рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов

целями, с индивидуальными способностями и уровнем квалификации

занимающихся, с регулированием бюджета свободного времени.

Следовательно, характерными чертами урока можно считать:

- дидактическую направленность, обусловленную решением образовательных

задач;

- постоянный контингент (однородный по возрасту и полу);

- постоянный контакт с учителем, являющимся организатором и руководителем

урока;

- конкретизацию целей и задач каждого отдельно взятого урока;

- целенаправленный подбор средств и методов каждого урока (с учетом

возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности

учащихся);

- строгую регламентацию деятельности занимающихся и дозирование нагрузки;

- квалифицированная помощь учителя;

- использование физкультурного актива класса.

Задачи урока соответствуют общим задачам физического воспитания школьников

и делятся на три группы: образовательные (более конкретизированные),

оздоровительные (развивающие) и воспитательные. В школьной программе по

физическому воспитанию они сформулированы следующим образом:

1) укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;

2) обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

3) развитие двигательных способностей;

4) приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

5) воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими

упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки,

повышения работоспособности и укрепления здоровья;

6) содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию

психических процессов и свойств личности.

Следует отметить, что большинство задач в период школьного обучения

решаются “спиралевидно” (концентрически), т.е. периодически ставятся

аналогичные задачи, но на более высоком уровне физической подготовленности

учеников (формирование двигательных умений и навыков, воспитание физических

качеств), с постепенным усложнением требований.

По преимущественной направленности образовательных задач различают учебные

уроки (изучение нового учебного материала), тренировочные уроки

(совершенствование изученного) и контрольные уроки. В настоящее время

принято выделять 5 типов уроков: вводный, учебный, тренировочный,

контрольный и смешанный.

Вводный урок проводится в начале учебного года. Учеников знакомят с

предметом, сообщают задачи на год и четверть, доводят до их сведения

требования, предъявляемые к учащимся. На уроке выявляются особенности

класса, проводится проверка исходного уровня физической подготовленности.

Могут сообщаться теоретические сведения общего характера.

Учебные уроки изучения нового материала. Основное внимание обращается на

правильное выполнение и предупреждение ошибок. Сообщаются теоретические

сведения. Обнаруженные ошибки сразу же исправляются на занятии. Обязательно

обеспечивается страховка, детей приучают к взаимопомощи. Этот тип урока

отличается низким объемом двигательной деятельности в основной части

(низкой моторной плотностью).

Тренировочные уроки совершенствования изученного. На таких уроках больше

используется групповой способ организации деятельности учащихся. Происходит

глубокое изучение техники, упражнения выполняются в усложненных условиях.

Многократное повторение в разных условиях ведет к увеличению объема и

интенсивности нагрузки, способствует развитию физических качеств. Изменение

условий повышает активность занимающихся.

Контрольные уроки проводятся с целью определения результатов обучения по

теме или разделу, а также для текущего или итогового тестирования по

определению уровня развития физических качеств. Наилучший эмоциональный фон

достигается при проведении уроков по типу соревнований с соответствующими

атрибутами.

Смешанный урок встречается наиболее часто во всех классах. Примерно в

равной степени он содержит элементы уроков других типов, т.е. включает 2-3

разные задачи. Считается, что данный тип урока создает наиболее

благоприятные условия для усвоения материала школьной программы.

Уроки также разделяют по содержанию основной части на 2 группы:

1) предметные (тематические уроки);

2) комплексные уроки.

В содержание основной части предметных уроков включается учебный материал

из одного раздела программы: гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр и

т.д. Учащиеся последовательно выполняют двигательные действия по одному

виду деятельности. Такие уроки проводятся по плаванию, лыжной подготовке,

при углубленном разучивании сложного двигательного действия или при

совершенствовании действий (формирование игровых тактических способностей в

старших классах). Предпосылкой построения однопредметных уроков может быть

слабая материальная база, недостаточная подготовленность учителя и др.

Комплексные уроки включают в основную часть физические упражнения из разных

разделов программы. Комплексное содержание занятия определяет наличие

частей урока, отличающихся не только содержанием, но и внутренней

структурой. Подбор упражнений должен носить не формальный характер, а

отвечать определенным правилам. Так, между упражнениями должна существовать

преемственность; определенный раздел, обычно, является стержневым

материалом. Комплексные уроки более трудны по организации, но и более

эмоциональны, вызывают живой интерес учащихся. Данный тип урока

разносторонне воздействует на учащихся.

Структура урока физической культуры.

Урочные формы занятий имеют наиболее четкую структуру из всех форм занятий.

Структура - это рациональная взаимосвязь и соотношение составляющих ее

элементов. Под структурой урока понимают относительно устойчивый порядок

построения каждого отдельного занятия. Определенная последовательность и

взаимосвязь частей и компонентов урока физической культуры обусловлены

биологическими закономерностями функционирования организма. Определяющей

для структуры урока является логика развертывания учебно-воспитательного

процесса, которая предусматривает:

1) последовательность включения учащихся в познавательную деятельность;

2) постепенное достижение необходимого уровня физической работоспособности;

3) последовательное решение намеченных на данный урок образовательных и

воспитательных задач;

4) обеспечение послерабочего нормального состояния организма.

Это и обусловливает деление урока на 3 части: подготовительную, основную и

заключительную. Структура урока не ограничивается трехкомпонентным

построением, она характеризуется и определенным построением каждой из

составляющих ее частей. Продолжительность урока - 45 мин., могут

проводиться и сдвоенные уроки, например, по лыжной подготовке.

Подготовительная часть урока направлена на достижение оптимальной

оперативной подготовки организма учащихся к деятельности в основной его

части. Существенными факторами, определяющими содержание и параметры

подготовительной части являются:

- функциональное состояние занимающихся;

- необходимая величина и направленность его изменения.

В подготовительной части происходит организация учеников, их

психологический настрой на сознательное и активное выполнение упражнений,

функциональная подготовка организма к более высоким нагрузкам основной

части. Подготовительная часть может носить не только вспомогательный

характер, но и решать образовательные задачи (т.е. иметь самостоятельное

значение): изучение строевых упражнений, развитие силы при выполнении

общеразвивающих упражнений с предметами и др. Продолжительность

подготовительной части - 8-15 мин. (I кл.- до 25 мин.). Компоненты

структуры:

- построение (в I-3 кл. строит учитель);

- рапорт (с IV класса), сообщение задач урока;

- проверка внешнего вида (возможно и присутствия по журналу).

Продолжительность 2-3 минуты.

- строевые упражнения на месте (концентрируют внимание, формируют осанку);

- упражнения в ходьбе (в том числе фигурная маршировка на гимнастике,

танцевальные шаги, строевые упражнения в движении);

- бег различными способами и передвижение прыжками.

Продолжительность 3-4 минуты.

- ОРУ (в средних и старших классах использование подводящих или

подготовительных упражнений повышает интенсивность урока).

Следовательно, разминка может носить общий характер или состоять из 2-х

частей при занятии тренировочного характера, как и при занятиях спортом.

Построение занимающихся зависит от количества учеников, размеров зала.

Комплекс ОРУ выполняется в парах, шеренгах, разомкнутых колоннах, по кругу.

Число ОРУ от 6-8 - до 10-20 (в зависимости от времени, сложности

упражнения, способа проведения - раздельный или поточный); каждое ОРУ

повторяется 6-12 раз.

Следует обращать внимание, в младших классах особенно, на правильное

сочетание дыхания и осанку.

Эмоциональный настрой и активность учащихся достигается разнообразием

упражнений и способов их выполнения (упражнения в движении взявшись за

руки, в колонне положив руки на плечи или талию впереди стоящего, игровым

методом, под периодический подсчет учениками вслух, соревнуясь, чья колонна

лучше), музыкальным сопровождением, четкими командами и образцовым показом

упражнений учителем.

Специальная разминка обеспечивает профилированное врабатывание организма в

предстоящую деятельность. Эффективность специальной разминки определяется

оперативной готовностью занимающихся к результативному выполнению следующих

за ней основных упражнений. Развернутая и глубоко избирательная разминка

необходима, если основная часть начинается выполнением высокоинтенсивных и

координационно-сложных физических упражнений.

Основная часть урока определяет его содержание и занимает преобладающую

временную долю: - 2/3 отведенного времени (30 мин. при 45-минутном уроке).

Задачами основной части урока являются:

- формирование двигательных умений и навыков, приобретение знаний по

выполнению программных физических упражнений;

- воспитание потребности и умений к самостоятельным занятиям физическими

упражнениями;

- воспитание физических качеств, обеспечивающих выполнение упражнений,

нормативных требований и нормальную жизнедеятельность организма;

- содействие волевому, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.

Различают 2 типа структуры основной части урока:

1) гомогенная (однородная) структура в предметном уроке - используются

упражнения одного раздела урочного материала школьной программы по

физическому воспитанию;

2) гетерогенная (разнородная) структура комплексного урока, при которой

используются упражнения из разных разделов школьной программы.

Подбор физических упражнений при комплексном уроке должен оказывать

разностороннее воздействие на организм; последовательность их выполнения

должна основываться на положительном переносе (исключить отрицательный

перенос: легкая атлетика - гимнастика, сальто вперед-назад или прыжок в

длину - в высоту).

В начале основной части изучаются новые, координационно-сложные упражнения,

т.к. они требуют повышенного внимания и напряжения психомоторных функций.

Затем закрепляются и совершенствуются ранее изученные упражнения и в конце

развиваются физические качества. Если занятие направлено на избирательное

воспитание физических качеств, то сначала развивают ловкость и быстроту,

затем - гибкость, силу и в конце - выносливость.

Количество повторений выполнения упражнений зависит от индивидуальных

особенностей учащихся, материальной оснащенности урока, методов организации

и управления учащимися. Каждое упражнение должно выполняться не менее 4-6

раз.

Эмоциональный фон и активность учащихся достигается правильной

организацией, разнообразием используемых форм и методических приемов.

Особенно способствует применение соревновательного метода между

отделениями: на более быстрое овладение упражнением, на чистоту выполнения,

на количество раз и т.п. Надо помнить и о психологическом факторе:

трудность упражнения должна быть преодолима для индивидуума.

Комплексирование учебного материала значительно повышает эмоциональный фон,

проведение их более сложно, чем тематических уроков. Повышает интерес к

занятиям проведение эстафет, использование тренажеров, у девушек -

ритмической гимнастики, элементов художественной гимнастики.

Заключительная часть урока имеет восстановительную направленность. Активный

отдых, переключение на другую деятельность, не вызывающую утомление,

обеспечивает снижение функциональной активности занимающихся.

Продолжительность заключительной части 3-5 мин.: в младших классах - 5

мин., в старших - 3 мин.

Физические упражнения выполняются для снятия напряжения, на дыхание, на

внимание, не связанные с интенсивными нагрузками, танцевальные элементы.

Учитель подводит итоги урока, оценивает дисциплину, дает домашнее задание.

Домашнее задание может быть общим и индивидуальным. Оно должно быть

доступным, без опасности травматизма. Домашнее задание может быть

направлено на закрепление пройденного материала, развитие физических

качеств, исправление индивидуальных отклонений в физическом развитии, может

содействовать активному и здоровому отдыху (подвижные и спортивные игры по

упрощенным правилам), соблюдение объема двигательной активности.

Методы организации и управления деятельностью учащихся на уроке.

При организации контингента занимающихся на уроке применяют фронтальный,

групповой и индивидуальный методы организации.

Фронтальный метод - одно задание выполняют все одновременно. Так проводятся

подготовительная и заключительная части, могут проводиться и фрагменты в

основной части занятия. В младших классах этот прием применяется чаще, т.к.

в основной части выполняются простые, знакомые действия или подвижные игры,

эстафеты.

Способы выполнения упражнений:

- одновременно всем классом;

- одновременно в группах, отделениях;

- потоком.

Учитель руководит всем классом без лишних затрат времени. Достигается

высокая моторная плотность, т.е. большой объем двигательной активности

учащихся на уроке. Однако затруднено устранение индивидуальных ошибок и

оказание помощи. В педагогике данный метод организации называют рассеянным

управлением.

Групповой метод - разные задания выполняются в отделениях (группах) с

помощью физкультурного актива.

Способы выполнения в группе:

- одновременно всем отделением;

- по одному, по два и т.д.;

- потоком.

Достигается большая индивидуализация занятия. Ученики делятся по полу,

возрасту, уровню подготовленности. Учитель находится в том отделении, где

изучается самое сложное упражнение или с наиболее слабыми учениками. Данный

способ организации учащихся в педагогике называется смешанным управлением.

Групповой метод применяют с 5-го класса, когда подготовлен физкультурный

актив, класс дисциплинирован и подготовлен к самостоятельной работе.

Эти методы могут сочетаться с дополнительными заданиями - “параллельная

тренировка”. Могут даваться:

1) подводящие упражнения;

2) подготовительные упражнения;

3) упражнения, обеспечивающие разносторонность воздействия;

4) упражнения для эмоционального подъема.

Параллельная тренировка повышает моторную плотность. Подбираются освоенные

упражнения, которые выполняются в поле зрения учителя. Может оказываться

взаимопомощь учениками.

Метод индивидуальной организации и учащихся предусматривает выполнение ими

заданий по указанию учителя или самостоятельному выбору. Он предполагает

наибольшие возможности дифференцированного подхода к ученику с учетом всех

его индивидуальных особенностей и наклонностей. Данный способ организации

называется направленным управлением.

Этот метод используется в отдельных элементах урока при обучении на снаряде

(дача индивидуальных заданий на 2-й подход), можно использовать его и при

“параллельной” тренировке.

Организационно-методической основой последовательности работы и дозирования

нагрузок служит “линейный”, или “круговой”, способ построения его

структурных компонентов. В первом случае двигательные действия являются

самостоятельными компонентами и к ним не возвращаются - комплексный урок с

разными разделами физической культуры.

“Круговой”, или циклический, способ объединения компонентов урока -

круговая тренировка - направлен на комплексное развитие физических качеств

с одновременным совершенствованием двигательных навыков. Предполагается

повторное прохождение мест занятий в основной части урока.

Круговая тренировка применяется с 4-5 класса. Намечаются 5-10 рабочих точек

внутри зала (по кругу, квадрату). На каждой точке дозируются упражнения (по

возможности индивидуально: 1/4, 1/3, 1/2 максимального повторения

упражнений в спокойном темпе).

Требования к подбору упражнений:

- простые, изученные, исключающие возможность травмирования;

- обеспечивающие разносторонность воздействия (т.е. на основные группы

мышц).

ФУ выполняются одновременно по команде учителя. Смена рабочих мест

проводится также по его команде. Варианты проведения круговой тренировки:

- выполнение дозировки с постепенным увеличением количества кругов;

- максимальное повторение упражнений за 30 с, интервалы отдыха -30-45 с

между точками;

- сокращение времени на прохождение круга.

2-й и 3-й варианты предъявляют повышенные требования к функциональным

возможностям организма. Особенно эффективен метод круговой тренировки при

развитии физических качеств с использованием тренажеров.

Особенности самодеятельных форм занятий.

По мере распространения физкультурного движения в России, внедрения

физической культуры в повседневный быт людей все большее признание получают

дополнительные (внеурочные) формы занятий физическими упражнениями.

Разработанной типологии этих форм не существует (в связи с их многообразием

и динамичностью, появлением новых форм). Самодеятельные формы бывают как

организованные, так и самостоятельные (причем одна форма может быть и той и

другой, например, утренняя физическая зарядка дома и в оздоровительных

лагерях). В зависимости от численного состава занимающихся используются

индивидуальные, групповые и массовые формы занятий (Пример: бег трусцой -

“джоггинг”). По систематичности проведения различают регулярные (УФЗ),

еженедельные (туристские походы по выходным дням), эпизодические формы

(День бегуна). Некоторые виды и разновидности занятий имеют самостоятельное

значение, другие сочетаются или дополняют друг друга. Выбор неурочных форм

занятий в значительной степени определяется интересами и склонностями

занимающихся. Предлагаемая типология носит ориентировочный характер.

Соревновательная форма занятий приобретает определяющее значение по мере

приобщения к спортивной деятельности и повышения уровня спортивного

мастерства. Соревнования могут занимать 15% времени двигательной

деятельности в течение года. Предельная мобилизация функциональных

возможностей организма в стрессовой ситуации является мощным фактором

дальнейшего развития, расширения его адаптационных функциональных

возможностей.

Данная форма находит выражение и в большинстве сфер физкультурной практики

(День бегуна, пловца, гиревика). В практике формирования способностей (в

планируемом процессе ФВ учебных заведений) эта форма может быть и методом

при проведении урока ФК, а также может носить и самостоятельный характер:

проведение школьных соревнований.

Самодеятельные тренировочные занятия подобны урочным и носят не столько

спортивно-тренировочный характер, сколько характер общефизической

подготовки или избирательно-кондиционной тренировки. В большинстве они

однопредметные: быстрая ходьба - “спидоукинг”, бег трусцой - “джоггинг”,

аэробно-ритмическая и атлетическая гимнастика. Самостоятельные

тренировочные занятия могут быть и многопредметными - комплексное сочетание

упражнений из разных видов спорта, многоборье ГТО. Целесообразно заниматься

ими 3-4 раза в неделю по I часу. На определенном возрастном этапе (после

завершения базового курса физического воспитания) они могут стать основным

фактором поддержания и совершенствования определенной физической кондиции

индивидуума.

Выбор предмета занятий зачастую может определяться модой (конъюнктурой):

аэробика, ушу, йога и др. В обоих случаях задача специалистов ФК -

пропаганда всеобщего физкультурного образования среди населения и понимание

невозможности достижения всестороннего физического развития и полноценного

здоровья одним средством физического воспитания; формирование правильных

индивидуальных интересов. Качество и эффективность таких самостоятельных

занятий в значительной степени обусловлены уровнем физкультурной

образованности занимающихся.

Физкультурно-рекреативные формы занятий характеризуются умеренными

физическими нагрузками и активным отдыхом занимающихся. Эти формы ценятся

своим восстановительным и оздоровительным эффектом. Подвижные перемены,

подвижные игры, игры по свободному регламенту, прогулки, туристские походы

в выходные дни и в отпускное время рассчитаны на личный интерес; их только

условно можно считать занятиями. Данные формы структурно менее

регламентированы, поведение занимающихся более самостоятельно и

акцентировано на интересный отдых.

Малые формы занятий отличаются ограниченностью их содержания и

кратковременностью. Посредством их решаются обычно задачи по оптимизации

текущего состояния организма: тонизации и ускорению врабатывания в процесс

основной деятельности, профилактике ее неблагоприятных влияний на состояние

организма. Содержание малых форм занятий - сеансы или серии упражнений,

выполняемые в течение нескольких минут. Методика проведения малых форм

занятий обусловлена конкретной направленностью отдельных занятий и их

местом в общем режиме индивида.

Утренняя гигиеническая зарядка тонизирует организм, она ориентирована на

постепенную общую активизацию его функций, тем самым ускоряет переход от

состояния продолжительного отдыха к повседневной жизнедеятельности. Могут

параллельно решаться задачи формирования правильной осанки, в отдельных

случаях и поддержание общей тренированности. Ее продолжительность - 10-15

минут (до 30 мин. при тренировочной направленности).

Вводная гимнастика на производстве ускоряет врабатывание индивида.

Выполняются 5-8 ОРУ в течение 5-7 минут. Последние физические упражнения

координационно схожи с профессиональными и выполняются в повышенном темпе

или в ритме трудовых действий.

Физкультпаузы и физкультминутки используются в качестве факторов активного

отдыха для сохранения оперативной работоспособности в процессе трудовой

деятельности. Переключение на другие двигательные действия и неработающие

группы мышц способствует восстановлению психических функций (внимания,

реакции, РДО, памяти). Физкультпаузы выполняются 5-7 минут через 2-3 часа

работы и за 2-2,5 часа до ее окончания. Физкультминутки выполняются в

течение 1-2 минут через каждые I-I,5 часа работы и по необходимости.

Микропаузы продолжительностью 20-30 с выполняются при необходимости и могут

сопровождаться самомассажем. Основная задача специалиста в системе

рациональной организации труда - совершенствование методики их

использования в соответствии с условиями и характером труда.

Микросеансы отдельных упражнений тренировочного характера вносят

парциальный тренировочный эффект в процесс бытовых действий. Выполняются

непродолжительное время (силовые упражнения на растягивание , многоскок со

скакалкой, бег по лестнице). Они оказывают преимущественно локальные

воздействия.

Список литературы.

1. Ильин В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и

организационные основы. — М.,1978.

2. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания в

ВУЗе. — М., 1983.

3. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания в

ВУЗе. — М., 1983.

4. Вилеский М.Я. Основы профессиональной направленности студентов

педагогических институтов. — М., 1980.

5. Динер В.Л. Теория и методика физической культуры. — Краснодар,

2001

6. Фомин Н.А. Физиология человека. – М.: Просвещение; Владос,

1995.

7. Мильнер Е.Г. Формула жизни. - М.: ФиС, 1991.

8. Теоретическая подготовка юных спортсменов/Под ред. Ю.Ф.Буйлина,

Ю.Ф.Курамшина.- М.: Физкультура и спорт,1981

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.