рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов

системе специальной подготовки к труду в качестве фактора профессионально-

прикладной физической подготовки;

- спортивные функции выражены в области спорта высших достижений. Они

заключаются в реализации функциональных физических возможностей человека

и достижении максимальных результатов при занятиях спортом, формировании

спортивных достижений;

- рекреативные функции выражены при использовании средств физической

культуры при организации досуга для повышения дееспособности организма;

- реабилитационные - для восстановления утраченных функциональных

возможностей (использование физической культуры в лечебных целях).

Современные исследовательские данные показывают, что гиподинамия охватила

все слои населения, в том числе и детей. Ее влияние выразилось в резком

росте сердечно-сосудистых, респираторных заболеваний, в интенсивном

увеличении массы тела и других отклонениях. В связи с этим необходимо

повысить физическую активность людей.

Общекультурные функции присущи как физической культуре, так и другим

видам общечеловеческой культуры, они включают социальные, политические и

духовные функции.

Общепедагогические задачи

Важнейшими из них в системе воспитания являются задачи, предусматривающие

нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание членов общества, а

также задачи по воспитанию воли, позитивных качеств характера, эмоций и

эстетических потребностей личности. Объективное единство физического и

духовного развития человека эффективно позволяет решать и эти задачи.

ГЛАВА 2.

Методические принципы физического воспитания.

Дидактические принципы.

В физическом воспитании получили свое воплощение педагогические принципы,

отражающие общие педагогические закономерности. Принципы, сформулированные

применительно к законам обучения, называются дидактическими принципами. Они

содержат ряд универсальных методических положений, без которых невозможна

рациональная методика не только в обучении двигательным действиям, но и во

всех остальных аспектах педагогической деятельности. Поэтому их можно

называть общеметодическими принципами. К ним относятся: принципы

сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации,

систематичности.

Сознательность и активность. При пассивном отношении занимающихся эффект от

занятий физическими упражнениями снижается на 50% и больше. Реализация

этого принципа предполагает выполнение педагогом-тренером следующих

требований:

- формировать у занимающихся осмысленное отношение и интерес к целям

физического воспитания и конкретным задачам занятия;

- формировать устойчивую потребность к регулярным занятиям физическими

упражнениями;

- вырабатывать привычку к анализу, самоконтролю и корректировке своих

действий при выполнении упражнений;

- воспитывать самостоятельность, инициативность, творческое начало при

решении задач.

Наиболее сложно для выполнения последнее требование на школьном уроке

физической культуры, где преобладает авторитарный стиль воспитания.

Принцип наглядности предполагает активное и комплексное использование всех

органов чувств (а не только опору на зрительно воспринимаемую информацию).

Неадекватно значение различных средств и методов для реализации принципа

наглядности на разных этапах обучения двигательному действию. Следует

оптимально сочетать непосредственную (показ упражнения) и опосредованную

наглядность (демонстрация наглядных пособий, кино- и видеоматериалов,

использование образного слова); избирательное (направленное воздействие на

органы чувс

тв и анализаторы) и комплексное воздействие на функции анализаторов

движений. Причем необходимо добиваться воздействия на функции не только

внешних (зрительной, слуховой, тактильной), но и внутренних сенсорных

систем для саморегуляции движений (проприорецепторы мышц, связок, суставов,

рецепторов вестибулярного аппарата). В современной методике используются

технические средства сенсорного лидирования (свето- и звуколидеры,

позволяющие соблюдать параметры движения) и срочной коррекции (приборы,

срочно информирующие о соблюдении заданных параметров движения или

отклонения от них), тренажерные устройства (позволяющие “прочувствовать”

движение на основе формирования кинестетических ощущений). В результате,

благодаря слаженному функционированию сенсорных систем, возникают

комплексные, тонко специализированные ощущения движений или условий их

выполнения (“чувство” воды, планки, снаряда при метаниях, дистанции в

единоборстве и др.).

Принцип доступности и индивидуализации означает соблюдение меры между

возможностями занимающихся и объективными трудностями выполнения ФУ

(координационной сложности, интенсивности, длительности и др.) или

оптимальное сочетание задач, средств и методов физического воспитания с

возможностями занимающихся.

Доступность - это не легкость, а посильная трудность. Методика определения

доступности складывается из определения меры индивидуальной и групповой

доступности. Условия доступности:

- постепенность (от простого к сложному, от легкого к трудному).

Использование подводящих и подготовительных упражнений;

- преемственность ФУ (правила: от известного к неизвестному, от освоенного

к неосвоенному).

Иногда в педагогических целях целесообразно использовать и метод

контрастных заданий: броски предметов разного веса или одного предмета на

разные расстояния, прыжки обычные и со свинцовым поясом и др.

Принцип доступности неотделим от принципа индивидуализации: использование

средств, методов и форм занятий с учетом функциональных возможностей и

морфологических особенностей индивидуума, т.е. следует гибко

индивидуализировать процесс физического воспитания.

Проблема индивидуализации в системе ФВ решается на основе органического

сочетания 2-х направлений - общеподготовительного (ОФП в средних школах,

ПТУ, вузах и т.д.) и специализированного (спортивного, ППФП).

Принцип систематичности рассматривается в качестве отправных (исходных)

установок, регламентирующих системное построение учебно-воспитательного

процесса. Бессистемность, неупорядоченность недопустимы, они приводят к

резкому снижению эффекта занятий и всего процесса воспитания. (Система -

упорядоченная совокупность элементов, представляющая целостный процесс

физического воспитания).

Специфические принципы.

В теории и методике физического воспитания выделен ряд принципов, которые

отражают специфические закономерности построения процесса физического

воспитания.

1. Непрерывность процесса физического воспитания.

Непрерывность - необходимое условие процесса физического воспитания, т.к.

результаты процесса обратимы. Принцип непрерывности помогает обеспечить

преемственность эффекта занятий физическими упражнениями, не допускать

перерывов, разрушающих эффект занятий. В основе этой преемственности лежат

функциональные изменения в организме под воздействием физической нагрузки:

ближайший и отставленный (восстановление работоспособности до исходного

уровня и фаза суперкомпенсации) эффекты. Непрерывная кумуляция эффекта

занятий происходит тогда, когда последующее занятие проводится по “следам”

предыдущего, углубляя и закрепляя их. Оптимальная кумуляция эффекта

наблюдается при проведении очередного занятия в фазе “суперкомпенсации”.

Увеличение интервала между занятиями увеличивает и вероятность “угасания”

формируемых двигательно-координационных связей.

2. Принцип постепенного наращивания функциональных воздействий.

Принцип постепенного наращивания функциональных воздействий следует из

теории развития организма. Он гарантирует повышение уровня функциональных

возможностей организма и физической подготовленности, повышенные темпы

развития двигательных способностей. Реально на непривычное воздействие

организм реагирует с избытком (сверхкомпенсация - биологическое явление

организма).

Применение стандартных упражнений и стандартных нагрузок переводит организм

в стадию устойчивой адаптации, что снижает развивающий эффект, т.к. степень

функциональной активности систем организма уменьшается. Стандартизация

должна быть только временной для формирования двигательных навыков и

облегчения адаптации к предъявляемым нагрузкам.

Прогрессирующее функциональное воздействие достигается увеличением

двигательной активности путем прогрессирующего изменения параметров

физического упражнения (увеличения скорости, темпа, мощности, разового

объема физической работы), обновления упражнений и условий их выполнения в

сторону повышения функциональных требований к их выполнению, возрастания

объема и интенсивности нагрузок в серии занятий и этапов физического

воспитания.

3. Принцип адаптивной сбалансированност и динамики суммарной нагрузки.

Для динамики физических нагрузок в процессе физического воспитания

закономерно не только их увеличение, но и относительная стабилизация, а

иногда и временное снижение уровня. Общую ориентацию на регулирование этих

тенденций дает принцип адаптивного сбалансирования динамики суммарной

нагрузки (регулирование наращивания относительной стабилизации и временного

снижения функциональных воздействий). Следуя ему, нужно выполнять следующие

положения:

- суммарную нагрузку на протяжении серии занятий и этапов следует

регламентировать применительно к динамике тренированности занимающихся и с

учетом показателей адаптации;

- увеличивать суммарную нагрузку всякий раз после перехода

приспособительных процессов в стадию “устойчивой адаптации” (уменьшаются

функциональные сдвиги, т.к. наступает адаптивная экономизация реакции на

нагрузку);

- после существенного увеличения суммарной нагрузки далее следует фаза

стабилизации ее уровня, что способствует переходу приспособительных

процессов из “аварийной стадии адаптации” (предельной мобилизации

функциональных и приспособительных возможностей организма) в стадию

“устойчивой адаптации”.

4. Принцип цикличности предполагает соблюдение закономерностей циклической

структуры процесса, т.е. такой последовательности, при которой занятия и

серии занятий чередуются в порядке “кругооборота”. Цикличность характерна

как для отдельных серий занятий в пределах непродолжительного времени, так

и для целых его этапов и периодов.

Соответственно различают: малые - “микроциклы” (недельные и как минимум 2-3

дня), средние циклы - “мезоциклы” (обычно месячные) и большие циклы -

“макроциклы” (годичные). Так как факторы и конкретные обстоятельства в

процессе физического воспитания не остаются неизменными, то и структура

микроциклов вариативна. Цикличность структуры процесса необходима для

достижения большего эффекта. Наиболее рельефно циклическая структура

выражена в спортивной тренировке. Когда занятия редки и незначительны по

нагрузке (пр.: 2 раза в неделю со стандартными нагрузками), микроциклы

могут быть и не выражены.

Для упорядочения жизни и в соответствии с естественными биоритмами человека

мы соблюдаем цикличность и в повседневной трудовой деятельности:

ограниченная законодательством продолжительность рабочего дня, недели,

трудовые отпуска и т.д.

Для реализации принципа цикличности в процессе физического воспитания

необходимо:

- строить систему занятий относительно завершенными циклами, в которых

соблюдается регулярная повторяемость определенных фаз, этапов и периодов

этого процесса;

- серии занятий микроциклов компоновать так, чтобы обеспечивалась

прогрессивная кумуляция эффекта занятий и создавались условия для полного

восстановления организма;

- последовательность стадий в средних и больших циклах должна обеспечивать

поступательное развитие общей и специальной подготовленности занимающихся,

тренированности спортсменов и исключить нарушения динамики адаптационных

процессов.

5. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания

заключается в изменении доминирующей направленности процесса в различных

его стадиях применительно к периодам возрастного физического развития

организма. Это не означает подчинения процесса физического воспитания

возрастным особенностям (плестись “на поводу” возрастных функциональных

изменений свойств организма), а с учетом их вывести организм на более

высокую ступень (оптимизировать возрастную динамику индивидуальных

возможностей и способностей).

В физиологии, психологии отмечают только возрастные особенности. Опыт

показывает, что если строить тренировочный процесс юных спортсменов в

единстве ОФП и СП, никакого дисбаланса нет.

Доминирующим направлением в физическом воспитании до возрастного созревания

организма является общеподготовительное направление, формирующее большой

фонд жизненно важных двигательных умений и навыков и всестороннее

воспитание индивидуальных физических качеств. Эффективность ФВ в эти годы в

значительной мере зависит от использования благоприятных возможностей для

развития тех или иных физических качеств в “сенситивные” (чувствительные)

периоды с более высокими темпами изменения физических качеств.

Юношеский и I-й период зрелого возраста (до 35 лет) наиболее благоприятен

для предельного проявления двигательных способностей. Именно в этот период

показывают, как правило, высшие спортивные достижения.

В дальнейшем наблюдается возрастная стабилизация функциональных

возможностей организма и уменьшение его адаптационных возможностей.

Доминирующим направлением в процессе физического воспитания становится

поддержание достигнутого уровня физической подготовленности и

тренированности, а затем и противодействие регрессивным изменениям в

организме (возрастной инволюции его морфофункциональных свойств).

Перестройка процесса предполагает более строгую регламентацию нагрузок.

Занятия приобретают физкультурно-кондиционную направленность (на сохранение

аэробных возможностей организма и дееспособность опорно-двигательного

аппарата).

Таким образом, в многолетнем процессе физического воспитания можно выделить

3 тенденции с учетом возрастных особенностей:

1) реализация общих принципов в воспитании общества;

2) реализация дидактических принципов (преимущественно в школьной

педагогике);

3) реализация специфических принципов (преимущественно в спорте).

Специалист физической культуры должен постоянно помнить о взаимосвязи

принципов и добиваться соблюдения всех закономерностей процесса физического

воспитания в своей педагогической деятельности.

ГЛАВА 3.

Воспитание физических качеств.

Введение.

Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития

основных физических качеств – силы, выносливости, гибкости, быстроты,

ловкости и координации.

Идея комплексной подготовки физических способностей людей идет с глубокой

древности. Так лучше развиваются основные физические качества человека, не

нарушается гармония в деятельности всех систем и органов человека. Так, к

примеру, развитие скорости должно происходить в единстве с развитием силы,

выносливости, ловкости. Именно такая слаженность и приводит к овладению

жизненно необходимыми навыками.

Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате

физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области

его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к

изменяющимся условиям труда быта, что очень важно в современных жизненных

условиях.

Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков

существует тесная взаимосвязь.

Двигательные качества формируются неравномерно и неодновременно.

Наивысшие достижения в силе, быстроте, выносливости достигаются в разном

возрасте.

Понятие о силе и силовых качествах.

Люди всегда стремились быть сильными и всегда уважали силу.

Различают максимальную (абсолютную) силу, скоростную силу и силовую

выносливость. Максимальная сила зависит от величины поперечного сечения

мышцы. Скоростная сила определяется скоростью, с которой может быть

выполнено силовое упражнение или силовой прием. А силовая выносливость

определяется по числу повторений силового упражнения до крайней усталости.

Для развития максимальной силы выработан метод максимальных усилий,

рассчитанный на развитие мышечной силы за счет повторения с максимальным

усилием необходимого упражнения. для развития скоростной силы необходимо

стремиться наращивать скорость выполнения упражнений или при той же

скорости прибавлять нагрузку. Одновременно растет и максимальная сила, а на

ней, как на платформе, формируется скоростная. Для развития силовой

выносливости применяется метод «до отказа», заключающийся в непрерывном

упражнении со средним усилием до полной усталости мышц.

Чтобы развить силу, нужно:

1. Укрепить мышечные группы всего двигательного аппарата.

2. Развить способности выдерживать различные усилия (динамические,

статические и др.)

3. Приобрести умение рационально использовать свою силу.

Для быстрого роста силы необходимо постепенно, но неуклонно увеличивать

вес отягощений и быстроту движений с этим весом. Сила особенно эффективно

растет не от работы большой суммарной величины, а от кратковременных, но

многократно интенсивно выполняемых упражнений. Решающее значение для

формирования силы имеют последние попытки, выполняемые на фоне утомления.

Для повышения эффективности занятий рекомендуется включать в них вслед за

силовыми упражнениями упражнения динамические, способствующие

расслаблению мышц и пробуждающие положительные эмоции – игры, плавание

и т.п.

Уровень силы характеризует определенное морфофункциональное состояние

мышечной системы, обеспечивающей двигательную, корсетную, насосную и

обменную функции.

Корсетная функция обеспечивает при определенном мышечном тонусе

нормальную осанку, а также функции позвоночника и спинного мозга,

предупреждая такие распространенные нарушения и заболевания как дефекты

осанки, сколиозы, остеохондрозы. Корсетная функция живота играет важную

роль в функционировании печени, желудка, кишечника, почек, предупреждая

такие заболевания как гастрит, колит, холецистит и др. недостаточный тонус

мышц ног ведет к развитию плоскостопия, расширению вен и тромбофлебиту.

Недостаточное количество мышечных волокон, а значит, снижение обменных

процессов в мышцах ведет к ожирению, атеросклерозу и другим неинфекционным

заболеваниям.

Насосная функция мышц («мышечный насос») состоит в том, что сокращение

либо статическое напряжение мышц способствует передвижению венозной крови

по направлению к сердцу, что имеет большое значение при обеспечении общего

кровотока и лимфотока. «Мышечный насос» развивает силу, превышающую работу

сердечной мышцы и обеспечивает наполнение правого желудочка необходимым

количеством крови. Кроме того, он играет большую роль в передвижении лимфы

и тканевой жидкости, влияя тем самым на процессы восстановления и удаления

продуктов обмена. Недостаточная работа «мышечного насоса» способствует

развитию воспалительных процессов и образованию тромбов.

Таким образом нормальное состояние мышечной системы является важным и

жизненно необходимым условием .

Уровень состояния мышечной системы отражается показателем мышечной силы.

Из этого следует, что для здоровья необходим определенный уровень

развития мышц в целом и в каждой основной мышечной группе – мышцах спины,

груди, брюшного пресса, ног, рук.

Развитие мышц происходит неравномерно как по возрастным показателям , так

и индивидуально. Поэтому не следует форсировать выход на должный уровень

у детей 7-11 лет. В возрасте 12-15 лет наблюдается значительное

увеличение силы и нормативы силы на порядок возрастают. В возрасте 19-29

лет происходит относительная стабилизация, а в 30-39 лет – тенденция к

снижению. При управляемом воспитании силы целесообразно в 16-18 лет выйти

на нормативный уровень силы и поддерживать его до 40 лет.

Необходимо помнить, что между уровнем отдельных мышечных групп связь

относительно слабая и поэтому нормативы силы должны быть комплексными и

относительно простыми при выполнении. Лучшие тесты – это упражнения с

преодолением массы собственного тела, когда учитывается не абсолютная сила,

а относительная, что позволяет сгладить разницу в абсолютной силе,

обусловленную возрастно-половыми и функциональными факторами.

Нормальный уровень силы – необходимый фактор для хорошего здоровья,

бытовой, профессиональной трудоспособности.

Дальнейшее повышение уровня силы выше нормативного не влияет на

устойчивость к заболеваниям и рост профессиональной трудоспособности, где

требуется значительная физическая сила.

Гибкость и методика ее развития.

Под гибкостью понимают способность к max по амплитуде движениям в суставах.

Гибкость - морфофункциональное двигательное качество. Она зависит:

- от строения суставов;

- от эластичности мышц и связочного аппарата;

- от механизмов нервной регуляции тонуса мышц.

Различают активную и пассивную гибкость.

Активная гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой за

счет собственных мышечных усилий.

Пассивная гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой за

счет действия внешних сил (партнера, тяжести). Величина пассивной гибкости

выше показателей активной гибкости.

В последнее время получает распространение в спортивной литературе термин

“специальная гибкость” - способность выполнять движения с большой

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.