![]() |
|
|
Значение принципа системности в познавательной деятельности. Гносеология и онтологические схемы наукиЗначение принципа системности в познавательной деятельности. Гносеология и онтологические схемы наукиВВЕДЕНИЕ Система (греч. systema — составленная из частей, соединенное) —
совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и
образующих определенную целостность; единство. Понятие система играет
важную роль в современной философии, науке, технике и практической
деятельности. Начиная с середины 20 века ведутся интенсивные разработки в
области системного подхода и общей теории систем. Понятие система имеет
длительную историю. Уже в античности был сформулирован тезис о том, что
целое больше суммы его частей. Стоики истолковали систему как мировой
порядок. В развитии философии, начиная с античности (Платон, Аристотель),
большое внимание было уделено также раскрытию специфических особенностей
системы знаний. Системность познания подчеркивал Конт; дальнейшее развитие
эта линия получила у Шеллинга и Гегеля. В 17-19 веках в различных
специальных науках исследовались определенные типы системы (геометрические,
механические системы и т. д.). Марксизм сформулировал философские и
методологические основы научного познания целостных развивающихся систем. Системности принцип, принцип диалектико-материалистический. Маркс ввел в гносеологию и методологию о двух рядах качественной определенности явлений. Второе качественное измерение (формационная) предполагает, что предмет рассматривается не только сам по себе, но и как часть (элемент) видо-родовой системы, где его качественные свойства объясняются опосредованно — как типичные проявления свойств макросистемы. Конкретную реализацию этот принцип методологии сложного знания нашел в марксовом учении о труде (конкретном и абстрактном), товаре (его потребительской стоимости и себестоимости), природных и социальных качествах вещей — товаров, об общих и формационных законах народонаселения и др. Появление во второй половине 19-20 вв. фундаментальных теорий макро- и микромира привело к утверждению многоуровневого и многомерного системного понимания объективной действительности, к разработке адекватных методологических принципов отображенных сложных объектов. Одним из таких принципов является способ познания как составная часть современной научной методологии. Диалектико-материалистическая методология охватывает как процессуальных, так и объектных (статических) аспектов реальности, опираясь при этом на разнообразный арсенал научных методов. Способ познания в основном ориентирован на изучении стабильных форм, структурных зависимостей и соотношений (часть и целое, устойчивое единство, отношение субординации и иерархии и т. п.). Однако в практике научного исследования он выступает в диалектической связи с принципом развития, органически дополняет познания процессов изменения, становления и развития. Способ познания — одно из методологических оснований синтеза и интеграции современного научного знания. Дифференциация научного знания порождает существенную потребность в системном синтезе знаний, в преодолении дисциплинарной узости, порожденной предметной или методологической специализацией знания. С другой стороны, умножение разноуровневых и разнопорядковых знаний о предмете обусловливает необходимость в таком системном синтезе, который расширяет понимание предмета познания при исследовании все более глубоких оснований бытия и более системного изучения внешних взаимодействий. Способ познания служит методологическим способом выявление системной специфики теоретико-познавательных средств, применяемых в естественнонаучной и инженерной сферах, а также развития эвристических приемов познания и практической деятельности. Важное значение имеет также и системный синтез разнообразных прочностных знаний, являющийся средством перспективного планирования, предвидения результатов практической деятельности, моделирования вариантов развития и их последствий и т. п. Системный анализ Привлечение методов системного анализа для решения указанных проблем необходимо прежде всего потому, что в процессе принятия решений приходится осуществлять выбор в условиях неопределенности, которая обусловлена наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. Процедуры и методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов и сопоставление вариантов по тем или иным критериям эффективности. Интенсивное расширения сферы использования системного анализа тесно
связана с распространением програмно-целевого метода управления, при
котором специально для решения важной проблемы составляется программа,
формируется организация (учреждение или сеть учреждений) и выделяются
необходимые материальные ресурсы. Первой широкой программой такого рода
явился проект ГОЭЛРО, разработанный в 1920 г. на основе указаний Системный подход, направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Системный подход ориентировочно исследован на раскрытии целостности объекта и обеспечения его механизмов, на выявление многообразных типов связи сложного объекта и сведения их в единую теоретическую картину. Задачи адекватного воспроизведения в знании сложных социальных идеологических объектов впервые в научной форме были поставлены К.Маркосом и Ч.Дарвином. “Капитал” Маркса послужил классическим образцом системного исследования как целого и различных сфер общественной жизни, а воплощенные в нем принципы изучения органичного целого (восхождение от абстрактного к конкретному, единство анализа и синтеза, логического и исторического, выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия, синтез структурно - функциональных и генетических представлений об объекте и т.п.) явилось важнейшим как моментом диалектико-материалистической методологии научного познания. Созданная Дарвином теория биологической эволюции не только ввела в естествознание идею развития, но и утвердила представления о реальности надорганизменных уровней организации жизни важнейшую предпосылку системного мышления в биологии. В 20 веке системное познание занимает одно из ведущих мест в научном познании. Предпосылкой его проникновения в науку явился прежде всего переход к новому типу научных задач. В целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы организации и функционирования сложных объектов; познания начинаю оперировать системами, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют социального исследования в каждом отдельном случае. Во второй половине 20 века аналогичные по типу задачи возникают и в социальной практике, в социальном управлении вместо превалировавших прежде локальных, отраслевых задач и принципиально ведущую роль начинают играть крупные комплексные проблемы, требования тесного взаимоувязывания экономического, социально-экономического и иных элементов общественной жизни (например, глобальные проблемы, проблемы социально - экономического развития стран регионов, проблемы создания современных производственных комплексов, развития городов, мероприятий по охране природы). Изменения типа практических задач сопровождается появлением общенаучных и специально-научных концепций для которых характерно использование в той или иной форме основных идей системного подхода. Наряду с распространением принципов системного подхода на новые сферы научных знаний и практически с середины 20 века начинается систематическая разработка этих принципов в методологической практике. Первоначально методологические исследования группировались вокруг задач построения общей теоретической системы. Однако развитие исследований в этом направлении показало, что
совокупность проблем методологии систематически исследовано существование
превосходящей рамки задач общей теории систем. Для обозначения этой более
широкой сферы методологических проблем и применяется термин “системный
подход”, который с 70-х годов прочно вошел в научный обиход. Системный
подход не существует ввиде строгих методологических концепций. Он выполняет
свои эвристические функции, оставаясь совокупностью познавательных
принципов, основной смысл которых состоит в соответственном ориентировании
конкретных исследований. Эта ориентация осуществляется двояко. Во-первых,
содержательные принципы системного подхода позволяют формировать
недостаточно старых, традиционных предметов изучения для постановки и
решения новых задач. Во-вторых, понятие и принципы системного подхода
существенно помогают строить новые предметы изучения, задавая структуры и
типологические характеристики этих предметов и таким образом способствуя
формированию структивно-исследовательских программ. Значение критических
функций новых принципов познания было убедительно продемонстрировано еще Позитивная роль системного подхода может быть сведена к следующим основным моментам. Во-первых, понятие и принципы системного подхода ваявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании (например, понятие биосферы в концепции В.И.Вернадского, понятие биогеоценоза в современной экологии, оптимальный подход в экономическом управлении и планировании). Во-вторых, системный подход содержит в себе новую по сравнению с
предыдущей схему объяснения, в основе которой лежит поиск конкретным
механизмов целостности объекта и выявления технологии его связей. По своим познавательным установкам системный подход имеет особенно
много общего со структурализмом и структурно-функциональным анализами, с
которыми его связывает не только их оперирование понятиями структуры и
функции, но и акцент на изучение различных связей объекта, вместе с тем
принципы системного подхода обладают более широким и более гибким
содержанием, они не подверглись слишком жесткой концептуализации и
абсолютизации, как это имело место с некоторыми линиями в развитии
указанных направлений. 1. Основная часть Вопрос «каков мир?» в сознании предшествует вопросу «каким образом Фактически, начиная с Канта, философия отказалась от задачи вывести
систему бытия путём рассуждений о сущности мира и его оснований, заменив
эту задачу проблемой исследования самого познания, самих основ мышления о
бытии, объявив тем самым о банкротстве «чистого разум», марксистская теория
познания основана на представлении о человеческой чувственной деятельности,
практике. Объект познаётся в рамках человеческой субъективной деятельности. Нерасторжимость гносеологии, методологии и онтологии отчётливо проявляется в наличии методологического круга. Принцип «битвы Оккама», будучи методологическим по статусу, есть одновременно признание онтологической простоты и однородности мира. Бихевиористская методология изучения нервной деятельности исходит из представления о том, что сознание детерминированно физиологической структурой и не образует самостоятельного феномена. Методология физики основана, в частности, на принципе однородности и простоты мира, гарантирующем воспроизводимость изучаемых явлений в соответствующих обстоятельствах. Исследователь, вооружённый такой методологией, по сути дела, не может обнаружить тех свойств действительности и тех явлений, которые не укладываются в соответствующую принятой методологии онтологическую модель. Наличие методологического круга делает весьма острой проблему возникновения новых знаний. Принципиально новое знание может возникнуть лишь в результате разрыва этого круга, преодоления застывшей онтологической модели. Абсолютизация онтологических моделей, превращение конкретных научных представлений в застывшую натурфилософию закрывает путь к появлению нового знания. Необходимо чётко отличать принимаемые наукой « онтологические модели », образующие общий синтез научных знаний, на которой произрастает методология науки, от собственно онтологических и гносеологических проблем философии. Диалектическое понимание взаимоотношения «формы» и «сути» материализма, а следовательно, взаимоотношения «онтологии» и «гносеологии» составляет, дух диалектического материализма. 1.2. Значение принципа системности в геологии. Системный анализ условий нефтегазонакопления. Практикуемое в геологии комплексирование исследований природных
объектов вовлекает в свою сферу деятельности массивы эмпирических данных. В практике поисково-разведочных работ на нефть и газ применяются методы “распознавания образов”. Эти методы решают классификационные задачи. Чаще всего применяется метод “распознавание образов с изучением”. Схема реализации метода состоит из следующих процедур: по данным предыдущих исследований формируются две эталонные выборки, каждая соответствует своему классу “продуктивный класс” и “непродуктивный класс”. На эталонных объектах измеряется комплекс технических, физических, химических и др. признаков. Которые несут информацию для правильного распознавания объектов по их продуктивности. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |