рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История развития

рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля,

камень. А из этого возникает всё прочее.»

* У Гераклита - огонь. «Этого мира никто не сотворил, а он

всегда был, есть и будет вечно живой огонь, создающий сущее из

противоположных стремлений». Душа - огонь.

б) из чего-то неопределённого

* У Анаксимандра (610-545 г.г. до нашей эры) - Апейрон

(беспредельное), «апейрон есть не что иное как материя, в которой как

бы соединены противоположности (горячее - холодное и т.д.), выделение

которых и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение

вещей вечно».

* У Левкиппа (500-440 г.г. до нашей эры) и Демокрита (460-370 г.г.

до нашей эры) - атом. Атомы - это элементы, из которых состоит вся

природа. Атом неделим, вечен, неизменен, непроницаем. Поэтому и

мир вечен, неуничтожим.

Отличаются атомы между собой:

-по форме (треугольник, крючок, и т.д.), душа человека и мысли

состоят из атомов - круглых, гладких, мельчайших и подвижных.

Расположены они в теле.

-по величине (и весу).

-по движению.

в) суть вещей в числах.

* Пифагор (580-конец 5 века до нашей эры) - всё есть число. Число

у Пифагора - не абстрактное количество, а существенное и деятельное

качество верховной Единицы, т.е. бога, источника мировой гармонии.

Числа выражали, по их мнению, определённый порядок, гармонию

окружающего мира и многообразие вещей и явлений. «Где нет числа и

меры, там хаос и химеры».

г) сущность вещей в их бытии

* У Парменида - субстанция - бытие как таковое. «Бытие есть, небытие

нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни

высказать. Бытие вечно, едино, неподвижно, неуничтожимо,

тождественно и всегда равно самому себе. Оно однородно и

непрерывно, шарообразно. Пустого в пространстве нет - всё наполнено

бытием.

2. Обосновываются космогонические теории строения мира.

Исходя из понимания субстанции мира (или первокирпичика), философы

Древне Греции создают свои космогонические теории строения мира

(вселенной).

* Фалес - Земля - плоский диск, плавающий по поверхности воды, -

она - центр Вселенной. Звёзды, Солнце, Луна состоят из Земли и питаются

испарениями воды, затем во время дождя вода возвращается и переходит в

Землю.

* Гераклит (первый диалектик) - его космология строится на основе

стихийной диалектики.

Мир - упорядоченный космос. Образование этого космоса происходит на

основе общей изменчивости, текучести вещей. «Всё течёт, всё изменяется,

нет ничего неподвижного.»

Вся природа, не останавливаясь изменяет своё состояние. «В одну и туже

реку нельзя войти дважды.»

Мир рождается и умирает.

В основе всего движения лежит Борьба противоположностей - она

абсолютна.

Демокрит: атомы движутся хаотично, сталкиваясь, они образуют вихри, из

них - земля и светила, и в дальнейшем целые миры. Идея - о бесконечном

множестве миров во Вселенной.

2-ой этап (Классический) характеризуется как антропологический, т.е.

центральной проблемой становится проблема человека.

Почему?

1. К концу 5 - началу 4 века до нашей эры в силу ряда причин

(бесконечные войны, разрушение государств, переход от тирании к

рабовладельческой демократии и наоборот) наступает кризис афинской

демократии, что вызвало к жизни идеологию рабовладельческой

аристократии.

2. Изменения в общественной жизни, новые общественные потребности,

изменили условия формирования человеческой личности.

3. В самой философии накоплен достаточный объём знаний, разработан

инструментарий мышления, для перехода от философии как любви к

мудрости, к философии как «первонауке».

Отсюда:

1. Происходит переход от преимущественного изучения природы к

рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях,

возникает субъективистко - антропологическая тенденция в философии.

2. Решаются проблемы:

А) Проблема человека, его познания его отношения с другими

людьми.

Сократ впервые в центре философии видит проблему человека как

морального существа:

-раскрывает природу нравственности человека;

-определяет, что есть Добро, Зло, Справедливость, Любовь,

т.е. то, что составляет суть души человека;

-показывает, что необходимо стремиться к познанию себя именно

как человека вообще, т.е. моральной, общественно-значимой

личности.

Познание - главная цель и способность человека, т.к. в конце

процесса познания мы приходим к объективным общезначимым

истинам, к познанию добра, красоты, блага и человеческого

счастья. В лице Сократа человеческий разум впервые стал

мыслить логически.

Б) Проблема политики и государства и их отношение к человеку.

* Сократ - государство сильно тем, как граждане исполняют

законы - для каждого Отечество и Законы должны быть выше и

дороже отца и матери.

* Платон - создал теорию «Идеального государства», разделив

общество на три сословия:

1-ое - управленцы - философы

2-ое - стражи (воины)

3-е - низшие (крестьяне, ремесленники,

торговцы).

-государство есть воплощение идей, а люди

выступают в виде игрушек, придуманных и

управляемых Богом.

* Аристотель - человек есть политическое животное,

проявление заботы о другом есть проявление заботы

об обществе.

В) Проблемы синтеза философского знания, построения метафизических

систем, признававших два мира - мир идей и текучий, подвижный мир вещей,

поиска рационального метода познания этих миров.

* Платон - основоположник идеалистической европейской философии.

1. Впервые разделил философию на два течения в зависимости от решения

ими вопроса о природе истинного бытия (на материалистов и

идеалистов).

2. Платон открыл сферу сверхчувственного бытия - «мир идей».

Первооснова - это мир идей. Идеи нельзя пощупать, их нельзя

увидеть, осязать. Идеи можно «созерцать» только умом, через

понятия. Вещный мир тоже необходим, но он является лишь тенью мира

идей. Истинное бытие - это мир идей. Платон объявил мир идей

божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его

бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю и временно

находясь в человеческом теле, вспоминает о мире идей.

Таким образом, познание - это воспоминание душой своего до земного

существования.

* Аристотель - ученик Платона, его труды считаются вершиной

философской мысли Древней Греции.

Основные положения его учения:

1. подверг критике платоновскую теорию Идей («Платон мне друг, но

истина дороже»);

2. создал учение о категориях (сущность и качество);

3. учение о материи и форме: первым ввёл понятие Материя, признавая её

вечной, несотворимой, неуничтожимой;

4. произвёл разграничение наук на теоретические, практические и

творческие:

Теоретические:

-метафизика (или собственно философия) - изучает

первопричины всех вещей, первоначало всего сущего;

-физика - изучает состояние тел и определённые

«материи»;

- математика - абстрактные свойства реальных вещей.

Практические:

-этика - наука о норме поведения

-экономика, политика

Творческие:

-поэтика

-риторика.

5. развил науку логики, назвав её «органической» наукой для изучения

бытия, выделил в ней метод познания - индукции;

6. учение о душе, на котором основана аристотелевская этика.

3-й этап: эллинистический.

Связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества,

распадом Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими

полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной

державы, созданной Александром македонским.

Распад державы после смерти завоевателя, усилил развитие кризиса,

который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества.

Общая характеристика философии этого этапа:

-переход от комментаторства учений Платона и Аристотеля к проблемам

этики, проповедям скептицизма и стоицизма:

Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность

познания объективной действительности.

Стоицизм - учение, провозглашающее жизненный идеал - невозмутимость и

спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние

раздражители.

Главные проблемы:

-мораль и свобода человека, достижение счастья;

-проблемы возможности познания мира;

-структуры космоса, судьбы космоса и человека;

-отношение Бога и Человека.

4-й этап: Римский

В этот период решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние

которого попадает Греция. Римская философия формируется под влиянием

греческой, особенно эллинистического периода. Т.е. в ней развиваются

стоицизм и эпикуреизм, которые приобретают свои особенности.

В период упадка Римской империи, усилился кризис общества, обусловивший

катастрофу личного существования.

Усилилась тяга к религии и мистицизму.

Отвечая на вопросы времени, сама философия становилась религией, мостом к

христианству.

ВЫВОДЫ:

1. Античная философия основана на принципе объективизма. Это означает, что

субъект пока не становится выше объекта (как это случилось в

новоевропейской философии).

2. Античная философия исходит из чувственного космоса, а не из абсолютной

личности (что характерно для Средневековья).

3. Космос - это абсолютное божество, а это означает, что античная философия

пантеистична, т.е. отождествляет Бога и природу. Греческие боги природны

и похожи на людей. Космос одушевлён.

4. Космос обуславливает необходимость. Необходимость применительно к

человеку есть судьба. Но поскольку она ему доподлинно неизвестна, он

может делать выбор.

5. Античная философия достигла высокого уровня в разработке понятий

(категорий), но она почти не знает законов.

6. В античной философии ещё нет чёткого противопоставления материализма и

идеализма, и то и другое направление носят стихийный характер.

2. Философия Средневековья.

Средневековая европейская философия - это чрезвычайно важный

содержательный и продолжительный этап в истории философии.

Хронологически этот период охватывает 5 - 15 века.

Характеристика этого периода:

1. Становление и расцвет эпохи феодализма.

2. Господство религии и церкви в общественном сознании. Христианство

становится государственной религией. Ф. Энгельс: «догматы церкви стали

одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили

во всяком суде силу закона».

3. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного

знания.

Большинство учёных было представителями духовенства, а

монастыри являлись очагами культуры и науки.

Это определило характер философии Средневековья:

-движение философской мысли было пронизано проблемами религии;

-церковная догма являлась исходным пунктом и основой

философского мышления;

-философия довольно часто пользовалась религиозным понятийным

аппаратом;

-любая философская концепция, как правило, приводилась в

соответствие с учением церкви;

-философия сознательно ставит себя на службу религии «Философия

- служанка богословия».

Две тенденции в Средневековой философии:

1-я - сакрализация - сближение с религиозным учением;

2-я - морализация - сближение с этикой, т.е. практическая

направленность философии на обоснование правил поведения христианина

в мире.

Черты Средневековой философии.

1.Теоцентричность - т.е. высшей реальностью признаётся не природа, а Бог.

Главные принципы миропонимания:

а) креационизм - (или творение) - т.е. принцип сотворения мира Богом из

ничего.

5. Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, он источник всего

сущего и недоступен для познания. Бог - это высшее благо.

6. Мир изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку,

поскольку сотворён Богом.

б) принцип Откровения - будучи в принципе недоступным для познания

смертным людям, христианский Бог Сам открывал себя через откровение,

которое зафиксировано в священных Книгах - Библии. Основным

инструментом познания выступала вера как особая способность души

человека.

Задача теолога-философа раскрыть тайны и загадки библейских текстов и тем

самым приблизиться к познанию высшей реальности.

2.Ретроспективность - средневековая философия обращена в прошлое, ибо

максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем

подлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия).

3.Традиционализм - для средневекового философа любая форма новаторства

считалась признаком гордыни, он должен был постоянно придерживаться

установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением

других было показателем истинности его взглядов.

4.Дидактизм (учительство, назидательство) - установка на ценность обучения

и воспитания с точки зрения к спасению, к Богу. Форма философских

трактатов - диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего

ученика.

Качества учителя:

-виртуозное знание Священного Писания

-знание правил формальной логики Аристотеля.

Этапы Средневековой философии.

1-й этап - Патристика (от слова «патер» - отец, имеется в виду «отец

церкви») в истории философии определяется с 1-6 века.

Вершина патристики - Августин Блаженный (354 - 430 г.г.), идеи которого

определили развитие европейской философии.

Характеристика этапа:

-интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и

философии;

-философские элементы платонизма играют определяющую роль.

Главные проблемы патристики:

1. Проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема).

2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников

(греков и римлян).

3. Понимание истории как движение к определённой конечной цели и

определение этой цели - «Град божий».

4. Отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его

души.

5. Проблема происхождения в мире зла, и почему его терпит Бог.

2-й этап - Схоластика (9-15 века, от греч. схолашкола) - форма философии,

широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах Западной Европы (с

12 века).

Фома Аквинский (1223-1274) - пик средневековой схоластики, один из самых

крупных философов всей послеантичной философии.

Характеристика этапа:

1. Систематизация христианской философии (в 1323 Фома Аквинский

провозглашён Папским престолом святым, а его система становится

официальной философской доктриной римско-католической церкви).

2. Философское учение Аристотеля играет определяющую роль в систематизации

христианской философии.

Главные проблемы схоластики:

1. Соотношение религии, философии, науки. Усиливается внимание к

философии как науке, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о

спасении человеческой души. Античная философия уже не является

враждебным конкурентом религии.

Отсюда:

-больше внимания к ней, к переосмыслению её

положений;

-а главное - восприятие развитого категориального

аппарата с точки зрения религиозных

проблем.

2. Соотношение разума и веры.

Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности

христианского учения не только верою, но и на рациональной основе,

ещё и наукой - философией. Разум и вера не исключают, а помогают друг

другу в стремлении души человека к познанию истины. А истина одна -

это Христос и его учение.

К такой истине можно идти двумя путями:

-путём веры, откровения - короткий, непосредственный путь;

-путём разума, науки - это длинный путь со многими

доказательствами.

3. Проблемы соотношения общего и единого.

Эта проблема связана с догмой о «Троице» и решалась с позиций

«номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально

существуют единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует

реально в виде некой сущности).

Фома Аквинский по своему решил этот спор:

-общее существует вполне реально, но не в уме и не в виде идей

Платона;

-общее в Боге. Бог есть общая полнота бытия, общее в чистом виде;

-моменты общего могут быть найдены в любой вещи, т.к. вещи причастны

к бытию;

-то, что единичные вещи есть, т.е. существуют, связывает их в общее

целое;

-другого общего, кроме Бога и связи единичных вещей через бытие

(т.е. опять же через Бога) нет.

Выводы:

1. Средневековая философия теоцентрична:

-её мировоззрение основано на религиозной вере;

-в центре философии - Бог;

2. Но она не является бесплодным периодом в области философского мышления.

Её идеи послужили базой для развития философских систем эпохи

Возрождения, Нового времени, современной религиозной философии:

а) спор номиналистов и реалистов сформировал новое представление о

познании, выделив тем самым гносеологию в самостоятельную область

исследования;

б) интерес номиналистов ко всем деталям эмпирического мира и

ориентация их на опыт и эксперимент были продолжены впоследствии

материалистами эпохи Возрождения (Н.Коперник, Дж.Бруно) и английскими

философами эмпирического направления (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж.Локк).

3. Представители реализма заложили основы субъективного толкования

человеческого разума (17-18 века субъективные идеалисты Дж.Беркли, Д.Юм).

3. Средневековая философия «открыла» самосознание как особую субъективную

реальность, причём более достоверную и доступную человеку, чем внешняя

действительность. Оформилось философское понятие «Я» (оно стало отправным

пунктом в философии рационализма Нового времени - Р.Декарт).

4. Средневековая этика стремилась к воспитанию плоти с целью подчинения её

высшему духовному началу (это направление продолжил гуманизм эпохи

Возрождения - Ф. Петрарка, Э. Роттердамский).

5. Эсхатологическая (учение о конце света) установка приковывала внимание к

постижению смысла истории. Возникла герменевтика как специальный метод

интерпретации исторических текстов (в эпоху Возрождения оформляется

политическая философия гуманизма).

ВОПРОС № 3.

Философия эпохи Возрождения и Нового Времени.

1. Философия эпохи Возрождения.

Возрождение (ренессанс) - период перехода от средневековья к новому времени

(с 14 до 17).

Характеристика эпохи:

1. Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных

производств.

2. Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной

Европы.

3. Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации

революции в Нидерландах, Англии).

4. Эпоха Великих географических открытий (1492 г. - Колумб -

Америка; 1498 г. - Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским

путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое кругосветное

путешествие).

5. Культура и наука все больше приобретают светский характер, т.е.

освобождаются от безраздельного влияния религии (Леонардо да

Винчи).

1. Философия Возрождения прошла три периода:

I. Период - гуманистический (14 - сер. 15 в.). (Данте Алигьери,

Франческо Петрарка).

II. Период - неоплатонический (сер. 15 - 16 в.). (Николай

Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс).

III. Период - натурфилософский (16 -нач.17 в.). (Николай

Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей).

Характеристика философии эпохи Возрождения.

1. Антисхоластический характер (хотя для государства схоластика

оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в

большинстве университетов). Вырабатывается новый стиль мышления,

который главную роль отводит не форме выражения идеи (схоластике), а

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.