рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования

v  нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.[12]

Преимущество нормативного регулирования — оперативность его внедрения в практику и эффективность с экологической точки зрения. Оно используется в особо тяжелых случаях, когда необходимо срочно спасать нарушенные прошлой деятельностью человека экосистемы.

Система специальных механизмов и инструментов, непосредственно связанных с охраной окружающей среды и эксплуатацией природных ресурсов, включает мероприятия, имеющие экологическую направленность и ожидаемый экологический эффект. Ее основные элементы следующие:

v  непосредственное осуществление государством различных мер природоохранного характера (подготовка специалистов, установка очистных сооружений, выполнение обязательств в рамках международных программ и организаций);

v  административно-правовое регулирование (применение мер административного пресечения и юридической ответственности за правонарушения, т.е. приостановление, прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранные законы; привлечение к административной ответственности за нарушение законов и причинение вреда природной среде);

v  государственное экономическое стимулирование и поддержка природоохранной деятельности частного сектора (косвенные субсидии, займы и кредиты под низкие проценты, ускоренная амортизация экологически чистой техники, налоговые льготы, создание бюджетных и внебюджетных экологических фондов);

v  меры государства, побуждающие природопользователей к охране окружающей среды (отчисления за загрязнение, купля-продажа прав на загрязнение и др.);

v  формирование и реализация экологических программ.

В этих мероприятиях в качестве объектов выступают охрана окружающей среды и улучшение использования природных ресурсов. В случае появления негативных экологических эффектов от проведения «большой» экономической политики государство бывает вынуждено реализовать дополнительные экологические программы или мероприятия для стабилизации ухудшающейся экологической ситуации.

1.2 Правовые основы управления в области охраны окружающей среды и природопользования

Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды и ее устойчивого развития является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также оценки качества окружающей среды. Поэтому экологическое законодательство ориентировано на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, чтобы активизировать все эти юридические механизмы в интересах сохранения, рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений.

Главным аспектом в РФ в области экологии является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7 ФЗ. Данный Закон раскрывает и аргументирует основные задачи регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Согласно указанному Закону при осуществлении хозяйственной, управленческой и любой иной деятельности государственные органы, предприятия, учреждения и организации, т.е. все юридические и физические лица, обязаны руководствоваться следующими принципами[13]:

v  соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

v  обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

v  научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

v  охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

v  международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.[14]

Развитие научно-технического прогресса и связанная с ним деградация природной среды обусловили необходимость усиления ее охраны, правового регулирования потребления отдельных природных компонентов, поэтому были приняты[15]:

v  Водный кодекс РФ (№74-ФЗ от 3.06.2006 года)

Лесной кодекс РФ (№200-ФЗ от 4.12.2006 года)

v  Земельный кодекс РФ (№136-ФЗ от 25.10.2001 года)

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (№33-ФЗ от 14.03.1995 ред. от 30.12.2008)

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (№89-ФЗ от 24.06.1998 ред. от 08.11.2008)

v  Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (№96-ФЗ от 04.05.1999 ред. от 30.12.2008)

v  Федеральный закон «О животном мире» (№52-ФЗ от 24.04.1995 ред. от 14.03.2009)

v  Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1(ред. от 30.12.2008)"О недрах"

Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат:

v  земля, ее недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;

v  естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию;

v  объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.[16]

Таким образом, теоретические и правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Российской Федерации являются достаточно разработанными и охватывают все проблемные вопросы, связанные с охраной окружающей среды и природопользования.


ГЛАВА 2. Анализ системы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области

2.1 Деятельность органов государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области

Государственное регулирование природоохранной деятельности осуществляется на общегосударственном, региональном, местном уровнях.

В России единую государственную политику в области охраны окружающей среды и природопользования осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии РФ, которое выполняет координационные функции, разрабатывает соответствующие нормативные правовые акты и контролирует их выполнение. В последние годы прослеживается тенденция увеличения числа органов государственного управления, включая отраслевые министерства, ответственных за состояние окружающей среды на своем участке, и расширения их функций в этой области[17].

В соответствии с проводимой в Российской Федерации административной реформой, приведшей к реорганизации Министерства природных ресурсов и его структур в субъектах федерации, в Калужской области образованы:

- Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области;

- Агентство лесного хозяйства по Калужской области;

- Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калужской области;

- отдел геологии и лицензирования по Калужской области регионального агентства по недропользованию по Центральному федеральному округу;

- отдел водных ресурсов по Калужской области Московско-Окского бассейнового водного управления;

- Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Калужской области;

- ГУ «Центр природопользования и охраны окружающей среды Калужской области.[18]

В состав Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калужской области входят:

v  Отдел государственного экологического контроля

v  Отдел государственного энергетического надзора

v  Отдел по надзору за подъемными сооружениями и государственным строительным надзором

v  Отдел по котлонадзору и надзору за тепловыми установками и сетями

v  Отдел газового надзора

v  Отдел по надзору за общепромышленными, взрывоопасными и химически опасными объектами

v  Финансово-кадровый отдел

v  Технический отдел

v  Отдел государственной экологической экспертизы

Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калужской области выполняет следующие функции:

- Осуществляет контроль в сфере:

v  охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия;

v  промышленной безопасности;

v  безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей);

v  безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики;

государственного строительного надзора.

- Осуществляет в установленном порядке и в пределах компетенции лицензирование и разрешительную деятельность;

- Организует и проводит государственную экологическую экспертизу;

- Проводит администрирование платежей в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.[19]

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющим свои полномочия на территории Калужской области.

Управление подчиняется непосредственно Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, а в оперативном отношении - Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу.

В состав Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области входят:

v  Аппарат при руководстве, кадровое, юридическое обеспечение, делопроизводство;

v  Отдел экологического контроля, контроля за особо охраняемыми природными территориями и разрешительной деятельности;

v  Отдел экономики, финансов и бухгалтерского учета, информационно-аналитического и административно-хозяйственного обеспечения;

v  Отдел геологического контроля, охраны недр и надзора за водными и земельными ресурсами.

Управление Росприроднадзора по Калужской области в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности (согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.12.2007. № 527):

- Контроль и надзор:

v  в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), за исключением полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти Калужской области;

v  в области функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;

v  за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

v  за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов);

v  за исполнением органами государственной власти Калужской области переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;

v  государственный лесной контроль на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

v  за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов);

v  государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий федерального значения;

- Принимает решения о выдаче лицензий на экспорт ресурсов животного и растительного происхождения, выдаваемых Минэкономразвития России

- Согласовывает материалы и выдает разрешения:

v  для выдачи разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

v  для выдачи распорядительных лицензий на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации;

v  для принятия решения о выдаче лицензий на экспорт ресурсов животного и растительного происхождения, выдаваемых Минэкономразвития России;

v  для принятия решения об экспорте коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии, полудрагоценных камней и изделий из них;

v  для принятия решения об экспорте информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, расположенным на территории Российской Федерации, и в пределах континентального шельфа и морской зоны Российской Федерации.

- Осуществляет в пределах компетенции Росприроднадзора в проведении мониторинга объектов животного мира

- Участвует в ведении Красной книги Российской Федерации

- Участвует в ведении кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения

 - Утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, а также государственную экспертизу проекта освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Управлением Росприроднадзора по Калужской области:

v  проводятся работы по исключению дублирования контрольно-надзорных функций с другими надзорными органами. В настоящее время составлен план совместных проверок с Управлениями Россельхознадзора и Роспотребнадзора по Калужской области.

v  заключено соглашение о сотрудничестве с ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО» Калужский филиал, согласно которому последним будет представляться информация в Управление об осуществлении производственного контроля за источниками антропогенного воздействия предприятиями для принятия соответствующих мер к нарушителям природоохранного законодательства.

v  осуществляется сбор и анализ выполнения плана природоохранных мероприятий основными предприятиями области за 2008 год и разработки указанных планов на 2009 год. Результаты анализа будут служить основанием для проведения первоочередных контрольно-надзорных мероприятий, по предприятиям, которые не разрабатывают и не осуществляют мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

v  за 1 квартал 2009 года государственными инспекторами Управления Росприроднадзора по Калужской области проведено 68 проверок на объектах природопользования. В ходе проведения проверок выявлено 159 нарушений природоохранного законодательства, из которых 63 устранено, выдано 165 предписаний, выполнено – 67. Рассмотрено 60 дел об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования, к административной ответственности за отчетный период привлечено 8 юридических и 52 должностных лица. Сумма наложенных штрафов составила 439,0 тыс. руб., взысканных – 297,66 тыс. рублей. [20]

Также на территории Калужской области располагается ЗАО Областной научно-производственный экологический центр "Регион - Центр-Экология", созданный в 1993 году Администрациями г. Калуги и Калужской области и 25 крупнейшими промышленными предприятиями г. Калуги, Калужской области. Центр имеет большой опыт научного и практического решения проблем утилизации и переработки отходов. Основной сферой деятельности является научное и практическое решение проблемы утилизации и переработки отходов: проектирование строительство и эксплуатация завода-центра по переработке сложных промышленных и твердых бытовых отходов, состоящего из локальных производств.

В структуру предприятия входят: цех демеркуризации ртутных электроламп, цех по переработке полиэтилена, площадка сбора и размещения отходов (1-4 класса опасности), отдел капитального строительства, служба правовой помощи, научно-технический отдел, производственный отдел, отдел экологического сопровождения производства, отдел специализированного транспорта, финансово-экономический отдел, информационно-аналитический центр, отдел оптовой и розничной торговли, магазин.

Основными функциями предприятия являются:

v  Проектирование и строительство экологических объектов: предприятий по переработке промышленных и бытовых отходов (полигонов, мусоросортировочной станции, производства по переработке смазочно-охлаждающих жидкостей, макулатуры, отработанных автопокрышек и резинотехнических изделий, аккумуляторов и т.д.), очистных сооружений.

v  Поставка, внедрение энергосберегающего, природоохранного оборудования и технологий.

v  Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области охраны окружающей среды

Прием на утилизацию металлической ртути и ртутьсодержащих отходов, проведение демеркуризационных работ в помещениях.

v  Прием на утилизацию других промышленных отходов.

v  Ликвидация аварийных ситуаций, связанных с проливом ртути.

Строительство и ремонт жилья.

v  Экологическое сопровождение производства.

v  Разработка программных и правовых документов регионального значения.

v  Обеспечение методическими и нормативными материалами экологического характера.

v  Информационная поддержка руководителей и специалистов предприятий и организаций.

Юридические услуги организациям.[21]

Также в Калужской области при консультативной поддержке Центра экологической политики Калужская областная общественная организация «Экологический центр» совместно с Калужским государственным педагогическим университетом продолжает работы по развитию региональной системы мониторинга здоровья среды. Эта работа финансируется из областного бюджета. К работам также активно привлекаются аспиранты и студенты университета, а на отдельных этапах учащиеся школ города Калуги и Калужской области. Основной целью организации является экологическое образование через научно-исследовательскую работу учащихся и школьных учителей.

На базе центра открыта общественная экологическая приемная, которая отвечает на вопросы населения и оказывает консультативную помощь в решении экологических вопросов. В основном все вопросы касаются загрязнения окружающей среды. Работники приемной представляют гражданам имеющуюся информацию или просят оказать содействие специалистов природоохранных структур, с которыми налажено хорошее взаимодействие.

Большое внимание в Калужской области уделяется подготовке кадров в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В 2007 году в Институте естествознания Калужского государственного педагогического университета открыта новая специальность «природопользование». Теперь 4 университета на территории Калужской области готовят специалистов по 6 специальностям связанным с охраной окружающей среды.[22]

Таким образом, можно сделать вывод, что в Калужской области органы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования сотрудничают с государственными образовательными учреждениями, общественными экологическими организациями и населением.

В Калужской области реализуется областная целевая программа «Экология и природные ресурсы Калужской области (2003-2010 годы)». Она включает в себя следующие подпрограммы[23]:

v  «Минерально-сырьевые ресурсы»

v  «Регулирование качества окружающей среды»

v  «Отходы»

v  «Сохранение биоразнообразия и развитие системы особо охраняемых природных территорий»

v  «Водные ресурсы и водные объекты»

v  «Экологическое образование и просвещение населения Калужской области».

По подпрограмме «Минерально-сырьевые ресурсы»:

v  были выполнены работы, направленные на обеспечение охраны подземных вод от загрязнения и истощения путем ликвидации бесхозных скважин;

v  проведено ревизионное обследование месторождений торфа для оценки их потенциальной пожароопасности. Выявлено 125 пожароопасных месторождений торфа. Разработаны конкретные противопожарные мероприятия, которые необходимо провести на 30-ти месторождениях;

v  впервые издан «Геологический атлас Калужской области»;

v  проведено полное инспектирование состояния режимной наблюдательной сети территориального уровня, даны рекомендации по ее оптимизации;

v  продолжены поисково-оценочные работы на строительные пески, поиски питьевых подземных вод;

v  созданы карты размещения перспективных участков строительных материалов на территориях 25 районов, позволяющие более эффективно осуществлять лицензирование объектов недропользования и оперативно предоставлять органам местного самоуправления и потенциальным инвесторам необходимую информацию о состоянии минерально-сырьевого потенциала области;

v  начаты поисково-оценочные работы в зоне загрязнения подземных вод.

По подпрограмме «Регулирование качества окружающей среды» выполнено:

v  строительство канализационного коллектора в п. Бабынино;

v  строительство очистных сооружений Думиничского района;

v  капитальный ремонт осушительной системы в п. Кудиново Малоярославецкого района;

v  проведение оценки воздействия использования природных ресурсов на окружающую среду территории Калужской области;

v  обеспечение государственного экологического контроля лабораторно-аналитической информацией;

v  реконструкция очистных сооружений.

Подпрограмма «Отходы» включает в себя мероприятия по созданию производств по переработке различных видов промышленных и бытовых отходов, в т.ч. предприятий по переработке изношенных автопокрышек, пластмасс, смазывающе-охлаждающих жидкостей, растворителей и др.; использование в качестве альтернативного топлива изношенных автомобильных покрышек; мероприятия по строительству комплексов по переработке твердых бытовых отходов, проектированию и строительству полигонов ТБО, отвечающих современным экологическим требованиям, рекультивации выводимых из эксплуатации свалок, а также мероприятия по развитию системы управления отходами, в числе которых создание кадастра отходов и реестра их размещения.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.