![]() |
|
|
История развитияp> Сократ впервые в центре философии видит проблему человека как морального существа:-раскрывает природу нравственности человека; -определяет, что есть Добро, Зло, Справедливость, Любовь, т.е. то, что составляет суть души человека; -показывает, что необходимо стремиться к познанию себя именно как человека вообще, т.е. моральной, общественно-значимой личности. Познание - главная цель и способность человека, т.к. в конце процесса познания мы приходим к объективным общезначимым истинам, к познанию добра, красоты, блага и человеческого счастья. В лице Сократа человеческий разум впервые стал мыслить логически. Б) Проблема политики и государства и их отношение к человеку. * Сократ - государство сильно тем, как граждане исполняют законы - для каждого Отечество и Законы должны быть выше и дороже отца и матери. * Платон - создал теорию «Идеального государства», разделив общество на три сословия: 1-ое - управленцы - философы 2-ое - стражи (воины) 3-е - низшие (крестьяне, ремесленники, торговцы). -государство есть воплощение идей, а люди выступают в виде игрушек, придуманных и управляемых Богом. * Аристотель - человек есть политическое животное, проявление заботы о другом есть проявление заботы об обществе. В) Проблемы синтеза философского знания, построения метафизических систем, признававших два мира - мир идей и текучий, подвижный мир вещей, поиска рационального метода познания этих миров. * Платон - основоположник идеалистической европейской философии. 1. Впервые разделил философию на два течения в зависимости от решения ими вопроса о природе истинного бытия (на материалистов и идеалистов). 2. Платон открыл сферу сверхчувственного бытия - «мир идей». Первооснова - это мир идей. Идеи нельзя пощупать, их нельзя увидеть, осязать. Идеи можно «созерцать» только умом, через понятия. Вещный мир тоже необходим, но он является лишь тенью мира идей. Истинное бытие - это мир идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю и временно находясь в человеческом теле, вспоминает о мире идей. Таким образом, познание - это воспоминание душой своего до земного существования. Основные положения его учения: 1. подверг критике платоновскую теорию Идей («Платон мне друг, но истина дороже»); 2. создал учение о категориях (сущность и качество); 3. учение о материи и форме: первым ввёл понятие Материя, признавая её вечной, несотворимой, неуничтожимой; 4. произвёл разграничение наук на теоретические, практические и творческие: Теоретические: -метафизика (или собственно философия) - изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего; -физика - изучает состояние тел и определённые «материи»; - математика - абстрактные свойства реальных вещей. Практические: -этика - наука о норме поведения -экономика, политика Творческие: -поэтика -риторика. 5. развил науку логики, назвав её «органической» наукой для изучения бытия, выделил в ней метод познания - индукции; 6. учение о душе, на котором основана аристотелевская этика. 3-й этап: эллинистический. Связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества, распадом Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной державы, созданной Александром македонским. Распад державы после смерти завоевателя, усилил развитие кризиса, который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества. Общая характеристика философии этого этапа: -переход от комментаторства учений Платона и Аристотеля к проблемам этики, проповедям скептицизма и стоицизма: Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Стоицизм - учение, провозглашающее жизненный идеал - невозмутимость и
спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние
раздражители. -мораль и свобода человека, достижение счастья; -проблемы возможности познания мира; -структуры космоса, судьбы космоса и человека; -отношение Бога и Человека. 4-й этап: Римский В этот период решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние
которого попадает Греция. Римская философия формируется под влиянием
греческой, особенно эллинистического периода. Т.е. в ней развиваются
стоицизм и эпикуреизм, которые приобретают свои особенности. ВЫВОДЫ: 1. Античная философия основана на принципе объективизма. Это означает, что субъект пока не становится выше объекта (как это случилось в новоевропейской философии). 2. Философия Средневековья. Средневековая европейская философия - это чрезвычайно важный
содержательный и продолжительный этап в истории философии. Характеристика этого периода: Большинство учёных было представителями духовенства, а монастыри являлись очагами культуры и науки. Это определило характер философии Средневековья: -движение философской мысли было пронизано проблемами религии; -церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления; -философия довольно часто пользовалась религиозным понятийным аппаратом; -любая философская концепция, как правило, приводилась в соответствие с учением церкви; -философия сознательно ставит себя на службу религии «Философия - служанка богословия». Две тенденции в Средневековой философии: 1-я - сакрализация - сближение с религиозным учением; 2-я - морализация - сближение с этикой, т.е. практическая направленность философии на обоснование правил поведения христианина в мире. Черты Средневековой философии. Главные принципы миропонимания: а) креационизм - (или творение) - т.е. принцип сотворения мира Богом из ничего. 5. Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, он источник всего сущего и недоступен для познания. Бог - это высшее благо. 6. Мир изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку, поскольку сотворён Богом. б) принцип Откровения - будучи в принципе недоступным для познания смертным людям, христианский Бог Сам открывал себя через откровение, которое зафиксировано в священных Книгах - Библии. Основным инструментом познания выступала вера как особая способность души человека. 2.Ретроспективность - средневековая философия обращена в прошлое, ибо максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия). 3.Традиционализм - для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, он должен был постоянно придерживаться установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других было показателем истинности его взглядов. 4.Дидактизм (учительство, назидательство) - установка на ценность обучения и воспитания с точки зрения к спасению, к Богу. Форма философских трактатов - диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего ученика. Качества учителя: -виртуозное знание Священного Писания -знание правил формальной логики Аристотеля. Этапы Средневековой философии. 1-й этап - Патристика (от слова «патер» - отец, имеется в виду «отец
церкви») в истории философии определяется с 1-6 века. Характеристика этапа: -интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии; -философские элементы платонизма играют определяющую роль. Главные проблемы патристики: 2-й этап - Схоластика (9-15 века, от греч. схолашкола) - форма философии,
широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах Западной Европы (с Характеристика этапа: Главные проблемы схоластики: 1. Соотношение религии, философии, науки. Усиливается внимание к философии как науке, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о спасении человеческой души. Античная философия уже не является враждебным конкурентом религии. Отсюда: -больше внимания к ней, к переосмыслению её положений; -а главное - восприятие развитого категориального аппарата с точки зрения религиозных проблем. 2. Соотношение разума и веры. Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе, ещё и наукой - философией. Разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души человека к познанию истины. А истина одна - это Христос и его учение. К такой истине можно идти двумя путями: -путём веры, откровения - короткий, непосредственный путь; -путём разума, науки - это длинный путь со многими доказательствами. 3. Проблемы соотношения общего и единого. Эта проблема связана с догмой о «Троице» и решалась с позиций «номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально существуют единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой сущности). Фома Аквинский по своему решил этот спор: -общее существует вполне реально, но не в уме и не в виде идей Платона; -общее в Боге. Бог есть общая полнота бытия, общее в чистом виде; -моменты общего могут быть найдены в любой вещи, т.к. вещи причастны к бытию; -то, что единичные вещи есть, т.е. существуют, связывает их в общее целое; -другого общего, кроме Бога и связи единичных вещей через бытие (т.е. опять же через Бога) нет. Выводы: -её мировоззрение основано на религиозной вере; -в центре философии - Бог; ВОПРОС № 3. Философия эпохи Возрождения и Нового Времени. 1. Философия эпохи Возрождения. Возрождение (ренессанс) - период перехода от средневековья к новому времени (с 14 до 17). Характеристика эпохи: 1. Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных производств. 2. Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы. 3. Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации революции в Нидерландах, Англии). 4. Эпоха Великих географических открытий (1492 г. - Колумб - Америка; 1498 г. - Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое кругосветное путешествие). 5. Культура и наука все больше приобретают светский характер, т.е. освобождаются от безраздельного влияния религии (Леонардо да Винчи). 1. Философия Возрождения прошла три периода: I. Период - гуманистический (14 - сер. 15 в.). (Данте Алигьери, Франческо Петрарка). II. Период - неоплатонический (сер. 15 - 16 в.). (Николай Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс). III. Период - натурфилософский (16 -нач.17 в.). (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей). Характеристика философии эпохи Возрождения. 1. Антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в большинстве университетов). Вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи (схоластике), а ее содержанию. 2. Пантеизм как главный принцип мировоззрения (развитие идеи неоплатонизма - Николай Кузанский, Мирандолло, Парацельс). (Пантеизм (греч. pan- все и theos- бог) - философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа»). Иерархическое представление о мироздании заменено на концепцию о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал. Природа одухотворена. 3. Антропоцентризм и гуманизм (Данте Алигьери - «Божественная комедия»; Петрарка - «Книга песен»). Сущность новой философии - антропоцентризм. Не Бог, а человек теперь помещен в центр космического бытия. Человек - не просто природное существо. Он господин над всей природой, творец. Культ красоты тела связывает его с антропоцентризмом. Задача философии - это не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства. * Н. Коперник (1473 - 1543) - создает новую модель мироздания - гелиоцентризм: 7. Центр мира Солнца; 8. Мир сферичен, неизмерим, бесконечен; 9. Все небесные тела движутся по круговым траекториям; 12. Солнце - не есть центр Вселенной, такого центра вообще нет; 13. Солнце - центр только нашей планетной системы; 14. Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно; 15. Жизнь и разум есть на других планетах; 16. Вселенная равна Богу, Бог заключен в самом материальном мире. (Сожжен 17.02.1600 г. На площади «Поле цветов»). (Умер, оставаясь узником инквизиции). 5. Социальная философия Ренессанса. Философия возрождения представила оригинальные трактаты исторического процесса и проекты идеального государства, связанные с идеей социального равенства. «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь». Идеи: 19. Уничтожение всех видов частной собственности; 20. Обязательный труд всех граждан; 21. Выборность государственных органов; 22. Семья - ячейка коммунистического быта. 23. Упразднение частной собственности и семьи; 24. Дети воспитываются государством; 25. Обязательный 4х часовой труд; 26. Распределение продуктов по потребностям; 27. Развитие наук, просвещения, трудового воспитания; 28. Главой государства выбирается выдающийся по знаниям человек; 29. Необходимость формирования всемирного единения, союза государств и народов, что должно обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами. Выводы: 1) Сущностью философии Возрождения является антропоцентризм. Человек рассматривается как Творец. 2) Хотя эпоха Возрождения не оставила великих философов, а философское творчество разворачивалось в основном в форме «осовременивающего воспоминания», она: 30. обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму; 31. заложила основу философии, свободной от религии. 2.Философия Нового времени. Условно философию Нового времени можно разделить на три периода: 1-й период: эмпиризм и рационализм 17 века. 2-й период: философия эпохи Просвещения 18 века. 3-й период: Немецкая классическая философия. А) Эмпиризм и рационализм 17 века: Исторические условия: 1) Замена феодального общества буржуазным (революция в Нидерландах, Англии). 2) Ослабление духовной диктатуры церкви (развитие протестантизма). 3) Соединение науки с практикой материального производства. -Торричелли - ртутный барометр, воздушный насос; -Ньютон - сформулировал основные законы механики; -Бойль - применил механику в химии. 1. Западная Европа из двух путей исторического развития цивилизации (духовный или научно-технический прогресс) выбирает путь НТП. 2. Выработано новое понимание задач науки и философии - не «наука для науки», а наука для увеличения власти человека над природой. 3. Активизированы поиски новых методов познания для: -систематизации огромного количества фактов; -создания целостной картины мира; -установление причинно-следственных связей между явлениями природы. Поэтому, Главным в философии этого периода становятся проблемы теории познания (гносеологии): -что значит знать? -что пролагает дорогу к истине: -аналитическим или синтетическим должно быть познание. Возникает идея «чистого разума», т.е. свободного от «идолов» разума, который проникает в сущность явлений. Философы активно ищут истинный, главный метод познания, который приведёт к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми. Основу нового метода ищут: 1) в чувственном опыте, выдвигая идею сверх значимости эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк). 2) в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Гоббса, рационалистов: Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. 1.Эмпирики (Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк) считали что: *единственный источник знания - это опыт 7. опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями, представлениями; 8. содержание всех знаний человека и человечества в конечном счёте сводится к опыту. *в душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений или идей. 9. душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена». *поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством
эксперимента, который корректирует данные органов чувств. А) Фрэнсис Бекон (1561-1626) - лорд - канцлер Англии, виконт. Труд: «Новый органон» - проблемы развития науки и анализ научного познания. Идеи: 1. Практическая значимость философии и всей науки. «Знание - сила» - его изречение. 2. Основной метод познания - индукция, опирающаяся на опыт и эксперимент. «Наша мысль движется от знаний единичных фактов к знаниям целого класса предметов и процессов». 3. Фундамент всякого познания - опыт (эмпирио), который должен соответственно организован и подчинён определённой цели. 4. Факты, на которые опирается наука, можно классифицировать, используя его метод (индукции). Люди, считал он, не должны уподобляться: -паукам, которые ткут нить из самих себя (т.е. выводят истину из «чистого сознания» как такового); -муравьям, которые просто собирают (т.е. постой сбор фактов); 1. Критикуя рационализм, предостерегал человечество от четырёх «идолов», т.е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки: -«идолы рода» - т.е. ориентации, свойственные человеческому роду (в частности - ожидание большего порядка, чем существующий в вещах); -«идолы пещеры» - личные суеверия, присущие отдельному исследователю; -«идолы рынка» - использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум; -«идолы театра» - те, что связанны с общепринятыми системами мышления (научные, философские, религиозные). Б) В лице английского философа Т. Гоббса (1588-1679) материализм Бэкона нашёл своего защитника и продолжателя. Материя по Гоббсу, вечная, а отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как перемещение тел в пространстве, т.е. как механическое движение, и уподоблял механизму не только все тела природы, но и человека и общество. В отличии от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал её несовместимой с наукой. В общественной жизни место религии - как средство «обуздания масс». В) Английский философ Дж. Локк (1632-1704) развивал учение об ощущениях как источнике наших знаний. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорождённого - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знания. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях, таков основной тезис Локка. Наметив диалектику врождённого и социального, Локк во многом определил развитие педагогики и психологии. 2.Рационалисты - Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готтфрид Лейбниц считали что: -опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Почему? А. Восприятия и ощущения иллюзорны; Б. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны. -зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчётливые идеи. -главное то, что человек мыслит. Это главная - интуитивная (внеопытная) идея такова: «Я мыслю - следовательно, существую» (Р. Декарт). -затем, по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести возможность существования Бога, природы, других людей. -каков вывод: а) в разуме человека содержится ряд идей (безотносительно всякого опыта, т.е. эти идеи возникли без ощущений до ощущений). б) развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинное знание о мире (хотя сведения о мире человек черпает из ощущений, поэтому и опыт и эксперимент - важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме). в) мышление основано на индукции и дедукции. Оно возникает независимо и до ощущения, но мышление приложимо к ощущениям. г) истинный метод всех наук и философии чем-то похож на математические методы. . они даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих, предельно ясных и четких формулировок, где от общих идей идут к частным выводам и в математике нет эксперимента. а) Рене Декарт(1596-1650) - французский философ, ученый, математик. « Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления». Идеи: 1) В учении о бытии весь сотворенный мир расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные. 1. Духовная – неделимая субстанция 2. Материальная – делимая до бесконечности Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга (вследствие чего Декарт считается родоначальником дуализма). 2) Развил гносеологию: -начало процесса познания – сомнение -разработал дедуктивный метод. б) Оригинальным было учение нидерландского философа Б. Спинозы(1632- 1677). Он, отдавал дань взглядам того времени, считал, что бог существует, но он лишен каких-либо качеств личности. Бог-это природа, обладающая протяжением и мышлением. Вся природа может мыслить, человеческое мышление-это частный случай мышления вообще. Большое внимание Спиноза уделял также проблеме необходимости и свободы. Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода есть осознанная необходимость». в) Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов - монад. Монады - это духовные элементы бытия, они обладают активностью и самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении и способны к страданию, восприятию и сознанию. Бог регулирует единство и согласованность монад. Так, низшим монадам присущи лишь смутные представления (в таком состоянии находится неорганический и растительный мир); у животных представления достигают ступени ощущения, а у человека - ясного понимания, разума. 3. Субъективный идеализм получил свое развитие в трудах английских философов Дж. Беркли и Д. Юма. А) Дж. Беркли(1685-1753), убежденный сторонник религии, выступил с критикой понятия материи. Он утверждал, что понятие материи является общим и потому ложным. Мы воспринимаем не материю как таковую, утверждал Беркли, а лишь отдельные свойства вещей - вкус, запах, цвет и т.д., восприятие которых Беркли называл «идеями». Окружающие нас вещи существуют в качестве идей в уме бога, который является причиной и источником земной жизни. Б) Д. Юм(1711-1776) также развивал субъективно- идеалистическую, но несколько иную, чем Беркли. Выводы: 1. Философы этого периода усилили гносеологические возможности наук в изучении природы, разработав методы научного познания, тем самым, вооружив человека знаниями по использованию ее сил. 2. Под воздействием естественных наук изменилось мировоззрение 17в. Допускалось расчленение мира на логически связанные и математические точно описываемые составные элементы. 3. В ходе соперничества рационализма и эмпиризма, верх одержал рационализм, благодаря чему была заложена основа категориального аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей математической и диалектической логики. 4. Дальнейшую разработку нашли проблемы социального оптимизма, идеи - о естественных правах человека, общественном договоре, формах государственного устройства, месте человека в окружающем мире. Б. Философия эпохи Просвещения 18 века. Характеристика эпохи: С учетом этого в 18 веке центр философских изысканий переместился из Англии во Францию (а затем в Германию). 3. насущные вопросы требовали активной деятельности философов, ясных и быстрых опровержений устаревших феодальных и клерикальных идей; 4. философия выходила за стены университетов и кабинетов ученых, она перемещалась в светские салоны Парижа, на страницы десятков и сотен запрещенных изданий; 5. философия становится делом идеологов и политиков; 6. развивается идея перестройки науки на разумных основаниях: 34. распространение положительных, практически полезных знаний о природе и обществе среди широких кругов образованных людей; 35. приобщение правителей (монархов) к новейшим достижениям науки и философии, которые внедрят принцип разума в государства; 36. критика традиционного христианства и борьба с религиозными догмами. 1. Рационализм. Рационализм трактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум, ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение. 2. В центре всех философских школ и систем находится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своими разумами. 7. разум рассматривается в рационалистических системах в качестве всей субъективной деятельности человека. 8. человек как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношениях на разумных началах. 9. мир законосообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящийся - это связано с внутренней активностью материи, с ее всеобщим движением. 10. механистичность французского материализма. Законы механики твердых тел, законы тяготения возводились в ранг всеобщих и ими определялись все природные и общественные процессы. (Ж. Ламетри «Человек- машина»). Важнейшие представители французского Просвещения: * Франсуа Вольтер (1694-1778) * Жан Жак Руссо (1712-1778) * Дени Дидро (1713-1784) (создатель 35 томной энциклопедии) * Жульен Ламетри (1709-1751) * Клод Гальвеций (1715-1771) * Поль Гольбах (1723-1789) В. Немецкая классическая философия (конец 18 - середина 19 века). Исторические условия. 1784 г. - появляется универсальная паровая машина Уатта; 1800 г. - А. Вольта изобретает химический источник тока; 1807 г. - первые пароходы; 1825 г. - первые паровозы; 1832 г. - Л. Шиллинг - электромагнитный телеграф; 1834 г. - М. Г. Якоби - электродвигатель и т.д. -к концу 18 века сформировалась химия как наука о качественных превращениях природных веществ; -формируются биология и учения об электромагнетизме. -Германия в отличие от Франции и Англии того периода оставалась экономически и политически отсталой страной, раздробленной на 360 самостоятельных государств («Священная Римская империя германской нации»); -она сохраняла цеховой строй, остатки крепостного права; -жёсткий политический порядок канцлера Бисмарка оставлял единственную сферу для индивидуального самовыражения, свободы творчества, независимость духа: сферу разума. Черты немецкой классической философии: 1. Несмотря на разнообразие основных философских позиций, немецкая классическая философия является единым, относительно самостоятельным этапом развития философии, ибо все её системы вытекают одна из другой, т.е. с сохранением определённой преемственности, отрицала предшествующую. Немецкая классическая философия представлена выдающимися философами: * Кант * Фихте * Шеллинг * Гегель * Фейербах а) Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической философии - ректор Кёнигсбергского университета, субъективный идеалист. В его философском учении отчётливо проявляются два этапа: докритический и критический. Докритический этап (стихийно-материалистический): -разрабатывает космогоническую теорию естественного образования солнечной системы из диффузной газопылевой материи, в результате вихревых вращательных процессов. Критический этап (начиная с 1770 г.). Труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Идеи: -Процесс познания - активный творческий процесс своеобразного конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта, который протекает по своим собственным законам. -Впервые в философии рассматривалась не структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта - как главный фактор, определяющий и способ, и предмет познания. «Коперниковский переворот», т.е. у Канта «не разум подобно солнцу вращался вокруг мира явлений, а мир явлений вращается вокруг разума». -Необходимые условия познания заложены a priori (т.е. до опыта) в разуме человека и составляют основу знания. -Но разум человека определяет и границы познания. Кант различал воспринимаемые человеком: -явления вещей; -вещи сами по себе. 2. Рассмотрена схема практического применения разума или этики -Исходной её предпосылкой является убеждение в том, что всякая личность - самоцель (она не является средством для решения задач, даже во имя общего блага). -Главный закон этики Канта - категорический императив: Поступок только тогда может считаться нравственным, когда он мог бы стать законом для других. Поступок -не является моральным, если в его основе лежит стремление к счастью, любви, симпатии и т.д.; -является моральным, если он основан на следовании долгу и уважении морального закона. В случае конфликта между чувствами и нравственным законом Кант требует безусловного подчинения нравственному долгу. б) Иоган Готлиб Фихте (1762-1814) - первый ректор Берлинского университета. Субъективный идеалист. Идеи: -«Я» - это дух, воля, нравственность -«Не - Я» - это природа и материя. в) Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф (1775-1854) - профессор Берлинского университета, объективный идеалист. Идеи: -Природа - не средство для реализации нравственных целей человека, не «материал» для человеческой деятельности. -Природа - это форма бессознательной жизни разума, изначально наделённая мощной творческой силой, порождающей сознание. Природа - «окаменелый интеллект». г) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - профессор Берлинского университета - апогей немецкого идеализма. Труды: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Лекции по истории философии», «Лекции по философии истории» и т.д. -идея первична; -она активна и деятельна; -её деятельность состоит в самопознании. В своём самопознании Абсолютная идея проходит три этапа: - Философия духа. На этом этапе Абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает своё содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности, проходя при этом три стадии: 1-я - субъективный дух (личность) 2-я - объективный дух (семья, гражданское общество, государство) 3-я - абсолютный дух (тремя ступенями развития, которого является искусство, религия, философия). Система закончена. Таким образом, философии выпадает честь сказать последнее и решающее слово не только в истории человечества, но и во всей мировой истории. Общий вывод философии Гегеля состоит в признании разумности мира: «Всё действительное - разумно, всё разумное - действительно». д) Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872) - создатель антропологического материализма. Идеи: «Абсолютный дух», а реальный человек в единстве телесных, духовных и родовых характеристик. Выводы: Немецкая классическая философия: Выводы по лекции: 1. История философии показывает, что философия это не есть чисто умозрительные построения мудрецов, а что во все времена она была тесно связана с жизнью общества, отражая в своих учениях его проблемы. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |