рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Закаливание - одно из средств закаливания в средней группе

конечная 22 градуса. Снижение температуры каждые два дня на два градуса.

9. Купание в водоеме с трех лет. Температура воздуха 23 градуса,

температура воды – 25 градусов, продолжительность 3 – 8 минуты.

10. Местные солнечные ванны оголенных рук, ног по 5 – 6 минут, увеличение

на 1 – 2 минуты через каждые два дня.

11. Общие солнечные ванны с 5 до 10 минут. В течении дня по 40 – 50 минут.

Таблица № 4

Температура воздуха в помещениях детского сада

|Помещение |Температура |

|Игровая младшей группы |[pic] |

|Средней – подготовительной группы |[pic] |

|Спальни |[pic] |

|Туалетные |[pic] |

|Музыкальные и гимнастические залы |[pic] |

Таблица № 6

Виды одежды при различной температуре воздуха в помещении

|Температура воздуха |Виды одежды |

|[pic][pic][pic]и выше|1 – 2-х слойная одежда: тонкое х/б белье, легкое х/б |

| |платье с короткими рукавами, носки, босоножки. |

|[pic] |2-х слойная одежда: х/б белье, х/б или полушерстяное |

| |платье с длинными рукавами, колготки для 3 – 4-х |

| |летних детей, гольфы для 5 – 7 летних, туфли |

|[pic] |2-х слойная одежда: х/б белье, плотное х/б или |

| |полушерстяное платье с длинными рукавами, колготки |

| |для 3 – 4 летних, туфли. |

Таблица № 9

Виды одежды для детей при проведении

физкультурных занятий на открытом воздухе.

|Температура воздуха |Виды одежды |

|Лето |Трусы, майка, тапочки, полукеды |

Таблица № 11

Снижение температуры воды при обливании ног

каждые два дня на два градуса.

|Возраст |Начальная температура |Конечная температура |

|2 – 3 года |[pic] |[pic] |

|4 – 7 лет |[pic] |[pic] |

В возрасте 3 – 4 лет ребенка можно научить полоскать рот, а в возрасте

4 – 5 лет – полоскать горло. Делать это нужно регулярно (на каждое

полоскание используется примерно 1/3 стакана воды). Эта несложная процедура

(дважды в сутки) предупреждает ангину и кариес зубов. Учитывая

недостаточную эффективность закаливания путем ежедневного обливания ног

водой с постепенным понижением температуры от 30 до 16 градусов, что

рекомендовалось до настоящего времени в методической литературе, был

разработан и апробирован в ряде дошкольных учреждениях новый метод:

использование кратковременного интенсивного воздействия холодом при местных

закаливающих мероприятиях.

Преимущество этого метода заключается в том, что он прост в выполнении,

легко вписывается в режим дня и не требует много времени. Проводится он

следующим образом. Перед дневным сном дети босиком проходят по

гигиеническим коврикам, затем в течении 5 секунд и более (в зависимости от

желания ребенка) «топчутся» в тазу, в который наливается вода из-под крана,

вновь проходят по дорожке из гигиенических ковриков, покрытых сухой

простыней, и ложатся в постель. Дети не желающие вставать в таз с водой или

имеющие противопоказания, не делают этого. Температура воды изменяется по

сезонам года от 13 до 18 градусов в теплое и от 6 до 10 градусов в холодное

время года. С целью обеззараживания желательно в воду добавлять раствор

марганцовокислого калия (розового цвета).

Длительные перерывы в закаливании (более 2 – 3 недель) вновь повышают

чувствительность организма к охлаждению. Поэтому в случае вынужденного

перерыва и в адаптационный период привыкания к дошкольному учреждению

закаливание нужно проводить осторожно.

П Р А К Т И Ч Е С К А Я Ч А С Т Ь

План.

1. Диаграммы заболеваемости детей за последние 2 – 3 года..

2. Анализ адаптации детей к закаливающим процедурам.

3. Таблицы по опыту индивидуализации закаливания в группе.

В процессе роста и развития ребенка происходит постепенная смена

обобщенных, диффузных, генерализованных реакций, характерных для плода и

новорожденного, а также для детей раннего возраста, на реакции локальные,

ограниченные отдельными видами приспособлений, что свойственно взрослым.

Данная особенность весьма характерна для проявления деятельности

центральной нервной системы и скелетной мускулатуры.

Здоровье ребенка в раннем возрасте можно определить как состояние, при

котором имеется соответствие или несоответствие паспортного возраста его

биологическому возрасту. Задержка в росте или развитии детей, снижение

уровня их зрелости могут быть определены как снижение уровня здоровья

ребенка. Что касается недоношенных детей, то после 3-х лет жизни, когда они

«догоняют» доношенных по уровню зрелости, здоровье можно также определить

как состояние соответствия паспортного возраста ребенка его биологическому

возрасту.

В этой связи цель мероприятий по закаливанию – не просто увеличение

адаптивных возможностей организма, но и целенаправленное изменение

характера развития. Задачей закаливания является не только снижение уровня

текущей заболеваемости детского населения.

Важнее, чтобы закаливание в детском возрасте заложило основу для

приумножения здоровья и в последующие периоды жизни. В.Ю. Альбицким (1985)

показано, что в настоящее время существенно меняются те факторы внешней

среды, которые провоцируют возникновение простудных заболеваний и в целом

воздействуют на состояние здоровья детей дошкольного возраста. Такие

факторы, как жилищно–бытовые условия, материальная обеспеченность,

образовательный ценз и социальная принадлежность, потеряли свое значение в

качестве оказывающих решающее влияние на состояние здоровья детей. В

настоящее время для характеристики уровня здоровья детей рекомендованы

критерии его оценки. С.М. Громбахом (1979) и Г.Н. Сердюковской (1979)

предложены 4 критерия, характеризующие состояние здоровья:

1. наличие или отсутствие хронических заболеваний.

2. уровень функционального состояния основных систем организма.

3. степень резистентности организма.

4. уровень достигнутого физического развития и степень его гармоничности.

Применение этих критериев позволило комплексно оценить состояние

здоровья детей различного возраста (каждый из четырех критериев в

отдельности не может дать характеристику его в целом), причем результаты

обследования детей позволили разделить их на 5 групп (С.М. Громбах, 1979):

1. здоровые с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.

2. здоровые, но имеющий функциональные и некоторые морфологические

отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим

заболеваниям.

3. дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с

сохраненными функциональными возможностями организма.

4. дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со

значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как

правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего

профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

5. дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со

значительно сниженными функциональными возможностями организма. Дети

данной группы также не посещают детские учреждения и не охвачены

осмотрами.

Большое социальное значение имеет, в частности, выделение 2-й группы

здоровья, так как функциональные возможности этих детей чаще всего снижены.

Они нуждаются в оздоровительных, закаливающих мероприятиях. Разграничение 1-

й и 2-й групп здоровья обычно не вызывает затруднений. К 1-й группе

относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не

имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений, ко 2-ой – те, у

которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые

функциональные и морфологические изменения.

Это дети со следующим перечнем отклонений в состоянии здоровья:

> отягощенный акушерско-гинекологический анамнез: токсикоз и другая

патология беременности, в том числе хронические заболевания матери и

резус – отрицательная принадлежность, осложненное течение родов,

многоплодная беременность, недоношенность без резких признаков

незрелости, крупный плод (4 кг и более при рождении), асфиксия в родах,

состояние оживленного организма, состояние после обменного переливания

крови и др.

> начальный период рахита I степени, выраженные остаточные явления рахита

> гипотрофия I степени, дефицит или избыток тела I и II степени

> аллергическая предрасположенность к пищевым, лекарственным и другим

веществам, кожные проявления экссудативного диатеза,

> пилороспазм без явлений гипотрофии

> некоторые врожденные аномалии, не требующие оперативного вмешательства,

расширение пупочного кольца, расхождение прямых мышц живота,

недопущение яичек в мошонку на первом – втором году жизни и др.

> дефекты осанки, уплощенная стопа

> функциональные изменения сердечно – сосудистой системы, шумы

функционального характера, тенденция к понижению или повышению

артериального давления, изменение ритма и частоты пульса,

неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой

> аденоидные вегетации I – II степеней, гипотрофия миндалин II степени,

искривление носовой перегородки при отсутствии нарушений носового

дыхания, повторные заболевания бронхитом или пневмониями, частые острые

респираторные заболевания (4 раза в год)

> понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы

(угроза анемии)

> тимомегалия

> субкомпенсированный кариес (6 – 8 кариозных зубов)

> аномалия прикуса, не требующие немедленной коррекции

> отдельные невротические реакции, патологические привычки, задержка

нервно – психического развития, косноязычие

> дисфункция желудочно-кишечного тракта (периодические боли в области

живота, тошнота, рвота и др.)

> миопия слабой степени

> дальнозоркость средней степени, аккомодационное косоглазие без

амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без

нарушений бинокулярного зрения

> вираж туберкулиновой пробы

> состояние реконвалесценций после перенесенных острых инфекционных и

неинфекционных заболеваний длительным нарушением общего самочувствия и

состояния, в том числе после острой пневмонии, болезни Боткина, острых

нейроонфекций и др.

Анализ показал, что формирование хронических заболеваний происходит в

основном за счет 2-й группы, т.е. детей с функциональными отклонениями

(часто болеющих, имеющих хронический тонзиллит, аденоиды, анемию и т.д.)

Из 2-й группы здоровья выделены дети, имеющие только факторы риска в

раннем постнатальном онтогенезе (включая данные наследственного и

социального анамнеза). Такой контингент детей отнесен ко 2-й А группе

здоровья (Черток Т.Я., 1983). Проведенные Институтом гигиены детей и

подростков МЗ СССР исследования состояния детей дошкольного возраста

выявили, что у них впервые 3 – 4 года жизни меньше сформированных

хронических заболеваний по сравнению с дошкольниками более старшего

возраста, и основную массу составляют здоровые дети (82%). В старшем

возрасте (5 – 7 лет) увеличивается количество детей с уже сформированными

хроническими заболеваниями (Бережков Л.Ф., Дубинская И.Д., 1979).

У детей дошкольного возраста первое место среди хронических заболеваний

и отклонений в состоянии здоровья занимает кариес зубов, второе заболевание

глотки и носоглотки, третье – болезни костно-мышечной системы, четвертое –

нервной системы и органов чувств.

Среди хронических заболеваний органов дыхания в дошкольном возрасте

чаще представлены хронические бронхиты: в 0,8 – 1,6 % случаев, у школьников

– в 2,4 %. Анемия в дошкольном возрасте встречается у 2,8 – 3,0 % детей, у

школьников – в 10,0 % случаев. Наиболее распространенным отклонением со

стороны костно-мышечной системы у детей дошкольного возраста является

плоскостопие, которое появляется в возрасте 5 – 6 лет. У детей дошкольного

возраста нарушение осанки, сколиозы встречаются существенно реже, чем у

школьников.

В последние годы наибольший интерес представляют сведения с состоянии

здоровья детей дошкольного возраста по оценке функционального состояния

органов и систем.

Ребенок практически здоров, но могут быть определены те или иные

функциональные отклонения в деятельности сердечно – сосудистой,

дыхательной, выделительной систем. Так, исследования показали, что в

возрасте 2 – 3 лет нормальная частота дыхания была только у 39 % детей,

умеренное учащение дыхания – у 48 %, резкое учащение – у 13 %; в возрасте 6

– 7 лет нормальную частоту дыхания имели уже 78 % детей, 17 % умеренное

учащение и 2 % - резкое учащение. Умеренные или выраженные гипертонические

реакции встречались по показателю систематического артериального давления

вдвое чаще среди детей 3 – 4 летнего возраста (16 %), чем среди детей 6 – 7

лет (8,7 %). С возрастом отмечено увеличение числа детей с выраженной

гипертонией с 0,7 % в 3 – 4 года до 2,9 % в 6 – 7 лет.

Существенное значение имеют исследования реакции сердечно – сосудистой

системы на физическую нагрузку. Опыт показывает, что с помощью этой пробы

обнаруживается повышенное артериальное давление у ряда детей, у которых в

покое без нагрузки показатели артериального давления отмечались в пределах

нормы.

Третий критерий уровня здоровья – резистентности организма, которая в

практической деятельности определяется количеством и длительностью

заболеваний, перенесенных за определенный период. Частота заболеваемости

детей, отражая иммунобиологическую сопротивляемость, свидетельствует об

уровне развития детей. Наиболее принятым является показатель заболеваемости

по обращаемости за год. В настоящее время изучена возрастная структура

заболеваемости детей.

Так, заболеваемость по обращаемости наибольшая у детей до 3 лет (381,0

на 1000 обследованных детей); в 4-летнем возрасте отмечается снижение до

339,0; в 5 лет – до 302,0; в 7 – 8 лет – до 263,0. заболеваемость по

обращаемости с возрастом уменьшается, хронические болезни чаще отмечаются в

школьном возрасте. Увеличение заболеваемости по обращаемости в возрасте 3 –

4 лет связано с эмоциональным стрессом, который возникает в связи с

поступлением детей в дошкольные учреждения (Студеникин М.Я., Макаренко Ю.А.

и др., 1979; Тонкова – Ямпольская Р.В., 1980). Однако необходимо учесть,

что в возрасте 3 – 4 лет отмечен значительный скачек роста детей

(Андронеску А., 1970; Кранс В.М., 1979), во время которого, как и при

изменении условий развития, происходят существенные преобразования в

деятельности нервной системы, эндокринного аппарата, различных

функциональных систем. Очевидно, подобные изменения также приводят к

снижению адаптивных возможностей детского организма, что способствует

увеличению заболеваемости по обращаемости детей 3 лет.

Первое место в структуре заболеваемости детей по обращаемости занимают

болезни органов дыхания. В первые годы жизни пневмонии составляют 6 % от

всех заболеваний органов дыхания, к 7 годам число их снижается до 1 %.

Ангины, напротив, учащаются с 2 – 3 % в первые 2 года жизни до 8,9 % в 6 –

7 лет.

У детей в возрасте от 1 года до 6 лет постепенно нарастают инфекционно-

аллергические болезни, а у школьников – травмы, заболевания уха, нервные

болезни.

Применение четвертого критерия для оценки здоровья детей связано с

выявлением уровня физического развития и его гармоничности. Показано, что

наибольшие различия в биологическом возрасте определяются у детей старшего

школьного возраста. В этом возрасте имели место как опережение физического

развития на 2 – 4 года, так и отставание на 1 – 3 года. Вместе с тем в

раннем возрасте, а именно на первом году жизни, также представлен

существенный разброс показателей физического развития детей с учетом так

называемого гестационного возраста.

В проведении закаливающих мероприятий и физических нагрузок важно

определить не только возрастную, но и биологическую нагрузку на организм,

учитывая не только паспортный, но и биологический возраст, состояние или

уровень здоровья ребенка.

Уровень физического развития имеет существенное значение в

возникновении заболеваний. Детей дошкольного возраста с нормальным

физическим развитием болеют меньше. Так, уровень заболеваемости среди

детей, отстающих по темпам физического развития, превышает уровень

заболеваемости всего контингента (взятого за 100 %) на 1-м году жизни на 4

– 6 %, на 2-м и 3-м – на 16,6 %, на 4-м и 5-м – на 9,8 %, на 6-м и 7-м –

на 7,8 %.

Эти исследования показали, что формирование хронических заболеваний

происходит в возрасте 5 – 6 лет. В этой связи важно в более раннем возрасте

способствовать профилактике хронической заболеваемости, как специфической,

так и путем закаливающих воздействий и улучшения физического развития

детей. (Бережков Л.Ф., Дубинская И.Д., 1979).

В настоящее время существует несколько утвердившихся правил в

проведении закаливающих мероприятий у детей, разработанных Г.Н. Сперанским:

1. закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье

2. необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих

мероприятий

3. занятия должны осуществляться систематически

4. необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка и его

возраст

5. начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным

является теплое время (в холодное время года степень воздействия

средовым факторам в начале закаливания уменьшается, и необходимо более

постепенное их нарастание, чем в теплое время года)

6. закаливающие мероприятия проводятся только при положительных

эмоциональных реакциях ребенка

7. возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует

начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих

процедур. Нарастание воздействий происходит быстрее, чем при начальном

периоде закаливания

Особенно важно, чтобы закаливание не прерывалось ни в одно из времен

года. У детей раннего возраста в силу низких адаптационных возможностей

закаливающий эффект сохраняется на протяжении 3 – 10 дней. Вместе с тем

проведение закаливающих мероприятий в холодное время года снижает

заболеваемость в 2 – 3 раза (Калюжная Р.А. и др., 1980).

Особенно важны закаливающие мероприятия летом – в преддверии осеннее –

зимнее – весеннего периода, до того времени, когда увеличивается количество

инфекционных заболеваний у детей, снижаются показатели иммунобиологической

реактивности их организма. Проведение закаливающих мероприятий в холодное

время года снижает заболеваемость, уменьшая ее в 2 – 3 раза (Сперанский

Г.Н., Заблудовская Е.Д., 1963; Калюжная Р.А. и др., 1980).

Адаптация детского организма к солнечному излучению имеет ряд

особенностей, которые связаны с характером солнечного излучения,

своеобразием строения и функционирования систем органов у ребенка. В

пределах дневной части суток количество ультрафиолетовых лучей возрастает

от восхода солнца до полудня, а далее начинается снижаться. Во второй

половине дня преобладают красные и инфракрасные лучи.

Красные и инфракрасные лучи обладают в основном тепловым действием на

организм человека. В этой связи создается определенная опасность

возникновения перегревания детей, в особенности в раннем возрасте. Это

связано с несовершенством терморегуляции в раннем возрасте и с большой

относительной поверхностью тела ребенка – отношением его поверхности к

массе, в силу чего удельная скорость нагревания (а потому и перегревания)

больше у детей по сравнению со взрослыми. Однократное перегревание

вызывает изменение деятельности всех систем организма, направленное на

увеличение теплоотдачи, а далее – на снижение собственной теплопродукции.

Перегревание может привести к диспепсическим явлениям, что является

предпосылкой к возникновению кишечных инфекционных заболеваний.

Именно с этим связан риск воздействия прямых солнечных лучей на

организм детей раннего возраста, в особенности в летнее время.

Детям в возрасте до 1 года в летнее время солнечные ванны не

рекомендуются, детям в возрасте 2 – 3 лет они должны применятся крайне

осторожно, с соблюдением правила минимальных первоначальных дозировок и

постепенного увеличения времени солнечной ванны. Попадание солнечных лучей

на открытые части лица ребенка во время прогулки в зимний, весенний или

осенний периоды нельзя считать противопоказанным поскольку при этом не

происходит перегревание детского организма. В настоящее время приняты в

основном две специальные процедуры воздействия солнечными лучами на

организм ребенка – световоздушные и солнечные ванны.

Световоздушные ванны. Методика проведения световоздушных (как и

солнечных) ванн разработана Г.Н. Сперанским и Е.Д.Заблудовской (1963).

Детям первого года жизни ванны показаны при определенных погодных условиях.

Оптимальной является безветренная погода при температуре воздуха 22

градуса. Детям более старшего возраста (1 – 3 года) нижней границей

температуры воздуха, при которой можно начинать световоздушные ванны,

является 20 градусов в тени. Световоздушные ванны проводят как в положении

ребенка лежа, так и в активном положении – при игре в кроватке, коляске,

манеже или даже на руках у взрослых. Важно отметить, что активное поведение

ребенка при принятии световоздушной ванны будет способствовать лучшей

адаптации к ультрафиолетовому облучению. Важно, чтобы он не перегрелся.

Необходим тщательный контроль за состоянием кожных покров, степенью их

гиперемии и потоотделения. Непременным методическим приемом при проведении

световоздушных ванн является постепенность обнажения тела. Сначала обнажают

те части тела ребенка, которые менее чувствительны к действию света и

температуры (руки и ноги), и лишь затем туловище. Детям в возрасте трех лет

и старше световоздушные ванны назначают при температуре воздуха не ниже 19

градусов. Продолжительность первой ванны для детей первого года жизни

составляет 3 мин, для детей от 1 года до 3-х лет – 5 мин, для детей 4 – 7

лет – 20 мин. Ежедневно можно увеличивать время световоздушной ванны,

доводя его до 30 – 40 минут и более.

Показания - принимать световоздушные ванны могут практически здоровые

дети и ослабленные дети – после перенесенного заболевания; детям с

задержкой роста и развития прием световоздушных ванн должна быть не более 1

– 1,5 мин, затем время проведения процедуры увеличивают ежедневно или через

день на 1 мин. Курс световоздушных ванн состоит из 25 - 30 процедур.

Противопоказания – острые инфекционные заболевания, лихорадочные

состояния, глубокая недоношенность.

Солнечные ванны. Попадание прямых солнечных лучей на тело

ребенка в возрасте до 1 года недопустимо. Особую осторожность необходимо

проявлять при назначении солнечных ванн и детям старше 1 года. Детям

дошкольного возраста солнечные ванны назначаются достаточно широко.

Назначение солнечных ванн необходимо лишь после предварительного недельного

курса ежедневных световоздушных ванн. Данное условие является обязательным.

Г.Н. Сперанский и Е.Д. Заблудовская (1963) рекомендуют принимать солнечные

ванны несколькими этапами:

1. подготовительная световоздушная ванна

2. собственно солнечная ванна

3. заключительная световоздушная ванна

4. водная процедура

5. отдых в тени

подготовительная световоздушная ванна проводится в течении 10 – 20 мин.

При этом обнаженный ребенок играет в подвижные игры или находится в

статическом положении под тентом, навесом или в тени деревьев, на его ногах

должна быть обувь. Затем приступают к солнечным ваннам. Солнечная ванна,

так же как и световоздушная, может проводиться либо в подвижном состоянии

ребенка, либо в лежачем, сидячем положении в зависимости от температуры

воздуха, силы ветра, влажности воздуха. Наиболее рационально дозировать

солнечные ванны в лежачем положении. Ребенка кладут на лежак, топчан,

надувной матрац, раскладную кровать и т.п. таким образом, чтобы ноги его

были обращены к солнцу и чтобы все тело, кроме головы, равномерно

освещалось солнцем. На голову надевают панамку, кепку или любой головной

убор светлого цвета во избежании перегревания; могут быть надеты очки с

темными светофильтрами.

Вместе с тем важно, чтобы во время игр и принятия солнечных ванн не

было перегрева, а когда солнечные ванны сочетаются с водными процедурами –

переохлаждения. Необходимо строго следить за характером терморегуляции и

временем, проведенным под прямыми солнечными лучами; чередуют игры на

солнце и в тени. Долгое пребывание детей под прямыми солнечными лучами

может принести вред: наступает утомление, скелетная мускулатура чрезмерно

расслабляется, тонус ее отсутствует, возникает астеническое состояние –

слабость, отсутствие аппетита, плохой сон.

При приеме солнечной ванны ребенку дают пить.

Существуют клинические признаки, определяющие необходимость прекращения

солнечных ванн. Одни из них связаны с перегревом: покраснение кожи,

повышение потоотделения и возбудимость ребенка или, напротив, снижение

тонуса скелетной мускулатуры, наступление адинамии, жалобы на усталость,

головную боль. Другие свидетельствуют о переохлаждении ребенка: снижение

температуры конечностей (особенно пальцев рук и ног), появление бледного, а

подчас и синюшного оттенка кожи и дрожи. Данные признаки говорят о наличии

серьезного переохлаждения детей.

При состоянии дискомфорта, напряжение следует прекратить ванну.

Побледневшие кожных покровов свидетельствует о включении сосудистого

компонента терморегуляции. Напряжение в поведении в целом говорит о реакции

организма на температурные воздействия. В особенности это важно на

начальном этапе закаливания организма. При наличии адаптивных свойств все

перечисленные симптомы могут свидетельствовать только лишь о

терморегуляционных реакциях организма без угрозы состоянию здоровья.

Падение массы тела ребенка, плохой сон и аппетит являются

противопоказаниями для продолжения курса солнечных ванн. Если последние

явились причиной плохого самочувствия, следует заменить их световоздушными

ваннами.

Противопоказаниями к принятию солнечных ванн являются повышенная

температура тела ребенка, все формы диспепсии, кишечные инфекционные

заболевания, острые воспалительные заболевания, туберкулез легких.

Последний является относительным противопоказанием. Врач решает вопрос о

возможности принятия солнечных ванн в зависимости от течения болезни и

состояния больного. Для проведения световоздушных ванн необходимы

специальный врачебный контроль и учет проведенных процедур. Использование

воды для увеличения адаптационных возможностей развивающегося организма

весьма целесообразно начинать с самого раннего возраста. Основными

факторами воздействия воды на организм являются температура,

гидроневесомость (в условиях плавания, купания), химические вещества

(соляные, хвойные и другие ванны). Вода обладает большой теплоемкостью и

теплопроводностью, в связи с чем она удобна и для проведения закаливающих

процедур, поскольку можно легко дозировать и равномерно распределять

температурное воздействие на тело ребенка. Вместе с тем, поскольку

теплопроводность воды превышает теплопроводность воздуха, проведения

закаливающих воздействий требует тщательного контроля. Своеобразие

адаптации организма ребенка к водным процедурам заключается в воздействии

холодной воды. Существуют 3 фазы реакции организма на действие пониженной

температуры воды. Первая фаза состоит в сосудосуживающем эффекте появление

озноба, а в целом – реакции напряжения. Затем наступает адаптация к низкой

температуре воды, в результате чего реакция напряжения уменьшается,

уряжается частота сердечных сокращений, снижается артериальное давление. Во

второй фазе происходит вазодилатация – расширение кожных сосудов, в

результате чего кожа розовеет или становится красной, происходит усиление

обменных процессов. Данная фаза характеризуется улучшением самочувствия,

увеличением активности, работоспособности.

Если водная процедура осуществляется несоразмерно с адаптивными

возможностями организма, что вызвано чаще всего длительностью гидротерапии,

то наступает третья фаза, при которой исчерпываются приспособительные

возможности организма и вновь наступает сужение сосудов как проявление

терморегуляционной реакции для ограничения теплоотдачи. При этом кожные

покровы становятся бледными, а подчас с синюшном оттенком, появляется

озноб.

Закаливающее действие водной процедуры обусловлено первой и второй

фазами. При систематическом воздействии прохладной воды время первой фазы

сокращается, и более быстро наступает вторая фаза. Методику закаливающих

процедур строят таким образом, чтобы у ребенка не наступила третья фаза

воздействия воды. В особенности это важно по отношению к детям раннего

возраста. Контроль за уменьшением кровенаполнения кожных сосудов необходимо

проводить с помощью измерения температуры кожи конечностей (тыла голени).

Водные процедуры делят на влажные обтирания, обливания, купания, плавание.

Обтирания и обливания могут быть местными и общими.

Обычные методы закаливания к охлаждениям предусматривают их проведение

на фоне гимнастических упражнений, подвижных игр. Необходимость

осуществления закаливающих процедур при повышенной двигательной активности

обусловлена тем, что мышечная деятельность повышает теплопродукцию

организма, которая допускает более быстрое нарастание интенсивности

Холодовых воздействий и способствует более быстрому повышению устойчивости

к холоду (Маршак М.Е., 1965). Во время мышечной деятельности снижается

холодовая чувствительность человека; повышенная теплопродукция мышц

изменяет функциональное состояние центральной нервной системы (Слоним А.Д.,

1950). Последнее ослабляет возбудимость терморецепторного аппарата по

отношению к внешним Холодовым воздействиям (Баксенов Ю.И., 1973, 1981).

А.К. Подшибякиным и соавт. (1982) показано, что в том случае, если после

проведения закаливающей процедуры проводить растирание и массаж кожи до

потепления и порозовения, т.е. повысить температуру кожи на 2 – 3 градуса и

более по сравнению с ее исходной величиной, в этом случае у 76 %

закаливающихся адаптивные приспособительные реакции не только не возникали,

но и замедлялась скорость протекания термовосстановительных процессов после

охлаждения.

Начальная температура воды для обтирания детей 3 – 4 лет составляет

[pic], для детей 5 – 6 лет - [pic], для детей 6 – 7 лет - [pic]. Через

каждые 2 – 3 дня ее снижают на [pic] и доводит до [pic] летом и до [pic]

зимой для детей 3 – 4 лет, до [pic] и [pic] - для детей 5 – 6 лет, до [pic]

и [pic] - для детей 6 – 7 лет. По окончании обтирания ребенок должен быть

тепло одет. Закаливание детей обычно проводят родители или медицинские

сестры в детских учреждениях.

Необходимо с возрастом прививать детям самостоятельность в

осуществлении закаливающих мероприятий. Так, дети дошкольного возраста

могут и должны проводить их самостоятельно.

|Группа закаливания I |Группа закаливания II |

|Николаев Андрей |Ежова Алина |

|Османова Настя |Залевская Алена |

|Зинченко Антон |Козлов Алеша |

|Коновалова Настя |Вениченко Гена |

|Бахирева Лера |Малкин Гоша |

| |Лаухин Денис |

| |Слобода Саша |

У.Г. – утренняя гимнастика

С.В. – солнечные ванны

В.В. – воздушные ванны

В.П. – водные процедуры

С.Д. – соляная дорожка

Основная задача деятельности всех дошкольных учреждений – это обеспечение

оптимального здоровья детей, их физического и психического развития.

Проходя практику в детском саду № 10 Приозерского района с 1 по 26

сентября в средней группе по теме: «Закаливание – одно из средств

физического воспитания», я ознакомилась с историей развития детей данной

группы. На момент практики группа состояла из 10 человек. Группа часто

болеющих детей, у некоторых даже медицинские отводы от водных процедур по

состоянию здоровья.

Вместе с врачом разделили группу на две подгруппы. К первой группе

относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием,

нее имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений, во второй группе –

те, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеющие некоторые

функциональные и морфологические изменения. В первой подгруппе проводили

водные процедуры, обливание стопы, с температурой воды [pic], каждый день,

снижая ее на [pic]; во второй подгруппе – начальная температура воды [pic].

Также проводились воздушные ванны в сочетании с прогулкой. К концу практики

у детей при обливании была одинаковая температура воды. В сентябре не

наблюдалось ни одного заболевания, и я считаю, что в результате проделанной

работы в детском саду заметно повысилась сопротивляемость организма к

простудным заболеваниям.

Литература

1. Кабанов, Чабовская А.П. «Анатомия, физиология, гигиена детей

дошкольного возраста».

2. Кунин «Дошкольная гигиена» – Просвещение, 1962 г.

3. Никитин «Детство без болезней».

4. Празников В.П.«Закаливание детей дошкольного возраста» - М., 1988 г.

5. «Пусть ребенок растет здоровым» - сборник, М., 1975 г.

6. Спирина В.П. «Закаливание водой» - Просвещение, 1972 г.

7. Чумаков «Валеология»

Приложение

1. Практическая часть

2. Приложение

1) таблицы

2) тезисы родительского собрания

3) история развития детей

4) литература для родителей

3. Выводы

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.