![]() |
|
|
Значение принципа системности в познавательной деятельности. Гносеология и онтологические схемы наукиp> Математическими приемами конструируется решающее правило (РП) — допустим линейная функция, ее аргументами являются формализованные и другие признаки объектов. Дискриминирующие свойства РП в начале проверяются на материале обучения, затем на объектах данного района не вошедших в обучающие выборки. Если распознавание выполняется с небольшой ошибкой, тоРП рассматривается как формализованный аналог критерия продуктивности- нефтегазоносности, угленосности, выбросоопасности и др. Данный подход приемлем, если при отборе объектов обучения и признаков, исследователь учел существенные и общие из них, управляющие продуктивностью. В этом случае перенос действия РП на новые объекты достигает положительный эффект. Нередко геологическая обстановка ввиде аргументов дискриминантной функции бывает другой за пределами объектов обучения. Это снижает эффективность РП. Таким образом, ни многоаспектность исследований, ни математические
методы обработки данных на ЭВМ не гарантируют безошибочности выводов. В настоящее время задачи, решаемые наукой и практикой, усложнились. К одному из наиболее перспективных относится направление, опирающееся
на концепцию целостности. С ее точки зрения необходимо сначала отыскать то,
что объединяет эти объекты — тогда мы получаем возможность их более
глубокого познания. Информационная ценность эмерджентных свойств обусловлена тем, что они отражают отношение существующие и возникающие между элементами системы, системой и окружающей средой, элементами и средой в результате определенных взаимодействий. Исследования, направленные на выявление и изучение систем, называют — системно-ориентированными. Необходимость такого подхода вытекает из научной концепции,
детерминизма — важнейшего принципа материалистической диалектики. Любое системное описание предполагает выполнение таких процедур, как дискредитация системы (идентификация системообразующих элементов) и выявление структуры системы (вскрытие связей, отношений между элементами системы). Перед определением понятий “элемент” и “структура системы”, уточним: Описание системы будет неполным без характеристики взаимодействия системы и среды. Среда — “то есть объекты, которые, будучи внешними по отношению к системе, участвуют в формировании ее интегрированных свойств опосредованно через отдельные элементы системы или системы в целом”. Задавая системные качества, мы конкретизируем внешние факторы,
участвующие в диалоге “система —среда”. Характер взаимодействия системы и среды отражается следующими
соотношениями между Х, С и У:
p t : Ct x Xt -> Yt (реакция системы) Первое целенаправленное применение системных методов в геологии
осуществил В.И.Вернадский. Он сформулировал основные методологические
положения: Модели только тогда обладают познавательной ценностью, когда они построены с учетом и в соответствии с целями и задачами, возникающими в процессе научно-практической деятельности человека. В рамках одной методологии реализуются два различающихся подхода,
один конструктивный (система конструируется), другой — декларативный (любой
сложный объект трактуется как система). Что увидеть различие воспользуемся
определением системы А.И.Цепова: S=def[R(m)]P, где S — символ системы,
состоящий из элементов m; R — взаимоотношения между элементами системы; P —
некоторое важное для нас свойство системы, определяющее выбор При конструировании системы в начале задают, исходя из некоторых содержательных соображений, свойство (или набор свойств) Р, определяющее специфику системы, затем отыскивают класс отношений R, согласующийся с этим свойство и, наконец формируют множество элементов {m}, на котором выполняется R. В этой ситуации в процедуру выполнения системы можно изобразить в виде последовательности P->R->S. Выбор свойства Р во многом определяется той конкретной целью, которая преследуется геологом при проведении научных исследований и поисково- разведочных работ, а также спецификой научно-технических средств, применяемых для достижения этой цели. Изменение цели ведет к смене, переформулированию системной концепции. Таким образом в основе конструктивного подхода лежат принципы,
которые были зафиксированы в подходе В.И.Вернадского. Системность
естественных тел как продуктов природных процессов (1), допустимость
выделения множества геологических систем на одних и тех же природных
объектов (2), модельный характер любого системного описания (3),
целенаправленность системной фрагментаризации природы (4). Декларативный
подход игнорирует все перечисленные выше принципы, кроме принципа (1) —
который абсолютизируется. Любые продукты традиционной фрагментаризации
природы (минералы, породы, осадочные бассейны, нефетегазоносные провинции и
т.п.) объявляются системными объектами и лишь после этого предпринимаются
поиски их эмерджентных свойств, а также их структурных характеристик. При
таком подходе последовательность процедур системного анализа выглядит
иначе, чем при конструировании систем S->P->R (задача структурирования) при I. Постановка задачи. Включает вопросы: выяснение условий формирования геологических объектов, закономерности размещения месторождений и т.п. Осмысливание проблемы с точки зрения ожидаемых конечных результатов (формулирование цели), а также в методолгическом плане (формирование системной концепции Р) позволяет исследователю составить представление о характере, об объеме необходимой геологической информации. Поэтому следующей операцией является сбор, систематизация и хранение сведение об изучаемых геологических объектах. II. Этап описания. На этом этапе одна из основных процедур — конструирование
геологических систем. В зависимости от стоящей перед исследователем задачи
формируется система геологических признаков или система геологических тел. Операции этого этапа легко формализуемы, поэтому реализуются специальными программами на ЭВМ. III. Этап объяснения. Основная задача этого этапа — содержательная интерпретация геологических систем, полученных на предыдущем шаге. Центральное место отводится нахождению общих факторов, под которыми в данном случае понимаются некоторые особенности среды, вызывающие вполне определенные взаимоотношение элементов, образующих систему. Задача состоит в выявлении и содержательной интерпретации факторов, управляющих корреляциями элементов, входящих в одну систему. Одним из основных методов решения этой задачи является специальный, то есть проводимы с геологических позиций анализ состава систем, сконструированных на основе фиксированных P и R. Другим путем, позволяющим обнаружить и идентифицировать искомые общие Следующим шагом этого этапа является построение генетической модели и проверка ее адекватности реальным объектом. Если на этих объектах не подтверждаются следствия, вытекающие из генетических построений, но вносятся поправки в процедуры: выяснение общих факторов; конструирование системы (изменение состава множества M, смена системообразующего отношения R, обращение к другому метода анализа корреляционной матрицы; информационное обеспечение (проверка фактического материала, расширение и уточнение набора геологических признаков); формулирование системной концепции Р (изменение или уточнение представлений о возможных взаимосвязях cреды и объекта). IV. Этап прогноза. Генетическая модель дает исследователю лишь общие представление о 1.3. Принцип системности в оценочной деятельности. Проблема ценности и оценки в общей и технической этике. История взаимоотношений общей эстетики и технической эстетики
отмечена теми же противоположными устремлениями, что и отношения общей
эстетики с другими дочерними дисциплинами — музыкальной эстетикой,
эстетикой словесного творчества, эстетикой киноискусства и т.п. Общая
эстетика нередко строит свои заключения, экстраполируя на сферу
художественной деятельности те или иные общефилософские принципы и
игнорируя при этом реальное многообразие и разнообразие видов искусства, а
теоретическое осмысление каждого из них столь же часто пренебрегает
выводами общей эстетики, исходя из представления, что для познания той или
иной конкретной области художественного творчества нет необходимости знать
его общие законы, что рассмотрение данного вида искусства “крупным планом”,
без отнесения ко всему миру искусства, достаточно будто бы для верного и
глубокого его постижения. Подобные установки не могут не иметь печальных
последствий: представители общей эстетики не только доходят до отрицания
права на существование частных эстетик, но и не останавливаются перед
изгнанием из царства искусства тех его отраслей, которые не укладываются в
отвлеченно сконструированную его модель (скажем, архитектуры или дизайна),
а представители частных эстетик нередко с полным пренебрежением относятся
ко всему тому, что выходит за пределы непосредственного анализа
интересующей их конкретной сферы художественной деятельности, что является
инвариантной характеристикой искусства. Этому активно способствует вошедшее
в обиход странное понятие “эстетическая деятельность”, служащее обособлению
от художественной деятельности некоторых областей культуры, — в частности,
противопоставлению дизайна изобразительным искусствам и даже архитектуре Мы исходим из той методолгической предпосылки, что взаимоотношения философии, общей эстетики и частных эстетик, в том числе и технической эстетики, должны строиться на четком понимании диалектики общего, особенного и единичного: философия рассматривает человеческую деятельность и культуру в целом; общая эстетика — законы художественной деятельности и художественной культуры (мы отвлекаемся сейчас от того, что содержание эстетики к этому не сводится); а частные эстетики — специфические формы преломления данных законов в каждой конкретной области искусства. Отсюда следует, что отношение между общей и технической эстетикой должны основываться на обоюдном интересе и признаний их взаимной необходимости: общая эстетика не может не учитывать в своих теоретических обобщениях ту информацию, которую поставляет ей техническая эстетика, а эта последняя должна исходить в своих построениях из знаниях общих законов художественного освоения мира, которые вскрывает первая. Другое дело, что при нынешнем разброде представлений о сущности искусства технической эстетике приходиться самостоятельно выбирать общеэстетическую позицию, на которую можно было бы надежно опереться, также как общей эстетике — прилагать не мало усилий, что бы не заблудиться в том лесе трактовок дизайна, который словно с нарочитым коварством, вырастили его теоретики. В настоящей статье делается попытка обнажить связи философии, общей эстетики и технической эстетики на проблемном узле “ценность и оценка” ибо в данном пункте разобщенность названных дисциплин сказывается особенно резко и особенно огорчительно. Философские основы теории ценности. Первые шаги в направлении разработки марксистской аксиологии были сделаны более 20 лет назад. Опыт показал, что ставшее традиционным в нашей философской
литературе, начиная с 30-х годов, сведения теории отражения и теории
познания (и соответственно дихотомическое понимание человеческой
деятельности как единство практики и познания) не способно объяснить
реальные процессы функционирования и развития культуры, ибо оставляет в
тени мотивационную сферу человеческой активности. Если у животных мотивация
поведения обусловлена биологическими потребностями организма и популяции,
то у человека — и в филогенезе, и в онтогенезе — формируются новые
потребности, не биофизиологические, а социокультурные, которые становятся
главным регулятором человеческого поведения. Они не только “возвышаются” Уже отсюда видно, что целевые программы деятельности человека не
порождаются автоматически теми знаниями, которыми он располагает. Знания
эти определяют скорее средства, способы, пути достижения цели, нежели сами
эти цели, которые как “модели потребного будущего” (Н.А.Бернштейн)
диктуются именно тем, что человеку потребно, к чему он стремится, то есть
выработанными им ценностями. В этом свете весьма примечательно, что Таким образом, отражение действительности человеческой психикой
осуществляется двояко: как ее познания, то есть отражение объективных
связей и отношений, независимых от познающего субъекта, и как ее ценностное
осмысление (то есть отражение — отчасти осознаваемое, отчасти переживаемое,
но не осознаваемое) значения объективного мира для человека как субъекта. Следовательно, ценность неправомерна отождествлять с сознанием чего-
то для чего-то или даже для кого-то, ибо она есть только и именно значение
для субъекта, она есть субъективированность объекта, его обращенность к
данному субъекту. Потому-то имеющие ценность для одного субъекта (личности,
класса, социума) может не иметь таковой или же быть “антиценностью” для
другого субъекта (личности, класса, социума). Если всякая ценность, в том числе эстетическая, есть нечто
принципиально иное, чем полезность, пригодность, приятность, таким образом
эстетическая оценка инструмента (прибора, машины) не может вытекать из
определения его технико-технологических, конструктивных и эргономических
качеств, ибо они характеризуют отношение вещи к человеку как оператору, то
есть как однородному с ней объекту, тогда как красота данной вещи
характеризует ее отношение к человеку как содержащему ее субъекту. Значит
эстетическая оценка покоится на иных основаниях, чем оценка эргономическая,
конструктивно-техническая или экономическая. Для понимания принципиального развития ценностей и познавательных
оценок чрезвычайно важно различие их субъектов. Нравственным субъектом
является коллективизированный индивид, который предстает как эстетический
субъект и художественный субъект: ведь художественная оценка выносится на
основании переживания личностью произведения искусства, нравственная оценка Общую картину оценочных суждений можно представить в графике, на
котором на одном краю кривой находятся индивидуальные неценностные оценки
физиологического типа (“приятно”, “удобно”), связанные с анатомо-
физиологическими особенностями индивида, а на другом краю — безличные,
общечеловеческие оценки познавательного и технического рода (“правильно”, Что же касается спектра ценностных оценок, но тут мы видим не только движение от общедоступности эстетических оценок до специализированных оценок, например, религиозных (их выносит священник, глава церкви, собора, синода), но и специфический характер самой профессиональной оценочной деятельности, что не позволяет отождествлять — хотя это нередко делается — такие ее формы, как экспертиза, судейство, критика, отлучение, приговор. Из всего этого следует, что оценка продуктов дизайна должна быть
комплектной, соединяющей частные оценки, их технико-технологических,
экономических, эргономических, эстетических качеств. Проблема системной организованности нравственности. В современно этической литературе ценностное содержание социалистической нравственности представлена крайне хаотично. Это обстоятельство вызывает большие затруднения в этическом просвещении и мешает теоретическому исследованию. Попытки выявления системности морали в советской этике. Первые в советской этике попытки решения этой проблемы осуществлялись
путем построения логической цельной системы основных категорий этике. Позднее более широкий подход осуществить Л.М.Архангельский, разделив все категории на структурные и сущностные, предварительно сформулировав важный методологический принцип — категории этики должны отражать объективную логику функционирования морали. Л.М.Архангельский выделил три группы в составе сущностных категорий на основе выполняемых ими функций: общие критерии моральной оценки выражают категории добра и зла, блага, справедливости; отношение человека к его коренным интересам отражают понятия смысла жизни и счастья; требования и мотивы выбора линии поведения и поступка представлены категориями долга, совести, ответственности, чести и достоинства. Весьма плодотворным является сформулированный О. Г. Дробницким методологический принцип: система категорий этики не может быть ни чем иным, кроме как отражением “действительной структуры морали как целостного общественного образования, обладающего множествам сторон и моментов”. На этой основе им была предложена общая структура морали, включающая в себя понятие морали деятельности, нравственных отношений и морального сознания. Для всех этих попыток характерно то, что использование ограничивается сферой понятийного анализа и не выходит к реальному функционированию морали. В концепции А.И.Титоренко конкретно-исторического изучения реального
функционирования морали в обществе. Им разработана модель исторических
структур нравственного сознания, положение об историческом развитии морали
как качественной смене этих структур. Нормативно-ценностное содержание
морали фиксируется в специальных показателях: ценностная ориентация,
устремленность сознания, общий трафарет моральной оценки, исходная
нравственная позиция личности, контрольно-психологические механизмы
самосознания, своеобразный состав и конфигурация взаимосвязи структурных
элементов. При попытке реализации этой идеи необходимо иметь ввиде общие
требования системного подхода и их преломления применительно к целям
этического исследования. Системны подход в этике и принцип историзма. Попытка применения системного подхода к этике неизбежно встречается с
проблемой: можно ли путем теоретического конструирования создать такую
общую (всеисторичес-кую) “модель” нравственной системы, которая подходила
бы ко всем разнообразным, специфическим, конкретно-содержательным типам
морали? О социальных функциях морали Системный подход требует установления места и роли объекта в большой
системе, то есть мораль, взятая в виде целостного образования, должна быть
рассмотрена с точки зрения ее места и роли в обществе. Большинство советских авторов выделяют в качестве главной, ведущей социальной функции морали регулятивную. Вопрос о нормативной природе нравственности наиболее подробно описан Возникает нужда в создании особых норм, системы ограничения запретов
призванных согласовать массовое поведение с общественными потребностями. Мораль опирается на специфический для каждого конкретно-исторического типа морали нравственный идеал. Учитывая наличие двух уровней обобщения в долженствовательных элементах морали, важно провести различие между понятиями “регуляция” и “ориентация”. Регуляция осуществляется с помощью норм, а ориентация указывает на некую перспективную цель, дает общий ориентир. Все это приводит к выводу о том, что логичнее видеть главную функцию морали именно в ориентации, а не регуляции деятельности. Эта функция определяется деятельной сущностью человека — человек находится в практическом отношении к природе и другому человеку, и благодаря сознанию он самоопределяется в этом практическом взаимодействии. Скорее всего, следует говорить не о двух различных функциях морали в большой системе, а о двух уровнях реализации основной социальной функции: ценностно-ориентирующем (мировоззренческом) и нормативно-регулирующем. В конкретной исторической системе нравственности эти уровни образуют некую целостность. Но их единство не абсолютно, в процессе реального функционирования и исторического развития нравственности между этими уровнями могут возникать напряженность и определенные противоречия. Ценностно-ориентирующее действие реального идеала в нравственной практике проявляется через те жизненные цели и ценности, которые сознательно или бессознательно стремятся реализовать в своей деятельности люди. Нравственность как система (опыт системно-структурного анализа) Более конкретно социальная роль морали раскрывается при применении
системного подхода с точки зрения ее внутренней структуры. В рамках данной работы ставится задача установить наличие (или отсутствие) содержательной связи между общими показателями структур нравственности и основными ценностными понятиями морального сознания. В качестве первого структурного элемента нравственности выступает и
ценностная ориентация, понимаемая как общая императивно-оценочная
направленность, устремленность сознания. Попытки осмысления содержания этой
ценностной ориентации морали всегда были продуктами теоретического разума. В практике нравственной жизни общая ценностная ориентация морали реализуется в постановке и решении проблемы смысла жизни. Каждая конкретная система нравственности дает ответ на вопросы: как следует жить человеку, какие качества заслуживают одобрения, — то есть она вырабатывает определенный идеал человеческой жизни, который приобретает обязывающее значение и реализуется индивидом в той или иной мере. С реализацией идеала связывается удовлетворенность человека своей жизнью — то есть счастье человеческой жизни. В идеале императивно-оценочная устремленность нравственности получает обобщенное выражение, она с необходимостью конкретизируется через систему моральных качеств личности (добродетелей), через кодексы поведения (нормы поведения и принципы), через систему предметно-ценностных ориентаций (жизненные ценности как цели субъекта). В качестве второго общего показателя выступает исходная моральная позиция индивида, которая обеспечивает перевод общей ценностной ориентации морали в личностную форму: субъект нравственной деятельности всегда занимает определенную социальную позицию, принадлежит к определенной социально-демографической группе и общую ценностную ориентацию морали воспринимает и интериоризует через призму своего положения, формируя образ своего морального “я”. Нравственная идентификация, формирование образа морального “я” выражается через понятия чести и достоинства личности. В случае, когда исходная моральная позиция личности описывается путем выделения основного принципа поведения, более резко выступает объективный характер взаимосвязи индивидов в обществе. Как известно, К.Маркс выделил четыре основных типа социальных связей между индивидами, которые возможны в истории. Во-первых, это такая связь, когда “индивидум выступает несамостоятельным, принадлежащем к более обширному целому: сначала еще совершенно естественным образом он связан с семьей и с семьей, развившейся в род...” [ 1, т46, чI, с18] Во-вторых, это “отношения личной зависимости” [1, т46, чI, с100], которые свойственны рабовладению и феодализму. В третьих, “личная независимость, основанная на вещной зависимости” [ Всякое системное образование нуждается в механизме обратной связи, эту функцию в нравственности выполняет процедура моральной оценки и самооценки, которая приобретает в функционировании стандартизованный характер. Множественность применяемых в качестве средства оценки понятий создает первоначально картину хаоса и произвола в моральных оценках. В то же время возникает проблема соотнесения оценок, принадлежащих различным системам нравственности. Представляя собой качественную смену структур, история нравственности
тем не менее выступает как непрерывный, единый процесс. И на каждом
историческом этапе процедура моральной оценки осуществляется с помощью
обобщенного понятия, на которое опираются ситуативные критерии — с помощью
понятий добра и зла. Этика не располагает содержательным определением добра
и зла, и дело тут не в беспомощности теории, а в самом процессе этого
предельно широкого понятия. Не случайно в “Словаре по этике” подчеркивается
фактическое совпадение содержания понятий добра и зла с нравственным и
безнравственным, указывается, что они служат для разграничения
положительного и отрицательного в явлениях социальной действительности, в
мотивах и поступках людей. О.Н.Крутова верно замечает, что “для
характеристики работающей морали более значим вопрос не о “субординации”
этих категорий, а об их “координации” — иными словами, о принципах их
постоянного и непременного взаимодействия.” [62, с18]. Предложенный вариант 1.4. Ощибки неиспользования принципа системности или неправильного использования. Метафизические интерпретации системного подхода. Системный подход получил особое звучание в последние десятилетия. Метафизическая абсолютизация системного метода развивалась по такой
схеме. Первым вариантом явился тезисо «десубстанциализации» мира Однако конкретное развитие частных наук, применяющих системный
подход, опровергло эту идею. Например, известный в лингвистике тезис «язык Таким образом, структура, взятая вне субстанциального наполнения, как
вещественного,так и энергетического свойства, представляет собой не
самостоятельно существующий объект, но логическое понятие. Общим для рассмотренных вариантов метафизической абсолютизации системного подхода является отказ от принципа причинной детерминации и возведение системных корреляций, лишённых к тому же материальной воплощённости, в ранг фундаментального, базисного свойства бытия. Для диалектического же материализма системный подход является наряду с принципом причинности лишь одной из составныхчастей его методологии. С точки зрения диалектики стабильность структуры не противопоставляется её развитию, не исключается из динамики, а органично входит в неё. Структура при этом мыслится не как заранее данная для материального становления цепь (телеология -является ещё одним следствием, ввытекающим из философии структурализма), но как результат самого материального становления. Без материи структура лишается атрибута развития и преврвщаетс в чисто логический конструкт. Итак, системный подход уточняет ту сторону принципов всеобщей связи и развития, которая не исчерпывается причинным подходом. Оба эти подхода в совокупности составляют содержание философского детерминизма в его расширенном понимании, то есть в объединенииразличных форм обусловленности явлений, которая (обусловленность), в сою очередь лежит в основе процесса развития.
Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |