![]() |
|
|
Курсовая работа: Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользованияv нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.[12] Преимущество нормативного регулирования — оперативность его внедрения в практику и эффективность с экологической точки зрения. Оно используется в особо тяжелых случаях, когда необходимо срочно спасать нарушенные прошлой деятельностью человека экосистемы. Система специальных механизмов и инструментов, непосредственно связанных с охраной окружающей среды и эксплуатацией природных ресурсов, включает мероприятия, имеющие экологическую направленность и ожидаемый экологический эффект. Ее основные элементы следующие: v непосредственное осуществление государством различных мер природоохранного характера (подготовка специалистов, установка очистных сооружений, выполнение обязательств в рамках международных программ и организаций); v административно-правовое регулирование (применение мер административного пресечения и юридической ответственности за правонарушения, т.е. приостановление, прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранные законы; привлечение к административной ответственности за нарушение законов и причинение вреда природной среде); v государственное экономическое стимулирование и поддержка природоохранной деятельности частного сектора (косвенные субсидии, займы и кредиты под низкие проценты, ускоренная амортизация экологически чистой техники, налоговые льготы, создание бюджетных и внебюджетных экологических фондов); v меры государства, побуждающие природопользователей к охране окружающей среды (отчисления за загрязнение, купля-продажа прав на загрязнение и др.); v формирование и реализация экологических программ. В этих мероприятиях в качестве объектов выступают охрана окружающей среды и улучшение использования природных ресурсов. В случае появления негативных экологических эффектов от проведения «большой» экономической политики государство бывает вынуждено реализовать дополнительные экологические программы или мероприятия для стабилизации ухудшающейся экологической ситуации. 1.2 Правовые основы управления в области охраны окружающей среды и природопользования Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды и ее устойчивого развития является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также оценки качества окружающей среды. Поэтому экологическое законодательство ориентировано на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, чтобы активизировать все эти юридические механизмы в интересах сохранения, рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений. Главным аспектом в РФ в области экологии является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7 ФЗ. Данный Закон раскрывает и аргументирует основные задачи регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Согласно указанному Закону при осуществлении хозяйственной, управленческой и любой иной деятельности государственные органы, предприятия, учреждения и организации, т.е. все юридические и физические лица, обязаны руководствоваться следующими принципами[13]: v соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; v обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; v научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; v охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; v международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.[14] Развитие научно-технического прогресса и связанная с ним деградация природной среды обусловили необходимость усиления ее охраны, правового регулирования потребления отдельных природных компонентов, поэтому были приняты[15]: v Водный кодекс РФ (№74-ФЗ от 3.06.2006 года) v Лесной кодекс РФ (№200-ФЗ от 4.12.2006 года) v Земельный кодекс РФ (№136-ФЗ от 25.10.2001 года) v Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (№33-ФЗ от 14.03.1995 ред. от 30.12.2008) v Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (№89-ФЗ от 24.06.1998 ред. от 08.11.2008) v Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (№96-ФЗ от 04.05.1999 ред. от 30.12.2008) v Федеральный закон «О животном мире» (№52-ФЗ от 24.04.1995 ред. от 14.03.2009) v Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1(ред. от 30.12.2008)"О недрах" Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат: v земля, ее недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты; v естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию; v объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.[16] Таким образом, теоретические и правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Российской Федерации являются достаточно разработанными и охватывают все проблемные вопросы, связанные с охраной окружающей среды и природопользования. ГЛАВА 2. Анализ системы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области 2.1 Деятельность органов государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области Государственное регулирование природоохранной деятельности осуществляется на общегосударственном, региональном, местном уровнях. В России единую государственную политику в области охраны окружающей среды и природопользования осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии РФ, которое выполняет координационные функции, разрабатывает соответствующие нормативные правовые акты и контролирует их выполнение. В последние годы прослеживается тенденция увеличения числа органов государственного управления, включая отраслевые министерства, ответственных за состояние окружающей среды на своем участке, и расширения их функций в этой области[17]. В соответствии с проводимой в Российской Федерации административной реформой, приведшей к реорганизации Министерства природных ресурсов и его структур в субъектах федерации, в Калужской области образованы: - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области; - Агентство лесного хозяйства по Калужской области; - Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калужской области; - отдел геологии и лицензирования по Калужской области регионального агентства по недропользованию по Центральному федеральному округу; - отдел водных ресурсов по Калужской области Московско-Окского бассейнового водного управления; - Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Калужской области; - ГУ «Центр природопользования и охраны окружающей среды Калужской области.[18] В состав Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калужской области входят: v Отдел государственного экологического контроля v Отдел государственного энергетического надзора v Отдел по надзору за подъемными сооружениями и государственным строительным надзором v Отдел по котлонадзору и надзору за тепловыми установками и сетями v Отдел газового надзора v Отдел по надзору за общепромышленными, взрывоопасными и химически опасными объектами v Финансово-кадровый отдел v Технический отдел v Отдел государственной экологической экспертизы Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калужской области выполняет следующие функции: - Осуществляет контроль в сфере: v охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия; v промышленной безопасности; v безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей); v безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики; v государственного строительного надзора. - Осуществляет в установленном порядке и в пределах компетенции лицензирование и разрешительную деятельность; - Организует и проводит государственную экологическую экспертизу; - Проводит администрирование платежей в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.[19] Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющим свои полномочия на территории Калужской области. Управление подчиняется непосредственно Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, а в оперативном отношении - Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу. В состав Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области входят: v Аппарат при руководстве, кадровое, юридическое обеспечение, делопроизводство; v Отдел экологического контроля, контроля за особо охраняемыми природными территориями и разрешительной деятельности; v Отдел экономики, финансов и бухгалтерского учета, информационно-аналитического и административно-хозяйственного обеспечения; v Отдел геологического контроля, охраны недр и надзора за водными и земельными ресурсами. Управление Росприроднадзора по Калужской области в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности (согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.12.2007. № 527): - Контроль и надзор: v в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), за исключением полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти Калужской области; v в области функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; v за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; v за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов); v за исполнением органами государственной власти Калужской области переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий; v государственный лесной контроль на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; v за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов); v государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий федерального значения; - Принимает решения о выдаче лицензий на экспорт ресурсов животного и растительного происхождения, выдаваемых Минэкономразвития России - Согласовывает материалы и выдает разрешения: v для выдачи разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; v для выдачи распорядительных лицензий на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации; v для принятия решения о выдаче лицензий на экспорт ресурсов животного и растительного происхождения, выдаваемых Минэкономразвития России; v для принятия решения об экспорте коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии, полудрагоценных камней и изделий из них; v для принятия решения об экспорте информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, расположенным на территории Российской Федерации, и в пределах континентального шельфа и морской зоны Российской Федерации. - Осуществляет в пределах компетенции Росприроднадзора в проведении мониторинга объектов животного мира - Участвует в ведении Красной книги Российской Федерации - Участвует в ведении кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения - Утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, а также государственную экспертизу проекта освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения. Управлением Росприроднадзора по Калужской области: v проводятся работы по исключению дублирования контрольно-надзорных функций с другими надзорными органами. В настоящее время составлен план совместных проверок с Управлениями Россельхознадзора и Роспотребнадзора по Калужской области. v заключено соглашение о сотрудничестве с ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО» Калужский филиал, согласно которому последним будет представляться информация в Управление об осуществлении производственного контроля за источниками антропогенного воздействия предприятиями для принятия соответствующих мер к нарушителям природоохранного законодательства. v осуществляется сбор и анализ выполнения плана природоохранных мероприятий основными предприятиями области за 2008 год и разработки указанных планов на 2009 год. Результаты анализа будут служить основанием для проведения первоочередных контрольно-надзорных мероприятий, по предприятиям, которые не разрабатывают и не осуществляют мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду. v за 1 квартал 2009 года государственными инспекторами Управления Росприроднадзора по Калужской области проведено 68 проверок на объектах природопользования. В ходе проведения проверок выявлено 159 нарушений природоохранного законодательства, из которых 63 устранено, выдано 165 предписаний, выполнено – 67. Рассмотрено 60 дел об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования, к административной ответственности за отчетный период привлечено 8 юридических и 52 должностных лица. Сумма наложенных штрафов составила 439,0 тыс. руб., взысканных – 297,66 тыс. рублей. [20] Также на территории Калужской области располагается ЗАО Областной научно-производственный экологический центр "Регион - Центр-Экология", созданный в 1993 году Администрациями г. Калуги и Калужской области и 25 крупнейшими промышленными предприятиями г. Калуги, Калужской области. Центр имеет большой опыт научного и практического решения проблем утилизации и переработки отходов. Основной сферой деятельности является научное и практическое решение проблемы утилизации и переработки отходов: проектирование строительство и эксплуатация завода-центра по переработке сложных промышленных и твердых бытовых отходов, состоящего из локальных производств. В структуру предприятия входят: цех демеркуризации ртутных электроламп, цех по переработке полиэтилена, площадка сбора и размещения отходов (1-4 класса опасности), отдел капитального строительства, служба правовой помощи, научно-технический отдел, производственный отдел, отдел экологического сопровождения производства, отдел специализированного транспорта, финансово-экономический отдел, информационно-аналитический центр, отдел оптовой и розничной торговли, магазин. Основными функциями предприятия являются: v Проектирование и строительство экологических объектов: предприятий по переработке промышленных и бытовых отходов (полигонов, мусоросортировочной станции, производства по переработке смазочно-охлаждающих жидкостей, макулатуры, отработанных автопокрышек и резинотехнических изделий, аккумуляторов и т.д.), очистных сооружений. v Поставка, внедрение энергосберегающего, природоохранного оборудования и технологий. v Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области охраны окружающей среды v Прием на утилизацию других промышленных отходов. v Ликвидация аварийных ситуаций, связанных с проливом ртути. v Строительство и ремонт жилья. v Экологическое сопровождение производства. v Разработка программных и правовых документов регионального значения. v Обеспечение методическими и нормативными материалами экологического характера. v Информационная поддержка руководителей и специалистов предприятий и организаций. v Юридические услуги организациям.[21] Также в Калужской области при консультативной поддержке Центра экологической политики Калужская областная общественная организация «Экологический центр» совместно с Калужским государственным педагогическим университетом продолжает работы по развитию региональной системы мониторинга здоровья среды. Эта работа финансируется из областного бюджета. К работам также активно привлекаются аспиранты и студенты университета, а на отдельных этапах учащиеся школ города Калуги и Калужской области. Основной целью организации является экологическое образование через научно-исследовательскую работу учащихся и школьных учителей. На базе центра открыта общественная экологическая приемная, которая отвечает на вопросы населения и оказывает консультативную помощь в решении экологических вопросов. В основном все вопросы касаются загрязнения окружающей среды. Работники приемной представляют гражданам имеющуюся информацию или просят оказать содействие специалистов природоохранных структур, с которыми налажено хорошее взаимодействие. Большое внимание в Калужской области уделяется подготовке кадров в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В 2007 году в Институте естествознания Калужского государственного педагогического университета открыта новая специальность «природопользование». Теперь 4 университета на территории Калужской области готовят специалистов по 6 специальностям связанным с охраной окружающей среды.[22] Таким образом, можно сделать вывод, что в Калужской области органы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования сотрудничают с государственными образовательными учреждениями, общественными экологическими организациями и населением. В Калужской области реализуется областная целевая программа «Экология и природные ресурсы Калужской области (2003-2010 годы)». Она включает в себя следующие подпрограммы[23]: v «Минерально-сырьевые ресурсы» v «Регулирование качества окружающей среды» v «Отходы» v «Сохранение биоразнообразия и развитие системы особо охраняемых природных территорий» v «Водные ресурсы и водные объекты» v «Экологическое образование и просвещение населения Калужской области». По подпрограмме «Минерально-сырьевые ресурсы»: v были выполнены работы, направленные на обеспечение охраны подземных вод от загрязнения и истощения путем ликвидации бесхозных скважин; v проведено ревизионное обследование месторождений торфа для оценки их потенциальной пожароопасности. Выявлено 125 пожароопасных месторождений торфа. Разработаны конкретные противопожарные мероприятия, которые необходимо провести на 30-ти месторождениях; v впервые издан «Геологический атлас Калужской области»; v проведено полное инспектирование состояния режимной наблюдательной сети территориального уровня, даны рекомендации по ее оптимизации; v продолжены поисково-оценочные работы на строительные пески, поиски питьевых подземных вод; v созданы карты размещения перспективных участков строительных материалов на территориях 25 районов, позволяющие более эффективно осуществлять лицензирование объектов недропользования и оперативно предоставлять органам местного самоуправления и потенциальным инвесторам необходимую информацию о состоянии минерально-сырьевого потенциала области; v начаты поисково-оценочные работы в зоне загрязнения подземных вод. По подпрограмме «Регулирование качества окружающей среды» выполнено: v строительство канализационного коллектора в п. Бабынино; v строительство очистных сооружений Думиничского района; v капитальный ремонт осушительной системы в п. Кудиново Малоярославецкого района; v проведение оценки воздействия использования природных ресурсов на окружающую среду территории Калужской области; v обеспечение государственного экологического контроля лабораторно-аналитической информацией; v реконструкция очистных сооружений. Подпрограмма «Отходы» включает в себя мероприятия по созданию производств по переработке различных видов промышленных и бытовых отходов, в т.ч. предприятий по переработке изношенных автопокрышек, пластмасс, смазывающе-охлаждающих жидкостей, растворителей и др.; использование в качестве альтернативного топлива изношенных автомобильных покрышек; мероприятия по строительству комплексов по переработке твердых бытовых отходов, проектированию и строительству полигонов ТБО, отвечающих современным экологическим требованиям, рекультивации выводимых из эксплуатации свалок, а также мероприятия по развитию системы управления отходами, в числе которых создание кадастра отходов и реестра их размещения. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |