рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Библейский анализ притчи "О богаче и Лазаре"

Из повествовательного анализа изучаемой притчи мы выявили, что нищий Лазарь это вспомогательная фигура, на которой Христос легко строит притчу. Так же не стоит забывать, что первоисточником притчи была египетская сказка о путешествии Си-Озириса, в которой ничего не говорится о богатых и бедных, но о тех, кто делал добро и о тех, кто делал зло.[90] Таким образом, мы пришли к выводу, что Христос не пришел в этот мир, чтобы в первую очередь решить социальные проблемы общества, но Он пришел решить основную проблему человечества – это проблема греха-неверия, которая кроится в сердце человека, будь то богатого или бедного. Как говорит Бош, как материально богатый человек может быть духовно бедным, так и материально бедный может быть духовно бедным.[91]

Но, если, действительно, рассмотреть фигуру Лазаря, то мы увидим следующие три пункта не в пользу теологов освобождения: 1. Его отношение к своей нищете: мы нигде не читаем, что Лазарь роптал на Бога за такую судьбу, не пытался объединиться в класс нищих и устроить забастовку против богатых; 2. Его имя: имя Лазарь означает Бог помогает[92], Христос не зря называет нищего именно таким именем, потому что имя в древние времена означало характер человека. и 3. Его безмолвное состояние в раю говорит о его смирении, такое же какое он имел на земле. С какой бы стороны ни описывать жизнь Лазаря, в притче он играет второстепенную роль, а точнее вспомогательную. Поэтому из притчи никак нельзя утверждать, что Христос на стороне нищих. Скорее Христос на стороне тех, кто имеет нищету сердца, нищету внутреннего человека, а такая нищета может быть как у бедного, так и у богатого. Именно идею такой мотивации мы встречаем в жизни Христа на страницах Евангелия и в Новом Завете в целом. Исходя из таких рассуждений, необходимо показать разницу между мотивацией теологов освобождения и Христа. Первые направлены на то, чтобы изменить поведение богатых людей, так, чтобы бедные не страдали. Христос же имел цель – изменить мышление человека (внутреннюю установку) и в этом разница.

Интересно заметить, что тема донесения благой вести до нищих все же хорошо развивается в Евангелии от Луки и это стоит признать. Но почему-то в книге Деяний Апостолов, автором которого тоже является Лука (это признают большинство богословов), тема о благовестии нищим исчезает.[93] Бош приводит здесь пример исследований Брегвиста: причина исчезновения темы кроется в том, что в глазах Луки тема благой вести для нищих была хоть и важнейшей, но в то же время не единственной в широком богословском замысле Евангелия и книги Деяний.[94]

Итак, богословие теологов освобождения прямо противоположно библейской теологии, которая выводится из текста Священного Писания. Из экзегетических и теологических выводов мы определили, что главная задача Христа на земле (что отражено и в притче) – достичь сердца человеческого и изменить его, независимо от его социальной принадлежности.

Несостоятельность теологии освобождения заключается именно в его герменевтическом подходе к Священному Писанию. Установка, которую имеют теологи освобождения, не дает им посмотреть на текст Писания в неискаженном свете. Из этого следует, что подобные теологии могут свободно использовать те места Писания, которые якобы подтверждают их богословие.


Часть третья. Выводы и применение

3.1  Общие выводы исследования

Из поставленной автором цели – выявить предназначение притчи о богаче и Лазаре следует отметить, что экзегетическая работа, которая включает в себя достаточно важные аспекты исследования, помогла достичь цели.

Представленная Лукой устная форма данной притчи удачно вставлена в структуру Евангелия. Так же это аггадическое повествование легко прослеживается и объясняется в истории спасения (Heilsgeschichte).

Рассказывая притчу о богаче и Лазаре, Христос, действительно, умело использует традиционный материал в Своих целях. Здесь Христос представлен автором как профессиональный Повествователь притч. Ибо притча представляет собой прекрасное выявление реальности того времени. Сюжет ее развивается на фоне измененного иудейского мировоззрения под влиянием окружающей реальности, а так же на фоне социально-поведенческих элементов разных слоев иудейского общества.

Какие аналогии можно провести и между кем в использованной Христом традиционной истории? Необходимо сравнить главных героев притчи со слушателями и представить следующие аналогии: пиршествующий богач как поведение фарисеев, нищий Лазарь как большой процент реальных нищих иудеев, (Авраам, как представитель от Бога), пять братьев как религиозное состояние фарисеев. Сопоставляя, таким образом, слушателей с персонажами, Иисус пытается вовлечь каждого слушателя в Свое повествование для того, чтобы показать негативную реальную жизнь главных слушателей и дать им возможность домыслить притчу до победного конца.

Из содержания самой притчи видно, что Рассказчик убеждал слушателей не безупречными доказательствами, но силой слова, яркой образностью. Истина в притче появляется не как объективный элемент, который принимается слушателями под действием внешних доводов, а внутренне.

В виде вопросительной атмосферы заканчивается притча и в этом ее особенность. Здесь кроется специальная задумка Рассказчика. Необходимо дать слушателю додумать и развязать реально эту притчу. Другими словами, что случилось с пятью братьями, Христос дает решить слушающим притчу фарисеям.

Социальный конфликт имеет место, как в притче, так и в реальности. Но, как мы увидели из рассуждений богача, конфликта не было в его понимании, поэтому Аврааму пришлось объяснять ему, что к чему. И, действительно, вся беда в том, что богач не признавал этот конфликт. Отсюда становится ясно, что Христос этой притчей перевернул представление фарисеев о Боге, о суде, о спасении и о вере. Можно сказать, что Иисус изумил их этой притчей следующим образом: Бог принял нищего изъязвленного Лазаря на лоно Авраама, а богач отправился в ад.

Слушатель такого рода притч не остается равнодушным к сказанному и мало того, он невольно сопоставляет себя с теми персонажами, с которыми предполагает Рассказчик. Такая притча сама, собственной силой, заставляет осознать через себя истину. Это неизвестный нам вид «понимающей» коммуникации. Воздействие такой притчи на определенных людей гораздо сильнее, чем воздействие речей выдающихся ораторов. Другими словами, это вид коммуникации, которая приспособлена к определенной культурной ситуации. Учитывая стратегию Христа и метод Его обращения к фарисеям, мы можем увидеть центральную идею притчи.

Предназначение притчи или, другими словами, главная ее идея состоит в следующем: необходимо уверовать в то, что говорит Священное Писание, а Оно говорит о Христе и как следствие иметь результат веры для того, чтобы спастись. Это видно из ключевой фразы кульминационного диалога между Авраамом и богачом: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лук.16:29). Эта же фраза повторяется в 31 стихе, когда богач пытается представить себе, что удивило бы его братьев и возможно бы спасло, это чудо. Но как видно из слов Авраама, чудеса не вызывают веры. Чудеса укрепляют уже существующую веру, но не вызывают ее.

Как было рассмотрено в повествовательном анализе, притча делится на три части и, следовательно, затрагивает несколько разных тем. Исходя из плана данной работы, мы рассмотрели две темы: призыв фарисеев к истинной вере и вопрос спасения нищего Лазаря относительно теологии освобождения. При рассмотрении главной темы, у читателя данной работы может возникнуть вопрос: «Как рассматривать другие темы, которые затронуты в этой притче, и как их применить?»

Как пишет Верклер, главное обнаружить центральную идею притчи, а значительное выделение подробностей рассматривать в той мере, в какой они относятся к главной идее».[95] Таким образом, не упуская из виду главную мысль притчи, мы можем сделать следующие выводы из текста, которые не противопоставляются главной ее идее, Евангелия и Нового Завета в целом: жизнь не прекращается вместе со смертью, существует такое понятие, как успокоительное место, как рай и мучительное место, как ад. Так же Огилви замечает, что смерть не разрушает сознание, память и эгоизм человека.[96] Невозможен переход из блаженного состояния в место мучения и наоборот. Так же Боис замечает, что это единственная притча в Новом Завете, где говорится о переживаниях в аду: эмоции, крик, жажда, безответная просьба.[97] Все эти аспекты можно распределить в порядке значимости только под центральной темой притчи.

Итак, главная богословская идея притчи сводится к следующему: без веры во Христа невозможно спастись, но вера без дел мертва, как читаем по Иакову (Иак.2: 26) Пример Авраама будет уместен к данному утверждению:

-  Авраам (по Ап. Павлу) – «Верою Авраам повиновался идти в страну, которую имел получить в наследие..» (Евр.11:8) - вера

-  Авраам (по Ап. Иакову) – «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?» (Иак.2:21) - дела

Следовательно, если Христос призывает фарисеев к вере, это значит, что результат веры должен быть очевиден, что не наблюдалось у аудитории, слушающей эту притчу. Из общих выводов исследования становится видно, что целью Христа в этой притче не было: стать на сторону бедных в смысле их автоматического спасения, объяснить аудитории понятие рая и ада, сделать окончательный приговор всем слушающим или просто переиграть традиционную историю для развлечения аудитории.

3.1.1  Значение притчи для его слушателя

Значение притчи может быть одно или несколько в зависимости от того, к какой категории притч относится. Если притча сказана одновременно для несколько категории людей, тогда значений может быть несколько.[98] В контексте притчи о богаче и пяти братьях читаем, что фарисеи смеялись над Христом и были сребролюбивы (Лук.16:14), поэтому главные и единственные слушатели притчи – это фарисеи, следовательно, значение притчи будет одно.

Знакомая фарисеям легенда, превратившаяся вдруг в аггаду, которая прямо направлена на главного слушателя, захватывает аудиторию своей простотой и незаконченностью. По всем предположениям слушатель притчи должен был принять факт на лицо (первая часть притчи), где контрастная жизнь была видна невооруженным глазом. Далее трагическая судьба богача (вторая часть притчи) по всей вероятности привела в изумление фарисеев, понимание которых противилось пониманию Христа. И диалог между богачом и Авраамом заставляет задуматься слушателей, после их удивления. Значение притчи, таким образом, заложено в ее развязке слушателем.

Итак, значение притчи для его слушателя заключается в том, чтобы продолжить начатый диалог в позитивном направлении своей реальной жизнью. А это значит - обратиться к Священному Писанию и уверовать в Иисуса Христа чтобы спастись от адского мучения. Предполагается, что часть фарисеев-слушателей поняли и приняли суть притчи им донесенную, а часть поняли, но не приняли.

Отношение фарисеев ко Христу и Его притче можно проследить, изучая Евангелие. Известно, что позже, когда Христос воскресил Лазаря, брата Марии и Марфы, фарисеи не уверовали. Слова Авраама о том, что чудо не вызывает веру, подтвердились. Те же фарисеи дали 20 серебренников Иуде, чтобы тот предал Христа. Те же фарисеи кричали Пилату: «Распни Его!» и когда Христос воскрес из мертвых, они не уверовали в Него. Из всех этих событий можно проследить понимание фарисеев исследуемой притчи. В этом смысле фарисеи не глупые люди, они достаточно умные и сообразительные, чтобы понимать притчи и жить в свою выгоду. Вся беда фарисеев в том, что духовные глаза у них были закрыты. Марк Аврелий хорошо говорит об этом: «Люди не знают сколь многоразличны такие слова, как воровать, сеять, покупать, бездействовать, усматривать надлежащее; для этого знания нужны не телесные очи, а некий другой орган зрения».[99] Чтобы поверить Писанию и Христу необходимо иметь некий другой орган зрения. Но почему же фарисеи не имели его? Причина неверия или неспособности поверить состояла в одном - в сребролюбии. Любовь к деньгам вытесняла любовь к Богу. Было бы так печально если остановиться на таких выводах.

Из истории ранней церкви известно, что Савл, будучи фарисеем уверовал в Христа, увидев чудо по дороге в Дамаск (Деян.9 глава). Сам о себе он говорит: «…по учению фарисей» (Фил.3:5). Благодаря Апостолу Павлу, бывшему фарисею, мы имеем 12 посланий церквам в Новом Завете. Работы Павла составляют большую часть в области НЗ и являются изучаемыми христианами вот уже много столетий.

Еще один пример, Никодим – знаменитый фарисей, член Иудейского синедриона, который приходил к Иисусу ночью с целью усвоить учение Христово, далее он участвовал в совете синедриона, когда обсуждалось взятие Христа, где он произнес следующие слова: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушает его и не узнают, что он делает» (Ин. 7:51), так же после смерти Христа он принес сто фунтов состава из смирны и алоэ для помазания Его тела (Ин.19:38-42) и, наконец, по преданию, впоследствии времен он принял крещение от Апостолов, жил и скончался в загородном доме Гамалиила, своего родственника.[100]

«Кто имеет меньше, чем желает,

должен знать, что он имеет больше,

чем заслуживает»

Г.К. Лихтенберг[101]

3.1.2  Значение притчи для современного читателя и ее применение

Текст притчи разные богословы применяют по-разному. Например, Кистемакер заостряет внимание на нищем Лазаре, который остался без внимания на земле и поэтому текст применяет следующим образом: «Христиане, живущие в благополучном обществе, не могут закрыть глаза и уши на нужды бедных в Африке, Азии и Латинской Америке».[102] Архиепископ Сивлестра для применения к жизни христиан берет именно фигуру Лазаря: «Бедность Лазаря да научит тебя, Христианине! Свою бедность сносить без роптания.», так же «От болезней тела Лазарева поучися Христиане! В болезнях быть терпеливым.».[103] Как видно из немногих приведенных примеров применения, богословы почему-то в первую очередь стараются применить из притчи то, что является вспомогательным материалом в притче?!

Следует для начала повторить главную мысль притчи «О богаче и пяти братьях», чтобы определить, как она относится к современному читателю. Итак, центральная идея притчи, которую хотел передать автор Евангелия, звучит следующим образом: указать сребролюбивым фарисеям на их опасное состояние перед Богом и призвать их к покаянию и вере в Иисуса Христа. Проблема, выявляемая Христом, в том, что фарисеи имели пристрастие к богатству, а по словам Христа нельзя совместить служение Богу со служением маммоне (Лук.16:13). Другими словами невозможно иметь равное отношение и к Богу и к деньгам.

Таким образом, универсальный принцип, который мы можем вывести из текста, можно выразить так: человек, привязанный к деньгам не может служить Богу. Фарисеи, речь о которых идет в Лук.16:14, это люди, для которых деньги всегда были предметом вожделения и страстей. В общем, Христос ставит таких людей перед фактом: либо Бог, либо деньги.

Для того, чтобы выявить значение притчи для современных читателей, необходимо, чтобы наша ситуация была сходной с обстоятельствами первых читателей или слушателей[104] (курсив мой С.Н.). Во-первых, проблема социального характера «богатый-бедный» была не только в Древнем мире, но есть и будет во все времена, пока существует человек, поэтому такая проблема характерна и нашему современному миру.

Из исследовательской работы мы определили главную проблему фарисеев, которая мешала им перейти на сторону Христа – это привязанность к деньгам.

Такая проблема, как пристрастие к деньгам были, есть и будут всегда, как в мире, так и в церкви. В нашем современном мире есть такие религиозные движения, цель которых совпадает с целью фарисеев времен Христа. Цель – разбогатеть. Чаще всего лидеры подобных движений являются сторонниками теологии процветания. Лозунги, призывы и утверждения теологии процветания сводятся к следующему: Бог богат, и мы как Его дети должны быть богаты.[105] Как видно, теологи процветания вернулись к ветхозаветному пониманию благословения Бога (подобно фарисеям), как материальные блага. Как раз к таким теологам сегодня применим текст притчи о богаче и пяти братьях. Христос и сегодня ставит перед такими людьми выбор: либо любовь к Богу, либо к деньгам. Как говорит Хенриксен, применение – это процесс, а не отдельное событие[106], поэтому выбор, который предлагает Христос через эту притчу, это не вопрос, на который нужно один раз ответить и забыть о нем. Это выбор каждодневного характера.

Как известно из истории церкви, во всем христианстве, которое разделилось в основном на три больших движения: Католическое, Православное и Протестантское, всегда было время, когда духовные лидеры Церкви попадались в ловушку «пристрастия к деньгам». Деньги стали препятствием для католической Церкви на пути к Богу так, что появилось новое движение в христианстве под названием «протестантизм». Достаточно будет упомянуть об индульгенции, без оплаты которую не представить. Так же деньги играют немаловажную роль в Православной Церкви. Известно, что желающим покаяться, покреститься, пожениться или совершить похороны с участием служителей Православной Церкви, зачастую обходиться не по карману. Подобная практика имеет место в протестантских церквах. Разница лишь в том, какой метод применяется для достижения определенной цели. Как упоминалось выше, уже есть определенная теология – теология процветания, лидеры которых как раз вышли из протестантских церквей.

Желание разбогатеть и жить только в свое удовольствие постигает не только духовных лидеров церкви, но так же обычных прихожан церкви, а так же студентов Христианских учебных заведений и это неудивительно. С мирской точки зрения служение Богу является делом невыгодным, поэтому предполагается, что тот христианин, который служит Богу, делает это из любви к Нему. С христианской точки зрения, служащий Богу не ставит перед собой цель – заработать так, чтобы разбогатеть, но имеет перед собой цель – все, что он делает должно прославлять Бога, будь то приобретение денег или их трата. К сожалению, верующие во Христа люди порой попадаются в ловушку пристрастия к деньгам так, что уже перестают ясно видеть цель, перед которой их поставил Христос.

Предназначение притчи о богаче и пяти братьях как раз в том, чтобы показать фарисеям, во что они верят (жизнь богача) и призвать к истинной вере, которая порождает добрые дела (…пусть слушают их). Такой же метод призыва можно использовать и сегодня. Как сказал Гете: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик».[107] Именно через поведение мы можем видеть тех, кто пристрастился к деньгам так, что даже не замечает нужды ближнего.

Как уже было сказано выше, такое искушение как пристрастие к деньгам, может впасть любой христианин, поэтому автор данной работы предлагает следующие вопросы (на основании исследования притчи), ответив на которые возможно определить, кому служит христианин: деньгам или Богу:

-  Как часто вы проводите время в изучении Священного Писания?

-  Как часто вы жертвуете деньги бедным и нищим, которые окружают вас?

-  Больше времени вы проводите в празднованиях или в работе?

-  Верите ли вы и принимаете ли то, что написано в Библии в целом или есть такие места Писания, которые вы отвергаете, не понимаете и не хотите понимать?

-  Выделяете ли десятую часть вашей прибыли для Бога, как аспект, который входит в духовную дисциплину? (дополнительный вопрос)

Если подобные вопросы ввести в церковную практику (в учение церкви), то по меньшей мере решилось бы два вопроса: приоритеты христианина относительно поклонения Богу и его социальные обязательства.


ПРИЛОЖЕНИЕ

В связи тем, что такой жанр, как притчи, не достаточно глубоко исследован в теологии, представим ниже следующий перечень притч, который на взгляд автора, следует относить в определенную категорию притч и, следовательно, придерживаться определенных принципов толкования. Метод, по которому мы будем определять притчи, основан на контекстуализации каждой отдельной притчи. Термины, которыми будут наименованы категории притч взяты из приведенных примеров наименований богословами притч, которые представляет Лезов в своей книге «Попытка понимания» (смотри введение). В данном случае автор не ставил перед собой цель – исследовать что есть притча, что есть реальная история, а что есть поучение. Но, нижеследующий обзор представлен для того чтобы помочь читателю данной работы иметь представление о том, что притчи возможно правильно истолковать в зависимости от того, к какой категории притч относится. И как уже было сказано выше, правильное определение категории притчи зависит от того, насколько тщательно изучен контекст притчи. Исходя из таких предпосылок, представим на рассмотрение следующий перечень притч:

Наименование притчи

Категория притч

Цель, значение, дополнительные темы
Притча о сеятеле (Лук.8:4-15) Притчевое повествование Цель одна, значений несколько
Притча о плевелах (Мф.13:24-30) Притча-образец Цель одна, значений несколько
Притча о горчичном зерне (Мф.13:31-32) Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно

Притча о закваске

(Мф.13:33-35)

Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно
Притча сокровище, сокрытом на поле (Мф.13:44) Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно
Притча о драгоценной жемчужине (Мф.13:45-46) Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно

Притча о неводе

(Мф.13:47-52)

Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно
Притча о немилосердном слуге (Мф.18:23-35) Притчевое повествование Цель одна, значение одно
Притча о работниках в винограднике (Мф.20:1-16) Притчевое повествование Цель одна, значение одно
Притча о двух сынах (Мф.21:28-32) Притча-образец Цель одна, значение одно
Притча о винограднике (Мф.21:33-46) Притча-образец Цель одна, значений несколько
Притча о брачном пире (Мф.22:1-14) Притчевое повествование Цель одна, значений несколько
Притча о десяти девах (Мф.25:1-13) Притча-образец Цель одна, значение одно
Притча о талантах, данных рабам (Мф.25:14-30) Притча в действии Цель одна, значений несколько

Притча о добром самарянине

(Лук.10:30-37)

Притча в действии Цель одна, значение одно, затронуто несколько дополнительных тем
Притча о друге, просящем хлебы у друга (Лук.11:5-10) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о безумном богаче (Лук.12:16-21) Притча-образец Цель одна, значение одно
Притча о Слуге, ожидающего хозяина (Лук.12:35-40) Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно

Притча о Мудром домостроителе

(Лук.12:42-48)

Притча повествование Цель одна, значений несколько
Притча о бесплодной смоковнице (Лук.13:6-9) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о возвышающем себя (Лук.14:7-15) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о великом пире (Лук.14:16-24) Притча - образец Цель одна, значений несколько
Притча о исчислении имущества прежде строения башни (Лук.14:28-30) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о потерявшейся овце и притча о потерявшейся драхме (Лук.15:3-10) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о блудном сыне (Лук.15:11-32) Притча-образец Цель одна, значений несколько
Притча о неверном управителе (Лук.16:1-13) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о богаче и Лазаре (Лук.16:19-31) Притча -образец Цель одна, значение одно
Притча о служении (Лук.17:7-10) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о неправедном судье и вдовице (Лук.18:1-8) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о мытаре и фарисее (Лук.18:9-14) Притча повествование Цель одна, значение одно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.