![]() |
|
|
История развитияИстория развитиясмотреть на рефераты похожие на "История развития" НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ №4 ЛЕКЦИЯ №2.
Лекция обсуждена и одобрена
на заседании ПМК «Философия» План: Введение. Литература: 1. Основы философии. Учебное пособие. Под редакцией Е.В.Попова - Москва: ВЛАДОС, 1997 г. (Тема 2.).
Аудитория: № ВСТУПЛЕНИЕ. В предыдущей лекции уже затрагивался ряд вопросов, относящихся к истории философии. Задача этой лекции: - дать представление о ЛОГИКЕ развития мировой философской мысли, о тех важнейших проблемах, которые ставились перед человеком и по-разному решались в истории философии на протяжении почти 2,5 тысячелетий. Актуальность темы определяется самой сущностью истории философии. - Развитие и совершенствование мировоззрения будущего офицера возможно лишь на путях всестороннего изучения истории философии, выражающей всё духовное богатство человеческой мысли. - Изучение истории философии является необходимым условием овладения философией, развития способности теоретико-диалектического мышления. - Изучение истории философии формирует у курсантов интерес к науке, к актуальным её проблемам, в целом интеллект человека. - В истории философии, как ни в одной науке, наблюдается преемственность, критическая переработка, взаимосвязь идей и теорий прошлых философских систем с настоящим. Эта связь осуществляется через философские традиции. Одно поколение передаёт другому не только материальную культуру, но и свои идеи, мысли, теории, а это надо знать. - В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, невозможно делать главную ставку на усваивание определённой суммы фактов. Важно развивать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и общественно- политической информации. Переходим к рассмотрению логики развития мировой философской мысли. ВОПРОС №1. Предпосылки и условия зарождения философии. Реальный процесс возникновения развития и смены философских идей изучает
особая наука - история философии. Каковы исторические типы философии? -Философия древнего мира, включающая в себя: -Индийскую философию -Китайскую философию -Античную философию -Философия средневековья -Философия эпохи возрождения -Философия нового времени 17 века -Философия эпохи просвещения -Европейская философия 19 века -Современная философия 20 века. Каждый из этих этапов философии отличался рядом особенностей: * Античная философия - развивалась под влиянием, -С одной стороны - мифологии, -С другой - формирующейся в Древней Греции науки. По Гегелю философия есть «эпоха, отражённая в мышлении». При всём
своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась Говоря о генезисе (греч. Genesis - происхождение, возникновение)
следует отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно Менялись социально-экономические условия, рушились старые формы связи
между людьми, они требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Что она предлагала человеку? * Новый тип самоопределения: не через привычку, а через собственный разум. ВЫВОД: Таким образом: - Философия отражает трагическое противостояние между традицией, и новыми отношениями (формированием права и государства). - Философия - именно такой тип мировоззрения, который во все времена передавал в теоретической или художественной форме крзисность эпохи и рождение новой культуры. ВОПРОС №2. Философия Древнего Мира и Средневековья. 1. Философия Древнего Мира. Философию Древнего Мира разделяют на:
философию Древнего Востока Вавилона, Индии и Китая. А. Древний Египет и Вавилон. Первые философские представления стали складываться в Древнем Вавилоне и Древнем Египте, где рабовладельческие общества образовались ещё в 4-3 тыс. до нашей эры и, стало быть, появилась возможность некоторым людям заниматься умственным трудом. Зарождение философской мысли протекало неоднородно, под воздействием двух мощных процессов: - с одной стороны – космогонической мифологии - с другой – научных знаний. Это отразилось на её характере. Черты: 1. Философская мысль включала в себя представления о материальной первооснове мира. В качестве таковой выступала вода - источник всех живых существ. Часто упоминался в древнеегипетских памятниках воздух, заполняющий пространство и «пребывающий во всех вещах». 2. «Теогония» и «космогония» Древнего Египта. Большая роль отводилась светилам, планетам и звёздам. Они играли роль не только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир и постоянно действующие на него (мир) силы. 3. Зарождение в философии скептицизма в отношении религиозной мифологии. Письменные памятники: -«Книга мёртвых» - самая древняя книга в мире. -«Диалог господина и раба о смысле жизни» -«Песня арфиста» -«Беседа разочарованного со своим духом». ВЫВОД: Философская мысль здесь (Египет, Вавилон) ещё не достигла уровня характерного для более развитых стран того времени. Тем не менее, воззрения египтян оказали существенное влияние на последующее развитие науки и философской мысли. Б. Древняя Индия: В Индии философия возникла (как свидетельствуют памятники индийской философской культуры) во 2 - начале 1 тыс. до нашей эры, когда вторжение Ариев (скотоводческих племён) с северо-запада, покорение ими населения страны, разложение первобытнообщинного строя, привели к появлению в Древней Индии классового общества и государства. 1-й этап - Ведический: Первым памятником мысли древних индийцев Веды (в переводе с санскрита означает «знание»), которые сыграли определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философии. Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 г. г. до нашей эры, они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении Веды делятся на 4 части: -самхиты - религиозные гимны, «священное писание»; -брахманы - сборник ритуальных текстов; -арамьяки - книги лесных отшельников (с правилами их поведения); -упанишады (сиденье у ног учителя) - философские комментарии к 2-й этап - Эпический (600 г. до нашей эры - 200 г. до нашей эры): В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы * Появляются философские школы, поскольку для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определённых систем или школ. Эти школы делятся на две большие группы: 1 группа: Ортодоксальные - признающие авторитет Вед. 3-й этап - Написание сутр (3 век нашей эры - 7 век нашей эры): Происходит систематизация и обобщение накопленного философского материала. Общие черты философских школ Древней Индии: Т.е. философия выступает не только как теория, а ещё как образ жизни, руководства жизнью. Т.О. Индийская философия явилась огромным прыжком человеческого духа от полной зависимости от материального мира к его свободе. В. Древний Китай. Китай - страна древней истории, культуры, философии. В середине 2-го тысячелетия до нашей эры в государстве Шань - Инь (18-12 века до нашей эры) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. В 12 веке до нашей эры в результате войны государство Шань - Инь было уничтожено племенем Чжоу, которое создало свою династию. В 221 г. До нашей эры Китай объединился в могучую империю Цинь и начался новый этап развития государства и философии. Философия Китая решает ряд общечеловеческих проблем: 3. осознание природы, общества, человека 4. взаимосвязь человека и природы. Основные философские школы в Древнем Китае: 1. Натурфилософы (сторонники учения об Инь и Янь) развивали учение о противоположных началах (мужских и женских, тёмное и светлое, восход и заход). Найти гармонию, согласие между началами - вот одна из задач тогдашней философии. * В основе взглядов Конфуция лежало традиционное религиозное представление о Небе. Это великое начало, верховное божество, которое диктует свою волю человеку. Небо - всеобщий прародитель и великий управитель: рождает на свет человеческий род и даёт ему жизненные правила. * Идеализация древности, культ предков, восполнение норм СЯО - сыновья почтительность и забота о родителях. * Каждый человек должен соответствовать своему назначению и быть послушным (в соответствии с субординацией) Основатель Лао-Цзы (6 - 5 в.в. до нашей эры). * жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определённому пути - Дао. Дао - естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Цы (воздух, эфир) составляет основу мира. *В мире всё находится в движении и изменении, всё постоянно меняется, как бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей, т.е. смысл жизни - в следовании естественности и бездеятельности (недеянии). Окружающее общество - пагубно для человека. Нужно стремиться от окружающего нас общества. Черты Китайской философии. 1. Она тесно связанна с мифологией, но связь с мифологией предстает, прежде всего, как исторические предания о прошлых династиях, о «золотом веке». В целом выводы по философии Древнего Востока. 1. Она имела ряд особенностей, отражающих особенности развития народов, их социально-хозяйственные и государственные традиции. 2. Многие тезисы этой философии вошли в последующие философские системы: -индийское - «то есть ты ( или всё есть одно )», - первое слово философии о единстве всего существующего нашло своё отражение в метафизике всеединства Вл. Соловьёва; -египетское - о материальной первооснове природных явлений нашло своё отражение в античной философии материалистов. -китайское - а) философия даосов о естественном пути всех вещей - Дао - нашло своё отражение в нравственном категорическом императиве канта, диалектике Гегеля. б) конфуцианская школа стала первой догматической школой, обосновывающей авторитетную власть - нашло своё отражение в советской философии. Просвещение, Реформация. Почему? Рационалистические тенденции не получили должной реализации, а поэтому
по существу остались не затронутыми научно-техническим прогрессом очаги
высочайшей древней цивилизации Индии, Египта, Китая. Это связанно с особой
восточной традицией, традицией духовности, особым менталитетом. 2. Античная философия. Известно, что наша цивилизация является дочерней по отношению к
античности, поэтому античная философия выступает как предтеча современной
философии. Всплеск философской мысли был обусловлен: -демократическим устройством общества; -отсутствием восточной тирании; -удалённым географическим положением. В своём развитии античная философия прошла 4 этапа: 1 этап: Досократовский с 7 - 5 века до нашей эры (знаменитые немецкие
филологи-классики 19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранс вводят термин Ионийская группа школ: -Милетская: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (6 век до нашей эры). -Элейская школа (5 век до нашей эры): Парменид, Ксенофан. -Гераклит из Эфеса. Афинская группа школ: -Пифагор и пифагорийцы. -Механицизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп. -Софизм (2 половина 5 века до нашей эры): Протагор, Горгий, Продик, Гиппий. 2 этап: Классический (с половины 5 до конца 4 века до нашей эры). Сократ (469 - 399 г.г. до нашей эры). Платон (427 - 347 г.г. до нашей эры). Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры). Этические школы: - гедоническая (Аристипп) - циническая (Антисеен). 3 этап: Эллинистический (конец 4 - 2 века до нашей эры). Философские школы: -перипатетика (школа Аристотеля) -академическая философия (Платоновская академия) -стоическая школа (Зенон из Китиона) -эпикурейская (Эпикур) -скептицизм. 4 этап: Римский (1 век до нашей эры - 5-6 века нашей эры) -стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) -эпикуреизм (Тит Лукреций Кар) -скептицизм (Секст Эмпирик). Характеристика этапов. 1-й этап характеризуется как натурфилософия (философия природы). Почему? 1. Для греков природа выступает главным абсолютом (т.е. это что-то вечное, бесконечное, безусловное, совершенное, неизменное, самодостаточное). 2. Она не сотворена богами (боги сами составляют часть природы). 3. Человек изначально связан с природой. 4. Человеческий разум освободился от власти богов, поэтому в своей жизни люди опираются на доводы разума. 5. Первые греческие философы были и первыми естествоиспытателями. 6. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон (Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от варвара. Отсюда: 1. Идёт поиск первоначала (первокирпичика) из которого создано всё сущее. а) из конкретного вещества (625-547 г.г. до нашей эры) * У Фалеса первоначало - вода (всё происходит из воды и в воздух обращается). * У Анаксимена (585-525 г.г. до нашей эры) - воздух (из-за его бесконечности и подвижности), из него рождаются вещи: «при разряжении рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает всё прочее.» * У Гераклита - огонь. «Этого мира никто не сотворил, а он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, создающий сущее из противоположных стремлений». Душа - огонь. б) из чего-то неопределённого * У Анаксимандра (610-545 г.г. до нашей эры) - Апейрон (беспредельное), «апейрон есть не что иное как материя, в которой как бы соединены противоположности (горячее - холодное и т.д.), выделение которых и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение вещей вечно». * У Левкиппа (500-440 г.г. до нашей эры) и Демокрита (460-370 г.г. до нашей эры) - атом. Атомы - это элементы, из которых состоит вся природа. Атом неделим, вечен, неизменен, непроницаем. Поэтому и мир вечен, неуничтожим. Отличаются атомы между собой: -по форме (треугольник, крючок, и т.д.), душа человека и мысли состоят из атомов - круглых, гладких, мельчайших и подвижных. Расположены они в теле. -по величине (и весу). -по движению. в) суть вещей в числах. * Пифагор (580-конец 5 века до нашей эры) - всё есть число. Число у Пифагора - не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т.е. бога, источника мировой гармонии. Числа выражали, по их мнению, определённый порядок, гармонию окружающего мира и многообразие вещей и явлений. «Где нет числа и меры, там хаос и химеры». г) сущность вещей в их бытии * У Парменида - субстанция - бытие как таковое. «Бытие есть, небытие нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни высказать. Бытие вечно, едино, неподвижно, неуничтожимо, тождественно и всегда равно самому себе. Оно однородно и непрерывно, шарообразно. Пустого в пространстве нет - всё наполнено бытием. 2. Обосновываются космогонические теории строения мира. Исходя из понимания субстанции мира (или первокирпичика), философы Древне Греции создают свои космогонические теории строения мира (вселенной). * Фалес - Земля - плоский диск, плавающий по поверхности воды, - она - центр Вселенной. Звёзды, Солнце, Луна состоят из Земли и питаются испарениями воды, затем во время дождя вода возвращается и переходит в Землю. * Гераклит (первый диалектик) - его космология строится на основе стихийной диалектики. Мир - упорядоченный космос. Образование этого космоса происходит на основе общей изменчивости, текучести вещей. «Всё течёт, всё изменяется, нет ничего неподвижного.» Вся природа, не останавливаясь изменяет своё состояние. «В одну и туже реку нельзя войти дважды.» Мир рождается и умирает. В основе всего движения лежит Борьба противоположностей - она абсолютна. Демокрит: атомы движутся хаотично, сталкиваясь, они образуют вихри, из них - земля и светила, и в дальнейшем целые миры. Идея - о бесконечном множестве миров во Вселенной. 2-ой этап (Классический) характеризуется как антропологический, т.е. центральной проблемой становится проблема человека. Почему? 1. К концу 5 - началу 4 века до нашей эры в силу ряда причин (бесконечные войны, разрушение государств, переход от тирании к рабовладельческой демократии и наоборот) наступает кризис афинской демократии, что вызвало к жизни идеологию рабовладельческой аристократии. 2. Изменения в общественной жизни, новые общественные потребности, изменили условия формирования человеческой личности. 3. В самой философии накоплен достаточный объём знаний, разработан инструментарий мышления, для перехода от философии как любви к мудрости, к философии как «первонауке». Отсюда: 1. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистко - антропологическая тенденция в философии. 2. Решаются проблемы: А) Проблема человека, его познания его отношения с другими людьми. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |