рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Информатизация общества: социально-философский аспект

государственной

общественной жизни бюрократии

Усиление власти благодаря

знаниям

Усиление манипуляции людьми

ХОЗЯЙСТВО И ТРУД

Повышение продуктивности Все возрастающая сложность

Рационализация жизни

Повышение компетентности (8) Обострение промышленного

Увеличение богатства кризиса

Преодоление кризиса Концентрация

Экономия ресурсов Подверженность

кризисам

Охрана окружающей среды Стандартизация

Децентрализация Массовая

безработица

промышленности Новые требования

к

Новая продукция мобильности

трудящихся

Улучшение качества Дегуманизация

труда

Диверсификация продукции Стрессы

Новые профессии и Деквалификация

квалификации (9) Исчезновение

многочисленных

профессий

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Национальная независимость (10) Усиление взаимозависимости

Появляется шанс на развитие Технологическая

зависимость

у стран “третьего мира” Обострение отношений

Юга -

Улучшение обороноспособности Запада

страны

Уязвимость

Усиление опасности новой

войны из-за обновления военных

систем

Комментарий к таблице Хессига:

1.”социализация информации” - увеличение степени направленности

информации на социальную сферу;

2. “преодоление кризиса цивилизации” - создание предпосылок для

разрешения глобального экологического кризиса, решение проблемы устойчивого

развития цивилизации в целом [5].

3. “снижение культурного уровня” - развитие информационной среды

создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к

сокровищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не

происходит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся

механическими потребителями предоставляемой информации.

4. “элитарное знание” - опасность огромной поляризации знаний в

обществе, возможном накоплении их в узком , “верхнем” общественном слое -

элите (политической, экономической и т.д.).

5. “изоляция индивида” - без общественного регулирования

информатизация может привести к тому, что люди начнут общаться , как

правило, опосредованно - через компьютер. Незнание и, что еще хуже,

отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и родственников - весьма

опасное социальное явление.

6. “выравнивание иерархии власти” в информатизируемом обществе должно

происходить за счет вовлечения большего числа людей в политику, создания

условий для повышения ими социального статуса.

7. государство- ”надзиратель” - Левиафан[11], “помноженный” на

компьютерные технологии. При современных технологиях возможен контроль не

только поведения, но и мыслей людей. В статье 5 закона РФ “Об информации,

информатизации и защите информации” [6] персональные данные отнесены к

категории конфиденциальной информации.

Если государство не будет создавать условия для воспитания

интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых,

прогнозируемых людей.

8. ”повышение компетентности” и как альтернатива этому -

”деквалификация”. ЭВМ нейтральна по отношению к человеку, она лишь

предоставляет новые возможности для реализации конкретных жизненных целей.

9. “новые профессии и квалификации” и , с другой стороны, возможное

исчезновение многочисленных профессий. Появление новые, более

интеллектуальных профессий не должно исключать сохранение информации не

только об исчезающих технологиях, но и о социальных структурах,

обеспечивавших их реализацию (типе людей, их отношениях, менталитете).

Утеря технологий создания египетских пирамид, дамасской стали,

перегородчатой эмали и др., невозможность их восстановления сегодня в

значительной степени связана с незнанием их социальной инфраструктуры.

10. “национальная независимость” и, с другой стороны, “уязвимость”.

Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам

выходить на позиции национальной независимости.

Общеизвестна роль таких факторов как количество и качество вооруженных

сил сторон, сформированная направленность общественного мнения, открытость

(закрытость) информации о мотивах политических акций при поиске необходимых

дипломатических решений. Для общества, вступившего в фазу информатизации

фактор технологического отрыва становится более весомым, чем численное

превосходство армии. Прежде всего этот фактор проявляется в технологии

информационно-обменных процессов. Понятия "психологическая война", "пси-

оружие", "утечка мозгов", "зомбирование" и т.п. наполняются реальным

содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического

значения.

Национальная независимость диктует России необходимость государственного

регулирования технологического сотрудничества с Западом, что отражено в

концепции информационной безопасности , ряде нормативных документов

(например, в Указе Президента РФ “О мерах по соблюдению законности в

области производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а

также предоставлении услуг в области шифрования информации”) [7].

6.Формирование информационной среды общества

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного

голода - для его развития и саморганизации совершенно необходимо

всеобъемлющее информационное поле.

К сожалению, в научной литературе и публицистике нередко

информационная среда трактуется как синоним техносферы, что является

отражением технократического подхода. Сейчас во всем мире в процессе

информатизации сильно превалирует развитие программно-технических средств

информатизации (“железо”+ программное обеспечение). Развивается

парадоксальная ситуация, когда очень качественной технологией

обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам

информация.

Системы социальной информации (ССИ) в России практически не

существует.

ССИ предполагает создание иерархии в социальной информации. При

социальном управлении должна использоваться информация о выходе значений

ключевых параметров за соответствующие нормативные пределы. При нахождении

ключевого параметра в этих пределах информация о его значениях

предоставляется только по запросу. Информация по остальному множеству

параметров запрашивается лишь в случае выхода ключевых параметров за

нормативные пороги. Например, 10-12% - это требующий кардинальных решений

порог уровня безработицы в обществе, 14 - это коэффициент, характеризующий

катастрофическое соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных

членов общества.

Важно отметить, что существует как объективные, так и субъективные

причины нескладывания ССИ. Основными объективными причинами являются

трудность определения состава ключевых управленческих параметров и их

нормативных порогов, отсутствие достаточных финансовых средств и программно-

технического компьютерного обеспечения. Среди субъективных причин могут

быть названы и недостаточный уровень образования, и несформированное по

поводу необходимости научных основ социального управления общественное

мнение.

В частности, ССИ должна содержать в себе социально-бытовую статистику

для информирования населения. Социальную информацию собирают и обобщают

Госкомстат СНГ и Госкомстат РФ. Выпускается журнал “Вестник статистики”.

Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении

информационной среды общества является понятие “информационный потенциал

общества”.

Информационный потенциал общества в широком смысле - это накопленный в

обществе информационный ресурс.

Информационный потенциал общества в узком смысле - это

активизированный, введенный в действие информационный ресурс.

Информационный потенциал общества - это информационный ресурс общества

в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его

активизировать и эффективно использовать.

В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены [1]

не только средства информационной техносферы, но также социальные средства,

методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы,

повышению информационной культуры общества, его интеллектуального

потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации,

медиатизации и интеллектуализации.

Социальные структуры и институты, необходимые для активизации

информационных ресурсов общества - это, например, институты образования и

семьи. Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют

подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли

каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно

использовать методику определения интеллектуальных способностей,

профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом.

Уровень образования женщин имеет существенное значение для успеха

процесса интеллектуализации общества, так как преимущественно по женской

линии идет передача культурного опыта поколений, в основном мать

закладывает основы интеллекта ребенка в семье.

По аналогии с когнитивными структурами человека, изучаемые

психологией, важно выделять когнитивные структуры общества и его подсистем.

Это структуры социальной памяти, общественного сознания и общественного

мнения, научных и вообще творческих школ и течений, духовной коммуникации и

т.д [3].

Социальный интеллект - понятие [2].

В настоящее время формируется важное направление - интеллектуализация

социальных систем (предприятий, управленческого аппарата, общественных

организаций, сфер науки, искусства, массовой информации).

Важно в рамках работы по информатизации общества организовать

исследования прикладного характера (подготовку методик, проектов,

рекомендаций) по повышению интеллектуального уровня тех или иных социальных

подсистем.

Речь идет о формировании методами социальной инженерии информационной

среды как основы интеллектуальной среды. Это становится важнейшей задачей

прикладного социологического анализа [8].

По данным ЮНЕСКО, в 1982 г. молодежь нашей страны занимала 2-е место в

мире по коэффициенту интеллектуализации молодежи, а к началу 90-х годов -

уже 42-е. Школьники не справляются с тестами, созданными 10-15 лет назад в

расчете на среднего ученика. И дело здесь не во врожденной глупости:

доказано, что интеллект в течение жизни изменяется в зависимости от того,

упражняет ли его человек [4].

Мир в настоящее время можно условно разбить на четыре группы стран:

- страны, производящие сырье, продовольствие и товары народного

потребления;

- страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям

и частично оригинальные технологии;

- страны, производящие оригинальные технологии;

- страны, производящие знания.

США позволяют себе “сдавать позиции” в любой сфере деятельности

(допускать на свой рынок товары из Японии и т.д.), но не в производстве

знаний.

США имеют максимум квалифицированного населения - населения,

способного приспосабливаться к новым технологиям (осуществлять рецепцию,

трансфер технологий) за счет уровня образования[12].

По состоянию на 1995 год в США - 12,5 млн. студентов, а в России - 2,6

млн. студентов.

Ряд стран, имеющих современные информационные технологии, научную

информацию и знания получают, главным образом, из США и других стран, т.е.

они не способны создавать знания, которые должны наполнять национальную

информационную среду. Такие общества информационными не являются.

Информационная культура- это [6]:

- новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в

информационное бытие;

- свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от

глобального до локального, поскольку внутринациональный,

внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и

национальная наука;

- новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека

от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих

его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и

самообучение.

Впервые понятие “информационная грамотность” было введено в 1977 году

в США и использовано в национальной программе реформы высшего образования.

Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала

личность, способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее

эффективно ее использовать[7].

Академик А.П.Ершов понимает под компьютерной грамотностью “владение

навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и

предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики,

представление о роли информационных технологий в жизни общества”[9].

Соотношение понятий компьютерная, информационная грамотность и

информационная культура.

Состав информационной техносферы как основы информационной среды

общества.

- обзор разновидностей портативных ПК [5].

1 группа: программируемые калькуляторы, электронные записные книжки

(органайзеры);

2 группа: карманные компьютеры;

3 группа: компьютеры с перьевым вводом (персональные цифровые

секретари);

4 группа: ПК-блокноты (notebook);

5 группа: ПК-субблокноты

6 группа: переносные ПК;

7 группа: портативные рабочие станции.

Системы видеотекста, при помощи которых можно получить любую

информацию из библиотеки (архива), не выходя из дома в любое время дня и

ночи.

Телекоммуникационные системы - обзор используемых сетей. Интернет как

средство коммуникации. По некоторым оценкам количествор компьютеров,

имеющих доступ к каким-либо сервисам Интернет весной 1995 года приблизилось

к 30 млн.

Интернет можно рассматривать с разных позиций:

- наиболее узкое представление. Интернет - это объединение сетей,

непрерывно связанных между собой так, что любой компьютер в сети “видит”

любой другой, т.е. может передать ему пакет данных и получить ответ за доли

секунды;

- наиболее широкое представление. Интернет - это кибернетическое

пространство, идеалистическая субстанция, рождающая киберкультуру со свои

образом мыслей, своим языком.

7. Информационный образ жизни: общество и личность в условиях

информатизации

В условиях развертывания информатизации каждое из диалектически

взаимосвязанных начал человека: физическое, психическое и социальное

требует специального учета, т.к. только в этом случае новые возможности

информационного общества могут быть в полной мере использованы для

всестороннего развития человека. Неучет специфики этих начал человека,

стихийная информатизация чревата трудно прогнозируемыми в полной мере

отрицательными общественными последствиям информатизации.

7.1. Учет физического начала. Проблемы адаптации людей с ограниченными

физическими возможностями в современной информационной среде

Люди с ограниченными физическими возможностями требуют особого подхода

к разработке прежде всего устройств ввода-вывода информации в ЭВМ.

Например: во многих странах мира для слепых и слабовидящих людей широко

применяются специальные синтезаторы, позволяющие осуществлять голосовой

ввод информации; практически полностью потерявшие подвижность могут

осуществляють работу на компьютере, ввод информации движением глаз при

помощи специальных шлемов.

В России создана специальная программа по компьютерной технике,

адаптированной для лиц, имеющих различные физические отклонения (например,

в Москве разработана и успешно применяется компьютерная методика для

лечения косоглазия у детей , что очень важно, так как в каждой тридцатой

семье ребенок страдает этим заболеванием); существуют специальные

компьютерные залы, а также центры подготовки специалистов из числа людей с

ограниченными возможностями.

Необходима разработка программ занятости с использованием компьютеров

на дому для людей, не имеющих возможности перемещаться на работу.

Реализация таких программ позволит обществу не потерять деятельностный,

образовательный и интеллектуальный потенциал людей, а также снизит

социальную напряженность.

7.2. Определение предельно допустимых нагрузок на психику

Это связано с тем, что у разных людей и различных социальных групп

различна психологическая устойчивость к процессам информатизации.

Особого внимания требуют женщины, принявшие на себя основной “удар” в

области практической компьютерной работы. Далее, например, известно, что

наиболее подвержены “зомбированию”[13] по телевидению молодежь и люди

пожилого возраста. Необходимо правовое ограничение объема и содержания

телевизионного воздействия, разработанное на базе глубоких научных

исследований психологов.

На повестке дня активное развитие научного направления -

информационной (компьютерной) психологии.

Эта наука, видимо, должна исследовать такие проблемы, как:

- страх человека перед стремительно совершенствующейся информационной

техникой, ростом и усложнением информационных потоков (компьютерофобия);

- “информомания” как болезнь человека, отдающего приоритет общению с

ЭВМ, а не с людьми;

- утомляемость людей при работе на компьютере и т.д.

Уже появился термин “киберболезнь”, которой подвержены люди, часто

находящиеся в виртуальной реальности.

Должны создаваться соответствующие рекомендации для разработчиков ЭВМ,

специалистов по эргономике, а также пользователей.

Значительные наработки в этом направлении уже есть. Так, например,

люстра, изобретенная выдающимся русским биофизиком А.Л.Чижевским , насыщая

воздух аэроинами, нейтрализует смог положительных ионов в компьютерных

помещениях, компенсирует потери отрицательных зарядов в организме человека,

снимает усталость и стрессы. Ряд монохромных ноутбуков имеют большой

жидкокристаллический экран , дающий до 64 оттенков серого цвета, что

снижает утомляемость глаз.

В социально-экономическом отношении очень важна практическая

реализация уже имеющегося нормативного положения о доплате лицам, постоянно

использующим в своей работе компьютерную технику.

7.3. Варианты социализации различных социальных групп

В условиях информатизации все современные средства коммуникации и

компьютеры должны делать учет этой специфики более совершенным, а не

нивелировать ее, стандартизуя человека.

Остановимся на основных социальных проблемах и вариантах их решения в

условиях информатизации:

- проблема языковой коммуникации.

Языковая коммуникация составляет ядро информатизации. Значит,

электронные средства информатизации должны органически встраиваться в сеть

естественно сложившейся для каждого человека языковой среды. В условиях

России широкое распространение нерусифицированных программных средств,

формирование общественного мнения о нормальности подобной ситуации -

тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема.

Должны быть разработаны средства информатики и компьютерной

лингвистики массового применения. Имеющиеся средства не соответствуют

социальным потребностям либо по уровню доступности, либо по цене.

- информационная безопасность личности.

Под информационной безопасностью понимается состояние защищенности

информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в

интересах граждан, организаций и государства[1].

Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на

получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком

из разных источников информация не препятствует свободному формированию и

развитию его личности.

В качестве воздействия на личность могут выступать:

- целенаправленное информационное давление с целью изменения

мировоззрения, политических взглядов и морально-психологического состояния

людей;

- распространение недостоверной, искаженной, неполной информации;

- использование неадекватного восприятия людьми достоверной

информации.

Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по

себе, сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими

процессами. Суть влияния информации как раз и заключается в ее способности

контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых на

много порядков выше самой информации[2].

Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в

большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу.

Запрограммировать игровую программу на ту или иную установку не

представляет труда. “Виртуальную” систему можно заразить вирусом, который

будет кодировать на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять

“зомбирование”.

За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.