рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

лица руководить своими действиями (бездействием).[14]

Уголовный закон для признания наличия юридического критерия требует

установления необязательно обоих признаков, а хотя бы одного из них либо

волевого, либо интеллектуального.

Лицо, признанное в установленном законом порядке невменяемым, не

является субъектом преступления. Оно в соответствии с ч. 1 ст. 21 УК РФ не

подлежит уголовной ответственности и не подвергается уголовному наказанию.

В отношении этого лица могут быть назначены принудительные меры

медицинского характера (ч. 2 ст. 21 УК РФ).

Необходимо отметить, что в уголовном праве существует такое понятие

как «возрастная невменяемость», которая также исключает уголовную

ответственность. Так в ч. 3 ст. 20 УК РФ указано: если несовершеннолетний

достиг возраста уголовной ответственности (шестнадцати или четырнадцати

лет), «но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с

психическим расстройством, во время совершения общественно –опасного деяния

не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную

опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит

уголовной ответственности». Ребенок при этом является психически здоровым,

но у него имеется отставание в психическом развитии. Для определения

возрастной невменяемости также проводится судебно-психиатрическая

экспертиза.

Подробно рассмотрев данный раздел о критериях наступления уголовной

ответственности и как они применяются при привлечении к уголовной

ответственности и назначении наказания несовершеннолетним, можно прийти к

выводу, упущение одного из критериев при принятии решения судами может

привести к тому, что юридические санкции примененные в отношении

несовершеннолетнего не будут обладать действенной силой, будут иметь ряд

недостатков. Например, не учет биологического критерия – приведет к

бесполезности воспитательных мероприятий в отношении психически

неполноценных, совершивших преступления, поскольку шаблонными методами

воспитательного воздействия будут пытаться исправить того, кто, прежде

всего, нуждается в медицинском вмешательстве и чье поведение в значительной

степени изменено аномалией психики.

Несовершеннолетний, совершивший преступление – Какой он? Что заставило

его далеко отойти от границ допустимого? Совершенно ясно, что мгновенных

падений в моральные пропасти не бывает, и человек не рождается

преступником. Поэтому, в случае совершения преступления можно проследить

путь к этому правонарушению. Об этом следующий параграф моей дипломной

работы.

1.2. Причины способствующие становлению

несовершеннолетнего на преступный путь

Особенность юношеского возраста состоит в том, что в этот период в

человеке закладываются такие фундаментальные качества, которые затем

отражаются на его будущей жизни. Невозможно передать словами насколько

трагична судьба подростка, совершившего преступление и как может быть

искалечена его жизнь. Ниже я подробно рассмотрю в результате каких причин и

условий подросток совершает преступление. В данный момент отмечу, что

преступление несовершеннолетнего это симптом крайнего неблагополучия его

собственной судьбы и тех условий жизни, которые его окружают, в которых он

находится ежедневно.

Существуют такие возрастные особенности несовершеннолетних, которые

серьезно сказываются на их поведении.

К 10 – 12 годам у подростка на основе восприятия формируются суждения

по принципу, что такое хорошо и что такое плохо. Они перенимаются от

родителей, от сверстников из фильмов, от бытовых ситуаций, которые

непрерывно идут через его сознание, действующим или пассивным участником и

свидетелем которых он постоянно бывает, в которое он включен.

К 14 – 16 годам на основе суждений у подростка возникают убеждения. Он

убежден в том, что хорошо и что для него или окружающих плохо. Убеждение

складывается из его восприятия мира, из того, что хорошего или плохого было

в его жизни, их тех или иных конфликтных или разрешившихся ситуаций.

Убеждение – это уже позиция. Подросток спорит, другими способами выражает и

отстаивает свою точку зрения, у него в зависимости от собственных

представлений формируется шкала социальных ценностей и предпочтений, в

соответствии, с которыми складывается круг друзей, стиль поведения, внешний

облик.

Лишь к 18 – 20 годам на основе суждений и убеждений возникает

мировоззрение. Система взглядов, воззрений на природу, общество в

значительной степени предопределяют жизненный путь молодого человека.

Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всяком

случае, на это нужно гораздо больше усилий, чем на изменение убеждений, тем

более – суждений.

Антисоциальное поведение несовершеннолетнего, как правило,

продиктовано влиянием следующих факторов: в первую очередь – внешней

социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными

особенностями личности подростка, которые обуславливают его индивидуальное

реагирование на различные «жизненные неудачи».

Личность трудного подростка, как правило, характеризуется низким

уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах

его воспитания: в семье, в школе (учреждении начального профессионального

образования) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного

подростка большое влияние оказывает особая сфера – улица, двор, уличные

группы с отрицательной направленностью – его досуг.

Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в

большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм

родителей или родственников, их аморальное поведение и другое. Чаще всего

подростки, совершившие преступления, выходцы из неблагополучных семей

(пример, выписка из характеристики ученика 7 «б» класса детского дома №2:

Саша поступил в детский дом в 1997 году в 5 класс после долгих скитаний по

городу, после семейных переживаний. Родители пьяницы. Саша и его младший

брат были им не нужны»).[15]

Кризисная семья становится все более значительным фактором риска и

неблагополучия детей. По официальным данным МВД только в сфере

профилактического воздействия органов милиции в 1999 году по России

выявлено 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей,

среди них 30% систематически злоупотребляют спиртными напитками, 40%

устраивают скандалы, ведут антиобщественный образ жизни.

О явном неблагополучии семейного воспитания свидетельствуют и другие

данные: до 70% всех детских травм имеют семейно-бытовой характер. Число

удовлетворенных судами исков по делам о лишении родительских прав составило

в 1996 году 24 359 случаев.[16]

Но нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг

несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему добра, но не

обладающие достаточной педагогической культурой родители. А бывает, что и в

неблагополучной семье, может сформироваться положительная личность, так как

неблагоприятные внешние воздействия подросток может не воспринимать,

бороться с ними.

К числу причин преступности несовершеннолетних относится низкий

материальный уровень многих семей, значительно отстающий от минимального

прожиточного уровня, побуждает детей в таких семьях к поиску любых

источников средств существования, включая противоправные.

Материалы уголовных дел по преступлениям, совершенных

несовершеннолетними, прямо указывают на «нужду», постоянный материальный

недостаток в семье, элементарное недоедание – это толкает детей на занятие

попрошайничеством, совершение корыстных преступлений. Не случайно, что в

общей структуре преступности значительную долю составляют кражи. Причем, в

большинстве случаев – это кражи продуктов питания, одежды, денег, то есть

того, что детям не додали взрослые.

Серьезной проблемой, способствующей преступности несовершеннолетних,

становится беспризорность детей. Семья, как социальный институт снизила

свою значимость в воспитании детей. С изменением законодательства об

образовании меньше стала уделять внимание воспитанию и школа. Обострились

проблемы социального сиротства. Детские дома, интернаты, приюты

переполнены. А число социальных сирот, безнадзорных детей продолжает

увеличиваться. Дети предоставлены сами себе и улице, а родители, если они

не пьяницы, не наркоманы и не сидят в тюрьме, то озабочены тяготами

собственной жизни, и на детей сил и времени у них нет.

Равнодушие, безразличие и жестокость родителей к своим детям просто

потрясает. Матери буквально выгоняют своих детей на улицу просить

милостыню, чтобы ребенок обеспечил себе кусок хлеба, да еще и родителям

бутылку спиртного.

Для трудновоспитуемых подростков характерно негативное отношение к

учебе, которое, в конечном счете, противопоставляет их коллективу класса,

школы и т. п.

Например, по характеристике, данной классным руководителем школы №5 г.

Астрахани учащемуся Мишуткину П.В.: «По характеру скрытен, не инициативен.

Склонен к пропуску занятий без уважительных причин. Мать информирована о

пропусках сыном учебных занятий, но должных мер не принимает. Особых

интересов Мишуткин П.В. ни к чему не проявляет. Почти всегда говорит

неправду, если ему это выгодно».[17]

Налицо безразличие к учебе, в нем развиваются отрицательные качества,

родители не принимают никаких мер к пресечению негативных явлений в жизни

ребенка.

Кризисность подросткового возраста проявляется и в том, что у

подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для него в

этот период характерна повышенная потребность общения со сверстниками,

стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение

сверстников.

Потребность общения, должно быть реализована в благоприятных условиях,

а если этого не происходит, то самоутверждение осуществляется в

неформальных подростковых группах, уличных компаниях в форме асоциальных

проявлений (выпивка, употребление наркотиков, хулиганство и др.) оно может

стать опасным криминализирующим фактором.

Приведу типичный пример из характеристики, данной ученику детского

дома №2 г. Астрахани Михайлову А.В. классным руководителем: «С виду мальчик

доброжелательный, открытый, но покончить с прошлым не может. Самое

серьезное отклонение в его поведении – это самовольные уходы из детского

дома, похождение в компании знакомых по прошлой жизни ребят. Замечен в

воровстве и в детском доме и за его пределами. 5.10.99 г. был пойман пьяным

в компании сверстников из детского дома».[18]

Как показывает изучение правонарушений несовершеннолетних, подросток

чаще всего может совершить преступление под непосредственным влиянием

сверстников или взрослых лиц, подчиняясь давлению толпы.[19]

Совершение преступления в группе характерны потому, что многие

преступления технически не выполнимы для одного подростка, помимо этого,

действуя в группе, некоторые подростки смелеют, становятся дерзкими, так

как это одобряется групповым авторитетом.

В. И. Васильев в своей работе «Юридическая психология» дает количественные

и качественные характеристики, которые отражают криминальную направленность

группы: «Участие в группе ранее судимых, которые не работают и не учатся,

злоупотребляют алкоголем или наркотиками, занимаются азартными играми, а

также наличие в группе осознанного лидера, авторитетный стиль управления

группой, преимущественно криминальная направленность группы, формирование

субкультуры группы (жаргон, специальные клятвы, особенный ритуал поведения

и т. д.). В дальнейшем при систематической преступной деятельности в группе

происходит распределение ролей и функций при совершении преступлений».[20]

Еще одна проблема, которую нельзя не назвать – это наркомания и

алкоголизм среди подростков. Самые жестокие преступления совершаются

подростками под воздействием алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Несовершеннолетние Спиридонов В.Т., Потешин А.Н., Татаринцев П.К.

совершили убийство в группе взрослого мужчины, который поздним вечером

возвращался домой с работы, только для того, чтобы найти в его карманах

сигареты и деньги на спиртное. Били его камнем по голове, палкой, нападали

сзади, и потом еще издевались над его телом, не обнаружив денег.[21]

Социальную адаптацию несовершеннолетних могут затруднять различные

нервно-психические заболевания и отклонения. Поэтому в данном случае меры

педагогической коррекции бывают недостаточны, необходимо вмешательство и

помощь психиатров, невропатологов, психотерапевтов, наряду с мерами

воспитательного характера осуществляющих медицинскую коррекцию, а также

проводящих социальные консультации для педагогов и родителей.

Причины, способствующие совершению преступлений, действующие на

несовершеннолетних, заставляют совершать противоправные действия только

некоторых, не способных сопротивляться их воздействию. Находясь в

одинаковых, в общем, условиях, далеко не каждый подросток совершает

преступление в связи с тем, что существуют еще и личностные причины

противоправного поведения. Это, прежде всего, особенности ценностных

ориентаций подростка, задаваемых средой и ближайшим окружением.

Таким образом, бесспорно, наиболее значимо для подростка ближайшее

окружение – семья. Состояние внутрисемейных отношений во многом определяет

поведение подростка. Даже борясь с родителями за независимость, подросток

демонстрирует все то, чему он у них научился. Важнейшей сферой приложения

сил и понимания собственной значимости для несовершеннолетнего является

учеба и работа. Здесь несовершеннолетний сталкивается с наибольшими

жизненными трудностями, от преодоления которой зависит его внутреннее

состояние. Достижение успеха в труде и учебе важно для ощущения собственной

полноценности. Социальная незащищенность подростка часто становится

причиной срывов и конфликтов в сфере учебы и труда, может влиять на

конфликтность его поведения, на желание любым способом компенсировать

неудовлетворенность.

Компенсация неудовлетворенности для трудных подростков – это чаще

всего сфера досуга. Не добившись успеха в учебе, в результате чего не

получить возможности заниматься престижным трудом, несовершеннолетний

пытается найти удовлетворение в общении со сверстниками, причем не всегда

приемлемыми для общества способами, а часто и совершая преступления. Помочь

несовершеннолетнему найти свое место в жизни, предотвратить совершение

преступления – главная задача стоящая перед нашим обществом.

Глава II. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

2.1. История развития уголовного законодательства

об ответственности несовершеннолетних

С 1845 года источником уголовного законодательства было «уголовное

Уложение», в котором государство закрепляло отказ от уголовного наказания

малолетних и передачу несовершеннолетних (до 17 лет), учинивших преступное

деяние, но не вменяемое им в вину по ст. 41. или хотя и вменяемое, но при

условиях, указанных, в ч. 2 ст. 55, под ответственный надзор родителей или

лиц, у которых они находились, но ничего не говорилось о том, какие меры

могли бы применять по отношению к этому малолетнему те, кому он отдан под

надзор.

Затем «Уложение» определило ответственность детей за упорное

неповиновение родительской власти, а равно и за грубое с родителями

обращение, подвергая виновных аресту до 6 месяцев, но эта ответственность

должна была быть назначена судом на общем основании.

Дисциплинарная власть осуществлялась самими родителями, причем закон

не определял ни объема, ни характера дозволенных средств наказания, говоря

только в ст. 168, т. Х, ч. 1, издание 1900г., что родители по отношению к

детям не могут покушаться на такие деяния, которые по общим законам

подлежат уголовному наказанию.

Близкую связь с дисциплинарной властью семьи имела дисциплинарная

власть школы. Выполнение обязательного воспитания падало, прежде всего, на

семью; но там где она не хотела или не могла выполнить этого назначения

своими средствами, на помощь ей являлось государство, а осуществителем его

забот становилась школа. Применение дисциплинарной власти в школе этого

типа, по общему правилу, безусловно, устраняло действие карательной власти

государства, допуская ее вмешательство разве только в случае совершения

наиболее тяжких преступлений воспитанниками старшего возраста, например 14

и более лет (таковы, например, случаи убийства, поджога, изнасилования и

т.д.). С другой стороны, государство устанавливало надзор за школьными

взысканиями, определяло для них известные пределы эти взыскания должны быть

налагаться с исключительной целью исправления, а не быть актом возмездия.

Подобными наказаниями были часто воспитательные взыскания – выговоры,

уменьшение баллов по поведению, лишение льгот, карцер, а в крайнем случае

удаление из данного заведения.

Дисциплинарные взыскания налагались или властью воспитательной,

единоличной – инспектора, директора, или в важнейших случаях педагогическим

советом заведения. Регулируя действия дисциплинарной власти школы,

государство, конечно, сохраняло за собой и право контроля над его органами,

подвергая их взысканиям дисциплинарным и уголовным за превышение власти.

Уложение о наказании издание 1885 г. в ст. 92 указывало три категории

уголовной невменяемости, одной из категории являлось малолетство –

неразвитость, зависящая от естественных условий развития человеческого

организма. «Юный возраст преступника играет в уголовном праве роль весьма

разнообразную: в эпоху детства возраст устраняет как вменяемость, так и

привлечение к ответственности в порядке уголовного суда; в эпоху отрочества

возраст служит основанием или невменяемости и уголовной безответственности,

или же замены наказания исправительно-воспитательными мерами, когда суд,

установив виновность малолетнего в предписываемом ему деянии, установив

наличность условий вменяемости по отношению к подсудимому, определив размер

той ответственности, которой он должен был бы подлежать, будучи взрослым,

заменяет таковую согласно закону; в эпоху юности возраст служит основанием

особого смягчения уголовной ответственности, которой подлежал бы виновный

за учиненное деяние, если был бы взрослым».[22]

В 1742 г. сенат вместе с президентами коллегий указал, что

малолетство, как для мужского, так и для женского пола нужно считать до 17

лет и что их нельзя подвергать тем же наказаниям, как и взрослых.

Малолетние не могли подвергаться ни смертной казни, ни пытке, ни кнуту; для

них эти наказания заменялись сечением плетьми и отдачей в монастырь на

исправление для выполнения там всяких тяжелых монастырских работ, а по

освобождению из монастырей повелевалось их отсылать в те места, откуда они

присланы, а из этих мест отсылать их в прежние жилища. В Указе Екатерины II

от 26 июня 1765 г., по которому устанавливалась полная невменяемость до 10

лет, а от 10 – 17 лет допускалось смягчение наказания, причем обвиняемых в

преступлениях, влекущих смертную казнь или кнут, было велено представлять в

Сенат, где к ним применялось наказание по мере их вины. Различались также

малолетние от 10 – 15 и от 15 – 17 лет. Малолетних до 10 лет признавали

абсолютно невменяемыми и отдавали виновных без придания суду и без

наказания на исправление родителям, родственникам или опекунам. Уложение

1845 г. отступило от этой системы, признав предельным возрастом 7 лет; но

так как по п. 1 ст. 173 (по изданию 1885 г.) дети от 7 – 10 лет не

подвергались определенному в законах наказанию, а отдавались родителям или

благонадежным родственникам для домашнего исправления, то на этом основании

в действительности предельным сроком периода детства являлось и, по

уложению 10 лет.

Период отрочества (от 10 до 17 лет) – замена для них наказания

наступает только в случае признания их обладающими вменяемостью, а в

противном случае применялось общее правило об освобождении от уголовной

ответственности за невменяемостью.

Рядом с отрочеством Уложение 1845 г. ставило юность от17-21 года,

которая признавалась только причиной уменьшения ответственности, при этом

закон различал случаи присуждения их к наказаниям уголовным и наказаниям

исправительным. Из наказаний уголовных к несовершеннолетним смертная казнь

и ссылка применялись без изменений, бессрочная каторга заменялась срочной,

а сроки каторги уменьшались на 1/3. По отношению к наказаниям

исправительным Уложение 1845 года заменяло ссылку на отдачу в арестантские

отделения или рабочий дом или отдачей на военную службу, а низкие наказания

применялись без замены, но со смягчением на одну или две степени, если

несовершеннолетний был вовлечен в преступление совершеннолетним.

С другой стороны, Уложение 1845 г. знало одно условие, при котором

молодость теряла всякое значение, а именно по ст. 146 (издание 1885 года)

малолетние несовершеннолетние в случае учинения ими нового преступного

деяния наказывались как совершеннолетние.

Декрет СНК от 14 января 1918 года провозгласил отмену судов и

тюремного заключения для малолетних и несовершеннолетних. Дела о

несовершеннолетних в возрасте до 17 лет, совершивших общественно опасное

деяние, подлежали рассмотрению комиссией по делам несовершеннолетних,

которая должна была либо освобождать их, либо направлять в одно из убежищ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.