рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История развития

История развития

«УТВЕРЖДАЮ»

НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ №4

Подполковник В. ГРАБАРЬ

« » __________ 1998 г.

ЛЕКЦИЯ №2.

Тема: История развития философской мысли. Исторические типы философии.

Лекция обсуждена и одобрена

на заседании ПМК «Философия»

Протокол № от « » ______ 1998

Председатель ПМК «Философия»

полковник В. Карпов

План:

Введение.

1.Предпосылки и условия зарождения философии.

2.Философия Древнего Мира и Средневековья.

3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.

Заключение.

Литература:

1. Основы философии. Учебное пособие. Под редакцией Е.В.Попова -

Москва: ВЛАДОС, 1997 г. (Тема 2.).

2. Канке В.А. Философия. - Москва: ЛОГОС, 1996 г. (с. 10 - 100).

3. Введение в философию. В 2-х частях. Часть 1. Москва: ПОЛИТИЗДАТ, 1989

г. (с. 74 - 192).

4. Философия. Курс лекций. Под редакцией Е.Ф.Солопова. Москва: ВЛАДОС, 1997

г. (с. 251 - 285).

5. История философии. Под редакцией В.М.Мапельмана, Е.М.Пенькова. Москва:

ПРИОР, 1997 г. (с. 11 - 255).

Время: 2 часа.

Аудитория: №

ВСТУПЛЕНИЕ.

В предыдущей лекции уже затрагивался ряд вопросов, относящихся к истории

философии.

Задача этой лекции:

- дать представление о ЛОГИКЕ развития мировой философской мысли, о тех

важнейших проблемах, которые ставились перед человеком и по-разному

решались в истории философии на протяжении почти 2,5 тысячелетий.

Актуальность темы определяется самой сущностью истории философии.

- Развитие и совершенствование мировоззрения будущего офицера

возможно лишь на путях всестороннего изучения истории философии, выражающей

всё духовное богатство человеческой мысли.

- Изучение истории философии является необходимым условием овладения

философией, развития способности теоретико-диалектического мышления.

- Изучение истории философии формирует у курсантов интерес к

науке, к актуальным её проблемам, в целом интеллект человека.

- В истории философии, как ни в одной науке, наблюдается

преемственность, критическая переработка, взаимосвязь идей и теорий прошлых

философских систем с настоящим. Эта связь осуществляется через философские

традиции. Одно поколение передаёт другому не только материальную культуру,

но и свои идеи, мысли, теории, а это надо знать.

- В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний

резко и быстро возрастает, невозможно делать главную ставку на усваивание

определённой суммы фактов. Важно развивать умение самостоятельно пополнять

свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и общественно-

политической информации.

Переходим к рассмотрению логики развития мировой философской мысли.

ВОПРОС №1.

Предпосылки и условия зарождения философии.

Реальный процесс возникновения развития и смены философских идей изучает

особая наука - история философии.

История философии - это история самосознания человеческой культуры, т.е.

в конечном счете, сама мировая история, но не в эмпирическом, а в

сущностном, категориальном выражении.

Отражая историю человечества, в истории мировой философии ставились и

решались разные проблемы, которые по-разному и ставились и решались.

Философское наследие актуально и по сей день, имеет непреходящую

ценность.

Каковы исторические типы философии?

Это:

-Философия древнего мира, включающая в себя:

-Индийскую философию

-Китайскую философию

-Античную философию

-Философия средневековья

-Философия эпохи возрождения

-Философия нового времени 17 века

-Философия эпохи просвещения

-Европейская философия 19 века

-Современная философия 20 века.

Каждый из этих этапов философии отличался рядом особенностей:

* Античная философия - развивалась под влиянием,

-С одной стороны - мифологии,

-С другой - формирующейся в Древней Греции науки.

* Средневековая философия - развивалась в тесной взаимосвязи с

религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период.

* Философия эпохи Возрождения (15-16 в.в.) - развивалась под сильным

воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной

литературы; эстетический подход играет большую роль в формировании взглядов

гуманистов.

* Философия Нового времени (17 в.) - для неё характерна ориентация на

науку. Причём под наукой понимали экспериментально-математическое

естествознание, которое существенно отличалось от античной и средневековой

науки, ещё не знавших эксперимента.

* Философия эпохи Просвещения (18 в.) - основывается на критике религии,

теологии, её важной функцией явилась идейная подготовка французской

революции. Большое значение придаётся разуму как двигателю общественного

прогресса.

* Европейская философия 19 века - выступила в качестве «критической

совести культуры», а её ведущие представители не просто сумели проникнуть в

суть коренных интересов современников, но и встала на их защиту, включились

в борьбу за решение серьёзных исторических задач. Этот период

характеризуется тем, что мир начинает принимать форму индустриальной

цивилизации - в странах Европы идёт смена общественно-политического строя

(феодальные основы общества меняются на капиталистические).

* Философия 20 века - характеризуется новым этапом западноевропейской,

русской философии и связями с именами философов экзистенциалистов,

неофрейдистов, с идеями философии жизни, идеологии франкфуртской школы и

т.д. Новая эпоха с её ценностями и представлениями отразилась в философских

учениях.

По Гегелю философия есть «эпоха, отражённая в мышлении». При всём

своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, что позволяет говорить о ЕДИНСТВЕ историко-философского

процесса.

Говоря о генезисе (греч. Genesis - происхождение, возникновение)

следует отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно

- мифологические представления становятся неспособными удовлетворить новые

мировоззренческие запросы.

Менялись социально-экономические условия, рушились старые формы связи

между людьми, они требовали от индивида выработки новой жизненной позиции.

Философия и была одним из ответов на это требование.

Что она предлагала человеку?

* Новый тип самоопределения: не через привычку, а через собственный

разум.

* Философ говорил ученику: не принимай всё на веру, думай сам. На место

обычая пришло образование.

ВЫВОД:

Таким образом:

- Философия отражает трагическое противостояние между традицией, и

новыми отношениями (формированием права и государства).

- Философия - именно такой тип мировоззрения, который во все времена

передавал в теоретической или художественной форме крзисность эпохи и

рождение новой культуры.

ВОПРОС №2.

Философия Древнего Мира и Средневековья.

1. Философия Древнего Мира.

Философию Древнего Мира разделяют на:

философию Древнего Востока

Античную философию.

1. Философия Древнего Востока представлена культурами Древнего Египта,

Вавилона, Индии и Китая.

А. Древний Египет и Вавилон.

Первые философские представления стали складываться в Древнем

Вавилоне и Древнем Египте, где рабовладельческие общества образовались

ещё в 4-3 тыс. до нашей эры и, стало быть, появилась возможность

некоторым людям заниматься умственным трудом.

Зарождение философской мысли протекало неоднородно, под воздействием

двух мощных процессов:

- с одной стороны – космогонической мифологии

- с другой – научных знаний.

Это отразилось на её характере.

Черты:

1. Философская мысль включала в себя представления о материальной

первооснове мира. В качестве таковой выступала вода - источник всех

живых существ.

Часто упоминался в древнеегипетских памятниках воздух, заполняющий

пространство и «пребывающий во всех вещах».

2. «Теогония» и «космогония» Древнего Египта.

Большая роль отводилась светилам, планетам и звёздам. Они играли роль не

только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир

и постоянно действующие на него (мир) силы.

3. Зарождение в философии скептицизма в отношении религиозной

мифологии.

Письменные памятники:

-«Книга мёртвых» - самая древняя книга в мире.

-«Диалог господина и раба о смысле жизни»

-«Песня арфиста»

-«Беседа разочарованного со своим духом».

ВЫВОД:

Философская мысль здесь (Египет, Вавилон) ещё не достигла уровня

характерного для более развитых стран того времени. Тем не менее,

воззрения египтян оказали существенное влияние на последующее развитие

науки и философской мысли.

Б. Древняя Индия:

В Индии философия возникла (как свидетельствуют памятники

индийской философской культуры) во 2 - начале 1 тыс. до нашей эры, когда

вторжение Ариев (скотоводческих племён) с северо-запада, покорение ими

населения страны, разложение первобытнообщинного строя, привели к

появлению в Древней Индии классового общества и государства.

1-й этап - Ведический:

Первым памятником мысли древних индийцев Веды (в переводе с санскрита

означает «знание»), которые сыграли определяющую роль в развитии духовной

культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философии.

Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 г. г. до нашей эры, они

представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений,

наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении

- творении мироздания.

Веды делятся на 4 части:

-самхиты - религиозные гимны, «священное писание»;

-брахманы - сборник ритуальных текстов;

-арамьяки - книги лесных отшельников (с правилами их поведения);

-упанишады (сиденье у ног учителя) - философские комментарии к

Ведам.

2-й этап - Эпический (600 г. до нашей эры - 200 г. до нашей эры):

В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы

«Рамаяна» и «Махабхарата».

* Появляются философские школы, поскольку для древнеиндийской философии

характерно развитие в рамках определённых систем или школ.

Эти школы делятся на две большие группы:

1 группа: Ортодоксальные - признающие авторитет Вед.

1. Санкхья - 6 век до нашей эры

2. Ванжеишка - 6 - 5 века до нашей эры

3. Миманса - 5 век до нашей эры

4. Веданты - 4-2 века до нашей эры

5. Ньяя - 3 век до нашей эры

6. Йога - 2 век до нашей эры

2 группа: Неортодоксальные (не признающие авторитет Вед).

1. Джайнизм - 4 век до нашей эры

2. Буддуизм 7-6 века до нашей эры

3. Чарвака - Локаята.

3-й этап - Написание сутр (3 век нашей эры - 7 век нашей эры):

Происходит систематизация и обобщение накопленного философского

материала.

Общие черты философских школ Древней Индии:

1. Окружающий мир и личность тесно связаны. Вл. Соловьёв (русский

философ): «Всё есть одно - это было первое слово философии, и этим

словом впервые возвещалось человечеству его свобода и братское

единение... Всё есть видоизменение единой сущности».

2. Философия Древней Индии направлена внутрь человека. Высшая цель жизни -

освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления, и

блаженства - Нирваны.

3. Жизненные принципы - аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние.

Т.е. философия выступает не только как теория, а ещё как образ жизни,

руководства жизнью.

4. Философия носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины,

абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами.

5. Учение о перерождении- бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот

жизни и смерти. Закон космического порядка и целесообразности заставляет

неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую - в

сознающую, разумную, а разумную к духовному, нравственному совершенству.

6. Учение о Карме - сумме злых и добрых дел каждого человека. Карма

определяет форму очередного перерождения.

Т.О. Индийская философия явилась огромным прыжком человеческого духа от

полной зависимости от материального мира к его свободе.

В. Древний Китай.

Китай - страна древней истории, культуры, философии. В середине 2-го

тысячелетия до нашей эры в государстве Шань - Инь (18-12 века до нашей эры)

возникает рабовладельческий уклад хозяйства.

В 12 веке до нашей эры в результате войны государство Шань - Инь было

уничтожено племенем Чжоу, которое создало свою династию.

В 221 г. До нашей эры Китай объединился в могучую империю Цинь и начался

новый этап развития государства и философии.

Философия Китая решает ряд общечеловеческих проблем:

3. осознание природы, общества, человека

4. взаимосвязь человека и природы.

Основные философские школы в Древнем Китае:

1. Натурфилософы (сторонники учения об Инь и Янь) развивали учение о

противоположных началах (мужских и женских, тёмное и светлое, восход и

заход). Найти гармонию, согласие между началами - вот одна из задач

тогдашней философии.

2. Конфуцианство (Конфуций 551-479 г.г. до нашей эры - виднейший мыслитель

и политический деятель, основатель школы конфуцианства):

* В основе взглядов Конфуция лежало традиционное религиозное

представление о Небе. Это великое начало, верховное божество, которое

диктует свою волю человеку. Небо - всеобщий прародитель и великий

управитель: рождает на свет человеческий род и даёт ему жизненные

правила.

* Идеализация древности, культ предков, восполнение норм СЯО -

сыновья почтительность и забота о родителях.

* Каждый человек должен соответствовать своему назначению и быть

послушным (в соответствии с субординацией)

3. Даосизм - учение о великом Дао (о пути вещей).

Основатель Лао-Цзы (6 - 5 в.в. до нашей эры).

Главная идея:

* жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по

определённому пути - Дао.

Дао - естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Цы

(воздух, эфир) составляет основу мира.

*В мире всё находится в движении и изменении, всё постоянно меняется, как

бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон.

Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей, т.е. смысл жизни

- в следовании естественности и бездеятельности (недеянии). Окружающее

общество - пагубно для человека. Нужно стремиться от окружающего нас

общества.

Черты Китайской философии.

1. Она тесно связанна с мифологией, но связь с мифологией предстает,

прежде всего, как исторические предания о прошлых династиях, о

«золотом веке».

2. Она связана с острой социально-политической борьбой. Многие философы

занимали важные государственные посты.

3. Она редко прибегала к естественнонаучному материалу (исключение -

школа Моистов)

4. Практицизм теоретических поисков: самоусовершенствование человека,

управление государством. Этические критерии в любом деле у китайцев

были основным материалом.

5. Канонизация конфуцианства приведшее к идеологическому закону между

естествознанием и философией.

6. Отрыв китайской философии от Логики и Естествознания замедлил

формирование панятийного аппарата, поэтому теоретизирование

натурфилософского и мировоззренческого характера были редки. Метод

философского анализа для большинства китайских школ остался фактически

неизвестным.

7. Рассмотрение мира как Единого Организма. Мир един, все элементы его

взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие.

8. Китайская философия древности антропоцентрична, направлена на решение

проблем житейской мудрости, имеет установку на естественный ход вещей,

недеяние.

В целом выводы по философии Древнего Востока.

1. Она имела ряд особенностей, отражающих особенности развития народов,

их социально-хозяйственные и государственные традиции.

2. Многие тезисы этой философии вошли в последующие философские

системы:

-индийское - «то есть ты ( или всё есть одно )», - первое слово

философии о единстве всего существующего нашло своё отражение в

метафизике всеединства Вл. Соловьёва;

-египетское - о материальной первооснове природных явлений нашло

своё отражение в античной философии материалистов.

-китайское - а) философия даосов о естественном пути всех вещей -

Дао - нашло своё отражение в нравственном категорическом императиве

канта, диалектике Гегеля.

б) конфуцианская школа стала первой

догматической школой, обосновывающей авторитетную власть - нашло

своё отражение в советской философии.

3. В изучаемых регионах не были развиты периоды культуры - Возрождение,

Просвещение, Реформация.

Почему?

Рационалистические тенденции не получили должной реализации, а поэтому

по существу остались не затронутыми научно-техническим прогрессом очаги

высочайшей древней цивилизации Индии, Египта, Китая. Это связанно с особой

восточной традицией, традицией духовности, особым менталитетом.

Особенность же в том, что богатство духовной жизни с самого начала была

предпочтительней рационалистической материальной жизни. Именно поэтому

цивилизация в этих странах (особенно в Индии), цивилизация смысле

промышленно-технического развития, не развита именно потому, что развитие

могло состояться только в ущерб развитию духовному. А это было бы

губительно. Губительность для культуры рационализма и технического

прогресса хорошо сознавалась, и сознаётся теперь.

2. Античная философия.

Известно, что наша цивилизация является дочерней по отношению к

античности, поэтому античная философия выступает как предтеча современной

философии.

Античная философия - это философия древних греков и древних римлян.

Она существовала с 6 века до нашей эры до 6 века нашей эры, т.е. около

1200 лет:

1. Начало - Фалес (625 - 547 г.г. до нашей эры) – конец - декрет

императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. нашей

эры).

От формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье (г.

Милет, Эфес, Элея) до расцвета демократических Афин и последующего кризиса

и крушения полиса.

Всплеск философской мысли был обусловлен:

-демократическим устройством общества;

-отсутствием восточной тирании;

-удалённым географическим положением.

В своём развитии античная философия прошла 4 этапа:

1 этап: Досократовский с 7 - 5 века до нашей эры (знаменитые немецкие

филологи-классики 19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранс вводят термин

"Досократики" для совокупного обозначения натурфилософских школ).

Ионийская группа школ:

-Милетская: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (6 век до нашей

эры).

-Элейская школа (5 век до нашей эры): Парменид, Ксенофан.

-Гераклит из Эфеса.

Афинская группа школ:

-Пифагор и пифагорийцы.

-Механицизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп.

-Софизм (2 половина 5 века до нашей эры): Протагор, Горгий,

Продик, Гиппий.

2 этап: Классический (с половины 5 до конца 4 века до нашей эры).

Сократ (469 - 399 г.г. до нашей эры).

Платон (427 - 347 г.г. до нашей эры).

Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры).

Этические школы:

- гедоническая (Аристипп)

- циническая (Антисеен).

3 этап: Эллинистический (конец 4 - 2 века до нашей эры).

Философские школы:

-перипатетика (школа Аристотеля)

-академическая философия (Платоновская академия)

-стоическая школа (Зенон из Китиона)

-эпикурейская (Эпикур)

-скептицизм.

4 этап: Римский (1 век до нашей эры - 5-6 века нашей эры)

-стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий)

-эпикуреизм (Тит Лукреций Кар)

-скептицизм (Секст Эмпирик).

Характеристика этапов.

1-й этап характеризуется как натурфилософия (философия природы).

Почему?

1. Для греков природа выступает главным абсолютом (т.е. это что-то

вечное, бесконечное, безусловное, совершенное, неизменное,

самодостаточное).

2. Она не сотворена богами (боги сами составляют часть природы).

3. Человек изначально связан с природой.

4. Человеческий разум освободился от власти богов, поэтому в своей жизни

люди опираются на доводы разума.

5. Первые греческие философы были и первыми естествоиспытателями.

6. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон

(Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от

варвара.

Отсюда:

1. Идёт поиск первоначала (первокирпичика) из которого создано всё

сущее.

а) из конкретного вещества (625-547 г.г. до нашей эры)

* У Фалеса первоначало - вода (всё происходит из воды и в воздух

обращается).

* У Анаксимена (585-525 г.г. до нашей эры) - воздух (из-за его

бесконечности и подвижности), из него рождаются вещи: «при разряжении

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.