олонкиным, а по кончине его отошло ей, Олонкиной, по духовному завещанию, утвержденному в 1813 г. Смоленской палатою гражданского суда...». Имя этого помещика запечатлелось в названии «Олонкин сад». В середине XIX в. излюбленным местом для прогулок калужан (в том числе и гостившего в Калуге Н.В.Гоголя) был высокий правый берег Оки в селе Ромоданово, где стоял господский дом. В 1862 г. село Ромоданово с деревнями его прихода принадлежало гвардии полковнику Гавриле Ивановичу Шпигельбергу и полковнику Николаю Матвеевичу Эндогурову. Село Рождествено с деревнями — их женам: Марии Петровне Шпигельберг и Милании Петровне Эндогуровой. А село Покрова — умершему помещику Олонкину. Позже село Покровское (Игумново тож) принадлежало М.П.Шпигельберг и М.П. Эндогуровой. Мария Евгеньевна Шереметева в своей работе в 1925 г. в состав Гамаюнщины включила 17 селений, а именно: Ромоданово, Квань, Верховая, Боровая, Покров (Игумново), Пучково, Чижовка, Шопино, Секиотово, Рождествено, Грачи, Вырка Верхняя, Вырка Нижняя, Еловка, Животинкино, Колюпаново и Горенск. Число дворов во всех этих деревнях (по переписи 1920 г.) — 1087; жителей — 5427 человек. Как подтверждение народного названия — на правом берегу по перемышльскому шоссе за плашкоутным (живым) мостом располагалась деревня Гамаюнка. М.Е.Шереметева писала в своей работе о том, что все селения Гамаюнщины «в конце XVII и в начале XVIII вв. составляли владение князей Ромодановских, а затем переходили из рук в руки к другим владельцам» — гр. Головкину, Демидову, Олонкину, «оставаясь все время «одной державой». Но архивные документы рассказали нам, что был период, когда эта вотчина была распродана с торгов и имела много хозяев. В шестидесятые годы XIX в. эту местность раздробили на разные по величине участки новые хозяева: дворяне, калужские купцы и крестьяне. Купец Титов приобрел ее по купчей крепости, совершенной 18 ноября 1866 г., от вдовы полковника Марии Петровны Шпигельберг и жены подполковника Милании Петровой Эндогуровой. Ромодановская волость (13394 дес. 185 саж.) в книге о переходе земельных владений в дачах генерального и специального межевания по Калужскому уезду принадлежала: обществу крестьян села Ромоданова, СМ. Горбунову, B.C. Розанову, С.Я. Калашникову, И.И. Вашкову, Н.И. Вашкову, Н.А.Давыдовой, Н.П. Розановой, Н.Н. Коншину, М.Ф. Шатихину, И.Д. Жучкову, О.И. Сытиной, товариществу Н.Н.Коншина в Серпухове, Е.Н. Лопатиной, В.Н. Гурьеву, С.Н. За-верину, И.М. Соколову, обществу крестьян дер. Верховой, села Покровского (Игумное) и Никольского (Чижовка) по купчим с 1870 г. Потомственным почетным гражданином серпуховским, 1-й гильдии купцом Николаем Николаевичем Коншиным старшим (1833— 1918) на публичном торге, произведенном 12 октября 1872 г., было приобретено недвижимое имение «при селении Ромоданове, принадлежавшем прежде мосальскому купцу Алексею Александровичу Титову» и по исполнительному листу из Калужского окружного суда от 16 ноября 1872 г. он «введен во владение недвижимым имением, состоящим в Калужской губернии Калужского уезда при селениях Ромоданове, Чижовка, Игумново, Квань, Верховой, Рождествене, Грачах, Шопине, Боровой, Сикиотове, Пучкове, Еловке и Перемышльского уезда при селениях Колюпанове, Животинкине, Горен-ском, Сивкове, Верхней и Нижней Вырке и значащимся в одной даче при оных селениях с принадлежащими к оному имению землями, лесами, водами, разного рода строениями и заведениями». В свидетельстве по удостоверении о недвижимом имении потомственного дворянина Николая Николаевича Коншина от 6 июня 1889 г. говорится о том, как приобреталась земля Гамаюн-щины: по купчей крепости, утвержденной 14 марта 1875 г. от калужской купеческой дочери Марфы Федоровны Мешковой, крестьянки Медынского уезда села Адуева Александры Федоровны Панковой и калужской мещанки Матрены Федоровой Завериной; по купчей крепости, утвержденной 12 июня 1878 г. от временно калужского купца Василия Степановича Розанова; по купчей крепости, утвержденной 4 июня 1880 г. от жены коллежского асессора Натальи Алексеевны Давыдовой; по купчей крепости, утвержденной 7 марта 1874 г. от потомственного почетного гражданина Александра Николаевича Мамонтова. В свидетельстве говорится, «что в собственном его, господина Коншина владении... состоят земли разного качества Калужской губернии Калужского и Перемышльского уездов, при селе Ромоданове с деревнями... всего в количестве 2792 дес. 1800 саж. с растущим на ней лесом». В 1877 г. земля в количестве 2000 дес. при селении Ромоданово продана Н.Н.Коншиным Товариществу мануфактур Коншина в Серпухове, которое составляли сыновья — Николай Николаевич (младший) и Иван Николаевич Коншины. Города Москвы потомственный дворянин Николай Николаевич Коншин (старший) состоял старостой церкви Рождества Богородицы в селе Ромоданове с 1878 г. У церкви им был построен дом для псаломщика. В храме поставлен новый иконостас, обновлена живопись, сделан новый пол из каменных плит и духовые печи. На средства второй жены, Ольги Николаевны (1841 — 1888), 30 августа 1879 г. было открыто начальное училище в Ромоданове, которое временно помещалось в одном из флигелей госпожи Коншиной. В 1890 г. дворянин Николай Николаевич Коншин (старший) жертвовал на постройку Желовской церковноприходской школы 200 рублей. Н.Н.Коншин (старший) состоял главой мануфактуры в Серпухове до национализации новой властью в 1918 г. Летняя дача в с. Ромоданово была местом отдыха. Также в Калужском уезде находились заводы Н.Н.Коншина, где выращивались лошади английской и англо-арабской породы верхового сорта. В архиве хранится документ о том, как калужский нотариус посетил его в имении села Ромоданово для составления доверенности в июле 1890 г. 18 июня 1906 г. от удара молнии «сгорел дотла великолепный» господский дом. Патриарх семьи жил и умер в Москве в 1918 г. в своем доме в Калашникове пер. Похоронили его в семейной усыпальнице в Серпухове. В 1916 г. в ромодановском имении распоряжалась наследница Николая Николаевича — Капитолина Николаевна. Овдовев, она вышла замуж за Полуэктова Евгения Григорьевича. Он содержал юридическую контору в Москве. Полуэктовы являлись последними владельцами этих земель. КРЕСТЬЯНСКАЯ ОДЕЖДА КАЛУЖСКОЙ ГАМАЮНЩИНЫ 17 деревень Гамаюнщины представляют из себя нечто целое, крепко связанное семейным родством, общими хозяйственными навыками, совместным владением угодий (например, заливных лугов по реке Оке), одинаковым обычаем в семейном быту и общими историческими воспоминаниями о барщине, о бунте Ромодановской волости в 1752 г. и прочем. В отношении одежды Гамаюнщина также является районом обособленным, сохраняющим старинный костюм, в то время как соседние с ней деревни того же Калужского уезда давно уже перешли к платью городского покроя. Одежда составляет одну из важных сторон народного быта, и потому для общей характеристики быта Гамаюнщины, для выяснения ее этнографических особенностей, а может быть, и для истории ее происхождения имеет значение знакомство с одеждой гамаюн. Одежда, как и всякое другое культурное явление, не остается неизменной; она постоянно меняется под влиянием моды, прихотливости вкуса и развития фабричного производства, вытесняющего машинными материями народную самодельщину. Ряд изменении претерпел и гамаюнскии костюм, особенно женский, как более сложный и обладающий большим количеством составных частей. Основной старинной женской одеждой почти во всей Калужской губ. были поневы из синей и красной шерсти и головные уборы — кички. Поневы, по замечанию Д. А. Шахматова,— особенность старой южновеликорусской одежды. И, действительно, мы встречаем шерстяную клетчатую поневу и сопровождающую ее кичку еще в Орловской, Тульской, Рязанской, Тамбовской, Курской губ. Калужская губ. в древности заселена была вятичами, и поневы и кички, по мнению Д. К. Зеленина,— это архаичная крестьянская одежда-костюм вятичей. В Калужской губ. поневы и кички известны в уездах: Козельском, Жиздринском, Мосальском, Мещовском, Перемышльском и даже северном Боровском.. Поневы и кички особенно характерны для Калужского Полесья. Но уже с середины XIX века началась смена понев сарафанами даже в Полесье: так, в с. Песочня (в 11 верстах от Жиздры в Подбужской волости) в середине прошлого века, при обычных поневах и кичках, зажиточные женщины носили сарафаны из китайки. В неполесских уездах замена понев сарафанами шла еще быстрее. Уходила и уходит шерстяная клетчатая понева, заменяясь китайчатым синим и пестрым ситцевым сарафаном. Это можно сказать относительно уездов Козельского, Перемышльского, Мещовского, Калужского. Но и сам сарафан исчезает в пригородных деревнях (особенно под Калугой), уступая место юбке городского покроя. Так подтверждается общее этнографическое правило: поневы сменяются сарафанами, а сарафаны - платьями городского покроя. Сарафан не был местным исконным крестьянским костюмом. Это костюм московский. В Калужскую губ. он пришел сравнительно недавно, одновременно с появлением его в Рязанской и Тульской губ., где он тоже явился на смену поневе. Мода на сарафан объясняется, с одной стороны, экономической связью Калужской губернии с Москвой, с другой стороны — распространением старообрядчества, которое было носителем Московской культуры. С этой точки зрения важно указать на обилие староверов в Калужском крае. Староверов разных толков в 1859 г. по официальным данным насчитывалось в Калужской губ. 16867 душ; в действительности их было значительно больше. Особенно много их было в уездах Жиздринском, Мосальском, Боровском, Калужском, Малоярославецком. В районе Гамаюнщины, по всей вероятности, также старинной женской одеждой были поневы. Но их не помнят даже 90-летние старухи и решительно утверждают: «У нашего барина поневы ни в одной деревне не носили...», «у нашего барина носили сарафаны да кички». Китайчатые сарафаны и являются самым старинным нарядом, который здесь знают. Несомненно, однако, что они сравнительно недавнего происхождения, так как гамаюнские крестьянки не умеют сами их кроить, а отдают шить такие сарафаны в Калугу. Гамаюнские китайчатые сарафаны делались из покупной темно-синей (кубовой) материи китайки, отчего они в крестьянском обиходе называются сокращенно «китайками». Кубовой материи шло на один такой сарафан 9 аршин, и материя продавалась отрезами, которые назывались «китайки концевые 9-аршинные». «Китайка» шилась раскосной с 4 клиньями у подола, по 2 клина с каждого бока, на белой холщовой подкладке, отчего она оказывалась очень тяжелой и прочной, «вековечной», с крупными сборками на спине и гладкая на груди. Застегивалась «китайка» спереди, причем разрез шел от груди вниз на 1/2 аршина; затем до низу «китайка» сшивалась, но 2 полоски нашитого по переднему шву шелкового цветного шнурочка — «гитанчика» с рядом фальшивых петелек «заковычек» и мелких медных пуговиц с эмалевыми или стеклянными середками придавали «китайке» такой вид, как будто она застегивалась до самого низу. Проймы делались из кумача или из цветного, часто старинного, шелка. Карман с правого боку обшивался полосами того же шелка. Особенно разукрашивали подол «китайки». По самому низу нашивали «гитанчик», зеленый или оранжевый; рядом с ним без промежутка клали ленту шелковую «травчатую»; шириной такая лента бывала от 2 до 4 пальцев, по ее синему или малиновому фону шли цветы — «травы" серебристого, зеленого, либо розового тона через небольшой промежуток над лентой накладывали по «китайке» шелковый шнурочек зубцами, а еще выше «прозумент ясный» — золотой галун с цветными крестиками. «Китайки» шились в городе (Калуге) особыми мастерицами-монахинями в Девичьем Казанском монастыре, и, очевидно, отсюда приходила в деревню отделка «китайки» старинными шелками XVIII века: мастерицы, вероятно, употребляли на это обрезки от церковных облачений и прочие мелкие лоскуты. Подпоясывали «китайку» широким шерстяным зеленым или красным поясом с бахромой на концах, либо широким тканым поясом, завязывая его с правого боку узлом. Узкие поясочки и шнурки никогда с «китайкой» не надевали. С «китайкой» носили рубаху холщовую, в 4 полотнища, «с подставкой» (пришивной нижней частью); рукава были красные изотканные, в 1 1/2 полотнища шириной, долгие - до суставов пальцев, на сборочке у кисти; ворот с небольшим вырезом, обшитым узкой обшивочкой. Поверх рубахи и «китайки» носили передник со спинкой и грудкой — «грудинкой», называемый «занавеска». Она шилась в 2 полотнища из изотканного холста, внизу украшалась покупными кружевами — «прошивами», выше — полосой кумача; вышивкой — «вырезами» с узором: «кони», «петухи», «куколки», «солдатики» и др. Еще выше вставляли «перетыки» (холст, перетканный красными полосами); наконец на «грудинке» шла узкая вышивка — «подузорник», я на спинке прорезали маленькое квадратное отверстие — «окошечко», которое тоже должно было служить украшением. «Китайка» и изнаряженная «занавеска» носились по праздникам; по будням же надевали простую холщовую «занавеску», а «китайку» заменяли холщовым сарафаном который тоже шился раскосным, с клиньями и обшивался по подолу полосой кумача. Из этого же материала делались и проймы. Холст для сарафанов отдавали красить в гладкий темно-синий цвет в калужские красильни — «синительни». Как в праздник, так и в будни гамаюнка в старину носила высокий и тяжелый головной убор — сороку золотную, надеваемую поверх кички. Кичка эта представляет из себя холщовый сборник, спереди которого пришит высокий околыш (в 1/4 аршина вышиной) из нескольких слоев холста, простеганных поперек крупными стежками толстых ниток и промасленных конопляным маслом для того, чтобы придать околышу твердость. Сзади кичка вздергивалась на тесемку в сборку, а околыш спереди стоял несколько наклонным верхним своим краем вперед. Когда кичка одета, то сзади подвязывали позатылень, состоящий из полосы шитья серебряными, либо золотыми нитками по холсту, со свешивающейся на шею узкой бахромкой из зеленого, белого и желтого бисера, с кумачовыми лопастями по бокам, подложенными, как и шитье, синей набойкой. Спереди под кичку поддевали поднизь, низанную из белого и зеленого бисера сеточкой; она должна была спускаться на лоб из-под сороки. Наконец, в виде чехла на кичку надевали головной убор — сороку золотную. Последняя состоит из широкого околыша золотного шитья, которое убрано цветными искусственными камнями, сидящими в металлических гнездах. Группа камней посередине околыша образует треугольник. По бокам околыша пришиты кумачовые крылья — лопасти. Навершье — красное кумачовое — расшито синей шелковой лентой; ею же обшита внизу тыльная часть сороки Лопасти завязываются сзади головы узлом (рис. 1).
Рис. 1. Гамаюнская «молодая» в китайке и кичке с золотной сорокой. Это тяжелый и неудобный головной убор носили не только в праздник, но и по будням в трудную работу: в нем косили и пахали. «Бывало,— рассказывают старухи,— хозяин (муж) торопит на рассвете ехать пахать, а ты-то мечешься, никак не можешь впопыхах да впотьмах приладит кичку, позатылень да надеть сороку...» Не которые женщины с вечера убирались в кички и ложились в них спать, чтобы утром не возиться с одеванием сложного убора Женщина считала для себя позорным, если мужчина увидит ее без кички. Такой взгляд держался чуть не до конца XIX века «Ехала я раз на возу лесом с мужиками,— вспоминает одна гамаюнка,— и разом сдернуло с меня веткой кичку. Осталася я с голой головою. И не знаю, куды мне деться — мужики-то меня увидят! И не знаю, за что схватиться: и вожжи тяну, и голову «занавеской» крою, и кичку с дерева хватаю. Не обобралась я стыда...». Вот как, по рассказам, бросили носить кички в Ромоданове: «Бабы на лугу сено трясли — все в. кичках наряжены; приехал господский приказчик на луг и приказал, чтобы отобрать у всех баб кички и покидать в реку; барину, дескать, не нравится эта мода. Так и не стали носить кички в Ромоданове». И это не единственный пример вмешательства помещика силой своей власти в крестьянские моды. Мы имеем, например, такое свидетельство помещика Головнина от 1848 г. о женских кичках Рязанской губ.: «В последнее время этому народному убору не посчастливилось понравиться некоторым господам, имеющим претензии на очищенный вкус, и они запретили употреблять его в своих имениях». Действительно, громоздкий этот убор, с его наклоненным вперед околышем, был достаточно уродливым, и Потанин, описавший Гамаюнщину в 1861 г., считает его даже символом рабства. Но, бросив носить кички, гамаюнки сохранили сороки, и замужние женщины продолжали их одевать по праздникам, повязывая поверх них шелковую или шерстяную цветную шаль концами назад (рис. 2).
Рис. 2. Гамаюнка в золотной сороке, покрытой шалью. Для девиц же отпарывали у сорок их кумачовое, навершье, и в золотный ее околыш девушки убирались, как в венец девичий, оставлявший волосы открытыми. Итак, в XIX веке, вплоть до 60-х гг. костюм гамаюнской женщины состоял и холщовой рубахи, сарафана и высокой кички с сорокой. Если во времена крепостного права, когда деньги у крестьян отсутствовали, гамаюны носили почти исключительно само дельный холст, крашенный или в городе, или дома ольховой и дубовой корой (даже головные платки употребляли холщовые; их называли «покрышечками»), то, выражаясь местным языком, «после воли» в деревню стал проникать в значительном количестве покупной материал — ситец, шерсть и, как отделка, блестки, дутые бусы, шелковые ленты. Холщовый сарафан и старомодную «китайку» на холстиновой подкладке заменили шерстяной (в праздник) и ситцевой (в будни) «шубкой». (Холщовые «шубки» вошли в употребление главным образом из-за дороговизны ситца). «Шубка»— это не специально калужское название для той одежды, которая пришла на смену сарафану. Это название мы встречаем, например, в Каширском уезде Тульской губ. «Шубка», носимая в Гамаюнщине, отличается от сарафана тем, что шьется не раскосной, а прямой, «прямизной», без клиньев; шерстяная — в 4 полотнища, ситцевая — в 6 полотнищ, а холщовая — в 7 или 8. Праздничная шерстяная «шубка» алого или малинового цвета подшивается у подола полосой кумача в 1/4 аршина ширины и украшается двумя рядами черного кружева — «накладами». Проймы шьются из той же материи и обшиваются цветной тесьмой, либо черные бархатные расшитые на спине блестками. Гладкая на груди, «шубка» на боках и спине закладывается у пояса в многочисленные мельчайшие складочки, поверх которых вышивается яркими шелками узор. Рубаху праздничную, изотканную, «после воли» стали расшивать на рукавах у кисти и на плечах множеством металлических блесток, причем рукава оканчивали узким обшлагом — «шишлаком». «Занавеску», впрочем, и сейчас еще распространенную, стали в праздник заменять «заграничным», т. е. ситцевым, и шерстяным «хвартуком» малинового, желтого или зеленого цвета с нашитым внизу и по поясу «прозументом». «Шубку» подпоясывали самодельным плетеным шерстяным, либо крученым из разноцветной пряжи пояском, украшенным на концах кистями — «косниками» из того же материала с привесками из бисера и бус; косники иногда заменялись пучками из зеленых перьев селезня. Девицы вместо золотного венца начали носить вокруг головы шелковый платок, свернутый наискось в виде полосы; чтобы он стоял на голове, подобно кокошнику, внутрь платка вкладывалась полоска твердой «каленой» бумаги — «грамотка». Этот убор назывался «подпластик» или платок «на грамотке». Платок это завязывался сзади одним узлом, а по узлу перевязывался широкой шелковой лентой, концы которой оставались распущенными вдоль спины. И в косы вплеталась шелковая лента, длиной в 1 1/2. аршина, концы которой не завязывались бантом, но висели свободно (рис. 3).
Рис. 3. Девушка-гамаюнка в подпластике, рубахе и «шубке» (вид сзади). Спереди из-под «подпластика» выпускали на лоб поднизь бисерную, низаную, описанную выше, и втыкали в нее с боков «косицы», т. е. перышки селезня; поверх платка вокруг головы надевали особый убор «чехры» или «банты», обхватывающий голову, как венок. «Чехры»— нарядный головной убор, состоящий из полосы кумача, шириной в 3 пальца, на которую нашиты розетки из разноцветной шелковой ленты с блестками и мелкими дутыми бусами - «дутиками». Между розетками посажены петли (по 4-5 рядом) из разноцветных лент, образующие подобие трубочек. Когда «чехры» лежат в сундуке, в эти трубочки вставляют свернутые бумажки, чтобы петли не мялись и не теряли формы. На затылку «чехры» завязывались шелковыми ленточками или застегивались на металлическую пуговичку. Одновременно с этим головным убором на шею надевали особое украшение - «подшейный язык». Это — приставной воротник из шелковой ленты на кумачовой подкладке, расшитый, как и «чехры», розетками и блестками. От этого воротник спускается на грудь «язык», отороченный гофрированной лентой и убранный блестками, медными сердечками и крестиками. К воротнику этому часто бывает приделан ожерелье из крупных или мелких золоченых бус, низаных самими крестьянкам «в клетку» (рис. 4).
Рис. 4. Девушка-гамаюнка в подпластике и «чехрах». На шее — ожерелье с «языком». Позднее вместо «языка» стали носит «нашейник» — приставной воротник без язычка, вышитый крестиком и отделанный суровым кружевцем. В этот наряд девицы убираются перед зеркалом, или, по-народному, «под зеркало». Замужние женщины также носили «чехры», но только платок надевали не «на грамотке», свернутым полосой, а просто повязы-вая его концами назад под «чехрами»; «чехры», поднизь, шелковый платок — подшальник, ожерелье, «язык» подшейный надеваются и теперь девицами иногда в большие праздники, а замужними женщинами — на вечеринку перед свадьбой (рис. 5).
Рис 5. Молодая женщина-гамаюнка в «чехрах» и «языке». Старухи носят повойники — «сборники» сатиновые и ситцевые, обшитые спереди «травчатыми» лентами. Старинные сборники — парчовые или шелковые, штофны большим бантом из лент сзади. Сборники надевают только пожилые; молодые в будни носят завязанные под подбородком ситцевые платки, а в праздник — подшальники шелковые и шерстяные «с лапой» — т. е. узором в виде цветка или завитка в углу платка. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |