рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Закаливание - одно из средств закаливания в средней группе

Закаливание - одно из средств закаливания в средней группе

Министерство образования Российской Федерации

Выборгский педагогический колледж

Курсовая работа

по анатомии, физиологии и гигиене

детей дошкольного возраста

на тему: «Закаливание – одно из средств

закаливания детей в средней группе»

Студентки V курса

Степановой Елены Сергеевны

Руководитель работы:

Грейнер Валентина Ивановна

2002 г.

Самая актуальная проблема – это здоровье детей. И поэтому я решила

выбрать тему своей курсовой работы «Закаливание – одно из средств

физического воспитания детей в средней группе». Человеческий организм

постоянно подвергается разнообразным воздействиям внешней среды. К факторам

внешней среды относятся – воздух, солнце и вода. Каждый знает, что условия

внешней среды не остаются постоянными. Температура воздуха то резко

повышается, то понижается.

Некоторые очень легко переносят любую перемену погоды, резкую смену

холода и тепла. Таких людей обычно называют закаленными.

Закаливание в нашем детском учреждении проводится систематически,

ежедневно, осуществляя индивидуальный подход к ребенку.

Систематическое закаливание укрепляет не только нервную систему, но и

сердце, легкие, улучшает обмен веществ, словом работу всех органов и

систем.

Т Е О Р И Т И Ч Е С К А Я Ч А С Т Ь

Тема:

Закаливание – одно из средств физического воспитания детей.

План.

1. Значение закаливания.

2. Физиологический механизм действия солнца, воздуха, воды на организм

человека.

3. Правила закаливания.

4. Условия, созданные для закаливания детей.

5. Закаливание детей воздухом, водой, солнцем.

6. Анализ результатов проведенной работы по закаливанию.

Человеческий организм постоянно подвергается разнообразным воздействиям

внешней среды. К факторам внешней среды относятся воздух, солнце и вода.

Каждый знает, что условия внешней среды не остаются постоянными.

Температура воздуха то резко повышается, то понижается.

Некоторые очень легко переносят любую перемену погоды, резкую смену

холода и тепла. Таких людей обычно называют закаленными. Под закаливанием

принято понимать способность организма быстро приспосабливаться к постоянно

меняющимся условиям внешней среды. Но есть люди, которые при малейших

изменениях погоды чувствуют недомогание – начинается насморк, кашель,

чихание, повышается температура. Обычно говорят – человек простудился. А

что такое простуда?

Простуда – это временное снижение сопротивляемости организма инфекциям

под влиянием переохлаждения.

Микробы – возбудители болезней – всегда живут в организме человека,

особенно их много в слизистых оболочках носоглотки. Стоит человеку

переохладиться, как микробы быстро начинают размножаться и вызывают

различные заболевания. Ученые давно заметили, что если постепенно,

систематически и последовательно в течение длительного времени тренировать

организм, изменяя температуру, то человек к этому привыкает и при

охлаждении не простужается – он «закалился».

Закаливание основано на способности организма отвечать определенными

реакциями на всевозможные раздражения внешнего мира: температурные,

световые, механические. Эти раздражители через кожу воздействуют на нервную

систему, «тренируют» ее, делают устойчивой к неблагоприятным воздействиям

внешней среды.

Если раздражители многократно повторяются одновременно, постоянно

изменяясь в силе, организм привыкает, т.е. приспосабливается к меняющимся

условиям внешней среды.

Систематическое закаливание укрепляет обмен веществ, словом работу всех

органов и систем.

Для того чтобы закаливающие процедуры дали положительные результаты,

необходимо соблюдать некоторые правила.

Закаливание должно проводиться систематически, ежедневно. Переходить к

более сильным раздражителям, например, снижать температуру воды при водных

процедурах, нужно постепенно и очень осторожно.

Если ребенка с целью закаливания подвергнуть непривычному для него

охлаждению, то он может заболеть. Необходимо соблюдать индивидуальный

подход к ребенку. Учитывать особенности его организма и помнить – что

полезно одному ребенку, может принести вред другому. Перед тем как начать

закаливание, желательно посоветоваться с врачом.

Основные средства закаливания – это воздух, вода, солнце.

Как организовать закаливание воздухом?

Прежде всего, необходимо 3 – 4 раза в день тщательно проветривать

помещение, в котором находится ребенок. В осеннее – зимнее время постоянно

приучать спать с открытой форточкой и обязательно гулять. Каждый день он

должен находиться на воздухе не менее 3 – 4 часов. Зимой только в сильные

морозы ([pic]) с ветром можно отменить прогулку. Летом же в любую погоду

весь день ребенок проводит на воздухе.

Закаливание воздухом, как и любое другое, начинают с использования

слабых, мягко действующих процедур. Для этого первые воздушные ванны

проводят в хорошо проветриваемом помещении, и тем самым раздражающее

действие воздуха обеспечивается, главным образом, влиянием его температуры.

Начальная температура воздуха должна быть индифферентной, т. е. не

вызывающей напряжения механизмов терморегуляции, когда ребенок не ощущает

ни избыточного тепла, ни охлаждения (находится в состоянии теплового

комфорта).

В теплое время года, когда температура воздуха в тени [pic], все

бодрствования, как и дневной сон детей, проводится главным образом на

открытом воздухе. Детям дают игрушки, заинтересовывают играми,

способствующими развитию органов чувств (зрению, слуха, осязания),

двигательных и статических функций (умение сидеть, стоять, поворачиваться,

ползать, хватать, вставать, ходить).

Важно, чтобы во время прогулки ребенок не был пассивным. Положительная

эмоциональная настроенность, двигательная активность, звуковые и речевые

реакции – все это повышает общий тонус нервной системы ребенка, а вместе с

тем и весь уровень жизненных процессов, обмена веществ. В то же время,

создавая условия для активной прогулки, нельзя забывать и о том, что

избыточное, чрезмерное возбуждение ребенка вызывает преждевременно

наступающее утомление, потерю аппетита, расстройство сна. Все это

отрицательно влияет на функцию центральной нервной системы и ведет к

снижению способности сосредотачивать внимание, усваивать приобретаемые

навыки, т.е. ухудшает именно те качества, которые необходимы для успешного

воспитания и обучения ребенка.

По сравнению с воздухом, вода является более сильным средством

закаливания, т.к. обладает гораздо большей теплопроводностью и

теплоемкостью. Сущность физиологического действия на организм водных

закаливающих процедур и конечный результат их влияния подобны действию

воздушных процедур. Соприкасание воды с кожным покровом сопровождается

раздражением органов чувствительных нервов – рецепторов.

Под воздействием раздражителей в рецепторах возникает возбуждение,

которое передается по нервным волокнам в центры спинного и головного мозга,

где рождаются импульсы ответственных реакций. Влияни5е прохладной воды

сказывается в рефлекторном изменении тонуса и просвета кровеносных сосудов.

Различаются три последовательные фазы этих изменений: непосредственно за

воздействием следует первая фаза – резкий спазм кожных сосудов, кровь

отливает к внутренним органам, кожа становится бледной и холодной,

наступает первый озноб.

Эти явления продолжаются несколько секунд, затем наступает вторая фраза

– расширение кожных сосудов, прилив крови из внутренних органов к

периферии. Появляется ощущение тепла, кожа становится розовой. Вторая фаза

продолжается несколько минут и, при неблагоприятных условиях, может перейти

в третью фазу – паретическое состояние расширенных капилляров кожи

(временная потеря способности к сокращению). В результате происходит застой

крови в капиллярах, появляется бледность кожи с синюшным оттенком,

наступает второй озноб. Третья фаза свидетельствует о несостоятельности

механизмов физической терморегуляции. Требуются немедленные меры для

прекращения этой фазы – массаж, физические упражнения, тепло, чтобы

предупредить переохлаждение со всеми вредными его последствиями.

Оздоровляющее действие водных процедур обусловлено первой и второй фазами.

Систематическое закаливание прохладной водой сопровождается сокращением

времени первой фазы, более быстрым переходом ее во вторую фазу, которая

продолжается длительно и, медленно угасая, не переходит в третью.

Наступление третьей фазы не следует допускать, она может наблюдаться при

неправильном проведении закаливания – использовании слишком холодной воды

или чрезмерно длительной процедуры.

Закаливание водой проводится в помещении, при обычной комнатной

температуре воздуха. Нет необходимости специально нагревать воздух, но

обеспечить отсутствие сквозняка надо обязательно. Даже короткое воздействие

прохладного воздуха на мокрую кожу может вызвать резкое переохлаждение. В

жаркое летнее время, когда водные процедуры проводятся под открытым небом,

дети также должны быть защищены от ветра.

Физиологическое действие солнечных лучей на организм наиболее сильно по

сравнению с другими природными факторами закаливания. Как известно,

солнечный свет состоит из различных лучей, имеющих неодинаковую длину волны

и частоту колебаний. В силу своих физических свойств лучи инфракрасной

части спектра проникают глубоко в кожу и подкожную клетчатку и, оказывая

тепловое воздействие, вызывают нагревание тканей. Поэтому инфракрасные лучи

принято называть тепловыми. Под влиянием тепловых лучей возбуждаются

нервные окончания кожных покровов и рефлекторно расширяются кровеносные

сосуды кожи. В то же время кровеносные сосуды внутренних органов

сокращаются, в силу чего в организме происходит перераспределение крови –

от внутренних органов она приливает к наружным покровам. Кожа становится

красной и горячей в процессе облучения. После прекращения облучения кожа

вновь, довольно быстро, приобретает нормальный цвет и температуру. Также

рефлекторно восстанавливается исходное распределение крови. Инфракрасные

лучи усиливают действие ультрафиолетовых лучей.

Ультрафиолетовые лучи, имеющие короткие волны, поглощаются

поверхностными слоями кожи и не проникают в ткани, расположенные глубже.

Относительно большая энергия ультрафиолетовых лучей вызывает химические

превращения в клетках, в результате которых изменяется белковая структура

клеток, образуются различные белковые субстанции, повышающие проницаемость

оболочек клеток и вызывающие образование пигментных веществ. Облучение

ультрафиолетовыми лучами не сопровождается немедленным покраснением кожи

(появлением эритемы), поэтому их называют холодными лучами, но при

определенном дозировании эритема появляется спустя 6 – 8 часов после

облучения и сохраняется в течении нескольких дней. По исчезновении эритемы

на облученных участках кожи остается пигментация – загар.

Под действием ультрафиолетового облучения происходят сложные физико-

химические и биологические процессы в клетках. Известно антирахитическое

действие ультрафиолетовых тучей: они способствуют образованию витамина

непосредственно в организме. Под влиянием образующегося в коже витамина

нормализуется соотношение фосфора и кальции в крови, регулируются процессы

окостенения скелета и отложение солей кальция в костях.

Действие солнечных лучей стимулирует обменные процессы в органах и

тканях и, раздражая многочисленные рецепторы - нервные окончания,

находящиеся в наружных покровах и внутренних органах, вызывает возбуждение

нервных центров спинного и головного мозга. В результате изменяется частота

и глубина дыхания, увеличивается легочная вентиляция, изменяется просвет

капилляров сосудистой сети и величина артериального давления крови.

Влияние ультрафиолетовых лучей на нервную систему выражается в

изменениях реакций высшей нервной деятельности. В зависимости от дозы

облучения, индивидуальной для каждого человека, можно наблюдать или

стимуляцию, или угнетение безусловных рефлексов, направленных на сохранение

постоянства температуры тела. Повышение возбудимости коры головного мозга

проявляется в ускорении рефлекторных реакций, увеличении подвижности

нервных процессов и улучшении восприятия органами чувств (в увеличении

остроты зрения, слуха).

Действие солнечного света (ультрафиолетового, видимого и инфракрасного

излучения) в больших дозах на неподготовленный незакаленный организм может

вызвать расстройство его нормальной деятельности, снижение его защитных

сил, и, как следствие этого, может легко возникнуть какое-либо заболевание.

Действие солнечного света, используемое вначале в малых дозах,

сопровождается мобилизацией всего многообразия защитных сил организма.

Многостороннее влияние ультрафиолетовых лучей на организм, при условии их

правильного использования, выражается в улучшении общего состояния,

физического и нервно-психического развития детей, повышении защитных сил

организма, его сопротивляемости инфекциям и другим вредным воздействиям

окружающей среды. Повышается интенсивность обмена веществ, улучшается

состав крови, нормализуются функции и взаимодействия всех органов и тканей.

Поскольку солнечные лучи оказывают на организм очень сильное

физиологическое влияние, использование их в целях закаливания детей

ограничено. Это ограничение вызывается еще и тем, что отношение площади

поверхности кожных покровов, через которую собственно и действуют солнечные

лучи, к массе тела у детей гораздо больше, чем у взрослых. Закаливание

солнечными лучами можно начинать только после подготовки организма ребенка

воздушными ваннами, которые проводят сначала в помещении, а затем на

открытом воздухе.

Солнечные ванны можно принимать не ранее чем через 1,5 часа после еды и

заканчивать не позднее, чем за 30 – 40 минут до еды. Это условие необходимо

соблюдать потому, что в жаркую погоду под влиянием высокой температуры

окружающего воздуха угнетается секреция пищеварительных соков, и условия

для переваривания пищи ухудшаются. Закаливание здоровых детей солнечными

лучами, так же как и воздухом, полезнее сочетать с различной деятельностью

детей, составляющей содержание прогулки в весеннее - летний период.

Продолжительность облучения индивидуальна для каждого ребенка: учитываются

возраст, общее развитие, состояние здоровья, упитанность, типологические

особенности высшей нервной деятельность. Необходимо также принимать во

внимание предварительную подготовку в виде закаливания воздухом, водой и

частичного облучения солнцем, которое невольно получает каждый человек,

бывающий на открытом воздухе. Постепенность увеличения действия солнечных

лучей может быть достигнута несколькими путями:

1. Используется ослабляющее влияние атмосферы – солнечные ванны принимают

ранним утром или после полудня (косые лучи менее эффективны).

2. Проводят солнечные ванны в облачные дни, облачность способствует

рассеиванию лучей.

3. Используют отраженные лучи (в тени).

4. Изменяют площадь обнаженной поверхности кожи подбором одежды.

5. Изменяют продолжительность облучения.

Площадка для прогулок детей летом располагается таким образом, что на

ней имеются примерно в разном соотношении участки плотной тени, участки

светотени и места, беспрепятственно облучаемые солнцем. Затененная площадь

должна быть хорошо проветриваемой, сухой. Лучше, если Тань создается не

навесом, а листвой деревьев.

Если для защиты от солнца используются навесы, то они должны быть

полотняными или деревянными и обязательно с потолком. Слой воздуха между

потолком и крышей навеса служит надежной тепловой изоляцией.

Не меньшее значение имеет поверхность участка. Наиболее благоприятной

поверхностью является травяной покров: он хорошо предохраняет от пыли, не

сильно нагревается.

Песчаные площадки, как и открытая поверхность почвы, крайне

неблагоприятны – при ветре и движении детей поднимается обильная пыль.

Покрытие асфальтом участков для прогулок детей категорически запрещается.

На площадке для прогулок детей должны быть озелененные беседки, манежи

и все необходимое оборудование для различных игр и физических упражнений

соответственно возрасту и развитию детей.

Использование свежего воздуха в целях закаливания детей осуществляется

постоянно. Благодаря малой теплопроводности и теплоемкости воздуха

воздушные процедуры (общие и местные ванны) действуют на организм наименее

резко и потому должны предшествовать другим видам закаливания. Закаливание

воздухом осуществляется следующими мерами, применяемыми постоянно и

систематически:

1. Соблюдение правильного режима проветривания помещения. В холодное время

года непродолжительное проветривание повторяется 5 – 6 раз в сутки:

обязательно перед сном и за 20 – 30 минут до подъема после сна, до и

после занятий в дневное и вечернее время бодрствования. В теплое время

года окна открыты почти круглые сутки.

2. Влажная протирка пола (вода - [pic]) в групповых комнатах дважды в день

– после дневного и вечернего бодрствования.

3. Поддержание нормальной температуры воздуха в помещении: для грудных

детей в пределах [pic]; для детей в возрасте от 1 года до 3 лет в

пределах [pic] и для детей 4 – 7 лет в пределах[pic].

4. Правильный подбор одежды, обеспечивающий состояние теплового комфорта

каждому ребенку. Своевременная смена одежды, предупреждающая избыточное

охлаждение и перегревание.

5. Воздушные ванны (полное или частичное обнажение кожных покровов):

короткие – от 3 – 4 до 8 – 10 минут – при каждом пеленании или смене

одежды и более продолжительные – при проведении массажа и гимнастики с

детьми первых трех лет жизни, утренней гигиенической зарядки с более

старшими детьми, а также при проведении музыкальных занятий, подвижных

игр и занятий по развитию движений.

6. Правильная организация прогулки детей во все времена года (чередование

спокойной и подвижной деятельности). Создание условий для разнообразных

игр, поощрение выполнения всех видов движений, соответствующих возрасту

и способствующих всестороннему физическому развитию детей.

7. Проведение дневного сна на открытом воздухе во все времена года и

независимо от погоды.

Полезно совмещать закаливание воздухом и водой, применяя

комбинированные воздействия (непосредственно за воздушной ванной проводится

водная процедура).

Воздух как средство закаливания используют, воздействуя ею не только на

кожные покровы, но и на слизистые полости рта и носоглотки. Простое

полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры, применяемое

систематически после каждого приема пищи, является превосходным средством,

предупреждающим заболевание зубов и слизистых полости рта.

Гигиенические процедуры, связанные с применением воды, могут оказывать

и закаливающее действие, если при этом соблюдать соответствующие правила:

1. Выбирать средства закаливания водой с учетом индивидуальных и

возрастных особенностей ребенка.

2. Начиная со слабодействующих процедур, постепенно переходить к

сильнодействующим.

3. Снижение температуры воды производить постепенно, с учетом возраста и

состояния ребенка, характера процедуры и условий окружающей обстановки.

4. Закаливающие процедуры проводить систематически, примерно в одно и то

же время дня.

5. Обеспечить хорошее настроение ребенка во время закаливания. В качестве

местных закаливающих процедур могут быть использованы умывание,

обтирание, мытье рук, мытье и обливание ног, игра с водой.

Для местных процедур применяется более прохладная вода, чем для общих.

Местное действие воды вызывает комплекс общих рефлекторных реакций,

изменяющих физиологические функции всего организма.

В качестве общих закаливающих процедур можно использовать обтирание

всего тела, обливание, душ, а также гигиеническую ванну с последующим

обливанием водой, температура которой на 2 градуса ниже, чем в ванне.

Наиболее сильное действие оказывает купание в открытом водоеме.

Условия, созданные для закаливания детей.

Средний дошкольный возраст.

1. Сон с открытым окном. Проветрить спальню 5 – 7 минут, открыть окна или

фрамугу с одной стороны. Закрыть за 20 – 30 минут до подъема детей.

2. Прогулка на свежем воздухе, увеличение до 4 – 6 часов.

3. Утренняя гимнастика, физкультурные занятия на свежем воздухе (см.

таблицу № 9).

4. Общие воздушные ванны во время раздевания перед дневным сном и одеванием

после сна. Местные воздушные ванны во время музыкальных занятий в

группах (см. таблицу № 4, № 6).

5. Хождение босиком по ребристой доске, гравию, солевой дорожке, по песку

(5 – 7 минут, 4 – 5 дыхательных упражнений, 30 – 40 секунд по солевой

дорожке).

6. Полоскание рта водой комнатной температуры. С 3-х лет – полоскание рта,

с 3 – 5 полоскание горла.

7. Умывание: лица, кистей рук – 3 – 4 лет, рук до локтей, шею – с 4-х лет.

8. Обливание голеней и стоп после дневного сна на теплые ноги ребенка (см.

таблицу № 11), температура воздуха 20 градусов. На каждое обливание 0,5

л воды. Вторая группа закаливания: начальная температура 34 градуса,

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.